Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ г а з е т а 12 января 2007 г., № 4 (22882) Ведущая рубрики —Галина КАИДАШКО. ^Вы просили рассказать А как не драться? Моя дочь бьет своего маленького брата. Я ее постоянно ругаю за это. Стараюсь объяснить, что она старше и долж на любить братишку и защищать. Я испробовала все, что только могла придумать. Ни нотации, ни мои крики, упре ки, угрозы не помогали. Однажды я отшлепала ее и заста вила поклясться, что она так больше не будет, но на сле дующий день опять началось все сначала. Не знаю, что де лать. Посоветуйте, помогите, Марина Щурканцева. г. Липецк. Мы попросили прокомментировать ситуацию Наталию СТЕБЕНЕВУ, психолога областного Центра психолого-пе дагогической и социальной помощи детям и подросткам: — Как мы можем научить ребенка тому, что нехорошо обижать младших, если сами обидели девочку. Как мы мо жем научить ребенка не кричать на младшего, если сами так поступаем. Наказывая, мы расписываемся в своем бессилии. Шлепая, иногда приговариваем: «Я научу тебя не обижать тех, кто маленькие и слабые!» Тем самым воспитываем у ребенка недоверие и ненависть к родителям. А сделайте по- другому. Возьмите дочку за руку, обнимите и спокойно ска жите: «Нехорошо бить людей. Я знаю, что ты злишься. Ты можешь сказать об этом вслух или ударить эту подушку». После того как ребенок успокоится, задайте ему вопро сы: «Что расстраивает тебя? Как ты себя чувствуешь? Что ты еще можешь сделать, кроме битья, чтобы справиться с этой проблемой?» ' А во избежание будущих проблем посоветую вам: • Научить ребенка отличать чувства от действий. Чув ства никогда не бывают плохими. То, что мы чувствуем, все гда хоройю, но то, что мы делаем, иногда очень плохо. • Помочь ребенку найти решение проблемы. Один путь — возможность сказать людям, что ему не нравится. Другой — просто уйти, если к нему относятся без уважения. • Окружить ребенка своей любовью, научить его жизнен ным навыкам, которые помогут ему почувствовать себя уве ренным. • Дать понять, что бить других — неприемлемый способ, и сами никогда не бейте детей! Но если вы не сдержались и ударили своего ребенка, не медленно признайте ошибку, извинитесь, помиритесь и, если это возможно, вместе решите проблему. Дети обязательно вас простят! И еще. Уважаемые мамы и папы, если у вас есть вопросы — звоните нам. Выпишите и разместите на календаре или в домашней записной книжке телефон доверия для ваших детей: 35-39-39. Объясните, что когда им больно, нехорошо или когда ваш сын или дочь не знают, как поступить, то всегда могут получить совет, помощь у нас. Необязательно называть адрес или фамилию. Нужно просто рассказать о проблеме, вопросах, которые мучают. Id ы<1\^м,нчцчч1'»п д оы '| M N ' r j ' f ^Повод ддя размышления Исповедь на улице Когда все семейное имущество помещалось в одной сумке, они были счастливы. Но вот в доме появились деньги. Большие деньги... КОЛЛАЖ Н ИКОЛАЯ Ч ЕРКАСОВА За всю жизнь нам приходится сталкиваться с огромным количеством людей. Иногда эти знакомства бывают мимолетными, и их герои потом всплывают в памяти от случая к случаю. Но бывает и так, что кто-то, краешком прошедший по твоей судьбе, остается в ней на долгие годы. Одно можно сказать с полной уверенностью: «случайных» людей, появляющихся в нашей жизни, нет. От общения с каждым человек должен вынести какой-то урок, какой-то жизненный опыт. мил ^.'Циля«|веегда любйМ ' дорогу на |)аботу. Ее совер шенно не нйпрягал обще ственный транспорт. Подни маясь по ступенькам автобу са, она погружалась в свой мир. Как будто затворивши еся двери были своеобразным барьером, отделяющим от реальности. Прислонив голо ву к оконному стеклу, она полностью погружалась в собственные мысли и планы. Так было и в этот раз. Взгляд девушки медленно путеше ствовал от одного пассажира к другому. «О чем они дума ют сейчас?» — крутилось в Лилиной голове. Было инте ресно наблюдать за людьми в транспорте, пытаться что- то узнать об их жизни. Вдруг она заметила женщину. Вид пассажирки был совершенно отрешенным. Словно она не двигалась к намеченной цели, а бесцельно ехала в никуда. Лиля уже встречала таких людей. «Ей важно сей час только одно — и это на нынешний момент кажется ей самым глгшным в жизни», — сделала она заключение. Задержав взгляд на жен щине, попыталась опреде лить ее возраст. Но та все время отворачивала лицо или пряталась в воротник курт ки. Что-то в ее облике насто- ' р&живало. НаЙрЙА^ер,’ одеж да. Казалось, что эти доро гие вещи женщина надела наспех, совершенно не забо тясь о том, что они не соче таются по стилю и цвету. Следы маникюра явно диссо нировали с массивным обру чальным кольцом. Чувствовалось, что жен щине неуютно и плохо. И тут Лиля поняла, в чем дело: лицо незнакомки было изу родовано огромным фиолето вым синяком. Догадавшись, что на нее обратили внимание, женщи на стала нервно теребить сум ку, горя желанием поскорее покинуть транспорт. Но так уж совпало, что обеим нуж но было выходить на одной остановке. По какому-то сте чению обстоятельств, а мо жет быть, оттого, что женщи на слишком резко дернула рукой, торопясь покинуть ав тобус, содержимое ее сумки выпало на асфальт. Лиля ста ла помогать собирать вещи, украдкой поглядывая на по путчицу. Внезапно та разры далась прямо у всех на гла зах. Они сели на лавку у ос тановки. — Меня Катя зовут... — Лиля. Что случилось? Неловкая пауза явно за тянулась. — Я ужасно выгляжу? Я знаю, но ничего не могу с собой поделать. Каждый раз возвращаюсь назад. Это, вид но, мой крест. «Так... началось...» —по думала Лиля. Сколько раз она уже слышала эти исто рии! Сейчас будет типичное повествование о том, что он хороший, просто иногда сры вается от избытка эмоций. Нервы... — Мой муж больной че ловек. Но й люблю его И уьё- рена во взаимности с его сто роны. Мы познакомились на втором курсе института. На третьем уже появился Сашка. Мотались по съемным квар тирам. Все имущество поме щалось в одной спортивной сумке. Так и переезжали с места на место с магнитофо ном «Весна» в одной руке и с сыном в другой. Потом Влад вместе с бывшим однокурсни ком открыл оптовую базу, появились деньги. Началась другая жизнь. Но она не при несла нам счастья. Вы даже не представляете, сколько раз я покупала новые вазы и сер визы, потому что прежние муж разбивал вдребезги. Все его проблемы отражаются на мне. Вот уже несколько лет я живу в аду. Уже по тому, как он открывает входную дверь, я знаю, что сейчас начнется скандал, который закончит ся дракой. Первое время он еще просил прощения за то, что срывается и не контроли рует себя. Сейчас уже это ста ло нормой. Иногда я часами одиноко слонялась по улицам — стесняюсь пойти ночевать даже к друзьям. — Как же вы так живете? — Я не могу бросить его, у нас дети. Но мне кажется иногда, что я не нужна даже им. Они останутся с отцом, потому что он купит все, что только захотят. Они уже на учились манипулировать на шими отношениями... Вы извините, — тихо сказала Катя, взяла сумку и, не обо рачиваясь, пошла вперед. Лиля вдруг решила догнать женщину, потащила ее в бли жайшую кафешку и несколь ко часов кряду слушала ис торию чужой жизни. Знала, что, может быть, никогда больше не увидит Екатерину, но вместе с тем понимала, что та нуждается сейчас в испо веди. А о таких вещах легче всего говорить с незнакомым человеком. Да и потом, у Лили уже был запас необхо димых утешений — в жизни многих ее подруг существо вали те же проблемы. Запи сала телефон Кати, они ста ли общаться и постепенно сдружились. Но каждый раз, набирая номер подруги, боя лась услышать плохие ново сти. Частенько после разго воров с ней Лиля подолгу сидела и думала обо всех женщинах, которых объеди няет эта «судьба». Но поче му, стремясь быть рядом с любимым, любя до самозаб вения, в ответ они нередко получают только упреки, сталкиваются с грубостью? Отчего выходит так, что мно гие, отвечая за благополучие своих близких, совершенно забывают о себе и ничего не требуют взамен? И самое страшное, что редко кто из них задумывается о том, что заслуживает лучшей доли. И только вот так, случайному человеку на улице открыва ют правду и истинное лицо. Лицо с синяками... Ольга РЯХОВСКАЯ. с: «2006-й — год Отиа>> Любить и лечить - это непросто я начала писать воспоминания о папе — Николае Ивановиче Никитине — в Германии. Уже два года живу там. Замужем. Продолжаю семейную профессиональную деятельность, то есть медицинскую. О том, что «Липецкая газета» проводит конкурс, узнала от брата, студента Медицинской академии, через Интернет. Но поучаствовать в нем мы решили не из-за приза, а из-за того, что с возрастом поняли, как много нам дал отец, как неустанно он работает над собой, являясь примером мужчины, мужа, отца, врача (он психотерапевт-нарколог). Если б вы знали, с какой любовью, уважением, заботой Николай Иванович относится к больным, которых много раз осудили или оставили близкие люди. Очень непросто лечить в такой ситуации. Но он работает, умея прощать, верить и добиваться результата — счастья, света, добра там, где многое разрушено, где трудно вновь создать семью... Вдали от России я часто вспоминаю детство, когда мне было шесть или семь лет. Бабушка и дедушка жили в селе Бутырки, в пяти кило метрах от села Плеханове. Поездки к ним были всегда радостью: папа сажал меня на раму велосипеда, и мы от правлялись, как мне тогда казалось, в дальний путь. По дороге загадывал мне загад ки, рассказывал увлекатель ные истории, сказки. Мне было очень интересно. Когда приезжали в деревню, то с папой все уважительно здо ровались. И он всем улыбал ся в ответ. Я думала: «Вот как легко, как хорошо!..» Он никогда не ссылался на труд ности, не жаловался, а упор но работал, учился, очень много делал добра, да и сей час делает для семьи, для людей. Это я позже поняла. Как, впрочем, и то, что для меня и младшего брата Димы общение с отцом было счас тьем. Мы подрастали. Это было другое время: не было ком пьютеров, сотовых телефо нов, телевизор показывал всего два канала. Зимой в селе скучно, но наш папа после работы лепил на дво ре снеговиков выше себя ро стом (а он у нас высокий, во лосы светлые, глаза голу бые, добрые). Некоторые взрослые шутили: «Вот ведь в детство впал». Характер у него такой: любит, когда радуются другие . А еще строил ледяные горки, зали вал каток, где проводили время дети со всей улицы. И даже ребятишек из детс кого сада водили кататься на горки. Однажды произошел один удивительный случай, кото рый папа вспоминает до сих пор. Когда Дима был в стар шей группе детского сада, он в определенное время само стоятельно возвращался до мой. Однажды на него напа ла собака. Брат испугался, закричал. В тот день папа де журил в больнице. Он не мог слышать крика сына — да лековато было, но каким-то шестым чувством ощутил тревогу и сразу побежал на выручку... * * * Он никогда не заставлял нас учиться приказом, а пы тался заинтересовать в уче бе, всегда помогал с домаш ним заданием, если что-то не получалось. Среди моих сверстников я был одним из первых, у кого появился компьютер. Это — старани ями отца. Благодаря чему я теперь свободно пользуюсь не только компьютером, но и другими техническими средствами. Папа всегда доверял нам, тем самым воспитывал чув ство ответственности. При выборе профессии ни мне, ни сестре не навязывал своего мнения, а только своим при мером способствовал выбору. О его отношении к людям во многом можно судить по отношению к своим родите лям. Он трогательно заботил ся о дедушке и бабушке. Ча сто навещал их. Лечил, обе регал, помогал продуктами. И всегда рядом с ним была мама, Раиса Петровна, тоже медик. Когда-то она работа ла зоотехником, а папа — ве теринаром. Представляете? Потом он закончил медучи лище, служил в армии, ра ботал фельдшером в област ной психоневрологической больнице села Плеханове. С 1976 по 1982-й учился в мед институте в Воронеже. Полу чил диплом. И там же, в Пле ханове, начал работу врачом- психиатром. Всегда упорно он шел к цели. «По-другому просто нельзя, — коротко говорит он, — надо идти впе ред, в ногу со временем». До сих пор читает, интересует ся техникой. Муж моей сестры, Холь- гер Бушхорн, переживал, как он будет общаться с ро дителями. Там немецкий, здесь — русский язык. Папа учил немецкий язык еще в школе и в институте, многое подзабыл, но когда возник ла необходимость, еще как справился! Общаться с ним вашим родственникам из Германии интересно, любо пытно. Мы все медики — это просто здорово. Я крепко жму твою руку, папа! Ты у нас замечательный, и мы очень тебя любим. Дмитрий НИКИТИН. Воронеж —Липецк. Светлана БУШХОРН (НИКИТИНА). Германия. Уважаемые читатели! Сегодня мы опубликовали одно из писем, поступивших на конкурс, объявленный «Домо строем» в декабре 2006 года. К печати готовятся другие. Но мы напоминаем, что до конца января еще много време ни — пишите. Расскажите нам о своих отцах. Вспомните не.забываемое. Ждем писем от молодых отцов: как вы жи вете, какие у вас планы, какие проблемы вы можете пре одолеть, а в решении каких вопросов есть трудности. Как вы представляете свою роль и других ваших родственни ков при создании семьи. Обращаемся к юным читателям — пишите, взрослым — вспомните. И к тем, кто прожил без папы: а каким должен быть отец по вашему мнению, пред ставлению. Победителей ждут призы от спонсоров. Ваши заметки, рассказы, .зарисовки об отцах будут опубликованы на стра ницах «Домостроя». ^Эксдибрис «ЛГ» Новые песни о главном Нечасто, но бывает: писатель, берясь за перо, уподобляется андерсеновскому мальчишке, крикнувшему, что король-то голый. Ну, пацану простительно. Он ведать не ведает, какие запреты существуют в приличном обществе, какие правила политко[шектности надлежит соблюдать, чтобы от тебя не отшатнулась респектабельная публика. А вот, допустим, Лев Толстой все же это знал и понимал. Как-никак гений. И тем не менее сплошь да рядом покушался на святое, неприкосновенное, незыблемое. Добро бы только на Шекспира или оперу. Так ведь нет: и на церковь замахивался, и на краеугольные государственные установления. Его пример время от времени соблазняет и других литераторов. Скажем, на опасную, зловредную толстовскую стезю ступил известный художник Максим Кантор. Он отложил кисть и сочинил огромный —два тома по семьсот страниц — роман «Учебник рисования» (ОГИ, . Москва, 2006). И нарушил сразу столько табу, | наложенных самыми прогрессивными авторитетами современности, будто и не подозревал, что кощунствует... t %г I :Х k максим кантор учебник рисования Для начала автор пред лагает публике посмотреть на прославленный «Черный квадрат» Малевича. И рас толковать, почему холст с этой простой геометричес кой фигурой — живопис ный шедевр, а не блеф. Ему вообще, видите ли, непо нятно: отчего это искушен ные интеллектуалы, имея возможность любоваться творениями Леонардо или Гойи, холстами и фреска ми с человеческими лица ми — подобиями образа Божьего, замирают от сча стья перед авангардистски ми палочками и черточка ми, перед кирпичом с не брежно нацарапанным на I нем матерным словом, пе- J ред дикими инсталляция ми, демонстрирующими со четания обломков, ветоши, экскрементов, и скандальными ребусами-перформансами. А дальше больше. Наш Зоил не ограничивается «урока ми рисования». Перемешав ироническое толстовское недо умение и щедринский гротеск, он поднимает руку на идеалы демократии, свободы и цивилизации. Демократия? Да это «коррумпированные политики, управляющие мафиозными правительствами и поддержанные люмпен-интеллигенцией и компрадорской интеллигенцией оккупированных стран». Свобода? А в чем она, наша с вами свобода? И кто превратил ее в некую сверхценность? Почему она выше, предположим, любви, если уж мы именуем свою цивилизацию христиан ской? Впрочем, а с чего вы взяли, что она христигшская? Она давно уже снова языческая — с ее поклонением день гам, безжалостностью к слабым, с ее идолами и кумирами. В какую сторону Максим Кантор ни повернется, в кого ни упрется взглядом — сразу крик: «А король-то...» Даже мучеников-диссидецтов не: пощадил ^ вкупе: со всей осталь ной интеллигенцией. Это когда-то там, утверждает писатель, интеллигент осознавал себя народным адвокатом. Новая ин- . теллигентская популяция боролась уже только за себя са мое, за собственное право беспрепятственно читать Бердяе ва, ездить с лекциями в европейские университеты, выстав лять в лучших галереях свои палочки и полоски, получая за то полновесные пачки «зелени». А если прибавить к этому не слишком почтительные реп лики по адресу хоть Мандельштама, хоть Солженицына да учесть, что под прозрачными псевдонимами бестактный со чинитель выводит множество ныне действующих политиков, министров, художников, философов, публицистов, то ему, разумеется, нет ни прощения, ни милости. Его и не прощают. Скрепя сердце, соглашаются, что «Учеб ник рисования» — самое значительное литературное собы тие минувшего года, но тут же мимоходом, с быстрой, кри вой улыбочкой пинают романиста и его детище. Сообщая, что книгу исключили из претендентов на престижную писа тельскую премию, могут намекнуть: у жюри, мол, просто не хватило сил дочитать ее до конца. Кому-то эти два тома пред ставляются сильным, мужественным, честным поступком? Да мало ли на свете людей, которых устраивают примитив ные лобовые толкования нашей непростой российской ре альности с ее перестройками, реформами, свободолюбивыми порывами. Одна писательница, не умея все-таки скрыть ува жения к позиции и труду своего коллеги, назвала «Учебник рисования» большим, огромным «антисобытием». Правда, что сие означает, я лично не уразумел. В принципе, роман Максима Кантора — с точки зрения высоколобых ценителей словесного искусства — весьма уяз вим. Если угодно, в той же мере, в какой уязвимы были в свое время «Что делать?» Чернышевского или поздние пове сти и рассказы Толстого, который принес художество в жер тву проповеди. Ну разве все это литература, господа? Создатель «Учебника рисования» тоже не скрывает, что ему было важно в первую очередь. На многие страницы за бывает он про своих персонажей, предаваясь публицистике, срывая оболочку благопристойности и гуманности с нынеш ней экономики и политики, философии и культуры. Да и герои его психологически одномерные, они, прежде всего, иллюстрируют канторовский анализ социальной и нравствен ной ущербности общества — кстати, не только российского. Тут, конечно, обнаруживается завидный простор для крити ков. Если при этом полностью отбросить пушкинский совет: судить автора по законам, им самим над собою признанным. А Кантор явно признал «над собою» немодный, но, слава Богу, пока не отменявшийся Госдумой или Министерством культуры закон идеологического романа. И, следуя ему, на писал книгу тревожную и незаурядную. Пусть даже ей и не достанется премий, распределяемых теми, кто оказался в числе прообразов ее же сатирических персонажей. И. НЕВЕРОВ. ^Плохого не посоветуем Книги требуют заботы • Свежие жирные пятна можно удалить, прогладив стра ницу утюгом через промокательную бумагу. Если не получи лось — присыпьте пятна сухим мелом или порошком белой глины и снова прогладьте. Для удаления застарелых пятен замесите толченый мел или зубной порошок на бензине, на несите густую кашицу на загрязненное место, дайте высох нуть, а затем осторожно очистите сухой тряпкой. Жирные пятна можно вывести магнезией, продающейся в аптеках. Добавьте к ней несколько капель бензина и замажьте пятно. • Следы от пальцев и карандашные пометки легко уда ляются мякишем свежего белого хлеба. «Отпечатки» паль цев можно смыть мыльным раствором. Следы от мух — ук сусом. Чернильные пятна «боятся» лимонной кислоты (1:4). Лимонная и щавелевая кислоты применяются также против ржавых книжных пятен. • Ледериновую обложку книги протирайте влажным там поном, нанеся на него немного стирального порошка «Ло тос» или «Нептун». • Коленкоровую обложку хорошо очистит мягкая черниль ная резинка. Кожаный переплет можно освежить шерстяной тряпочкой, смоченной в слегка взбитом яичном белке. • Сильно вредят книгам насекомые: книгоеды, моль, то- чильник. Мелкое бледно-желтое либо белое насекомое отря да сеноедов (книгоед) появляется в квартире с повышенной влажностью и быстро распространяется. Бороться с ним нуж но беспощадно.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz