Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)
11 ЯНВАРЯ 2007 ЧЕТВЕРГ № 1 (293) С о Ю 3 Беларусь —Россия____ Щ Профи из массовки Благодаря им батальные сцены в кино выглядят I натурально, а костюмы героев соответствуют духу времени проекты Сергей Голесник новополоцк ПАРНЯМ из белорусских клу бов так называемой военно исторической реконструкции скучать не приходится. Чтобы создать «один к одному» ры царские доспехи или пошить солдатские сапоги времен На- ■и полеона, надо не только «тео рию» в архивах изучить. Здесь каждый сам себе и куз нец, и портной. Зато как при ятно блеснуть новенькой аму ницией на фестивалях в Маль- борке и Грюнвальде или на съемочной площадке настоя- ^ц е го блокбастера! ^ в с л е зффектных съемок в ^зоссийском фильме «Ночной дозор», состоявшихся два го да назад, у белорусских «ры царей» появилось много за манчивых предложений. Зва ли их в такие любопытные проекты, как «Мальтийский крест», «Чингисхан», но по разным причинам от сотруд ничества с киношниками тог да пришлось отказаться. А минувшей осенью новополоц кие «Железные волки», их минские «Товарищи по ору жию», байк-клуб из Полоцка «Темные крылья» и еще де сятки энтузиастов из Гродно и Гомеля приступили к работе в двух белорусско-российских картинах, рассказывающих о Великой Отечественной вой не. Сейчас оба проекта находятся в производстве на «Беларусь- ^ фильме». Первая лента назы вается «Враги». Снимает ее молодой белорусский режис сер Мария Можар. К слову, Мария — ученица Алексея Учителя, который выступил здесь в роли продюсера. Бе лорусским и российским ки номанам будет любопытно увидеть также и очередную роль Геннадия Гарбука. Фильм рассказывает о том, как немецкая пехотная часть отходит в тыл на отдых. Зах ватчики, оказавшиеся на ка кое-то время вырванными из атмосферы боевых действий, пытаются наладить отноше ния с населением. Один из молодых солдат даже влюб- _ ляется в местную девушку, но... В итоге все заканчивает ся трагически. Война накла дывает отпечаток на челове ческие отношения, и люди — добрые и отзывчивые по сво ей природе — вынуждены ста новиться врагами. — В кино о Великой Отечест венной войне мы снимаемся впервые, — рассказывает ру ководитель новополоцкого клуба исторической реконст- , рукции «Железный волк» Анд рей Николаев. — Мы привык ли драться на мечах, быть «в железе», в доспехах, а здесь даже лицо за забралом шле ма не спрячешь. К тому же в фильме много не батальных, а просто бытовых сцен, где не мецкие солдаты, которых мы играем, чистят оружие, торгу ются на базаре или просто за горают. Снимается много крупных планов, и необходи мо придерживаться историче ской достоверности. Сейчас ведь все эрудированные, если что не так — засмеют! Не успели «Волки» покинуть съемочную площадку в рай оне деревни Подгаличи, что на границе Минской и Витеб ской областей, как им посту пило очередное предложе ние — поработать с россий ским режиссером Ольгой Жу линой, взявшейся за экрани зацию произведений Василя Быкова. Рабочее название картины «Пойти и не вернуть ся». В главных ролях россия не Нина Филимошкина и Юрий Колокольников. Из бе лорусских актеров отметим Николая Гурьева, Сергея Жу равля, Алексея Размахова. По сравнению с «Врагами» здесь гораздо больше динамики, ба тальных сцен. Поэтому в пер вый же съемочный день ребя та с головой окунулись в ат мосферу напряженности и драматиэма, которые прису щи быковской прозе. Для массовки кино — всегда тяжелая работа. То под дож дем приходится вытаскивать тяжеленный мотоцикл из ре ки, то на морозе стоять дол гое время без движения в нужной «точке» при полной военной выкладке. Но ребя там из клубов исторической реконструкции к экстремаль ным условиям не привыкать. Они горды тем, что их увлече ние получает высокую оценку у известных режиссеров и зрителей, а сделанная ими униформа превращается в ки- нореквиэит и служит созда нию яркого исторического фона. Что же касается ново полоцких «рыцарей», то они сегодня готовы взяться за ра боту любой сложности. «Если в Голливуде соберутся снять «Спасти рядового Райана-2» и пригласят нас в Норман дию, — шутят «Волки», — мы не подведем». Святая К музь!ке любовь Окончание. Начало на стр. I — Говорят, у вас зреет еще один новый проект, теперь не фести валь, а конкурс... — Да, я решил возобновить конкурс исполнителей белорус ской эстрадной песни. Разыски вать людей, которые действи тельно любят свою поэзию, не повторимую национальную ме лодику и интонацию. Первые этапы конкурса прошли во всех районах и областях, планирует ся заключительный концерт, на деюсь, будет успешным. — Ане посещает ли вас иногда чув ство, что вы стремитесь объять не объятное? На сон, на книги у вас время остается? — Сейчас меня волнует толь ко одно: как успеть сделать все то, что запланировал, все-таки мне уже не 40 и не 50 лет. Но, по верьте, я действительно бес крайне люблю нашу белорус скую поэзию и музыку и не меньше — советских, теперь уже российских композиторов и исполнителей. Поэтому и про сыпаюсь в 5 утра и успеваю пе ределать множество дел до 9 часов, когда начинаются репе тиции — другая суета. Правда, вот книги... Не буду вас обманы вать, художественную литерату ру теперь читаю редко. Зато ка ждый год стараюсь пройти пол ный теоретический курс всех дисциплин, которые проходил когда-то в консерватории. — Откуда в вас такая целеустрем ленность? Кто ваши родители? — Отец родился в первом го ду прошлого столетия, был про стым рабочим — человеком, очень преданным своему госу дарству, воевал... Мама — прачка. Оба родом из деревни Мелешковичи, недалеко от Мо зыря. То есть корни у меня дере венские... Родители всегда мно го работали, но жили мы небо гато, и поэтому очень рано я стал воспитанником военного оркестра в Курске ... Потом ра ботал почти 20 лет в цирке и лю бил его по-настоящему. И меня артисты любили. Потому что наш оркестр умел им аккомпа нировать, а не тянул на себя одеяло. Артисты это ценили, а сотрудничал я практически со всеми ведущими мастерами со ветского цирка, во время Олим пиады B^j!980 году работал в Московском цирке с Олегом По повым... — Сегодня ваш прославленный ор кестр может сыграть все, что угод но? Или всо-таки нет? — Мы не претендуем на опер ный театр, но что касается эст радной музыки, джаза — тут без ограничений. Пожалуй, не оста лось такого белорусского ком позитора, к чьей музыке мы бы не обращались. Например, в Мстиславле оркестр представ ляет программу «Славные име на Беларуси». Имя народного артиста республики Николая Чуркина, у которого в свое вре мя принимал экзамены Петр Ильич Чайковский, не звучало нигде целых 47 лет. Именем Чуркина, который работал в Мстиславле, мы и назвали свой фестиваль. После нас его музы ку рнова начали исполнять... Не без гордости могу сказать, что немало и других забытых имен наш оркестр вернул белорусам. — А где, как вы считаете, еас больше любят — е России или в Бе ларуси? — В Беларуси, похоже, меня любят больше, причем чем дальше я отъезжаю от Минска, тем сильнее чувствую эту лю бовь. Меня все узнают, останав ливают прямо на улице, говорят слова благодарности... А в Рос сии, если можно так сказать, ме ня больше уважают, встречают всегда с почестями. — То есть в России вы чувствуете себя звездой? Звезды на гастро лях обычно имеют свой райдер, список условий... — Никогда этим не занима юсь — всегда езжу в одном ва гоне, в одном автобусе с музы кантами. Если они едут в общем вагоне — и я с ними в общем, хо тя я значительно старше. Никог да не играю в звезду и презираю тех, кто этим занимается. — К новогодним праздникам вы подготовили впечатляющую про грамму «Антология белорусской песенной поззии»... — Первый концерт оркестра в новом году пройдет прямо в сборочном цехе жодинского за вода БелАЗ. На мой взгляд, это самый правильный, самый точ ный путь, и я этого не стесняюсь. Мы всегда рады выступить там, где нас ждут... В наступившем году наш оркестр готовит мно жество новых программ, в том числе грандиозный концерт для «Славянского базара» под на званием «Джазовая панорама», в котором вперрые примут уча стие звезды мировой величи ны... Знаете, невозможно рас сказать обо всех событиях в Рос сии и Беларуси, где мы будем принимать участие. Но их будет много — все-таки мы Союзное государство, у нас по-прежнему масса общего. Лично я многому учился у Юрия Сеульского, Оле- ■ Михаил Финберг: Наш оркестр готовит грандиозный концерт для «Славянского базара». га Лундстрема, Юрия Силантье ва, Анатолия Кролла, у других легенд российской музыки. Не которых из них уже нет в живых, но я рад, что был их другом... На торжественный вечер в честь за кладки моей именной звезды на Площади Звезд в Москве при шел Олег Лундстрем. И сказал мне такие слова, что я не имею права после этого делать ника- кихошибок. — И ч Ь он вам сказал? — Я не могу вам переска зать — его слова у меня в душе. И при этом он назвал меня Ми шенькой. Я был знаком с Лундст- ремом больше 45 лет, но не знал, что он меня так любит, понимае те? Это ко многому обязывает. Нет дохода — нет книги? О чем пишет сегодня новое поколение белорусских писателей обозрение Наталья Заруцкая МОСКВА — МИНСК_________________^ РАСПРОСТРАНИТЕЛИ продук ции российских издательств в Беларуси очень внимательно отслеживают спрос на те или иные издания. На любой книж ной выставке — и российской, и белорусской — оказываются од ни и те же книги, которые можно заказать у самого распростра нителя или через Интернет-ма газин. Но есть книги, которые изна чально обречены на узкий круг читателей, поскольку такая ли тература лишена эксклюзивного права на истину, она узким кру гом и ограничивается. Если кни ги Чухонцева вышли в 2005 году тиражом 500 экземпляров и до сих пор в России не раскуплены, то та же картина наблюдается и на территории Беларуси. А дете ктивы Донцовой в России раску паются стотысячными тиража ми, не менее внушительные ти ражи поглощает Беларусь. Поэ тому во времена всесильного Интернета нелепо было бы гово рить об изолированности бело русского книжного рынка от рос сийского. Все, что издается в России, можно найти и приобре сти в Беларуси — если не в книжных магазинах, то на книж ных выставках, в Интернет-ма газинах: и Дмитрий Быков, и Улицкая, и Толстая... Есть некоторые фрагменты литературного процесса, кото рые остаются вне широкого об щественного внимания, о кото рых не знает и массовый россий ский читатель. Это литература интеллектуальная, постмодер нистская или продолжающая лучшие традиции. Такая литера тура не становится массовой. Встречи российских и белорус ских писателей лишь подтвер ждают, что у писателей, пишу щих на разных языках, пробле мы одинаковые. В Советском Союзе каждая национальная литература имела некий лимит для выхода на об щесоюзное пространство. Когда в республике издавалась книга заметного автора, она перево дилась на русский язык и обяза тельно издавалась в Москве. Ус траивались декады националь ных литератур, постоянно шел творческий обмен, устанавлива лись связи между писателями. Это продолжалось до начала де вяностых годов, писатели стар шего поколения до сих пор нос тальгируют по этому процессу. Теперь правила игры диктует рынок. Книга, не приносящая из дателям доход, еще раз изда ваться и переводиться не будет. Увы, как говорят наши бело русские коллеги, поколение со рокалетних писателей сегодня практически неизвестно — поя вились другие векторы в разви тии литературы. Кто-то перево дится в Польше, у кого-то из бе лорусских молодых постмодер нистов хорошие связи с Герма нией, у кого-то с Швецией, Аме рикой. Но все это происходит на уровне личных контактов, никем не освещается и не отмечается. Проще обстоит дело с классика ми советских времен. Например, председатель обновленного Со юза писателей Беларуси Нико лай Чергинец, который сделал себе имя еще в советское время, и сегодня востребован издате лями. А те, кто являет собой сов ременную литературу, — прак тически неизвестны. Кроме то го, в белорусской литературе есть еще языковая проблема, и белорусские писатели конкури руют не столько между собой, сколько с привозной литерату рой. Рынок — всегда пиар, рекла ма, раскрутка, товар он и есть товар, в этом огромное преиму щество на стороне российских издателей, которые подхватили мировую эстафету «раскрутки». Так кто они, незамеченные вершители белорусского лите ратурного процесса? Андрей Федоренко — проза ик, принадлежащий к поколению сорокалетних писателей. Он ра ботает в традиционной манере, был участником литературной выставки «Экспресс-2000», ко торую устраивал немецкий Со юз писателей. Из его произведе ний отметим повесть «Деревня». Более молодое поколение писа телей про деревню рассказы вать или не хочет — задавлено стереотипами еще советских времен, или эта тема после зна менитых «деревенщиков» сей час просто никого не интересу ет... Любопытен и его последний роман «Ревизия», где он пишет о проблемах поколения сорока летних литераторов. Еще одно имя — интересный поэт Леонид Дранько-Майсюк. Последнее его произведение — «Нервный роман» — попытка со здания образа современного ге роя. В центре внимания литера турной и читательской общест венности — поэт глубокой фило софской образности Виктор Шнип и его последний сборник стихов и эссе «Баллада кам ней». Людмила Рублевская — поэ тесса и критик, автор романа «Золото забытых могил», дейст вие которого происходит в 1863 Интернета. Поэтесса Раиса Бо ровикова, главный редактор журнала «Маладосць», в пос леднее время отметилась инте ресной прозой с элементами фэнтези, в том числе книгой для детей «Сказки старого астро навта». Есть и совсем молодые, чьи произведения, тем не ме нее, бурно обсуждаются в Ин тернете, — Сергей Балахонов, Югася (Евгения) Коледа, Аль- герд Бахаревич, Андрей Хада- нович. Вика Тренас, Оксана Без лепкина. Теперь о том, как издать свои книги. Молодым писателям в Бе ларуси сделать это весьма слож но. Самое крупное государст венное издательство «Художе ственная литература» обязано печатать каждый год несколько книг молодых писателей — 3 — 4 томика прозы и поэзии. Дейст- Теперь правила игры диктует рынок. Книга, не приносящая издателям доход, еще раз издаваться и переводиться не будет и 2000 годах, и цикла рассказов «Старосветские мифы города Б*», в котором соединяются реа лии белорусского местечка де вятнадцатого века и античные мифы. Алесь Наварич — автор исто рического романа о восстании Кастуся Калиновского 1863-го года «Литовский волк». Его ро ман, кстати, получил специаль ную премию Президента Бела руси. Прозаик Борис Петрович ра ботает на границе с постмодер низмом. В последней его трило гии тоже прослеживается попыт ка осмысления жизненного пути современного молодого челове ка. Из белорусских писателей, которые создают популярную литературу, можно назвать и Адама Глобуса — в его произве дениях есть элементы фэнтези и эротики. Писатель более старшего по коления — Виктор Касько. Его романы обсуждаются на страни цах литературных журналов и вительно, отбираются самые та лантливые писатели, осталь ным, может быть, не менее та лантливым, надо, как и в России, полагаться на собственные силы и средства — издаваться в част ных издательствах, искать спон соров. И тиражи соответствую щие — от 300 до 1500 экземпля ров. А, как известно, литератур ный процесс создают не только сами его виновники — литерато ры, но и издатели. Так, в Белару си издаются крупные литератур ные журналы: «Полымя», «Моло дость», «Дзеяслоу»(«Глагол»), Есть газета «Литература и искус ство», журнал «Всемирная лите ратура». Есть журнал «Неман», несколько сайтов, где постоянно ведутся литературоведческие дискуссии, обсуждаются лите ратурные произведения совре менных писателей. Поэтому ли тературный процесс хоть и лока лен, но рынком окончательно не задавлен. Литераторы выступают в школах, институтах, устраива ются встречи с читателями, к со жалению, имеющими слабое представление о современном литературном процессе. Произведения современных белорусских литераторов редко экранизируются. По роману для юношества Андрея Федоренко «Три талера» снят сериал, кото рый успешно прошел по бело русскому ТВ. Много фильмов снято по произведениям Нико лая Чергинца. В крупных минских книжных магазинах, таких как «Светоч» на проспекте Победителей или «Центральный» на проспекте Независимости, представлен большой выбор книг. Есть отде лы украинской книги, белорус ские издания издательства «Академкнига», учебники хоро шего качества. Так называемого книжного голода нет давно, тем не менее, многие читатели жалу ются на высокие цены, что явля ется одной из причин падения интереса к чтению. Есть и другая причина — отсутствие информа ции о книгах. И в заключение сделаем одно уточнение. В номере «СОЮЗа» за 14 декабря в материале «Ни колай Чергинец: Таланты под держим!» — в интервью предсе дателя Союза писателей Бела руси Н. Чергинца по техниче ским причинам выпал абзац. Пе ред первым вопросом полно стью текст выглядит так: Сегодня на правах председа теля нового творческого Союза Николай Чергинец заявляет: «Мы за то, чтобы развивать ста рые традиции, и будем и дальше придерживаться государствен ной политики о двуязычии. Нам безразлично, кто на каком языке пишет, — надо, чтобы писал та лантливо. Когда встал вопрос о создании нового Союза, мы под твердили свою готовность спо собствовать развитию литерату ры и стали думать, что можем сделать в этом направлении. Ко нечно, в национальном государ стве просто необходимо, чтобы развивался свой, белорусский язык. Но у нас в городах боль шинство людей говорит по-рус ски — и пусть говорят. Поэтому член нашего Союза может пи сать на любом языке, но служить он должен интересам белорус ского народа». Не забь!ть! идеаль! декабристов Айрат Сагдатов МОСКВА — ИРКУТСК ЗАВЕРШИЛАСЬ международная акция «Товарищ, верь1..», посвя щенная истории восстания дека бристов на Сенатской площади. Она проводилась по инициативе международного союза «Мужест во и гуманизм». Союза писателей России, межрегионального фон да «Славомир», общества «Нас ледие декабристов». Об итогах поездки говорили в Историче ском музее российской столицы. — Во время поездки мы ста рались донести до людей идеалы декабристов — любовь к народу и Родине, готовность встать на ее защиту, гуманизм и ценности гражданских свобод. История дворян-революционеров вызы вает живой интерес не только у старшего поколения, но и у моло дежи, — рассказал председа тель Международного Союза «Мужество и гуманизм» Василий Криворотенко. — Акция приобщила нас к тем идеалам, которые исповедо вали декабристы, к их судьбам и творческому наследию, судьбам их жен, добровольно последо вавших за мужьями в Сибирь, — отметил студент МГУ Игорь Ко ролев. «Товарищ, верь!..» — не един ственный проект, организован ный Международным Союзом благотворительных обществен ных организаций «Мужество и гуманизм». В конце минувшего года в Республике Беларусь прошла международная акция- проект «Мы — наследники По беды!» и «Рука друга». В них принял участие и депутат Госу дарственной Думы РФ Геннадий Селезнев. На смену уходящим из жизни фронтовикам, участникам тру дового, дипломатического и «невидимого» фронта приходят их дети и внуки. Многие из них, став известными государствен ными и общественными деяте лями, учеными, активно участ вуют в нравственном становле нии и патриотическом воспита нии молодежи, укрепляют пре емственность поколений, несут правду о великой победе. Акция «Мы — наследники Победы!» призвана восполнить воспита тельный и моральный потенци ал Союзного государства. Рос сийско-белорусский проект «Ру ка друга» проводился с целью профилактики правонарушений в подростковой среде и о каза ния моральной поддержки и гу манитарной помощи воспитан никам детских колоний наших стран. Балтийская муза регион Георгий Набатов КАЛИНИНГРАД — МИНСК В ТВОРЧЕСТВЕ каждого второ го калининградского писателя присутствуют белорусские моти вы. Ведь так или иначе, направ ляясь в «большую» Россию, жи тели янтарного края по пути с ин тересом знакомятся с жизнью своих соседей. Жизнь белорус ской деревни, особая духовная атмосфера Минска, трудолюбие сябров отражены в рассказах «К теще на блины» Юрия Крупени- ча, «Запах керосина», «Посы лочка» Виталия Шевцова, очер ках «Беларусь далекая и близ кая» Андрея Старцева. Белорус ская тема широко представлена в книгах Татьяны Тетенькиной, Анатолия Лунина. На писательских собраниях в Калининграде часто заходит разговор о делах в братской рес публике. Местное отделение Со юза писателей России планиру ет издавать литературную газе ту, первый номер которой вый дет под девизом «Калинин град — Минск: маршруты друж бы». На страницах калининград ской «Литературки» выступят прозаики и поэты обоих городов. Разведка в лабиринтах мозга 1 наука Альберт Валентинов КОЛТУШИ — МИНСК р о с с и й с к и е и белорусские нейроморфологи открыли в го ловном мозге животных и чело века особые чувствительные ме ханизмы, которые держат под контролем состояние самого мозга. Это представляет новые возможности для развития меди цины. В одной из повестей Новико- ва-Прибоя, посвященных Рус ско-японской войне 1905 года, есть страшный эпизод. Стоя на посту, раненый солдат с пере бинтованной головой пальцем выковыривает из черепа кусочки мозга. Фантасмагория! — И тем не менее такое впол не реально и, очевидно, списано с натуры. Хотя бы потому, что придумать такое невозможно: никакой фантазии не хватит, — говорит профессор Института физиологии им. И.П. Павлова РАН Олег Сотников. — Дело в том, что головной мозг не испы тывает боли. Это известно дав но. Еще в 1906 году английский хирург Хорслей во время опера ции на человеке показал, что боль ощущается при разрезе ко жи, надкостницы, мозговых обо лочек. Сам же мозг можно ре зать, кромсать, давить, он не по чувствует боли. Как же так? Если болит, зна чит, что-то неладно в организме, следовательно, надо принимать меры. Иными словами, боль — это сигнал о том, что тебе угро жает опасность, и чем боль силь нее, тем опасность больше. Боль — надежный сторож наше го здоровья. Так почему им не снабжен мозг — самый главный человеческий орган? Лишен ли он, как формулируют ученые, «чувствительной информации относительно собственного со стояния? Есть ли в мозге особые чувствительные нервные клетки и специальные сверхчувстви тельные древовидные ветвления нервных волокон, как в других органах?» В таком виде вопрос сформулировала совместная ис следовательская группа россий ских и белорусских нейроморфо логов из Института физиологии РАН и Института физиологии На циональной академии наук Бе ларуси. Финансировать проект согласились обе академии. — Началось с экспедиций на Белое море, — рассказывает профессор Сотников. — Мы изу чали прозрачных беспозвоноч ных животных в надежде проана лизировать их нервную систему, не вскрывая самих животных. Удача пришла к нам на Черном море. С помощью украинских коллег из Института биологии южных морей нам удалось до быть уникальных прозрачных животных — ланцетников. Их нет в Балтийском море, да и в Чер ном они сохранились под охра ной военно-морской базы в Ба лаклаве. Это древнейшие хордовые животные, прародители позво ночных. Уникальная прозрач ность их тела позволяет видеть мозг и его нервные клетки — нейроны. Так были обнаружены одинокие чувствительные к све ту клетки (их назвали «глазки»), расположенные двумя рядами вдоль центрального канала моз га. Ученым впервые удалось за снять их у живого ланцетника с помощью специального фазово контрастного микроскопа. Прин ципиальная находка означала: внутри мозга есть чувствитель ные нейроны. Но если они не чувствуют боли, тогда что же? Экскурс в историю дал не ожиданные результаты. Как оказалось, в далеком прошлом, когда «инструментом» анесте зиологов при хирургических операциях нередко служил либо стакан спирта, снижающий бо левые ощущения, либо точно рассчитанный удар деревянной колотушкой по голове, «отклю- Боль — надежный сторож нашего здоровья. Так почему им не снабжен мозг? чающий» пациента на необходи мое время, хирургам было из вестно, что ткани внутренних органов тоже не чувствуют бо ли. Зато резко болезненны их оболочки. Развитие анестезио логии сделало эти знания неак туальными. Теперь наука верну лась к ним, хотя и с других пози ций. — С помощью белорусских коллег, руководимых профессо ром Людмилой Ивановной Ар чаковой, — продолжает О. Сот ников, — был получен богатей ший материал, позволивший идентифицировать чувстви тельные нейроны и нервные окончания в различных органах и тканях. Такие же чувствитель ные клетки и терминали были обнаружены в мозге миноги, че репахи и ... человека. Это уда лось сделать после того, как на ми был разработан комплекс морфологических признаков чувствительных нервных окон чаний, расположенных во внут ренних органах. Теперь можно с уверенностью утверждать: в мозге животных и человека, как и во всех органах, имеются соб ственные чувствительные ре цепторы, которые до сих пор на ука никак не учитывала, не свя зывала с патологическими из менениями в мозге, но, воздей ствуя на которые, можно влиять на такие изменения. Их можно активировать, или, наоборот, затормозить. Все это открывает перед медициной новые боль шие возможности в лечении за болеваний мозга. Над этим мы вместе с белорусскими коллега ми сейчас и работаем.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz