Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)
ЛИП ЕЦ КАЯ газета ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 7 февраля 2007 г., № 22 (22900) СХЕМА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Основные положения (Продолжение. Начало на 4 -7 -й стр.) 9. Закон «О правовом регулировании земельных правоотношений в Липецкой облас ти», 2003 г. 10. СниП 14-01-96 «Основные положения создания и ведения градостроительного ка дастра Российской Федерации» 8. ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Территория Липецкой области обслуживается транспортной инфраструктурой, кото рая интегрирована в транспортную сеть Центрального федерального округа и в Европей скую часть России (см. схему «Транспортная инфраструктура»). Транспортная инфраструктура области состоит из 4 видов транспорта — железнодо рожного, автомобильного, воздушного и трубопроводного. Магистральные транспортные коммуникации на территории области ориентированы по двум основным направлениям: с севера на юг проходят 4 магистрали — 2 железнодо рожные, 1 автомобильная и трубопроводы; с запада на восток проходят 3 магистрали — железная и автомобильная дороги и трубопроводы. Общая протяженность транспортных путей Липецкой области составляет 11270,3 тыс. км, из них 8,14 тыс. км — железные и автомобильные дороги, 3,0 тыс. км — трубопроводы. ПРОТЯЖЕННОСТЬ ТРАНСПОРТНЫХ КОММУНИКАЦИЙ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ №Ne п/п Наименование Протяженность транспортных коммуникаций, км Всего по Липецкой области 11270,3 Втом числе: 1 железные дороги 797,0 2 автомобильные дороги 7343,0 3 трубопроводы 3011,3 4 судоходные участки рек 119,0 Густота железнодорожных путей общего пользования (километров путей на 10000 квад ратных километров территории области) в 2003 году составила 314 км, что соответствует 7 месту, занимаемому Липецкой областью по этому показателю в Российской Федерации. Густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием (километров пу тей на 1000 квадратных километров территории области) — 217 км (7 место). ГРУЗОВЫЕ И ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ ТРАНСПОРТОМ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ В 2003 г. Грузовые перевозки, млн. тонн Пассажирские перевозки, млн. чел. Всего 82,9 Всего 196,8 В том числе: В том числе: железнодорожный 24,5 железнодорожный 3,5 автомобильный 58,4 автомобильный 193,3 К настоящему времени на территории области действуют два транспортных узла: Гря зи и Елец, которые расположены на основных транспортных магистральных направлениях и обслуживают город Липецк. Транспортные узлы обсл ^иваю т транзитные грузо- и пас сажиропотоки, распределяют внешние и формируют областные грузо- и пассажиропото ки. Город Липецк для области является в основном автомобильным транспортным узлом. Здесь сосредотачиваются направления автомобильных дорог областного значения. Проектные предложения Через Липецкую область будет проходить международный транспортный коридор (МТК) «Север — Юг» (NS), который должен обеспечить повышение эффективности российских экспортно-импортных и международных транзитных перевозок в сообщении со странами Северо-Западной Европы, Средней Азии, Ближнего Востока и Южной Азии. Федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России (2002— 2010 годы)» и Подпрограммой «Международные транспортные коридоры» предпо лагается до 2010 года, в основном, сформировать систему международных транспортных коридоров на территории России. Основное направление транспортного коридора «Север — Юг» (NS), включающего транс порт Липецкой области в свою структуру: «Финляндия — С.-Петербург — Москва — Астрахань — Каспийское море — Иран — страны Персидского залива». Ответвления: меридиональное: «Москва — Ростов-на-Дону — Новороссийск»; широтное; «Белоруссия — Брянск — Тамбов/Борисоглебск» Приведенные направления транспортного коридора будут обеспечивать следующие существующие коммуникации Липецкой области: Железные дороги Основной железнодорожный маршрут: NSR: «Бусловская (граница с Финляндией) — С.-Петербург — Москва — Рязань — Ми чуринск — ^ищ е в о — Саратов — Волгоград/Урбах — Верхний Баскунчак — Астрахань». Ответвления: широтное — NSR2: «Понятовка (Россия) — Брянск — Орел — Елец — Мичуринск»; меридиональное — NSR4: «Мичуринск — Лиски — Лихая — Ростов — Краснодар — НовороссийскДуапсе — Сочи — Веселое (Россия)». Автомобильные дороги Основной автомобильный маршрут: i» NSA: «Торфяновка (граница с Финляндией) — С.-Петербург — Великий Новгород — Тверь — Москва — Кашира — Тамбов — Борисоглебск — Волгоград — Астрахань». Ответвления: меридиональное — NSA2: «Кашира — Воронеж — Каменск-Шахтинский — Ростов-на- Дону — Павловская — Краснодар — Новороссийск»; широтное — NSA4: «Кричев (Белоруссия)/Рославль (Россия) — Брянск — Орел — Елец — Воронеж — Борисоглебск — (Маратов — Озинки (граница с Казахстаном)». В процессе реализации Федеральной целевой программы «Модернизация транспорт ной системы России (2002-2010 годьО» и с учетом положений Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 г. транспортная инфраструктура Липецкой об ласти будет сформирована в наибольшем объеме для обслуживания потребителей меж дународного, федерального, окружного и областного уровней. Общая протяженность транспортных путей Липецкой области в 2010 году составит 11570 тыс. км, из них 8,29 тыс. км — железные и автомобильные дороги, 3,1 тыс. км — трубопроводы и 180 км судоходных участков рек Дон и Воронеж. К 2025 году общая щэотяженность транспортных путей Липецкой области составит 12370 тыс. км, из них 8,75 тыс. км — железные и автомобильные дороги, 3,3 тыс. км — трубопроводы и 320 км судоходных участков рек Дон и Воронеж. ГРУЗОВЫЕ И ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ ТРАНСПОРТОМ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ В 2010 г. Грузовые перевозки, млн. тонн Пассажирские перевоэки, млн. чел. Всего 95 Всего 204 В том числе; В том числе: железнодорожный 35 железнодорожный 4,0 автомобильный 60 автомобильный 200 ГРУЗОВЫЕ И ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ ТРАНСПОРТОМ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ В 2025 г. Грузовые перевозки, млн. тонн Пассажирские перевозки, млн. чел. Всего 190 Всего 406 В том числе: В том числе: железнодорожный 90 железнодорожный 6,5 автомобильный 100 автомобильный 400 Железнодорожный транспорт Протяженность железных дорог Липецкой области составляет 797 км. На сети желез ных дорог расположено станции, разъездов, остановочных пунктов в количестве 81. Сеть железных дорог Липецкой области образуют: • две линии меридионального направления I-III категории: 1. Мичуринск — Воронеж — Лиски (участок федеральной магистрали Москва — Рос тов-на-Дону); 2. Узловая 1 — Старый Оскол (участок магистрали, дублирующей направление Мос ква — Ростов-на-Дону); • одна линия широтного направления II-III категории: Орел — Липецк — Поворино (уча сток магистрали Брянск — Волгоград). Перечисленные линии общегосударственного, федерального и регионального значе ния связывают между собой экономические районы России. Линии двухпутные, в основ ном электрифицированы. Дополняют железнодорожную сеть 3 линии IV категории; 1. Елец — TpoeiwpoBo; 2. Ожерелье — Богоявленск; 3. Горбачеве — Раненбург. Линии местного значения, однопутные, с тепловозной тягой. Проектные предложения На территории Липецкой области произойдет развитие железнодорожной сети магис тральных линии и линий местного значения. Развитие сети магистральных линий будет производиться по подпрограмме «Желез нодорожный транспорт» Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)». Железнодорожная сеть местного значения б^дет развиваться, по инициативе потреби телей Липецкой области, силами Юго-Восточной железной дороги, в том числе с привле чением средств заказчиков. На основном направлении грузового движения в Липецкой области — «Люблино — Кочетовка-1 — Грязи — Лиски» будет вводиться унифицированная длина грузовых поездов в 71 условный вагон. Для обеспечения пропуска грузовых поездов на этой линии будет проводиться реконструкция станций с удлинением приемо-отправочных путей. После исчерпания пропускной способности намеченных направлений и при условии роста благосостояния населения России возникнет потребность в сооружении высокоско ростных магистралей (ВСМ) на территории России. Развитие высокоскоростного пассажирского движения является одним из приоритет ных направлений деятельности компании ОАО «РЖД». Одним из наиболее перспективных для организации скоростного железнодорожного сообщения является направление «Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону — Краснодар». Для максимального использования железнодорожной сети областного значения и ра ционального использования в перевозках пассажиров Юго-Восточная железная дорога закупила и внедряет подвижной состав «Рельсовые автобусы». Между городами Липецк и Грязи формируется особая экономическая зона «Липецк», вследствие этого будет развиваться и транспортный узел «Грязи» с созданием логисти ческого центра. Данным проектом предусматривается проложить новый объездной железнодорожный путь в обход города Липецка в южном направлении для пропуска транзитных составов и для прямой доставки грузов особой экономической зоны «Липецк», а также прямого же лезнодорожного пассажирского сообщения «Романово — Казинка». Южный железнодо рожный обход города Липецка «Чириково — Грязи-Орловские» протяженностью 50 км, двухпутный, электрифицированный. Предлагается также провести реконструкцию меридионального участка «Узловая 1 — Елец — Старый Оскол» (Юго-Восточной железной дороги) до I категории, как участок- дублер магистральной линии «Мичуринск — Грязи — Воронеж — Лиски — Ростов-на-Дону» международного транспортного коридора «Центр — Юг». Проектом предлагается новый участок трассы ВСМ, проходящий по территории Ли пецкой области, для разгрузки магистрального направления «Мичуринск — Грязи — Лис ки» транспортного коридора «Север — Юг» и направить по менее загруженному направле нию «Москва — Ожерелье — Милославское — Лев Толстой — Липецк — Воронеж — Ростов- на-Дону». Протяженность участка в границах области составит 150 км. Автомобильный транспорт А в том об ил ьным тр а н сп ор том в Л ипецкой о бла с ти осущ ес твляе тся более 70 % о т о б щ е го объем а пе р е в о зо к грузо в и пассаж иро в . На 1 января 2005 года а втом обил ьны й парк Л ипец кой о бла с ти со с та вил 2 4 9 ,6 тысячи а в то тр а н сп о р т ны х сре д с тв , в том числе грузо вы е а в том об ил и со ста вляли 15 ,7 %, а в то б у сы — 2 ,4 %, ле гко вы е а в том об ил и — 80 ,7 %. Грузовой парк на счи ты вае т 39,1 ты с . а втом обилей , из них 22 ,2 тыс. а в том об ил ей н а хо д я тся в о р га н и за ц и я х различны х о траслей эконом и ки . Объем перев о зки грузо в в 2003 год у со с та вил 5 8 ,4 млн . тонн (4 м е с то по Ц ентральном у ф едерал ьном у округу ). Общ ее количе с тво а в то б у со в обла с ти со с та вл яе т 6,1 ты с . , в том числе 4,1 ты сячи а в тоб усо в принадлеж а т акци онерным о р га ни зац иям , малым п р е д прия тиям и частным вла д ельцам , остальны е ав тоб усы находится в сп е ци а л и зи р о в а нны х а в то тран спор тны х п р е д приятиях , о сущ е с т вл яющ и х ре гулярны е па с саж и р с ки е перевозки . Л е гко вы х а в том о б ил е й в обла с ти насчи ты вае тся 2 0 1 ,5 ты сячи , из них ле гко вы х а в то м обилей индивидуал ьны х владельцев — 193 ,8 тыс . Сеть а втом обил ьны х д о р о г Л ипецкой о бла с ти хара к тери зуе тся сл ед ующ им и п о ка за те лями : общ ая п р о тяж енно с ть се ти со ста вляе т 7343 км (из них 5221 км — с твердым п о кры ти ем ) , в том числе се ть о бщ е го пользо вания — 6 ты с . км, из них 4 ,6 ты с . км (77 % ) со с та вл яю т д о р о ги с асф альтовым покры тием . С труктура а вто д о рож н о й се ти следующая : ф едеральны е д о р о ги — 3 3 9 км; д о р о ги о б л а с тн о го значения — 272 км и д о р о ги м е с тн о го значения — 5 ,4 тыс . км. П ло тность а втом обил ьны х д о р о г о бщ е го пользования на 1000 км^ т е р р и т о р и и области со с та вл яе т 250 км. Из общ ей се ти автом обил ьны х д о р о г следуе т вы делить ряд о сно вны х д о р о г , ко торы е ф о рм и р ую т а в то тр а н сп о р т ны е по токи Л ипец кой обла с ти . Такими д о р о гам и являю тся : • федеральная а втом а ги с тр а л ь М 4 «Дон» М осква — В оронеж — Р о с то в -н а -Д о н у — К раснодар — Н о в о р о с си й с к , с подъездом к Липецку , которая вход и т в е вр о п е й с к ую се ть м арш р у то в под инд е ксом Е 115 ' • ф едеральны е д о р о ги Р119 «Орел — Ливны — Елец — Л ипецк — Тамбов» и Р 193 «Воронеж — Тамбов» ; • о б л а с тн о го значения д о р о ги Р 126 «Рязань — Ряжск — Але к са н др о -Н е в с ки й — Данков — Ефремов», Р 203 «Липецк — Грязи — Песковатка» , Р 204 «Липецк — М ичуринск» и Р 205 «Липецк — Данков» . Проектные предложения Рост о бъ ем о в пе р е в о зо к на автом обил ьном тр а н сп о р те б уде т связан с увеличением объ ем о в п р о и зво д с тва , ра сш и р е н и ем сферы усл у г , р о с том м еж д ународ ной т о р го в л и , р а з ви тием тран зи тны х пе р е в о зо к по тр а ссам м ежд ународны х тра н сп ор тны х ко рид оро в , п р о ходящ и х по т е р р и т о р и и Л и п е ц ко й области . При э том ож идаю тся и зм енения в с тр ук туре парка тра н сп ор тны х ср е д с т в — увеличится удельны й вес кр упнотоннаж ны х и м алотоннажных грузо вы х а в том об ил ей гр у зо п о д ъ ем н о с тью д о 1,5 тонны , а в то б у со в ср е дн е й и малой вм е с тим о с ти . Грузовой парк Л ипец кой области со с та в и т в 2010 год у 40 ты с . а в том об ил ей , в 2025 год у — 67 ты с . а в том обилей . Объем перев о зки гр у зо в а в то тр а н сп о р том в 2010 год у буде т на счи ты ва ть 60 млн . тонн , в 2025 год у — 100 млн . тонн . Наличие а в тоб усо в о бщ е го пользования Л ипец кой области с о с т а в и т в 2010 год у — 1000 ш т., в 2025 год у — 18()0 шт. Количество переве зенны х па ссаж и р о в а в тоб усам и о бщ е го пользования п р о гн о з и р у е т ся в 2010 го д у — 200 млн . п а с саж иро в , в 2 0 2 5 год у — 4 0 0 млн . па ссаж иро в . П овыш ение уро вня д о хо д о в населения буде т сп о со б с тв о в а ть р о с ту уровня а в т ом о б и л и заци и — к 2010 год у количе ство ле гковы х а в том об ил ей в со б с т в е н н о с ти граждан Л и п е ц кой о бл а с ти п р о гн о зи р уе тс я в количестве 260 тысяч , в 2025 год у — 4 5 0 тысяч . На те р р и т о р и и Л ипец кой обла с ти д о 2025 год а б уд у т про води ться м еропри я тия , по л но с тью о твечающ ие тр еб о ваниям п о д про граммы «Автомобильные дор о ги » Ф едерал ьной целевой пр о гр аммы «М одерни зация т р а н сп ор тн о й си с темы Р о сси и (20 0 2 — 2010 годы )» . К п р и о ри те тным задачам со ве рш е н с тво ва н и я и развития д о р ож н о й се ти о тно ся тся : — формирование опорной дорожной сети, включающей федеральные и основные тер риториальные автомобильные дороги для обеспечения экономического роста и повыше ния мобильности населения, улучшения транспортных связей между регионами РФ; — п р е д усм а тр и в ае тся пе р е хо д к тре хур о вн е во й с и с тем е автом обил ьны х д о р о г о бщ е го пользования , вклю чающ ей федеральны е , тер р и то р и а л ьны е и м униципальны е д о р о ги ; — п р о ведение р а б о т по ул учш ению тр а н с п о р т н о -э к с п л у а т а ц и о н н о го со с то я н и я д о р о ж ной се ти . В Ц ентральном ф едеральном о кр у ге п р е д усм а тр и в ае тся ре конс трукц ия вы ходящ их из М осквы голо в ны х участков федеральны х м а ги с тр а ле й с у с тр о й с тв ом 6 -8 -п о л о с н о й п р о е з жей части и далее в пределах окр у га с у с тр о й с тв ом 4 полос движ ения . С оздание те рм и н а л ь н о -л о ги с ти ч е с к о го комплекса (тип № 4 ) в Л и п е ц ко й о бл а с ти на напра влени и е в р о а зи а тс ко го ко р ид ор а «Север — Юг» пл ани руется за ве рш и т ь к 2010 — 2012 гг . П роектная м ощ но с ть комплекса — 0 ,8 млн. т в год . В результа те р е али зации п р о грамм ны х м е р о пр и я ти й к 2020 г. будут : — проведены модернизация и реконструкция федеральных ма гистралей по нормативам I кате гории с устройством мно гополосной проезжей части, что позволит обеспечить нормаль ные условия движения для растущих международных и межрегиональных потоков автом о бильного транспор та на основных направлениях международных транспортны х коридоров ; — о б е сп е че н о п р о хож дение тран сп ор тны х по то ко в в о б хо д п е р е гр уж е н н о го д виж ением М о с к о в с к о го т р а н с п о р т н о го узла путем с тр о и те л ь с тв а хордо вы х и соеди ни тел ьны х д о р о г по н аиболее на груж енным направлениям в Л ипецкой о бла с ти «Воронеж — Л ипецк — N - зань — Н ижний Н о в го р о д — Киров». Общая пр о тяж е нн о с ть автом обил ьны х д о р о г о бщ е го пользования в Л и п е ц ко й обла с ти , т р е б ующ и х ре ко н с т р укц и и для о б у с тр о й с тв а а сф ал ь то во го покры тия , со с та вл яе т 1,5 тыс . килом е тро в . П ро хождение ф едеральны х а втом а ги с тр а л ей по те р р и т о р и и Л ипецкой о бла с ти с р а с стоянием между ними в 150 км позволяе т развивать се ть автом обил ьны х д о р о г о б л а с т н о го значения в ш и ро тном напра влени и . Такое р еш ение д а с т во зм ож но с ти перехода т р а н зитны х по токов с одн о й м а ги с трали на д р у гую м а ги с тр а л ь и у сил и т ь а вто тр а н сп о р т но е об сл уж ив ани е Л ипец кой области . Для со здания новых д о р о г п о треб уе тся , в о сно вном , ре конс трукц ия по II и III т е хн и ч е с кой ка те гории с перев одом участков д о р о г из местны х в класс областны х , а при и н т е н с и в ном и спол ьзо вании тра н сп ор тны х ко р ид ор о в — в класс федеральных . Для межрайонных и межобластных автотранспортных связей данным проектом предла га ется ор ганизовать новые или усилить сущ ествующ ие маршруты следования автотранспорта . П риори те тным с тр о и те л ь с тв ом д о 2010 г. буде т со о р уж е ни е н о в о го а в то д о рож н о го об хода гор о д а Л ипецка по т р а с с е «Доброе — Б руслано вка — Романово» и «Фащевка — Песковатка» . Это свя зано с ра зви ти ем о со б о й эко н ом и че ско й зоны «Липецк» и наличием на те р р и т о р и и го р о д а с ущ е с тв ую щ е го обхода . При гра д о с тр о и те л ьн ом ра зви ти и г. Л и п е ц ка с ущ е с тв ующ и й о б хо д п е р ей д е т в се ть гор о д с ки х м а ги с тралей . В п е р и о д д о 2025 г. проек том предла гае тся о р га н и зо в а ть т р а н сп ор тны е м арш руты по а в то д о ро гам в со о бщ е ни я х «Липецк — Л ебедян ь — Данков — Чернава — М и хайлов — С ко пин» и «Данков — Куркино — Б о городицк» . Данные направления буд у т с п о с о б с т в о в а т ь прям ом у вы ходу о бл а с ти на ф едеральны е а в том а ги с тр а л и М 4 «Дон» и Мб «Каспий» в со о бщ е н и и с м о ско в ским т р а н сп ор тны м узлом . По ли н и и ра зви ти я тр а н с п о р т н о го к о р ид ор а «Север — Юг» и е го ш и ро тн о й с о с та в л яю щ ей ф едеральной д о р о ги Р119 «Орел — Ливны — Елец — Л и п е ц к — Тамбов» проектом п редл а гае тся с тр о и те л ь с тв о ю ж н о го а в то д о рож н о го об хода гор о д а Ельца по т р а с с е «Пят ницкая — Екатериновка» . Результатом вы полнения перечи сленны х м е р о пр и я ти й б уд е т увеличение о п о рн о й се ти к р а сче тн ом у c p o iw на 350 км, и общ ая пр о тяж е нн о с ть а втом обил ьны х д о р о г Л ипецкой обла с ти с о с т а в и т 7 7 5 0 км. В оздушный транспорт К с е в е р о -з а п а д у о т гор о д а Л ипецка , на р а сс то яни и 11 км, располож ен а э р о п о р т гр а ж д ан ско й а виации «Липецк», о б сл уж и в ающ и й па ссаж и р о в м е стным и л иниям и . А э р о п о р т 4 класса предназначен для вы полнения рейсовы х , чартерных , трениро вочны х , кон трольны х полетов и а виац ионны х рабо т . А э р о п о р т им ее т а эр о д р ом с одн о й ИВПП и с п о с о б е н п р и ним а ть возд уш ны е суда граж д ан ской а виации ти п а А н -2 , А н -1 2 , А н -2 4 , А н -2 6 , А н -3 0 , Як- 40 , Я к -42 , Т у -1 3 4 , а также в ер тол е то в все х типо в . На те р р и т о р и и а эр о по р та им ее тся а э р о вокзал на 200 па ссаж иро в . Годовой объем п а с саж и р с ки х пе р е в о зо к (по о тпр а вл е н ию на 0 1 .0 1 .2 0 0 5 г .) со с та вляе т 2 ,5 тыс . чел. А э р о п о р т еж едне вно о б сл уж ив ае т по 4 рей са : 2 — о тпра вления и 2 — п р и б ы тия . Тип эксп л уа ти р уемы х сам ол е тов — Як-40 . На го р о д с ки х те р р и то р и я х , в 6 км с е в е р о -за п а д не е о т о сн о в н о й за с тр о й ки , р а с п о л о жен а эр о д р ом МО. А эр о д р ом предназначен для об сл уж ив ани я у ч е б н о го м а ло вы со тно го п ило тиро вания . В сл е д с тви е н е значи тел ьно го удаления о т а эр о д р ом а п о л и гон о в м ало вы с о т н о го пило ти р о ва н и я т е р р и т о р и и п о д тр а с сам и полетов и п ол и гонам и во время п р о л е то в подверж ены д и скомф о р ту . Проектные предложения А э р о п о р т «Липецк» на ходится вбли зи си с тем ы тр ан зи тны х а зиа тски х м арш р у то в с и с темы о р га н и за ц и и во зд уш н о го д виж ения (О рВД ). Данная с и с тем а а зиа тски х м а р ш р ^ о в — во зд уш ны й к о р ид ор и м ож е т ра ссм а тр и ва ть ся как воздуш ная сос та вляющ ая МТК «Транс сиб» и «Север — Юг». П р о гр ам м о й ра зви ти я о с о б о й эко н ом и че с ко й зоны «Липецк» пре д у см о тр е н о о б с л уж и вание гр узо вы х и п а с саж и р с ки х п е р е в о зо к возд уш ным т р а н сп ор том . Для о б е спечения п о тр е б н о с ти клиен тов Л ипец кой о бл а с ти в граж д ан ской а ви а ц и и с у щ е с тв ующ и й а э р о п о р т «Липецк» в п е р спе к ти ве п одлеж и т ре ко н с т р у кц и и и к проек тном у c p o iw (20 2 5 г .) б уд е т а э р о п о р т ом II класса с а э р о д р ом ом «Б» и с одн о й ИВПП. Для вы хода ОЭЗ «Липецк» на п р оек тную м ощ но с ть и об сл уж ив ани я по тр е б и те л е й в о з д уш ным тр а н сп ор том п о тр е б уе тся р е ко н с т р уи р о в а ть а э р о п о р т Л и п е ц к или полно с тью п о с т р о и т ь новы й а э р о п о р т . Данный в о п р о с т р е б уе т про ра б о т ки с п е ц и а л и зи р о в а нн о й о р га н и заци и , которая р а з р аб о та е т генерал ьны й план б уд ущ е го м еж д уна р о д но го а эр о по р та . Трубопроводный транспорт О сно вное направление м а ги с трально го тр а н сп ор та нефти , неф тепродуктов и газа п р о хо д и т через Л и п е ц кую о бла с ть с во с то ка Р о сси и на запад и в страны Во с точной Европы . о бщ а я пр о тяж е нн о с ть м а ги с тр а л ь ны х т р у б о п р о в о д о в в о д н о ни точном и счи сл е н и и с о ставляе т 3 ,0 ты с . км, в том числе неф теп [зоводов — 4 2 5 км, неф те п р о д ук то п р о во д о в — 4 4 1 ,3 км, га зо п р о в о д о в — 2,1 ты с . км. О сн о вн о й д и ам е тр м а ги с трал ь ны х т р у б о п р о в о д о в — 1420 мм , 1220 мм , 7 2 0 мм , 530 мм. Прокладка м а ги с тр а л ь ны х т р у б о п р о в о д о в пр о и зве д е на в о сн о вн ом по д вум н апра в л е ниям : с во с то ка на запад — неф тепро воды «Дружба-1» и «Дружба-11», неф те п р о д ук то п р о во - ды «М и чури нски й — С тальной Конь» и «Н икольское — Воронеж» , га зо п р о во ды «Урен гой — Уж город» ; с се ве р а на ю г га зо п р о во ды «Серпухов — О стро гож ск» . Проектные предложения М ер о п р и я ти я по тр уб о п р о в о д н о й с и с т ем е на т е р р и т о р и и Л и п е ц ко й о бл а с ти н а п ра в л е ны на р а з в и ти е д и а гн о с ти к и , те хн и ч е с ко го пер ев о ор уж е н и я , ре ко н с т р у кц и и и капи тал ьно го рем он та объ е кто в м а ги с тр а л ь ны х т р уб о п р о в о д о в . У величени е п р о т яж е н н о с ти т р у б о п р о в о д о в на т е р р и т о р и и Л и п е ц ко й о б л а с ти б уд е т о сущ ес твл я ться за сче т д оп о л н и те л ьн о й проклад ки тр уб параллельно с ущ е с тв ующ им (лу- п и н ги для неф те п р о во до в ) или новых м ес тны х о твод о в га зо - и н еф те прод ук топро вод о в . Речной транспорт На т е р р и т о р и и Л и п е ц ко й о б л а с ти с се вера на ю г про те каю т д в е реки , ко торы е им ею т с уд охо д ны е участки — Дон и В оронеж . О бщ ая п р о тяж е нн о с ть с уд охо д ны х путей со с та вл я е т 119 килом е тров . В на с тоящ ее врем я р е г у л ^ н о е с уд о хо д с тв о не о сущ е с т вл яе тся . Река Дон на т е р р и т о р и и о б л а с ти им ее т пр о тяж е нн о с ть с у д о х о д н о го участка (о т г р а н и цы с В о р о н еж с ко й о б л а с тью д о с. Д ан ьш ино З а д о н с ко го р айона ) 3 9 км. Река В о р о н еж им е е т п р о тяж е нн о с ть с уд о хо д н о го участка (о т границы с В о р онеж ской о б л а с тью д о г. Л ип е ц ка ) 80 км. Проектные предложения П роектом пр е дл а гае тся о р га н и зо в а ть , с участием В о р о н еж с к о го р ечно го пор та , п а с с а ж и р с к и е а ге н тс тв а на реках Дон и В о р о н еж с пр и с та н ям и в с. Д о н с ко е и г. Л ипецке . Грузовы е пе р ев о зки буд у т о с ущ е с т вл я ть на о б е и х реках , но д о с т а в к у кр уп н о га б а р и тны х гр у зо в во зм ож н о о р га н и зо в а ть тол ько на реке Дон . По реке Дон ор ганизуе тся непреры вное сообщ ени е по всем у участку д о города Лебедянь. По реке Воронеж ор ганизую тся два участка: выше и ниже по течению о т города Липецк. С п р им е н е ни ем суд ов различны х т и п о в (о т во д ом е т н о го ка тера д о суд ов на во зд уш ной подуш ке ) пр е дл а гае тся о р га н и з о в а т ь кр у гл о го д и чн ую н а ви га цию . 9. ИНЖЕНЕРНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Вопоснабжение Липецкая область с избытком обеспечена ресурсами пресных подземных вод, в т.ч. по прогнозной оценке в объеме 1640 тыс. м^/ сутки, по данным разведочных работ — 1434 тыс. м^ / сутки (учтены в государственном балансе). Водоотбор по данным статотчета 2 ТП — Водхоз на 1.01.2005 г. значительно ниже и составляет 489,8 тыс. м^ / сутки. На участках с разведанными запасами извлекается 406,0 тыс. м^ / ^ к и , т.е. около 83 % от общего водоотбора. Потребителями воды хозяйственно-питьевого назначения являются: постоянное населе ние, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, потребляющие воду из сетей хозяйственно-питьевого водопровода. Объем воды питьевого качества, потребляемый населением Липецкой области на 01. 01.2015 г., будет составлять 710 тыс. MVcyr., в том числе городским населением — 612 тыс. м7сут., сельским — 98 тыс. м7сут., на 01. 01. 2025 г. водопотребление составит около 680 тыс. м^сут. Л Ресурсы подземных вод питьевого качества, составляющие по данным разведочных р а - ^ бот 1434 тыс. м7сутки (учтены в государственном балансе), в том числе разведанных для хозяйственно-питьевых целей — 964 тыс. м7сутки, обеспечат потребности в воде на хозяй ственно-питьевые н\лкды с избытком. Место для «Особой экономической зоны промышленно-производственного типа Липецк» на территории Грязинского района, с точки зрения водообеспечения, выбрано очень удач но. Это подтверждается тем, что утвержденные запасы подземных вод питьевого качества г. Липецка, разведанные, но не утвержденные запасы подземных вод питьевого качества Гря зинского района, а также существующие водозаборы того и другого районов превышают суммарное водопотребление названных районов (см. таблицу раздела «Водоснабжение. Современное состояние»). Это обстоятельство позволит при освоении ОЭЗ воспользоваться разведанными запа сами подземных вод и существующими водозаборными сооружениями названных районов, реконструируя и модернизируя их или построив новые водозаборные сооружения и подво дящие водопроводные сети с необходимыми инженерными сооружениями водоснабжения. Суммарный разрешенный водоотбор по двум названным районам составляет 603 тыс. m V сутки, суммарное расчетное водопотребление на 01.01.2015 г. составит 450 тыс. м7сутки. Для промышленного водопотребления ОЭЗ «Липецк» целесообразно воспользоваться существующим Матырским водохранилищем. Для дальнейшего развития водоснабжения Липецкой области проектом предусматрива ется строительство новых сооружений и сетей водоснабжения, а также развитие и реконст рукция существующих сооружений и сетей водоснабжения. Канализация Как было отмечено ранее, централизованной системой канализации с очистными соору жениями, в основном биологической очистки разной производительности, обеспечены де сять районных центров, в т.ч: г. Грязи, г. Данков, г. Елец, г. Задонск, с. Измалково, г. Лебе дянь, п. Лев Толстой, г. Липецк, с. Становое, г. Усмань и некоторые сельские населенные пункты. Практически все существующие очистные сооружения канализации требуют реконст рукции и расширения. Качество очищаемых на очистных сооружениях сточных вод в боль шинстве случаев не соответствует санитарным нормам сброса в водоем. Процент охвата населения канализацией довольно низкий: в среднем составляет 50-60 % в капитальной застройке и 10-20 % в индивидуальной застройке. Процент износа канализа ционных сетей довольно высок и составляет в разных районах от 60% до 90%. Объем водоотведения населением Липецкой области на 01.01.2015 г. будет составлять 630 тыс. м7сут., в том числе городским населением — 530 тыс. м7сут., сельским — 100 тыс. м7сут., на 01.01.2025 г. — 650 тыс. м7сут. Для дальнейшего развития канализации Липецкой области необходима реконструкция и модернизация существующих канализационных сетей и сооружений; строительство новых участков сетей и сооружений, особенно очистных сооружений полной биологической очис тки как в жилом, так и в промышленных секторах; при строительстве г. Романово и ОЭЗ i. «Липецк» необходимо создание собственных очистных сооружений. Электроснабжение Производство электроэнергии в Липецкой области осуществляется на десяти ТЭЦ, которые вырабатывают 3720 млн. кВт.ч электроэнергии. Общая установленная электри ческая мощность электростанций области составляет 780 МВт. Липецкая область является дефицитной по выработке электроэнергии. Основными потребителями электроэнергии в области являются промышленные пред приятия, на долю которых приходится 78 % электропотребления. Для надежного и бесперебойного электроснабжения предприятий в проектируемой ОЭЗ проектом предлагается размещение генерирующего источника — ТЭЦ, обеспечиваю щего электрической и тепловой энергией всех потребителей. В качестве резервного питания ОЭЗ предлагается присоединение потребителей к су ществующим сетям. Предусматривается перевооружение существующих электро- и теплогенерирующих мощностей, замещение части из них возобновляемыми источниками энергии (ВИЭ) для производства традиционных видов энергии. В районах, намечаемых под размещение новых предприятий, предусматривается ре конструкция морально устаревших источников и сетей. Газоснабжение Газоснабжение Липецкой области осуществляется от магистральных газопроводов «Уренгой — Помары — Ужгород», «Елец — Кременчуг — Кривой Рог», «Елец — Прогресс», «Елец — Курск — Кременчуг», «Елец — Курск — Диканька», «Ямбург — Елец», «Уренгой-1», «Петровск — Елец», «Краснодарский край — Серпухов», «Острогожск — Белоусово». Природный газ поступает на 46 газораспределительных станций. Природный газ является основным видом топлива в области при выработке энергоре сурсов. Удельный вес газа в топливном балансе при выработке тепловой и электрической энергии составляет 84,5 %. Уровень газификации Липецкой области природным газом составляет 78,9%, в горо дах и поселках — 88,8%, на селе — 64,3%. В 2004 году «Газпром» поставил потребителям области около 4,5 млрд, м^ газа. По состоянию на 1 июня 2005 года в регион поставлено более 2 млрд, м^ газа. По данным ОАО «Липецкоблгаз», в области отсутствует дефицит природного газа. Протяженность газопроводов составляет 15,2 тыс. км, из которых 11,7 тыс. км (82 %) приходится на населенные пункты, расположенные в сельской местности. На балансе ОАО «Липецкоблгаз» находится 835 газорегуляторных пунктов (ГРП), 1442 других газорегуляторных устройств (ШРП, ГРУ). В области газифицировано сетевым природным газом 154 промышленных, 58 сель- ^ скохозяйственных предприятий, 3866 коммунально-бытовых объектов, 382,8 тыс. квартир. Основными потребителями газа являются: • промышленные предприятия — 3285 млн. м^ (75 %); • население — 789 млн. м® (18 %). Для обеспечения потребителей ОЭЗ (проектируемой ТЭЦ) природным газом предла гается сооружение автоматической газораспределительной станции (АГРО) в непосред ственной близости от проектной ТЭЦ. На перспективу предусматривается осуществить 100 % газификацию потребителей области. Санитарная очистка В настоящее время планово-регулярная очистка организована в основном в городах, поселках городского типа и селах-райцентрах. Из 30 официальных полигонов ТБО в удов летворительном санитарно-техническом состоянии находятся четыре: в г. Лебедяни, се лах Становое, Волово, Доброе. Полигон твердых бытовых отходов (ТБО) «Венера», расположенный на западной окра ине города Липецка в 500-600 м к юго-востоку от поселка Венера, общей площадью 14,6 га, является серьезной угрозой окружающей среде и особенно подземным водам. В на стоящее время срок эксплуатации полигона ТБО истек, он оказался в санитарно-защитной зоне водозаборов (МУП «Липецкводоканал» №3 Трубный и №5 Сырский) и реально угро жает загрязнению подземных вод, поэтому принято решение о его закрытии и рекультива ции. Полигон складирования строительного мусора «Орлиный Лог», расположенный в г. Липецке на левом борту и в тальвеге б. Орлиный Лог, в чаше отработанного песчаного карьера, загрязняет подземные воды задонско-елецкого водоносного горизонта, который используется для водоснабжения г. Липецка, что недопустимо. В настоящее время завершено строительство полигонов ТБО в г. Грязи, с. Волово, г. Усмани. Настоящим проектом предусматривается; — в связи с закрытием полигона ТБО «Венера» в г. Липецке строительство нового полигона ТБО «Центролит» с принимаемым годовым объемом ТБО в брикетах высокой плотности. Срок складирования — 12 лет. Площадь полигона — 12 га. В 2004 г. был выпол нен первый этап работ; — завершение строительства полигонов ТБО в Измалковском, Добринском, Данковс- ком районах; — завершение строительства второй очереди полигонов ТБО в Становлянском, Хле- ' венском, Тербунском районах; — строительство полигонов ТБО в Лев-Толстовском и Добровском районах. В дальнейшем вблизи Липецко-Грязинской агломерации предусматривается строи тельство предподятия (завода) по переработке ТБО. Количество ТБО, подлежащее сбору, удалению и обезвреживанию по сельским насе ленным пунктам, прогнози^ется в объеме 300 тыс. м^ в год на период до 2015 г. и 263 тыс. м^ в год — на период до 2025 г. По городскому населению этот объем прогнозируется, соответственно, 820 тыс. м^в год и 770 тыс. м^в год. 10 . ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС Липецкая область располагает большим рекреационным и туристическим потенциа лом: — выгодное экономико-географическое положение; — благоприятные природные условия; — значительный объем культурно-исторического наследия; — развитая инфраструктура; — наличие бальнеологических ресурсов (лечебных грязей, минеральных вод). Все это создает предпосылки для развития крупного туристско-рекреационного комп лекса межрегионального, общероссийского и международного значения. Развитие рекреационного комплекса надо рассматривать как одно из приоритетных направлений хозяйственной деятельности и территориального планирования. Рекреация Липецкая область, расположенная на восточных склонах Среднерусской возвышеннос ти, частично на Окско-Донской низменности, в междуречье Дона и Воронежа, в лесостепной зоне бассейна верхнего Дона, обладает значительным рекреационным потенциалом. Природные УСЛОВИЯ и ресурсы Практически все природные условия области благоприятствуют развитию рекреации и ее видов: санаторно-курортного лечения, туризма, спорта, но степень использования их различна и зависит от спроса и инвестиционных возможностей. В данной работе выполнен детальный анализ природных ресурсов с точки зрения их использования для активного отдыха населения, а также для профилактических и лечеб но-оздоровительных мероприятий. С точки зрения лесорастительных условий наиболее благоприятными для организации различных видов отдыха являются дубовые широколиственные леса в Добровском, Гря- зинском. Задонском, Усманском, Елецком районах. Рекреационные функции лесов недо статочны. На территории области находятся уникальные объекты природы: заповедники (2), за казники (18), памятники природы (131), перечень которых приведен в таблице. Территория этих объектов представляет интерес с точки зрения туризма, отдыха, научного познания. Наибольший интерес с точки зрения научного познания и туристско - экскурсионной деятельности представляют заповедники: «Воронежский», «Галичья Гора», Дендрологи- (Продолжение на 9 -й стр .)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz