Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ г а з е т а 28 февраля 2007 г., № 39-40 (22917-22918) Счетвпользутеатра М а с т ер а сц ены п р е дл а г аю т нам стать н аблю д а т ел ям и . . . т р ен и р о в к и ж е н с к о й г а н д б о л ь н о й ком анды ^Премьера 1^Пробдема Премьера постановки «Команда», приуроченной к тридцатилетию деятельности народного артиста России Владимира Пахомова на посту руководителя Липецкого академического театра имени Л.Н. Толстого, не могла не привлечь внимания. Взяв пьесу Семена Злотникова, чье творчество хорошо знакомо нашим зрителям, создатели спектакля с полной серьезностью отнеслись к его специфике. Консультировал их мастер спорта международного класса, начальник областного управления по физической культуре, спорту и туризму Владимир Дементьев. А ктеры побы вали на тренировках волейболисток * Стинола », чтобы увидеть то, что скрыто от посторонних глаз. Актрисы умело показы вают порой весьма сложные, вплоть до шпагата, элементы разминки. Но, разумеется, это лишь достоверный фон для размышлений отнюдь не только и не столько о спорте. В постановке достаточно преувеличений, условностей и даже (вспомним подза головок гоголевской «Же нитьбы») чего-то совсем уж невероятного. Итак, за неделю до ответ ственных соревнований про фессионалки ручного мяча откровенно бузят. А тренер (Павел Чунихин) — почему- то при галстуке — не прояв ляет должной жесткости. И начинаются непослушание, странные выходки, выясне ние отношений, разброд и шатания. Спектр эмоций - от преданности до безразличия и неприязни. Недюжинный темперамент персонажей уходит, как пар, в гудок. Тренер вместо того чтобы строго и уверенно взять си туацию под контроль, сетует на судьбу и неблагодарность подопечных. Он, похоже, не замечает очевидного нерав нодушия к нему толстуш ки Маши (Лилия Бокова), демонстрируемого в стиле эдакого «лирического гро теска». Зато бурно реагирует на поведение беспокойной Алевтины (Зарина Малиева). Внятных объяснений по сему поводу тренер от нее не полу чает. А тут вдруг неожиданно и абсолютно не к месту слы шится плач младенца. Его на попечение подруг оставила одна из спортсменок, ушед шая в... ресторан. Ничего себе нравы... Свои краски добавляет к причудливо-экспрессивному зрелищу Художник (Сергей Денисов). Он раскрашивает стены и потолок спортзала, но не может оставаться ней тральным к происходяще му. В белом одеянии, такой весь неземной. Художник и разговоры ведет весьма воз вышенного толка — о непре ложности любви, о «жизни человеческого духа». Эти отвлеченные постулаты в конечном счете не мешают ему зациклиться на реальном объекте, способном вызвать внезапные и сильные чувства. Сей объект —пробудившаяся (отсыпалась где-то после ве черинки) Люся, секс-символ команды с соответствую щим прозвищем «Голливуд» (Светлана Евсеева). Очередной небанальный сюрприз конкретизирует декларации Художника . Наконец становится понят ным, отчего так неуправля ема Алевтина: появляется велосипедист-иностранец с экзотическим именем Юван (Евгений Сенченко). Он ее жених, у него наготове и под венечное платье для невесты. Тут уж все совсем пошло на перекосяк в разладившемся тренировочном процессе. Не веста надевает поверх спор тивной формы свое платье. Ее партнерши дружно уходят на минутку за кулисы — и вот уже мы их лицезреем в таких же нарядах. Девушки танцуют и фантазируют: а давайте-ка выйдем на матч в такой вот форме!.. С этим преображением гандболисток все становит ся на свои места. Замысел проясняется. Команда (без кавычек) — это модель соци ума. Театр вместе с драматур гом выводят на поверхность то, что в наших будничных заботах , в повседневной, привычной суете нивелиру ется, забывается, отходит на ______ ФОТОНИКОЛАЯЧЕРКАСОВА. задний план. Как лучше на звать это самое «то»? Да как угодно: гармонией, счастьем, любовью, умиротворением, согласием с окружающими. Суть спектакля, подсказан ных им ассоциаций от этого не меняется. Далее я вступаю в область догадок. Мне кажется, поста новка Владимира Пахомова весьма личностная. «Коман да», напомню, выпущенная к юбилею лидера театра, став шего под его руководством академическим, соблазняет провести какие-то паралле ли. Разумеется, Пахомов, в отличие от незадачливого наставника гандболисток, четко, порой неумолимо де ржит театр «в форме*. И все же никакой контроль не исключает форс-мажорных обстоятельств, переживаний, столкновения интересов. Однако театральная коман да Владимира Михайловича —при любых переменах , заменах, неувязках — неиз менна, настроена на творчес тво. И этот настрой определял жизнь коллектива во все времена. Не потому ли и счет всегда оказывался в пользу театра? Константин КЛЮТКИН. 'В гостях у липчан Почему не был снят четвертый <|>ильм про гардемаринов И еще О МНОГОМ другом рассказала режиссер Светлана Дружинина, побывав недавно в Липецке Одетстве Светлана Дружинина: Я ребенок войны. Прекрасно помню эвакуацию в 1941 году из Москвы. Мы уехали под Сталинград, думали , там будет спокойнее. Потом, через год, вернулись в столи цу. Росла в обычной семье в Марьиной Роще. Тогда это был самый криминальный московский район. Банда «Черная кошка» орудовала в этих местах. Детьми мы с нескрываемой завистью на блюдали, как во дворе, осве щенном фарой от «Харлея», танцует и веселится шпана со своими подружками. Как многие дети, у которых отцы погибли на войне, я росла дерзкой, самостоятельной девчонкой. Неизвестно, как сложилась бы моя судьба, если бы меня затянула кри минальная ром антика . С ребятами из нашего двора мы целыми днями пропадали на улице, частенько забредали в центр, посмотреть на «кра сивую жизнь*. Так в один надцать лет я заметила на столбе неподалеку от цирка на Цветном бульваре малень кое рукописное объявление о наборе в цирковую студию. «Сбор в парке имени Баума на. Форма одежды — трусы, майка, чистые ноги*. При хожу в назначенное время, меня окликает кто-то из при емной комиссии: «Мальчик, как тебя зовут?» — я была очень щуплой, с короткой стрижкой, так что перепу тать немудрено. Показала все, что умела, и меня при няли в труппу цирковых акробатов. Так началась моя артистическая карьера. Все-таки не случайно встреча с известным кинорежиссером, народной артисткой России Светланой ДРУЖИНИНОЙ и ее супругом, заслуженным деятелем искусств России, оператором-постановщиком Анатолием МУКАСЕЕМ, состоялась в большом зале областной администрации накануне Дня защитника Отечества. Практически все последние картины этого творческого и семейного союза — «Вперед, гардемарины», цикл «Тайны дворцовых переворотов» — посвящены российской истории и повествуют о людях долга и чести, о величии человеческого духа, противостоящего низости и предательству. Творческая встреча мастеров отечественного кино со слушателями академии молодежного фильма и журналистами состоялась в рамках целевой программы «Молодежь Липецкой области 2006— 2010 годы». Разговор получился долгим и содержательным. Предлагаем читателям «Липецкой газеты» наиболее интересные его фрагменты. «Принцесса цирка», «Гарде марины» полюбили зрите ли, это мнение изменилось. Все-таки режиссер — самая замечательная профессия в кино! Не согласен , вступает в разговор Анатолий Му- касей. Лучшая профессия в кино — оператор. Уйдет он со съемочной площадки —и все. Кино не будет. Кино — это визуальное искусст во, живопись в динамике. Красивый кадр дорогого стоит! Я работал на многих замечательных картинах: «Берегись автомобиля» , «Большая перемена», «По семейным обстояте.льствам». И все режиссеры, с кем я сотрудничал, умели ценить красоту. Очень интересно было работать с Роланом Бы ковым. Ему, человеку скром ного роста, было непросто дотянуться до камеры, мне же приходилось сгибаться в три погибели, снимая детей. В конце съемок Быков даже подарил мне эпиграмму: «У длинного всегда недлинный виноват. Прости мои грехи, высокий кинобрат». А какие трюки устраивали на съем ках «Берегись автомобиля», мчась по Садовому кольцу на троллейбусе! Кстати, я сорок лет за рулем и еще ни разу не попадал в ДТП, потому что соблюдаю скорость и дистанцию. А вот жена все нервничает: «Желтый, давай проскочим!» Путь на большой экран После цирка, где меня на зывали «девочка-каучук»,я успела поучиться в училище Большого театра, выходила на сцену с выдающимися звездами балета. Потом из- за травмы пришлось балет оставить. Какое-то время была телеведущей, вместе с Михаилом Державиным вела первые КВНы. Многие известные творческие люди начинали с клуба веселых и находчивых. В том числе кинорежиссер Вадим Абдра шитов, в ту пору молодой, ос троумный физик. Отличное было время. И шутки были прекрасными. Вот тогда-то меня заметил режиссер Сам сон Самсонов и пригласил на роль в романтическую комедию «За витриной уни вермага». Дебют получился удачным, и я поняла, что нужно поступать во ВГИК. Если честно, то у меня совсем не было актерских амбиций, уже в те годы я стремилась к режиссуре. Я благодарна судьбе за то, что попала в прекрасный и яростный мир кино, даю щий возможность прожить жизнь самых разных геро ев, прочувствовать дух са мых разных эпох. Я сыграла одиннадцать разных ролей. Пожалуй, три из них вошли в «золотой фонд* советского кино. Вот фильм «Девчата», наверное, многие помнят. Но я понимала: полно стью раскрыться смогу толь ко в режиссуре. Некоторые знакомые считали мое пос тупление на режиссерский факультет ВГИКа блажью. И лишь с годами, когда мои картины «Сватовствогусара». нелегалы, проработали за рубежом больше тридцати лет, водили знакомство с Зорге, Абелем. Когда я спра шивал, почему о вас никто не знает, они всегда отве чали: «В нашей профессии знают тех, кто провалился». Правда, сейчас они многое могут рассказать, даже кни гу написали. Ну так вот, на отдыхе я посмотрел только что вышедший фильм «За витриной универмага». «Как тебе эта девочка?» — спра шиваю у мамы. «Nice* —хо рошенькая, отвечает мама, очень плохо говорившая по-русски. «Хочешь, я на ней женюсь?» — «Да, было бы неплохо», — говорит она и вскоре уезжает на два года к папе за границу. А я при ступаю к действиям . Светлана Дружинина: Я активно занималась спор том. Как-то сижу на скамей ке в спортзале, вдруг в меня попадают больно мячом. Вижу — огромные ноги в модных импортных кроссов ках, тогда такие были редко стью. Улыбается: «Я капи тан мужской студенческой волейбольной команды» . «А я - капитан женской». Так и началось. Нас все «два капитана» называли. Ста ли встречаться, хотя я уже успела сняться в картине «Дело было в Пенькове» и у меня появилось немало по клонников. Потом родители Анатолия приехали выда вать замуж его сестру. Мы с ними познакомились. А на следующий день, когда То- лик неожиданно сделал мне предложение, согласилась. Потом ко мне часто подхо дили студенты и говорили примерно так: «Я же был давно в тебя влюблен, почему ты выбрала его? »Я отвечала: «А почему тогда молчал, от куда я знала об этом?» В об щем, не надо бояться умных, красивых женщин, нужно быть настойчивее. Анатолий Мукасей: Мне папа сказал: «Если не полу чится, всегда можешь уйти, вот уже 50 лет я так думаю». Видно, это и есть рецепт се мейного счастья. История любви Гардемарины Анатолий Мукасей: Я поступил на операторский факультет, и моя мама, при ехавшая по этому случаю из заграницы, отвезла меня на полтора месяца отдохнуть на даче Сталина в Гаграх. Мои родители -- разведчики- С ветлана Дружинина: Это по-настоящему выстра данный фильм. Когда на чалась перестройка, мы все обрадовались возможности говорить правду, в том чис ле и о нашей истории. Сра зу после выхода на экран «Принцессы цирка» в 1982 году в моей квартире раз дался звонок. Заикающийся женский голос сообщил, что меня беспокоит инженер- сантехник Нина Соротокина, написавшая исторический роман, который обязательно нужно экранизировать. Я хотела от нее отвязаться, но автор сказала, что приехала издалека и ждет меня в Доме кино. При встрече Нина пе редала мне пухлуюбухгалтер скую пешочку, перевязанную красной тесьмой. Наверное, такой папкой Чехов убивал даму-графоманку, показав шую ему свои рукописи. Соротокина обещала позво нить через три дня, узнать мое мнение. Я, естественно, не успела прочесть роман. Потом в квартире случился цожар, все имущество выго рело, но рукопись осталась. Анатолий Мукасей: Так получилось , что первым прочел ее я. Это был самый толстый роман, который попадал когда-либо мне в руки. Меня увлекла фабула. Я сразу понял: по этим мате риалам можно сделать увле кательное кино в духе «Фан- фана-Тюльпана». И убедил Свету прочесть кипу листов. Все-таки оператор — един ственный человек, который разбирается в кино. Светлана Дружинина: Вместе с Соротокиной и Юрием Нагибиным мы со чинили сценарий. Цензура не хотела его пропускать: ну как же, тайная полиция, доносы, церковные обряды. Требовали вырезать сцену миропомазания в храме, я очень расстроилась, пере живала . В один из самых трудных периодов съемок мы с Боярским были при глашены в Тверь на прием к митрополиту Алексею , ныне, увы, уже покойно му. В доме священника он сказал: «Не волнуйтесь, все будет хорошо, скоро Крес тный ход, посвященный тысячелетию христианства на Руси, возвращается вера, зло не может быть вечным, добро восторжествует». Он благословил молодых мона хов и монахинь на работу с нами, давал ценные консуль- тации. И, действительно, картину оставили в покое. «Гардемарины» произвели грандиозный эффект, вся страна буквально влюбилась в этих ребят. Неразлучная троица ездила по стране, распевая песенку, мгновен но ставшую популярной. А в обществе тогда на блюдался могучий патрио тический подъем, интерес к истории Отечества. На волне успеха мы сняли еще две картины о гардемаринах. Уже был готов синопсис сле дующей. Знаете о чем? Как Сашу отправили на Камчат ку. Перейдя через пролив, он оказался на Аляске. Русская Америка. Форт Росс. Подви ги наших землепроходцев, которые в те годы дошли до Мадагаскара... Короче, все очень увлекательно. Но шел 92-й год. Рушилась страна. Цены вырвались на волю, и было уже не до кино. Сегодня вряд ли возможно возродить этот успех. «Гардемарины» стали успешными, потому что уловили настроение времени. Дважды такого не бывает. Отайнах российской истории Светлана Дружинина: Наш проект «Тайны дворцо вых переворотов» охватыва ет большую часть XVIII века —моего любимого, очень яр кого и драматичного периода российской истории. Уже вышли шесть картин, скоро на DVD должны выйти 7-й и 8-й фильмы. Б них снялись великие актеры Чурикова, Петренко, Жарков, Коренев. В яркой роли фрейлины Анны Иоановны Мадлен вы увидите очаровательную певицу Алсу. Фильм серьез ный, но в нем также много яр ки х приклю ченческих сцен. «Виват, Анна». Это картина о выборе Россией пути развития. Страна могла уйти от самодержавия, став конституционной монархи ей, но этого не произошло. Это мое сугубо личное мне ние, но я считаю, что у нас особая, сложная страна, у нее свой путь развития, и в чистом виде традиционные западные демократические ценности для нас неприем лемы. Больно видеть, как в XX веке неоднократно раз рушалась великая держава. Почему мы сами делаем то, что не под силу завоевате лям? Наверное, вряд ли сто ит искать сегодня спасение в монархии. Однако всем нам нужно что-то, объеди няющее народ, нацию, го сударство... Записал Сергей МАЛЮКОВ. Голо с з в о н о к — у м д о л о г Т а к счи таю т те , к то п ом о га е т детям с та т ь тал а н тл и вы м и , в свою очер ед ь надеясь , ч то и им т ож е п о м о г у т Более четверти века преподаватели вокально хорового отделения детской школы искусств №7 города Липецка успешно используют методики, развивающие музыкальные способности у детей, которым, как говорится, "медведынаступил на ухо". Дмитрий Огороднов, автор одного из таких руководств к комплексно-музыкально-певческому воспитанию, еще тридцать лет назад доказал — специальная тренировка голосовых связок влияет на развитие интеллекта: при этом у людей в любом возрасте улучшается память, повышается восприимчивость к иностранным языкам, активно развиваются художественные и музыкальные способности. Педагоги вокально-хорового отделения школы работают не только с обычными ребятами, но и с умственно отсталыми, сдиагнозом замедленного развития, с различными нарушени ями речи. Результаты обучения говорят сами за себя: четыре года занятий здорово помогли Диме Г., учащемуся десятого класса специальной коррекционной школы восьмого вида. Сейчас он самостоятельно играет на баяне, а когда в первый раз его привели в музыкальную школу, мальчик с трудом мог сказать, как называется тот или иной палец на его руке. Теперь Дима - участник всех конкурсов наравне с остальными ребятами. Другой ученик школы искусств, Андрей Стукан, имеющий целый букет заболеваний, принял участие в город ском конкурсе “Как стать звездой” и был признан лауреатом этого музыкального соревнования. Теперь он готовится вы ступить на международном конкурсе “Золотой соловей”. Сейчас уже никого не удивляет, что ученики вокально хорового отделения, обучающиеся по методике Огороднова, становятся лауреатами различных конкурсов. Гордость школы Лиля Низаева поступила на вокальное отделение московского музыкального училища имени Ипполитова- Иванова, а до этого стала дипломантом всероссийского кон курса в Сочи “Надежда Европы” . Выпускницы школы Настя Шапко и Маргарита Демиденко —лауреаты международного конкурса “Золотой соловей”, а хор учеников старших классов —лауреат всероссийских конкурсов “Хоровой серпантин” и “Святая Русь”. Вэтом году липецких школьников пригласили выступить на международном конкурсе в Болгарии, но из-за нехватки средств ребята не смогут продемонстрировать свое умение за рубежом. Однако хор порадовал своим пением соотечествен ников, став лауреатом международного конкурса “Золотой камертон”, прошедшего в нашей стране. Недаром этот коллек тив заслуженно входит во всероссийскую федерацию детских и молодежных хоров России. Ребятам вокально-хорового отделения детской школы искусств есть на кого равняться: их преподаватели сами поют в ансамбле “Вдохновение” , являющемся неоднократным лауреатом городских конкур сов “Алло, мы ищем таланты!”, “Крылья Победы”, недавно он получил приглашение на участие в конкурсе “Поющая Россия” . Три года назад учителя-энтузиасты, используя российс кую методику Зайцева и японскую Мацусори, девиз которых “до полутора лет воспитывается гений, до трех лет —талант ливый ребенок”, взялись еще и за развитие малышей, создав отделение раннего развития. Обучение начинается с полуто ралетнего возраста, детей, еще не умеющих разговаривать, привозят на занятия мамы. Создавая малышам уют, препо даватели сделали в помещении ремонт за свой счет, купили игрушки и музыкальные инструменты. Воспитанников учат быть общительными, развивают у них образное мышление и чувство ритма. Неудивительно, что преподаватели решили приобщить малышей и к театральному искусству. “Артисты” , которым всего по четыре-пять лет, участвуют в музыкальном спектакле “Путаница” по мотивам стихотворения Корнея Чуковского. Детишкам понравилось выступать на сцене, и они с удоволь ствием сыграли в новой постановке “Эскимосская сказка” . В этом спектакле участвовали не только пятилетние “ветераны”, но и молодые “актеры”, которым исполнилось три с половиной года. Юные воспитанники школы искусств, получив такую всестороннюю огранку, без проблем адаптируются в детском саду, отличаясь от сверстников своими знаниями. — Наша звездочка, — так называют учителя шестилет нюю Лизу Лаврушину, занимающуюся на отделении раннего развития с трех лет: она хорошо поет и уже сейчас играет на пианино на уровне второго класса музыкальной школы. В прошлом году в Москве она стала дипломантом всероссий ского конкурса “Золотой соловей” . Учитывая, что сейчас детей до трех лет в детские сады областного центра устроить довольно трудно, работу педа гогов вокально-хорового отделения можно считать весьма актуальной. А преподаватели эти планируют взять к себе в отделение еще и нескольких детей, страдающих церебраль ным параличом и сахарным диабетом... К сожалению, подвижники из вокально-хорового отделе ния детской школы искусств №7 до сих пор не имеют своего собственного угла и четверть века проводят занятия в здании липецкой школы №47, арендуя там несколько кабинетов. В довершение всех неприятностей в конце 2006 года закончился срок аренды помещения. Где теперь будут проходить занятия с детьми, музыкальные работники не знают, ведь в любой момент их могут попросить освободить классы. — Если в городе появится специализированная музы кальная школа раннего развития, мы сделаем все возможное, чтобы помочь детям, независимо от их физического здоровья и материального достатка, —говорят педагоги, очень рассчи тывая на помощь городских властей и веря, что их призыв будет услышан. Валентин БАЮКАНСКИЙ. I Игра в шесть рук требует чувства локтя...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz