Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)
IV ( 2 О Ю 3 Беларусь—Россия, 15ФЕВРАЛЯ 2007 ЧЕТВЕРГ № 6 (298) Б е г в м е ш к а х п о н а р и с о в а н н ы м м и р а м творчество Полина Поварим МИНСК — МОСКВА МУЛЬТФИЛЬМЫ любят все. Не зависимо от возраста, образова ния и социального статуса. Но создать рисованный или пласти линовый шедевр далеко не так просто, как может показаться. Чтобы десятиминутное повест вование захватило зрителя, не обходим не только талант режис сера и художника, но и немалая доля мудрости. В этом убежда ешься, беседуя с известными бе лорусскими мастерами мультип ликации — художником Дмитри ем Суриновичем и режиссером Михаилом Тумеля. — Какие существуют связи между мультипликаторами Беларуси и России? Суринович: Связи самые пря мые, потому что почти все бело русские мультипликаторы учи лись в Москве, заканчивали выс шие режиссерские курсы. В Бе ларуси много режиссеров, они сотрудничают с Москвой. Мир анимации маленький, все всех знают. К некоторым режиссерам кино сложно просто так обра титься. А вот к Александру Пет рову с его «Оскаром» — пожа луйста. Точно так же и Норштейн доступен, и Петров, и Коржанов- ский. Потому что здесь все дру зья. Тумеля: Нет, наверное, ниче го более тесно связанного, чем белорусская и российская ани мация. Сейчас много совмест ных работ. Так, значительное число художников с «Беларусь- фильма» недавно работали на российском проекте «Гора само цветов». Например, Игорь Вол чек делал «Мальчик-с-паль- чик» — белорусскую сказку, ко торая органично вписывается в этот проект. А Марина Карпова снимала фильм «Шиш» на том же проекте. Большая часть ху дожников, которые привлека лись к работе, — из Беларуси. Я сам два года отдал российскому проекту — постоянно ездил в Ярославль. Там мой товарищ Александр Петров, который в 2000 году по лучил «Оскара» за фильм «Ста рик и море», в нынешнем году закончил проект «Моя любовь» больше к европейской или, ска жем, американской анимации. Она отличается от них. На бело русскую и русскую мультипли кацию очень повлиял Дисней, когда после войны на экранах появились его анимационные фильмы. — Вернемся в прошлое. Такие муль тики как «Ну, погоди!», «Ежик в ту мане» и другие до сих пор очень по пулярны. Почему таких мультфиль мов сейчас появляется не так мно го? И какова ввроятность, что по добные знаковые мультфильмы вновь начнут сниматься? Суринович: Шедевр в любой области появляется на фоне большого количества проходной продукции, что-то отличительное проскакивает очень редко. Часто хвалят советскую анимацию, но и в то время далеко не каждый раз делали шедевры. Хотя такие мультики, конечно, были. Напри мер, скоро в Японии снимут про должение «Чебурашки» — в вос становленных декорациях и кук лах. Наши белорусские режиссе ры будут выступать там как кон сультанты. Тумеля: Наверное, ответ во встречном вопросе. А как дол жен жить художник, чтобы та кие фильмы появлялись? У него должно быть время для вына шивания фильма, возможность наблюдения за жизнью и воз можность все это реализовать на студии, где есть коллектив, оборудование, атмосфера вза имного творчества. Но если ху дожник будет занят халтурой для выживания, да еще на пло- ■ Дмитрий Суринович. по произведению Ивана Шмеле ва. И я к этому приложил руку. Понятно, Беларусь не может се бе позволить так активно ис пользовать российских анимато ров, потому что мы не такая ки нематографическая держава, как Россия. Как в свое время го ворил Федор Хитрук, анима ция — это игрушка для богатых стран. Особенно авторская, творческая анимация. Но все-таки у нас при под держке делаются самостоятель ные белорусские проекты. Част ных инвесторов они пока не очень интересует. — Где сегодня учатся своему ре меслу белорусские аниматоры? Тумеля: Часть наших анима торов, как мы говорили, получи ли образование в России. А сей час, честно говоря, непонятно, где они учатся. В Беларуси нет специализированного учрежде ния, в котором бы готовились аниматоры. Один раз был набор аниматоров при театрально-ху дожественном институте. Сейчас стараниями нашего коллеги Александра Щепетова, который работает при кафедре промышленного дизайна, вво дится факультативный курс. Но основная проблема в том, что фильмов не так уж много, и это не самая коммерческая отрасль. Многим людям просто некуда прийти учится, ведь основной опыт аниматоры получают на съемках. Если будет работать от расль, то будет больше шанс по лучить новых аниматоров. — Какие отличительные черты у бе лоруской школы анимации? Она ближе к Европе или к другому реги ону? Суринович: Например, При балтика белорусскую анима цию всегда считала московской школой. Уровень наших мульти пликаторов очень высокий, но нельзя сказать, что она тянется ■ МихаилТумеля. хоньком компьютере у себя до ма будет делать, не общаясь с коллегами, не видя их творчест ва, то и результат окажется дру гим. В гонке, в суете ничего пут ного сделать нельзя. Еще когда мы учились, Норштейн нас пре дупреждал, чтобы мы не стре мились делать анекдоты в ани мации. Для анимации надо вы бирать и тему, и идею, и способ рассказа такой, который бы от зывался в душах зрителей. И в советской анимации тоже дела лось много проходных вещей. Чем больше человек будет стремиться взять очередную высоту, тем больше шансов, что в нашем ремесле появится ге ний. Для кого сложнее делать мульти ки — для детей или взрослых? Суринович: Мне кажется, для детей. Но это очень личное мне ние. Я не видел ни одного филь ма Норштейна, который был бы рассчитан только на детскую или на взрослую аудиторию. Могу даже сказать, что если 20 про центов детей любят Норштейна, а остальные 80 чихать на него хо тели, это не значит, что фильмов Норштейна не должно быть. Ес ли мы будем кого-то обрезать в угоду узкокоммерческим интере сам, то лишимся чего-то главно го. Ведь деньги не всегда самое важное. Тумеля: Мне кажется, для де тей снимать труднее. Нужно об ладать большим запасом житей ской мудрости, чтобы удержать внимание ребенка. Если взрос лым можно задурить голову не обычным художественным ра курсом, способом повествова ния, то для того, чтобы удержать детскую аудиторию, нужны дру гие вещи. Но ведь вся суть в том, чтобы сделать мультфильм так, чтобы это было интересно и де тям, и взрослым. « М а л ь т и й с к и й к р е с т » к а с к а д е р а персона Наталья Заруцкая МОСКВА АЛЕКСАНДР ИНШАКОВ — ак тер, постановщ ик трюков , про дюсер, режиссер, президент А с социации каскадеров России, глава Российской киноло гиче ской федерации — сегодняшний собеседник «СОЮЗа» А. Инша- ков возглавляет кинопроизвод - ственную компанию «Каскад», только что закончил съемки но вого фильма «Мальтийский крест». Его жизнь как до сериала «Бригада» (где он был продюсе ром), так и после, ничем не отли чается: тот же стремительный граф ик работы , та же динамика событий , в которых он принима ет самое непосредственное уча стие — будь то кинологическая выставка или спортивный т у р нир. Имея характер хронически увлеченного человека , тем не менее, он постоянен, как в выбо ре занятий, так и в серьезном от ношении к ним. — Александр Иванович, есть ли у вас приоритетные направления в выборе занятий? Или для вас все важно — и актерство, и продюсиро- вание, и президентство в двух со вершенно разных организациях? — Мы только что закончили съемки кинокартины «Мальтий ский крест». Это современный фильм жанра «экшн» — история прибытия в Москву великой кня гини с наследником, которых по хищ аю т . А приезжает княгиня в Россию, чтобы принять участие в выставке раритетны х вещей, среди которых есть Мальтийский крест — известная награда , ко торая в свое время была вручена российскому императору Пав лу I. Э тот орден разыскиваю т и несколько негодяев. Они, чтобы заполучить Мальтийский крест, похищаю т мальчика . Во время съемок его крадут прямо на гла зах каскадеров, они включаются в эту историю , чтобы спасти ре бенка, с этим связаны все при ключения, трю ки , по гони . Впер вые в своей работе я использо вал компьютерную графику . Ре жиссер картины Николай Попков — это е го дебют в режиссуре . У меня в картине одна из главных ролей — я играю каскадера, она перекликается с «Крестонос цем», истории очень похожи. — А какая работа проводится вами в спортивном направлении? — Я возглавляю Националь ную федерацию каратэ России и Российскую кинологическую фе дерацию . В феврале будем про водить крупнейшую в Европе вы ставку, в ней примут участие око ло двухсот тысяч участников. — В смысле собак, а хозяев сколь ко? — Ну, хозяев может быть и больше. Приедут более сорока экспертов, в том числе из-за ру бежа. Из Беларуси ждем замеча тельного эксперта Анатолия Ж у ка, он возглавлял Белорусскую кинологическую федерацию. Мы с ним давно общаемся, его при глашают на наиболее значимые кинологические выставки мира... — Ваши связи с бывшими респуб ликами Советского Союза сохраня ются? — Да, конечно. Жалко, что большая страна распалась та ким печальным образом. Этого нельзя было допускать в том ва рианте, в котором все произош ло. По моему разумению, надо было учитывать экономические интересы всех государств, про должать эти связи, а не разру шать их. Все наши проблемы, на верное, от непонимания и жела ния быть первым хоть в своем уезде. Лично я чувствовал себя хорошо и в прежнем Союзе, а сейчас у меня появилось больше возможностей. Если говорить конкретно о Беларуси, мне эта страна интересна, собираюсь ту да съездить. — Давайте вернемся к нашим чет вероногим друзьям. Разведением и дрессировкой служебных собак за нимаются не только кинологи? — Не только, но и МВД, погра ничники, ФСБ, МЧС — мы с эти ми государственными службами контактируем, помогаем им, ко гда есть необходимость — обща емся, сотрудничаем. В основном их подопечные не для выставки, а для работы. Российская кино логическая федерация сущест вует больше десяти лет, пять из них я занимаюсь этим делом. — Помимо проблем собаководов вас еще привлекают и боевые ис кусства? — Боевые единоборства, точ нее. — Сценарий для вашего нового фильма «Мальтийский крест» напи сан специально для каскадеров? — Да, сами каскадеры дела ют это кино, отсюда много трю ков. — Ваша жизнь отличается чем-либо до получившей большую извест ность «Бригады» и после? — После «Бригады», что ра дует, все занятые там актеры стали звездами, востребованы и продолжают сниматься. Мне очень нравится, как работают Дима Дюжев, Катя Гусева. Что касается меня, то моя жизнь пос ле «Бригады» мало чем измени лась. — Сколько всего фильмов на ва шем счету? — Если считать все фильмы, в которых я принимал участие как актер, каскадер, постановщик, — около двухсот картин. Впрочем, у нас есть ребята, которые снялись в 300 и даже 400 фильмов. — Какие картины нам запомни лись? — Я был постановщиком трю ков в фильме «Человек с бульва ра Капуцинов», сам прыгал, ска кал на коне... Таких фильмов много: «Тегеран-43», «Асса». Ра ботал с режиссерами с Сергеем Бондарчуком, Аловым, Наумо вым, Соловьевым... — Чувствуете себя здаким мзтром российского кинематографа? — Почему мэтром? Но кое-что видел, что-то знаю, умею. — Скромничаете? Зная съемочную кухню, вам самому интересно смот реть чужие работы? Действо захва тывает, или вы каждый раз отмеча ете достоинства и недостатки филь мов? — На некоторых фильмах учишься, какие-то любопытно посмотреть, какие-то — нет. — А нашумевшие «Дозоры» как сняты, с точки зрения мастера? ■ Александр Иншаков; Намоем счету около 200 картин. — Большая работа была про ведена, особенно — связанная с компьютерной графикой, кото рая впервые по максимуму была использована в российском ки нематографе. Не успеваешь за думаться над сюжетом — так много графики. А потом, посмот рев картину, задаешь себе воп рос: а для чего? Трюк ради трю ка — это не очень интересно. Ес ли была задача просто показать возможности компьютерной гра фики, то поздно: американцы нас давно переплюнули. Они уже делают то, о чем мы пока еще и мечтать не можем. Я не вижу смысла в таких фильмах. Фильм должен иметь смысловое значение, чему-то учить. Чело век должен задумываться, полу чать радость от настоящего ис кусства. — Довелось слышать мнение: теле видение может или развращать или просвещать— другего не дано. Вы с ним согласны? — Вы знаете, телевидение уже не хочется смотреть, потому что в основном с экрана идет одурачивание людей. У меня в этом смысле большие претензии к ТВ. « С е м ь к а б и н о к » д л я д о л ь ч е в и т ы премьера Татьяна Хорошилова МОСКВА ПОСЛЕ успеха фильма «Свои» на XXVI Московском Междуна родном кинофестивале Дмитрий Месхиев снял необычный для его творчества фильм — комедию «Семь кабинок», которую режис сер определил как «черную» ко медию с элементами драмы и мелодрамы». В эти дни фильм вышел на экраны России. Фильм — про «сливки» обще ства и его «отходы». Обратная сторона столичной дольчевиты. — Не каждый режиссер ре шится хулиганить в кино. Но все хотят. Месхиев решился, — так прокомментировал выход филь ма на экраны его продюсер Ва лерий Тодоровский. В фильме снимались петер бургские актеры: Алексей Бара- баш, Наталья Суркова, Артур Ва ха, Михаил Евланов и др. Из мос ковских на роль наркодилера Дмитрий Месхиев пригласил Фе дора Бондарчука. Сценарий фильма написал Никита Питер ский, дизайнер по профессии. «Семь кабинок» — его дебют в кино. В небольшой роли дворника ночного клуба снялся сам Дмит рий Месхиев. — Это криминально-ирониче ская комедия, — рассказывает режиссер. — Действие фильма происходит в... туалете ночного клуба. Снимать было тяжело, по скольку кругом — пустое про странство, зацепиться было не за что, кроме раковины. Но я со знательно шел на такой интерьер. Дмитрий Месхиев ифильм снял, и роль внемсыграл. П о э т п о з в а л П р о в е д е н и е м е ж д у н а р о д н о г о п у ш к и н с к о г о ф о р у м а в М и н с к е с т а л о т р а д и ц и е й наследие Светлана Лицкевич МИНСК в КАНУН даты трагической гибе ли поэта в Минске прошла меж дународная конференция «Пуш кин и мировая культура». Орга низатором ее выступил Белорус ский государственный педагоги ческий университет имени Мак сима Танка. Конференция прохо дила уже в третий раз. Декан фи лологического факультета Васи лий Стариченок, приветствуя участников встречи, отметил не угасающий интерес к пушкино ведению. — В нашей конференции уча ствуют люди разных поколений, опытные и начинающие пушки нисты, — рассказывает один из организаторов мероприятия — кандидат филологических наук Сергей Карпушин. — С каждым годом, и это отрадно наблюдать, возрастает интерес со стороны России — активно разрабатыва ются русско-белорусские пуш кинские связи. Здесь жили по томки поэта, в деревне Телуша на Бобруйщине похоронена его внучка Наталья Александровна. В ее усадьбе в день рождения по эта проходят Пушкинские чте ния, празднования, В этом году на форум пушки нистов прибыли гости не только из России, но и из Молдовы, Ук раины. Также в конференции приняли участив школьные учи теля — лауреаты Международ- ’ 11 ной Пушкинской премии. Напом ним, она была учреждена для учителей русской литературы стран СНГ и Балтии в 2000 году, одним из инициаторов ее учреж дения выступила «Российская газета». Уже более 30 педагогов из разных регионов Беларуси стали лауреатами этой премии. В нынешней конференции они принимают участие вместе со своими учениками. Ребята под готовили первые научные докла ды; скромные попытки анализа времени и личности, переводы стихов Пушкина на белорусский язык, новый опыт прочтения про изведений великого поэта. — Это по-настоящему под вижническая работа, — говорит лауреат Пушкинской премии ■ Эти люди ощущают свою причастность к наследию великого поэта. Сергей Карпушин, — большинст во лауреатов — учителя языка и литературы из провинции. Люди, по-настоящему преданные сво ей профессии, русской литерату ре. Каждый из лауреатов — и На дежда Леушина, чьи ученики се годня блистают докладами на конференции, и Евгения Рудова, и педагог из Бреста Олег Вольф- сон — подготовили немало ре бят, которые стали победителя ми международных олимпиад, творческих конкурсов, ведут са мостоятельные исследования, связанные с именем великого поэта. Музыка нас связала Р о с с и я и Б е л а р у с ь с о в м е с т н о го т о в я т с я к к р у п н е й ш и м к о н к у р с а м го д а Айрат Сагдатов ВИ ТЕ БСК—ХЕЛЬСИНКИ СЕГОДНЯ проходит второй отбо рочный тур Международного кон курса исполнителей эстрадной песни «Витебск-2007». Профес сиональное жюри «взрослого» конкурса возглавляет народный артист Беларуси профессор Ми хаил Финберг, детского — народ ный артист Беларуси Василий Ра- инчик. Торжественное открытие XVI Международного фестиваля искусств «Славянский базар в В и ^ ^ тебске» запланировано на 6 и ю л г ^ ^ Имена двух основных участников детского конкурса и двух исполни телей эстрадной песни станут из вестны в мае. Они представят Бе ларусь на «Славянском базаре». А в это время в Санкт-Петер бурге начались съемки видеокли па белорусского участника Меж дународного конкурса песни «Ев ровидение-2007» Дмитрия Колду на. Ранее планировалось присту пить к работе над постановкой но мера в Греции. Однако график подготовки белорусского конкур санта был скорректирован. Над видеоклипом работает известный российский клипмейкер Олег Гу сев. В ролике Колдуна будут при сутствовать плащ и шляпа. По за думке, такой реквизит позволит обыграть сценическое имя бело русского ислолнителя и песню, рассказывающую о волшебстве любви. Д. Колдун выйдет на сцену «Евровидения-2007» с песней Work your magic, автором музыки которой является Филипп Кирко ров. Завтра Колдун в ходе промо тура выступит на отборочном туре конкурса «Евровидение-2007» в Ирландии. Решается судьба российского участника песенного конкурса.. Возможно, им станет Сергей Ла зарев. Но певец пока категориче ски отказался что-либо говорить о «Евровидении». Этидни впрежниегоды календарь 15 февраля В Беларуси День памяти вои нов, погибших при выполнении интернационального долга. 150 лет назад умер компози тор Михаил Глинка, основопо ложник русской классической композиторской школы. 16 февраля В 1924 году основана библио тека Института белорусской культуры, с 1956 года это — Фун даментальная библиотека имени Якуба Коласа Академии наук Бе ларуси. 17 февраля 65 лет назад началась опера ция советской контрразведки «Монастырь» с целью проникно вения в агентурную сеть гитле ровцев на территории Советско -1 го Союза. Эта операция по сей день считается крупным дости жением советской военной раз ведки. В этот день в 1944 году обра зован 1-й Белорусский фронт. Командующим назначен Кон стантин Рокоссовский. Исполняется 140 лет со дня рождения П. Шмидта, русского морского офицера, лейтенанта Черноморского флота, одного из руководителей Севастопольско го восстания 1905 года. 100 лет назад родился Е. Аба лаков, советский Ешьпинист, по коритель и исследователь высо чайших вершин СССР, заслу женный мастер спорта, скульп тор. 18 февраля 85 лет Михаилу Савицкому, белорусскому живописцу, народ ному художнику СССР и Бело русской ССР. В 2004 году он стал лауреатом премии Союзного го сударства. В 1930 году в местечке Койда- ново (с 1932 года это город Дзер жинск) основана первая в Бела- J руси машинотракторная стан ция. 19 февраля 295 лет назад Петр I подписал указ, которым утвердил штаты минерной роты и штаты команды понтонеров. Одновременно бы ло введено обязательное обуче ние всех родов войск «инженер ству», заложившее основы под готовки военных инженеров рус ской армии. 20 февраля В 1611 году в этот день Кузьма Минин начинает собирать народ ное ополчение, чтобы изгнать из России захватчиков. Через 217 лет 20 февраля 1818 года в Моск ве на Красной площади был от крыт памятник Минину и Пожар скому. Это был первый монумен тальный памятник в городе. 21 февраля В этот день 1978 года в Мин ске открылся Музей истории Бе лорусского военного округа (ны не Музей Вооруженных сил Рес публики Беларусь). Рубрику ведет Владимир ПОТАПЕНКО «СОЮЗ. Беларусь-Россия» Периодическое издание Совета Министров Союзного государства Газетазарегистрирована вМинистерстве поделам печати, телерадиовещания исредств массовых коммуникаций Российской Федерации 10 марта 2000 года. Регистрационный N^77-1800. Тиражпо РФ: 206 660 Тиражпо РБ: 448171 Тираж«СОЮЗа. Беларусь— Россия» в РФ иРБ: 734 831 Шеф-редактор А.И. Батыгин (Москва) Первый заместитель шеф-редактора А.М. Таранда (Минск) Адрес редакции «СОЮЗа. Беларусь— Россия»: Москва, А-40, ГСП-3125993. улица Правды. 24. Телефон: 257-5787 Факс: 257-5787 Е- mail: Ermakova@rQ.ru Адрес редакции газеты «Советская Белоруссия»: Республика Беларусь, 220013, Минск, улица Б. Хмельницкого. 10а, Тел. ифакс: 232-1432 Издательство: ЗАО «Информационно-издательский концерн «Российская газета» Адрес: Москва, А-40, ГСП-3 125993, ул. Правды, 24. Тел. 257-53-62. Издательство «Советской Белоруссии»: Белорусский Дом печати, КИПУП «Сож». ОТПЕЧАТАНО в000 «Объединенный издательский дом «Медиа-Пресса», Адрес: 125865, ГСП, Москва-137, ул. Правды, 24. Распространяется по всем подписным индексам: По графику: 16.00 «Российской газеты»: 50202.32184,40942,40913,40924. Номер подписан: 16.00. 40945,38286,41591.«Советская Белоруссия»: 63889. «СОЮЗ.Беларусь- Россия»печатаетсявАрхангельске, Владивостоке, Волгограде, Воронеже, Екатеринбурге, Иркутске, Казани, Калининграде, Кемерове, Краснодаре, Красноярске, МинеральныхВодах, Москве, Мурманске, НижнемНовгороде, Новосибирске,Омске,Оренбурге, Пензе. Перми, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге,Самаре, Саратове, Тюмени, Ульяновске, Уфе, Чебоксарах, Челябинске. «СоветскаяБелоруссия»печатаетсявг.Минске, Гомеле.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz