Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ г а з е т а 12 января 2007 г., № 4 (22882) Ведущая рубрики —Галина КАИДАШКО. ^Вы просили рассказать А как не драться? Моя дочь бьет своего маленького брата. Я ее постоянно ругаю за это. Стараюсь объяснить, что она старше и долж­ на любить братишку и защищать. Я испробовала все, что только могла придумать. Ни нотации, ни мои крики, упре­ ки, угрозы не помогали. Однажды я отшлепала ее и заста­ вила поклясться, что она так больше не будет, но на сле­ дующий день опять началось все сначала. Не знаю, что де­ лать. Посоветуйте, помогите, Марина Щурканцева. г. Липецк. Мы попросили прокомментировать ситуацию Наталию СТЕБЕНЕВУ, психолога областного Центра психолого-пе­ дагогической и социальной помощи детям и подросткам: — Как мы можем научить ребенка тому, что нехорошо обижать младших, если сами обидели девочку. Как мы мо­ жем научить ребенка не кричать на младшего, если сами так поступаем. Наказывая, мы расписываемся в своем бессилии. Шлепая, иногда приговариваем: «Я научу тебя не обижать тех, кто маленькие и слабые!» Тем самым воспитываем у ребенка недоверие и ненависть к родителям. А сделайте по- другому. Возьмите дочку за руку, обнимите и спокойно ска­ жите: «Нехорошо бить людей. Я знаю, что ты злишься. Ты можешь сказать об этом вслух или ударить эту подушку». После того как ребенок успокоится, задайте ему вопро­ сы: «Что расстраивает тебя? Как ты себя чувствуешь? Что ты еще можешь сделать, кроме битья, чтобы справиться с этой проблемой?» ' А во избежание будущих проблем посоветую вам: • Научить ребенка отличать чувства от действий. Чув­ ства никогда не бывают плохими. То, что мы чувствуем, все­ гда хоройю, но то, что мы делаем, иногда очень плохо. • Помочь ребенку найти решение проблемы. Один путь — возможность сказать людям, что ему не нравится. Другой — просто уйти, если к нему относятся без уважения. • Окружить ребенка своей любовью, научить его жизнен­ ным навыкам, которые помогут ему почувствовать себя уве­ ренным. • Дать понять, что бить других — неприемлемый способ, и сами никогда не бейте детей! Но если вы не сдержались и ударили своего ребенка, не­ медленно признайте ошибку, извинитесь, помиритесь и, если это возможно, вместе решите проблему. Дети обязательно вас простят! И еще. Уважаемые мамы и папы, если у вас есть вопросы — звоните нам. Выпишите и разместите на календаре или в домашней записной книжке телефон доверия для ваших детей: 35-39-39. Объясните, что когда им больно, нехорошо или когда ваш сын или дочь не знают, как поступить, то всегда могут получить совет, помощь у нас. Необязательно называть адрес или фамилию. Нужно просто рассказать о проблеме, вопросах, которые мучают. Id ы<1\^м,нчцчч1'»п д оы '| M N ' r j ' f ^Повод ддя размышления Исповедь на улице Когда все семейное имущество помещалось в одной сумке, они были счастливы. Но вот в доме появились деньги. Большие деньги... КОЛЛАЖ Н ИКОЛАЯ Ч ЕРКАСОВА За всю жизнь нам приходится сталкиваться с огромным количеством людей. Иногда эти знакомства бывают мимолетными, и их герои потом всплывают в памяти от случая к случаю. Но бывает и так, что кто-то, краешком прошедший по твоей судьбе, остается в ней на долгие годы. Одно можно сказать с полной уверенностью: «случайных» людей, появляющихся в нашей жизни, нет. От общения с каждым человек должен вынести какой-то урок, какой-то жизненный опыт. мил ^.'Циля«|веегда любйМ ' дорогу на |)аботу. Ее совер­ шенно не нйпрягал обще­ ственный транспорт. Подни­ маясь по ступенькам автобу­ са, она погружалась в свой мир. Как будто затворивши­ еся двери были своеобразным барьером, отделяющим от реальности. Прислонив голо­ ву к оконному стеклу, она полностью погружалась в собственные мысли и планы. Так было и в этот раз. Взгляд девушки медленно путеше­ ствовал от одного пассажира к другому. «О чем они дума­ ют сейчас?» — крутилось в Лилиной голове. Было инте­ ресно наблюдать за людьми в транспорте, пытаться что- то узнать об их жизни. Вдруг она заметила женщину. Вид пассажирки был совершенно отрешенным. Словно она не двигалась к намеченной цели, а бесцельно ехала в никуда. Лиля уже встречала таких людей. «Ей важно сей­ час только одно — и это на нынешний момент кажется ей самым глгшным в жизни», — сделала она заключение. Задержав взгляд на жен­ щине, попыталась опреде­ лить ее возраст. Но та все время отворачивала лицо или пряталась в воротник курт­ ки. Что-то в ее облике насто- ' р&живало. НаЙрЙА^ер,’ одеж­ да. Казалось, что эти доро­ гие вещи женщина надела наспех, совершенно не забо­ тясь о том, что они не соче­ таются по стилю и цвету. Следы маникюра явно диссо­ нировали с массивным обру­ чальным кольцом. Чувствовалось, что жен­ щине неуютно и плохо. И тут Лиля поняла, в чем дело: лицо незнакомки было изу­ родовано огромным фиолето­ вым синяком. Догадавшись, что на нее обратили внимание, женщи­ на стала нервно теребить сум­ ку, горя желанием поскорее покинуть транспорт. Но так уж совпало, что обеим нуж­ но было выходить на одной остановке. По какому-то сте­ чению обстоятельств, а мо­ жет быть, оттого, что женщи­ на слишком резко дернула рукой, торопясь покинуть ав­ тобус, содержимое ее сумки выпало на асфальт. Лиля ста­ ла помогать собирать вещи, украдкой поглядывая на по­ путчицу. Внезапно та разры­ далась прямо у всех на гла­ зах. Они сели на лавку у ос­ тановки. — Меня Катя зовут... — Лиля. Что случилось? Неловкая пауза явно за­ тянулась. — Я ужасно выгляжу? Я знаю, но ничего не могу с собой поделать. Каждый раз возвращаюсь назад. Это, вид­ но, мой крест. «Так... началось...» —по­ думала Лиля. Сколько раз она уже слышала эти исто­ рии! Сейчас будет типичное повествование о том, что он хороший, просто иногда сры­ вается от избытка эмоций. Нервы... — Мой муж больной че­ ловек. Но й люблю его И уьё- рена во взаимности с его сто­ роны. Мы познакомились на втором курсе института. На третьем уже появился Сашка. Мотались по съемным квар­ тирам. Все имущество поме­ щалось в одной спортивной сумке. Так и переезжали с места на место с магнитофо­ ном «Весна» в одной руке и с сыном в другой. Потом Влад вместе с бывшим однокурсни­ ком открыл оптовую базу, появились деньги. Началась другая жизнь. Но она не при­ несла нам счастья. Вы даже не представляете, сколько раз я покупала новые вазы и сер­ визы, потому что прежние муж разбивал вдребезги. Все его проблемы отражаются на мне. Вот уже несколько лет я живу в аду. Уже по тому, как он открывает входную дверь, я знаю, что сейчас начнется скандал, который закончит­ ся дракой. Первое время он еще просил прощения за то, что срывается и не контроли­ рует себя. Сейчас уже это ста­ ло нормой. Иногда я часами одиноко слонялась по улицам — стесняюсь пойти ночевать даже к друзьям. — Как же вы так живете? — Я не могу бросить его, у нас дети. Но мне кажется иногда, что я не нужна даже им. Они останутся с отцом, потому что он купит все, что только захотят. Они уже на­ учились манипулировать на­ шими отношениями... Вы извините, — тихо сказала Катя, взяла сумку и, не обо­ рачиваясь, пошла вперед. Лиля вдруг решила догнать женщину, потащила ее в бли­ жайшую кафешку и несколь­ ко часов кряду слушала ис­ торию чужой жизни. Знала, что, может быть, никогда больше не увидит Екатерину, но вместе с тем понимала, что та нуждается сейчас в испо­ веди. А о таких вещах легче всего говорить с незнакомым человеком. Да и потом, у Лили уже был запас необхо­ димых утешений — в жизни многих ее подруг существо­ вали те же проблемы. Запи­ сала телефон Кати, они ста­ ли общаться и постепенно сдружились. Но каждый раз, набирая номер подруги, боя­ лась услышать плохие ново­ сти. Частенько после разго­ воров с ней Лиля подолгу сидела и думала обо всех женщинах, которых объеди­ няет эта «судьба». Но поче­ му, стремясь быть рядом с любимым, любя до самозаб­ вения, в ответ они нередко получают только упреки, сталкиваются с грубостью? Отчего выходит так, что мно­ гие, отвечая за благополучие своих близких, совершенно забывают о себе и ничего не требуют взамен? И самое страшное, что редко кто из них задумывается о том, что заслуживает лучшей доли. И только вот так, случайному человеку на улице открыва­ ют правду и истинное лицо. Лицо с синяками... Ольга РЯХОВСКАЯ. с: «2006-й — год Отиа>> Любить и лечить - это непросто я начала писать воспоминания о папе — Николае Ивановиче Никитине — в Германии. Уже два года живу там. Замужем. Продолжаю семейную профессиональную деятельность, то есть медицинскую. О том, что «Липецкая газета» проводит конкурс, узнала от брата, студента Медицинской академии, через Интернет. Но поучаствовать в нем мы решили не из-за приза, а из-за того, что с возрастом поняли, как много нам дал отец, как неустанно он работает над собой, являясь примером мужчины, мужа, отца, врача (он психотерапевт-нарколог). Если б вы знали, с какой любовью, уважением, заботой Николай Иванович относится к больным, которых много раз осудили или оставили близкие люди. Очень непросто лечить в такой ситуации. Но он работает, умея прощать, верить и добиваться результата — счастья, света, добра там, где многое разрушено, где трудно вновь создать семью... Вдали от России я часто вспоминаю детство, когда мне было шесть или семь лет. Бабушка и дедушка жили в селе Бутырки, в пяти кило­ метрах от села Плеханове. Поездки к ним были всегда радостью: папа сажал меня на раму велосипеда, и мы от­ правлялись, как мне тогда казалось, в дальний путь. По дороге загадывал мне загад­ ки, рассказывал увлекатель­ ные истории, сказки. Мне было очень интересно. Когда приезжали в деревню, то с папой все уважительно здо­ ровались. И он всем улыбал­ ся в ответ. Я думала: «Вот как легко, как хорошо!..» Он никогда не ссылался на труд­ ности, не жаловался, а упор­ но работал, учился, очень много делал добра, да и сей­ час делает для семьи, для людей. Это я позже поняла. Как, впрочем, и то, что для меня и младшего брата Димы общение с отцом было счас­ тьем. Мы подрастали. Это было другое время: не было ком­ пьютеров, сотовых телефо­ нов, телевизор показывал всего два канала. Зимой в селе скучно, но наш папа после работы лепил на дво­ ре снеговиков выше себя ро­ стом (а он у нас высокий, во­ лосы светлые, глаза голу­ бые, добрые). Некоторые взрослые шутили: «Вот ведь в детство впал». Характер у него такой: любит, когда радуются другие . А еще строил ледяные горки, зали­ вал каток, где проводили время дети со всей улицы. И даже ребятишек из детс­ кого сада водили кататься на горки. Однажды произошел один удивительный случай, кото­ рый папа вспоминает до сих пор. Когда Дима был в стар­ шей группе детского сада, он в определенное время само­ стоятельно возвращался до­ мой. Однажды на него напа­ ла собака. Брат испугался, закричал. В тот день папа де­ журил в больнице. Он не мог слышать крика сына — да­ лековато было, но каким-то шестым чувством ощутил тревогу и сразу побежал на выручку... * * * Он никогда не заставлял нас учиться приказом, а пы­ тался заинтересовать в уче­ бе, всегда помогал с домаш­ ним заданием, если что-то не получалось. Среди моих сверстников я был одним из первых, у кого появился компьютер. Это — старани­ ями отца. Благодаря чему я теперь свободно пользуюсь не только компьютером, но и другими техническими средствами. Папа всегда доверял нам, тем самым воспитывал чув­ ство ответственности. При выборе профессии ни мне, ни сестре не навязывал своего мнения, а только своим при­ мером способствовал выбору. О его отношении к людям во многом можно судить по отношению к своим родите­ лям. Он трогательно заботил­ ся о дедушке и бабушке. Ча­ сто навещал их. Лечил, обе­ регал, помогал продуктами. И всегда рядом с ним была мама, Раиса Петровна, тоже медик. Когда-то она работа­ ла зоотехником, а папа — ве­ теринаром. Представляете? Потом он закончил медучи­ лище, служил в армии, ра­ ботал фельдшером в област­ ной психоневрологической больнице села Плеханове. С 1976 по 1982-й учился в мед­ институте в Воронеже. Полу­ чил диплом. И там же, в Пле­ ханове, начал работу врачом- психиатром. Всегда упорно он шел к цели. «По-другому просто нельзя, — коротко говорит он, — надо идти впе­ ред, в ногу со временем». До сих пор читает, интересует­ ся техникой. Муж моей сестры, Холь- гер Бушхорн, переживал, как он будет общаться с ро­ дителями. Там немецкий, здесь — русский язык. Папа учил немецкий язык еще в школе и в институте, многое подзабыл, но когда возник­ ла необходимость, еще как справился! Общаться с ним вашим родственникам из Германии интересно, любо­ пытно. Мы все медики — это просто здорово. Я крепко жму твою руку, папа! Ты у нас замечательный, и мы очень тебя любим. Дмитрий НИКИТИН. Воронеж —Липецк. Светлана БУШХОРН (НИКИТИНА). Германия. Уважаемые читатели! Сегодня мы опубликовали одно из писем, поступивших на конкурс, объявленный «Домо­ строем» в декабре 2006 года. К печати готовятся другие. Но мы напоминаем, что до конца января еще много време­ ни — пишите. Расскажите нам о своих отцах. Вспомните не.забываемое. Ждем писем от молодых отцов: как вы жи­ вете, какие у вас планы, какие проблемы вы можете пре­ одолеть, а в решении каких вопросов есть трудности. Как вы представляете свою роль и других ваших родственни­ ков при создании семьи. Обращаемся к юным читателям — пишите, взрослым — вспомните. И к тем, кто прожил без папы: а каким должен быть отец по вашему мнению, пред­ ставлению. Победителей ждут призы от спонсоров. Ваши заметки, рассказы, .зарисовки об отцах будут опубликованы на стра­ ницах «Домостроя». ^Эксдибрис «ЛГ» Новые песни о главном Нечасто, но бывает: писатель, берясь за перо, уподобляется андерсеновскому мальчишке, крикнувшему, что король-то голый. Ну, пацану простительно. Он ведать не ведает, какие запреты существуют в приличном обществе, какие правила политко[шектности надлежит соблюдать, чтобы от тебя не отшатнулась респектабельная публика. А вот, допустим, Лев Толстой все же это знал и понимал. Как-никак гений. И тем не менее сплошь да рядом покушался на святое, неприкосновенное, незыблемое. Добро бы только на Шекспира или оперу. Так ведь нет: и на церковь замахивался, и на краеугольные государственные установления. Его пример время от времени соблазняет и других литераторов. Скажем, на опасную, зловредную толстовскую стезю ступил известный художник Максим Кантор. Он отложил кисть и сочинил огромный —два тома по семьсот страниц — роман «Учебник рисования» (ОГИ, . Москва, 2006). И нарушил сразу столько табу, | наложенных самыми прогрессивными авторитетами современности, будто и не подозревал, что кощунствует... t %г I :Х k максим кантор учебник рисования Для начала автор пред­ лагает публике посмотреть на прославленный «Черный квадрат» Малевича. И рас­ толковать, почему холст с этой простой геометричес­ кой фигурой — живопис­ ный шедевр, а не блеф. Ему вообще, видите ли, непо­ нятно: отчего это искушен­ ные интеллектуалы, имея возможность любоваться творениями Леонардо или Гойи, холстами и фреска­ ми с человеческими лица­ ми — подобиями образа Божьего, замирают от сча­ стья перед авангардистски­ ми палочками и черточка­ ми, перед кирпичом с не­ брежно нацарапанным на I нем матерным словом, пе- J ред дикими инсталляция­ ми, демонстрирующими со­ четания обломков, ветоши, экскрементов, и скандальными ребусами-перформансами. А дальше больше. Наш Зоил не ограничивается «урока­ ми рисования». Перемешав ироническое толстовское недо­ умение и щедринский гротеск, он поднимает руку на идеалы демократии, свободы и цивилизации. Демократия? Да это «коррумпированные политики, управляющие мафиозными правительствами и поддержанные люмпен-интеллигенцией и компрадорской интеллигенцией оккупированных стран». Свобода? А в чем она, наша с вами свобода? И кто превратил ее в некую сверхценность? Почему она выше, предположим, любви, если уж мы именуем свою цивилизацию христиан­ ской? Впрочем, а с чего вы взяли, что она христигшская? Она давно уже снова языческая — с ее поклонением день­ гам, безжалостностью к слабым, с ее идолами и кумирами. В какую сторону Максим Кантор ни повернется, в кого ни упрется взглядом — сразу крик: «А король-то...» Даже мучеников-диссидецтов не: пощадил ^ вкупе: со всей осталь­ ной интеллигенцией. Это когда-то там, утверждает писатель, интеллигент осознавал себя народным адвокатом. Новая ин- . теллигентская популяция боролась уже только за себя са­ мое, за собственное право беспрепятственно читать Бердяе­ ва, ездить с лекциями в европейские университеты, выстав­ лять в лучших галереях свои палочки и полоски, получая за то полновесные пачки «зелени». А если прибавить к этому не слишком почтительные реп­ лики по адресу хоть Мандельштама, хоть Солженицына да учесть, что под прозрачными псевдонимами бестактный со­ чинитель выводит множество ныне действующих политиков, министров, художников, философов, публицистов, то ему, разумеется, нет ни прощения, ни милости. Его и не прощают. Скрепя сердце, соглашаются, что «Учеб­ ник рисования» — самое значительное литературное собы­ тие минувшего года, но тут же мимоходом, с быстрой, кри­ вой улыбочкой пинают романиста и его детище. Сообщая, что книгу исключили из претендентов на престижную писа­ тельскую премию, могут намекнуть: у жюри, мол, просто не хватило сил дочитать ее до конца. Кому-то эти два тома пред­ ставляются сильным, мужественным, честным поступком? Да мало ли на свете людей, которых устраивают примитив­ ные лобовые толкования нашей непростой российской ре­ альности с ее перестройками, реформами, свободолюбивыми порывами. Одна писательница, не умея все-таки скрыть ува­ жения к позиции и труду своего коллеги, назвала «Учебник рисования» большим, огромным «антисобытием». Правда, что сие означает, я лично не уразумел. В принципе, роман Максима Кантора — с точки зрения высоколобых ценителей словесного искусства — весьма уяз­ вим. Если угодно, в той же мере, в какой уязвимы были в свое время «Что делать?» Чернышевского или поздние пове­ сти и рассказы Толстого, который принес художество в жер­ тву проповеди. Ну разве все это литература, господа? Создатель «Учебника рисования» тоже не скрывает, что ему было важно в первую очередь. На многие страницы за­ бывает он про своих персонажей, предаваясь публицистике, срывая оболочку благопристойности и гуманности с нынеш­ ней экономики и политики, философии и культуры. Да и герои его психологически одномерные, они, прежде всего, иллюстрируют канторовский анализ социальной и нравствен­ ной ущербности общества — кстати, не только российского. Тут, конечно, обнаруживается завидный простор для крити­ ков. Если при этом полностью отбросить пушкинский совет: судить автора по законам, им самим над собою признанным. А Кантор явно признал «над собою» немодный, но, слава Богу, пока не отменявшийся Госдумой или Министерством культуры закон идеологического романа. И, следуя ему, на­ писал книгу тревожную и незаурядную. Пусть даже ей и не достанется премий, распределяемых теми, кто оказался в числе прообразов ее же сатирических персонажей. И. НЕВЕРОВ. ^Плохого не посоветуем Книги требуют заботы • Свежие жирные пятна можно удалить, прогладив стра­ ницу утюгом через промокательную бумагу. Если не получи­ лось — присыпьте пятна сухим мелом или порошком белой глины и снова прогладьте. Для удаления застарелых пятен замесите толченый мел или зубной порошок на бензине, на­ несите густую кашицу на загрязненное место, дайте высох­ нуть, а затем осторожно очистите сухой тряпкой. Жирные пятна можно вывести магнезией, продающейся в аптеках. Добавьте к ней несколько капель бензина и замажьте пятно. • Следы от пальцев и карандашные пометки легко уда­ ляются мякишем свежего белого хлеба. «Отпечатки» паль­ цев можно смыть мыльным раствором. Следы от мух — ук­ сусом. Чернильные пятна «боятся» лимонной кислоты (1:4). Лимонная и щавелевая кислоты применяются также против ржавых книжных пятен. • Ледериновую обложку книги протирайте влажным там­ поном, нанеся на него немного стирального порошка «Ло­ тос» или «Нептун». • Коленкоровую обложку хорошо очистит мягкая черниль­ ная резинка. Кожаный переплет можно освежить шерстяной тряпочкой, смоченной в слегка взбитом яичном белке. • Сильно вредят книгам насекомые: книгоеды, моль, то- чильник. Мелкое бледно-желтое либо белое насекомое отря­ да сеноедов (книгоед) появляется в квартире с повышенной влажностью и быстро распространяется. Бороться с ним нуж­ но беспощадно.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz