Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)

15 ФЕВРАЛЯ 2007 ЧЕТВЕРГ № 6 (298) С о Ю 3 Беларусь—Россия___ Щ Г р а ж д а н с т в о — п о н а с л е д с т в у информбюро «у НАС в семье большая ра­ дость; осенью прошлого года дочь родила внука. У Татьяны, хоть и вышла замуж за чуваша, осталось белорусское граж­ данство, теперь молодая семья живет под Питером, в Ленин­ градской области. Поэтому нас волнует такой вопрос; гражда­ нином какой страны считать нашего маленького Александ­ ра? Мы слышали, что недавно произошли какие-то измене­ ния на этот счет в белорусском законодательстве. Какие? Мария Нестерович, Витебск». ^ В ал ери й ШУНТОВ, ^ ЗАМ Е С ТИ Т ЕЛ Ь НАЧАЛЬНИКА УПРАВЛЕНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ПО ГРАЖДАНСТВУ И МИГРАЦИИ МВД БЕЛАРУСИ: — Мальчик, о котором идет речь в письме, является гражда­ нином Беларуси. Теперь нашим законодательством предусмотре­ но, что ребенок в момент рожде­ ния приобретает белорусское гра­ жданство только при одном усло­ вии: если хотя бы один из его ро­ дителей является гражданином Беларуси. При этом второй роди­ тель может быть гражданином иностранного государства, в том числе и России — это, по большо­ му счету, при решении вопроса о гражданстве ребенка не суть важ­ но. В данном случае мать — граж­ данка Беларуси, поэтому у всех ее детей будет возникать белорус­ ское гражданство всегда, незави­ симо от места рождения ребенка, места жительства его родителей, а также от возможного наличия у него гражданства другого госу­ дарства. — Раньше было по-другому? — Да, такое изменение вступи- / ло в силу в октябре 2006 года. До этого белорусское гражданство в подобной ситуации могло быть приобретено детьми лишь по сов­ местному заявлению родителей. И если, скажем, отец-иностранец не давал такого согласия, то мать, гражданка Беларуси, лишалась возможности реализовать это право: на приобретение белорус­ ского гражданства по рождению своими детьми. Получалось, что белорусский закон, как ни парадо­ ксально, защищал права родите- ля-иностранца, а не нашего граж­ данина, Последние изменения представляются исключительно важными, учитывая приоритеты государственной демографиче­ ской политики. — А если отец мальчика скажет: мой сын — гражданин России? Что тог­ да? — Родителям ребенка, у кото­ рого по рождению возникло как белорусское, так и иностранное гражданство, предоставляется право зарегистрировать ему утра­ ту нашего гражданства. Таким об­ разом, обеспечивая безусловное возникновение у ребенка граж­ данства Беларуси в момент его рождения, наше законодательст­ во одновременно предоставляет родителям право выбора: остав­ лять за своим ребенком граждан­ ство Беларуси либо считать его только иностранным граждани­ ном. Если родители оставят его белорусским гражданином, то при необходимости, в случае, напри­ мер, выезда за границу, ребенку будет выдан белорусский нацио­ нальный паспорт. — Тогда уж давайте уточним: где та­ кой паспорт можно будет получить? — Из письма неясно, на каких основаниях живет в России моло­ дая мама — белорусская граж­ данка. Если она постоянно прожи­ вает (прописана) в Беларуси, то паспорт ее ребенку выдается в ор­ ганах внутренних дел по месту прописки. Если же семья имеет статус постоянных жителей за границей — нужно обращаться в дипломатическое представитель­ ство Республики Беларусь либо в консульское учреждение в стране проживания. Дежурный по рубрике Иван ЖДАНОВИЧ. Н е п р о с т о « и з д а т е л ь ч и т а т е л ь » Окончание. Начало на стр. I Этот стенд пользовался по­ вышенной популярностью. Осо­ бенно интересовались, noc^.fj^je^ ^ ли серией «Жизнь замечатель­ ных москвичей». Многие еще по­ мнят Михаила Жарова, Сергея Столярова, Ольгу Андросову... Вызывали интерес и альбомы, рассказывающие о достоприме­ чательностях Москвы, среди них — «Московские крыши в изобра­ зительном искусстве и фотора­ ботах». К слову, белорусские чи­ татели получили шанс продол­ жить знакомство с этими изда­ ниями, поскольку все книги, вы­ ставленные на экспозиции «Из­ дательские программы прави­ тельства Москвы», были пере­ даны в дар белорусской сторо­ не. Подобные выставки интерес­ ны тем ^ то предполагают не толь- " 1 |<о]Е 5 )хи^от(ношения «издатель — потребитель» и пассиёное созер­ цание, но и живой обмен мнения­ ми. Что и произошло на «круглых столах», организованных с уча­ стием российской стороны. По­ добные встречи стали происхо­ дить все чаще, и все с большим результатом. В прошлом году Бе­ ларусь впервые приняла участие в 3-й Международной книжной выставке «Русский Запад» в Пскове. А из Москвы белорусские книгоиздатели привезли семь ди­ пломов третьего Международно­ го конкурса государств — участ­ ников СНГ «Искусство книги». О к н о в Т р е т ь я к о в к у Окончание. Начало на стр. I — Третьяковка в Минск приезжает уже во второй раз, а когда к нам по­ жалуют сокровища Эрмитажа? — Выставку Эрмитажа мы ждем в 2008 году. Кстати, теперь с этим музеем мы готовим издание фундаментального труда бело­ русского ученого Николая Щеко- тихина «Литовская монета». Исс­ ледование это, написанное в 30-е годы и тогда же переданное авто­ ром на хранение в рукописный от­ дел Эрмитажа, спустя столько лет наконец станет доступным всем историкам и нумизматам. — Ваш музей в севетское время был одним из крупнейших храни­ лищ русской живеписи XVIII— XX ве- . ков. Что из имен и шедевров той по­ ры , собранных в Минске, может за­ интересовать россиян? — Национальный художест­ венный музей Беларуси и теперь входит в пятерку лучших собра­ ний русских картин наряду с Рус­ ским музеем, Третьяковской га­ лереей, Музеем изобразитель­ ных искусств имени Пушкина и киевским музеем русского искус­ ства. Во многом все это благода­ ря послевоенному директору Го­ сударственного художественного музея БССР Елене Аладовой. Она собирала шедевры, скупая их у частных коллекционеров Бе­ ларуси, Москвы и Ленинграда. И теперь мы можем гордиться кар­ тинами Кустодиева, Репина, Брюллова, Айвазовского, Клеве­ ра и многих других мастеров. — Знаковые белорусские экспона­ ты также наверняка есть в россий­ ских музеях? — Это в первую очередь по­ лотна Ивана Хруцкого в Русском музее, работы Олешкевича, Жу­ ковского, живопись Витольда Бя- лыницкого-Бирули. Очень много в российских музеях предметов декоративно-прикладного искус­ ства прошлых веков, связанных с Беларусью. В Третьяковской галерее хранится так называе­ мое «Голубое Успение», выве­ зенное в начале XX века из Мин­ ска и попавшее в коллекцию ху­ дожника Остроухова, в Истори­ ческом музее в Москве есть Слуцкие пояса. Так что нам все­ гда будет что показать друг другу из нашего общего наследия. ■ Владимир Прокопцов: Вновом корпусе нашего музея найдется место идля «виртуальной» экспозиции. Т а т ь я н а Л ю т а е в а : В а ж н о н е н а й т и , а д о ж д а т ь с я Г р а н и ц у « н а г л а з о к » н е о п р е д е л я ю т Р а с с к а з о п е р в о й п о л и т и ч е с к о й к а р т е Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и Татьяна Хорошилова МОСКВА — МИНСК АКТРИСА Татьяна Лютаева , из ­ вестная по фильму Светланы Дружининой «Гардемарины , вперед !» , где она сы грала роль Анастасии Я гужинской (ее д е ­ бют в кино), закончила снимать­ ся в фильме «Сыщики» режиссе­ ра Рауфа Кубаева на Минской киностудии. После съемок Татья­ на приехала в Москву и дала ин­ тервью корреспонденту «СОЮ- За». — Как часто вам приходится сни­ маться на «Беларусьфильме»? — Я снималась в фильме «Я есть» Татьяны Логиновой в паре с Юрием Феклистовым. Недавно в Минске закончились съемки картины «Сыщики». Фильм еще не вышел на экраны. Когда я учи ­ лась во ВГИКе, то наш курс на ­ зывался украинско -белорус ­ ский . И у меня очень много др у ­ зей живет в Минске. Этот курс набрал Алексей Баталов. — Как ваш курс после выпуска себя проявил? — Многие устроились по про­ фессии. Меня приглашали рабо­ тать на Киевскую студию , но я вышла за муж за литовца и уеха­ ла жить к мужу. Тринадцать лет проработала в театре, родила двоих детей. Моя дочка выросла и снялась в главной роли фильма «Жара» (продюсеры Федор Бон­ дарчук и Александр Роднян­ ский ), учится во ВГИКе. Сыну семь лет. В «Жаре» я тоже сня ­ лась, сы грала маму героя Алек ­ сея Чадова. Фильм «Ж ара» мне понравился . Это молодежный фильм без амбиций на великое искусство. — Вы недавно закончили съемки в фильме Валерия Пендраковского «Полнев дыхание». В какой роли? — Режиссер фильма Валерий Пендраковский пригласил меня на съемки в эту картину по сце­ нарию Юрия Рогозина. Музыку к фильму написал известный ком­ позитор Гия Канчели. Мы с Вале­ рием вместе учились во ВГИКе. История, рассказанная в сцена­ рии, меня сразу захватила . Ибо она — о вечных ценностях, о любви , вечности , предательст­ ве... — Сегодня нравстванные отноше­ ния но часто выходят на первый план в отношениях людей. А как у вас в жизни? — У меня они на первом пла ­ не. Без нравственной позиции в отношениях между мужчиной и женщиной я не вижу перспекти ­ вы развития этих отношений . Все должно быть честно. — Чем бы это не обернулось: безде­ нежьем, одиночеством? — Я не боюсь одиночества . У меня случались очень трудные моменты в жизни. Сейчас появи­ лась моя вторая половина, но ес­ ли бы такой человек не появился, я бы жила одна и не страдала. А тут редкий случай, когда все сов­ пало. С возрастом найти дру г друга сложно. Вспомните фильм «Москва слезам не верит». Геро­ иня Алентовой смотрит на Гошу и говорит: «Как долго я тебя жда­ ла». Правильно: важно не найти, а дождаться. Мой муж — не мо­ нетка, чтобы найтись. Я его дож­ далась. Он — олератор. Очень уважаемая мною профессия. Операторы из кинобратии — са­ мые отстраненные и мудрые. Они индивидуалисты, оценива­ ют мир по картинке, их трудно об­ мануть. Режиссер ближе к актер­ ской эмоциональной профессии. А оператор — профессия чисто мужская. — Где сейчас снимаетесь? — Репетирую в театре спек­ такль вместе с Ларисой Удови­ ченко. Сейчас мне поступает много предложений. — Вы можете сниматься сразу в не­ скольких фильмах? — В прошлом году участвова­ ла сразу в пяти проектах. Было очень сложно. Я снималась у Пендраковского, ездила в Питер на съемки «Меченосца» Филип­ па Янковского, была занята в «Последнем забое», в фильме «Псевдоним «Албанец», работа­ ла у Мирзоева в «Знаках люб­ ви». Это оказалось трудным пе­ риодом моей жизни. Сказала се­ бе: «Все, больше в двух фильмах сниматься не буду». — Какая ваша самая звездная роль? — В «Гардемаринах». У Дми­ трия Месхиева снималась в фильме «Над темной водой». С Николаем Лебедевым лриятно было работать. Ему есть, что сказать актерам. Он — цель­ ный. Валера Пендраковский — человек словно из прошлого ве­ ка. Такое ощущение, что он ни­ когда не обманывал и его никто не обижал. — «Гардемарины» — ваш дебют. Вам тогда повезло на партноров. — Да, моими партнерами бы­ ли Боярский, Харатьян, Ж и гу ­ нов, Гундарева, Гурченко. Ш ТатьянаЛютаева одновременно снималась сразу в пяти фильмах. — У вас есть ощущение чего-то не­ сделанного в жизни? — Я дом не построила. — А*в кинематографе? Ведь вы ка­ кое-то время в кино не были востре­ бованы. — Наталья Фатеева десять лет не снималась. А теперь она сыграла в фильме Юрия Кары о Сергее Королеве мать констру­ ктора. Людмила Гурченко тоже много лет не снималась после триумфа в «Карнавальной но­ чи», но выстояла. Все тут зави­ сит от внутреннего стержня че­ ловека. Я все время предупреж­ даю свою дочь, сыгравшую в фильме «Жара»; рано начать в кино и надолго там задержать­ ся — в твоих руках. Как суме­ ешь убедить окружающих, что ты личность, а не бабочка, кото­ рая быстро сгорела в лучах сла­ вы. Н е й р о н т е р я е т с в о й Х В О С Т Р о с с и й с к и е и б е л о р у с с к и е ф и з и о л о г и р а з г а д а л и о д н у и з т а й н м о з г а наши родословные Владимир Чертков МОСКВА ГРАНИЦЫ нашего Отечества... Правильно ли они очерчены, эти рубежи? Их нередко устанавли­ вали волевым путем, иногда по чьей-то прихоти, как было, ска­ жем, с Крымом. Границы по большей части не пересматриваются, хотя они, точно раны, порой саднят в лю­ дях. Не пересматриваются, что­ бы не распространять боль. О том, как готовилась к печати пер­ вая карта политико-администра­ тивного деления России, наш рассказ. ...На второй или третий день после первой моей беседы с Кон­ стантином Дмитриевичем Егоро­ вым шел я по Большому камен­ ному мосту и вдруг представил его бегущим по мосту глухой, мо­ розной ночью. «Несся в Замоск­ воречье, где находилась типо­ графия, сломя голову», — вспо­ минал Егоров. Было это в самом начале двадцать первого года прошлого века. А случилось вот что. Егоров работал тогда в Наркомате внут­ ренних дел и отвечал за издание первой в стране большеформат­ ной карты «Европейская часть РСФСР». Сто ее оттисков были уже готовы, когда и раздался среди ночи тот памятный теле­ фонный звонок: — Говорит Владимирский. Я только что от Ленина, показал ему оттиск нашей карты... Он об­ наружил две грубые ошибки. Бе­ гите скорее в типографию и опе­ чатайте все оттиски. Ни один эк­ земпляр не должен попасть куда- либо... Карты всегда были делом сек­ ретным, за иными охотились, го­ ловы клали, ибо они многое рас­ сказывали не только о границах. — Жил я тогда,— рассказывал Егоров, — в общежитии сотрудни­ ков наркомата внутренних дел на Тверской, 19. И вот несусь оттуда в типографию. А в голове стучит одно: что же мы там напутсши? Карту-то готовили совместно с корпусом военных топографов и Наркоминделом. Перелетел Ка­ менный — и вот уж нужный мне дом. Стучусь, выходит сонный сторож. Я — мимо него к лито­ графским камням, взял карты, за­ прятал все в отдельной комнате, а сторожу строго-настрого наказал: «Смотри в оба...» Едв^ дож;дался утра, — про-.,,^ должил рассказ Егоров. — Вхожу в кабинет Михаила Федоровича Владимирского, заместителя наркома внутренних дел РСФСР, он говорит: «Напутали в государ­ ственных границах с Финлянди­ ей, отторгли от страны Бесара- бию. По этому поводу Ленин за­ метил, что территория между Днестром и Прутом оккупирова­ на в годы гражданской войны и иностранной интервенции... На карте надо показать, что это в на­ стоящее время есть часть терри­ тории Советского государства». Ленин предложил М. Влади­ мирскому заштриховать эту пло­ щадь красным цветом. Идолго по­ том еще она отмечалась на картах широким косым штрихом, впер­ вые выведенным К. Егоровым. Вскоре первые эти карты ра­ зошлись по советским учрежде­ ниям и партийным организаци­ ям. Егоров тем временем «про­ черчивал» все новые и новые границы — теперь уже внутри ог­ ромной многонациональной Со­ ветской страны, нуждающейся в полной административной пере­ стройке. В 1922 году вышла его брошюра «Административное деление РСФСР в применении к экономическому районирова­ нию». Альберт Валентинов МОСКВА — МИНСК м о ж н о с уверенностью утвер­ ждать, что знаменитый постулат академика Натальи Бехтеревой: «Мозг необъятен, как Вселен­ ная» — недалек от истины. Ната­ лья Петровна, ученый с мировым именем, утверждает: за тысяче­ летия существования медицины разгадано много тайн мозга, но неизмеримо больше остается за порогом наших знаний. Каждая решенная загадка вносит свой вклад в арсенал медицины, по­ могая ей лучше представлять процессы, происходящие в орга­ низме, а значит, эффективнее бороться за здоровье людей. Лет двадцать назад питерские ученые из Института физиологии им. И. П. Павлова РАН впервые в мире наблюдали странную карти­ ну: нейроны — эти нервные клет­ ки, которые, по распространенно­ му мнению, не восстанавливают­ ся, могут отрывать от себя кончи­ ки отростков без вредных послед­ ствий. В то время этому сообще­ нию физиологи в мире просто не поверили. Да и трудно было пере­ шагнуть через устоявшееся пред­ ставление — клетка, которая не восстанавливается, разрушает себя, и хоть бы что. Позже Ната­ лья Бехтерева сделала сенсаци­ онное заявление в беседе со мной: нервные клетки все же вос­ станавливаются! А раз так, то на­ блюдаемая питерскими физиоло­ гами картина отрывания нейро­ нами своих кончиков вполне мог­ ла соответствовать действитель­ ности. Сегодня это доказано совме­ стными работами российских специалистов и их белорусских коллег из Института физиологии НАН Беларуси. — Все дело в привычных представлениях об окружающем нас мире, — говорит руководи­ тель белорусской группы иссле­ дователей профессор Людмила Арчакова. — Мы с детства зна­ ем, что ящерица, спасаясь от по­ гони, отрывает свой хвост. Поз­ же на лекциях студенты-биологи узнают, что для животных подоб­ ная самоампутация различных частей тела — обычное явление. Она встречается не только у ящериц, но и у пауков, актиний, кольчатых червей, морских звезд, моллюсков и ракообраз­ ных. Ученые считают самоампу- тацию защитным физиологиче­ ским механизмом, помогающим уйти от опасности. Значит, поте­ ря какой-то части тела предусмо­ трена природой и не влияет на функционирование всего орга­ низма. А что же происходит у нервных клеток? На этот вопрос мы и попытались дать ответ вме­ сте с российскими коллегами. Первую серию опытов иссле­ дователи провели на изолиро­ ванных нейронах большого пру­ довика в лабораторных услови­ ях, иначе говоря, не в живом ор­ ганизме, а в искусственно соз­ данной среде. Это обычная прак­ тика при изучении клеток, по­ скольку, как шутят сами ученые, в лаборатории можно создать что угодно, в том числе и то, до чего природа недодумалась. И это помогает определить все па­ раметры исследований уже в са­ мом организме. Поведение ней­ ронов регистрировали с помо­ щью компьютерной автоматизи­ рованной микровидеоустановки, делающей один кадр в 10 минут. Клетки хорошо себя чувствова­ ли, соприкасались отростками, образовывали сцепления. Но в то время как одни отростки рос­ ли и удлинялись, другие, наобо­ рот, сокращались. Если же нерв­ ное волокно устанавливало кон­ такт с другой нервной клеткой, то при сильном сокращении оно ли­ бо разрывалось вблизи контак­ та, либо начинало истончаться. Если нервный отросток не конта­ ктировал с другими, его укороче­ ние заканчивалось ампутацией. Самоампутация происходит не только в лабораторных чаш­ ках, но и в естественных услови­ ях, в чем исследователи убеди­ лись, наблюдая за чувствитель­ ными окончаниями нейронов в нервных узлах разных живых су­ ществ. Исследуя нейроны под электронным микроскопом, экс­ периментаторы в изобилии уви­ дели ампутированные отростки. Дальнейшие исследования пока­ зали, что заполнены они лизосо- мами — особыми тельцами, со­ держащими ферменты, способ­ ные стимулировать рост окружа­ ющих тканей. По мнению иссле­ дователей, самоампутация — один из способов доставки био­ логически активных веществ из нервной клетки в окружающую ткань, помогая ей нормально функционировать в любых, са­ мых тяжелых условиях. Заметьте: «В применении к экономическому районирова­ нию». Вот под него-то, случа­ лось, и подгонялись границы, на­ саждались новые. Кто разберет, например, границы размещения северных народов, конечно же, их увязывали с хозяйственной деятельностью страны, а не с ро­ довыми пепелищами, стоянка­ ми. Егоров со товарищи как раз и определял, где, грубо говоря, спрямить рубеж, где его закруг­ лить... В те годы он был секрета­ рем Административной Комис­ сии Всероссийского Централь­ ного Исполнительного Комите­ та, занимавшейся подготовкой проектов декретов об образова­ нии автономных республик и об­ ластей, новых губерний, уездов и волостей, а позже — членом Президиума и секретарем Ко­ миссии ЦИКА СССР по райони­ рованию Союза. Много километ­ ров изъездил и исходил по стра­ не. Колесил по проселкам ,при­ волжским степям,ходил по пес­ кам, знакомясь с обстановкой на месте, устанавливая националь­ ный состав отдельных селений, чтобы не было обид, чтобы ли- НИИ границ отвечали пожелани­ ям коренного населения и по­ требностям местного управле­ ния, соответствовали задачам общегосударственного строи- ■ тельства. — И все-таки были ли какие- ' нибудь конфликты во время но­ вого административного деле­ ния страны? — спросил я Егоро­ ва. — Лишь однажды на имя Ка­ линина пришла телеграмма, срочно потребовавшая моего выезда в район расположения приграничных деревень Татарии и Чувашии. Было время покоса, возникла необходимость пока- __ зать на месте крестьянам, как проходит граница республик по покосным лугам. Все было за­ кончено в четверть часа. Повто- " ряю, ничего не делалось «на гла­ зок». — Константин Дмитриевич, — помню, спросил я собеседни­ ка, — почему такой странный, причудливый излом имеют по­ граничные линии среднеазиат­ ских республик? — Мне довелось заниматься уточнением границ республик Средней Азии. Огромная, требу­ ющая необыкновенного такта работа. Смешение национально­ стей, ирригационные сооруже- „ния,хдрпкоч 1 ?ф,родя=^-рсе при­ ходилось учитывать, чтобы нико­ гда не было обиженных на этой - земле. Егоров был одним из редакто­ ров первого «Атласа Союза Со -7“ ветских Социалистических Рес­ публик». Работа над ним дли- “ лась несколько лет. В последний раз в практике картоиздательст- ва оригиналы карт гравирова­ лись сначала на меди— тяжелый и кропотливый труд. Карты со­ провождались подробным опи­ санием хозяйственных и культур­ ных достижений каждой респуб­ лики, КЕ1ЖДОЙавтономной облас­ ти. Долгие годы Егоров работал в Главсевморпути — нужны бы­ ли карты Арктики, которую ак­ тивно осваивали советские лю­ ди. Накануне Великой Отечест­ венной войны он получил сте­ пень кандидата экономических наук, причем без защиты дис­ сертации. Как говорили, издан­ ных им трудов хватило бы и на большее... А познакомился я с ним в се­ редине семидесятых, когда он с давнего благословения Г. Кржи- ^ жановского, своего друга, начал , готовить докторскую диссерта- цию «Народное хозяйство и электрификация СССР». В Р а т у ш у — к м а с т е р у К а р т и н ы н а р о д н о г о х у д о ж н и к а Р о с с и и В а с и л и я Н е с т е р е н к о « п у т е ш е с т в у ю т » п о Б е л а р у с и выставка Сергей Голесник МОСКВА — ВИ ТЕБСК В ВИТЕБСКОМ областном крае­ ведческом музее открылась вы­ ставка народного художника Рос­ сии Василия Нестеренко. Живо­ писца, который с красным дипло­ мом окончил Институт имени Су­ рикова, стажировбшся в Нью-Йор­ ке, расписывал храм Христа Спа­ сителя, выставлялся в крупней­ ших залах Москвы, Киева, Праги, Токио, Берлина, Никосии. — Конечно же, нам хотелось показать весь спектр творчества художника, — рассказывает ди­ ректор Московской государст­ венной картинной галереи Васи­ лия Нестеренко Алексей Ком- панцев. — В декабре прошлого года нашу экспозицию уже мож­ но было видеть в Минске в Наци­ ональном художественном му­ зее, просторные выставочные площади которого как нельзя лучше подходят для «формат­ ных» работ. Когда же нам пред­ ложили перевезти их в неболь­ шие залы витебской Ратуши, я, честно признаюсь, был несколь­ ко озадачен. Однако и здесь все как-то уместилось и легло, по- моему, очень гармонично. Картины Василия Нестеренко действительно маленькими никак не назовешь. Например, его ди­ пломная работа «Триумф россий­ ского флота», которая хранится сейчас в Музее Вооруженных сил РФ, написана на холсте размером 6 на 3 метра! Однако помимо впе­ чатляющего размера живопис­ ные полотна члена-корреспонден- та Российской академии худо­ жеств поражают зрителя пронзи­ тельной лиричностью, патриотиз­ мом, любовью к родному краю. Вот «Заокские дали» — Тульская область. А вот заячьи следы в Подмосковном лесу и «Великий Устюг»... Вот Сергий Радонеж­ ский благословляет русское воин-, ство на Куликовскую битву, вот Псково-Печорский монастырь и «Афонский старец». Нестерен­ ко — человек верующий. Он час­ то бывает в паломнических поезд­ ках, откуда привозит этюды, пей­ зажи. Отдельное место в его твор­ честве занимают портреты. «У Нестеренко есть целая серия портретов известных деятелей российской культуры, — говорит А. Компанцев. — Это Василий Ла­ новой, Ирина Архипова, Свято­ слав Бэлза... На больших выстав­ ках вместе они производят потря­ сающее впечатление! Люди-то уз­ наваемые».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz