Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)
II ( 2 О Ю 3 Беларусь—Россия 22 ФЕВРАЛЯ 2007 ЧЕТВЕРГ №7(299) Т р а н з и т н ы й у з е л Окончание. Начало на стр. I У белорусских коллег иной взгляд на ситуацию. Они аргу ментируют его, прибегая к до вольно сложной процедуре «Временной технологии органи зации таможенного контроля за российскими и белорусскими то варами, транзитно перемещае мыми между Калининградской областью и остальной частью Та моженного союза». Опустим для простоты изложение ее описа ния. Отметим лишь, что если эта технология соблюдается, то на белорусско-литовской границе белорусские таможенники лишь регистрируют российский тран зитный товар, а дальше он пере возится свободно. Однако в том и дело, считают в белорусском ГТК, что россий ская сторона якобы отошла от договоренности и стала по-раз ному оформлять калининград ские грузы в зависимости от то го, направляются они в Беларусь либо в Россию. А это уже ставит под удар экономические интере сы. И то, что российские коллеги в данном случае лишь следуют национальному законодательст ву, отрицательных последствий не уменьшает. Вот один пример. В Минске и других городах по частным объя влениям или в Интернете можно значительно дешевле, чем в обычном магазине, купить доро гостоящую импортную видеотех нику. Естественно, причина «уценки» кроется в обходе тамо женных пошлин и других нало гов. Это возможно при «серых» схемах завоза товара. Когда он, например, по документам напра вляется из Калининграда в Моск ву, однако таинственным обра зом «оседает» на белорусской территории. Естественно, местные тамо женные службы в такой ситуации тоже были вынуждены «вспом нить» о своем национальном за конодательстве, предполагаю щем более тщательный досмотр транзитных грузов. В белорус ском ГТК приводят такие цифры: из 827 партий грузов, следую щих из Калининградской облас ти через Беларусь в Россию и взятых под контроль, 47 не пере секли восточную границу стра ны, то есть «растворились» на белорусской территории. И впол не возможно, были проданы по приведенной уже схеме. Это те левизоры, бытовая техника, мяс ные товары общей стоимостью около 10 миллионов долларов. Что можно сказать по этому поводу? Претензии сторон друг к другу по отдельности выглядят на первый взгляд довольно убе дительно. Но очевидно, что если не придерживаться некой общей стратегии, то наши страны в це лом могут понести серьезные по тери. Тут нет иного выхода, кро ме как вернуться к накопленному при строительстве единого тамо женного пространства опыту со трудничества. Белорусская сторона предла гает, в частности, для упрощения таможенного оформления това ров, следующих из Калининград ской области на остальную рос сийскую территорию, использо вать успешно применявшийся ранее порядок. А чтобы он имел необходимую юридическую ос нову, Таможенному комитету Со юзного государства следует при нять соответствующий доку мент, которым будут руководст воваться обе стороны. В белорусском ГТК сообщи ли, что еще до 1 марта наши страны предполагают подписать межправительственное согла шение, направленное на урегу лирование спорных вопросов, возникающих при перевозке транзитных грузов. Тем самым будет найдено и решение кали нинградской проблемы, болез ненность которой для россиян белорусам вполне понятна. Хотелось бы надеяться, что следом будут преодолены труд ности с выдачей белорусским пе ревозчикам разрешений на дос тавку транзитных грузов в Рос сию и из нее, а также исчезнут и внезапно возникшие строгости на белорусско-российской гра нице. Щ и т п р о в е р и л и в д е л е Окончание. Начало на стр. I Все это вместе взятое — ос нова системы стратегического сдерживания. В прошлом году, например, завершено перевоо ружение 115-й зенитной ракет ной бригады ВВС и войск ПВО российскими ЗРК С-300. О воз можностях этих мощных компле ксов сказано немало. Добавим только, что с появлением их в бе лорусских войсках позиции про тивовоздушной обороны Союз ного государства укрепляются в десятки раз. А в ближайшее вре мя планируется заключить сог лашение о создании единой сис темы ПВО Беларуси и России. В Беларуси уже практически за вершена процедура внутригосу дарственного согласования до кументов по ее созданию. Эффективно работает воен ная наука. Многие разработки — результат совместных усилий российских и белорусских уче ных. В частности, весьма перспе ктивны исследования в области автоматизации. По словам ко мандующего сухопутными вой сками ВС Беларуси генерал- майора Александра Никитина, приобретение новых видов тех ники пока не планируется, а вот модернизация имеющихся на вооружении образцов идет пол ным ходом. К примеру, танк Т-72 будет оборудован тепловизором и новым дальномером. На БМП-2 появится система управления оружием «Рубеж-М». На БТР-70 предполагается заменить двига тель и установить огневой мо дуль, состоящий из 30-милли- метровои пушки российского производства и автоматического гранатомета АГС-17. Новые подходы используют ся и в подготовке военных спе циалистов. Скажем, каждый но вобранец-пехотинец, прежде чем взять в руки боевое оружие, обязан овладеть навыками стрельбы' в виртуальном форма те. Это существенная экономия средств. Использование учебно тренировочных самолетов и комплексных авиационных тре нажеров позволяет снизить рас ходы на начальную подготовку летчиков в 2— 3 раза, а также со кратить сроки освоения боевых машин. Впервые выпускникам авиационного факультета Воен ной академии Беларуси присво ена квалификация летчиков 3-го класса. Кстати, в прошлом году в академии создан факультет Генерального штаба. С его от крытием завершено создание белорусской национальной во енной школы. Словом, военные профессио налы свой праздник встречают достойно. Кстати Выступая во вторник на 6-й Меж дународной научно-практической конференции в Совете Федера ции, Госсекретарь Союзного госу дарства Павел Бородин отметил; «В течение 2007 года Россия и Бе ларусь в рамках Союзного госу дарства отработают 14 программ по различным направлениям во енно-технического сотрудничест ва. На зти цели планируется ист ратить 1,4 миллиарда рублей». К о г д а д е р е в ь я с т а н у т б о л ь ш и м и Б е л о р у с с к о е з е м л я ч е с т в о в К а л и н и н г р а д е п о л у ч и л о в д а р б р о н з о в ы е г е р б ы б е л о р у с с к и х о б л а с т е й регионы Тамара Зенина МИНСК — КАЛИНИНГРАД___________ В ИЮЛЕ прошлого года в самом западном городе России был за ложен сквер белорусско-россий ской дружбы. Первые саженцы деревьев в нем посадили в при сутствии премьер-министра Бе ларуси Сергея Сидорского и гу бернатора Калининградской об ласти Георгия Бооса. По своей композиции сквер будет необыч ным. В его центре архитекторы создадут стилизованную карту Беларуси. Бронзовые гербы всех шести областей страны, недавно подаренные калининградцам, украсят эту карту. К лету в скве ре появится оригинальная систе ма освещения, фигурные ска мейки и тихие аллеи. Памятные знаки исполнены группой скульпторов под руко водством известного мастера монументальной пластики, за служенного деятеля искусств Бе ларуси Ивана Миско. Уникаль ный подарок адресовало земля кам Министерство культуры Бе ларуси. К слову, белорусская ди аспора в этом российском регио не одна из самых многочислен ных, а культурные связи длятся уже больше 10 лет. С середины 90-х годов в Минске регулярно проходят дни Калининградской области, с неизменным успехом выступают на сценах Калинин града белорусские коллективы. Начальник отдела междуна родных связей Министерства культуры Беларуси Михаил Ка- журо сообщил корреспонденту «союза», что сейчас началась подготовка к предстоящим Дням Республики Беларусь в Калинин градской области, которые прой дут в сентябре нынешнего года. Кстати, сквер белорусско- российской дружбы — не единст венное место в Калининграде, напоминающее «российским бе лорусам» о своих корнях. Нес колько лет назад там был устано влен бронзовый памятник вели кому славянскому просветителю Франциску Скорине. Г о в о р и т и п о к а з ы в а е т Т Р О о к а к и х п р о е к т а х у з н а ю т с о ю з н ы е з р и т е л и и с л у ш а т е л и Айрат Сагдатов МОСКВА ДАЛЬНЕЙШАЯ стратегия разви тия ТРО Союза обсуждалась на днях во время семинара «Теле радиовещательная организация Союзного государства и ее парт неры». Основная задача встре чи — анализ сегодняшнего со стояния информационного теле визионного и радийного сопро вождения интеграции Беларуси и России, освещение в теле- и радиопрограммах, подготовлен ных по заказу ТРО, реализации экономических, научных и соци альных программ Союзного го сударства. Начальник Департамента со циальной политики и информа ционного обеспечения Постоян ного Комитета Ирина Маркевич в своем выступлении подчеркну ла необходимость наращивания профессионализма в освеще нии строительства Союзного го сударства. В настоящее время ТРО ра ботает над созданием несколь ких новых проектов, в их числе проект, посвященный Дню Побе ды. Кроме того, говорилось на встрече, необходимо урегулиро вать вопрос о демонстрации в российских сетях программ ТРО Союза. — На телеканалах в Респуб лике Беларусь программы идут беспрепятственно, российский же телерынок реагирует недос таточно активно. Но мы работа ем в этом направлении, — отме тил председатель ТРО Игорь Угольников. В ближайщих планах ТРО съемки авторских проектов, не игровых и художественных фильмов. Совсем скоро на рос сийские и белорусские телеэк раны выйдет документальный сериал «Форпост» — о буднях Начальник Департамента социальной политики и информационного обеспечения Постоянного Комитета Ирина Маркевич призвала участников встречи более профессионально освещать ход союзного строительства. рубежей Союзного государства, телефильм «Славянская трапе за», многосерийный проект «Оборонная мощь» — о бело- русско-российских военных уче ниях и военно-техническом сот рудничестве. В самое ближай шее время союзный зритель увидит художественно-публици стическую картину о казни в ок купированном Минске советски ми подпольщиками палача бело русского народа гауляйтера Ку- бэ. Кстати, как признался И. Угольников, последним про ектом, находящимся пока на стадии производства, уже заин- тересовсшось несколько между народных кинофестивалей. И этот, и следующий проект — ху дожественный фильм о защит никах Брестской крепости — председатель ТРО Союзного го сударства намерен снимать в са мом тесном взаимодействии с белорусскими телевизионщика ми. Для этого, было подчеркну то, у белорусской стороны сего дня есть как необходимые техни ческие возможности, так и серь езные творческие силы. О л е г Б о г о м о л о в : В э к о н о м и ч е с к и х о т н о ш е н и я х е с т ь н р а в с т в е н н ы й а с п е к т Окончание. Начало на стр. I Товары «новобранцев» на об щеевропейских рынках пока ма ло конкурентоспособны, их поли тический суверенитет во многом делегирован структурами ЕС, а сложность переговоров с брюс сельской наднациональной бю рократией далеко не всегда при водит к положительным итогам. Инвестиции Запада сопровож даются значительным оттоком прибыли. Социальная ориентация сов ременного капитализма вызвана тем, что он хотел бы избавиться от многих внутренних конфлик тов и консолидировать общест во. И несмотря на то, что модель «государства благосостояния» зачастую считается изжившей себя в условиях глобализации, северные страны — Дания, Нор вегия, Швеция, Финляндия, при держиваясь такой модели, по многим показателям развивают ся более успешно, чем США. — Олег Тимофеевич, и все-таки как сочетается российский поворот на Запад с необходимостью пересмат ривать отношения с настоящими и бывшими союзниками? — Сейчас не менее 60 про центов российской торговли при ходится на ЕС. Безусловно, это свидетельство того, что такая пе реориентация экономически бо лее выгодна. Но в развитии отно шений со странами Центральной и Восточной Европы существуют немалые резервы. Их использо ванию порой препятствуют поли тические мотивы. А в политике желательно, чтобы присутство вали взаимные симпатия и дове рие, добрососедство и доброже лательство, а может быть, и дружба. У нас в этом плане бога тые традиции, которые, безус ловно, должны быть сохранены. Поэтому лросто партнерских от ношений недостаточно. К сожалению, такие перспек тивы омрачает вступление на ших бывших союзников в НАТО. И ясно, что размещение амери канских систем ПРО в Польше и Чехии связано отнюдь не с угро зой терроризма или опасностью, исходящей из Ирана, но с жела нием иметь рычаг давления на Россию. Конечно, продвижение НАТО на Восток — не угроза не посредственного военного вме шательства, но это фактор дав ления, потенциальный инстру мент сдерживания России. Но с другой стороны, вступление стран Центральной и Восточной Европы одновременно в ЕС и НАТО стимулируется самими ев ропейцами, их стремлением противостоять гегемонизму США, расширяя и укрепляя Ев росоюз. Учитывают они и то, что иногда Россия может показать свои мускулы, в частности, в сфере энергетики. А это дает странам, через которые прохо дят транзитно-экспортные тру бопроводы, возможность, вос пользовавшись нападками на нас со стороны Запада, США, требовать от нас определенных уступок. Так что нам следует проявлять не желание играть му скулами, а устанавливать с эти ми странами более чем чисто партнерские отношения. — Могут ли страны Центральной и Восточной Европы стать мостом для установления более тесных отноше ний России с Евросоюзом? Ведь из вестно, например, что еще в середи не 90-х годов часть влиятельной словацкой интеллигенции пропове довала образ Словакии как моста между Востоком и Западом через нейтральную Австрию. — Участвуя в Евросоюзе, вос точноевропейские страны боль ше знают, что ЕС может нам предложить, а их традиционные и во внутренней, и во внешней по литике, то совершаем глубочай шую ошибку — поскольку консо лидация общества основана на доверии к власти. Мы упрекаем Беларусь в том, что она получает от России в подарок 6 миллиар дов долларов. Но мы-то от всего мира с ценами на нефть и газ по лучили подарок в 300 миллиар дов, замороженных в государст венных резервах. Поэтому, как мне представляется, подход во внешней политике с бывшими со юзниками нередко лишен поня тия справедливости. С какой ста ти мы финансируем Запад, держа там свои резервы, и отказываем друзьям, к тому же несем убытки, прокладывая в обход их террито рий трубопроводы? — Какие варианты объединения России и Беларуси, создания Союз ного государства видятся вам прие млемыми? — Приемлемый вариант дол жен учитывать скорее не то, что по историческим духовным кор ням мы единый народ. Тут и обсу ждать нечего. Существенно то. К о о п е р а ц и о н н о е с о т р у д н и ч е с т в о в р а м к а х С Э В и в Е в р о с о ю з е и м е е т о б щ и е ч е р т ы . П о ч е м у б ы э т о н е и с п о л ь з о в а т ь и в С о ю з н о м г о с у д а р с т в е ? связи с Россией позволяют и Ев росоюзу выстраивать с нами бо лее рациональные отношения. Россия в отношениях с бывшими союзниками должна стоять не на чисто коммерческих позициях, а, будучи потенциально мощной и устойчивой, выступать интегра тором, то есть видеть интересы более важные — политические, стратегические. Если вы имеете хорощих союзников или просто дружелюбное окружение, то тем самым принесете огромный эко номический эффект своей стра не, обезопасите себя от всякого рода непредвиденных обстоя тельств, как в случае с нашим нефтегазовым конфликтом с Бе ларусью. Зачем строить трубо провод по дну Балтийского моря в обход Беларуси или возить нефть из порта в порт в танке рах — а тут речь идет об огром ных вложениях — только из-за того, что не нашли общий язык? В современном мире наряду с соображениями экономических интересов, стратегических задач, все большую роль играют мо ральные, нравственные ориенти ры. И если мы списываем мораль но-нравственную составляющую что сегодня наши страны разви ваются по разным экономиче ским траекториям. Сельское хо зяйство, промышленность в Бе ларуси развиваются, Россия, кстати, пользуется многими бе лорусскими товарами — и трак торами, и холодильниками, и те левизорами. Такой обвальной и циничной приватизации, как у нас, в Беларуси нет и не может быть. В смысле введения рыноч ных отношений Беларусь, веро ятно, ближе к китайской модели: там сохранена сильная центра лизованная власть, нет крупно масштабной коррупции. Поэтому корень наших нестыковок — в этих противоречиях. Белорусы не хотят оказаться в плену рос сийских ошибок. Так что при объ единении самостоятельность и суверенитет в экономической сфере сохранить разумно. Есть целый ряд вещей, кото рые в нашем союзе можно было бы осуществить: общий эконо мический и таможенный союз без введения пока общей валю ты, снять границы. Очень важно гуманитарное объединение — для консультаций между страна ми по вопросам внутренней и внешней политики. Нельзя отно шения между Россией и Белару сью сводить к отношениям меж ду лидерами. Надо, чтобы в них участвовали широкие слои насе ления, чтобы они могли обсуж дать широкий спектр проблем, пути взаимных встречных шагов. Вот этот процесс должен в даль нейшем привести к более высо ким формам объединения. Дол жен же быть подход стратегиче ский, нравственный,справедли вый. Почему мы не должны на ших братьев поддержать? Не да вая при этом трибуну тем, кто во преки интересам России пытает ся нас поссорить. — Как отразится на перспективах объединения переход на рыночный принцип отношений? — Здоровые рыночные отно шения — это, в общем, нормаль но для интеграционных процес сов. Но это не значит, что, поми мо рыночных, не может быть и других отношений, открываю щих те или иные преимущества участникам. Скажем, отсутствие таможенной границы, более сво бодный обмен. Повторю, и в эко номических отношениях следует задуматься о нравственном ас пекте. Но что значит введение мировых цен внутри России на энергоносители, на чем настаи вает ВТО? Мы богаты энергоре сурсами, поэтому можем добы вать много и продавать дешевле. Это наше конкурентное преиму щество. И мы им должны поде литься с теми, с кем находимся в дружеских отношениях. — Какой вам видится экономиче ская модель российско-белорус ских отношений? — Пока у нас разные экономи ческие системы, разные полити ческие и идеологические уста новки, модель должна быть пе реходной, страхующей белорус скую систему от недостатков на шей. России следует подумать, что в экономической политике подправить, чтобы быть притяга тельным союзником для Белару си. — Что в наших отношениях можно позаимствовать из опыта сотрудни чества с зарубежными странами? — Этим опытом, безусловно, не стоит пренебрегать. Напри мер, Китай сегодня в заявлениях своих руководителей возрожда ет некоторые идеи справедливо го демократического междуна родного экономического поряд ка, обсуждавшиеся в ООН. Опыт СЭВ тоже стоит вспомнить — на пример, его подход к выравнива нию уровней экономического развития стран-членов, или его программы специализации и ко операции производства, как бо лее интенсивные формы разде ления труда. Сегодня ведущие страны снимают сливки с про цесса глобализации, а другим достаются порой горькие пилю ли. К слову, кооперационное сот рудничество в рамках СЭВ и в Евросоюзе имеет общие черты. Почему бы это не использовать и в Союзном государстве? Кроме того, в СЭВ работала экономиче ская комиссия, которая обсужда ла общие принципы экономиче ской политики. Почему в отноше ниях с Беларусью не может быть такого органа демократического обсуждения проблем рыночного реформирования? — Быть может, дело упирается в то, что в СЭВ все принципы сотрудниче ства были задокументированы, а в российско-белорусских отношениях такого не т— до сих пор не принят Конституционный Акт? — Это сделать необходимо. Но главное — настойчиво про двигаться вперед. Для этого нуж на политическая воля. Но вот та кой консолидированной воли по ка нет — и в низших, и в высших эшелонах российской власти, и в самом народе наблюдается раз двоение. — Какие уроки следует извлечь России из недавнего нефтегазового конфликта с Беларусью? — Опасно, что мы выпускаем на телеэкраны представителей олигархических кланов, которые действуют вопреки интересам страны, нагнетают противоречия и не получают отпора. — Показали ли последние события то, что Россия и Беларусь, несмотря на некоторые разногласия, споры, все равно могут договориться? — Безусловно. Но мы — на ция, которая умна задним умом: когда гром грянет, то перекре стимся. Так и здесь: сначала при няли скоропалительное реше ние, потом попытались уладить ситуацию. А это говорит о том, что у нас, к сожалению, нет науч ной политики, стратегического видения. Сильная нация, мощ ная страна всегда должна не множко потерпеть, не уподоб ляться партнерам,если они до пускают грубости, но, наоборот, выслушать и правильно понять их аргументы. Нужно блюсти чувство достоинства, проявлять мудрость. Рынок спросит Продвижением белорусских товаров в России займутся торгово-логистические центры сотрудничество Лилия Хлыстун МИНСК — МОСКВА ПОЛНАЯ номенклатура продук ции белорусского производства, представленная на площади в де сятки тысяч квадратных метров, широкий спектр услуг — от скла дирования товаров до сервисного обслуживания автотранспорта и развлечений — плюс разумные цены. Покупатели белорусской продукции, став клиентами торго во-логистических центров, кото рые в ближайшие годы появятся в Москве, Санкт-Петербурге, Челя бинске, Екатеринбурге, а также в Московской и Ленинградской об ластях, останутся довольны и вы бором товаров, и сервисом. В бе лорусском Минторге считают: но вые объекты оптовой торговли су щественно поднимут белорусский экспорт в Россию, который в про шлом году составил 6,85 милли арда долларов, что почти на 20 процентов больше, чем в 2005-м, и станут эффективным стимулом для промышленных предприятий. Идея строительства объектов оптовой торговли нового типа воз никла не беспочвенно. Узким мес том в наращивании поставок бе лорусских товаров в Россию до сих пор оставалось недостаточ ное развитие материально-техни ческой базы для их хранения и по каза потенциальным покупате лям. Небольшие площади торго вых домов, открытых в России, мало способствовали как боль шим оборотам товаров, так и по иску новых покупателей. Зача стую получалось, что их функции, несмотря на значительные затра ты по содержанию, сводились в основном к предоставлению кон сультаций и информации о ценах. В итоге крупными оптовиками торговые дома так и не стали. По словам исполняющего обязанно сти генерального директора госу дарственного торгово-производ ственного объединения «Белре- сурсы» Владимира Хрипача, их товарооборот в прошлом году со ставил всего 15,5 миллиона дол ларов. Иное дело — торгово-логисти ческие центры, в основу работы которых будут положены долго срочные контракты и большие объемы поставок. К их созданию белорусы намерены приступить в этом году. Дело стоит того. Мно гие российские регионы готовы покупать качественные белорус ские товары 'сймой широкой но менклатуры, но по конкурентоспо собным ценам. К примеру, Петро заводск и Карелия заинтересова ны в поставках обуви, одежды, трикотажных изделий и других то варах народного потребления, Алтай больше готов покупать тра кторы, экскаваторную технику, шины, мебель. Воронежская об ласть не прочь увеличить закупки животноводческой продукции. Как сказал заместитель мини стра торговли Беларуси Вячеслав Драгун, помимо собственных средств, в проект на взаимовы годных условиях планируется привлечь и деньги инвесторов. Так, в строительстве торгово-ло гистического центра «Бела русь — Москва» в Западном ад министративном округе россий ской столицы на 48-м километре МКАД будет принимать участие российский инвестор. Подписан договор, по которому доля Бела руси в уставном фонде организа ции составит 19 процентов. Об щая сумма инвестиций — 100 миллионов долларов. Не менее значимый проект Бе ларусь планирует осуществить в Челябинской области, где в строи тельство торгово-логистического центра будет вложено 50— 80 миллионов евро. Вопрос о предо ставлении земельного участка об суждался на прошлой неделе во время встречи белорусской деле гации с представителями мини стерства экономического разви тия Челябинской области. Пред варительно белорусы остановили выбор на 2 участках из 6 предло женных. Кроме того, определены площадки для возведения цент ров в Санкт-Петербурге и Ленин градской области. Параллельно согласованию с правительством региона ведется поиск инвесто ров. Примечательно, что Беларусь со своей стороны также готова предложить россиянам участки площадью 10— 15 гектаров под строительство аналогичных цент ров на своей территории. Круп ные торговые объекты, разме щенные в первую очередь рядом с областными центрами и столи цей, — одно из главных на сегодня направлений развития белорус ской торговли. В ближайшие 5 лет планируется реализовать 44 ин вестиционных проекта по возве дению современных торговых центров, из которых 12 — в Мин ске. — Мы направили соответству ющее предложение посольству Российской Федерации, — рас сказывает Вячеслав Драгун. — С учетом того, что в страну будут за возиться новые технологии и сов ременное оборудование, речь идет даже о предоставлении ин весторам определенных льгот. Такую возможность не исключает Президент. Единственное усло вие — готовность инвестора реа лизовывать белорусские товары в собственной торговой сети.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz