Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)
22 февраля 2007 г., № 36 (22914) Л И П Е Ц К А Я газета ^Диалоги «ЛГ» Н а р о д н ы й а р т и с т Р о с с и и В л а д и м и р П А Х О М О В : «Почемурежиссеробязан бытьдиктатором» Судьба Липецкого академического театра драмы имени Льва Толстого накрепко соединилась с судьбой его художественного руководителя, главного режиссера, народного артиста России, лауреата Государственных премий Владимира Пахомова. Эмоциональный, резкий, не боящийся конфликтов, Владимир Михайлович вот уже тридцать лет остается одной из самых заметных и колоритных фигур в липецкой культурной и общественной жизни. Относятся к нему по-разному. Для одних он талантливый режиссер, заново открывающий шедевры русской и зарубежной классики, умеющий реализовать незаурядный творческий потенциал своих актеров. Для других — диктатор, жестко подчинивший все в театре своей воле. Но даже оппоненты худрука вряд ли решатся оспаривать, что именно с Пахомовым связан «золотой век» липецкого коллектива, создание ярких постановок, завоевавших признание критиков и зрителей во многих странах. А началось все это 23 февраля 1977 года. Накануне творческого юбилея Владимир ПАХОМОВ ответил на вопросы журналиста «Липецкой газеты». чи. Ни в коем случае нельзя подстраиваться под актера, идти у него на поводу. Ре зультат будет плачевным. Мы в ответе перед публикой за свой «конечный продукт* — спектакль. Когда театр превращается в бордель, ког да актер может позволить себе уехать на несколько месяцев по личным делам, когда он считает вправе диктовать режиссеру условия, в итоге страдает зритель, которь 1 Йви дит халтуру на сцене. Пусть я трижды диктатор, но у меня такие фокусы не проходят. Я оставил в театре только поря дочных, непьющих артистов и абсолютно уверен в своей правоте. —Ноиз коллектива ушли — Что самое важное, на вашвзгляд, произошло за эти тридцатьлет с вами и вашим /'театром? —Когда тридцать лет на зад первый секретарь Липец кого обкома КПСС Николай Богатырев уговорил меня приехать в Липецк, местный театр представлял грустное и жалкое зрелище. Постоянные конфликты между главным режиссером и директором, слабый репертуар, погряз шая в интригах и пьянстве труппа. Зрители фактически игнорировали постановки. Меня шокировало, когда на детских спектаклях учителя дружно уходили вфойе: муж чины —•пить пиво, женщины — вязать шапочки. И это люди, которые должны сеять разумное, доброе, вечное... Я счастлив, чтр,^а т;рцдцать лр^ , ьеде удалось врспитать новые поколения публики на луч ших образцах классики, при вить вкус к театральному ис кусству. Все мы родом из де тства. И не случайно в наших детских спектаклях заняты лучшие мастера. Первым в труппе звания заслуженного артиста удостоился Вита лий Пономарев — за роль... Карлсона. Безумно приятно, когда к тебе в театре подходят ^уже не самые молодые люди ■с детьми и признаются, что '-росли на наших спектаклях. Наш театр стал академичес ким, единственным в России, которому присвоено имя Льва Толстого. Это огромная честь и одновременно признание заслуг в культурно-просвети тельской деятельности. В этом году в мае испол няется 25 лет с того дня , как мы сыграли в чеховском Мелихово чеховскую «Чай ку». Я горд, что наш театр стоял у истоков Чеховских весен. А разве Международ ные липецкие театральные встречи не стали большим событием, славной традицией в общероссийском масштабе? Ежегодно на них приезжают ведущие российские и зару бежные литературоведы, уче ные, критики, представители театральных обществ. Последний по времени, но первый по значимости наш проект — это открытие на базе театра отделения Рос сийской академии театраль- Сцена из спектакля «Вишневый сад» ФОТОНИКОЛАЯЧЕРКАСОВА ного искусства (ГИТИС). За несколько лет двадцать с лишним студентов получили прекрасное классическое театральное образование у наших педагогов. Сегодня Липецкий госу дарственный академический театр драмы хорошо извес тен как в России, так и за ее пределгЕми. Нас приглашают во многие страны мира — от Франции до Кубы. Думаю, это основной итог тоидцати- летия прожитого в Липецке. — В семидесятые — на чале восьмидесятых власть стремиласьжестко контроли ровать культуру, недопуская художественных вольностей и тем более идейной крамо лы. Возникали ли у вас на этой почве конфликты с пар тийными чиновниками? — Диссидентом-антисо- ветчиком я никогда не был, но отстаивать свою пози цию приходилось нередко. Я ставил острые спектакли о жизни во всех ее проявле ниях, это подчас вызывало раздражение в обкоме. Те же проблемы, кстати, возникали и в Одессе, и в Петрозавод ске, где я работал раньше. Можно сказать, как только я становился свободным, меня выгоняли. Были подобные конфликты и вЛипецке. КГБ попытался закрыть «Проле тарскую мельницу счастья» по пьесе Виктора Мережко в постЕшовке Иосифа Райхель- гауза. Спектакль был по тем временам очень острым. Речь в нем шла о насильственной коллективизации. Главный герой, председатель колхоза, говорил, потрясая пистоле том: «Мы загоним вас в свет лое будущее». Комитетчики обвиняли меня как худрука в том, что я выпустил пас квиль на советский строй. Прищлось вызывать из Мос квы на комиссию обкома Ме режко, который популярно объяснил ребятам, как нужно трактовать его текст. В то время Мережко был на пике популярности. Фильм «Род ня» по его сценарию очень понравился Брежневу, и спо рить с ним не рискнули. Еще одну постановку пы тались закрыть по соображе ниям морали. В спектакле «Пришел мужчина к женщи не» по пьесе Семена Злотни кова есть вполне невинная по нынешним временам сцена. В конце первого акта герои оказываются в постели, как и положено, без верхней одеж ды, гаснет свет, занавес. Все. Чиновник, ответственный в обкоме за идеологию, увидел в этом жуткий разврат и порнографию. Меня вызвали на ковер к Николаю Федоро вичу Богатыреву. Тот самый «идеолог», захлебываясь, кричит: «УПахомова мужик без штанов на бабу ложится, там они такое творят, ужас1» А сам борец за нравствен ность, между прочим, регу лярно навещал любовницу в моем доме. Свидания про ходили в обеденный перерыв и длились не больше десяти минут, после чего чиновник с чувством выполненного долга шел к законной супруге. На все его нападки я возразил: «Ну вы-то, наверное, шта ны не снимаете, вам просто некогда!». Богатырев, как человек мудрый и остроум ный, посмеялся над нелепой ситуацией, и меня оставили в покое. — В околотеатральных Ефугах бытует мнение, что Пахомов —режиссер-дикта тор, держит труппу в ежовых рукавицах. Вы согласны с такой оценкой? — Мой учитель, гени альный Товстоногов, лю бил повторять: «Театр — это добровольно принятая кол лективом диктатура». Все театры, где берет верх ложно понятая демократия, закан чивают творческим крахом. Режиссер —профессия очень трудная, нервная, требующая огромного знания жизни и максимальной самоотда- и «народные», и «заслужен ные», те, с кем в свое время создавалисьлучшие спектак ли, сделавшие имя театру. Не жалеете выобэтихразрывах, не возникало у вас желание помириться и вновь порабо тать с мэтрами актерского цеха? — Древний философ ска зал: нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Я считаю, что я поступал абсолютно вер но, избавляясь от балласта. Недоброжелатели шипят: «Да у ПбЕхомова в театре не кому играть, в труппе одни дети». Они не хотят понять: театр как организм нужда ется в омоложении, притоке свежей крови. Мне удалось набрать курс потрясающе талантливых ребят. Даже мэтры из РАТИ, включая Ан дреева, мне завидуют. С пер вого курса у них появилась уникальная возможность уз нать театр изнутри, получить неоценимый сценический опыт. Ребята замечательно игра ют сложные, многоплановые роли, а помогают им постичь секреты актерской профессии опытные мастера, «народные и заслуженные», — Ольга Овчинникова, Елена Оле нина, Зинаида Румянцева, Николай Чебыкин, Хурам Касымов. Сейчас в труппу ^Ч елов ек и его дело Учитель для строителей Людмила Шачнева вправе считать себя счастливым человеком: она более тридцати лет отдала любимому делу и по сей день обучает электротехнике ребят в Липецком колледже строительства, архитектуры и отраслевых технологий. Работа эта ей не в тягость, доставляет удовольствие от того, что тебя понимают, любят и ценят. Признаюсь, я пытался слегка развенчать ее мажорное отношение к службе: мол, и зарплата у вас не очень, и труд тяжелый — неужели нет и калельки сожаления, что выбрали эту стезю? "Ни грамма, — уверенно ответила Шачнева. И добавила: — Мама у меня была учителем в селе Чернава Елецкого района, она заслуженный учитель России, и я пошла по ее пути", преподавательский коллектив. Нра- конкурс “Самый умный”. _____________________ ФОТОАВТОРА Сначала Людмила Николаевна, после окончания института, работала немного инженером-энергетиком. Но сразу поняла, что .это не ее. И п 1971 году пришла в Липецкий стро ительный техникум. Нравилось ей здесь все: и ребята, и сам предмет, и вилось объяснять, общаясь, потому и не секрет, что Шачнева — одна из любимых преподавателей у студентов строительного колледжа. — Все, что несет воспитанникам Людмила Николаевна, — интерес но, живо и ново. Она у нас новатор, — говорит зам. директора по учебной работе Липецкого колледжа строи тельства, архитектуры и отраслевых технологий Евдокия Жукова. В чем же выражается новат(щс- кий подход к учебе у Шачневой? Вот лишь один пример. Посмотрела она как-то популярную телепередачу и решила: я почему бы не попробовать использовать приемы .этого шоу в своем учебном процессе? Так родил ся в колледже любимый студентами Готовится к нему Людмила Ни колаевна всякий раз основательно, подбирая самые разнообразные вопро сы. Конечно же, в основном по специ альным предметам. Так что будущим строителям есть над чем поломать голову. И желающих хоть отбавляй. Но стать победителем в соревно вании непросто — борьба развора чивается нешуточная. Да и награда самому умному студенту, пожалуй, ценнее той, что вручают в телепюу: ■занявший первое место освобождается от .экзамена. А разве нельзя назвать новаторс твом внедрение в строительном кол ледже рейтинговой системы оценок студентов? Потом такую систему начали исполь.зовать и среди препода вателей. Трудно однозначно говорить о том, в какой степени прогрессивная методика Шачневой повлияла в це лом на уровень профессиональной подготовки ребят, но польза от нее несомненна. Когда студенты Липец кого колледжа строительства, архи тектуры и отраслевых технологий уверенно побеждают на региональ ных конкурсах среди специальных учебных заведений, в .этом есть за слуга и Шачневой. Она и сама, по оценке директора колледжа Юрия Журавлева, в числе лучших преподавателей. Именно она отстаивала честь колледжа и Липец кой области среди восьми российских регионов в конкурсе преподавателей, организованном Госстроем. Стала второй, и это достижение дорогого стоит. Вовсе не случайно Людмиле Николаевне присвоено и звание “За служенный учитель России” . Недавно Шачневой исполнилось 65 лет. Кажется, самое время уходить на заслуженный отдых. Но, глядя на нее, не веришь в эти цифры: она по- прежнему полна энергии. — Всякое бывает в жизни, — го ворит Людмила Николаевна, — и печали, и невзгоды одолевают, но подойду к доске —и забываю про все плохое. И снова радуюсь жизни. Виктор МАНАЕНКОВ. пришли очень интересные, зрелые актеры Сергей Бель ский и Николай Чибисенков. Достигнут оптимальный ба ланс зрелости и молодости. Конфликтный ли я человек? Да. Если считаю, что на рушена справедливость, то буду бороться до конца. Мне не привыкать отстаивать свою позицию перед чинов никами. — Как собираетесь от праздновать свой творчес кий юбилей, кого из гостей ждете? — Как всегда, на сцене. 23 февраля мы покажем наш новый «Вишневый сад», а в субботу, 24-го, состоится премьера спектакля «Коман да» по пьесе моего давнего друга Семена Злотникова. Он написал ее еще в семиде сятые, тогда по ряду причин спектакль «Современника» не получил зрительского признания. Мне эта пьеса очень нравится. Я увидел в ней не просто спортивную д р ам у , а ф и л о соф ск ую притчу. Действие происхо дит в наши дни. Команда девушек-гандболисток, ожи дая, пока ей построят спорт зал, тренируется... в храме. Здесь же работает художник, восстанавливающий фрески. Он проповедует библейские заповеди, говорит, что миром правит любовь.А тренер учит девчонок побеждать любой ценой. Девушки хотят лю бить, рожать детей, но для тренера важнее человечес кого счастья международ ные соревнования. Одним словом, спектакль, в кото ром заняты наши молодые актеры, — о вещах простых и сложных одновременно, о любви, душе, человеческом долге. Консультантом вы ступил начальник областно го управления физической культуры, спорта и туризма Владимир Дементьев, хо рошо знающий спортивное закулисье. Мы с актерами неоднократно бывали на тренировках «Стинояочек»*' наблюдали взаимоотноше ния в команде, подмечали детали. На юбилей должен приехать из Израиля сам ав тор пьесы Семен Злотников, в прошлом, кстати, опытный боксер. Клятвенно обещал быть Иосиф Райхельгауз, талантливый одесский дра матург Саща Мардань, еще один одессит, проживаю щий, правда, вСША, лауреат Пульцеровской премии Ар кадий Львов, театральный критик Константин Щерба ков и многие, многие другие ученые, литературоведы , критики и просто хорощие друзья. У нас в гостях будет боль шая съемочная группа теле канала «Культура», который выразил желание снять не сколько наших спектаклей, чтобы показать по телеви дению. Я не тщеславный человек, мне не нужно никаких рега лий и наград. В своей жизни я придерживаюсь двух пра вил: толстовского — «Делай, что должно, и пусть будет, что будет» и булгаковского — «Никогда ничего не проси, особенно у тех, кто сильнее, — сами дадут». Мы в театре не останавливаемся на до стигнутом, все время идем вперед, экспериментируем. Все, что мы делаем, — это для вас, зрители. Хочется, чтобы связь театра и публи ки с годами становилась еще крепче. Беседовал Сергей МАЛЮКОВ. Объявление 26 февраля 2007 года, в 11 часов, в Доме куль туры Усманскогорайона состоится встреча депу тата Государственной Думы Борцова Николая Ивановича с избирателя ми, а также их прием по личным вопросам. ^ Презентация О книгах, поэтах и гражданах в Липецкой городской центральной библиотеке состоялось очередное представление новых книг. Публика, пришедшая на встречу с писателями и поэтами, торжественно и чинно, словно в театре перед премьерой, рассаживалась в уютном зале, предварительно ознакомившись с газетными публикациями и изданными в разное время сборниками виновников торжества, выставленными на стенде. Но тут сходство с театром и закончилось: встреча авторов со своими читателями и почитателями — это живой разговор, обмен мнениями и впечатлениями. Два поэта — Виктор Осколков, выпус тивший недавно юбилейную книгу «Ныне и всегда», и Владимир Ко- ротеев, издавший в прошлом году не только стихи (сборник «Имя твое — Женщина»), но и прозу («Литературные этюды»), — своими выступлениями дали толчок к обсуждению темы творчества в це лом, его предназначения и смысла в современном обществе. Гово рили о роли поэта и писателя в человеческой истории и культуре, об их духовной миссии и особом даре выражать чувства и мысли других людей своим языком... Представили новые книги и журналисты «Липецкой газеты». Михаил Коноплев, возглавляющий службу новостей, выпустил в свет записки заядлого рыболова под названием «Родные берега», а автор этих строк собрала под одной «крышей» свою литератур ную публицистику и стихи о творчестве и судьбе русского поэта, писателя, издав сборник «Крестный путь, голгофская дорога...» И тут общий разговор круто свернул на газетные «рельсы»: как ни крути, а в основе журналистики и литературы, писательства ле жит слово. А его гражданственная, публицистическая окраска зна чит для человека не меньше, чем образность или художественность. Оказалось, что в зале собрались не просто любители почитать, а люди неравнодушные, заинтересованные в судьбе русской куль туры и русского народа, нашего липецкого края, наконец. И потому тесными узами связанные с нашей газетой, дающей достаточное представление о том, что происходит в области и за ее пределами. Кстати, на литературный путь многих признанных сегодня в об ласти авторов неустанно наставлял и благословлял многолетний главный редактор «Липецкой газеты» Владимир Савельев, пребы вающий ныне на заслуженном отдыхе, но не сдавший своих пози ций активного, беспокойного, творческого человека и гражданина. Именно с его подачи было в свое время создано приложение к «ЛГ» «Добрый вечер!», где становились на крыло начинающие писатели и поэты, публиковавшиеся на литературных страницах. Там и сей час печатаются липецкие авторы разных рангов и творческой на правленности. Более того, Михаил Коноплев был редактором «Доброго вече ра!», а Виктор Осколков, Владимир Коротеев, присутствовавшие на той встрече поэты, члены Союза писателей России Тамара Романо ва и Алла Линева, самодеятельные авторы Николай Скорский и Нина Замятина, внучатая племянница известного писателя-земля- ка, другие авторы не раз представляли свои стихи и прозу на стра ницах этого издания и «Липецкой газеты». Много добрых слов и напутствий было высказано на встрече и в адрес нашей подборки «Читатель — газета». Из года в год, из неде ли в неделю «ЛГ» публикует письма читателей на самые разные темы, выступает радетелем и защитником интересов простых лю дей, в том числе и жителей отдаленных сел и деревень области, ли шенных возможности ходить по высоким инстанциям и самим от стаивать свои права. За это участники встречи высказали особую благодарность журналистам «ЛГ» и пожелали дальнейших успехов и удач на нелегком поприще. Вот такая получилась презентация с продолжением, что свиде тельствует о непреходящем значении «Липецкой газеты» в жизни общества, где по-прежнему актуальны строки о поэте, которым можно и не быть (судьба!), и гражданине, которым каждый из нас, тем более журналист, быть обязан... Эмма МЕНЬШИКОВА, редактор отдела писем и социальных проблем. ^Происшествие - Ч'И'.ОТ?!У; vn?' По скользкой дороге... ’ v r * M 'M i r . f Несмотря на то, что управление МЧС по Липецкой области сообщило о том, что 21 февраля на территории региона ожидаются крайне неблагоприятные погодные условия — снег, гололед, сильный ветер, — не все водители отнеслись к этому предупреждению с должным вниманием. в итоге с утра на ряде трасс случились серьезные аварии. Одна из них произошла у села Кулешовка недалеко от областного центра. Уходя по скользкой трассе от возможного столкновения, «КамАЗ» зацепил сначала одну легковушку, затем вторую, а в итоге в «коро бочке» оказались зажатыми сразу семь авто, в том числе и бензовоз. К счастью, обошлось без жертв, единственный наиболее по страдавший из водителей от госпитализации отказался. Для вла дельцев легковых автомобилей, попавших в эту аварию, ремонт их «железных коней» обойдется в круглую сумму. Если их вообще удас тся восстановить. (Соб. инф.) ФОТОАНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА БИЗОН Л и п е ц к Г](П »№ЫШЮ1Й .цдЦ] ■пмпвмыйммм ЧЕРВОНА БИ Р К А •лагдьмьш •(•рм с ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ К СЕЛЬХОЗТЕХНИКЕ качветавнный товар прямые поставки, гарантия от эвводов-изготовитвлей пять линий контроля качества компании БИЗОН; оптимальные цены: достаака продукции в хозяйства; кредит Биаон-Липацк: 39В 017 , г. Липецк, ул. 9 Мея, В7А факс: (4742 ) 44-ЗВ-йВ, тел. 4 3 - 3 0 - 7 8
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz