Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)
IV с О Ю 3 Беларусь—Россия, 11 ЯНВАРЯ 2007 ЧЕТВЕРГ № 1 (293) Тайны, сохраненные льдами Нынешний год ЮНЕСКО объявило Годом полярника приключения Владимир Чертков п о ч е т н ы й п о л я р н и к СОВЕТСКОГО СОЮЗА МОСКВА СЕМЬДЕСЯТ лет назад на площа ди Дзержинского в Москве был выставлен для обозрения само лет СССР Н-127. На этой одномо торной машине авиаконструктора Поликарпова советские летчики совершили первый разведыва тельный высокоширотный полет. Цель экспедиции, начавшейся ле том 1936 года, — подготовка к ор ганизации станции «Северный полюс-1». По тому времени была выдви нута смелая идея: забросить по лярников к Северному полюсу и в условиях длительного пребыва ния на дрейфующей льдине ис следовать поведение Ледовитого океана, проверить возможность обитания человека в экстремаль ных условиях. Каждый рейд, поход, полет в глубины Арктики требовал самой тщательной подготовки. И поэто му, когда О.Ю. Шмидт доложил правительству об экспедиции И.Д. Папанина, ему ответили: не обходима воздушная разведка высокоширотных районов. Прове рить все. Все— означало палатки, печи, нарты, продовольственный рацион, одежду, техническое обеспечение. И еще предстоял выбор базового лагеря, откуда можно было бы всегда оказать по мощь исследователям. — В неведомую дорогу уходи ли на двух самолетах, — вспоми нал в беседе со мной известный полярный авиатор, заслуженный штурман СССР Валентин Аккура тов. — Первый вел М. Водопья нов, он же и командир звена. Вто рой— В. Махоткин. Бортмехани ками были Ф. Бассейн, Л. Иваши на, а радистом С. Иванов. Навига тором— я. Увидишь те самолеты на фото графиях — сердце сжимается: от крытым, легким машинам надле жало пройти чуть ли не до самого полюса. Переоборудовали их как могли, насколько позволяла кон струкция, утеплили. Чтобы четко выделялись они на белом фоне, разрисовали в красно-зеленые цветы. Пришлось, как ни крути, самолет-то не транспортный, под весить наружу запасные винты, карты, лыжи... — Цыганский табор, да и толь ко, — говорил Аккуратов. — Поле тели. В Архангельске самолеты «переобули» — заменили колеса на лыжи. Многие зарубежные авиаторы посещали до нас высо кие широты, и все были едины во мнении: посадка на дрейфующий лед невозможна. Особенно кате горично высказались Амундсен и Нобиле: за проникновение на ди рижабле «Норге» в неведомую Арктику. Забудьте об этом. Мьь придерживались иной точки зре ния, и по Ледовитому океану пер выми пробежали наши самолеты. Задач было много. Проверить средства радионавигации, рабо тают ли магнитные компасы в вы соких широтах. Посмотреть, есть ли подходящие надежные льдины для лагеря. А летели они по марш руту Москва — Архангельск — Нарьян-Мар — Амдерма — про лив Маточкин Шар и мыс Жела ния на Новой Земле — бухта Ти хая на острове Гукера — остров Рудольфа. Даже по нынешним временам с сегодняшней техни кой перелет сверхсложный. — До Тихой, где располагалась полярная станция, добирались две недели, — продолжает рас сказ Валентин Иванович, — но по тем годам и то хорошо. Однако, как бы ни пуржило, как бы ни на крывало нас облаками, мы одной машиной достигли восемьдесят третьего градуса северной широ ты. А базу выбрали на острове Ру дольфа, куда, после возвращения в Москву, должны были прибиться со всем необходимым для папа- нинцев ледокольные пароходы «Герцен» и «Русанов». Кстати, на Рудольфе, когда Ак куратов с известным советским летчиком Ильей Мазуруком обес печивали безопасность дрейфа папанинцев, мой собеседник на шел весло, принадлежавшее экс педиции американца Фиалы, по ход которого к Северному полюсу финансировал миллионер Циг лер. — Посмотри-ка, — Валентин Иванович показал на четкую вы жженную на весле надпись: «По лярная экспедиция Циглера». Кто хоть однажды побывал до ма у Аккуратова, сохранил в памя ти обстановку его небольшого ка бинета. Здесь в полной мере мож но окунуться в обстановку Аркти ки: старые навигационные карты, секстант 30-х годов, охотничьи но жи, богатая библиотека по исто рии полярных путешествий на разных языках, палица из моржо вого клыка... И вещи, оставлен ные американцами на Рудольфе и извлеченные Валентином Ивано вичем из-подо льда. Весло, плит ка прекрасно сохранившегося шо колада. Два почтовых конверта с той же пометкой: «Полярная экс педиция Циглера». Табак для трубки в металлической коробке, который вплоть до последних дней, несколько десятилетий под ряд, курил в ночь под Новый год легендарный Аккуратов. — А это что за флакон? — спросил я его, держа ампулу с прозрачной жидкостью. — Видишь, игла хирургиче ская, шелковая нить. Очевидно, в спирте. А вот список участников экспедиции на гербовом бланке. И еще одна находка — блок нот, в котором масса всевозмож ных знаков, ничего не значащих для несведущего: сердце, крест, обозначения игральных карт — треф, бубны, пики... — Этими знаками помечали бочки, ящики, мешки, где хранили разную снедь, снаряжение. Русские всегда были в аван гарде освоителей Арктики, хотя и клали головы на пути к неведомо му. Вспомнили Седова, Брусило ва, Русанова. Нелегко дались и те полеты на самолетг 1 х Поликарпо ва — недаром двукрылую машину выставили на площади Дзержин ского в 1936 году. С радиомаяком, установленным на мысе Жела ния, который предназначался в «поводыри» самолетам, ничего не вышло — применяли астроно мические компасы. Однажды в облаках потерялся Водопьянов. Он едва дотянул до незнакомого острова на Земле Франца-Иоси фа, где и сел. Ждали его на мысе Желания пять дней. — Были приключения и по серьезнее, — делился Валентин Иванович. — Идем с Земли Фран ца-Иосифа домой, Шмидт торо пит с возвращением — экспеди ция на контроле у Сталина. И вдруг, а мы всего-то оторвались от берега километров на сто пять десят, с хвоста машины Водопья нова повалил черный дым. Само лет резко развернули, чтобы дотя нуть до бухты Тихой. Мотор стре лял, чихсш. Но ребята все-таки се ли. Машина перевернулась, лю дей выбросило в снег. У Водопья нова разрушен коленчатый вал двигателя, а второй самолет раз валился вовсе. Что делать? И авиаторы 48 часов кряду собира ют из двух самолетов один. Ма хоткин и Ивашина остаются на по лярной станции, дожидаясь паро ходов, а остальные летят в Моск ву. Задание правительства вы полнено. ■ Знаменитый полярный летчик Валентин Аккуратов показыва ет весло, побывавшее вэкспе диции американца Фиалы. В театре всегда праздник творчество Наталья Баратова МОСКВА РОССИЙСКИЙ художник Елена Качелаева выдвинута Регио нальным благотворительным фондом содействия театру и те левидению «Маски» имени Инно кентия Смоктуновского на соис кание премии Союзного государ ства в области литературы и ис кусства за оформление спектак ля по пьесе А. Н. Островского «Бешеные деньги» в московском Театре им. Н. В. Гоголя. За более чем 30-летнюю твор ческую деятельность Елена Каче лаева поставила свыше ста спек таклей в театрах Москвы, Санкт- Петербурга, Ярославля, Челябин ска, Оренбурга, Томска, Душан бе, Тбилиси, Днепропетровска, Новосибирска и других городов. Она постоянный участник рос сийских и международных худо жественных выставок. Живопис ные и графические работы заслу женного художника России Еле ны Качелаевой украшают экспо зиции многих музеев и галерей на родине и за рубежом. Елена Каче лаева — лауреат трех телевизи онно-театральных фестивалей Союзного государства, лауреат премии мэра Москвы. — Когда я работала в Цент ральном детском театре, — рас сказала корреспонденту «СОЮ- За» художница, — меня вместе с режиссером и актером нашего театра по путевке комсомола на правили в Беларусь. Меня по трясла тогда природа. Была ран няя весна. Пронзительно синее небо, вокруг синяя вода разлив шейся реки, вся земля покрыта ярко-желтыми цветами. Совер шенно фантастической красоты пейзаж. Мы приехали в далекую деревню, жили в доме в семье юноши, который трагически по гиб. Его судьбе и был посвящен спектакль, который мы тогда го товили. И вот эта весна, краски, доброжелательные, приветли вые жители той деревни — все это запомнилось навсегда. Такое мое первое, очень поэтическое впечатление о Беларуси. Потом я много раз бывала в Минске. Последний раз нынеш ней осенью на театральном «Фе стивале фестивалей», где я вхо дила в в состав жюри. Прекрасно, что не потеряны контакты, что братские наши народы общают ся, а мы можем следить за успе хами в области культуры наших стран. — В ваших работах, очень разных, но неизменно добрых, теплых, кра сивых, лрочитывавтся цельность и гармоничность натуры. Отчего так? — Мое кредо: театр как празд ник. Чувствую себя старомодной. Многие театры ставят сегодня авангардные спектакли. Все ху дожники пытаются решить зада чу, как уйти от традиций. Во что бы то ни стало отойти от традици онных решений. Поэтому вся классика обязательно в совре менных пиджаках или ватниках. Но мне это скучно. Сколько мож но повторять один и тот же при ем? Я считаю, на сцене должно быть красиво. Обязательно! Д а же если это трагедия. Ведь зри тель приходит в театр как на праздник. Й ищет там магию и волшебство. В спектакле должны быть красивые костюмы, не обя зательно исторические. Но кра сота обязательно должна присут ствовать. Таково мое кредо. — Но, наверное, не только вашо, но и кредо вашего театра, раз вы здесь главный художник? — У меня счастливо сложи лись обстоятельства. Я пришла работать в Центральный детский театр художником-постановщи- ком, и в то же время туда пришел молодой режиссер, только что окончивший ГИТИС, Сергей Яшин. Мы поженились, и вот уже больше тридцати лет работаем вместе: сначала в детском теат ре, а теперь в Театре им. Гоголя, где Сергей Иванович — художе ственный руководитель и глав ный режиссер. За минувшие го ды совместно поставили десятки спектаклей. Вот и сейчас Сергей вернулся из Петербурга, где в конце декабря в БДТ состоялась премьера нашей «Вассы Желез новой». Конечно, режиссер— главный человек в театре. Иногда он не соглашается в чем-то со мной. Но я все-таки пытаюсь не отступать от своего кредо. Может быть, оно выглядит наивно-романтически, но это проявление моей натуры, и я тут ничего поделать не могу. — Значит, есть спектакли, которые вам оформлять легко, органично?.. — Помню, еще вдетском теат ре мы ставили спектакль Хмели ка «Гуманоид в небе мчится». И нашли неожиданное решение. Там действие происходило в школе, а мы сделали совершенно фантастическую декорацию, очень сложную. Я боялась, что автор пьесы будет недоволен. А он посмотрел макет и сказал: «Я все думал, догадается ли кто-ни будь, что действие происходит на летающей тарелке?» Это один из моих любимых спектаклей. — А почему спектакли не сохраня ются в первозданном виде? — Хороший спектакль эксплу атируют, он часто идет, его выво зят на гастроли. Приходят в не годность костюмы, занавес, рек визит. Их штопают, чинят, подно вляют. Представляете, если спе ктакль прошел двести и более раз. Но новые костюмы не шьют, это слишком дорого, нерента бельно. Кроме того, меняются ак теры... — В театре Гоголя какой спектакль вам особенно близок? — Из последних — «Бешеные деньги». Спектакль получился гармоничным, единым решени ем. Там заняты молодые актеры. Еще «Король забавляется» по Виктору Гюго — красивый кос тюмный спектакль. — Как работают в тандеме худож ник и режиссер? Да, режиссер оп ределяет, что и как будет. Но ведь от художественного решения спек такля зависят и драматургия, и ми зансцены. Вы под диктовку режис сера рисуете? — Нет, сначала я читаю пьесу, у меня возникают свои образы, ходы. Потом встреча с режиссе ром — он рассказывает, как себе все представляет. А как это сде лать — уже задача художника. Может быть, я предложу что-то свое, может быть, смогу пере убедить в чем-то режиссера. И если ему понравится, он согла сится. Мне везло: со всеми ре жиссерами, с которыми мне до велось работать, мы быстро на ходили общий язык и общее ре шение. — У вас есть любимые решения? — Главное, дать перспективу, пусть иллюзорную, но глубину. Мой прием — обмануть зрителя. Помните, как один из булгаков- ■ Елена Качелаева; Со всеми режиссерами мынаходили общий язык. ских персонажей в «Мастере и Маргарите» непременно требо вал разоблачения черной магии. Так вот «разоблачений» я очень не люблю. Вот она магия: сцена открыта, со зрителем идет как бы игра. Пусть будет иллюзия, обман, зрителю не все сразу по нятно. — На каких сценах вы предпочитае те работать? — Люблю большую сцену. Но интересно работать и с малень кой, экспериментальной сценой, где пространство ограничено, зритель сидит чуть ли не на сце не. Минимальными средствами надо выполнить все декорации. — Есть ли такие произведения, пье сы, которые вам хотелось бы поста вить? — Очень хочу поставить Гоф мана, «Крошку Цахес». Наде юсь, когда-нибудь смогу осуще ствить свою мечту. Гофман — очень театральный автор. — А что любите в жизни? — Я счастливый человек — много чего люблю. Своих близ ких, свою работу. Люблю писать картины, особенно портреты. Очень люблю путешествовать по воде. Каждое лето мы с мужем плывем на пароходе: по Волге, Неве, Енисею, Дунаю ... Люблю смотреть на проплывающие ми мо города, на природу, закаты, восходы... За полчаса до весны.. Завтра исполняется 66 лет со дня рождения Владимира Мулявина помним Сергей Яковенко ПУШКИНО — МИНСК у БЕЛОРУССКОГО «песняра» Владимира Мулявина — ураль ские корни. Родился в Свердлов ске на двенадцатый день нового, 1941 года. Здесь же учился в му зыкальном училище. Затем ра ботал в Томской, Кемеровской, Читинской филармониях. В нача ле 60-х Мулявин переезжает в Минск и навсегда остается в Бе ларуси. После службы в армии молодые талантливые музыкан ты, среди них и Владимир, созда ли вокально-инструментальный ансамбль, в репертуаре которого был в основном белорусский фольклор. Мулявин стал художе ственным руководителем колле ктива. Название «Песняры» точ но выражало творческую пози цию музыкантов. В их руках за звучали не только традиционные инструменты, но и народные — лира, дудочка, цимбалы. В 1970 году коллектив становится лау реатом четвертого Всесоюзного конкурса артистов эстрады, по корив жюри исполнением бело русской народной песни «Ой, ра но на Ивана». В те годы обрели вторую жизнь белорусские на родные песни в обработке Муля вина. Большая творческая дружба связывала Владимира Мулявина с московским композитором Александрой Пахмутовой. Во многих уголках бывшего Совет ского Союза до сих пор поют за мечательную песню «Белорус сия» на стихи Николая Доброн равова, которая на долгие годы стала визитной карточкой «Пес- няров». А разве можно забыть лирическую песню «Я не могу иначе» или озорную «До третьих петухов», которые задушевно исполнял Анатолий Кашепаров? Одна из самых ярких страниц творческой биографии музыкан та — творческий дуэт с компози тором Игорем Лученком. За 30 лет совместной работы они по дарили зрителю и слушателю де сятки песен, которые «ушли в на род» и сегодня остаются попу лярными. В конце семидесятых публика услышала рок-оперу «Гусляр» на стихи Янки Купалы. Творческий диапазон Муля вина был без преувеличения безграничен. В 1984 году, к 40- летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захват чиков он написал 17 песен на стихи поэтов-фронтовиков и со временных белорусских авто ров, вошедших в программу «Через всю войну», дебют кото рой с блеском лрошел в Минске. А к осени 1987-го артист лодго- товил новую программу «Во весь голос» на стихи Владимира Маяковского, состоящую из двух частей: лирической и сатириче ской. Когда Мулявин пел, многоты сячный зал замирал. Вспомните: «Александрина», «Крик птицы», «Наши любимые», «За полчаса до весны»... Каждая песня — как маленький спектакль, эмоцио нальное потрясение для зрителя. Их поздравил Александр Невский премии Александр Левадный МОСКВА В ЦЕНТРАЛЬНОМ Доме литера торов состоялась 7-я церемония вручения ежегодной литератур ной премии имени Александра Невского «России верные сы ны». Лауреатами уходящего го да стали: поэт Николай Доброн равов, критик Лев Аннинский, прозаики Вера Галактионова и Владимир Еременко. Широко известный своими песнями, созданными в содруже стве с Александрой Пахмутовой, поэт Николай Добронравов на гражден за книгу стихов «Светит незнакомая звезда». Критик Лев Аннинский — за книги «Какая Россия нам нужна» и «Рус- ские+». Прозаик Вера Галактио- ( нова, первая «верная дочь Рос сии» за историю премии, отмече на за роман «5/4 накануне тищи- ны». Четвертый лауреат Влади мир Еременко — за повесть «Ве ликомученица» и вклад в разви тие независимой журналистики в России. — Они талантливо служат России, — сказал о награжден ных член жюри, главный редак тор «Литературной газеты» Юрий Поляков. Помимо денежной премии и диплома, каждый из лауреатов получил именную золотую медаль с профилем Александра Невско го. И это не случайно — награж дение было приурочено ко дню па мяти князя Александра Невского. Водитель для Веры стал Лучезаром премьера Татьяна Хорошилова МОСКВА В КАНУН Нового года на экраны России вышел новый фильм Ни колая Лебедева «Волкодав», снятый по одноименному роману Марии Семеновой. Она автор не скольких бестселлеров,совокуп ный тираж которых составил 1 миллион 800 тысяч экземпля ров. Это непревзойденный ре корд для российского фэнтези. Популярный актер Игорь Пет ренко (снимался в фильмах «Во дитель для Веры», «Княжна Мэ ри») сыграл в «Волкодаве» вои на Лучезара. — Почему вы так долго работали над фильмом? — Возникли производствен ные сложности. Во время съемок попали в снегопад, одна из деко раций переписывалась, потом случился пожар, съемки затяну лись. Работа над таким фильмом — очень сложное предприятие, гораздо более сложное, чем мог ло показаться на первый взгляд. Сначала за фильм бралась одна команда, потом другая. — Почему вы согласились снимать ся в этом фильме? ^ Мне было очень интересно участвовать в зрелищной карти не. У режиссера Лебедева рань- ще я снимался в «Звезде», полу чившей Государственную пре мию РФ. Сейчас он попытался создать положительного киноге роя по мотивам славянских ми фов. — Для съемок «Волкодава» было изготовлено много оружия, не сколько мечей. Для разных племен изготовлялись совершенно разные виды оружия. У вас возникали про блемы на съемках со старинным вооружением? — Когда ты особо не машешь мечом, проблем с оружием нет. Костюм, правда, делал меня не поворотливым, пола плаща все время норовила попасть в стре мя. — В «Волкодаве» вы сыграли отри цательную роль.Насколько трудно играть в таком жанре? — Артисты настолько привы кают к образу на экране, что иг рать в сказке психологически не обычно. Мною двигал внутрен ний интерес к материалу, кото рый компенсировал все сложные нюансы. Николай Лебедев не формально относился ко всему, что происходило на съемочной площадке, он создавал творче ское настроение. — А вы не боитесь, что зритель мо жет разлюбить вас, представшего в непривлекательном образе? — Думаю, у меня будет еще возможность реабилитировать ся. Иногда, чтобы зритель не по любил отрицательного персона жа, надо сгустить краски. Если невзлюбят моего героя — значит все нормально. — Что впереди? — Режиссер Владимир Борт- ко («Собачье сердце», «Идиот», «Мастер и Маргарита») присту пает в наступившем году к съем кам «Тараса Бульбы», где я сог ласился играть роль Андрия. — Снимались ли вы в Беларуси? — Часто. Там мы над «Кур сантами» работали. Минск стал для меня родным городом. Эти дни в прежние годы календарь у' 11 января 90 лет назад создан первый в России государственный Баргу- зинский природный заповедник, что положило начало развитию заповедного дела в России. В 1961 году в Беларуси на Со- лигорском калийном комбинате начата промышленная добыча калийной соли. 12 января День работника прокуратуры Российской Федерации. 285 лет назад Петр I издал указ, которым устанавливал: «Быть при Сенате генерал-про курору и обер-прокурору, а так же во всякой коллегии по проку рору»... «Сей чин яко око наше и стряпчий о делах государствен ных». 13 января В этот день 1703 года в Моск ве вышла в свет первая русская газета «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Москов ском Государстве и во иных окре стных странах». Ныне эта дата отмечается как День российской печати. ■ Михаил Ломоносов. 250 лет исполняется с того дня, когда в академической типо графии была отпечатана «Рос сийская грамматика» М. Ломо носова — одно из главных фило логических сочинении великого русского ученого. Это первая пе чатная русская научная грамма тика на родном языке. 14 января В этот день 1945 года совер шил свой подвиг единственный в Вооруженных силах России «Ба тальон Славы». Батальон бой цов бригады береговой обороны, дислоцированной под Архан гельском, первым форсировал Вислу. За проявленное мужест во весь личный состав подразде ления — 350 бойцов были удо стоены солдатского ордена Сла вы разных степеней. В 1944 году советские войска освободили от немецко-фашист ских захватчиков белорусские города Калинкович и Мозырь. 15 января В этот день 1946 года в Мин ске начался судебный процесс над военными преступниками немецко-фашистской армии. По приговору суда 14 генералов и офицеров были казнены. В 1959 году в этот день прово дилась всесоюзная перепись на селения. Население Беларуси составляло 8 миллионов 54 ты сячи 648 человек. Согласно пе реписи, проводившейся в этот же день в 1970 году, население республики превысило 9 милли онов. В 1976 году введена в эксплу атацию Вилейско-Минская вод ная система. 16 января 11о лет назад император рос сийский Николай II издал указ «О чеканке и выпуске в обраще ние золотых монет». В обороте появились золотые монеты — империалы и полуимпериалы до стоинством 15 и 7 рублей 50 ко пеек соответственно. 17 января В 1926 году в Минске открыл ся 1-й съезд исследователей бе лорусской археологии и архео.- графии, а в 1971 году там же от крылся Государственный театр музыкальной комедии Белару си. Рубрику ведет Владимир ПОТАПЕНКО. «СОЮЗ. Бвпарусь-Россия» Периодическое издание Соеета Министров Союзного государства Шеф-редактор А,И. Батыгин (Москва) Первый заместитель шеф-редактора А.М. Таранда (Минск) Адрес редакции «СОЮЗа. Беларусь— Россия»: Москва, А-40, ГСП-3125993, улица Правды, 24. Телефон: 257-5787 Факс: 257-5787 Е- mail: Ermakova@rg.ru Б,Хмельницкого, 10а, Тел, и факс: 232-1432 Газетазарегистрирована вМинистерстве подолам печати, телерадиовещания исредств массовых коммуникаций Российской Федерации 10 марта2000 года. Регистрационный N»77-1880, Издательство: ЗАО «Информационно-издательский концерн «Российская газета» ОТПЕЧАТАНО в 000 «Объединенный издательский дом Адрес: Москва, А-40, ГСП-3125993,ул. Правды, 24, Тел. 257-53-62, «Медиа-Пресса», Адрес: 125865, ГСП, Адрес редакции газеты «Советская Белоруссия»: Республика Беларусь, 220013, Минск, улица Тиражпо РФ;279145 Тиражпо РБ: 500 044 Тираж «СОЮЗа. Беларусь— Россия» в РФ иРБ: 779189 По графику: 16.00 Номер подписан: 16.00. Издательство «Советской Белоруссии»: Белорусский Дом печати. КИПУП «Сож». Москва-137, ул. Правды, 24. Распространяется по всем подписным индексам: «Российской газеты»: 50202,32184,40942,40913,40924, 40945,38286,41591.«Советская Белоруссия»: 63889. •СОЮЗБ. еларусь- Росия»печатаетсявАрхангельске,Владивостоке,Волгограде,Воронеже.Екатеринбурге, Иркутске, Казани.Калининграде, Кемерове,Краснодаре, Красноярске, МинеральныхВодахМ,оскве. Мурманске, НижнемНовгороде,Новосибирске,Омске, Оренбурге.Пенез,Перми,Ростовв-на-Доиу, Санкт-Петербурге,Самаре,СаратовТе,юмени.Ульяновске,Уфе,^ебоксараОе^^ •СоветскаяБелоруссия»печатаетсявг.Минске, Гомеле.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz