Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ газета ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 7 февраля 2007 г., № 22 (22900) С Х ЕМ А ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Основные положения (Продолжение. Начало на 4 -5 -й стр .) левых программ и программ крупных предприятий, программ социально-экономического развития отдельных территорий и области в целом, а также реализацию инвестицион ­ ных проектов в различных отраслях хозяйства региона. Мероприятия второго блока предусматривают два направления строительной деятель­ ности — новое строительство и реконструкцию производственных и непроизводственных объектов. Новое строительство производственных объектов осуществляется как на новых пло­ щадках, так и на старых производственных площадях, в порядке полного перепрофилиро­ вания производства или строительства новых цехов (с использованием имеющейся инже­ нерной инфраструктуры, складского хозяйства, а также кадров). Реконструкция производственных объектов осуществляется с техническим перево­ оружением, модернизацией производства с целью повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности предприятий, в соответствии с ‘ Протаммой рефор­ мирования и финансового оздоровления промышленных предприятий области на 2003- 200 б_гг.” (инвестиционно непривлекательных предприятий, сдерживающих приток инвес­ тиций в отрасль, в области более 60%). Кроме того, большинство крупных промышленных предприятий области проводят реконструкцию и модернизацию производства в соответ­ ствии со своими программами технического перевооружения и развития. Это предприятия традиционных отраслей промышленности, в т.ч. тракторной и стан­ костроительной промышленности (г. Липецк), химической (г. Данков), легкой (города и районы области) и пищевой промышленности (города и районы области). Новое строительство на новых площадках предусматривается в следующих отрас­ лях хозяйства и на следующих территориях области. ■ маш иностроение : • производство комплектующих изделий и компонентов “белой техники" в порядке внутриобластной кооперации — г. Лебедянь, г. Елецк, г. Грязи, г Данков, г. Ус- мань, г. Чаплыгин, другие районные центры области; • производство сельскохозяйственной техники, комплектующих изделий и запасных частей — г. Грязи, г. Елец, г. Чаплыгин, г. Усмань, другие районные центры области; • производство газовых плит — г. Грязи; • производство насосов-дозаторов рулевого управления, г. Елец; ■ пищевая промышленность : • сахарный завод — с.Тербуны; • солодовенный завод (для кондитерской промышленности) — г. Данков; • комбикормовый завод — г. Данков ■ промышленность строительных материалов : • разработка новых песчаных карьеров для производства строительных песков, пес­ чаных карьеров кварцевого стекольного песка для стекольной промышленности; глиняного карьера для производства облицовочного кирпича; • горно-обогатительный комбинат по добыче и переработке кварцевых песков — Чаплыгинский район, с. Урусово (в стадии строительства); • цементный завод — Елецкий район (мощностью св.1 млн. т, с возможностью уве­ личения до 3,0 млн. т цемента в год, на базе Донского месторождения известня­ ков и глин; ОАО "ЕВРОЦЕМЕНТГРУПП"); • завод по выпуску керамического кирпича — п. Талицкий Чамлык Добринского рай­ она (в стадии строительства);; • завод по выпуску высококачественного облицовочного керамического кирпича с.Тер­ буны и г. Усмань; • завод по выпуску высококачественного листового стекла флоат-методом — г. Ли­ пецк; • производство особо легкого кремнистого гравия для изготовления теплоизоляци­ онных и конструкционных бетонов для ограждающих конструкций ООО “Оргтехст- рой” — г. Липецк; • завод по производству керамического облицовочного кирпича, черепицы, облицо­ вочной плитки, дренажных труб ЗАО "ЛЕДА” , г. Усмань (в стадии строительства); • организация на территории области производства мелкоштучных строительных материалов (стеновых и тротуарной плитки) по технологии вибропрессования — все районы области; • производство стеновых материалов и деталей домостроения на основе поробе- тонной технологии (для строительства жилых домов и производственных помеще­ ний малоэтажного типа) — г. Липецк. Сельское хозяйство : • свиноводческие комплексы: — Лев-Толстовский район (площадки в районе с. Топки, с. Новочемоданово); — Лебедянский район (площадки в районе с. Мокрое и Куймань); — Усманский район (площадки в с. Октябрьское или с. Федоровка); — Добровский район (с. Екатериновка); — Хлевенский район (Конь-Колодезь). • скотоводческие фермы: — по выращиванию КРС: Чаплыгинский район (пос. Рощинский); — по откорму молодняка: Хлевенский район (с. Хлевное); • молочные фермы — Данковский, Добринский, Измалковский, Лебедянский, Станов- лянский. Задонский, Чаплыгинский районы; • строительство конюшен: Липецкий район (с. Спасское-Чириково) Транспорт : • строительство скоростной железной дороги Москва — Липецк; • строительство объездной железной дороги г. Липецка; • строительство объездных автомобильных дорог г. Липецка и г. Ельца, а также с. Волово и с. Тербуны. Т орговля : строительство торгово-развлекательных центров — гг. Липецк, Елец, Грязи. Д евелопмент : строительство деловых центров, офисов, представительств компаний и др., создание современного выставочного центра в г. Липецке. Гостиничный б и зне с : строительство гостиницы международного класса (г . Липецк), строительство гостиниц в городах области и сельских поселениях — районных центрах. Туристско -рекреационная деятельность • создание "Особой экономической зоны туристско-рекреационного типа" региональ­ ного значения — Елецко-Задонской (на территории городов Елецк и Задонск); • строительство объектов рекреации : санатории, дома отдыха, пансионаты и др. — территория рекреационных зон; • строительство объектов туристско-рекреационной инфраструктуры: отели и гости­ ницы, кемпинги, стоянки, офисы, сувенирные лавки, ремесленные мастерские и др. — территории исторических городов и сел, рекреационные зоны; • строительство аквапарка как межрегионального объекта на территории ЦЧР — г. Романово; • создание ремонтно-реставрационных мастерских — г. Елец, г. Задонск. Прогнозная модель включает также развитие материальной базы духовно-религиоз­ ной деятельности и охраны окружающей природной среды. В этой части реализации мо­ дели предусматриваются следующие мероприятия. Д уховно -религиозная деятельность : • строительство материальных объектов, обслуживающих формирующийся в г. За- донске духовно-религиозный центр; • строительство различных культовых учреждений в городах и районах области. Охрана окружающей природной среды : • строительство канализационных очистных сооружений — в городах и сельских посе­ лениях; • строительство полигонов твердых бытовых отходов; • строительство мусороперерабатывающего завода; • проведение санитарно-ликвидационого тампонажа бездействующих скважин и др. Третий блок мероприятий по реализации прогнозной модели экономического разви­ тия области включает мероприятия инвестиционны х проектов по созданию , вне­ дрению и распространению современны х научно -технических технологий : • создание научно-технологического центра, технопарков, инкубаторов и др.; • создание промышленных зон технологического развития; • разработка месторождений титаноциркониевых песков. Производство титанового концентрата, титановых сплавов и изделий из них, титанового пигмента для лакокрасоч­ ной промышленности, а также стекла и стеклопосуды. Изучение возможности использова­ ния титан-циркониевых песков в металлургическом производстве. (Научно-производствен­ ный институт ОАО «НЛМК» и Липецкое региональное отделение РАЕН, г. Липецк); • организация производства безрулонной кровли на основе суперморозостойкого и водостойкого мелкозернистого шлакопемзобетона (ОАО "Центральная научно-исследова­ тельская лаборатория по строительству и стройматериалам” , г. Липецк); • разработка технологии и организация производства кирпича на основе неспекаю- щихся трепальных глин Михайловского месторождения (ОАО ''Центральная научно-иссле­ довательская лаборатория по строительству и стройматериалам", г. Липецк); • проведение исследований для оценки использования ветроэнергетических установок, в композиции с другими нетрадиционными источниками энергии, в целях обеспечения элек­ троэнергией удаленных от энергосистем объектов: домов отдыха, туристических баз, сель­ скохозяйственных объектов (Липецкий государственный технический университет); • повышение эффективности производства и распределения тепловой энергии на эк­ сплуатируемых котельных и тепловых сетях г. Липецка, использование разработанных в Л1ТУ гидродинамических стабилизаторов расходов воздуха (Липецкий государственный технический университет); • воссоздание мини-ГЭС, ветряных установок, теплонасосов, получение электроэнер­ гии за счет воздушных облаков, воздашные электростанции, низкотемпературные элект­ ростанции на территории Липецкой области. Цель проекта — воссоздание гидроэнергети­ ческих комплексов в г. Данкове иве . Троекурово (мини-ГЭС) (Липецкий государственный технический университет); • создание автономных электрических станций на базе газотурбин — (Липецкий госу­ дарственный технический университет); • Экодом — создание инновационного центра по разработке и внедрению проектов домов для сельской местности (Елецкий государственный университет им. И. Бунина); • создание питомника экзотических растений —- для фитодизайна; создание экскурси­ онно-выставочного центра — (Елецкий государственный университет им. И. Бунина); • разработка модели хозяйственной оптимальной единицы в области сельского хо­ зяйства с учетом сложившихся традиций и имеющихся земельных угодий, потребностей рынка в сельскохозяйственной продукции; создание мини-цехов по переработке продук­ ции (программный продукт для определения структуры хозяйства) (Елецкий государствен­ ный университет им. И. Бунина); • создание национального парка "Бунинская Россия” , выполняющего широкие приро­ доохранные, эколого-просветительские, научно-исследовательские, культурно-исторические и социально-экономические функции (Елецкий государственный университет им. И. Буни­ на); • реализация других инновационных проектов, разрабатываемых в течение прогнози­ руемого периода, направленных на формирование новой модели социально-экономичес­ кого и градостроительного развития территории Липецкой области, обеспечивающей не только лидерство области в экономическом пространстве России, но и развивающей тв 0 - риторию всего региона, поднимающей экономику и социальную сферу периферийных рай­ онов, способствующей рациональной организации территории и формированию благо­ приятной градостроительной ситуации, совершенствованию систем расселения и плани­ ровочной структуры территории. 5. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ТЕРРИТОРИИ Комплексная оценка определяет территориальные и природные ресурсы для развития основных видов хозяйственного использования территории: — промышленного и гражданского строительства; — сельского хозяйства; — рекреационной деятельности; — природоохранной деятельности. Главная идея данного раздела — выявить и показать проблемы и возможности тер­ риториального развития, улучшения градостроительной ситуации. Комплексная оценка территории является основой для разработки предложений по функциональному зонированию территории. Оценка природных и планировочных условий была сделана для каждого вида использо­ вания территориальных ресурсов области (см. схему «Комплексная оценка территории»). Комплексная оценка проведена на основе анализа: — природных факторов; — ресурсно-сырьевого потенциала; — экологического состояния природной среды; — транспортной обслуженности и обеспеченности территории; — планировочных условий; — системы расселения; — градостроительной освоенности территории; — степени хозяйственной освоенности территории. Оценка терри тории по комплексу природных факторов Климатические условия области благоприятны для хозяйственного, градостроитель­ ного освоения и рекреационной деятельности и не создают планировочных ограничений. Качество почв в основном высокое — 80-90 баллов (из 100 возможных). На крайнем юго-востоке и крайнем юго-западе почвы характеризуются очень высоким качеством и лишь на отдельных участках в районе Задонска — почвы по качеству средние. Инженерно-геологические условия , определяющие условия строительства, на тер­ ритории Липецкой области довольно сложные. Отмечается значительная расчленённость рельефа. Глубина эрозионного вреза изменяется от 20 до 60 метров. Основанием соору­ жений практически повсеместно служат породы четвертичного возраста, часто просадоч- ные. Глубина уровня подземных вод часто поднимается выше 3-х метров и иногда дости­ гает поверхности. Особо осложняют условия строительства такие опасные геологические процессы и явления, как овражно-балочная эрозия, плоскостной смыв, карст, суффозия, оползни, подтопление и затопление паводковыми водами. На основании инженерно-строительного районирования выделено четыре типа терри­ торий: — Территории с инженерно-строительными условиями к ^ д н е й сложности. К этой категории отнесены территории, расположенные частично в Данковском, Чаплыгинс- ком, Лев-Толстовском (весь район), Лебедянском, Липецком, Елецком, Краснинском, Ста- новлянском. Долгоруковском районах. Здесь вероятно проявление эрозии, оползней, кар­ ста. При соответствующей инженерной подготовке возможна длительная безаварийная эксплуатация зданий и сооружений. — Территории со сложными инженерно-строительными условиями. Это терри­ тории, расположенные частично в Становлянском, Измалковском, Долгоруковском, Чап- лыгинском, Грязинском, Липецком районах, почти полностью в Воловском и Усманском районах. На территории широко развиты эрозионные процессы, оползни, карст. Здесь необходимы сложные мероприятия по инженерной подготовке и защите территории от опасных инженерно-геологических процессов. — Территории с инженерно-строительными условиями повышенной сложнос­ ти. Это, прежде всего, склоны речных долин, подверженные эрозии, оползням, суффозии, заболоченные и сильно закарстованные территории. К ним относятся территории, распо­ ложенные частично в Елецком, Становлянском, Добровском, Добринском, Липецком рай­ онах. Здесь необходимы сложные дорогостоящие мероприятия по инженерной подготов­ ке при использовании территории под строительство. — Территории, не рекомендуемые для эветройки. Это территории пойменных тер­ рас рек Дона, Воронежа, участки, затапливаемые паводком 1-5% обеспеченности, овраги, балки с уклонами склонов более 1 0 %. Минерально-сырьевые ресурсы области представлены 22 видами полезных ископае- мых. На базе месторождений работают горнодобывающие и перерабатывающие предпри­ ятия. Область полностью обеспечивает свою потребность по таким видам минерального сырья, как: — карбонатные породы для производства строительного щебня и извести, для приме­ нения в металлургии; — карбонатные и глинистые породы для цементного производства; — тугоплавкие и легкоплавкие глины для производства керамзита, кирпича; — пески формовочные для строительных работ; — пески стекольные, — минеральные воды. Местоположение месторождений см. на схеме «Комплексная оценка территории». Водные ресурсы области представлены поверхностными и подземными водами. Потребности области в пресных поверхностных водах покрываются Доном, Воронежем и их притоками. Обеспеченность пресными подземными водами по области неравномерна. Наиболее обеспечены Усманский и Данковский районы, наименее — Воловской, Хлевенский, Долго­ руковский, Измалковский, Елецкий, Краснинский, Лев-Толстовский районы. Минеральные подземные воды разведаны в основном в Липецком и Грязинском райо­ нах. Эти месторождения служат основой для развития курортной и рекреационной дея­ тельности. Земельные ресурсы . На территории Липецкой области преобладают земли сельс­ кохозяйственного назначения. Площадь сельскохозяйственных угодий и их качество умень­ шается, что связано с такими процессами, как эрозия, окисление, засоление, подтопле­ ние, заболачивание и изъятие для других видов использования. В результате разработок полезных ископаемых, торфоразработок и строительства на территории области образовалось 2.2 тыс. га нарушенных земель. Эти земли нуждаются в рекультивации. Лесные ресурсы . Лесистость территории 7.6%. Все леса первой группы и имеют большое водоохранное, водорегулирующее, почвозащитное, санитарно-гигиеническое кли­ маторегулирующее значение. Сравнительно низкая лесистость территории является, в определенной степени, ли­ митирующим фактором для развития рекреации. Природные УСЛОВИЯ и природные ресурсы, которыми обладает Липецкая область, бла­ гоприятны для всех основных видов хозяйственного использования. Инженерно-геологические процессы, которым подвержена территория области, часто являются препятствием для градостроительной деятельности. Требуются соответствую­ щие мероприятия по нейтрализации этих процессов. Оценка терри тории по экологическом у состоянию природной среды Техногенная нагрузка на территорию Липецкой области достаточно велика. Свой зна­ чительный вклад в неё вносят чёрная металлургия, машиностроение, станкостроение, металлообработка, химическая и радиоэлектронная промышленность, производство строй­ материалов, кожевенное производство, лёгкая и пищевая промышленность, тепловые элек­ тростанции. Немалые нарушения природной среды связаны с горнодобывающим производством (карьеры, шахтные стволы и терриконы). Существенный вклад в загрязнение среды вносят животноводческие и птицеводческие комплексы, транспорт (железнодорожный, автомобильный, магистральные нефте- и газо­ проводы). Большую экологическую опасность представляют собой отдельные объекты: места складирования ядохимикатов, твёрдых бытовых и промышленных отходов, транс­ портные предприятия агросервиса, машинные парки, железнодорожные депо, базы агро- химпрома, очистные сооружения, поля фильтрации и, конечно же, радиоактивное загряз­ нение в результате Чернобыльской катастрофы. Экологическая ситуация Липецкой области изменяется от относительно удовлетвори­ тельной до чрезвычайно опасной. Относительно удовлетворительной экологической ситуацией характеризуется терри­ тория к северо-западу и востоку от г. Лебедяни, территория в центральной и южной части вдоль восточной границы, в западной части Усманского района, в центральной части За­ донского и на юге Долгоруковского районов. Для основной части территории характерна допустимая экологическая обстановка (уме­ ренно опасное состояние по одной и более средам). Умеренно опасная обстановка (опасное состояние по одной и более средам) отмеча­ ется вокруг Липецка (в радиусе 10-30 км), Данкова (в радиусе 5-15 км). Ельца (5-15 км), Измалково (1-2 км к востоку). Опасная обстановка (высокоопасное состояние по одной и более средам) отмечается в Липецке и в 10 км севернее города, в Данкове и Ельце, несколько восточнее Ельца. Чрезвычайно опасная обстановка (чрезвычайно опасное состояние по одной и более средам) отмечается в восточной половине Липецка и несколько восточнее его, а также в центральной части г. Ельца. По условиям транспортной обслуженности наиболее благоприятными для разме­ щения объектов жилищного и коммунально-складского строительства являются террито­ рии, примыкающие к магистральным железнодорожным п^ям и автомобильным дорогам. Густота железнодорожных путей общего пользования (километров путей на 10000 кв. километров) составляет 314 км,что соответствует 7 месту по Российской Федерации. Густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 217 км, что также соответствует 7 месту по Российской Федерации. На перспективу плотность дорог возрастет (см. схему «Транспортная инфраструкту­ ра»). Территория области практически полностью попадает в зону 1.5 — 2-часового транс­ портного обслуживания от регионального центра. Область также почти полностью попада­ ет в зону обслуженности дорогами с усовершенствованным покрытием федерального и областного значения, за исключением отдаленных территорий Воловского, Долгоруковс­ кого, Измалковского, Становлянского, Краснинского, Данковского, Лев-Толстовского рай­ онов. Территорию пересекают 3 железнодорожные магистрали, в зону обслуженности кото­ рых входят практически все районы, за исключением Задонского, Добровского, Хлевенс- кого, частично Воловского районов. Область хорошо обеспечена низовой сетью дорог. Основные транспортные магистра­ ли несут на себе и функции планировочных осей. Намечаемые на ближайшую перспективу транспортные обходы городов Липецка, Ле­ бедяни, Ельца, Грязи, Чаплыгина, с. Волово значительно улучшат планировочную ситуа­ цию области (см. схему «Транспортная инфраструктура»). Развитие существующих и намечаемых к формированию транспортных узлов (Липецк, Грязи, Чаплыгин), в свою очередь, также будет способствовать развитию и совершенство­ ванию планировочной структуры области. Оценка терри тории по планировочным условиям Вдоль основных транспортных и речных магистралей области сформировались ареа­ лы наибольшей концентрации населенных пунктов, на основе которых в большей степени сформировалась система расселения и территории активной хозяйственной деятельнос­ ти (см. схему «Комплексная оценка территории»). Распределение поселенческой сети по территории области достаточно равномерно, но в южной и центральной частях оно более уплотнено и укрупнено. В области сформировалась полицентрическая система расселения с региональным и межрайонным центром — г. Липецком, межрайонными центрами — гг. Елец, Лебедянь, с территориально-сближенными поселениями, на базе которых формируются урбанизиро­ ванные территории с развивающейся Липецко-Грязинской агломерацией. Производственный комплекс области в основном размещен в городских поселениях. В настоящий момент, в связи с развитием Особой экономической зоны «Казинка», в терри­ ториальной организации области усиливается роль Липецка. Главная и наиболее важная проблема планировочной организации территории Липец­ кой области — это проблема нерационального усиления центростремительного вектора развития — стягивания населения, производства, капитала в город Липецк и Липецкую агломерационную зону, особенно в связи с созданием ОЭЗ промышленного типа. И это происходит в условиях, когда другие территории области имеют свои конкурен­ тные преимущества, свои возможности для уско(зенного развития. Этот фактор надо ис­ пользовать, чтобы противодействовать центростремительному развитию территории об­ ласти и способствовать более рациональной ее организации. Территория области по планировочным условиям делится на три планировочных рай­ она: Юго-Восточный, Юго-Западный, Северный. «Юго-Восточный'- район, включающий: Липецкий, Грязинский, Добровский, Усманс­ кий, Добринский, Хлевенский муниципальные районы, сохраняет свои ведущие позиции в территориальной организации промышленного производства и расселения. Получит свое дальнейшее развитие урбанизированная территория с расположенной здесь Липецко-Гря­ зинской агломерацией,в состав которой входят районные центры — Липецк, Грязи, проек­ тируемый город Романово, Особая экономическая зона «Казинка». В восточном направле­ нии формируется новый планировочный узел на базе развития территории особой эконо­ мической зоны «Казинка» В «Юго-Запапном» районе, включающем Елецкий, Задонский, Воловской, Тербунский, Долгоруковский, Измалковский, Становлянский, Краснинский муниципальные районы, уси­ ливается территориальная организация промышленного производства и расселения. Раз­ вивается Становлянско-Елецко-Задонская урбанизированная территория, куда входят рай­ онные центры — с. Становое, г. Елец, г. Задонск. В «Северном» районе, объединяющем: Данковский, Лев-Толстовский, Лебедянский, Чаплыгинский муниципальные районы, возможно формирование урбанизированной тер­ ритории на основе группы территориально-сближенных поселений, примыкающих к г.Ле­ бедяни, г. Данкову, г.Чаплыгину и сельскому поселению — п. Лев Толстой. 4 Рекреационные территории, в основном, привязаны к речным долинам рек Дон, Воро-" неж, их притоков и к основным массивам лесов, расположенных вдоль этих рек (см. схему «Ре 1 феация, туризм, охрана памятников истории и культуры»). Планировочная структура области предопределяет градостроительную стратегию ее дальнейшего развития за счет формирования урбанизированных территорий, Липецко- Грязинской агломерационной зоны, нового промышленного узла (на основе ОЭЗ). Для развития основных видов хозяйственного использования территории рекоменду­ ются: 1. Для активной градостроительной и хозяйственной деятельности: Наиболее благоприятные территории выявлены в Липецком, Грязинском, Елецком, Становлянском, Чаплыгинском, Лебедянском, Тербунском, Данковском районах. Наименее благоприятные территории для строительства — это пойменные террасы, затапливаемые паводковыми водами, территории с развитыми эрозионными, оползневы­ ми процессами — выявлены частично на территории Грязинского, Елецкого, Краснинского районов. Зоны активной хозяйственной деятельности — урбанизированные территории, примы­ кающие к основным транспортным магистралям: 1. Романово — Липецк — Грязи — Доброе. 2. Становое — Елец — Задонск. 3. Лебедянь — Данков — Лев-Толстой — Чаплыгин. 4. Липецко-Грязинская агломерация. 5. Становлянская зона. 6 . Тербунская зона. 7. Добринская зона. 8 . Территория особой экономической зоны «Казинка». 2. Для сельскохозяйственного использования, подразделяемые на зоны благо­ приятные для сельского хозяйства, к которым отнесены практически все сельскохозяй­ ственные земли. Территории, благоприятные для сельскохозяйственного использования, подразделены на зоны: — благоприятные лля развития животноводства — это, прежде всего, территории Ста­ новлянского, Лебедянского, Усманского, Добринского, Липецкого районов; — благоприятные для развития оастениеволства — это территории Воловского, Тер- бунского, Измалковского, Долгоруковского, Тербунского районов; — благоприятные лля смешанного использования (животноводства и растениеводства) — это территории Задонского, Данковского, Чаплыгинского, Лев-Толстовского районов. — ограниченно благоприятные для сельского хозяйства, к которым отнесены террито­ рии, попадающие в зону возможного радиоактивного загрязнения от ЧАЭС, заболоченные луга, торфяные болота, водоохранные территории,территории с сильным процессом ов- рагообразования. 3. Для рекреационного использования, подразделяемые на зоны: — благоприятные лля рекреационного использования — это, прежде всего, территории речных долин, лесные массивы, примыкающие к рекам, леса, наиболее посещаемые в пе­ риод сбора ягод и грибов, территории заказников и охотохозяйств. Большой массив терри­ тории под рекреационное использование выделен в среднем течении рек Дон и Воронеж, на территориях Усманского, Задонского, Липецкого, Добринского, Елецкого районов; — ограниченно благоприятные лля оекоеаиионного использования — это территории с неблагополучной экологической обстановкой, выбросами вредных химических элемен­ тов, находящиеся в Липецком, Елецком, Данковском, Чаплыгинском районах; — неблагоприятные лля оекоеаиии — это территории загрязнения от ЧАЭС в Станов­ лянском, Чаплыгинском, Данковском, Лев-Толстовском районах. 6 . ПЛАНИРОВОЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕРРИТОРИИ Организация территеюии строится на основе ее планировочной структуры и функцио­ нального зонирования. Оптимизация функционально-планировочной структуры является одной из главных задач архитектурно-планировочной организации территории Липецкой области. Современная планировочная структура и Функциональное зонирование области нахо­ дятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии с планиоовочно-функциональной структу ­ рой Центрально-Черноземного экономического района, основу которого Формирует чеое- дование урбанизированных и аграрных полосовых зон.которые в свою очередь являются составной частью системы расселения Европейской части России. Главным элементом планировочной структуры Липецкой области является сеть город­ ских поселений, расположенных относительно равномерно по территории области, за ис­ ключением самых крайних юго-западных районов. Территория области хорошо освоена, имеет развитое сельское хозяйство и плотную сеть сельских поселений, достаточно равномерно размещенных на ее территории, но с более высокой плотностью в южной ее части. Планировочная структура области формировалась под влиянием природного и транс­ портного каркаса территории. Ее формирование происходило главным образом под воз­ действием транспортных магистралей, связывающих Москву с Ростовом-на-Дону, Воро­ нежем, Волгоградом, Орлом, Тамбовом, а также развитой речной сети, представленной реками Дон, Воронеж и их притоками. Реки Дон, Воронеж являются осями, стержнем формирования исторической планиро­ вочной структуры области со своими органично включенными в эту структуру притоками. В настоящее время они утратили свою главенствующую роль в связи с развитием других, более мощных, транспортных коммуникаций, но могут получить развитие как рекреацион­ ные оси. Планировочные центры. Основными тоанспоотно-планировочными системообразу­ ющими центрами являются города Липецк. Елец и Грязи, второстепенными — города Ле­ бедянь, Усмань, Задонск, Чаплыгин. Планировочные центры, возникшие в местах пересечения планировочных осей, распо­ лагают наибольшим потенциалом и развиваются в настоящий момент наиболее активно. К ним относится региональный центр — г. Липецк и межрайонные центры — г. Елец и г. Лебедянь. Три города — Липецк, Елец, Лебедянь — по своему экономическому, демографическо­ му, социально-культурному потенциалу в наибольшей степени подготовлены к выполне­ нию функций по обслуживанию больших территорий и являются наиболее значительными УЗЛОВЫМИ элементами опорного каркаса территории. г. Липецк является полисЬункииональным региональным центром, обладающим высо­ ким промышленным и социальным потенциалом, играет роль центра региональной систе­ мы расселения. Сложившимся региональным подцентром («субрегиональным центром») межрайонной системы расселения западной части области является г. Елец. Вторым формирующимся в настоящее время региональным подцентром северной груп­ пы районов области является г. Лебедянь. Развитие городов; Усмань, Задонск, Елец, Чаплыгин, Данков, Грязи связано с про­ мышленностью, транспортом, рекреационной деятельностью, а также с организационно­ хозяйственным и социально-культурным обслуживанием населения. Планировочные оси области — речные долины рек Дона и Воронежа и территории, прилегающие к основным транспортным магистралям, — и являются наиболее ценными для градостроительного и хозяйственного освоения. Вдоль их формируются системы рас­ селения и основные планировочные зоны области. Планировочная структура Липецкой области характеризуется наличием четырех ос­ новных осей (двух — транспортных и двух — водных). Главными транспортно-планировочными осями являются: — в широтном направлении — ось Елец— Липецк, с продолжением к западу — на Орел, а к востоку — на Тамбов; — в меридиональном направлении — ось Хлевное— Елец, с продолжением к северу — на Москву, а к югу — на Воронеж. Второстепенные транспортно-планировочные оси проходят по направлениям: — Елец— Лебедянь— Лев Толстой, с продолжением к югу — на Старый Оскол, а к северу — на Чаплыгин; — Липецк— Чаплыгин, с выходом на Москву. Кроме того, выделяются две основные водно-планировочные оси по рекам Дон и Во­ ронеж, Таким образом, система планировочных осей области состоит из трех элементов: — водно-планировочной оси рек Дон и Воронеж; — транспортного направления Елец— Липецк; — второстепенных осей, связанных с малыми городами. Планировочные зоны области — обширные территории с повышенным уровнем ур­ банизации формируются на базе крупных городских поселений: Липецка, Ельца, Лебедя­ ни и прилегающих к ним сельских поселений. Перспективная планировочная структура Сложившаяся планировочная структура области не в полной мере отвечает требовани­ ям обеспечения комплексного территориального развития области. В связи с этим проектные предложения направлены на решение главной проблемы: совершенствование территориальной организации территории за счет рационального раз­ мещения производительных сил и развития полицентрической системы расселения. Идея архитектурно-планировочного решения учитывает сложившуюся планировочную ситуацию области, ее природно-климатические и экономико-географические особенности. Проектная планировочная структура области базируется на следующих принципиаль­ ных положениях: — формирование открытой планировочной структуры, позволяющей свободно разви­ вать область по нескольким планировочным направлениям; — взаимоувязка со сложившимся и прогнозным размещением производительных сил; — усиление и совершенствование планировочных осей и и оптимизация транспортной и инженерной инфраструктуры; — упорядочение и оптимизация систем расселения и межселенного обслуживания; — рекреационное формирование единой комплексной структуры, районирование об­ ласти; — охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов; — размещение новых видов строительства на оптимальных по градостроительным ус­ ловиям территориях. Одной из важнейших задач при решении вопросов планировочной организации терри­ тории области является необходимость максимально возможного смягчения центростре­ мительных тенденций размещения производительных сил за счет развития периферий­ ных районов и создания дополнительных планировочных подцентров области. Эти неже­ лательные тенденции усиливаются в результате формирования Особой экономической зоны «Липецк». Для формирования планировочных районов и создания устойчивой планировочной системы проектом предлагается следующая планировочная структура. Главные планировочные оси: • в широтном направлении — первая и основная ось в направлении Елец— Липецк— Грязи с продолжением к северо-западу с выходом на Ефремов и далее на Москву, а к востоку — с выходом на Тамбов и далее на Волгоград; эту ось можно считать главной, так как на ней располагаются основные и самые крупные города, с прилегающей к ним значи­ тельной сетью поселений; и, кроме того, здесь проходят крупные транспортно-инженер­ ные коммуникации; (Продолжение на 7-й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz