Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ газета 1 марта 2007 г., №41 (22919) ч<Малый бизнес-2007» Предприниматели ставят задачи. Власть предлагает решения Готовы ли липецкие предприниматели обеспечивать рабочие места, повышать зарплату, платить больше налогов? Как им конкурировать с крупными федеральными компаниями, устремившимися в регионы? На эти вопросы настойчиво искали ответы участники областной конференции «Малый бизнес-2007» Некоторое время назад на предпринимательство в нашей стране смотрели, словно на экзотического зверя. Никто не мог не только предугадать его повадок, но и сказать, приживется он в России или нет. Время показало: выжил, вопреки многим негативным факторам, приспособился... Малый бизнес все увереннее укрепляется на своих позициях. Причем наряду с увеличением числа предприятий, занятых в этой сфере, повышается и качество работы. Растут налоговые отчисления. В минувшем году липецкие предприниматели перечислили в бюджет области более 1,6 миллиарда рублей — на 24 процента больше, чем в позапрошлом. Оборот малых предприятий превысил 63 миллиарда рублей, а инвестиции в основной капитал возросли до трех миллиардов. Да и заторов, мешаю щих бизнесу нормально развиваться, заметно по убавилось. Хотя бы такой факт; количество участни ков областной конференции “Малый бизнес” с каждым годом увеличивается. Рань ше многие предпринима тели приезжали на такие встречи лишь затем, чтобы напрямую задать вопрос руководителям области. Кстати, глава администра ции области Олег Королев участвует в конференциях ежегодно. Теперь же боль шинство представителей бизнеса выходят на трибуну, чтобы поделиться секретами своего развития. —Сегодня наряду с эко номической и социальной значимостью малое пред принимательство приобре тает и политический аспект, — отметила председатель комитета по развитию ма лого бизнеса Липецкой об ласти Татьяна Григоркина. — Именно состояние этого сектора экономики наиболее ярко показывает, насколько свободен человек в реализа ции своих прав и насколько конкурентоспособна его страна. Как же обстоят дела в сфере малого бизнеса сегод ня? Насколько комфортна та среда, в которой прихо дится работать предприни мателям? В своем недавнем обра щении к председателю Пра вительства РФ Президент страны Владимир Путин отметил, что на федераль ном уровне качественно го улучшения в области устранения избыточных административных барье ров и в сфере защиты прав предпринимателей не про изошло. Недоработка ряда федеральных законов, их неоднозначное толкование, а порой и откровенная про тиворечивость, давление на малый бизнес со стороны ор- ганизаций-монополистов — вот далеко не полный пере чень факторов, тормозящих развитие малого бизнеса. К тому же несовершенство статистики, отражающей деятельность предприни мательства, не позволяет оценить его реальный вклад в экономику. Впрочем,власть не толь ко признает свои недора ботки, но и ищет пути их преодоления. К примеру, наша область, не дожидаясь указаний сверху, уже сейчас делает в этом направлении реальные шаги. Речь — о пилотном проекте по адми нистративной реформе, к реализации которого регио нальная власть приступила в прошлом году. Идело здесь не столько в реорганизации органов управления и мест ного самоуправления с це лью повышения их работы и исключения дублирования функций. Главное — вве дение административных регламентов, а точнее —де тальная разработка порядка и сроков выдачи разреше ний, необходимых, в том числе, и для ведения пред принимательской деятель ности. Ожидается, что та ким образом будет положен конец практике бесконечно го хождения коммерсантов по чиновничьим кабинетам и будет нанесен серьезный удар по коррупции. Однако даже это сейчас ушло на второй план. Новый закон о розничных рынках буквально всполошил пред принимателей, накалились страсти и в связи со сносом павильонов и киосков. Да, эта система торговли нуж дается в серьезной реорга низации, давно пора создать нормальные условия для продавцов и покупателей. Но в то же время в сфере мелкорозничной торговли занята значительная часть трудоспособного населения, поэтому ее реформирование ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА Татьяна Григоркина, говоря о социальной значимости би знеса , заставила слушателей задуматься. необходимо проводить край не осторожно. — В социальном плане ликвидация объектов мел корозничной торговли —на стоящая беда для многих: найти новое место работы сейчас очень трудно, — вы сказала свою точку зрения предприниматель Татьяна Ртищева. —Вот почему ор ганы местного самоуправле ния должны создать условия для плавного перехода этой сферы на цивилизованные рельсы. То, что уже в ближай шем будущем основу разви тия российской экономики могут составить малый и средний бизнес, ориенти рованный на внутренний рынок, сегодня очевидно. Однако говорим ли мы о не большом семейном деле или о крупной компании, бизнес —это всегда сочетание идей и ресурсов, которые требуют управления, определенной стратегии. Но ее-то, грамот но продуманной стратегии развития в нынешних усло виях, нашим бизнесменам явно недостает. Причем, как выяснилось в ходе конфе ренции, они сами не очень стремятся ее выработать. Между тем создание эконо мических зон регионального уровня требует особого учас тия предпринимателей. И в первую очередь липецких. Но местные бизнесмены здесь малоактивны, сущес твенных проектов пока не предлагают. Другими слова ми, они либо действительно не замечают денег, которые лежат у них под ногами, или не стремятся заметить их... —Вдвух муниципалите тах области, победителях в конкурсе на создание реги ональных особых экономи ческих зон туристско-рек реационного типа благодаря усилиям областной адми нистрации был разработан механизм активного вовле чения малого, среднего и крупного бизнеса в развитие территории. Но кто из учас твующих в сегодняшней конференции выразил наме рение воспользоваться им? — с таким вопросом обра тился к аудитории директор центра “Сократ” Николай Свиридов. —Возможностей реализовать самые смелые планы —уйма. Нужно толь ко правильно и вовремя ими воспользрваться. О развитии малого биз неса на селе на конференции было ска.зано немало. Закон о реформе местного самоуп равления, к реализации ко торого область приступила в прошлом году, обязывает глав сельских поселений искать дополнительные ис точники доходов местных бюджетов. А где их взять. если на подвластной терри тории нет крупных пред приятий? — Я считаю, что эконо мика села должна опираться на малый бизнес, причем масштабно, — уверена гря- зинская предприниматель ница Наталья Житенева. — Общеизвестный факт: в развитых странах около 80 процентов налоговых пла тежей в бюджет формируют предприниматели. Именно благодаря им растет качес тво жизни, обеспечивается занятость значительной час ти населения, социальная стабильность. А чем Россия хуже? Нужно активнее раз виваться, осваивать новые виды деятельности. Сама Наталья сейчас занимается только торгов лей, но в скором времени планирует расширить свой бизнес. Задумала открыть в грязинском селе Фащевка развлекательный центр. Это и дополнительные поступ ления в бюджет сельского поселения, и, что еще важ нее, забота одосуге местной молодежи, которая нередко именно из-за его отсутствия устремляется в город. Сов ременный предпринима тель не может быть только менеджером, думающим о собственной выгоде, на нем большая социальная ответс твенность. Это факт. “Мы хотим и умеем работать, — говорит Н. Житенева. — Многие малые предпри ятия готовы принимать участие в реализации наци ональных проектов и иных государственных программ. Не нужно бояться опирать ся на малый бизнес. Он социально ответственен по определению, к тому же научился выживать в самых неблагоприятных условиях”. Отдельный разговор —о том, каким быть бизнесу. Время бежит вперед, и важ но за ним успевать. Пора заниматься не только сию минутными проблемами и задачами, но и стратеги ческим прогнозированием. Многие подходы необходимо менять. По множеству са мых разных направлений нужно не только работать в ускоренном режиме, но и формировать политику на годы вперед. —В последние годы ма лый бизнес существенно укрепил свои позиции, — подчеркнул председатель областного Совета депутатов Павел Путилин. — В этом зале собрались люди, кото рые формируют новую эко номику не только области, но и страны. Однако факт остается фактом: нигде так не нарушаются права работ ников, как в сфере малого бизнеса. Зарплата растет, но она почти в полтора раза ниже среднеобластной. Дру гими словами, проблема “серых зарплат” остается нерешенной. Важно понять, что отношение к предпри нимателям, их положение в обществе зависит только от них самих. Что же каса ется поддержки бизнеса со стороны областной власти, то она будет оказываться и впредь... Говоря о проблемах сов ременного российского ма лого бизнеса, нельзя обойти вниманием взаимоотноше ния малых и средних пред приятий с монополистами. Набирает обороты процесс выдавливания с рынка малых компаний круп ными. Жестче становится конкуренция и за доступ к различным ресурсам, наблюдается дальнейший рост непроизводственных издержек... Подводя итоги трехча сового диалога бизнеса и власти, глава администра ции области Олег Королев призвал предпринимателей к осознанию ответствен ности не только за судьбу территории, на которой они работают, а всего государс тва. Единственный недо статок — явно заниженная самооценка. —Малый бизнес области успешно прошел этап ста новления и теперь активно развивается, — отметил Олег Королев. —Сегодня со стоялся полезный, интерес ный разговор. Ресурсы для развития малого и среднего бизнеса достаточно боль шие, и их следует использо вать максимально. Власть и далее намерена работать со обща с предпринимателями. А задача такова: увеличить экономический потенциал липецкого предпринима тельства, обеспечить высо кую эффективность малых предприятий. Владимир ЗОЛОТАРЕВ. Сергей МАЛЮКОВ. Как жизнь улучшить для себя и для других Областная конференция «Малый бизнес-2007» стала площадкой для откровенного, заинтересованного диалога между властью и предпринимателями области. Стороны не боялись обходить острые углы, затрагивать вопросы, волнующие все бизнес-сообщество, ведь главная цель форума — сломать все препятствия и барьеры, порой тормозящие развитие предпринимательской инициативы. Какие же проблемы сейчас наиболее актуальны для малого бизнеса, в какой помощи и поддержке от властей нуждаются предприниматели? На эти вопросы журналиста «Липецкой газеты» отвечают участники конференции. Людмила Шата лова, директор ООО «Дачница»: — Пожалуй, са мая главная пробле ма для меня — это кадры . Основное направление моего бизнеса —ландшаф тный дизайн. Дело хлопотное, но при ятное: приятно видеть, как старанием наших мастеров хорошеет город. Я была во многих городах мира, учас твовала в мастер-классах известных дизайнеров и сейчас стремлюсь ре ализовать на практике все лучшие идеи. Но это невозможно сделать без грамотных специалистов. А вот найти их в Липецке очень сложно, настоя щих мастеров ландшафтного дизайна можно пересчитать по пальцам. Однако сидеть сложа руки и жаловаться глупо. Никто за нас эту проблему не решит. Сейчас я стремлюсь воплотить в жизнь мою давнюю мечту — открыть центр подготовки мастеров ландшафтного дизайна, в котором люди смогут при обрести столь необходимые знания и навыки. Трудности меня не пугают. Надеюсь, все получится. Какая помощь власти мне необхо дима? В настоящее время налоговая отчетность довольно сложна и запу- жество документов. Если бы удалось ее упростить, свести к минимуму всю бумажную канитель, все предприни мательское сообщество вздохнуло бы с облегчением... Александр Берес нев, директор кли нинговой компании «Марафет»: — П о -м о ем у , самая главная про блема российских предпринимателей — это собственная лень, инертность, нежелание двигать ся вперед. Люди боятся вырваться из привычного круга, осуществлять новые идеи, развивать инновационные технологии. Мало назваться предпри нимателем; для успешного ведения дел необходимо думать по-новому, помнить осоциальных обязательствах, ответственности бизнеса перед обще ством. Менять себя, свою психологию трудно, но необходимо. Уменя все началось с мечты сделать мир вокруг себя чище, лучше. Я стал учиться, участвовать в тренингах и семинарах, вырабатывать лидерские качества. Нельзя сегодня жить по старинке, мыслить примитивными категориями. От властей я жду, что они будут танна. Приходится заполнять мно- внимательнее и чаще прислушиваться к голосу бизнес-сообщества. Ведь боль шинство из нас патриоты, искренне болеющие за интересы нашего города и области. У нас есть конкретные предложения — как сделать жизнь и предпринимателей, и всех граждан достойней и лучше. Хочется, чтобы диалог между властью и бизнесом стал более конструктивным... Ирина Терновых, директор центра поддержки малого бизнеса «Старт», Ус- манский район: —В обществе се годня немало энер гичных, деятель ных людей, готовых заниматься пред принимательством. Есть интересные идеи и проекты, которые они готовы воплотить. Но их инициатива наталкивается на се рьезный барьер —отсутствие финан сирования. Взять кредит для начина ющего предпринимателя —огромная трудность и головная боль. Банки относятся к нам настороженно —или отказывают с порога, или выдвигают почти невыполнимые условия. Сейчас мы стараемся своими силами решить эту проблему, готовим документы для создания потребительского кре дитного кооператива. Думаю, он может помочь многим начинающим бизнесменам. Власти района внимательно отно сятся к нашим нуждам, помогают и делом, и советом. Но в районной адми нистрации не хватает специалистов по развитию малого бизнеса. Один человек не может объять необъятное, вникнуть во все предпринимательские заботы. Таких сотрудников должно быть больше, тогда и взаимодействие между властью и бизнесом станет еще плодотворнее... ж П о л итпасьянс Рабы немы. А мы? Новая миграционная политика как фактор модернизации рынка труда иностранцев Чуть более месяца прошло с момента, когда в России начали действовать новые миграционные правила. Их суть состоит в том, чтобы, с одной стороны, легализовать потоки мигрантов, сделать их более прозрачными, с другой — ужесточить деятельность иностранцев в сфере розничной торговли. Лица, не имеющие российского гражданства, уже не могут торговать лекарствами и алкоголем, а с 1апреля их вообще не должно быть на российских рынках. Меры жесткие, но отнюдь не драконовские. Страна не закры вается от тех, кто хочет работать: квота на иностранную рабочую силу установлена в количестве 6 миллионов человек. Однако государство недвусмысленно дает понять: иностранцев ждут в отраслях, испытывающих дефицит рабоцих рук. При этом проце дура их регистрации значительно упрощается, а ответственность работодателей повышается. Что касается торговли — это не тот сектор, где существует дефицит рабочей силы. Более того, наведение порядка на рознич ных рынках —комплексная задача, решая которую правитель ство не собирается ограничиваться простой сменой продавцов. Не прошло и нескольких дней после вступления новых пра вил, как, словно по заказу, в целом ряде СМИ появились угро жающие прогнозы: иностранцы уйдут, рынки опустеют, цены взлетят, а «местные не спешат занять освободившиеся места». Все понятно —люди, вовлеченные в нелегальный миграционный бизнес, не хотят сдаваться без сопротивления. Тем не менее очевидно — проблема миграции выведена из тени, и власти приступили к ее решению. Может быть, с неко торым опозданием, но ведь и проблема сложна, деликатна, и единственно верных рецептов ее решения еще никто в мире не предложил. Пока шли бурные дискуссии о том, какая миграция нам нуж на, разными способами сюга, запада и востока в страну проникли миллионы людей. Теперь эти миллионы (по различным оценкам, от 7до 12) живут и работают в России, чаще всего —нелегально, составляя внутренне организованную, но анархичную по отноше нию к государству систему. Они строят дома, водят маршрутки, чистят улицы, привозят фрукты — это очевидные и полезные плоды их труда. То, что на виду. А вот то, что скрыто. Нелегальная миграция —это отсутствие социальных отчислений и недополучение средств в бюджеты все;. _ уровней. Этодеформация рынка труда и демпинговые зарплатытИ Это правовая незащищенность мигрантов и беспредел работо дателей. Это питательная среда для криминала и коррупции. Наконец, очень часто, это откровенно рабские условия. Как признает вице-премьер Александр Жуков, «те, кто трудится нелегально, абсолютно социально не защищены, по существу это рабский труд». И дело даже не в том, что использование рабства в начале XXI века экономически порочно и неэффективно. Это чудовищно с гуманистической точки зрения. Ссылки на то, что «дешевые гаст арбайтеры»способствуют снижению цен, звучат особо анекдотич но на фоне запредельной стоимости квадратного метра жилья. Впрочем, будь это даже правдой, это не стало бы оправданием. Отношение к новому рабству —не единственная проблема, с которой столкнулось российское общество. Миграция оказалась не только полезна, но и конфликтогенна, причем в наиболее тонких »у-льтурно-поведенческих областях. И то, что социально-психологические конфликты с мигран тами наиболее остро проявились в сфере розничной торговли, неудивительно. Во-первых, мы все покупатели. Во-вторых, по приблизительным опять же оценкам, именно в торговле задей ствована треть мигрантов. Наконец, самое главное, система роз ничных рынков, большинство которых находятся в зоне влияния этнических диаспор, не отвечает запросам потребителей —ни по ассортименту, ни по качеству товаров и услуг. Когда-то, на заре перестройки, продовольственные рынки мнились нам если не слепком с пресловутого «Чрева Парижа», то хотя бы подобием обильных ярмарок, со вкусом описанных отечественными литераторами. Однако по сути они стали наибо лее примитивной формой розничной торговли. Никакой местной продукции, которая, по заверениям диетологов, необходима и действительно полезна. И никакой конкуренции —ни товаров, ни торговцев. Картошка всегда и везде — только двух сортов: красная и белая. Яблоки —трех сортов: красные, желтые, зеленые; иног да добавляется четвертый — «молдавские». Зелень помятая, потерявшая первозданный аромат. И такой товар — на всех прилавках. Если добавить к этому поддельные и просроченные «дели катесы», вопиющую антисанитарию, грязь, хамство, обсчеты, обвесы — то получится типичный портрет рынка, на котором вынуждены были отовариваться миллионы наших граждан. И где же обещанная конкуренция? Исключительно в теории. А в жизни большинство продавцов —обычные наемные работ ники, как правило, гастарбайтеры, которых снабжают товаром хозяева-оптовики. Да, благодаря им бананы и киви переста быть экзотикой. Зато скромные плоды российской земли степенно перешли в разряд деликатесов. Суздальские огург ярославский лук, зеленый подмосковный салат (десятки видов;, домашнее молоко, масло, творог, сладкая невеженская рябина любимая Пушкиным моченая морошка —все исчезло. Фермера, крестьянина вытесняли с рынков жестко и после довательно, выдавливали, как катком. Многие из них серьезно погорели, получив кредиты под будущий урожай, а потом, стол кнувшись с невозможностью его реализовать, вынуждены были отдавать посредникам за бесценок. Фермеров годами отучали от столичных рынков. Наивно полагать, что теперь они там появят ся как по мановению волшебной палочки. Даже те, кто поверил в открывшиеся возможности, приедут, скорее всего, лишь с новым урожаем. А недоверчивых надо привлекать, зазывать, создавая нормальные условия и инфраструктуру. По большому счету, создавать придется новую систему функционирования рознич ных рынков, гибко сочетая интересы покупателей, фермеров, оптовых продавцов (кстати, в отношении них закон никаких ограничений для иностранцев не предусматривает). И это комплексная задача, в решении которой немалую роль должны сыграть региональные и местные власти. Например, московское руководство уже высказало идею организации городского государственного предприятия «Мосрегионторг», которое будет обеспечивать столичные рынки и продавцами, и сельхозпродукцией, разрушив монополию полукриминальных оптовых структур. Во многих регионах власти всерьез задума лись о создании современных форм потребкооперации, которая, кстати, прекрасно функционирует на Западе как разветвленная сеть фермерской торговли. Если у одних людей есть товар, а у других — потребнос;^^ его купить, значит, торговля будет продолжаться, и продавгЩ^* найдутся. Что, собственно, уже и происходит. По наблюдениям Федеральной миграционной службы, никакого кризиса на рын ках нет: цены стабильны, ротация кадров идет в нормальном режиме —ив центре, и в Якутии, и в южных регионах. Благо в России есть немало мест, где требуются рабочие руки — в про мышленности, в сельском хозяйстве, на транспорте. Рынок труда мигрантов только начинает входить в правовое поле. Процессы его легализации, окультуривания, очистки от криминала невозможны без активного государственного участиям Этого требуют и интересы страны, и, что немаловажно, интереоь! самих мигрантов, имеющих право на цивилизованное отношение к себе в четких правовых рамках. Логично, что наведение порядка началось с элементарных вещей —регистрация и учет, мониторинг миграционных пото ков, правовое обеспечение и, при необходимости, корректировка законодательства. Было бы нелишним включить в этот процесс информационную составляющую, благо российские государс твенный телеканалы принимает почти все ближнее зарубежье. Специальная программа, сориентированная на мигрантов, помогла бы людям понять, куда они едут и на что могут рассчи тывать. Тем более что речь идет о судьбах миллионов людей, а не об откровениях очередной гламурной барышни. Дефицита гламурных барышень у нас, к счастью, не наблюдается. Татьяна СУХОВА, советник фонда «Единство во имя России».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz