Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)

22 февраля 2007 г., № 36 (22914) Л И П Е Ц К А Я газета ^Диалоги «ЛГ» Н а р о д н ы й а р т и с т Р о с с и и В л а д и м и р П А Х О М О В : «Почемурежиссеробязан бытьдиктатором» Судьба Липецкого академического театра драмы имени Льва Толстого накрепко соединилась с судьбой его художественного руководителя, главного режиссера, народного артиста России, лауреата Государственных премий Владимира Пахомова. Эмоциональный, резкий, не боящийся конфликтов, Владимир Михайлович вот уже тридцать лет остается одной из самых заметных и колоритных фигур в липецкой культурной и общественной жизни. Относятся к нему по-разному. Для одних он талантливый режиссер, заново открывающий шедевры русской и зарубежной классики, умеющий реализовать незаурядный творческий потенциал своих актеров. Для других — диктатор, жестко подчинивший все в театре своей воле. Но даже оппоненты худрука вряд ли решатся оспаривать, что именно с Пахомовым связан «золотой век» липецкого коллектива, создание ярких постановок, завоевавших признание критиков и зрителей во многих странах. А началось все это 23 февраля 1977 года. Накануне творческого юбилея Владимир ПАХОМОВ ответил на вопросы журналиста «Липецкой газеты». чи. Ни в коем случае нельзя подстраиваться под актера, идти у него на поводу. Ре­ зультат будет плачевным. Мы в ответе перед публикой за свой «конечный продукт* — спектакль. Когда театр превращается в бордель, ког­ да актер может позволить себе уехать на несколько месяцев по личным делам, когда он считает вправе диктовать режиссеру условия, в итоге страдает зритель, которь 1 Йви­ дит халтуру на сцене. Пусть я трижды диктатор, но у меня такие фокусы не проходят. Я оставил в театре только поря­ дочных, непьющих артистов и абсолютно уверен в своей правоте. —Ноиз коллектива ушли — Что самое важное, на вашвзгляд, произошло за эти тридцатьлет с вами и вашим /'театром? —Когда тридцать лет на­ зад первый секретарь Липец­ кого обкома КПСС Николай Богатырев уговорил меня приехать в Липецк, местный театр представлял грустное и жалкое зрелище. Постоянные конфликты между главным режиссером и директором, слабый репертуар, погряз­ шая в интригах и пьянстве труппа. Зрители фактически игнорировали постановки. Меня шокировало, когда на детских спектаклях учителя дружно уходили вфойе: муж­ чины —•пить пиво, женщины — вязать шапочки. И это люди, которые должны сеять разумное, доброе, вечное... Я счастлив, чтр,^а т;рцдцать лр^ , ьеде удалось врспитать новые поколения публики на луч­ ших образцах классики, при­ вить вкус к театральному ис­ кусству. Все мы родом из де­ тства. И не случайно в наших детских спектаклях заняты лучшие мастера. Первым в труппе звания заслуженного артиста удостоился Вита­ лий Пономарев — за роль... Карлсона. Безумно приятно, когда к тебе в театре подходят ^уже не самые молодые люди ■с детьми и признаются, что '-росли на наших спектаклях. Наш театр стал академичес­ ким, единственным в России, которому присвоено имя Льва Толстого. Это огромная честь и одновременно признание заслуг в культурно-просвети­ тельской деятельности. В этом году в мае испол­ няется 25 лет с того дня , как мы сыграли в чеховском Мелихово чеховскую «Чай­ ку». Я горд, что наш театр стоял у истоков Чеховских весен. А разве Международ­ ные липецкие театральные встречи не стали большим событием, славной традицией в общероссийском масштабе? Ежегодно на них приезжают ведущие российские и зару­ бежные литературоведы, уче­ ные, критики, представители театральных обществ. Последний по времени, но первый по значимости наш проект — это открытие на базе театра отделения Рос­ сийской академии театраль- Сцена из спектакля «Вишневый сад» ФОТОНИКОЛАЯЧЕРКАСОВА ного искусства (ГИТИС). За несколько лет двадцать с лишним студентов получили прекрасное классическое театральное образование у наших педагогов. Сегодня Липецкий госу­ дарственный академический театр драмы хорошо извес­ тен как в России, так и за ее пределгЕми. Нас приглашают во многие страны мира — от Франции до Кубы. Думаю, это основной итог тоидцати- летия прожитого в Липецке. — В семидесятые — на­ чале восьмидесятых власть стремиласьжестко контроли­ ровать культуру, недопуская художественных вольностей и тем более идейной крамо­ лы. Возникали ли у вас на этой почве конфликты с пар­ тийными чиновниками? — Диссидентом-антисо- ветчиком я никогда не был, но отстаивать свою пози­ цию приходилось нередко. Я ставил острые спектакли о жизни во всех ее проявле­ ниях, это подчас вызывало раздражение в обкоме. Те же проблемы, кстати, возникали и в Одессе, и в Петрозавод­ ске, где я работал раньше. Можно сказать, как только я становился свободным, меня выгоняли. Были подобные конфликты и вЛипецке. КГБ попытался закрыть «Проле­ тарскую мельницу счастья» по пьесе Виктора Мережко в постЕшовке Иосифа Райхель- гауза. Спектакль был по тем временам очень острым. Речь в нем шла о насильственной коллективизации. Главный герой, председатель колхоза, говорил, потрясая пистоле­ том: «Мы загоним вас в свет­ лое будущее». Комитетчики обвиняли меня как худрука в том, что я выпустил пас­ квиль на советский строй. Прищлось вызывать из Мос­ квы на комиссию обкома Ме­ режко, который популярно объяснил ребятам, как нужно трактовать его текст. В то время Мережко был на пике популярности. Фильм «Род­ ня» по его сценарию очень понравился Брежневу, и спо­ рить с ним не рискнули. Еще одну постановку пы­ тались закрыть по соображе­ ниям морали. В спектакле «Пришел мужчина к женщи­ не» по пьесе Семена Злотни­ кова есть вполне невинная по нынешним временам сцена. В конце первого акта герои оказываются в постели, как и положено, без верхней одеж­ ды, гаснет свет, занавес. Все. Чиновник, ответственный в обкоме за идеологию, увидел в этом жуткий разврат и порнографию. Меня вызвали на ковер к Николаю Федоро­ вичу Богатыреву. Тот самый «идеолог», захлебываясь, кричит: «УПахомова мужик без штанов на бабу ложится, там они такое творят, ужас1» А сам борец за нравствен­ ность, между прочим, регу­ лярно навещал любовницу в моем доме. Свидания про­ ходили в обеденный перерыв и длились не больше десяти минут, после чего чиновник с чувством выполненного долга шел к законной супруге. На все его нападки я возразил: «Ну вы-то, наверное, шта­ ны не снимаете, вам просто некогда!». Богатырев, как человек мудрый и остроум­ ный, посмеялся над нелепой ситуацией, и меня оставили в покое. — В околотеатральных Ефугах бытует мнение, что Пахомов —режиссер-дикта­ тор, держит труппу в ежовых рукавицах. Вы согласны с такой оценкой? — Мой учитель, гени ­ альный Товстоногов, лю ­ бил повторять: «Театр — это добровольно принятая кол­ лективом диктатура». Все театры, где берет верх ложно понятая демократия, закан­ чивают творческим крахом. Режиссер —профессия очень трудная, нервная, требующая огромного знания жизни и максимальной самоотда- и «народные», и «заслужен­ ные», те, с кем в свое время создавалисьлучшие спектак­ ли, сделавшие имя театру. Не жалеете выобэтихразрывах, не возникало у вас желание помириться и вновь порабо­ тать с мэтрами актерского цеха? — Древний философ ска­ зал: нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Я считаю, что я поступал абсолютно вер­ но, избавляясь от балласта. Недоброжелатели шипят: «Да у ПбЕхомова в театре не­ кому играть, в труппе одни дети». Они не хотят понять: театр как организм нужда­ ется в омоложении, притоке свежей крови. Мне удалось набрать курс потрясающе талантливых ребят. Даже мэтры из РАТИ, включая Ан­ дреева, мне завидуют. С пер­ вого курса у них появилась уникальная возможность уз­ нать театр изнутри, получить неоценимый сценический опыт. Ребята замечательно игра­ ют сложные, многоплановые роли, а помогают им постичь секреты актерской профессии опытные мастера, «народные и заслуженные», — Ольга Овчинникова, Елена Оле­ нина, Зинаида Румянцева, Николай Чебыкин, Хурам Касымов. Сейчас в труппу ^Ч елов ек и его дело Учитель для строителей Людмила Шачнева вправе считать себя счастливым человеком: она более тридцати лет отдала любимому делу и по сей день обучает электротехнике ребят в Липецком колледже строительства, архитектуры и отраслевых технологий. Работа эта ей не в тягость, доставляет удовольствие от того, что тебя понимают, любят и ценят. Признаюсь, я пытался слегка развенчать ее мажорное отношение к службе: мол, и зарплата у вас не очень, и труд тяжелый — неужели нет и калельки сожаления, что выбрали эту стезю? "Ни грамма, — уверенно ответила Шачнева. И добавила: — Мама у меня была учителем в селе Чернава Елецкого района, она заслуженный учитель России, и я пошла по ее пути", преподавательский коллектив. Нра- конкурс “Самый умный”. _____________________ ФОТОАВТОРА Сначала Людмила Николаевна, после окончания института, работала немного инженером-энергетиком. Но сразу поняла, что .это не ее. И п 1971 году пришла в Липецкий стро­ ительный техникум. Нравилось ей здесь все: и ребята, и сам предмет, и вилось объяснять, общаясь, потому и не секрет, что Шачнева — одна из любимых преподавателей у студентов строительного колледжа. — Все, что несет воспитанникам Людмила Николаевна, — интерес­ но, живо и ново. Она у нас новатор, — говорит зам. директора по учебной работе Липецкого колледжа строи­ тельства, архитектуры и отраслевых технологий Евдокия Жукова. В чем же выражается новат(щс- кий подход к учебе у Шачневой? Вот лишь один пример. Посмотрела она как-то популярную телепередачу и решила: я почему бы не попробовать использовать приемы .этого шоу в своем учебном процессе? Так родил­ ся в колледже любимый студентами Готовится к нему Людмила Ни­ колаевна всякий раз основательно, подбирая самые разнообразные вопро­ сы. Конечно же, в основном по специ­ альным предметам. Так что будущим строителям есть над чем поломать голову. И желающих хоть отбавляй. Но стать победителем в соревно­ вании непросто — борьба развора­ чивается нешуточная. Да и награда самому умному студенту, пожалуй, ценнее той, что вручают в телепюу: ■занявший первое место освобождается от .экзамена. А разве нельзя назвать новаторс­ твом внедрение в строительном кол­ ледже рейтинговой системы оценок студентов? Потом такую систему начали исполь.зовать и среди препода­ вателей. Трудно однозначно говорить о том, в какой степени прогрессивная методика Шачневой повлияла в це­ лом на уровень профессиональной подготовки ребят, но польза от нее несомненна. Когда студенты Липец­ кого колледжа строительства, архи­ тектуры и отраслевых технологий уверенно побеждают на региональ­ ных конкурсах среди специальных учебных заведений, в .этом есть за­ слуга и Шачневой. Она и сама, по оценке директора колледжа Юрия Журавлева, в числе лучших преподавателей. Именно она отстаивала честь колледжа и Липец­ кой области среди восьми российских регионов в конкурсе преподавателей, организованном Госстроем. Стала второй, и это достижение дорогого стоит. Вовсе не случайно Людмиле Николаевне присвоено и звание “За­ служенный учитель России” . Недавно Шачневой исполнилось 65 лет. Кажется, самое время уходить на заслуженный отдых. Но, глядя на нее, не веришь в эти цифры: она по- прежнему полна энергии. — Всякое бывает в жизни, — го­ ворит Людмила Николаевна, — и печали, и невзгоды одолевают, но подойду к доске —и забываю про все плохое. И снова радуюсь жизни. Виктор МАНАЕНКОВ. пришли очень интересные, зрелые актеры Сергей Бель­ ский и Николай Чибисенков. Достигнут оптимальный ба­ ланс зрелости и молодости. Конфликтный ли я человек? Да. Если считаю, что на­ рушена справедливость, то буду бороться до конца. Мне не привыкать отстаивать свою позицию перед чинов­ никами. — Как собираетесь от­ праздновать свой творчес­ кий юбилей, кого из гостей ждете? — Как всегда, на сцене. 23 февраля мы покажем наш новый «Вишневый сад», а в субботу, 24-го, состоится премьера спектакля «Коман­ да» по пьесе моего давнего друга Семена Злотникова. Он написал ее еще в семиде­ сятые, тогда по ряду причин спектакль «Современника» не получил зрительского признания. Мне эта пьеса очень нравится. Я увидел в ней не просто спортивную д р ам у , а ф и л о соф ск ую притчу. Действие происхо­ дит в наши дни. Команда девушек-гандболисток, ожи­ дая, пока ей построят спорт­ зал, тренируется... в храме. Здесь же работает художник, восстанавливающий фрески. Он проповедует библейские заповеди, говорит, что миром правит любовь.А тренер учит девчонок побеждать любой ценой. Девушки хотят лю­ бить, рожать детей, но для тренера важнее человечес­ кого счастья международ­ ные соревнования. Одним словом, спектакль, в кото­ ром заняты наши молодые актеры, — о вещах простых и сложных одновременно, о любви, душе, человеческом долге. Консультантом вы­ ступил начальник областно­ го управления физической культуры, спорта и туризма Владимир Дементьев, хо­ рошо знающий спортивное закулисье. Мы с актерами неоднократно бывали на тренировках «Стинояочек»*' наблюдали взаимоотноше­ ния в команде, подмечали детали. На юбилей должен приехать из Израиля сам ав­ тор пьесы Семен Злотников, в прошлом, кстати, опытный боксер. Клятвенно обещал быть Иосиф Райхельгауз, талантливый одесский дра­ матург Саща Мардань, еще один одессит, проживаю ­ щий, правда, вСША, лауреат Пульцеровской премии Ар­ кадий Львов, театральный критик Константин Щерба­ ков и многие, многие другие ученые, литературоведы , критики и просто хорощие друзья. У нас в гостях будет боль­ шая съемочная группа теле­ канала «Культура», который выразил желание снять не­ сколько наших спектаклей, чтобы показать по телеви­ дению. Я не тщеславный человек, мне не нужно никаких рега­ лий и наград. В своей жизни я придерживаюсь двух пра­ вил: толстовского — «Делай, что должно, и пусть будет, что будет» и булгаковского — «Никогда ничего не проси, особенно у тех, кто сильнее, — сами дадут». Мы в театре не останавливаемся на до­ стигнутом, все время идем вперед, экспериментируем. Все, что мы делаем, — это для вас, зрители. Хочется, чтобы связь театра и публи­ ки с годами становилась еще крепче. Беседовал Сергей МАЛЮКОВ. Объявление 26 февраля 2007 года, в 11 часов, в Доме куль­ туры Усманскогорайона состоится встреча депу­ тата Государственной Думы Борцова Николая Ивановича с избирателя­ ми, а также их прием по личным вопросам. ^ Презентация О книгах, поэтах и гражданах в Липецкой городской центральной библиотеке состоялось очередное представление новых книг. Публика, пришедшая на встречу с писателями и поэтами, торжественно и чинно, словно в театре перед премьерой, рассаживалась в уютном зале, предварительно ознакомившись с газетными публикациями и изданными в разное время сборниками виновников торжества, выставленными на стенде. Но тут сходство с театром и закончилось: встреча авторов со своими читателями и почитателями — это живой разговор, обмен мнениями и впечатлениями. Два поэта — Виктор Осколков, выпус­ тивший недавно юбилейную книгу «Ныне и всегда», и Владимир Ко- ротеев, издавший в прошлом году не только стихи (сборник «Имя твое — Женщина»), но и прозу («Литературные этюды»), — своими выступлениями дали толчок к обсуждению темы творчества в це­ лом, его предназначения и смысла в современном обществе. Гово­ рили о роли поэта и писателя в человеческой истории и культуре, об их духовной миссии и особом даре выражать чувства и мысли других людей своим языком... Представили новые книги и журналисты «Липецкой газеты». Михаил Коноплев, возглавляющий службу новостей, выпустил в свет записки заядлого рыболова под названием «Родные берега», а автор этих строк собрала под одной «крышей» свою литератур­ ную публицистику и стихи о творчестве и судьбе русского поэта, писателя, издав сборник «Крестный путь, голгофская дорога...» И тут общий разговор круто свернул на газетные «рельсы»: как ни крути, а в основе журналистики и литературы, писательства ле­ жит слово. А его гражданственная, публицистическая окраска зна­ чит для человека не меньше, чем образность или художественность. Оказалось, что в зале собрались не просто любители почитать, а люди неравнодушные, заинтересованные в судьбе русской куль­ туры и русского народа, нашего липецкого края, наконец. И потому тесными узами связанные с нашей газетой, дающей достаточное представление о том, что происходит в области и за ее пределами. Кстати, на литературный путь многих признанных сегодня в об­ ласти авторов неустанно наставлял и благословлял многолетний главный редактор «Липецкой газеты» Владимир Савельев, пребы­ вающий ныне на заслуженном отдыхе, но не сдавший своих пози­ ций активного, беспокойного, творческого человека и гражданина. Именно с его подачи было в свое время создано приложение к «ЛГ» «Добрый вечер!», где становились на крыло начинающие писатели и поэты, публиковавшиеся на литературных страницах. Там и сей­ час печатаются липецкие авторы разных рангов и творческой на­ правленности. Более того, Михаил Коноплев был редактором «Доброго вече­ ра!», а Виктор Осколков, Владимир Коротеев, присутствовавшие на той встрече поэты, члены Союза писателей России Тамара Романо­ ва и Алла Линева, самодеятельные авторы Николай Скорский и Нина Замятина, внучатая племянница известного писателя-земля- ка, другие авторы не раз представляли свои стихи и прозу на стра­ ницах этого издания и «Липецкой газеты». Много добрых слов и напутствий было высказано на встрече и в адрес нашей подборки «Читатель — газета». Из года в год, из неде­ ли в неделю «ЛГ» публикует письма читателей на самые разные темы, выступает радетелем и защитником интересов простых лю­ дей, в том числе и жителей отдаленных сел и деревень области, ли­ шенных возможности ходить по высоким инстанциям и самим от­ стаивать свои права. За это участники встречи высказали особую благодарность журналистам «ЛГ» и пожелали дальнейших успехов и удач на нелегком поприще. Вот такая получилась презентация с продолжением, что свиде­ тельствует о непреходящем значении «Липецкой газеты» в жизни общества, где по-прежнему актуальны строки о поэте, которым можно и не быть (судьба!), и гражданине, которым каждый из нас, тем более журналист, быть обязан... Эмма МЕНЬШИКОВА, редактор отдела писем и социальных проблем. ^Происшествие - Ч'И'.ОТ?!У; vn?' По скользкой дороге... ’ v r * M 'M i r . f Несмотря на то, что управление МЧС по Липецкой области сообщило о том, что 21 февраля на территории региона ожидаются крайне неблагоприятные погодные условия — снег, гололед, сильный ветер, — не все водители отнеслись к этому предупреждению с должным вниманием. в итоге с утра на ряде трасс случились серьезные аварии. Одна из них произошла у села Кулешовка недалеко от областного центра. Уходя по скользкой трассе от возможного столкновения, «КамАЗ» зацепил сначала одну легковушку, затем вторую, а в итоге в «коро­ бочке» оказались зажатыми сразу семь авто, в том числе и бензовоз. К счастью, обошлось без жертв, единственный наиболее по­ страдавший из водителей от госпитализации отказался. Для вла­ дельцев легковых автомобилей, попавших в эту аварию, ремонт их «железных коней» обойдется в круглую сумму. Если их вообще удас­ тся восстановить. (Соб. инф.) ФОТОАНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА БИЗОН Л и п е ц к Г](П »№ЫШЮ1Й .цдЦ] ■пмпвмыйммм ЧЕРВОНА БИ Р К А •лагдьмьш •(•рм с ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ К СЕЛЬХОЗТЕХНИКЕ качветавнный товар прямые поставки, гарантия от эвводов-изготовитвлей пять линий контроля качества компании БИЗОН; оптимальные цены: достаака продукции в хозяйства; кредит Биаон-Липацк: 39В 017 , г. Липецк, ул. 9 Мея, В7А факс: (4742 ) 44-ЗВ-йВ, тел. 4 3 - 3 0 - 7 8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz