Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)
ДЕЛОВО! ВТОРНИК! 6 МАРТА 2007 ГОДА ИМЯ в ИСТОРИИ = Ж ЕН А . Д Р У ГИ Н Я . С П УТН И Ц А 128 ЛЕТ НАЗАД РОДИЛАСЬ ЕЛЕНА РЕРИХ И ВЕЛИКАЯ ДОЧЬ РОССИИ ЖЕНА, МЫСЛИТЕЛЬ И ЛИТЕРАТОР, ДАВНИЙ ДРУГ ИНДИИ На месте кремации Елены Ивановны, что в небольшом го родке Калимпонг в Восточных Гималаях, ламы воздвигли бе лую ступу, сделав на ней скром ную, но красноречивую надпись: «Елена Рерих - жена Николая Ре риха, мыслитель и литератор, давний друг Индии». Кто скажет об этой женщине точнее, чем тибетские ламы? И сколько еще десятилетий понадо бится России, чтобы по достоин- аву оценить и осмыслить бес ценный вклад в мировую культу ру одной из ее дочерей? «Она была Ведущей. Она ру ководила своей семьей, но это было не командное руководство, а творческое» - так охарактеризо вала жену великого художника Людмила Васильевна Шапошни кова, генеральный директор ме ждународного центра-музея имени Н.К. Рериха. Сам Николай Конаантинович спуая несколько десятилетий по сле венчания в Петербурге, в цер кви Святой Екатерины при Импе раторской Академии художеств, в далеких Гималаях запишет в своем дневнике: «Сорок лет. не малый срок. В таком дальнем плавании могут быть извне встречены многие бури и грозы. Дружно проходили мы всякие препоны. И препятствия обраща лись в возможности. Посвящал я книги «Елене, жене моей, други- не, спутнице, вдохновительни це». Каждое из этих понятий бы ло испытано в огнях жизни. И в Питере, и в Скандинавии, и в Ан глии, и в Америке, и во всей Азии мы трудились, учились, расши ряли сознание. Творили вместе, и недаром сказано, что произведе ния должны бы носить два имени - мужское и женское». Елена Ивановна не имела ни каких ученых степеней. Однако тибетские ламы наделяют ее по четным званием «мыслитель». Почему? Оказывается, уровень духов ной одаренности этой русской женщины был настолько высок, что позволил ей стать генераль ным директором научного инсти тута гималайских исследований (Урусвати) в долине Кулу. Такую великую миссию, как создание научного института, Елена Ива новна поставила перед собой по сле встречи с великими учителя ми. Беседы с ними легли в основу учения живой этики - стройной философской системы, основан ной на древних знаниях Востока и новейших открытиях экспери ментальной науки Запада двад цатого столетия, на сочетании на учного и вненаучного способов мышления, на синтезе основных форм познания. Принципиально новое «энер гетическое» мировоззрение «ви дит» мироздание как одухотво ренную энергетическую систему, развивающуюся по великим и единым для всего Космоса зако нам. И человек в этой системе не бессмысленное и мимолетное су щество - он приходит на Землю, чтобы приобретать опыт, знания, доводить до совершенства свои способности и тем самым одухо творять окружающий мир. Впоследствии учение живой этики выйдет на многих языках мира. Как стиль, так и компози ционное построение текстов ярко свидетельствуют о необычности этих книг, а их названия - «Зов», «Озарение», «Братство», «Над земное» - говорят о затрагивае мых темах. Особое место в творчестве Елены Рерих занимает ее перепи ска с людьми многих стран мира. Исследователей поражает не только доброжелательный тон повествования, но и удивитель ная способность объяснять кор респондентам, представляющим различные уровни сознания, сложнейшие вопросы о взаимо связи духа и материи, о влиянии космических законов на челове чество, о месте человека в миро здании. Поверхностное знакомство с Еленой Рерих и ее семьей может склонить читателей к мысли о том, что наши знаменитые «зем ляки» посвятили свою жизнь Ин дии, забыв о родной стране. Это совсем не так. «Родная Россия, Русь, Великая страдалица, Вели кая подвижница» всегда была в памяти и в сердцах Рерихов, а все, что вершилось этой дружной семьей, делалось во славу Рос сии. До последней минуты Елена Ивановна верила в возвращение на Родину, в то, что хотя бы не сколько лет удастся потрудиться на благо Страны Лучшей - так она называла Россию. «...Русский на род, - писала Елена Рерих, - со хранил свою душу, и, пройдя че рез горнило тяжких испытаний, он, закаленный, восстанет и по строит небывалую державу... Мое глубокое убеждение, что спасе ние мира придет от нашей Роди ны. Вспоминается мне и пророче ство схимника, жившего при пос леднем патриархе Тихоне, о Чер тоге Небывалом, сужденном Рос сии. Так оно и будет. Много пре красного, строительного и здоро вого совершается сейчас в нашей Родине. Пожелаем ей от всего сердца скорее занять уготован ное ей место. Равновесие в мире возможно лишь при сильной Рос сии». К сожалению, несмотря на пламенную любовь к многостра дальной отчизне, все многочис ленные прошения о возвраще нии Елены Ивановны «домой» оставались без ответа. И тут не вольно приходят на ум строки Николая Константиновича, с от чаянием сказанные в адрес лю дей «зачиновленных»: «Можно перейти самые высокие горы, можно найти общий язык с са мыми первобытными племена ми, но дикари во фраках с каки ми-то звездами и со многими женами совершенно неприемле мы и ни в какую эволюцию не входят». Марина ИЛЬМИНСКАЯ. СОСЕДИ ТЕАТРАЛЬНЫЙ МАТРИАРХАТ Первый в Украине театр, в котором играют только жен щины, создал киевский режис сер Юрий Непша. Все мужские роли переписаны для них. «В древние времена, - объяснил художественный руководитель после спектакля «Исповедь мо нахини» по роману Дидро, - на сцене имели право находиться лишь мужчины. В нашем экс перименте все наоборот. Мы хотим показать женщинам: не ждите своей судьбы, творите ее сами». Юрий КИРИЛЛОВ. КИЕВ. ПРАХ ПЕРЕНЕСУТ Председатель парламент ского комитета Елена Тевдо- радзе требует ускорить про цесс перезахоронения праха Звиада Гамсахурдиа из Чечни в Грузию. Грузинский политик считает, что парламент должен обратиться в посольство РФ с ходатайством о выдаче членам семьи бывшего президента виз для поездки в Россию. Михаил АЙДИНОВ. ТБИЛИСИ. 90 ТОНН? НЕТ ПРОБЛЕМ! На Белорусском автомо бильном заводе создается опытно-промышленная партия самосвалов «БелАЗ-7557» гру зоподъемностью 90 т с дизель ным двигателем «Cummins QST ЗОС» мощностью 783 кВт. Ма шина продемонстрировала вы сокую эффективность при экс плуатации. Оксана ДВОРКОВИЧ. МИНСК. ПРИМЕР ЗАРАЗИТЕЛЕН Вслед за Казахстаном наме рена ввести запрет на эксплуа тацию автомобилей с правым рулем и Киргизия. Соответст вующий закон подписал на днях президент республики Курманбек Бакиев. Подзакон ный акт, подготовленный пра вительством, сейчас находится на согласовании в Минюсте и МВД страны. Лариса БОЕВА. БИШКЕК. __ ____________________ __ 3 — ■ -------------------- ----— к и н о = БЛЕСК И НИЩЕТА «БУЛЬБЫ» ЭКРАНИЗАЦИЮ ВЕЛИКОЙ ПОВЕСТИ ГОГОЛЯ СНИМАЮТ В ТЕМПЕ НАСТОЯЩЕГО КАЗАЦКОГО НАБЕГА Сабель в феврале не хватило. Современные хлопцы-запорож- цы спускали на заснеженный Днепр свои боевые лодки под названием «чайка», а Тарас Бульба сидел в раздумье на бе реговой скале. Провожал каза ков в турецкий поход. Сцену сняли с одного дубля. - Гениально! - кричал режис сер Владимир Бортко. - Это луч ший кадр в моей жизни! Съемочная группа «Мосфиль ма» ураганом промчалась по за порожскому острову Хортица. Три дня - и их здесь нет. Экрани зацию великой повести Гоголя делают в темпе настоящего ка зацкого набега. Ослепительное мартовское солнце уже топит снег юга. Значит, скоро зацветет заповедная херсонская степь Ас- кания-Нова. Тут будут снимать путешествие Тараса с сыновьями на Сечь. Под батальные сцены ут верждена средневековая кре пость Каменец-Подольского. Ан дрей найдет Панночку в антураже Киево-Печерской лавры. Потре буется натура Варшавы и Хотина, панорамные планы Днестра и Крыма. Эти весна и лето будут, как на стоящая война. Сабли достанутся каждому - со всей Украины везут пистоли и мушкеты, пики, була вы, пушки и ятаганы. Теперь у Бортко есть не только порох, но и сами пороховницы. Частью рек визита поделился российский фильм «1612 год», съемки кото рого завершены Владимиром Хо- тиненко. Купили костюмы гени ального кино Ежи Гофмана «Ог нем и мечом». Одеть вражьих ля хов еще сложнее, чем казаков: нужны качественные европей ские доспехи, кирасы и прочие алебарды. К маю для съемок в Запорожье потребуется несколько сотен мужчин. Обычные солдатики не подойдут - 18-летних мальчишек на Сечи было мало. Нужно по больше зрелых и крепких дядек. Слава Бог^, днепровский берег на таких не оскудел. Недаром Жабо- тинский считает этот край своей малой родиной. Сейчас местный народ усиленно осваивает верхо вую езду. Непременное условие: старше двадцати лет стригутся на голо, молодые - под «горшок». Не слезает с сед ла и сам блиста тельный Богдан Ступка - чтобы в бу квальном смысле не ударить лицом в ве сеннюю степную грязь. Именно он играет Тараса Буль бу. Роль по-настоя щему «крутая», бое вая, и потому съе мочная группа на зывает Ступку Бог даном Сильвестро- вичем. По киношным слухам, старше го сына Остапа жаждал вопло тить Гоша Куценко, а младшего Андрея - Смгей Безруков. Не ут вердили обеих звезд. Остапом будет известный брателло из «Бригады» и «Бумера» Владимир Вдовиченков. Красавца Андрея играет «волкодав» Игорь Петрен ко. Режиссер Владимир Бортко заявил, что намерен предельно приблизиться к первоисточнику, вплоть до всех деталей и тонко стей. Одна из интриг будущей эк ранизации, как они раскроют ев рейскую тему «Бульбы». Если оп ределенную часть гоголевского текста цитировать в сегодняшней России, вполне можно схлопо тать срок за антисемитизм. Но этих слов из повести не выки нешь - вначале исполнителем ро ли еврея Янкеля называли Илью Олейникова, теперь в съемочной группе Сергей Дрейден, извест ный по «Окну в Париж». Хотя Бортко не устает повто рять, мол, «запомните, люби дру- зи, я - украинец!» и дает носталь гические интервью о своем киев ском прошлом, украинские вла сти не разрешили ему снимать в Пирогово. Это уникальный этно графический музей на окраине Киева, где под открытым небом в окружении чудесной малорос сийской природы собрана луч шая в республике коллекция ста ринных казачьих усадеб и церк вей. Посетители словно перено сятся в минувшие века, лучшей декорации не придумаешь. Од нако проект «Мосфильма» явно не симпатичен Виктору Ющенко. Президент Украины хотел ви деть в роли Бульбы своего друга Богдан Ступка очень похож на своего героя. Жерара Депардье. Мэтр фран цузского кино много раз приез жал на студию Довженко, мерил запорожские шаровары и пил крымское вино. Нынешней зи мой вместе с Ющенко гулял в Карпатах. Однако, в конце кон цов, главная роль досталась дру гому. Украинские съемки «Тара са» теперь стали вообще нере альными. Похоже, чтобы хоть чем-то за добрить руководство самостий ной державы, В.Бортко обещает обязательно сделать украинский дубляж новой ленты. «Ядаже на стаиваю на этом! - демонстратив но горячится режиссер. - Гоголь писал по-русски, но соблюдал музыку украинского языка...» Увы, в отличие от Николая Ва сильевича нынешние тексты гого левской повести, переведенные на украинскую мову, вовсе не со блюдают истинного содержания. Наприме|э, у Гоголя последние слова гибнущего запорожца Мо- сия Шило: «Пусть же стоит на вечные времена Русская земля и будет ей вечная слава!..» Зато со временный киевский перевод от правляет того же Мосия Шило в мир иной со словами «Хай же в1чно CToiTb Козацька земля i хай буде в1чна 1йчесть...» Так же наци- онал-сознательно изменена речь других казаков. Трудно поверить, но в этих текстах слова «Россия» и «Новороссия» вообще исправле ны на «Украина». Что же теперь скажет политкорректно дублиро ванный Бульба, когда ляхи будут жечь его на днепровской круче? Помнится, у Гоголя он грозил врагам растущей силой Русского царя... Сергей ЗЛАТОВ. УКРАИНА. р е й т и н г и { к о э ф ф и ц и е н т { вы ж и в а н и я ■ Сколько бы ни заоабатывал I трудоспособный гражданин, I выйдя на пенсию, он получит |лишь 27 процентов среднего за- I работка по стране. По прогнозам * самого Пенсионного фонда, этот I показатель через 5 лет снизится I до 10-12 процентов. Если сравнить I эти цифры с другими странами, можно сделать однозначный вы- I вод: пенсионная реформа в Рос- I сии провалилась. ЗА РУЛЕМ - ВОКРУГ ЗЕМЛИ ПУТЕШЕСТВИЯ БЛИЦ-ОПРОС КОГДА ВЫ ПОЧУВСТВОВАЛИ СЕБЯ САМОЙ СЧАСТЛИВОЙ? Наталья НАРОЧНИЦКАЯ, зампред Ко митета ГД по международным делам: - Счастлива, когда супруг, с которым я в разводе после 25 лет совместной жизни, звонит и поздравляет с 8 Марта. Счастлива, что не работаю в Америке, где когда-то провела почти 8 лет среди стерилизованных «общечеловеков» с их плоским мышлени ем. И, вы не поверите, счастлива даже тогда, когда, случается, в доме куска хлеба нет. Ранимая, пасую, если вижу откровен ное желание оскорбить или обидеть, но в полемике боец. И ничто женское мне не чуждо. Наталья МАЛЬЦЕВА, ведущая программы «Квартирный воп рос» (НТВ): - А я постоянно чувствую себя счастли вой! И не считаю счастьем какие-то пики, особенно прос]эессиональные. Ведь сча стье, по-моему,' - это когда тебе очень хо рошо, А мне хорошо, когда я дома или на отдыхе с мужем и с ребенком. Что может быть лучше, чем находиться с родными людьми? Неважно где, дома или на отды хе. Это и есть самые счастливые моменты в моей жизни. Впрочем, мне знакомы и про тивоположные ситуации. Студенткой жила в общежитии, потом на зарплату снимала квартиру, и особо мне никто не помогал. Поэтому, что значит жить трудно, знаю не по наслышке - своя квартира появилась совсем недавно. Так что желаю всем женщинам иметь свой дом, в котором было бы много места, а главное - чтобы рядом были любимые близкие люди. Надежда ПОПОВА, подполковник авиации. Герой Советско го Союза: - Женское счастье у меня ассоциируется с майскими днями. И не только потому, что 9 мая долгожданная Победа над фа шистской Германией завершилась водру жением советского флага над рейхстагом. Уже на следующий день, 10 мая, любимый человек сделал мне предложение. Это бы ло самое романтичное предложение, ко- TOf3oe могла получить женщина. В конце войны он приехал ко мне в Ростов и повез меня в Берлин. Мы побывали в рейхстаге, где выцарапали свои имена: Надя Попова из Ростова и Семен Харламов из Саратова. Кстати, Семен Ильич Харламов - легендарный в годы войны летчик-истребитель, один из прототипов героев фильма «В бой идут одни старики». К званию Героя Советского Союза мы были представлены одним приказом. Семен Ильич получил Звезду Героя 23 февраля 1945 года, а я - 8 марта этого же года. Каждая минута, каждый миг, прожитый рядом с ним, для меня были счастьем. Счастлива я и сейчас. Сын продолжил наше дело, стал летчи ком, дослужился до генерала, У меня два замечательных внука. Недавно я второй раз стала прабабушкой. ЗАПИСКИ СОВРЕМЕННОГО АВТОТУРИСТА Продолжение. Начало в №7за 27.02.07 4 сентября Вчера мы отметили первую неделю нашего путешествия. Пошла вторая. Впе реди -12 раз по столько. Ужас. Кажется, что мы в пути целую вечность. Джинсы грязные и порвались. Куртку пора сти рать. Позавчера мы выехали из Кемерово на Красноярск, и началась тайга. «Чем отличается тайга от леса?» - спросил я Женю, который тайгу видел первый раз в жизни. «Тайга величественная», - отве тил он с ходу. Между нами и Москвой пять часов разницы и почти 6000 километров. Пра ворульные «япошки» идут нам навстречу постоянно, стайками по 4-6 машин. Все они - с заклеенными скотчем мордами, по уши в грязи. На московских рынках они будут стоять сияющие, а водители будут показывать железнодорожные на кладные на их перевозку. Перегонщики подходят к нам на переезде, насмешли во рассматривают «Спектру», интересу ются: - А у вас запасные стойки подвесок есть? - Нет. - А глушитель? - Тоже нет. - А зря - наверняка пригодится. А ко леса? - Есть три колеса и две камеры. - До Владика не хватит, А вы что, в одиночку едете? - Нет, у нас два «Калашникова» име ются. И на прощание я им выдаю: - А я знаю, почему вы «япошкам» морды заклеиваете. - От камешков. - Нет, не от камешков - чтобы не пере косило ужасом от российских дорог. Ежедневные 10-12 часов в гудящей от скорости машине обязывают меня рас сказать о моем спутнике подробнее. С Евгением Калугиным мы познакомились перед поездкой. Совпасть по многим па раметрам невозможно, здорово было бы совпасть по главному - чтобы манера ез ды друг друга не раздражала, Женя едет с большим запасом надежности. Когда же мы опаздываем, меня это раздража ет. Но тогда я сам сажусь за руль. Сегод ня я впервые за многие годы водительст ва спал на правом сиденье. Это высшая степень доверия. Когда Калугин первый раз сел в «Спектру», он принюхался: «У меня в «Форде» точно такой же запах - кокос с ванилью». В моем бардачке он обнаружил свои любимые записи: Вы соцкий, Окуджава, «Любэ», Шевчук. Оказалось даже, что и Глюкозу мы оба любим. Только я певицу, а он - таблетки. Но самое удивительное и редкое - у нас за рулем абсолютно одинаковая посад ка, и ничего не надо поправлять - ни зер кало, ни сиденье, ни рулевую колонку. Очень удобно - сел и поехал. Женя рассудительный оптимист-ана литик. Я импульсивный, взрывной, с пе репадами от счастья до отчаяния. Мы прекрасно друг друга уравновешиваем и дополняем: я повышаю свой иммунитет Так встречали нас жители Новосибирска. А так - бронзовый гаишник, установленный в этом городе. ОТ плохих мыслей, а Евгений повышает рекорды своих средних скоростей. Так что в нашем экипаже все нормально. Единственная странность моего спутника - выходя из машины на остановках, Евге ний не бежит в кусты, как я, а сначала скребет обочины - он собирает в пласти ковую бутыль по дороге землю всей Рос сии. И по возвращении собирается вру чить ее Путину. Янад ним посмеиваюсь, но не слишком: а вдруг и вправду вру чит? 10сентября Ох, велика же ты, Россия-матушка! И все-таки Россия хорошеет, богатеет, строится, что бы там ни говорили враже ские голоса, И все-таки дороги ее улуч шаются, хотя и не так быстро, как хоте лось бы. Когда мы начинали движение по трассе федерального значения М-53, пе ред самым концом... нет, не света, а ас фальта, дорогу прямо перед нашей «Спектрой» перебежала черная кошка. С нее, заразы, все и началось... Дорога Красноярск - Иркутск обозна чена на карте красным цветом феде ральной трассы М-53. Это вранье. На са мом деле дороги нет - из 1070 километ ров около 300 (!) не просто плохой доро ги, а полное ее отсутствие. На самом де ле Иркутск отрезан от большой земли, здесь ездят только по очень большой ну жде. Мы никак не могли понять: всей стране известно, что строят трассу Моск ва - Владивосток. Там строят, а здесь? Следов дорожной техники не наблюда ется. И словно в насмешку над уродую щимися в ямах автомобилями в ста мет рах от них пролетают поезда: по рельсам же можно подвести все быстро - и гра вий, и асфальт, и строительную технику. Никто не чешется. Езда ночью по этой части России очень тяжела. Из-за узких дорог и отсут ствия разметки - да. Но и из-за света фар. Фары практически каждого встреч ного автомобиля буквально бьют по гла зам, потому что этот автомобиль право рульный. Вообще проблема праворуль ных японских машин нарастает за Ураль скими горами в такой прогрессии: Омск - около 60% праворульных автомобилей. В Новосибирске - до 70. В Кемерово - снижение, не более 40-50. Здесь броса ется в глаза количество отечественных машин, а объясняют это тем, что раньше шахтеры были привилегированным со словием и имели преимущественное право на покупку «жигулеи», «москви чей» и «волг», да и было им на что поку пать. Да так традиции и остались. В Ир кутске около 70-80 процентов от всех ав томобилей - праворульные. Атам, даль ше, во Владивостоке и Хабаровске, ле ворульный, привычный нам автомобиль - вообще редкость. Раритет, Мы ехали по шоссе много тысяч ки лометров и видели вблизи и издалека, как идет на обгон праворульный авто мобиль - неохотно и опасно: он слиш ком много высовывает себя на встреч ную полосу. Были бы у нас хотя бы двух полосные в одном направлении доро ги - было бы еще полбеды, но с одной полосой... Праворульные автомобили, безус ловно, опасны в леворульной стране, ка кими бы безопасными они сами по себе ни были. ... сентября 2006 г. Я уже не помню, какой сегодня день нашего путешествия - день недели, чис ло и час мы спрашиваем у аборигенов. Чем дальше на восток, тем четче мое ощущение, что плотность моих про грамм на «Авторадйо» сильно уступает плотности происходящих с нами собы тий. Если бы была возможность, я бы по сле каждой тысячи пройденных километ ров давал «Автоликбез». Но... «Чем дальше на восток, тем красивее девушки», ■недавно сказал мой спутник, неженатый 34-летний Евгений Калугин - ему простительно. Только теперь, в Бла говещенске, нас одна очень симпатичная журналистка спросила: 80 дней круго светного путешествия это понятно, но как вы обходитесь 80 дней без секса? Честно говоря, это самая большая проблема на шего путешествия. Но скажу вам, друзья, честно - можно! Можно, если тебя лю бят, если ты любим и любишь сам - у те бя впереди такое!.. А позади... До Читы через Улан-Удэ мы ехали 1100 километров по хорошей дороге, обалдевая от красоты Бурятии. Впервые в жизни, объехав весь мир, я сказал фразу: «Здесь я мог бы жить». И обалдевали мы еще от встречных пере гонщиков. Четырежды за ночь они выхо дили на обгон и не успевали убраться в свой ряд, сгоняя нас на обочину - четыре раза! За всю мою водительскую более чем тридцатилетнюю жизнь такое было всего раза два. ВЧите нас ждал джип из Благовещен ска, это директор благовещенского «Ав торадио» Игорь Горевой с друзьями приехал почти за две тысячи километров бездорожья, чтобы сопроводить нашу «Спектру» еще почти две тысячи кило метров без асфальтового покрытия - у вас есть такие друзья? Скажу о главном: дорога Москва - Владивосток есть. Она строится. Если два года назад, когда мы ехали по ней же, но в обратном направлении, в пробеге «Ав торадио», по нашим оценкам, дорога была готова процентов на тридцать, то теперь - на семьдесят. Тот чиновник, о котором я вычитал в Интернете и кото рый обещал Путину, что в следующем, 2007 году она вступит в строй, врет - не вступит. Не успеет. Еще идут взрывные работы. Еще много кусков, где «конь не валялся». Но уже дымят по обочинам трассы, так нужной России, асфальто бетонные заводики, работает день и ночь техника, вагончики строителей улучшают настроение тех, кто едет. А едут многие. Грузов практически нет. Да груженая машина здесь и не проедет, только пустая. Перегонщики «япошек» и мы - кругосветка. Как мы проехали на «Спектре» эти почти две тысячи километров - умолчу. Мысль о том, что каждый камень, каж дая яма могут поставить точку на нашем кругосветном путешествии, давила на нас с Евгением стотонной тяжестью. Бы ли моменты, когда я был в отчаянии. Женя меня подбадривал. Но иногда я не выдерживал - раскладывал правое си денье и погружался в полусон-анабиоз: только бы быстрее доехать! Только бы скорее кончилась эта мука - почти две тысячи километров без асфальтового покрытия! Тысячи - не сотни, не десят ки - тысячи километров ям, тряски, без- до-рожь-я! Это было на пределе чело веческих сил. Когда отчаяние конча лось, я брал ручку и в тряске писал оче редной текст «Автоликбеза», потому что другого времени на это не было. Где-то я вычитал, что самым гениаль ным изобретением прошлого, XX века американцы признали мобильник. Ког да я два года сидел у постели недвижи мой, парализованной тещи, я самым ге ниальным изобретением признал пам перс. А сейчас с полной ответственно стью скажу вам, что самое гениальное изобретение прошлого века - это ас фальт! Два прокола-прорыва острыми кам нями наших колес - ерунда. Трещина ло бового стекла от камешка - ерунда тоже. Как не расплавились стойки, как машина выдержала это двухтысячекилометровое издевательство - особый разговор. Но когда в Благовещенске мы подняли «Спектру» на подъемнике, то все ахну ли - защита картера исполосована кам нями, рычаги тоже, бензобак практиче ски пробит камнями, как он не потек - большое счастье. Благовещенск - уникальный город, в полукилометре, на другом берегу Амура, китайский город Хэнхэ, не то что побра тим, а хозяин Благовещенска, в котором вся экономика завязана на Китай. Поезд ки жителей туда и оттуда - без виз, при наличии всего лишь загранпаспортов. Ес ли в Благовещенске чуть более двухсот тысяч населения, то в Хэнхэ - два милли она. Если во всей Амурской области око ло 900 тысяч жителей, то в соседней ки тайской провинции - 44 миллиона. Коли чество казино, в Благовещенске на душу населения - самое большое в мире, их более пятидесяти - это китайцы опягива- ются, у них в Китае это запрещено. Не брезгуют они и нашими девушками, и на шими зарплатами в 100-150 долларов, за которые русские работать не станут. Еще совсем недавно на китайском бе регу ясно читалась надпись: «Приветст вуем жителей Благовещенска, временно проживающих на китайской террито рии!» Сейчас ее не стало - политика вла стей поменялась с агрессивно-политиче ской на агрессивно-экономическую: что не можем завоевать или взять силой - купим! Они создали на том берегу Амура свободную экономическую зону и впры скивают через Благовещенск чаяния, мечты и деньги своего двухмиллиардно го населения. Юрий ГЕЙКО. (Продолжение следует.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz