Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ газета 2 марта 2007 г., № 42 (22920) '^Э л е к тр о н ны й док'ументооборот АЛОГОВЫП И30В №100 Выпуск подготовлен пресс-службой управления ФНСРФ поЛипецкой облааи О i i ; i . io i ; i \ — ii;i ()(|iiiiu ia.n.iio\i ca inv N'Mpai!.U'iiii!i ФПС I’ o it iih no . 'lmK 'n i;o ii o a ia cm 1шр; www .r4S.nalo,a;.ru ^Законода тельство Возврат переплаченных сумм налога Согласно новой редакции статьи 78 Налогового кодекса (НК), введенной Федеральным законом от 27.07.2006 №137-ФЗ, процедура зачета или возврата излишне уплаченных сумм распространяется на авансовые платежи и штрафы. Поэтому теперь можно подавать заявления о зачете (возврате) не только излишне уплаченных сумм налога, но и авансов и штрафов. После обнаружения переплаты по налогу возможно про­ ведение сверки, инициатором которой может стать налого­ плательщик (раньше это право было предоставлено только налоговому органу). Результатом этой сверки, который необходимо оформить актом, станет определение конкрет­ ной суммы переплаты. Однако это не означает, что нало­ гоплательщик не сможет обратиться с заявлением о зачете на большую сумму, если уже после сверки выяснится, что переплата возникла в большем размере. Кроме того, наличие акта сверки не является обязательным условием для зачета или возврата излишне уплаченной суммы. Налоговый орган не вправе отказать в проведении зачета (возврата) только на том основании, что акт сверки отсутствует. Зачет излишне уплаченных сумм налога в счет предстоя­ щих платежей по этому или иным налогам по-прежнему будет проводиться на основании заявления налогоплательщика. Подавать заявление о зачете можно в течение трех лет со дня уплаты. Теперь этот срок установлен прямо в статье 78 НК. Сроки для проведения зачета в счет предстоящих плате­ жей увеличились: вместо прежних пяти дней налоговый орган может принимать решение в течение десяти рабочих дней со дня получения заявления либо со дня подписания акта свер­ ки, если таковая проводилась (п. 4 ст. 78 НК). Новая редакция пункта 5 статьи 78 НК предоставляет налоговому органу право проводить зачет переплаты по на­ логу в счет погашения недоимки по иным налогам, а также задолженности по пеням иштрафам самостоятельно втечение десяти рабочих дней со дня обнаружения переплаты, подпи­ сания акта сверки или вступления в силу решения суда. Налогоплательщик в таком случае, как гласит абзац 3 этого пункта, вправе подать письменное заявление о зачете суммы переплаты в счет погашения недоимки или задолжен­ ности по пеням и штраф 81 м. При наличии такого заявления налоговый орган уже не сможет зачесть переплату в счет погашения иных задолженностей налогоплательщика посвое­ му усмотрению. Если налогоплательщик подаст заявление о зачете в счет будущих платежей, налоговый орган может провести такой зачет, но только на сумму, оставшуюся после погашения недоимки. .пи Возврат излишне уплаченной суммы налога по-прежнему осуществляется в течение месяца смомента получения заявле­ ния налогоплательщика. Если налог не возвращен в этот срок, на его сумму начисляются проценты за каждый календарный день просрочки. Однако теперь, в соответствии с порядком, предусмотренным пунктами 10—12 статьи 78НК, проценты за несвоевременный возврат рассчитываются после истечения месяца со дня подачи заявления и по день фактического воз­ врата денежных средства на счет нешогоплательщика. С 1 января 2007 года и до 1 января 2008 года излишне уплаченные суммы налогов, сборов, пеней и штрафов воз­ вращаются или зачитываются за счет сумм, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет. Например, при­ читающийся к уплате в федеральный бюджет НДС можно зачесть только в счет переплаты по налогу, также подлежаще­ му перечислению в федеральный бюджет (НДС, часть налога на прибыль и Т .П . ) . С 1 января 2008 года зачет федеральных налогов будет производиться в счет федеральных (например, налога на прибыль —в счет ЕСН), региональных —в счет ре­ гиональных (например, налог на имущество оргешизаций —в счет транспортного налога) и местные —в счет местных. Новые правила будут применяться только в том случае, если сумма, подлежащая зачету (возврату), была уплачена уже в текущем году. Зачет или возврат излишне уплаченных до 1 января 2007 г. сумм налога будет осуществляться по пра­ вилам, действующим ранее. Сумма переплаты, уплаченная до 1 января 2007 года в иностранной валюте и подлежащая зачету или возврату после 31 декабря 2006 года, будет возвра­ щаться (зачитываться) в рублях. Пересчет согласно пункту 11 статьи 7Федерального закона от27.07.2006№ 137-ФЗдолжен быть произведен надень излишней уплаты. Сергей СТЕПАНЕНКОВ, заместитель начальника ИФНС РФ по Центральному району г. Липецка. ^ Не ОТХОДЯ ОТ кассы Чек на товар— обязателен Закон РФ №54-ФЗ от 22.05.2003 г. «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» требует обязательной выдачи покупателю чека на товар. Но всегда ли это правило соблюдается? Сегодня в налоговых органах нашей области зарегистрировано 23 тысячи 215 контрольно-кассовых машин. Понятно, что рядом с каждой из них налогового инспектора не поставишь, и только ак­ тивная позиция всех нас, покупателей, может гарантировать безу­ словное выполнение закона, что, в свою очередь, способствует учету полученного продавцом дохода, а значит, и поступлению на­ логов в бюджет. Но, к сожалению, далеко не все требуют чек при покупке, и этим пользуются недобросовестные предприниматели. Так, например, в прошлом году налоговые органы области провели 3 тысячи 996 проверок, в которых выявлено 491 нарушение Закона о примене­ нии контрольно-кассовой техники (ККТ). За неприменение ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов нарушители оштрафованы на общую сумму 2,3 миллиона рублей. В ходе проверок установлено также неоприходование в кассу предприятий более 165 тысяч рублей. В текущем году прошло уже 394 проверки соблюдения Закона о применении ККТ, в 56 случаях чеки за покупку не выдавались. За неприменение кассовых аппаратов нарушителям предъявлены штрафные санкции на сумму 157 тысяч рублей. Кроме того, в ходе рейдов, проведенных на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, торговых центрах и на других территори­ ях, отведенных для розничной торговли и оказания услуг, прошло 127 проверок. Установлено 21 нарушение законодательства о при­ менении контрольно-кассовой техники. К административной от­ ветственности привлечены четырнадцать индивидуальных пред­ принимателей, оштрафованных на общую сумму 42 тысячи рублей, и одно предприятие, на которое наложен штраф в 30 тысяч рублей. Проверки в магазинах и иных торговых точках, где применение ККТ обязательно, продолжаются. И налоговые инспекторы, стоя­ щие на страже соблюдения налогового законодательства, заботя­ щиеся о пополнении бюджета, надеются на содействие в этом сво­ их сограждан: оплачивая товар — требуйте чек. Это, кстати, помо­ жет заменить недоброкачественные продукты, бракованную вещь или вернуть уплаченные за них деньги. Олег БАКУЛИН, начальник отдела УФНС РФ по Липецкой области. В ногу со временем Федеральная налоговая служба в числе первых государственных структур вошла в федеральную программу «Электронная Россия». Внедрение электронной формы отчетности налогоплательщиков ведется уже на протяжении нескольких лет. Но если ранее привлечение юридических и физических лиц к сдаче деклараций по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) велось методом убеждения, путем разъяснения преимуществ этой формы отчетности, то с этого года главным агитатором за ТКС становится Закон. С 1 января компании, численность работников ко­ торых составляет 250 чело­ век и более, согласно Феде­ ральному закону № 137-ФЗ от 27 июля 2006 года, обяза­ ны представлять декларации в налоговую инспекцию в электронном виде. Сегодня в нашей области около двух тысяч предпри­ ятий и организаций сдают отчетность через Интернет по телекоммуникационным каналам связи, пользуясь ус­ лугами специализированных операторов. Все большую по­ пулярность принимает такая «бесконтактная» формаобще­ ния с налоговыми органами и у индивидуальных предпри­ нимателей. Посостояниюна 1 января текущего года, поТКС отчитались 776 из них. Пока этонеочень высокий процент - менее пяти из тех, кто сдает не нулевую отчет­ ность. Однако другая форма электронного документообо­ рота —запись деклараций на дискеты —стала привычной уже более чем у половины предпринимателей (52,4%). Еще выше это соотноше­ ние у организаций —58 про­ центов сдающих не нулевую отчетность предоставляют ее на дискетах. Если при­ бавить к ним 15 с лишним процентов отчитывающихся по ТКС, то оказывается, что по старинке, только на бума­ ге, отчитываются менее 27 процентов предприятий и ор­ ганизаций. Как правило,это малочисленные организации и то меньшинство, которое предпочитает пересылать налоговые декларации на бумаге по почте. Таким обра­ зом они избегают очередей в инспекциях, но выстаивают их в почтовых отделениях. Иэто —не главный минус «почтовых отчетов». Не­ редки случаи, когда в таком отправлении отсутствует опись вложения, деклара­ ции заполнены не подейству­ ющей форме, не имеют всех необходимых реквизитов, таких как подпись должнос­ тных лиц, печать, штамп организации, а то и содержат элементарные арифметичес­ кие ошибки. Втаких случаях налоговые органы направля­ ют налогоплательщикам уве­ домления о необходимости внесения в десятидневный срок изменений и уточнений, и последним приходится го­ товить новые отчеты и вновь направлять их в инспекции. Это «усложняет жизнь» и бухгалтерам предприятий, и налоговикам, которым ко всему прочему еще прихо­ дится вручную вводить такие декларации в базу данных с внесением всех изменений и исправлений. Передача отчетов по кана­ лам связи полностью исклю­ чает подобную «переписку», так как программа, которая используется для формиро­ вания файлов с отчетностью, не только гарантирует предо­ ставление документов в вер­ ном формате, но и позволяет проверять их на наличие арифметических и логичес­ ких ошибок. Для тогочтобысдавать от­ четность через Интернет, на­ логоплательщику достаточно установить у себя програм­ мное обеспечение и получить электронно-цифровую под­ пись (ЭЦП) у спецоперато- ра телекоммуникационных каналов связи. Отчет запол­ няется в электронном виде, скрепляется ЭЦП, чтобы невозможно было внести из­ менения, шифруется средс­ твами криптозащиты, чтобы никто не мог его прочесть, и по Интернету отправляется в адрес налогового органа. Вобласти сегодня действуют три оператора связи, рабо­ тающие на системах «Так- ском-Спринтер», «Контур- Экстерн» и «Калуга Аст­ рал». Их адреса и реквизиты можно выяснить в каждой налоговой инспекции. Там же можно ознакомиться с преимуществами каждой из систем сдачи отчетности по ТКС и избрать наиболее удобную для себя. Переход на прогрессив­ ную электронную форму взаимодействия с налоговы­ ми органами — требование сегодняшнего дня. Тем, кто использует такой промежу­ точный вариантэлектронной сдачи отчетности как диске­ ты, осталось сделать лишь один небольшой шаг — за­ ключить договор с операто­ ромсвязи, и теже формы, что записываются на дискеты, перебрасывать напрямую в инспекции. Да и тем, кто привык сдавать отчеты на бумаге, перейти на ТКС не так уж сложно, ведь и сегодня, как правило, вся отчетность со­ ставляется на компьютере в электронном виде, а затем распечатывается. И переход такой сделать необходимо, так как уже с 1 января 2008 года представлять отчетность по Интернету будут обязаны и предприятия, количество работников которых превы­ шает сто человек. Людмила ДЕДОВА, начальник отдела УФНС РФ по Липецкой области. ^Про(|)ессионалы Главное в любой работе— результат Так считает начальник отдела выез­ дных проверокИФНСРоссии поПраво- бережному району г. Липецка Галина Николаевна Кобзева, ветеран налого­ вой службы, настоящий профессионал своего дела. И свое убеждение она в полной мере передает подчиненным. Каждая проверка, а их в прошедшем году было проведено отделом более ста пятидесяти, выполнена с высоким ка­ чеством и результативностью. Из ста двадцати одногомиллиона доначислен­ ных в ходе проверок рублей девяносто три миллиона рублей уже взыскешы с налогоплательщиков и поступили в бюджет. «Производительность» одного инспектора составила в среднем один миллион сто тысяч рублей. ФОТО ГЕННАДИЯ ЛУКИНА Начальник отдела выездных проверок ИФНС России по Правобережному району г. Липецка Галина Кобзева._____________________________________ ^ К о н т р о л ь «Подпольная» столовая Среди схем ухода от налогов наиболее популярной, пожалуй, можно считать необоснованную минимизацию платежей. Предприятие выбирает наиболее выгодную систему налогообложения, как правило, это специальные режимы - упрощенная система, единый налог на вмененный доход или единый сельскохозяйственный налог. Налоговое бремя, возлагаемое на плательщиков, применяющих спецрежимы, значительно ниже, чем при работе на общей системе. Такое право снижать платежи предоставле­ но законодательством. Однако при применении специальных режимов установлены определен­ ные ограничения. Они касаются численности работников, объема полученного дохода, видов деятельности и ряда других условий. Нередки случаи, когда на практике эти условия не вы­ полняются, и предприятие должно вносить обя­ зательные платежи по общей системе налого­ обложения. Должно, но не хочет. И тогда все необходимые условия для применения спецре- жима «подгоняются» на бумаге. То есть в отче­ тах - все соответствует законодательству. Но это соответствие срабатывает до первой нало­ говой проверки... Общество с ограниченной ответственнос­ тью «К» применяло один из специальных режи­ мов налогообложения - единый сельхозналог. Следовательно, не начисляло и не платило еди­ ный социальный налог (ЕСН). При проверке было установлено, что общество не имело пра­ ва применять эту систему налогообложения. Основные виды деятельности предприятия: выращивание зерновых, зернобобовых культур, сахарной свеклы, а также реализация зерна и крупного рогатого скота под единый сельхозна­ лог подпадали. Но общество имело собствен­ ную столовую, которая не только обслуживала своих работников обедами, но и производила кулинарную продукцию на продажу. А такой род деятельности должен а обязательном порядке облагаться налогом на вмененный доход. Применять два спецрежима - единый сель­ хозналог и «вмененку» — законодательство за­ прещает, это положение содержится в главе 26.1 Налогового кодекса. В таком случае де­ ятельность столовой облагается единым нало­ гом на вмененный доход, а основной вид де­ ятельности находится на общей системе нало­ гообложения, которая предусматривает и уп­ лату единого социального налога. Чтобы избе­ жать этого, торговая деятельность столовой велась «подпольно», без отражения в отчет­ ности. В итоге по результатам проверки ООО «К» дополнительно начислено к уплате в бюджет единого социального налога в размере 5 мил­ лионов 535 тысяч рублей, из которых около двух миллионов сам налог, а остальное - штрафные санкции. Этот пример еще раз свидетельствует: стремление незаконно минимизировать нало­ говые платежи оборачивается в итоге дополни­ тельной уплатой значительных сумм пени и штрафов. Ирина ЖЕРДЕВА, начальник отдела УФНС РФ по Липецкой области. Зарплата «в конвертах» Когда риск— дело не благородное Выплата части зарплаты «в конвертах» становится для работодателей все более рискованным делом, так как государство активизировало борьбу с «серыми зарплатами». Почти во всех регионах России действуют межведомственные комиссии, добивающиеся повышения официальной заработной платы до прожиточного минимума в регионе. Одними из самых активных членов в этих комиссиях являются представители налоговых органов. Борьбу за легализацию заработной платы налогови­ ки ведут, что называется, по всем фронтам. В инспекциях работают телефоны горячей линии, по которым любой гражданин может сообщить об известных ему фактах выплаты «серой зарплаты». Можно оставить заявление об этихфактах вконсультацион - ных пунктах инспекций. Ис­ следуется этот вопрос и в ходе рейдовых мероприятий по применению ККТ при налич­ ных денежных расчетах. В частности, выявляются такие нарушения, как отсутствие трудовых договоров, оплата труда ниже установленного минимального размера. Информация о выявлен­ ных нарушениях направля­ ется в Государственную инс­ пекциютруда и прокуратуру. Эта работа активно ведется во всех инспекциях области. Только одной из них - ИФНС России по Октябрьскому району г. Липецка за 2006 год проведено 23 заседания рабочей группы, на которых были заслушаны 328 орга­ низаций и 297 частных пред­ принимателей. В результате проведенных собеседований 321 руководитель организа­ ций и 275 предпринимателей довели выплату зарплаты работникам до прожиточно­ го уровня, сложившегося в регионе. Это радует. Значит, будут расти поступления в бюджет Е1диногосоциального налога и налога на доходы физических лиц. А у самих аботников - отчисления в енсионный фонд. Светлана ЖУКОВА, начальник отдела ИФНС РФ по Октябрьскому району г. Липецка. ^Н а л о го в ы й аудит Отстаивая интересы плательщиков в прошлом году в структуре налоговых органов области сформированы подразделения налогового аудита. Они призваны взять на себя разрешение спорных ситуаций, возникающих во взаимоотношениях налогоплательщиков и налоговых инспекций. Как работает новая служба? Удается ли ей разрешать налоговые споры, не доводя их до судов? Об этом - беседа с начальником отдела налогового аудита Управления ФНС России по Липецкой области Екатериной Бесчеревных. — Екатерина Владимировна, если судить по задачам, возлагаемым на ваш отдел, то он должен стать своеобразным буфером между налоговыми инспекциями и налогоплатель­ щиками. Как строятся взаимоотношения новой службы с этими двумя сторонами? —Налоговый аудит - это институт внутриведомственного контроля, в компетенцию которого входит досудебное разби­ рательство налоговых споров. Причем не только разногласий, возникающих в процессе налоговых проверок, но и любых жалоб на действие или бездействие нижестоящих налоговых инспекций. Мы проверяем обоснованность этих жалоб, выяс­ няем причины их возникновения. — То есть, можно сказать, что налоговый аудит стоит на страже интересов налогоплательщиков? — Это, безусловно, так. Основными целями и задачами налогового аудита являются совершенствование администра­ тивных процедур по рассмотрению налоговых споров, строгое следование законности в правоприменительной деятельности налоговых органов. Наши отделы также следят за своевремен­ ным устранением допущенных ведомственных нарушений. —Получается, что ваш отдел —своеобразный антагонист отделу контрольной работы? Контрольщики ищут нарушения в работе налогоплательщиков, а вы —ищите нарушения в работе своих коллег? —Это неверное представление. Никгикого антагонизма нет и быть не может. Деятельность налогового аудита ориенти­ рована на тесное взаимодействие с контрольным подразделе­ нием налоговой службы. Мы отстаиваем повышение качества работы подведомственных инспекций, в том числе и качества проведения налогового контроля. А высокое качество - это значит, в числе прочего, и предотвращение, и устранение возможных ошибок со сторюны налоговиков. Решение о создании подразделений аудита внутри нало­ говой службы обусловлено Посланием Президента России Федеральному Собранию РФ 25.04.2005 г., в котором было отмечено, что «налоговые органыдолжны работать ритмично, своевременно реагировать на допущенные нарушения». — Екатерина Владимировна, получается, что при несо­ гласии с решением налогового органа налогоплательпщки могут обратиться или в вашу службу или сразу в судебные органы? —Да, пока такой выбор у них есть. Но с 1 января 2009 года, когда система налогового аудита заработает в соответс­ твии с Федеральным законом от 27.07.2006 г. № 137-ФЗ в полную меру, вводится обязательный досудебный порядок рассмотрения налоговых споров. Сэтой даты налогоплатель­ щик не сможет обратиться в суд до тех пор, пока не обжалует решение, принятое по результатам налоговой проверки, в вышестоящем налоговом органе. —Много ли жалоб налогоплательщиков уже рассмотрено вами и каковы результаты этой работы? — За неполный 2006 год, так как отделы налогового аудита созданы во втором квартале, во внесудебном порядке рассмотрена 81 жалоба налогоплательщиков. Из них 15жалоб удовлетворено. Следует отметить, что решения, принимаемые по результатам налоговых проверок, обжалуются налогопла­ тельщиками менее чем в 1 проценте случаев. Любой налогоплательщик, считающий, что его права и за­ конные интересы были нарушены, вправе обратиться с жало­ бой вУправлениеФНСРоссии поЛипецкой области в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы, этот срок по заявлению лица, подавшего жалобу, может быть восстановлен. Налогоплательщик вправе подать апелляционную жало­ бу до момента вступления в силу решения о привлечении к налоговой ответственности, а на решение, уже вступившее в законную силу, жалоба может быть подана в течение 1 года. Жгшоба подается в письменной форме, к ней могут быть при­ ложены обосновывающие ее документы. '^П л а т е ж и Любишь кататься... в феврале текущего года наступил срок уплаты транспортного налога за 2006 год в соответствии с Законом Липецкой области «Отранспортном налоге в Липецкой области», принятым Постановлением областного Совета депутатов от 14 ноября 2002 г. №114-пс. Как предписывает пункт 3 статьи 9 этого закона, на­ логовые инспекции еще в мае прошлого года разослали владельцам транспортных средств уведомления о сумме налога, подлежащей уплате. Основная часть наших сограж­ дан, получивших такие уведомления, внесли положенный платеж в областной бюджет. Однако отдельные липчане, на которых зарегистрированы транспортные средства, до настоящего времени не исполнили свою конституционную обязанность. Напомним, как производится расчет налога. Его сумма зависит от мощности двигателя транспортного средства. По легковым автомобилям в расчете на одну лошадиную силу (л.с.) устанавливаются следующие ставки: с мощностью двигателя до 100 л.с. - 10 рублей; —свыше 100 л.с. до 150 л.с. - 14 рублей; —свыше 150 л.с. до 200 л.с. - 20 рублей; —свыше 200 л.с. до 250л.с. - 30 рублей; —свыше 250 л.с. - 60 рублей. По грузовым автомобилям ставки дифференцированы несколько по-другому. На одну лошадиную силу (л.с.) они составляют: с мощностью двигателя до 100 л.с. - 10 рублей; —свыше 100 л.с. до 150 л.с. - 16 рублей; —свыше 150 л.с. до 200 л.с. - 20 рублей; —свыше 200 л.с. до 250 л.с. - 26 рублей; —свыше 250 л.с. - 34 рубля. По транспортному налогу для физических лиц имеются льготы. Так, полностью освобождены от уплаты налога: — Герои Советского Союза и Герои Российской Феде­ рации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней; —инвалиды всех категорий, родители и опекуны детей инвалидов в возрасте до 18 лет; — категории ветеранов, указанные в статье 2 и 3 Феде­ рального закона «О ветеранах»; — граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Для пенсионеров налоговые ставки уменьшаются на 75 процентов. Эта льгота применяется по выбору налогопла­ тельщика только по одному из зарегистрированных на него транспортных средств. Налогоплательщикам, у которых имеются льготы, не­ обходимо представить в инспекцию копии официальных документов на подтверждение этих льгот. В течение февраля и марта текущего года инспекции вручают требования об уплате налога тем, кто этого еще не сделал. На владельцев транспортных средств, которые в бли­ жайшее время не уплатят транспортный налог, материалы будут направлены в суд на взыскание положенных сумм в принудительном порядке. Кроме того, налогоплательщики будут вынуждены оп­ латить госпошлину в сумме 200 руб., независимо от суммы налога. Виктор ШЕЛЕСТОВ, заместитель начальника ИФНС РФ по Октябрьскому району г. Липецка.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz