Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)

11 ЯНВАРЯ 2007 ЧЕТВЕРГ № 1 (293) С о Ю 3 Беларусь —Россия____ Щ Профи из массовки Благодаря им батальные сцены в кино выглядят I натурально, а костюмы героев соответствуют духу времени проекты Сергей Голесник новополоцк ПАРНЯМ из белорусских клу­ бов так называемой военно­ исторической реконструкции скучать не приходится. Чтобы создать «один к одному» ры­ царские доспехи или пошить солдатские сапоги времен На- ■и полеона, надо не только «тео­ рию» в архивах изучить. Здесь каждый сам себе и куз­ нец, и портной. Зато как при­ ятно блеснуть новенькой аму­ ницией на фестивалях в Маль- борке и Грюнвальде или на съемочной площадке настоя- ^ц е го блокбастера! ^ в с л е зффектных съемок в ^зоссийском фильме «Ночной дозор», состоявшихся два го­ да назад, у белорусских «ры­ царей» появилось много за­ манчивых предложений. Зва­ ли их в такие любопытные проекты, как «Мальтийский крест», «Чингисхан», но по разным причинам от сотруд­ ничества с киношниками тог­ да пришлось отказаться. А минувшей осенью новополоц­ кие «Железные волки», их минские «Товарищи по ору­ жию», байк-клуб из Полоцка «Темные крылья» и еще де­ сятки энтузиастов из Гродно и Гомеля приступили к работе в двух белорусско-российских картинах, рассказывающих о Великой Отечественной вой­ не. Сейчас оба проекта находятся в производстве на «Беларусь- ^ фильме». Первая лента назы­ вается «Враги». Снимает ее молодой белорусский режис­ сер Мария Можар. К слову, Мария — ученица Алексея Учителя, который выступил здесь в роли продюсера. Бе­ лорусским и российским ки­ номанам будет любопытно увидеть также и очередную роль Геннадия Гарбука. Фильм рассказывает о том, как немецкая пехотная часть отходит в тыл на отдых. Зах­ ватчики, оказавшиеся на ка­ кое-то время вырванными из атмосферы боевых действий, пытаются наладить отноше­ ния с населением. Один из молодых солдат даже влюб- _ ляется в местную девушку, но... В итоге все заканчивает­ ся трагически. Война накла­ дывает отпечаток на челове­ ческие отношения, и люди — добрые и отзывчивые по сво­ ей природе — вынуждены ста­ новиться врагами. — В кино о Великой Отечест­ венной войне мы снимаемся впервые, — рассказывает ру­ ководитель новополоцкого клуба исторической реконст- , рукции «Железный волк» Анд­ рей Николаев. — Мы привык­ ли драться на мечах, быть «в железе», в доспехах, а здесь даже лицо за забралом шле­ ма не спрячешь. К тому же в фильме много не батальных, а просто бытовых сцен, где не­ мецкие солдаты, которых мы играем, чистят оружие, торгу­ ются на базаре или просто за­ горают. Снимается много крупных планов, и необходи­ мо придерживаться историче­ ской достоверности. Сейчас ведь все эрудированные, если что не так — засмеют! Не успели «Волки» покинуть съемочную площадку в рай­ оне деревни Подгаличи, что на границе Минской и Витеб­ ской областей, как им посту­ пило очередное предложе­ ние — поработать с россий­ ским режиссером Ольгой Жу­ линой, взявшейся за экрани­ зацию произведений Василя Быкова. Рабочее название картины «Пойти и не вернуть­ ся». В главных ролях россия­ не Нина Филимошкина и Юрий Колокольников. Из бе­ лорусских актеров отметим Николая Гурьева, Сергея Жу­ равля, Алексея Размахова. По сравнению с «Врагами» здесь гораздо больше динамики, ба­ тальных сцен. Поэтому в пер­ вый же съемочный день ребя­ та с головой окунулись в ат­ мосферу напряженности и драматиэма, которые прису­ щи быковской прозе. Для массовки кино — всегда тяжелая работа. То под дож­ дем приходится вытаскивать тяжеленный мотоцикл из ре­ ки, то на морозе стоять дол­ гое время без движения в нужной «точке» при полной военной выкладке. Но ребя­ там из клубов исторической реконструкции к экстремаль­ ным условиям не привыкать. Они горды тем, что их увлече­ ние получает высокую оценку у известных режиссеров и зрителей, а сделанная ими униформа превращается в ки- нореквиэит и служит созда­ нию яркого исторического фона. Что же касается ново­ полоцких «рыцарей», то они сегодня готовы взяться за ра­ боту любой сложности. «Если в Голливуде соберутся снять «Спасти рядового Райана-2» и пригласят нас в Норман­ дию, — шутят «Волки», — мы не подведем». Святая К музь!ке любовь Окончание. Начало на стр. I — Говорят, у вас зреет еще один новый проект, теперь не фести­ валь, а конкурс... — Да, я решил возобновить конкурс исполнителей белорус­ ской эстрадной песни. Разыски­ вать людей, которые действи­ тельно любят свою поэзию, не­ повторимую национальную ме­ лодику и интонацию. Первые этапы конкурса прошли во всех районах и областях, планирует­ ся заключительный концерт, на­ деюсь, будет успешным. — Ане посещает ли вас иногда чув­ ство, что вы стремитесь объять не­ объятное? На сон, на книги у вас время остается? — Сейчас меня волнует толь­ ко одно: как успеть сделать все то, что запланировал, все-таки мне уже не 40 и не 50 лет. Но, по­ верьте, я действительно бес­ крайне люблю нашу белорус­ скую поэзию и музыку и не меньше — советских, теперь уже российских композиторов и исполнителей. Поэтому и про­ сыпаюсь в 5 утра и успеваю пе­ ределать множество дел до 9 часов, когда начинаются репе­ тиции — другая суета. Правда, вот книги... Не буду вас обманы­ вать, художественную литерату­ ру теперь читаю редко. Зато ка­ ждый год стараюсь пройти пол­ ный теоретический курс всех дисциплин, которые проходил когда-то в консерватории. — Откуда в вас такая целеустрем­ ленность? Кто ваши родители? — Отец родился в первом го­ ду прошлого столетия, был про­ стым рабочим — человеком, очень преданным своему госу­ дарству, воевал... Мама — прачка. Оба родом из деревни Мелешковичи, недалеко от Мо­ зыря. То есть корни у меня дере­ венские... Родители всегда мно­ го работали, но жили мы небо­ гато, и поэтому очень рано я стал воспитанником военного оркестра в Курске ... Потом ра­ ботал почти 20 лет в цирке и лю­ бил его по-настоящему. И меня артисты любили. Потому что наш оркестр умел им аккомпа ­ нировать, а не тянул на себя одеяло. Артисты это ценили, а сотрудничал я практически со всеми ведущими мастерами со­ ветского цирка, во время Олим­ пиады B^j!980 году работал в Московском цирке с Олегом По­ повым... — Сегодня ваш прославленный ор­ кестр может сыграть все, что угод­ но? Или всо-таки нет? — Мы не претендуем на опер­ ный театр, но что касается эст­ радной музыки, джаза — тут без ограничений. Пожалуй, не оста­ лось такого белорусского ком­ позитора, к чьей музыке мы бы не обращались. Например, в Мстиславле оркестр представ­ ляет программу «Славные име­ на Беларуси». Имя народного артиста республики Николая Чуркина, у которого в свое вре­ мя принимал экзамены Петр Ильич Чайковский, не звучало нигде целых 47 лет. Именем Чуркина, который работал в Мстиславле, мы и назвали свой фестиваль. После нас его музы­ ку рнова начали исполнять... Не без гордости могу сказать, что немало и других забытых имен наш оркестр вернул белорусам. — А где, как вы считаете, еас больше любят — е России или в Бе­ ларуси? — В Беларуси, похоже, меня любят больше, причем чем дальше я отъезжаю от Минска, тем сильнее чувствую эту лю­ бовь. Меня все узнают, останав­ ливают прямо на улице, говорят слова благодарности... А в Рос­ сии, если можно так сказать, ме­ ня больше уважают, встречают всегда с почестями. — То есть в России вы чувствуете себя звездой? Звезды на гастро­ лях обычно имеют свой райдер, список условий... — Никогда этим не занима­ юсь — всегда езжу в одном ва­ гоне, в одном автобусе с музы­ кантами. Если они едут в общем вагоне — и я с ними в общем, хо­ тя я значительно старше. Никог­ да не играю в звезду и презираю тех, кто этим занимается. — К новогодним праздникам вы подготовили впечатляющую про­ грамму «Антология белорусской песенной поззии»... — Первый концерт оркестра в новом году пройдет прямо в сборочном цехе жодинского за ­ вода БелАЗ. На мой взгляд, это самый правильный, самый точ­ ный путь, и я этого не стесняюсь. Мы всегда рады выступить там, где нас ждут... В наступившем году наш оркестр готовит мно­ жество новых программ, в том числе грандиозный концерт для «Славянского базара» под на­ званием «Джазовая панорама», в котором вперрые примут уча­ стие звезды мировой величи­ ны... Знаете, невозможно рас­ сказать обо всех событиях в Рос­ сии и Беларуси, где мы будем принимать участие. Но их будет много — все-таки мы Союзное государство, у нас по-прежнему масса общего. Лично я многому учился у Юрия Сеульского, Оле- ■ Михаил Финберг: Наш оркестр готовит грандиозный концерт для «Славянского базара». га Лундстрема, Юрия Силантье­ ва, Анатолия Кролла, у других легенд российской музыки. Не­ которых из них уже нет в живых, но я рад, что был их другом... На торжественный вечер в честь за ­ кладки моей именной звезды на Площади Звезд в Москве при­ шел Олег Лундстрем. И сказал мне такие слова, что я не имею права после этого делать ника- кихошибок. — И ч Ь он вам сказал? — Я не могу вам переска­ зать — его слова у меня в душе. И при этом он назвал меня Ми­ шенькой. Я был знаком с Лундст- ремом больше 45 лет, но не знал, что он меня так любит, понимае­ те? Это ко многому обязывает. Нет дохода — нет книги? О чем пишет сегодня новое поколение белорусских писателей обозрение Наталья Заруцкая МОСКВА — МИНСК_________________^ РАСПРОСТРАНИТЕЛИ продук­ ции российских издательств в Беларуси очень внимательно отслеживают спрос на те или иные издания. На любой книж ­ ной выставке — и российской, и белорусской — оказываются од­ ни и те же книги, которые можно заказать у самого распростра­ нителя или через Интернет-ма­ газин. Но есть книги, которые изна­ чально обречены на узкий круг читателей, поскольку такая ли­ тература лишена эксклюзивного права на истину, она узким кру­ гом и ограничивается. Если кни­ ги Чухонцева вышли в 2005 году тиражом 500 экземпляров и до сих пор в России не раскуплены, то та же картина наблюдается и на территории Беларуси. А дете­ ктивы Донцовой в России раску­ паются стотысячными тиража ­ ми, не менее внушительные ти ­ ражи поглощает Беларусь. Поэ­ тому во времена всесильного Интернета нелепо было бы гово­ рить об изолированности бело­ русского книжного рынка от рос­ сийского. Все, что издается в России, можно найти и приобре­ сти в Беларуси — если не в книжных магазинах, то на книж­ ных выставках, в Интернет-ма­ газинах: и Дмитрий Быков, и Улицкая, и Толстая... Есть некоторые фрагменты литературного процесса, кото­ рые остаются вне широкого об­ щественного внимания, о кото­ рых не знает и массовый россий­ ский читатель. Это литература интеллектуальная, постмодер­ нистская или продолжающая лучшие традиции. Такая литера­ тура не становится массовой. Встречи российских и белорус­ ских писателей лишь подтвер­ ждают, что у писателей, пишу­ щих на разных языках, пробле­ мы одинаковые. В Советском Союзе каждая национальная литература имела некий лимит для выхода на об­ щесоюзное пространство. Когда в республике издавалась книга заметного автора, она перево­ дилась на русский язык и обяза­ тельно издавалась в Москве. Ус­ траивались декады националь­ ных литератур, постоянно шел творческий обмен, устанавлива­ лись связи между писателями. Это продолжалось до начала де­ вяностых годов, писатели стар­ шего поколения до сих пор нос­ тальгируют по этому процессу. Теперь правила игры диктует рынок. Книга, не приносящая из­ дателям доход, еще раз изда­ ваться и переводиться не будет. Увы, как говорят наши бело­ русские коллеги, поколение со­ рокалетних писателей сегодня практически неизвестно — поя­ вились другие векторы в разви­ тии литературы. Кто-то перево­ дится в Польше, у кого-то из бе­ лорусских молодых постмодер­ нистов хорошие связи с Герма­ нией, у кого-то с Швецией, Аме­ рикой. Но все это происходит на уровне личных контактов, никем не освещается и не отмечается. Проще обстоит дело с классика­ ми советских времен. Например, председатель обновленного Со­ юза писателей Беларуси Нико­ лай Чергинец, который сделал себе имя еще в советское время, и сегодня востребован издате­ лями. А те, кто являет собой сов­ ременную литературу, — прак­ тически неизвестны. Кроме то­ го, в белорусской литературе есть еще языковая проблема, и белорусские писатели конкури­ руют не столько между собой, сколько с привозной литерату­ рой. Рынок — всегда пиар, рекла­ ма, раскрутка, товар он и есть товар, в этом огромное преиму­ щество на стороне российских издателей, которые подхватили мировую эстафету «раскрутки». Так кто они, незамеченные вершители белорусского лите­ ратурного процесса? Андрей Федоренко — проза­ ик, принадлежащий к поколению сорокалетних писателей. Он ра­ ботает в традиционной манере, был участником литературной выставки «Экспресс-2000», ко­ торую устраивал немецкий Со­ юз писателей. Из его произведе­ ний отметим повесть «Деревня». Более молодое поколение писа­ телей про деревню рассказы­ вать или не хочет — задавлено стереотипами еще советских времен, или эта тема после зна­ менитых «деревенщиков» сей­ час просто никого не интересу­ ет... Любопытен и его последний роман «Ревизия», где он пишет о проблемах поколения сорока­ летних литераторов. Еще одно имя — интересный поэт Леонид Дранько-Майсюк. Последнее его произведение — «Нервный роман» — попытка со­ здания образа современного ге­ роя. В центре внимания литера­ турной и читательской общест­ венности — поэт глубокой фило­ софской образности Виктор Шнип и его последний сборник стихов и эссе «Баллада кам ­ ней». Людмила Рублевская — поэ­ тесса и критик, автор романа «Золото забытых могил», дейст­ вие которого происходит в 1863 Интернета. Поэтесса Раиса Бо­ ровикова, главный редактор журнала «Маладосць», в пос­ леднее время отметилась инте­ ресной прозой с элементами фэнтези, в том числе книгой для детей «Сказки старого астро­ навта». Есть и совсем молодые, чьи произведения, тем не ме­ нее, бурно обсуждаются в Ин­ тернете, — Сергей Балахонов, Югася (Евгения) Коледа, Аль- герд Бахаревич, Андрей Хада- нович. Вика Тренас, Оксана Без­ лепкина. Теперь о том, как издать свои книги. Молодым писателям в Бе­ ларуси сделать это весьма слож­ но. Самое крупное государст­ венное издательство «Художе­ ственная литература» обязано печатать каждый год несколько книг молодых писателей — 3 — 4 томика прозы и поэзии. Дейст- Теперь правила игры диктует рынок. Книга, не приносящая издателям доход, еще раз издаваться и переводиться не будет и 2000 годах, и цикла рассказов «Старосветские мифы города Б*», в котором соединяются реа­ лии белорусского местечка де­ вятнадцатого века и античные мифы. Алесь Наварич — автор исто­ рического романа о восстании Кастуся Калиновского 1863-го года «Литовский волк». Его ро­ ман, кстати, получил специаль­ ную премию Президента Бела­ руси. Прозаик Борис Петрович ра­ ботает на границе с постмодер­ низмом. В последней его трило­ гии тоже прослеживается попыт­ ка осмысления жизненного пути современного молодого челове­ ка. Из белорусских писателей, которые создают популярную литературу, можно назвать и Адама Глобуса — в его произве­ дениях есть элементы фэнтези и эротики. Писатель более старшего по­ коления — Виктор Касько. Его романы обсуждаются на страни­ цах литературных журналов и вительно, отбираются самые та­ лантливые писатели, осталь­ ным, может быть, не менее та ­ лантливым, надо, как и в России, полагаться на собственные силы и средства — издаваться в част­ ных издательствах, искать спон­ соров. И тиражи соответствую­ щие — от 300 до 1500 экземпля­ ров. А, как известно, литератур­ ный процесс создают не только сами его виновники — литерато­ ры, но и издатели. Так, в Белару­ си издаются крупные литератур­ ные журналы: «Полымя», «Моло­ дость», «Дзеяслоу»(«Глагол»), Есть газета «Литература и искус­ ство», журнал «Всемирная лите­ ратура». Есть журнал «Неман», несколько сайтов, где постоянно ведутся литературоведческие дискуссии, обсуждаются лите­ ратурные произведения совре­ менных писателей. Поэтому ли­ тературный процесс хоть и лока­ лен, но рынком окончательно не задавлен. Литераторы выступают в школах, институтах, устраива­ ются встречи с читателями, к со­ жалению, имеющими слабое представление о современном литературном процессе. Произведения современных белорусских литераторов редко экранизируются. По роману для юношества Андрея Федоренко «Три талера» снят сериал, кото­ рый успешно прошел по бело­ русскому ТВ. Много фильмов снято по произведениям Нико­ лая Чергинца. В крупных минских книжных магазинах, таких как «Светоч» на проспекте Победителей или «Центральный» на проспекте Независимости, представлен большой выбор книг. Есть отде­ лы украинской книги, белорус­ ские издания издательства «Академкнига», учебники хоро­ шего качества. Так называемого книжного голода нет давно, тем не менее, многие читатели жалу­ ются на высокие цены, что явля­ ется одной из причин падения интереса к чтению. Есть и другая причина — отсутствие информа­ ции о книгах. И в заключение сделаем одно уточнение. В номере «СОЮЗа» за 14 декабря в материале «Ни­ колай Чергинец: Таланты под­ держим!» — в интервью предсе­ дателя Союза писателей Бела­ руси Н. Чергинца по техниче­ ским причинам выпал абзац. Пе­ ред первым вопросом полно­ стью текст выглядит так: Сегодня на правах председа­ теля нового творческого Союза Николай Чергинец заявляет: «Мы за то, чтобы развивать ста­ рые традиции, и будем и дальше придерживаться государствен­ ной политики о двуязычии. Нам безразлично, кто на каком языке пишет, — надо, чтобы писал та ­ лантливо. Когда встал вопрос о создании нового Союза, мы под­ твердили свою готовность спо­ собствовать развитию литерату­ ры и стали думать, что можем сделать в этом направлении. Ко­ нечно, в национальном государ­ стве просто необходимо, чтобы развивался свой, белорусский язык. Но у нас в городах боль­ шинство людей говорит по-рус­ ски — и пусть говорят. Поэтому член нашего Союза может пи­ сать на любом языке, но служить он должен интересам белорус­ ского народа». Не забь!ть! идеаль! декабристов Айрат Сагдатов МОСКВА — ИРКУТСК ЗАВЕРШИЛАСЬ международная акция «Товарищ, верь1..», посвя­ щенная истории восстания дека­ бристов на Сенатской площади. Она проводилась по инициативе международного союза «Мужест­ во и гуманизм». Союза писателей России, межрегионального фон­ да «Славомир», общества «Нас­ ледие декабристов». Об итогах поездки говорили в Историче­ ском музее российской столицы. — Во время поездки мы ста­ рались донести до людей идеалы декабристов — любовь к народу и Родине, готовность встать на ее защиту, гуманизм и ценности гражданских свобод. История дворян-революционеров вызы­ вает живой интерес не только у старшего поколения, но и у моло­ дежи, — рассказал председа­ тель Международного Союза «Мужество и гуманизм» Василий Криворотенко. — Акция приобщила нас к тем идеалам, которые исповедо­ вали декабристы, к их судьбам и творческому наследию, судьбам их жен, добровольно последо­ вавших за мужьями в Сибирь, — отметил студент МГУ Игорь Ко­ ролев. «Товарищ, верь!..» — не един­ ственный проект, организован­ ный Международным Союзом благотворительных обществен­ ных организаций «Мужество и гуманизм». В конце минувшего года в Республике Беларусь прошла международная акция- проект «Мы — наследники По­ беды!» и «Рука друга». В них принял участие и депутат Госу­ дарственной Думы РФ Геннадий Селезнев. На смену уходящим из жизни фронтовикам, участникам тру­ дового, дипломатического и «невидимого» фронта приходят их дети и внуки. Многие из них, став известными государствен­ ными и общественными деяте­ лями, учеными, активно участ­ вуют в нравственном становле­ нии и патриотическом воспита­ нии молодежи, укрепляют пре­ емственность поколений, несут правду о великой победе. Акция «Мы — наследники Победы!» призвана восполнить воспита­ тельный и моральный потенци­ ал Союзного государства. Рос­ сийско-белорусский проект «Ру­ ка друга» проводился с целью профилактики правонарушений в подростковой среде и о каза ­ ния моральной поддержки и гу­ манитарной помощи воспитан­ никам детских колоний наших стран. Балтийская муза регион Георгий Набатов КАЛИНИНГРАД — МИНСК В ТВОРЧЕСТВЕ каждого второ­ го калининградского писателя присутствуют белорусские моти­ вы. Ведь так или иначе, направ­ ляясь в «большую» Россию, жи­ тели янтарного края по пути с ин­ тересом знакомятся с жизнью своих соседей. Жизнь белорус­ ской деревни, особая духовная атмосфера Минска, трудолюбие сябров отражены в рассказах «К теще на блины» Юрия Крупени- ча, «Запах керосина», «Посы­ лочка» Виталия Шевцова, очер­ ках «Беларусь далекая и близ­ кая» Андрея Старцева. Белорус­ ская тема широко представлена в книгах Татьяны Тетенькиной, Анатолия Лунина. На писательских собраниях в Калининграде часто заходит разговор о делах в братской рес­ публике. Местное отделение Со­ юза писателей России планиру­ ет издавать литературную газе ­ ту, первый номер которой вый­ дет под девизом «Калинин­ град — Минск: маршруты друж­ бы». На страницах калининград­ ской «Литературки» выступят прозаики и поэты обоих городов. Разведка в лабиринтах мозга 1 наука Альберт Валентинов КОЛТУШИ — МИНСК р о с с и й с к и е и белорусские нейроморфологи открыли в го­ ловном мозге животных и чело­ века особые чувствительные ме­ ханизмы, которые держат под контролем состояние самого мозга. Это представляет новые возможности для развития меди­ цины. В одной из повестей Новико- ва-Прибоя, посвященных Рус­ ско-японской войне 1905 года, есть страшный эпизод. Стоя на посту, раненый солдат с пере­ бинтованной головой пальцем выковыривает из черепа кусочки мозга. Фантасмагория! — И тем не менее такое впол­ не реально и, очевидно, списано с натуры. Хотя бы потому, что придумать такое невозможно: никакой фантазии не хватит, — говорит профессор Института физиологии им. И.П. Павлова РАН Олег Сотников. — Дело в том, что головной мозг не испы­ тывает боли. Это известно дав­ но. Еще в 1906 году английский хирург Хорслей во время опера­ ции на человеке показал, что боль ощущается при разрезе ко­ жи, надкостницы, мозговых обо­ лочек. Сам же мозг можно ре­ зать, кромсать, давить, он не по­ чувствует боли. Как же так? Если болит, зна­ чит, что-то неладно в организме, следовательно, надо принимать меры. Иными словами, боль — это сигнал о том, что тебе угро­ жает опасность, и чем боль силь­ нее, тем опасность больше. Боль — надежный сторож наше­ го здоровья. Так почему им не снабжен мозг — самый главный человеческий орган? Лишен ли он, как формулируют ученые, «чувствительной информации относительно собственного со­ стояния? Есть ли в мозге особые чувствительные нервные клетки и специальные сверхчувстви­ тельные древовидные ветвления нервных волокон, как в других органах?» В таком виде вопрос сформулировала совместная ис­ следовательская группа россий­ ских и белорусских нейроморфо­ логов из Института физиологии РАН и Института физиологии На­ циональной академии наук Бе­ ларуси. Финансировать проект согласились обе академии. — Началось с экспедиций на Белое море, — рассказывает профессор Сотников. — Мы изу­ чали прозрачных беспозвоноч­ ных животных в надежде проана­ лизировать их нервную систему, не вскрывая самих животных. Удача пришла к нам на Черном море. С помощью украинских коллег из Института биологии южных морей нам удалось до­ быть уникальных прозрачных животных — ланцетников. Их нет в Балтийском море, да и в Чер­ ном они сохранились под охра­ ной военно-морской базы в Ба­ лаклаве. Это древнейшие хордовые животные, прародители позво­ ночных. Уникальная прозрач­ ность их тела позволяет видеть мозг и его нервные клетки — нейроны. Так были обнаружены одинокие чувствительные к све­ ту клетки (их назвали «глазки»), расположенные двумя рядами вдоль центрального канала моз­ га. Ученым впервые удалось за­ снять их у живого ланцетника с помощью специального фазово­ контрастного микроскопа. Прин­ ципиальная находка означала: внутри мозга есть чувствитель­ ные нейроны. Но если они не чувствуют боли, тогда что же? Экскурс в историю дал не­ ожиданные результаты. Как оказалось, в далеком прошлом, когда «инструментом» анесте­ зиологов при хирургических операциях нередко служил либо стакан спирта, снижающий бо­ левые ощущения, либо точно рассчитанный удар деревянной колотушкой по голове, «отклю- Боль — надежный сторож нашего здоровья. Так почему им не снабжен мозг? чающий» пациента на необходи­ мое время, хирургам было из­ вестно, что ткани внутренних органов тоже не чувствуют бо­ ли. Зато резко болезненны их оболочки. Развитие анестезио­ логии сделало эти знания неак­ туальными. Теперь наука верну­ лась к ним, хотя и с других пози­ ций. — С помощью белорусских коллег, руководимых профессо­ ром Людмилой Ивановной Ар­ чаковой, — продолжает О. Сот­ ников, — был получен богатей­ ший материал, позволивший идентифицировать чувстви­ тельные нейроны и нервные окончания в различных органах и тканях. Такие же чувствитель­ ные клетки и терминали были обнаружены в мозге миноги, че­ репахи и ... человека. Это уда­ лось сделать после того, как на­ ми был разработан комплекс морфологических признаков чувствительных нервных окон­ чаний, расположенных во внут­ ренних органах. Теперь можно с уверенностью утверждать: в мозге животных и человека, как и во всех органах, имеются соб­ ственные чувствительные ре­ цепторы, которые до сих пор на­ ука никак не учитывала, не свя­ зывала с патологическими из­ менениями в мозге, но, воздей­ ствуя на которые, можно влиять на такие изменения. Их можно активировать, или, наоборот, затормозить. Все это открывает перед медициной новые боль­ шие возможности в лечении за ­ болеваний мозга. Над этим мы вместе с белорусскими коллега­ ми сейчас и работаем.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz