Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)

ЛИП ЕЦ КАЯ газета ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 7 февраля 2007 г., № 22 (22900) СХЕМА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Основные положения (Продолжение. Начало на 4 -7 -й стр.) 9. Закон «О правовом регулировании земельных правоотношений в Липецкой облас­ ти», 2003 г. 10. СниП 14-01-96 «Основные положения создания и ведения градостроительного ка­ дастра Российской Федерации» 8. ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Территория Липецкой области обслуживается транспортной инфраструктурой, кото­ рая интегрирована в транспортную сеть Центрального федерального округа и в Европей­ скую часть России (см. схему «Транспортная инфраструктура»). Транспортная инфраструктура области состоит из 4 видов транспорта — железнодо­ рожного, автомобильного, воздушного и трубопроводного. Магистральные транспортные коммуникации на территории области ориентированы по двум основным направлениям: с севера на юг проходят 4 магистрали — 2 железнодо­ рожные, 1 автомобильная и трубопроводы; с запада на восток проходят 3 магистрали — железная и автомобильная дороги и трубопроводы. Общая протяженность транспортных путей Липецкой области составляет 11270,3 тыс. км, из них 8,14 тыс. км — железные и автомобильные дороги, 3,0 тыс. км — трубопроводы. ПРОТЯЖЕННОСТЬ ТРАНСПОРТНЫХ КОММУНИКАЦИЙ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ №Ne п/п Наименование Протяженность транспортных коммуникаций, км Всего по Липецкой области 11270,3 Втом числе: 1 железные дороги 797,0 2 автомобильные дороги 7343,0 3 трубопроводы 3011,3 4 судоходные участки рек 119,0 Густота железнодорожных путей общего пользования (километров путей на 10000 квад­ ратных километров территории области) в 2003 году составила 314 км, что соответствует 7 месту, занимаемому Липецкой областью по этому показателю в Российской Федерации. Густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием (километров пу­ тей на 1000 квадратных километров территории области) — 217 км (7 место). ГРУЗОВЫЕ И ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ ТРАНСПОРТОМ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ В 2003 г. Грузовые перевозки, млн. тонн Пассажирские перевозки, млн. чел. Всего 82,9 Всего 196,8 В том числе: В том числе: железнодорожный 24,5 железнодорожный 3,5 автомобильный 58,4 автомобильный 193,3 К настоящему времени на территории области действуют два транспортных узла: Гря­ зи и Елец, которые расположены на основных транспортных магистральных направлениях и обслуживают город Липецк. Транспортные узлы обсл ^иваю т транзитные грузо- и пас­ сажиропотоки, распределяют внешние и формируют областные грузо- и пассажиропото­ ки. Город Липецк для области является в основном автомобильным транспортным узлом. Здесь сосредотачиваются направления автомобильных дорог областного значения. Проектные предложения Через Липецкую область будет проходить международный транспортный коридор (МТК) «Север — Юг» (NS), который должен обеспечить повышение эффективности российских экспортно-импортных и международных транзитных перевозок в сообщении со странами Северо-Западной Европы, Средней Азии, Ближнего Востока и Южной Азии. Федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России (2002— 2010 годы)» и Подпрограммой «Международные транспортные коридоры» предпо­ лагается до 2010 года, в основном, сформировать систему международных транспортных коридоров на территории России. Основное направление транспортного коридора «Север — Юг» (NS), включающего транс­ порт Липецкой области в свою структуру: «Финляндия — С.-Петербург — Москва — Астрахань — Каспийское море — Иран — страны Персидского залива». Ответвления: меридиональное: «Москва — Ростов-на-Дону — Новороссийск»; широтное; «Белоруссия — Брянск — Тамбов/Борисоглебск» Приведенные направления транспортного коридора будут обеспечивать следующие существующие коммуникации Липецкой области: Железные дороги Основной железнодорожный маршрут: NSR: «Бусловская (граница с Финляндией) — С.-Петербург — Москва — Рязань — Ми­ чуринск — ^ищ е в о — Саратов — Волгоград/Урбах — Верхний Баскунчак — Астрахань». Ответвления: широтное — NSR2: «Понятовка (Россия) — Брянск — Орел — Елец — Мичуринск»; меридиональное — NSR4: «Мичуринск — Лиски — Лихая — Ростов — Краснодар — НовороссийскДуапсе — Сочи — Веселое (Россия)». Автомобильные дороги Основной автомобильный маршрут: i» NSA: «Торфяновка (граница с Финляндией) — С.-Петербург — Великий Новгород — Тверь — Москва — Кашира — Тамбов — Борисоглебск — Волгоград — Астрахань». Ответвления: меридиональное — NSA2: «Кашира — Воронеж — Каменск-Шахтинский — Ростов-на- Дону — Павловская — Краснодар — Новороссийск»; широтное — NSA4: «Кричев (Белоруссия)/Рославль (Россия) — Брянск — Орел — Елец — Воронеж — Борисоглебск — (Маратов — Озинки (граница с Казахстаном)». В процессе реализации Федеральной целевой программы «Модернизация транспорт­ ной системы России (2002-2010 годьО» и с учетом положений Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 г. транспортная инфраструктура Липецкой об­ ласти будет сформирована в наибольшем объеме для обслуживания потребителей меж­ дународного, федерального, окружного и областного уровней. Общая протяженность транспортных путей Липецкой области в 2010 году составит 11570 тыс. км, из них 8,29 тыс. км — железные и автомобильные дороги, 3,1 тыс. км — трубопроводы и 180 км судоходных участков рек Дон и Воронеж. К 2025 году общая щэотяженность транспортных путей Липецкой области составит 12370 тыс. км, из них 8,75 тыс. км — железные и автомобильные дороги, 3,3 тыс. км — трубопроводы и 320 км судоходных участков рек Дон и Воронеж. ГРУЗОВЫЕ И ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ ТРАНСПОРТОМ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ В 2010 г. Грузовые перевозки, млн. тонн Пассажирские перевоэки, млн. чел. Всего 95 Всего 204 В том числе; В том числе: железнодорожный 35 железнодорожный 4,0 автомобильный 60 автомобильный 200 ГРУЗОВЫЕ И ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ ТРАНСПОРТОМ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ В 2025 г. Грузовые перевозки, млн. тонн Пассажирские перевозки, млн. чел. Всего 190 Всего 406 В том числе: В том числе: железнодорожный 90 железнодорожный 6,5 автомобильный 100 автомобильный 400 Железнодорожный транспорт Протяженность железных дорог Липецкой области составляет 797 км. На сети желез­ ных дорог расположено станции, разъездов, остановочных пунктов в количестве 81. Сеть железных дорог Липецкой области образуют: • две линии меридионального направления I-III категории: 1. Мичуринск — Воронеж — Лиски (участок федеральной магистрали Москва — Рос­ тов-на-Дону); 2. Узловая 1 — Старый Оскол (участок магистрали, дублирующей направление Мос­ ква — Ростов-на-Дону); • одна линия широтного направления II-III категории: Орел — Липецк — Поворино (уча­ сток магистрали Брянск — Волгоград). Перечисленные линии общегосударственного, федерального и регионального значе­ ния связывают между собой экономические районы России. Линии двухпутные, в основ­ ном электрифицированы. Дополняют железнодорожную сеть 3 линии IV категории; 1. Елец — TpoeiwpoBo; 2. Ожерелье — Богоявленск; 3. Горбачеве — Раненбург. Линии местного значения, однопутные, с тепловозной тягой. Проектные предложения На территории Липецкой области произойдет развитие железнодорожной сети магис­ тральных линии и линий местного значения. Развитие сети магистральных линий будет производиться по подпрограмме «Желез­ нодорожный транспорт» Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)». Железнодорожная сеть местного значения б^дет развиваться, по инициативе потреби­ телей Липецкой области, силами Юго-Восточной железной дороги, в том числе с привле­ чением средств заказчиков. На основном направлении грузового движения в Липецкой области — «Люблино — Кочетовка-1 — Грязи — Лиски» будет вводиться унифицированная длина грузовых поездов в 71 условный вагон. Для обеспечения пропуска грузовых поездов на этой линии будет проводиться реконструкция станций с удлинением приемо-отправочных путей. После исчерпания пропускной способности намеченных направлений и при условии роста благосостояния населения России возникнет потребность в сооружении высокоско­ ростных магистралей (ВСМ) на территории России. Развитие высокоскоростного пассажирского движения является одним из приоритет­ ных направлений деятельности компании ОАО «РЖД». Одним из наиболее перспективных для организации скоростного железнодорожного сообщения является направление «Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону — Краснодар». Для максимального использования железнодорожной сети областного значения и ра­ ционального использования в перевозках пассажиров Юго-Восточная железная дорога закупила и внедряет подвижной состав «Рельсовые автобусы». Между городами Липецк и Грязи формируется особая экономическая зона «Липецк», вследствие этого будет развиваться и транспортный узел «Грязи» с созданием логисти­ ческого центра. Данным проектом предусматривается проложить новый объездной железнодорожный путь в обход города Липецка в южном направлении для пропуска транзитных составов и для прямой доставки грузов особой экономической зоны «Липецк», а также прямого же­ лезнодорожного пассажирского сообщения «Романово — Казинка». Южный железнодо­ рожный обход города Липецка «Чириково — Грязи-Орловские» протяженностью 50 км, двухпутный, электрифицированный. Предлагается также провести реконструкцию меридионального участка «Узловая 1 — Елец — Старый Оскол» (Юго-Восточной железной дороги) до I категории, как участок- дублер магистральной линии «Мичуринск — Грязи — Воронеж — Лиски — Ростов-на-Дону» международного транспортного коридора «Центр — Юг». Проектом предлагается новый участок трассы ВСМ, проходящий по территории Ли­ пецкой области, для разгрузки магистрального направления «Мичуринск — Грязи — Лис­ ки» транспортного коридора «Север — Юг» и направить по менее загруженному направле­ нию «Москва — Ожерелье — Милославское — Лев Толстой — Липецк — Воронеж — Ростов- на-Дону». Протяженность участка в границах области составит 150 км. Автомобильный транспорт А в том об ил ьным тр а н сп ор том в Л ипецкой о бла с ти осущ ес твляе тся более 70 % о т о б ­ щ е го объем а пе р е в о зо к грузо в и пассаж иро в . На 1 января 2005 года а втом обил ьны й парк Л ипец кой о бла с ти со с та вил 2 4 9 ,6 тысячи а в то тр а н сп о р т ны х сре д с тв , в том числе грузо вы е а в том об ил и со ста вляли 15 ,7 %, а в то б у ­ сы — 2 ,4 %, ле гко вы е а в том об ил и — 80 ,7 %. Грузовой парк на счи ты вае т 39,1 ты с . а втом обилей , из них 22 ,2 тыс. а в том об ил ей н а хо ­ д я тся в о р га н и за ц и я х различны х о траслей эконом и ки . Объем перев о зки грузо в в 2003 год у со с та вил 5 8 ,4 млн . тонн (4 м е с то по Ц ентральном у ф едерал ьном у округу ). Общ ее количе с тво а в то б у со в обла с ти со с та вл яе т 6,1 ты с . , в том числе 4,1 ты сячи а в тоб усо в принадлеж а т акци онерным о р га ни зац иям , малым п р е д прия тиям и частным вла ­ д ельцам , остальны е ав тоб усы находится в сп е ци а л и зи р о в а нны х а в то тран спор тны х п р е д ­ приятиях , о сущ е с т вл яющ и х ре гулярны е па с саж и р с ки е перевозки . Л е гко вы х а в том о б ил е й в обла с ти насчи ты вае тся 2 0 1 ,5 ты сячи , из них ле гко вы х а в то ­ м обилей индивидуал ьны х владельцев — 193 ,8 тыс . Сеть а втом обил ьны х д о р о г Л ипецкой о бла с ти хара к тери зуе тся сл ед ующ им и п о ка за те ­ лями : общ ая п р о тяж енно с ть се ти со ста вляе т 7343 км (из них 5221 км — с твердым п о кры ­ ти ем ) , в том числе се ть о бщ е го пользо вания — 6 ты с . км, из них 4 ,6 ты с . км (77 % ) со с та вл яю т д о р о ги с асф альтовым покры тием . С труктура а вто д о рож н о й се ти следующая : ф едеральны е д о р о ги — 3 3 9 км; д о р о ги о б ­ л а с тн о го значения — 272 км и д о р о ги м е с тн о го значения — 5 ,4 тыс . км. П ло тность а втом обил ьны х д о р о г о бщ е го пользования на 1000 км^ т е р р и т о р и и области со с та вл яе т 250 км. Из общ ей се ти автом обил ьны х д о р о г следуе т вы делить ряд о сно вны х д о р о г , ко торы е ф о рм и р ую т а в то тр а н сп о р т ны е по токи Л ипец кой обла с ти . Такими д о р о гам и являю тся : • федеральная а втом а ги с тр а л ь М 4 «Дон» М осква — В оронеж — Р о с то в -н а -Д о н у — К раснодар — Н о в о р о с си й с к , с подъездом к Липецку , которая вход и т в е вр о п е й с к ую се ть м арш р у то в под инд е ксом Е 115 ' • ф едеральны е д о р о ги Р119 «Орел — Ливны — Елец — Л ипецк — Тамбов» и Р 193 «Воронеж — Тамбов» ; • о б л а с тн о го значения д о р о ги Р 126 «Рязань — Ряжск — Але к са н др о -Н е в с ки й — Данков — Ефремов», Р 203 «Липецк — Грязи — Песковатка» , Р 204 «Липецк — М ичуринск» и Р 205 «Липецк — Данков» . Проектные предложения Рост о бъ ем о в пе р е в о зо к на автом обил ьном тр а н сп о р те б уде т связан с увеличением объ ем о в п р о и зво д с тва , ра сш и р е н и ем сферы усл у г , р о с том м еж д ународ ной т о р го в л и , р а з ­ ви тием тран зи тны х пе р е в о зо к по тр а ссам м ежд ународны х тра н сп ор тны х ко рид оро в , п р о ­ ходящ и х по т е р р и т о р и и Л и п е ц ко й области . При э том ож идаю тся и зм енения в с тр ук туре парка тра н сп ор тны х ср е д с т в — увеличится удельны й вес кр упнотоннаж ны х и м алотоннажных грузо вы х а в том об ил ей гр у зо п о д ъ ем н о с ­ тью д о 1,5 тонны , а в то б у со в ср е дн е й и малой вм е с тим о с ти . Грузовой парк Л ипец кой области со с та в и т в 2010 год у 40 ты с . а в том об ил ей , в 2025 год у — 67 ты с . а в том обилей . Объем перев о зки гр у зо в а в то тр а н сп о р том в 2010 год у буде т на счи ты ва ть 60 млн . тонн , в 2025 год у — 100 млн . тонн . Наличие а в тоб усо в о бщ е го пользования Л ипец кой области с о с т а в и т в 2010 год у — 1000 ш т., в 2025 год у — 18()0 шт. Количество переве зенны х па ссаж и р о в а в тоб усам и о бщ е го пользования п р о гн о з и р у е т ­ ся в 2010 го д у — 200 млн . п а с саж иро в , в 2 0 2 5 год у — 4 0 0 млн . па ссаж иро в . П овыш ение уро вня д о хо д о в населения буде т сп о со б с тв о в а ть р о с ту уровня а в т ом о б и ­ л и заци и — к 2010 год у количе ство ле гковы х а в том об ил ей в со б с т в е н н о с ти граждан Л и п е ц ­ кой о бл а с ти п р о гн о зи р уе тс я в количестве 260 тысяч , в 2025 год у — 4 5 0 тысяч . На те р р и т о р и и Л ипец кой обла с ти д о 2025 год а б уд у т про води ться м еропри я тия , по л ­ но с тью о твечающ ие тр еб о ваниям п о д про граммы «Автомобильные дор о ги » Ф едерал ьной целевой пр о гр аммы «М одерни зация т р а н сп ор тн о й си с темы Р о сси и (20 0 2 — 2010 годы )» . К п р и о ри те тным задачам со ве рш е н с тво ва н и я и развития д о р ож н о й се ти о тно ся тся : — формирование опорной дорожной сети, включающей федеральные и основные тер­ риториальные автомобильные дороги для обеспечения экономического роста и повыше­ ния мобильности населения, улучшения транспортных связей между регионами РФ; — п р е д усм а тр и в ае тся пе р е хо д к тре хур о вн е во й с и с тем е автом обил ьны х д о р о г о бщ е го пользования , вклю чающ ей федеральны е , тер р и то р и а л ьны е и м униципальны е д о р о ги ; — п р о ведение р а б о т по ул учш ению тр а н с п о р т н о -э к с п л у а т а ц и о н н о го со с то я н и я д о р о ж ­ ной се ти . В Ц ентральном ф едеральном о кр у ге п р е д усм а тр и в ае тся ре конс трукц ия вы ходящ их из М осквы голо в ны х участков федеральны х м а ги с тр а ле й с у с тр о й с тв ом 6 -8 -п о л о с н о й п р о е з ­ жей части и далее в пределах окр у га с у с тр о й с тв ом 4 полос движ ения . С оздание те рм и н а л ь н о -л о ги с ти ч е с к о го комплекса (тип № 4 ) в Л и п е ц ко й о бл а с ти на напра влени и е в р о а зи а тс ко го ко р ид ор а «Север — Юг» пл ани руется за ве рш и т ь к 2010 — 2012 гг . П роектная м ощ но с ть комплекса — 0 ,8 млн. т в год . В результа те р е али зации п р о грамм ны х м е р о пр и я ти й к 2020 г. будут : — проведены модернизация и реконструкция федеральных ма гистралей по нормативам I кате гории с устройством мно гополосной проезжей части, что позволит обеспечить нормаль ­ ные условия движения для растущих международных и межрегиональных потоков автом о ­ бильного транспор та на основных направлениях международных транспортны х коридоров ; — о б е сп е че н о п р о хож дение тран сп ор тны х по то ко в в о б хо д п е р е гр уж е н н о го д виж ением М о с к о в с к о го т р а н с п о р т н о го узла путем с тр о и те л ь с тв а хордо вы х и соеди ни тел ьны х д о р о г по н аиболее на груж енным направлениям в Л ипецкой о бла с ти «Воронеж — Л ипецк — N - зань — Н ижний Н о в го р о д — Киров». Общая пр о тяж е нн о с ть автом обил ьны х д о р о г о бщ е го пользования в Л и п е ц ко й обла с ти , т р е б ующ и х ре ко н с т р укц и и для о б у с тр о й с тв а а сф ал ь то во го покры тия , со с та вл яе т 1,5 тыс . килом е тро в . П ро хождение ф едеральны х а втом а ги с тр а л ей по те р р и т о р и и Л ипецкой о бла с ти с р а с ­ стоянием между ними в 150 км позволяе т развивать се ть автом обил ьны х д о р о г о б л а с т н о ­ го значения в ш и ро тном напра влени и . Такое р еш ение д а с т во зм ож но с ти перехода т р а н ­ зитны х по токов с одн о й м а ги с трали на д р у гую м а ги с тр а л ь и у сил и т ь а вто тр а н сп о р т но е об сл уж ив ани е Л ипец кой области . Для со здания новых д о р о г п о треб уе тся , в о сно вном , ре конс трукц ия по II и III т е хн и ч е с ­ кой ка те гории с перев одом участков д о р о г из местны х в класс областны х , а при и н т е н с и в ­ ном и спол ьзо вании тра н сп ор тны х ко р ид ор о в — в класс федеральных . Для межрайонных и межобластных автотранспортных связей данным проектом предла га ­ ется ор ганизовать новые или усилить сущ ествующ ие маршруты следования автотранспорта . П риори те тным с тр о и те л ь с тв ом д о 2010 г. буде т со о р уж е ни е н о в о го а в то д о рож н о го об хода гор о д а Л ипецка по т р а с с е «Доброе — Б руслано вка — Романово» и «Фащевка — Песковатка» . Это свя зано с ра зви ти ем о со б о й эко н ом и че ско й зоны «Липецк» и наличием на те р р и т о р и и го р о д а с ущ е с тв ую щ е го обхода . При гра д о с тр о и те л ьн ом ра зви ти и г. Л и п е ц ­ ка с ущ е с тв ующ и й о б хо д п е р ей д е т в се ть гор о д с ки х м а ги с тралей . В п е р и о д д о 2025 г. проек том предла гае тся о р га н и зо в а ть т р а н сп ор тны е м арш руты по а в то д о ро гам в со о бщ е ни я х «Липецк — Л ебедян ь — Данков — Чернава — М и хайлов — С ко ­ пин» и «Данков — Куркино — Б о городицк» . Данные направления буд у т с п о с о б с т в о в а т ь прям ом у вы ходу о бл а с ти на ф едеральны е а в том а ги с тр а л и М 4 «Дон» и Мб «Каспий» в со о бщ е н и и с м о ско в ским т р а н сп ор тны м узлом . По ли н и и ра зви ти я тр а н с п о р т н о го к о р ид ор а «Север — Юг» и е го ш и ро тн о й с о с та в л яю ­ щ ей ф едеральной д о р о ги Р119 «Орел — Ливны — Елец — Л и п е ц к — Тамбов» проектом п редл а гае тся с тр о и те л ь с тв о ю ж н о го а в то д о рож н о го об хода гор о д а Ельца по т р а с с е «Пят­ ницкая — Екатериновка» . Результатом вы полнения перечи сленны х м е р о пр и я ти й б уд е т увеличение о п о рн о й се ти к р а сче тн ом у c p o iw на 350 км, и общ ая пр о тяж е нн о с ть а втом обил ьны х д о р о г Л ипецкой обла с ти с о с т а в и т 7 7 5 0 км. В оздушный транспорт К с е в е р о -з а п а д у о т гор о д а Л ипецка , на р а сс то яни и 11 км, располож ен а э р о п о р т гр а ж ­ д ан ско й а виации «Липецк», о б сл уж и в ающ и й па ссаж и р о в м е стным и л иниям и . А э р о п о р т 4 класса предназначен для вы полнения рейсовы х , чартерных , трениро вочны х , кон трольны х полетов и а виац ионны х рабо т . А э р о п о р т им ее т а эр о д р ом с одн о й ИВПП и с п о с о б е н п р и ­ ним а ть возд уш ны е суда граж д ан ской а виации ти п а А н -2 , А н -1 2 , А н -2 4 , А н -2 6 , А н -3 0 , Як- 40 , Я к -42 , Т у -1 3 4 , а также в ер тол е то в все х типо в . На те р р и т о р и и а эр о по р та им ее тся а э р о ­ вокзал на 200 па ссаж иро в . Годовой объем п а с саж и р с ки х пе р е в о зо к (по о тпр а вл е н ию на 0 1 .0 1 .2 0 0 5 г .) со с та вляе т 2 ,5 тыс . чел. А э р о п о р т еж едне вно о б сл уж ив ае т по 4 рей са : 2 — о тпра вления и 2 — п р и б ы ­ тия . Тип эксп л уа ти р уемы х сам ол е тов — Як-40 . На го р о д с ки х те р р и то р и я х , в 6 км с е в е р о -за п а д не е о т о сн о в н о й за с тр о й ки , р а с п о л о ­ жен а эр о д р ом МО. А эр о д р ом предназначен для об сл уж ив ани я у ч е б н о го м а ло вы со тно го п ило тиро вания . В сл е д с тви е н е значи тел ьно го удаления о т а эр о д р ом а п о л и гон о в м ало вы ­ с о т н о го пило ти р о ва н и я т е р р и т о р и и п о д тр а с сам и полетов и п ол и гонам и во время п р о л е ­ то в подверж ены д и скомф о р ту . Проектные предложения А э р о п о р т «Липецк» на ходится вбли зи си с тем ы тр ан зи тны х а зиа тски х м арш р у то в с и с ­ темы о р га н и за ц и и во зд уш н о го д виж ения (О рВД ). Данная с и с тем а а зиа тски х м а р ш р ^ о в — во зд уш ны й к о р ид ор и м ож е т ра ссм а тр и ва ть ся как воздуш ная сос та вляющ ая МТК «Транс ­ сиб» и «Север — Юг». П р о гр ам м о й ра зви ти я о с о б о й эко н ом и че с ко й зоны «Липецк» пре д у см о тр е н о о б с л уж и ­ вание гр узо вы х и п а с саж и р с ки х п е р е в о зо к возд уш ным т р а н сп ор том . Для о б е спечения п о тр е б н о с ти клиен тов Л ипец кой о бл а с ти в граж д ан ской а ви а ц и и с у ­ щ е с тв ующ и й а э р о п о р т «Липецк» в п е р спе к ти ве п одлеж и т ре ко н с т р у кц и и и к проек тном у c p o iw (20 2 5 г .) б уд е т а э р о п о р т ом II класса с а э р о д р ом ом «Б» и с одн о й ИВПП. Для вы хода ОЭЗ «Липецк» на п р оек тную м ощ но с ть и об сл уж ив ани я по тр е б и те л е й в о з ­ д уш ным тр а н сп ор том п о тр е б уе тся р е ко н с т р уи р о в а ть а э р о п о р т Л и п е ц к или полно с тью п о ­ с т р о и т ь новы й а э р о п о р т . Данный в о п р о с т р е б уе т про ра б о т ки с п е ц и а л и зи р о в а нн о й о р га ­ н и заци и , которая р а з р аб о та е т генерал ьны й план б уд ущ е го м еж д уна р о д но го а эр о по р та . Трубопроводный транспорт О сно вное направление м а ги с трально го тр а н сп ор та нефти , неф тепродуктов и газа п р о хо ­ д и т через Л и п е ц кую о бла с ть с во с то ка Р о сси и на запад и в страны Во с точной Европы . о бщ а я пр о тяж е нн о с ть м а ги с тр а л ь ны х т р у б о п р о в о д о в в о д н о ни точном и счи сл е н и и с о ­ ставляе т 3 ,0 ты с . км, в том числе неф теп [зоводов — 4 2 5 км, неф те п р о д ук то п р о во д о в — 4 4 1 ,3 км, га зо п р о в о д о в — 2,1 ты с . км. О сн о вн о й д и ам е тр м а ги с трал ь ны х т р у б о п р о в о д о в — 1420 мм , 1220 мм , 7 2 0 мм , 530 мм. Прокладка м а ги с тр а л ь ны х т р у б о п р о в о д о в пр о и зве д е на в о сн о вн ом по д вум н апра в л е ­ ниям : с во с то ка на запад — неф тепро воды «Дружба-1» и «Дружба-11», неф те п р о д ук то п р о во - ды «М и чури нски й — С тальной Конь» и «Н икольское — Воронеж» , га зо п р о во ды «Урен гой — Уж город» ; с се ве р а на ю г га зо п р о во ды «Серпухов — О стро гож ск» . Проектные предложения М ер о п р и я ти я по тр уб о п р о в о д н о й с и с т ем е на т е р р и т о р и и Л и п е ц ко й о бл а с ти н а п ра в л е ­ ны на р а з в и ти е д и а гн о с ти к и , те хн и ч е с ко го пер ев о ор уж е н и я , ре ко н с т р у кц и и и капи тал ьно ­ го рем он та объ е кто в м а ги с тр а л ь ны х т р уб о п р о в о д о в . У величени е п р о т яж е н н о с ти т р у б о п р о в о д о в на т е р р и т о р и и Л и п е ц ко й о б л а с ти б уд е т о сущ ес твл я ться за сче т д оп о л н и те л ьн о й проклад ки тр уб параллельно с ущ е с тв ующ им (лу- п и н ги для неф те п р о во до в ) или новых м ес тны х о твод о в га зо - и н еф те прод ук топро вод о в . Речной транспорт На т е р р и т о р и и Л и п е ц ко й о б л а с ти с се вера на ю г про те каю т д в е реки , ко торы е им ею т с уд охо д ны е участки — Дон и В оронеж . О бщ ая п р о тяж е нн о с ть с уд охо д ны х путей со с та вл я е т 119 килом е тров . В на с тоящ ее врем я р е г у л ^ н о е с уд о хо д с тв о не о сущ е с т вл яе тся . Река Дон на т е р р и т о р и и о б л а с ти им ее т пр о тяж е нн о с ть с у д о х о д н о го участка (о т г р а н и ­ цы с В о р о н еж с ко й о б л а с тью д о с. Д ан ьш ино З а д о н с ко го р айона ) 3 9 км. Река В о р о н еж им е е т п р о тяж е нн о с ть с уд о хо д н о го участка (о т границы с В о р онеж ской о б л а с тью д о г. Л ип е ц ка ) 80 км. Проектные предложения П роектом пр е дл а гае тся о р га н и зо в а ть , с участием В о р о н еж с к о го р ечно го пор та , п а с с а ­ ж и р с к и е а ге н тс тв а на реках Дон и В о р о н еж с пр и с та н ям и в с. Д о н с ко е и г. Л ипецке . Грузовы е пе р ев о зки буд у т о с ущ е с т вл я ть на о б е и х реках , но д о с т а в к у кр уп н о га б а р и тны х гр у зо в во зм ож н о о р га н и зо в а ть тол ько на реке Дон . По реке Дон ор ганизуе тся непреры вное сообщ ени е по всем у участку д о города Лебедянь. По реке Воронеж ор ганизую тся два участка: выше и ниже по течению о т города Липецк. С п р им е н е ни ем суд ов различны х т и п о в (о т во д ом е т н о го ка тера д о суд ов на во зд уш ной подуш ке ) пр е дл а гае тся о р га н и з о в а т ь кр у гл о го д и чн ую н а ви га цию . 9. ИНЖЕНЕРНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Вопоснабжение Липецкая область с избытком обеспечена ресурсами пресных подземных вод, в т.ч. по прогнозной оценке в объеме 1640 тыс. м^/ сутки, по данным разведочных работ — 1434 тыс. м^ / сутки (учтены в государственном балансе). Водоотбор по данным статотчета 2 ТП — Водхоз на 1.01.2005 г. значительно ниже и составляет 489,8 тыс. м^ / сутки. На участках с разведанными запасами извлекается 406,0 тыс. м^ / ^ к и , т.е. около 83 % от общего водоотбора. Потребителями воды хозяйственно-питьевого назначения являются: постоянное населе­ ние, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, потребляющие воду из сетей хозяйственно-питьевого водопровода. Объем воды питьевого качества, потребляемый населением Липецкой области на 01. 01.2015 г., будет составлять 710 тыс. MVcyr., в том числе городским населением — 612 тыс. м7сут., сельским — 98 тыс. м7сут., на 01. 01. 2025 г. водопотребление составит около 680 тыс. м^сут. Л Ресурсы подземных вод питьевого качества, составляющие по данным разведочных р а - ^ бот 1434 тыс. м7сутки (учтены в государственном балансе), в том числе разведанных для хозяйственно-питьевых целей — 964 тыс. м7сутки, обеспечат потребности в воде на хозяй­ ственно-питьевые н\лкды с избытком. Место для «Особой экономической зоны промышленно-производственного типа Липецк» на территории Грязинского района, с точки зрения водообеспечения, выбрано очень удач­ но. Это подтверждается тем, что утвержденные запасы подземных вод питьевого качества г. Липецка, разведанные, но не утвержденные запасы подземных вод питьевого качества Гря­ зинского района, а также существующие водозаборы того и другого районов превышают суммарное водопотребление названных районов (см. таблицу раздела «Водоснабжение. Современное состояние»). Это обстоятельство позволит при освоении ОЭЗ воспользоваться разведанными запа­ сами подземных вод и существующими водозаборными сооружениями названных районов, реконструируя и модернизируя их или построив новые водозаборные сооружения и подво­ дящие водопроводные сети с необходимыми инженерными сооружениями водоснабжения. Суммарный разрешенный водоотбор по двум названным районам составляет 603 тыс. m V сутки, суммарное расчетное водопотребление на 01.01.2015 г. составит 450 тыс. м7сутки. Для промышленного водопотребления ОЭЗ «Липецк» целесообразно воспользоваться существующим Матырским водохранилищем. Для дальнейшего развития водоснабжения Липецкой области проектом предусматрива­ ется строительство новых сооружений и сетей водоснабжения, а также развитие и реконст­ рукция существующих сооружений и сетей водоснабжения. Канализация Как было отмечено ранее, централизованной системой канализации с очистными соору­ жениями, в основном биологической очистки разной производительности, обеспечены де­ сять районных центров, в т.ч: г. Грязи, г. Данков, г. Елец, г. Задонск, с. Измалково, г. Лебе­ дянь, п. Лев Толстой, г. Липецк, с. Становое, г. Усмань и некоторые сельские населенные пункты. Практически все существующие очистные сооружения канализации требуют реконст­ рукции и расширения. Качество очищаемых на очистных сооружениях сточных вод в боль­ шинстве случаев не соответствует санитарным нормам сброса в водоем. Процент охвата населения канализацией довольно низкий: в среднем составляет 50-60 % в капитальной застройке и 10-20 % в индивидуальной застройке. Процент износа канализа­ ционных сетей довольно высок и составляет в разных районах от 60% до 90%. Объем водоотведения населением Липецкой области на 01.01.2015 г. будет составлять 630 тыс. м7сут., в том числе городским населением — 530 тыс. м7сут., сельским — 100 тыс. м7сут., на 01.01.2025 г. — 650 тыс. м7сут. Для дальнейшего развития канализации Липецкой области необходима реконструкция и модернизация существующих канализационных сетей и сооружений; строительство новых участков сетей и сооружений, особенно очистных сооружений полной биологической очис­ тки как в жилом, так и в промышленных секторах; при строительстве г. Романово и ОЭЗ i. «Липецк» необходимо создание собственных очистных сооружений. Электроснабжение Производство электроэнергии в Липецкой области осуществляется на десяти ТЭЦ, которые вырабатывают 3720 млн. кВт.ч электроэнергии. Общая установленная электри­ ческая мощность электростанций области составляет 780 МВт. Липецкая область является дефицитной по выработке электроэнергии. Основными потребителями электроэнергии в области являются промышленные пред­ приятия, на долю которых приходится 78 % электропотребления. Для надежного и бесперебойного электроснабжения предприятий в проектируемой ОЭЗ проектом предлагается размещение генерирующего источника — ТЭЦ, обеспечиваю­ щего электрической и тепловой энергией всех потребителей. В качестве резервного питания ОЭЗ предлагается присоединение потребителей к су­ ществующим сетям. Предусматривается перевооружение существующих электро- и теплогенерирующих мощностей, замещение части из них возобновляемыми источниками энергии (ВИЭ) для производства традиционных видов энергии. В районах, намечаемых под размещение новых предприятий, предусматривается ре­ конструкция морально устаревших источников и сетей. Газоснабжение Газоснабжение Липецкой области осуществляется от магистральных газопроводов «Уренгой — Помары — Ужгород», «Елец — Кременчуг — Кривой Рог», «Елец — Прогресс», «Елец — Курск — Кременчуг», «Елец — Курск — Диканька», «Ямбург — Елец», «Уренгой-1», «Петровск — Елец», «Краснодарский край — Серпухов», «Острогожск — Белоусово». Природный газ поступает на 46 газораспределительных станций. Природный газ является основным видом топлива в области при выработке энергоре­ сурсов. Удельный вес газа в топливном балансе при выработке тепловой и электрической энергии составляет 84,5 %. Уровень газификации Липецкой области природным газом составляет 78,9%, в горо­ дах и поселках — 88,8%, на селе — 64,3%. В 2004 году «Газпром» поставил потребителям области около 4,5 млрд, м^ газа. По состоянию на 1 июня 2005 года в регион поставлено более 2 млрд, м^ газа. По данным ОАО «Липецкоблгаз», в области отсутствует дефицит природного газа. Протяженность газопроводов составляет 15,2 тыс. км, из которых 11,7 тыс. км (82 %) приходится на населенные пункты, расположенные в сельской местности. На балансе ОАО «Липецкоблгаз» находится 835 газорегуляторных пунктов (ГРП), 1442 других газорегуляторных устройств (ШРП, ГРУ). В области газифицировано сетевым природным газом 154 промышленных, 58 сель- ^ скохозяйственных предприятий, 3866 коммунально-бытовых объектов, 382,8 тыс. квартир. Основными потребителями газа являются: • промышленные предприятия — 3285 млн. м^ (75 %); • население — 789 млн. м® (18 %). Для обеспечения потребителей ОЭЗ (проектируемой ТЭЦ) природным газом предла­ гается сооружение автоматической газораспределительной станции (АГРО) в непосред­ ственной близости от проектной ТЭЦ. На перспективу предусматривается осуществить 100 % газификацию потребителей области. Санитарная очистка В настоящее время планово-регулярная очистка организована в основном в городах, поселках городского типа и селах-райцентрах. Из 30 официальных полигонов ТБО в удов­ летворительном санитарно-техническом состоянии находятся четыре: в г. Лебедяни, се­ лах Становое, Волово, Доброе. Полигон твердых бытовых отходов (ТБО) «Венера», расположенный на западной окра­ ине города Липецка в 500-600 м к юго-востоку от поселка Венера, общей площадью 14,6 га, является серьезной угрозой окружающей среде и особенно подземным водам. В на­ стоящее время срок эксплуатации полигона ТБО истек, он оказался в санитарно-защитной зоне водозаборов (МУП «Липецкводоканал» №3 Трубный и №5 Сырский) и реально угро­ жает загрязнению подземных вод, поэтому принято решение о его закрытии и рекультива­ ции. Полигон складирования строительного мусора «Орлиный Лог», расположенный в г. Липецке на левом борту и в тальвеге б. Орлиный Лог, в чаше отработанного песчаного карьера, загрязняет подземные воды задонско-елецкого водоносного горизонта, который используется для водоснабжения г. Липецка, что недопустимо. В настоящее время завершено строительство полигонов ТБО в г. Грязи, с. Волово, г. Усмани. Настоящим проектом предусматривается; — в связи с закрытием полигона ТБО «Венера» в г. Липецке строительство нового полигона ТБО «Центролит» с принимаемым годовым объемом ТБО в брикетах высокой плотности. Срок складирования — 12 лет. Площадь полигона — 12 га. В 2004 г. был выпол­ нен первый этап работ; — завершение строительства полигонов ТБО в Измалковском, Добринском, Данковс- ком районах; — завершение строительства второй очереди полигонов ТБО в Становлянском, Хле- ' венском, Тербунском районах; — строительство полигонов ТБО в Лев-Толстовском и Добровском районах. В дальнейшем вблизи Липецко-Грязинской агломерации предусматривается строи­ тельство предподятия (завода) по переработке ТБО. Количество ТБО, подлежащее сбору, удалению и обезвреживанию по сельским насе­ ленным пунктам, прогнози^ется в объеме 300 тыс. м^ в год на период до 2015 г. и 263 тыс. м^ в год — на период до 2025 г. По городскому населению этот объем прогнозируется, соответственно, 820 тыс. м^в год и 770 тыс. м^в год. 10 . ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС Липецкая область располагает большим рекреационным и туристическим потенциа­ лом: — выгодное экономико-географическое положение; — благоприятные природные условия; — значительный объем культурно-исторического наследия; — развитая инфраструктура; — наличие бальнеологических ресурсов (лечебных грязей, минеральных вод). Все это создает предпосылки для развития крупного туристско-рекреационного комп­ лекса межрегионального, общероссийского и международного значения. Развитие рекреационного комплекса надо рассматривать как одно из приоритетных направлений хозяйственной деятельности и территориального планирования. Рекреация Липецкая область, расположенная на восточных склонах Среднерусской возвышеннос­ ти, частично на Окско-Донской низменности, в междуречье Дона и Воронежа, в лесостепной зоне бассейна верхнего Дона, обладает значительным рекреационным потенциалом. Природные УСЛОВИЯ и ресурсы Практически все природные условия области благоприятствуют развитию рекреации и ее видов: санаторно-курортного лечения, туризма, спорта, но степень использования их различна и зависит от спроса и инвестиционных возможностей. В данной работе выполнен детальный анализ природных ресурсов с точки зрения их использования для активного отдыха населения, а также для профилактических и лечеб­ но-оздоровительных мероприятий. С точки зрения лесорастительных условий наиболее благоприятными для организации различных видов отдыха являются дубовые широколиственные леса в Добровском, Гря- зинском. Задонском, Усманском, Елецком районах. Рекреационные функции лесов недо­ статочны. На территории области находятся уникальные объекты природы: заповедники (2), за­ казники (18), памятники природы (131), перечень которых приведен в таблице. Территория этих объектов представляет интерес с точки зрения туризма, отдыха, научного познания. Наибольший интерес с точки зрения научного познания и туристско - экскурсионной деятельности представляют заповедники: «Воронежский», «Галичья Гора», Дендрологи- (Продолжение на 9 -й стр .)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz