Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)
15 ФЕВРАЛЯ 2007 ЧЕТВЕРГ № 6 (298) С о Ю 3 Беларусь—Россия___ Щ Г р а ж д а н с т в о — п о н а с л е д с т в у информбюро «у НАС в семье большая ра дость; осенью прошлого года дочь родила внука. У Татьяны, хоть и вышла замуж за чуваша, осталось белорусское граж данство, теперь молодая семья живет под Питером, в Ленин градской области. Поэтому нас волнует такой вопрос; гражда нином какой страны считать нашего маленького Александ ра? Мы слышали, что недавно произошли какие-то измене ния на этот счет в белорусском законодательстве. Какие? Мария Нестерович, Витебск». ^ В ал ери й ШУНТОВ, ^ ЗАМ Е С ТИ Т ЕЛ Ь НАЧАЛЬНИКА УПРАВЛЕНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ПО ГРАЖДАНСТВУ И МИГРАЦИИ МВД БЕЛАРУСИ: — Мальчик, о котором идет речь в письме, является гражда нином Беларуси. Теперь нашим законодательством предусмотре но, что ребенок в момент рожде ния приобретает белорусское гра жданство только при одном усло вии: если хотя бы один из его ро дителей является гражданином Беларуси. При этом второй роди тель может быть гражданином иностранного государства, в том числе и России — это, по большо му счету, при решении вопроса о гражданстве ребенка не суть важ но. В данном случае мать — граж данка Беларуси, поэтому у всех ее детей будет возникать белорус ское гражданство всегда, незави симо от места рождения ребенка, места жительства его родителей, а также от возможного наличия у него гражданства другого госу дарства. — Раньше было по-другому? — Да, такое изменение вступи- / ло в силу в октябре 2006 года. До этого белорусское гражданство в подобной ситуации могло быть приобретено детьми лишь по сов местному заявлению родителей. И если, скажем, отец-иностранец не давал такого согласия, то мать, гражданка Беларуси, лишалась возможности реализовать это право: на приобретение белорус ского гражданства по рождению своими детьми. Получалось, что белорусский закон, как ни парадо ксально, защищал права родите- ля-иностранца, а не нашего граж данина, Последние изменения представляются исключительно важными, учитывая приоритеты государственной демографиче ской политики. — А если отец мальчика скажет: мой сын — гражданин России? Что тог да? — Родителям ребенка, у кото рого по рождению возникло как белорусское, так и иностранное гражданство, предоставляется право зарегистрировать ему утра ту нашего гражданства. Таким об разом, обеспечивая безусловное возникновение у ребенка граж данства Беларуси в момент его рождения, наше законодательст во одновременно предоставляет родителям право выбора: остав лять за своим ребенком граждан ство Беларуси либо считать его только иностранным граждани ном. Если родители оставят его белорусским гражданином, то при необходимости, в случае, напри мер, выезда за границу, ребенку будет выдан белорусский нацио нальный паспорт. — Тогда уж давайте уточним: где та кой паспорт можно будет получить? — Из письма неясно, на каких основаниях живет в России моло дая мама — белорусская граж данка. Если она постоянно прожи вает (прописана) в Беларуси, то паспорт ее ребенку выдается в ор ганах внутренних дел по месту прописки. Если же семья имеет статус постоянных жителей за границей — нужно обращаться в дипломатическое представитель ство Республики Беларусь либо в консульское учреждение в стране проживания. Дежурный по рубрике Иван ЖДАНОВИЧ. Н е п р о с т о « и з д а т е л ь ч и т а т е л ь » Окончание. Начало на стр. I Этот стенд пользовался по вышенной популярностью. Осо бенно интересовались, noc^.fj^je^ ^ ли серией «Жизнь замечатель ных москвичей». Многие еще по мнят Михаила Жарова, Сергея Столярова, Ольгу Андросову... Вызывали интерес и альбомы, рассказывающие о достоприме чательностях Москвы, среди них — «Московские крыши в изобра зительном искусстве и фотора ботах». К слову, белорусские чи татели получили шанс продол жить знакомство с этими изда ниями, поскольку все книги, вы ставленные на экспозиции «Из дательские программы прави тельства Москвы», были пере даны в дар белорусской сторо не. Подобные выставки интерес ны тем ^ то предполагают не толь- " 1 |<о]Е 5 )хи^от(ношения «издатель — потребитель» и пассиёное созер цание, но и живой обмен мнения ми. Что и произошло на «круглых столах», организованных с уча стием российской стороны. По добные встречи стали происхо дить все чаще, и все с большим результатом. В прошлом году Бе ларусь впервые приняла участие в 3-й Международной книжной выставке «Русский Запад» в Пскове. А из Москвы белорусские книгоиздатели привезли семь ди пломов третьего Международно го конкурса государств — участ ников СНГ «Искусство книги». О к н о в Т р е т ь я к о в к у Окончание. Начало на стр. I — Третьяковка в Минск приезжает уже во второй раз, а когда к нам по жалуют сокровища Эрмитажа? — Выставку Эрмитажа мы ждем в 2008 году. Кстати, теперь с этим музеем мы готовим издание фундаментального труда бело русского ученого Николая Щеко- тихина «Литовская монета». Исс ледование это, написанное в 30-е годы и тогда же переданное авто ром на хранение в рукописный от дел Эрмитажа, спустя столько лет наконец станет доступным всем историкам и нумизматам. — Ваш музей в севетское время был одним из крупнейших храни лищ русской живеписи XVIII— XX ве- . ков. Что из имен и шедевров той по ры , собранных в Минске, может за интересовать россиян? — Национальный художест венный музей Беларуси и теперь входит в пятерку лучших собра ний русских картин наряду с Рус ским музеем, Третьяковской га лереей, Музеем изобразитель ных искусств имени Пушкина и киевским музеем русского искус ства. Во многом все это благода ря послевоенному директору Го сударственного художественного музея БССР Елене Аладовой. Она собирала шедевры, скупая их у частных коллекционеров Бе ларуси, Москвы и Ленинграда. И теперь мы можем гордиться кар тинами Кустодиева, Репина, Брюллова, Айвазовского, Клеве ра и многих других мастеров. — Знаковые белорусские экспона ты также наверняка есть в россий ских музеях? — Это в первую очередь по лотна Ивана Хруцкого в Русском музее, работы Олешкевича, Жу ковского, живопись Витольда Бя- лыницкого-Бирули. Очень много в российских музеях предметов декоративно-прикладного искус ства прошлых веков, связанных с Беларусью. В Третьяковской галерее хранится так называе мое «Голубое Успение», выве зенное в начале XX века из Мин ска и попавшее в коллекцию ху дожника Остроухова, в Истори ческом музее в Москве есть Слуцкие пояса. Так что нам все гда будет что показать друг другу из нашего общего наследия. ■ Владимир Прокопцов: Вновом корпусе нашего музея найдется место идля «виртуальной» экспозиции. Т а т ь я н а Л ю т а е в а : В а ж н о н е н а й т и , а д о ж д а т ь с я Г р а н и ц у « н а г л а з о к » н е о п р е д е л я ю т Р а с с к а з о п е р в о й п о л и т и ч е с к о й к а р т е Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и Татьяна Хорошилова МОСКВА — МИНСК АКТРИСА Татьяна Лютаева , из вестная по фильму Светланы Дружининой «Гардемарины , вперед !» , где она сы грала роль Анастасии Я гужинской (ее д е бют в кино), закончила снимать ся в фильме «Сыщики» режиссе ра Рауфа Кубаева на Минской киностудии. После съемок Татья на приехала в Москву и дала ин тервью корреспонденту «СОЮ- За». — Как часто вам приходится сни маться на «Беларусьфильме»? — Я снималась в фильме «Я есть» Татьяны Логиновой в паре с Юрием Феклистовым. Недавно в Минске закончились съемки картины «Сыщики». Фильм еще не вышел на экраны. Когда я учи лась во ВГИКе, то наш курс на зывался украинско -белорус ский . И у меня очень много др у зей живет в Минске. Этот курс набрал Алексей Баталов. — Как ваш курс после выпуска себя проявил? — Многие устроились по про фессии. Меня приглашали рабо тать на Киевскую студию , но я вышла за муж за литовца и уеха ла жить к мужу. Тринадцать лет проработала в театре, родила двоих детей. Моя дочка выросла и снялась в главной роли фильма «Жара» (продюсеры Федор Бон дарчук и Александр Роднян ский ), учится во ВГИКе. Сыну семь лет. В «Жаре» я тоже сня лась, сы грала маму героя Алек сея Чадова. Фильм «Ж ара» мне понравился . Это молодежный фильм без амбиций на великое искусство. — Вы недавно закончили съемки в фильме Валерия Пендраковского «Полнев дыхание». В какой роли? — Режиссер фильма Валерий Пендраковский пригласил меня на съемки в эту картину по сце нарию Юрия Рогозина. Музыку к фильму написал известный ком позитор Гия Канчели. Мы с Вале рием вместе учились во ВГИКе. История, рассказанная в сцена рии, меня сразу захватила . Ибо она — о вечных ценностях, о любви , вечности , предательст ве... — Сегодня нравстванные отноше ния но часто выходят на первый план в отношениях людей. А как у вас в жизни? — У меня они на первом пла не. Без нравственной позиции в отношениях между мужчиной и женщиной я не вижу перспекти вы развития этих отношений . Все должно быть честно. — Чем бы это не обернулось: безде нежьем, одиночеством? — Я не боюсь одиночества . У меня случались очень трудные моменты в жизни. Сейчас появи лась моя вторая половина, но ес ли бы такой человек не появился, я бы жила одна и не страдала. А тут редкий случай, когда все сов пало. С возрастом найти дру г друга сложно. Вспомните фильм «Москва слезам не верит». Геро иня Алентовой смотрит на Гошу и говорит: «Как долго я тебя жда ла». Правильно: важно не найти, а дождаться. Мой муж — не мо нетка, чтобы найтись. Я его дож далась. Он — олератор. Очень уважаемая мною профессия. Операторы из кинобратии — са мые отстраненные и мудрые. Они индивидуалисты, оценива ют мир по картинке, их трудно об мануть. Режиссер ближе к актер ской эмоциональной профессии. А оператор — профессия чисто мужская. — Где сейчас снимаетесь? — Репетирую в театре спек такль вместе с Ларисой Удови ченко. Сейчас мне поступает много предложений. — Вы можете сниматься сразу в не скольких фильмах? — В прошлом году участвова ла сразу в пяти проектах. Было очень сложно. Я снималась у Пендраковского, ездила в Питер на съемки «Меченосца» Филип па Янковского, была занята в «Последнем забое», в фильме «Псевдоним «Албанец», работа ла у Мирзоева в «Знаках люб ви». Это оказалось трудным пе риодом моей жизни. Сказала се бе: «Все, больше в двух фильмах сниматься не буду». — Какая ваша самая звездная роль? — В «Гардемаринах». У Дми трия Месхиева снималась в фильме «Над темной водой». С Николаем Лебедевым лриятно было работать. Ему есть, что сказать актерам. Он — цель ный. Валера Пендраковский — человек словно из прошлого ве ка. Такое ощущение, что он ни когда не обманывал и его никто не обижал. — «Гардемарины» — ваш дебют. Вам тогда повезло на партноров. — Да, моими партнерами бы ли Боярский, Харатьян, Ж и гу нов, Гундарева, Гурченко. Ш ТатьянаЛютаева одновременно снималась сразу в пяти фильмах. — У вас есть ощущение чего-то не сделанного в жизни? — Я дом не построила. — А*в кинематографе? Ведь вы ка кое-то время в кино не были востре бованы. — Наталья Фатеева десять лет не снималась. А теперь она сыграла в фильме Юрия Кары о Сергее Королеве мать констру ктора. Людмила Гурченко тоже много лет не снималась после триумфа в «Карнавальной но чи», но выстояла. Все тут зави сит от внутреннего стержня че ловека. Я все время предупреж даю свою дочь, сыгравшую в фильме «Жара»; рано начать в кино и надолго там задержать ся — в твоих руках. Как суме ешь убедить окружающих, что ты личность, а не бабочка, кото рая быстро сгорела в лучах сла вы. Н е й р о н т е р я е т с в о й Х В О С Т Р о с с и й с к и е и б е л о р у с с к и е ф и з и о л о г и р а з г а д а л и о д н у и з т а й н м о з г а наши родословные Владимир Чертков МОСКВА ГРАНИЦЫ нашего Отечества... Правильно ли они очерчены, эти рубежи? Их нередко устанавли вали волевым путем, иногда по чьей-то прихоти, как было, ска жем, с Крымом. Границы по большей части не пересматриваются, хотя они, точно раны, порой саднят в лю дях. Не пересматриваются, что бы не распространять боль. О том, как готовилась к печати пер вая карта политико-администра тивного деления России, наш рассказ. ...На второй или третий день после первой моей беседы с Кон стантином Дмитриевичем Егоро вым шел я по Большому камен ному мосту и вдруг представил его бегущим по мосту глухой, мо розной ночью. «Несся в Замоск воречье, где находилась типо графия, сломя голову», — вспо минал Егоров. Было это в самом начале двадцать первого года прошлого века. А случилось вот что. Егоров работал тогда в Наркомате внут ренних дел и отвечал за издание первой в стране большеформат ной карты «Европейская часть РСФСР». Сто ее оттисков были уже готовы, когда и раздался среди ночи тот памятный теле фонный звонок: — Говорит Владимирский. Я только что от Ленина, показал ему оттиск нашей карты... Он об наружил две грубые ошибки. Бе гите скорее в типографию и опе чатайте все оттиски. Ни один эк земпляр не должен попасть куда- либо... Карты всегда были делом сек ретным, за иными охотились, го ловы клали, ибо они многое рас сказывали не только о границах. — Жил я тогда,— рассказывал Егоров, — в общежитии сотрудни ков наркомата внутренних дел на Тверской, 19. И вот несусь оттуда в типографию. А в голове стучит одно: что же мы там напутсши? Карту-то готовили совместно с корпусом военных топографов и Наркоминделом. Перелетел Ка менный — и вот уж нужный мне дом. Стучусь, выходит сонный сторож. Я — мимо него к лито графским камням, взял карты, за прятал все в отдельной комнате, а сторожу строго-настрого наказал: «Смотри в оба...» Едв^ дож;дался утра, — про-.,,^ должил рассказ Егоров. — Вхожу в кабинет Михаила Федоровича Владимирского, заместителя наркома внутренних дел РСФСР, он говорит: «Напутали в государ ственных границах с Финлянди ей, отторгли от страны Бесара- бию. По этому поводу Ленин за метил, что территория между Днестром и Прутом оккупирова на в годы гражданской войны и иностранной интервенции... На карте надо показать, что это в на стоящее время есть часть терри тории Советского государства». Ленин предложил М. Влади мирскому заштриховать эту пло щадь красным цветом. Идолго по том еще она отмечалась на картах широким косым штрихом, впер вые выведенным К. Егоровым. Вскоре первые эти карты ра зошлись по советским учрежде ниям и партийным организаци ям. Егоров тем временем «про черчивал» все новые и новые границы — теперь уже внутри ог ромной многонациональной Со ветской страны, нуждающейся в полной административной пере стройке. В 1922 году вышла его брошюра «Административное деление РСФСР в применении к экономическому районирова нию». Альберт Валентинов МОСКВА — МИНСК м о ж н о с уверенностью утвер ждать, что знаменитый постулат академика Натальи Бехтеревой: «Мозг необъятен, как Вселен ная» — недалек от истины. Ната лья Петровна, ученый с мировым именем, утверждает: за тысяче летия существования медицины разгадано много тайн мозга, но неизмеримо больше остается за порогом наших знаний. Каждая решенная загадка вносит свой вклад в арсенал медицины, по могая ей лучше представлять процессы, происходящие в орга низме, а значит, эффективнее бороться за здоровье людей. Лет двадцать назад питерские ученые из Института физиологии им. И. П. Павлова РАН впервые в мире наблюдали странную карти ну: нейроны — эти нервные клет ки, которые, по распространенно му мнению, не восстанавливают ся, могут отрывать от себя кончи ки отростков без вредных послед ствий. В то время этому сообще нию физиологи в мире просто не поверили. Да и трудно было пере шагнуть через устоявшееся пред ставление — клетка, которая не восстанавливается, разрушает себя, и хоть бы что. Позже Ната лья Бехтерева сделала сенсаци онное заявление в беседе со мной: нервные клетки все же вос станавливаются! А раз так, то на блюдаемая питерскими физиоло гами картина отрывания нейро нами своих кончиков вполне мог ла соответствовать действитель ности. Сегодня это доказано совме стными работами российских специалистов и их белорусских коллег из Института физиологии НАН Беларуси. — Все дело в привычных представлениях об окружающем нас мире, — говорит руководи тель белорусской группы иссле дователей профессор Людмила Арчакова. — Мы с детства зна ем, что ящерица, спасаясь от по гони, отрывает свой хвост. Поз же на лекциях студенты-биологи узнают, что для животных подоб ная самоампутация различных частей тела — обычное явление. Она встречается не только у ящериц, но и у пауков, актиний, кольчатых червей, морских звезд, моллюсков и ракообраз ных. Ученые считают самоампу- тацию защитным физиологиче ским механизмом, помогающим уйти от опасности. Значит, поте ря какой-то части тела предусмо трена природой и не влияет на функционирование всего орга низма. А что же происходит у нервных клеток? На этот вопрос мы и попытались дать ответ вме сте с российскими коллегами. Первую серию опытов иссле дователи провели на изолиро ванных нейронах большого пру довика в лабораторных услови ях, иначе говоря, не в живом ор ганизме, а в искусственно соз данной среде. Это обычная прак тика при изучении клеток, по скольку, как шутят сами ученые, в лаборатории можно создать что угодно, в том числе и то, до чего природа недодумалась. И это помогает определить все па раметры исследований уже в са мом организме. Поведение ней ронов регистрировали с помо щью компьютерной автоматизи рованной микровидеоустановки, делающей один кадр в 10 минут. Клетки хорошо себя чувствова ли, соприкасались отростками, образовывали сцепления. Но в то время как одни отростки рос ли и удлинялись, другие, наобо рот, сокращались. Если же нерв ное волокно устанавливало кон такт с другой нервной клеткой, то при сильном сокращении оно ли бо разрывалось вблизи контак та, либо начинало истончаться. Если нервный отросток не конта ктировал с другими, его укороче ние заканчивалось ампутацией. Самоампутация происходит не только в лабораторных чаш ках, но и в естественных услови ях, в чем исследователи убеди лись, наблюдая за чувствитель ными окончаниями нейронов в нервных узлах разных живых су ществ. Исследуя нейроны под электронным микроскопом, экс периментаторы в изобилии уви дели ампутированные отростки. Дальнейшие исследования пока зали, что заполнены они лизосо- мами — особыми тельцами, со держащими ферменты, способ ные стимулировать рост окружа ющих тканей. По мнению иссле дователей, самоампутация — один из способов доставки био логически активных веществ из нервной клетки в окружающую ткань, помогая ей нормально функционировать в любых, са мых тяжелых условиях. Заметьте: «В применении к экономическому районирова нию». Вот под него-то, случа лось, и подгонялись границы, на саждались новые. Кто разберет, например, границы размещения северных народов, конечно же, их увязывали с хозяйственной деятельностью страны, а не с ро довыми пепелищами, стоянка ми. Егоров со товарищи как раз и определял, где, грубо говоря, спрямить рубеж, где его закруг лить... В те годы он был секрета рем Административной Комис сии Всероссийского Централь ного Исполнительного Комите та, занимавшейся подготовкой проектов декретов об образова нии автономных республик и об ластей, новых губерний, уездов и волостей, а позже — членом Президиума и секретарем Ко миссии ЦИКА СССР по райони рованию Союза. Много километ ров изъездил и исходил по стра не. Колесил по проселкам ,при волжским степям,ходил по пес кам, знакомясь с обстановкой на месте, устанавливая националь ный состав отдельных селений, чтобы не было обид, чтобы ли- НИИ границ отвечали пожелани ям коренного населения и по требностям местного управле ния, соответствовали задачам общегосударственного строи- ■ тельства. — И все-таки были ли какие- ' нибудь конфликты во время но вого административного деле ния страны? — спросил я Егоро ва. — Лишь однажды на имя Ка линина пришла телеграмма, срочно потребовавшая моего выезда в район расположения приграничных деревень Татарии и Чувашии. Было время покоса, возникла необходимость пока- __ зать на месте крестьянам, как проходит граница республик по покосным лугам. Все было за кончено в четверть часа. Повто- " ряю, ничего не делалось «на гла зок». — Константин Дмитриевич, — помню, спросил я собеседни ка, — почему такой странный, причудливый излом имеют по граничные линии среднеазиат ских республик? — Мне довелось заниматься уточнением границ республик Средней Азии. Огромная, требу ющая необыкновенного такта работа. Смешение национально стей, ирригационные сооруже- „ния,хдрпкоч 1 ?ф,родя=^-рсе при ходилось учитывать, чтобы нико гда не было обиженных на этой - земле. Егоров был одним из редакто ров первого «Атласа Союза Со -7“ ветских Социалистических Рес публик». Работа над ним дли- “ лась несколько лет. В последний раз в практике картоиздательст- ва оригиналы карт гравирова лись сначала на меди— тяжелый и кропотливый труд. Карты со провождались подробным опи санием хозяйственных и культур ных достижений каждой респуб лики, КЕ1ЖДОЙавтономной облас ти. Долгие годы Егоров работал в Главсевморпути — нужны бы ли карты Арктики, которую ак тивно осваивали советские лю ди. Накануне Великой Отечест венной войны он получил сте пень кандидата экономических наук, причем без защиты дис сертации. Как говорили, издан ных им трудов хватило бы и на большее... А познакомился я с ним в се редине семидесятых, когда он с давнего благословения Г. Кржи- ^ жановского, своего друга, начал , готовить докторскую диссерта- цию «Народное хозяйство и электрификация СССР». В Р а т у ш у — к м а с т е р у К а р т и н ы н а р о д н о г о х у д о ж н и к а Р о с с и и В а с и л и я Н е с т е р е н к о « п у т е ш е с т в у ю т » п о Б е л а р у с и выставка Сергей Голесник МОСКВА — ВИ ТЕБСК В ВИТЕБСКОМ областном крае ведческом музее открылась вы ставка народного художника Рос сии Василия Нестеренко. Живо писца, который с красным дипло мом окончил Институт имени Су рикова, стажировбшся в Нью-Йор ке, расписывал храм Христа Спа сителя, выставлялся в крупней ших залах Москвы, Киева, Праги, Токио, Берлина, Никосии. — Конечно же, нам хотелось показать весь спектр творчества художника, — рассказывает ди ректор Московской государст венной картинной галереи Васи лия Нестеренко Алексей Ком- панцев. — В декабре прошлого года нашу экспозицию уже мож но было видеть в Минске в Наци ональном художественном му зее, просторные выставочные площади которого как нельзя лучше подходят для «формат ных» работ. Когда же нам пред ложили перевезти их в неболь шие залы витебской Ратуши, я, честно признаюсь, был несколь ко озадачен. Однако и здесь все как-то уместилось и легло, по- моему, очень гармонично. Картины Василия Нестеренко действительно маленькими никак не назовешь. Например, его ди пломная работа «Триумф россий ского флота», которая хранится сейчас в Музее Вооруженных сил РФ, написана на холсте размером 6 на 3 метра! Однако помимо впе чатляющего размера живопис ные полотна члена-корреспонден- та Российской академии худо жеств поражают зрителя пронзи тельной лиричностью, патриотиз мом, любовью к родному краю. Вот «Заокские дали» — Тульская область. А вот заячьи следы в Подмосковном лесу и «Великий Устюг»... Вот Сергий Радонеж ский благословляет русское воин-, ство на Куликовскую битву, вот Псково-Печорский монастырь и «Афонский старец». Нестерен ко — человек верующий. Он час то бывает в паломнических поезд ках, откуда привозит этюды, пей зажи. Отдельное место в его твор честве занимают портреты. «У Нестеренко есть целая серия портретов известных деятелей российской культуры, — говорит А. Компанцев. — Это Василий Ла новой, Ирина Архипова, Свято слав Бэлза... На больших выстав ках вместе они производят потря сающее впечатление! Люди-то уз наваемые».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz