Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)

IV ( 2 О Ю 3 Беларусь—Россия, 15ФЕВРАЛЯ 2007 ЧЕТВЕРГ № 6 (298) Б е г в м е ш к а х п о н а р и с о в а н н ы м м и р а м творчество Полина Поварим МИНСК — МОСКВА МУЛЬТФИЛЬМЫ любят все. Не­ зависимо от возраста, образова­ ния и социального статуса. Но создать рисованный или пласти­ линовый шедевр далеко не так просто, как может показаться. Чтобы десятиминутное повест­ вование захватило зрителя, не­ обходим не только талант режис­ сера и художника, но и немалая доля мудрости. В этом убежда­ ешься, беседуя с известными бе­ лорусскими мастерами мультип­ ликации — художником Дмитри­ ем Суриновичем и режиссером Михаилом Тумеля. — Какие существуют связи между мультипликаторами Беларуси и России? Суринович: Связи самые пря­ мые, потому что почти все бело­ русские мультипликаторы учи­ лись в Москве, заканчивали выс­ шие режиссерские курсы. В Бе­ ларуси много режиссеров, они сотрудничают с Москвой. Мир анимации маленький, все всех знают. К некоторым режиссерам кино сложно просто так обра­ титься. А вот к Александру Пет­ рову с его «Оскаром» — пожа­ луйста. Точно так же и Норштейн доступен, и Петров, и Коржанов- ский. Потому что здесь все дру­ зья. Тумеля: Нет, наверное, ниче­ го более тесно связанного, чем белорусская и российская ани­ мация. Сейчас много совмест­ ных работ. Так, значительное число художников с «Беларусь- фильма» недавно работали на российском проекте «Гора само­ цветов». Например, Игорь Вол­ чек делал «Мальчик-с-паль- чик» — белорусскую сказку, ко­ торая органично вписывается в этот проект. А Марина Карпова снимала фильм «Шиш» на том же проекте. Большая часть ху­ дожников, которые привлека­ лись к работе, — из Беларуси. Я сам два года отдал российскому проекту — постоянно ездил в Ярославль. Там мой товарищ Александр Петров, который в 2000 году по­ лучил «Оскара» за фильм «Ста­ рик и море», в нынешнем году закончил проект «Моя любовь» больше к европейской или, ска­ жем, американской анимации. Она отличается от них. На бело­ русскую и русскую мультипли­ кацию очень повлиял Дисней, когда после войны на экранах появились его анимационные фильмы. — Вернемся в прошлое. Такие муль­ тики как «Ну, погоди!», «Ежик в ту­ мане» и другие до сих пор очень по­ пулярны. Почему таких мультфиль­ мов сейчас появляется не так мно­ го? И какова ввроятность, что по­ добные знаковые мультфильмы вновь начнут сниматься? Суринович: Шедевр в любой области появляется на фоне большого количества проходной продукции, что-то отличительное проскакивает очень редко. Часто хвалят советскую анимацию, но и в то время далеко не каждый раз делали шедевры. Хотя такие мультики, конечно, были. Напри­ мер, скоро в Японии снимут про­ должение «Чебурашки» — в вос­ становленных декорациях и кук­ лах. Наши белорусские режиссе­ ры будут выступать там как кон­ сультанты. Тумеля: Наверное, ответ во встречном вопросе. А как дол­ жен жить художник, чтобы та­ кие фильмы появлялись? У него должно быть время для вына­ шивания фильма, возможность наблюдения за жизнью и воз­ можность все это реализовать на студии, где есть коллектив, оборудование, атмосфера вза­ имного творчества. Но если ху­ дожник будет занят халтурой для выживания, да еще на пло- ■ Дмитрий Суринович. по произведению Ивана Шмеле­ ва. И я к этому приложил руку. Понятно, Беларусь не может се­ бе позволить так активно ис­ пользовать российских анимато­ ров, потому что мы не такая ки­ нематографическая держава, как Россия. Как в свое время го­ ворил Федор Хитрук, анима­ ция — это игрушка для богатых стран. Особенно авторская, творческая анимация. Но все-таки у нас при под­ держке делаются самостоятель­ ные белорусские проекты. Част­ ных инвесторов они пока не очень интересует. — Где сегодня учатся своему ре­ меслу белорусские аниматоры? Тумеля: Часть наших анима­ торов, как мы говорили, получи­ ли образование в России. А сей­ час, честно говоря, непонятно, где они учатся. В Беларуси нет специализированного учрежде­ ния, в котором бы готовились аниматоры. Один раз был набор аниматоров при театрально-ху­ дожественном институте. Сейчас стараниями нашего коллеги Александра Щепетова, который работает при кафедре промышленного дизайна, вво­ дится факультативный курс. Но основная проблема в том, что фильмов не так уж много, и это не самая коммерческая отрасль. Многим людям просто некуда прийти учится, ведь основной опыт аниматоры получают на съемках. Если будет работать от­ расль, то будет больше шанс по­ лучить новых аниматоров. — Какие отличительные черты у бе­ лоруской школы анимации? Она ближе к Европе или к другому реги­ ону? Суринович: Например, При­ балтика белорусскую анима­ цию всегда считала московской школой. Уровень наших мульти­ пликаторов очень высокий, но нельзя сказать, что она тянется ■ МихаилТумеля. хоньком компьютере у себя до­ ма будет делать, не общаясь с коллегами, не видя их творчест­ ва, то и результат окажется дру­ гим. В гонке, в суете ничего пут­ ного сделать нельзя. Еще когда мы учились, Норштейн нас пре­ дупреждал, чтобы мы не стре­ мились делать анекдоты в ани­ мации. Для анимации надо вы­ бирать и тему, и идею, и способ рассказа такой, который бы от­ зывался в душах зрителей. И в советской анимации тоже дела­ лось много проходных вещей. Чем больше человек будет стремиться взять очередную высоту, тем больше шансов, что в нашем ремесле появится ге ­ ний. Для кого сложнее делать мульти­ ки — для детей или взрослых? Суринович: Мне кажется, для детей. Но это очень личное мне­ ние. Я не видел ни одного филь­ ма Норштейна, который был бы рассчитан только на детскую или на взрослую аудиторию. Могу даже сказать, что если 20 про­ центов детей любят Норштейна, а остальные 80 чихать на него хо­ тели, это не значит, что фильмов Норштейна не должно быть. Ес­ ли мы будем кого-то обрезать в угоду узкокоммерческим интере­ сам, то лишимся чего-то главно­ го. Ведь деньги не всегда самое важное. Тумеля: Мне кажется, для де­ тей снимать труднее. Нужно об­ ладать большим запасом житей­ ской мудрости, чтобы удержать внимание ребенка. Если взрос­ лым можно задурить голову не­ обычным художественным ра­ курсом, способом повествова­ ния, то для того, чтобы удержать детскую аудиторию, нужны дру­ гие вещи. Но ведь вся суть в том, чтобы сделать мультфильм так, чтобы это было интересно и де­ тям, и взрослым. « М а л ь т и й с к и й к р е с т » к а с к а д е р а персона Наталья Заруцкая МОСКВА АЛЕКСАНДР ИНШАКОВ — ак ­ тер, постановщ ик трюков , про­ дюсер, режиссер, президент А с ­ социации каскадеров России, глава Российской киноло гиче ­ ской федерации — сегодняшний собеседник «СОЮЗа» А. Инша- ков возглавляет кинопроизвод - ственную компанию «Каскад», только что закончил съемки но ­ вого фильма «Мальтийский крест». Его жизнь как до сериала «Бригада» (где он был продюсе­ ром), так и после, ничем не отли­ чается: тот же стремительный граф ик работы , та же динамика событий , в которых он принима­ ет самое непосредственное уча ­ стие — будь то кинологическая выставка или спортивный т у р ­ нир. Имея характер хронически увлеченного человека , тем не менее, он постоянен, как в выбо­ ре занятий, так и в серьезном от­ ношении к ним. — Александр Иванович, есть ли у вас приоритетные направления в выборе занятий? Или для вас все важно — и актерство, и продюсиро- вание, и президентство в двух со­ вершенно разных организациях? — Мы только что закончили съемки кинокартины «Мальтий­ ский крест». Это современный фильм жанра «экшн» — история прибытия в Москву великой кня­ гини с наследником, которых по­ хищ аю т . А приезжает княгиня в Россию, чтобы принять участие в выставке раритетны х вещей, среди которых есть Мальтийский крест — известная награда , ко­ торая в свое время была вручена российскому императору Пав­ лу I. Э тот орден разыскиваю т и несколько негодяев. Они, чтобы заполучить Мальтийский крест, похищаю т мальчика . Во время съемок его крадут прямо на гла­ зах каскадеров, они включаются в эту историю , чтобы спасти ре ­ бенка, с этим связаны все при ­ ключения, трю ки , по гони . Впер­ вые в своей работе я использо­ вал компьютерную графику . Ре­ жиссер картины Николай Попков — это е го дебют в режиссуре . У меня в картине одна из главных ролей — я играю каскадера, она перекликается с «Крестонос ­ цем», истории очень похожи. — А какая работа проводится вами в спортивном направлении? — Я возглавляю Националь­ ную федерацию каратэ России и Российскую кинологическую фе­ дерацию . В феврале будем про­ водить крупнейшую в Европе вы ­ ставку, в ней примут участие око­ ло двухсот тысяч участников. — В смысле собак, а хозяев сколь­ ко? — Ну, хозяев может быть и больше. Приедут более сорока экспертов, в том числе из-за ру­ бежа. Из Беларуси ждем замеча­ тельного эксперта Анатолия Ж у ­ ка, он возглавлял Белорусскую кинологическую федерацию. Мы с ним давно общаемся, его при­ глашают на наиболее значимые кинологические выставки мира... — Ваши связи с бывшими респуб­ ликами Советского Союза сохраня­ ются? — Да, конечно. Жалко, что большая страна распалась та­ ким печальным образом. Этого нельзя было допускать в том ва­ рианте, в котором все произош­ ло. По моему разумению, надо было учитывать экономические интересы всех государств, про­ должать эти связи, а не разру­ шать их. Все наши проблемы, на­ верное, от непонимания и жела­ ния быть первым хоть в своем уезде. Лично я чувствовал себя хорошо и в прежнем Союзе, а сейчас у меня появилось больше возможностей. Если говорить конкретно о Беларуси, мне эта страна интересна, собираюсь ту­ да съездить. — Давайте вернемся к нашим чет­ вероногим друзьям. Разведением и дрессировкой служебных собак за­ нимаются не только кинологи? — Не только, но и МВД, погра­ ничники, ФСБ, МЧС — мы с эти­ ми государственными службами контактируем, помогаем им, ко­ гда есть необходимость — обща­ емся, сотрудничаем. В основном их подопечные не для выставки, а для работы. Российская кино­ логическая федерация сущест­ вует больше десяти лет, пять из них я занимаюсь этим делом. — Помимо проблем собаководов вас еще привлекают и боевые ис­ кусства? — Боевые единоборства, точ­ нее. — Сценарий для вашего нового фильма «Мальтийский крест» напи­ сан специально для каскадеров? — Да, сами каскадеры дела­ ют это кино, отсюда много трю­ ков. — Ваша жизнь отличается чем-либо до получившей большую извест­ ность «Бригады» и после? — После «Бригады», что ра­ дует, все занятые там актеры стали звездами, востребованы и продолжают сниматься. Мне очень нравится, как работают Дима Дюжев, Катя Гусева. Что касается меня, то моя жизнь пос­ ле «Бригады» мало чем измени­ лась. — Сколько всего фильмов на ва­ шем счету? — Если считать все фильмы, в которых я принимал участие как актер, каскадер, постановщик, — около двухсот картин. Впрочем, у нас есть ребята, которые снялись в 300 и даже 400 фильмов. — Какие картины нам запомни­ лись? — Я был постановщиком трю­ ков в фильме «Человек с бульва­ ра Капуцинов», сам прыгал, ска­ кал на коне... Таких фильмов много: «Тегеран-43», «Асса». Ра­ ботал с режиссерами с Сергеем Бондарчуком, Аловым, Наумо­ вым, Соловьевым... — Чувствуете себя здаким мзтром российского кинематографа? — Почему мэтром? Но кое-что видел, что-то знаю, умею. — Скромничаете? Зная съемочную кухню, вам самому интересно смот­ реть чужие работы? Действо захва­ тывает, или вы каждый раз отмеча­ ете достоинства и недостатки филь­ мов? — На некоторых фильмах учишься, какие-то любопытно посмотреть, какие-то — нет. — А нашумевшие «Дозоры» как сняты, с точки зрения мастера? ■ Александр Иншаков; Намоем счету около 200 картин. — Большая работа была про­ ведена, особенно — связанная с компьютерной графикой, кото­ рая впервые по максимуму была использована в российском ки­ нематографе. Не успеваешь за­ думаться над сюжетом — так много графики. А потом, посмот­ рев картину, задаешь себе воп­ рос: а для чего? Трюк ради трю­ ка — это не очень интересно. Ес­ ли была задача просто показать возможности компьютерной гра­ фики, то поздно: американцы нас давно переплюнули. Они уже делают то, о чем мы пока еще и мечтать не можем. Я не вижу смысла в таких фильмах. Фильм должен иметь смысловое значение, чему-то учить. Чело­ век должен задумываться, полу­ чать радость от настоящего ис­ кусства. — Довелось слышать мнение: теле­ видение может или развращать или просвещать— другего не дано. Вы с ним согласны? — Вы знаете, телевидение уже не хочется смотреть, потому что в основном с экрана идет одурачивание людей. У меня в этом смысле большие претензии к ТВ. « С е м ь к а б и н о к » д л я д о л ь ч е в и т ы премьера Татьяна Хорошилова МОСКВА ПОСЛЕ успеха фильма «Свои» на XXVI Московском Междуна­ родном кинофестивале Дмитрий Месхиев снял необычный для его творчества фильм — комедию «Семь кабинок», которую режис­ сер определил как «черную» ко­ медию с элементами драмы и мелодрамы». В эти дни фильм вышел на экраны России. Фильм — про «сливки» обще­ ства и его «отходы». Обратная сторона столичной дольчевиты. — Не каждый режиссер ре­ шится хулиганить в кино. Но все хотят. Месхиев решился, — так прокомментировал выход филь­ ма на экраны его продюсер Ва­ лерий Тодоровский. В фильме снимались петер­ бургские актеры: Алексей Бара- баш, Наталья Суркова, Артур Ва­ ха, Михаил Евланов и др. Из мос­ ковских на роль наркодилера Дмитрий Месхиев пригласил Фе­ дора Бондарчука. Сценарий фильма написал Никита Питер­ ский, дизайнер по профессии. «Семь кабинок» — его дебют в кино. В небольшой роли дворника ночного клуба снялся сам Дмит­ рий Месхиев. — Это криминально-ирониче­ ская комедия, — рассказывает режиссер. — Действие фильма происходит в... туалете ночного клуба. Снимать было тяжело, по­ скольку кругом — пустое про­ странство, зацепиться было не за что, кроме раковины. Но я со­ знательно шел на такой интерьер. Дмитрий Месхиев ифильм снял, и роль внемсыграл. П о э т п о з в а л П р о в е д е н и е м е ж д у н а р о д н о г о п у ш к и н с к о г о ф о р у м а в М и н с к е с т а л о т р а д и ц и е й наследие Светлана Лицкевич МИНСК в КАНУН даты трагической гибе­ ли поэта в Минске прошла меж­ дународная конференция «Пуш­ кин и мировая культура». Орга­ низатором ее выступил Белорус­ ский государственный педагоги­ ческий университет имени Мак­ сима Танка. Конференция прохо­ дила уже в третий раз. Декан фи­ лологического факультета Васи­ лий Стариченок, приветствуя участников встречи, отметил не­ угасающий интерес к пушкино­ ведению. — В нашей конференции уча­ ствуют люди разных поколений, опытные и начинающие пушки­ нисты, — рассказывает один из организаторов мероприятия — кандидат филологических наук Сергей Карпушин. — С каждым годом, и это отрадно наблюдать, возрастает интерес со стороны России — активно разрабатыва­ ются русско-белорусские пуш­ кинские связи. Здесь жили по­ томки поэта, в деревне Телуша на Бобруйщине похоронена его внучка Наталья Александровна. В ее усадьбе в день рождения по­ эта проходят Пушкинские чте­ ния, празднования, В этом году на форум пушки­ нистов прибыли гости не только из России, но и из Молдовы, Ук­ раины. Также в конференции приняли участив школьные учи­ теля — лауреаты Международ- ’ 11 ной Пушкинской премии. Напом­ ним, она была учреждена для учителей русской литературы стран СНГ и Балтии в 2000 году, одним из инициаторов ее учреж­ дения выступила «Российская газета». Уже более 30 педагогов из разных регионов Беларуси стали лауреатами этой премии. В нынешней конференции они принимают участие вместе со своими учениками. Ребята под­ готовили первые научные докла­ ды; скромные попытки анализа времени и личности, переводы стихов Пушкина на белорусский язык, новый опыт прочтения про­ изведений великого поэта. — Это по-настоящему под­ вижническая работа, — говорит лауреат Пушкинской премии ■ Эти люди ощущают свою причастность к наследию великого поэта. Сергей Карпушин, — большинст­ во лауреатов — учителя языка и литературы из провинции. Люди, по-настоящему преданные сво­ ей профессии, русской литерату­ ре. Каждый из лауреатов — и На­ дежда Леушина, чьи ученики се­ годня блистают докладами на конференции, и Евгения Рудова, и педагог из Бреста Олег Вольф- сон — подготовили немало ре­ бят, которые стали победителя­ ми международных олимпиад, творческих конкурсов, ведут са­ мостоятельные исследования, связанные с именем великого поэта. Музыка нас связала Р о с с и я и Б е л а р у с ь с о в м е с т н о го т о в я т с я к к р у п н е й ш и м к о н к у р с а м го д а Айрат Сагдатов ВИ ТЕ БСК—ХЕЛЬСИНКИ СЕГОДНЯ проходит второй отбо­ рочный тур Международного кон­ курса исполнителей эстрадной песни «Витебск-2007». Профес­ сиональное жюри «взрослого» конкурса возглавляет народный артист Беларуси профессор Ми­ хаил Финберг, детского — народ­ ный артист Беларуси Василий Ра- инчик. Торжественное открытие XVI Международного фестиваля искусств «Славянский базар в В и ^ ^ тебске» запланировано на 6 и ю л г ^ ^ Имена двух основных участников детского конкурса и двух исполни­ телей эстрадной песни станут из­ вестны в мае. Они представят Бе­ ларусь на «Славянском базаре». А в это время в Санкт-Петер­ бурге начались съемки видеокли­ па белорусского участника Меж­ дународного конкурса песни «Ев­ ровидение-2007» Дмитрия Колду­ на. Ранее планировалось присту­ пить к работе над постановкой но­ мера в Греции. Однако график подготовки белорусского конкур­ санта был скорректирован. Над видеоклипом работает известный российский клипмейкер Олег Гу­ сев. В ролике Колдуна будут при­ сутствовать плащ и шляпа. По за­ думке, такой реквизит позволит обыграть сценическое имя бело­ русского ислолнителя и песню, рассказывающую о волшебстве любви. Д. Колдун выйдет на сцену «Евровидения-2007» с песней Work your magic, автором музыки которой является Филипп Кирко­ ров. Завтра Колдун в ходе промо­ тура выступит на отборочном туре конкурса «Евровидение-2007» в Ирландии. Решается судьба российского участника песенного конкурса.. Возможно, им станет Сергей Ла­ зарев. Но певец пока категориче­ ски отказался что-либо говорить о «Евровидении». Этидни впрежниегоды календарь 15 февраля В Беларуси День памяти вои­ нов, погибших при выполнении интернационального долга. 150 лет назад умер компози­ тор Михаил Глинка, основопо­ ложник русской классической композиторской школы. 16 февраля В 1924 году основана библио­ тека Института белорусской культуры, с 1956 года это — Фун­ даментальная библиотека имени Якуба Коласа Академии наук Бе­ ларуси. 17 февраля 65 лет назад началась опера­ ция советской контрразведки «Монастырь» с целью проникно­ вения в агентурную сеть гитле­ ровцев на территории Советско -1 го Союза. Эта операция по сей день считается крупным дости­ жением советской военной раз­ ведки. В этот день в 1944 году обра­ зован 1-й Белорусский фронт. Командующим назначен Кон­ стантин Рокоссовский. Исполняется 140 лет со дня рождения П. Шмидта, русского морского офицера, лейтенанта Черноморского флота, одного из руководителей Севастопольско­ го восстания 1905 года. 100 лет назад родился Е. Аба­ лаков, советский Ешьпинист, по­ коритель и исследователь высо­ чайших вершин СССР, заслу­ женный мастер спорта, скульп­ тор. 18 февраля 85 лет Михаилу Савицкому, белорусскому живописцу, народ­ ному художнику СССР и Бело­ русской ССР. В 2004 году он стал лауреатом премии Союзного го­ сударства. В 1930 году в местечке Койда- ново (с 1932 года это город Дзер­ жинск) основана первая в Бела- J руси машинотракторная стан­ ция. 19 февраля 295 лет назад Петр I подписал указ, которым утвердил штаты минерной роты и штаты команды понтонеров. Одновременно бы­ ло введено обязательное обуче­ ние всех родов войск «инженер­ ству», заложившее основы под­ готовки военных инженеров рус­ ской армии. 20 февраля В 1611 году в этот день Кузьма Минин начинает собирать народ­ ное ополчение, чтобы изгнать из России захватчиков. Через 217 лет 20 февраля 1818 года в Моск­ ве на Красной площади был от­ крыт памятник Минину и Пожар­ скому. Это был первый монумен­ тальный памятник в городе. 21 февраля В этот день 1978 года в Мин­ ске открылся Музей истории Бе­ лорусского военного округа (ны­ не Музей Вооруженных сил Рес­ публики Беларусь). Рубрику ведет Владимир ПОТАПЕНКО «СОЮЗ. Беларусь-Россия» Периодическое издание Совета Министров Союзного государства Газетазарегистрирована вМинистерстве поделам печати, телерадиовещания исредств массовых коммуникаций Российской Федерации 10 марта 2000 года. Регистрационный N^77-1800. Тиражпо РФ: 206 660 Тиражпо РБ: 448171 Тираж«СОЮЗа. Беларусь— Россия» в РФ иРБ: 734 831 Шеф-редактор А.И. Батыгин (Москва) Первый заместитель шеф-редактора А.М. Таранда (Минск) Адрес редакции «СОЮЗа. Беларусь— Россия»: Москва, А-40, ГСП-3125993. улица Правды. 24. Телефон: 257-5787 Факс: 257-5787 Е- mail: Ermakova@rQ.ru Адрес редакции газеты «Советская Белоруссия»: Республика Беларусь, 220013, Минск, улица Б. Хмельницкого. 10а, Тел. ифакс: 232-1432 Издательство: ЗАО «Информационно-издательский концерн «Российская газета» Адрес: Москва, А-40, ГСП-3 125993, ул. Правды, 24. Тел. 257-53-62. Издательство «Советской Белоруссии»: Белорусский Дом печати, КИПУП «Сож». ОТПЕЧАТАНО в000 «Объединенный издательский дом «Медиа-Пресса», Адрес: 125865, ГСП, Москва-137, ул. Правды, 24. Распространяется по всем подписным индексам: По графику: 16.00 «Российской газеты»: 50202.32184,40942,40913,40924. Номер подписан: 16.00. 40945,38286,41591.«Советская Белоруссия»: 63889. «СОЮЗ.Беларусь- Россия»печатаетсявАрхангельске, Владивостоке, Волгограде, Воронеже, Екатеринбурге, Иркутске, Казани, Калининграде, Кемерове, Краснодаре, Красноярске, МинеральныхВодах, Москве, Мурманске, НижнемНовгороде, Новосибирске,Омске,Оренбурге, Пензе. Перми, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге,Самаре, Саратове, Тюмени, Ульяновске, Уфе, Чебоксарах, Челябинске. «СоветскаяБелоруссия»печатаетсявг.Минске, Гомеле.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz