Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)
7 февраля 2007 г., № 22 (22900) ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ЛИПЕЦКАЯ газета С Х ЕМ А ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Основные положения (Продолжение. Начало на 4 -й стр .) — на I очередь (2015 г .) — 1145 тыс . человек и уменьшится в сравнении с 2004 г. на 50 тыс. человек, или в среднем на 4,5 тыс. человек в год; — на расчетный срок (2025 г.) — 1135 тыс . человек и уменьшится в сравнении с 2004 г. на 60 тыс. человек, или в среднем на 3,0 тыс. человек в год; — на дол госрочную перспективу (2040 г .) — 1100 тыс . человек и уменьшится в сравнении с 2004 г. на 95 тыс. человек, или в среднем на 2,6 тыс. человек в год. Согласно Прогнозу, при абсолютном и относительном снижении общей численности населения, тенденции в динамике городского и сельского населения различны. Городское население области устойчиво растет, а сельское население — падает, несмотря на приня тый в расчете концептуальный подход к максимальному сохранению сельского населения. Рост городского населения происходит, прежде всего, за счет внешней и внутренней иммиграции, обеспечивающей возрастающие потребности городских поселений в трудо вых ресурсах. Наибольший рост численности населения получают: • «полюс» роста — города Липецк и Грязи, в результате формирования и развития ЬЭЗ и строительства нового пригородного поселка Романово; • «точка» роста — город Лебедянь, как развивающийся промыщленный, районный и межрайонный центр области; • «точка» роста — город Задонск, как развивающийся рекреационный центр области и формирующийся духовно-религиозный центр России, В результате различных тенденций изменения численности городского и сельского населения прогнозируется повышение уровня урбанизации области; доля городского на селения в структуре населения области возрастает с 65% в 2004 г. до 6 8 % — в 2015 г., до 70% — в 2025 г. и до 71% — в 2040 г. При этом меняется состав городских поселений — один малый город переходит в категорию средних городов (г. Грязи), получают статус городских поселений несколько сельских населенных пунктов (прежде всего, с. Тербуны). Численность сельского населения в перспективе, с одной стороны, жестко ограничена уровнем естественной убыли и уровнем объективно обусловленного оттока населения из сельской местности. Но, с другой стороны, в то же время на численность сельского насе ления действует противоположно направленный фактор — миграционный приток населе ния (в первую очередь, из других регионов России и других стран). Совокупное снижение численности сельского населения за весь проектный период 2004 — 2040 гг. может составить 125 тыс. человек, или 30% к уровню 2004 г. Согласно выполненному прогнозу, численность населения Липецкой области остается .ограничивающим фактором развития территории на все проектные периоды. Для реализации намеченной стратегии развития области, ориентированной на разви тие трудоемких отраслей экономики и увеличение потребности в трудовых ресурсах, не обходимо сохранение и увеличение демографического потенциала за счет естественного и механического роста населения, что предопределяет проведение действенных мер по улучшению демографической и миграционной ситуации в РФ и Липецкой области. В комплексном варианте прогноза предусматривается ориентировочный приток насе ления в городские поселения области за период 2004 — 2040 гг. порядка 75 — 180 тыс. человек (в зависимости от варианта развития демографических процессов). При этом для города Липецка этот диапазон может составить 50— 115 тыс. человек. Все будет зависеть от эффективности проведения стимулирующих мер по улучшению демографических и миграционных процессов в РФ в целом и области в частности. В комплексном (целевом) варианте прогноза также предусматривается приток населе ния в сельскую местность области. За период 2004 — 2040 гг. он составит порядка 30 тыс, человек (в сравнении с наиболее вероятным демографическим вариантом прогноза). Одна ко при условии восстановления и интенсивного развития АПК Липецкой области потребует ся значительно большее привлечение трудоспособного населения в сельскую местность. Общий масштаб привлечения населения на село к 2040 г. в Липецкой области, по нашим расчетам, может составить порядка 190 — 200 тыс. человек. В соответствии с комплексным вариантом прогноза суммарный миграционный приток населения на территорию Липецкой области к 2040 г. может составить порядка 100 — 220 fTb\c. человек (в среднем — 3 — 6 тыс. человек в год). Однако при условии восстановления и интенсивного развития АПК Липецкой области масштаб миграционного прироста за весь прогнозируемый период может возрасти до 380 тыс. человек (в среднем — до 10 — 1 1 тыс. человек в год). Масштаб и направления миграционного притока населения будут определяться по требностями хозяйственного комплекса области, уровнем социально-экономического раз вития отдельных городов и районов, а также проводимой технической политикой, направ ленной на повышение производительности труда во всех отраслях экономики. Трудовые ресурсы Липецкая область отличается относительно высоким трудовым потенциалом с поло жительной динамикой трудоспособного населения и определенными резервами для его роста. Численность трудовых ресурсов за 2004 г. составила в среднем за год 7 3 7 ,3 тыс. человек, или 61 ,4% от общей численности населения Липецкой области, В их составе; 6 9 6 ,7 тыс. человек (94,5%) — трудоспособное население в трудоспособ ном возрасте; 39,4 тыс. человек (5,3%) — лица старше трудоспособного возраста и подро стки, занятые в экономике; 1 , 2 тыс. человек ( 0 , 2 %) — иностранные трудовые мигранты. Трудоспособное население в трудоспособном возрасте на 01.01.2004 г. составило 724,1 тыс. человек, или 60 ,3% от общей численности населения области (Российская Федера ция — 62,3%; ЦФО — 61,9%). За период 1970 — 2004 гг. численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте увеличилась примерно на 80 тыс. человек, или на 12%. За период 1989 — 20(32 гги численность трудоспособного населения увеличилась на 35 тыс. человек (примерно на 5%) при общем снижении численности населения (на 1,4%), снижении населения в возрасте моложе трудоспособного (на 24%) и увеличении населе ния в возрасте старше трудоспособного (на 5 %). В этом процессе положительную роль сыграл миграционный приток трудоспособного населения. Следствием такой динамики численности трудоспособного населения, а также струк турных сдвигов в возрастном составе населения, доля населения в трудоспособном воз расте колебалась за период 1970 — 2004 гг. в интервале 52,8 — 60,3 %. Основной стратегической задачей в трудовой сфере на перспективный период являет ся сохранение и поддержание относительно высокого, трудового потенциала области. Среднегодовая численность занятых в экономике области в 2004 г. составила 543 тыс. человек. Уровень занятости населения невысок — 73 ,6% всех трудовых ресурсов области. Из занятого населения примерно 402 тыс. человек (74%) работало в городской мест ности, 141 тыс. человек (26%) — в сельской местности. В динамике численности занятых в долгосрочной ретроспективе, в целом, преоблада ет тенденция снижения занятости населения. За период 1990 — 2004 гг.>(исленность занятых в экономике снизилась с 626 до 543 тыс. человек, или на 13,3%. В отраслевой структуре занятых снижается доля основных отраслей материального производства, 1995 и 2002 гг ., в %, соответственно; • промышленность 28,4 — 24,3, или снижение на 4,1 пункта; (РФ; 25,8 — 22,2, сниже ние на 3,6 пункта); • сельское хозяйство 17,8 — 16,5, или снижение на 1,3 пункта; (РФ; 14,7 — 11,8, или снижение на 2,9 пункта); • строительство 10,0 — 6,7, или снижение на 3,3 пункта; (РФ; 9,3 — 7,6, или снижение на 1,7 пункта); • транспорт 5,5-4,9, или снижение на 0,6 пункта (РФ: 6 , 6 — 6,3, или снижение на 0,3 пункта). В то же время доля сферы услуг за этот период возросла с 36,3 до 46%, или на 9,7 пункта (РФ: 34 — 48,4%, или рост на 14,4 пункта), в том числе торговли с 9 до 17,7%, или на 8,7 пункта (РФ: 10,1 — 16,6%, или рост на 6,5 пункта). В целом, снижение занятых в отраслях материального производства — это общерос сийская тенденция, тенденция рыночной экономики, но в Липецкой области она проявля ется сильнее. Число лиц в трудоспособном возрасте, не занятых в экономике , по сравнению с 1989 годом увеличилось в 2,5 раза и составило в 2003 г. 122 тыс. человек (17% от трудоспособного населения). Причем 64 тыс. человек из них проживало в сельской мест ности и, в основном, было занято в личном подсобном хозяйстве, что, несомненно, явля ется определенным видом занятости. Численность экономически активного населения в 2004 г. в Липецкой области соста вила 578,1 тыс. человек. В ретроспективном периоде этот показатель имел устойчивую тенденцию снижения. Причем в период 2000 — 2004 гг. это снижение происходило за счет сокращения как численности занятых, так и численности безработных. Численность беэработных по отчету за 2004 год составила 27 тыс. человек, в том числе официально зарегистрированных — 4,8 тыс. человек. Уровень общей безработицы составил 4,6%, официально зарегистрированной — 0,8%. В Липецкой области в целом сложилась благоприятная ситуация на рынке труда (при снижении абсолютного числа безработных и уровня общей и регистрируемой безработи цы), но при снижении численности занятых в экономике за счет оттока трудовых ресурсов в ненаблюдаемый сектор экономики, а также при значительном отраслевом перераспре делении занятых в отрасли сферы услуг. В области имеются определенные резервы трудовых ресурсов для повышения уровня занятости населения. Основным резервом является категория безработных и экономичес ки неактивного населения в трудоспособном возрасте. Потенциальным резервом рынка труда и покрытия перспективной потребности хозяй ства территории в кадрах можно считать занятых в личном подсобном хозяйстве в сельс кой местности, а также занятых в ненаблюдаемом секторе экономике. Главные стратегические цели и задачи в развитии рынка труда на ближайшую и дол госрочную перспективу: • сохранение и поддержание относительно высокого трудового потенциала области; • обеспечение стабильно благоприятной ситуации на рынке труда; • обеспечение относительно высокого и стабильного уровня занятости населения, от носительно низкой безработицы; • преодоление структурной безработицы, достижение сбалансированности в структу ре предлагаемых на рынке труда рабочих мест и в профессиональной структуре безра ботного населения; • недопущение на территории застойной, “молодежной", “женской” безработицы и других видов тяжелой ситуации на рынке труда. • повышение качества рабочей силы, улучшение профессиональной подготовки кад ров, повышение престижности рабочих профессий; • преодоление и смягчение территориальных диспропорций на рынке труда области, в первую очередь, в сельской местности. Основные направления региональной политики на рынке труда и в сфере занятости населения, а также конкретный комплекс программных мероприятий по развитию трудо вого потенциала и обеспечению стабильной ситуации на рынке труда Липецкой области разработаны и реализуются в различных программах регионального и отраслевого уров ней. В данной Схеме выполнена прогнозная оценка трудовых ресурсов области по трем вариантам и на период до 2040 г. В основу прогнозной оценки трудовых ресурсов положены расчеты прогнозной чис ленности населения области в трудоспособном возрасте, составляющие преобладающую часть трудовых ресурсов. Прогноз сделан в целом по области, а также в разрезе двух городских округов — Липецка и Ельца и 18 административных районов. В качестве базового года для прогнозных расчетов принят 2004 г. Предлагается несколько вариантов прогнозной оценки трудовых ресурсов, рассчитан ных в соответствии со следующими прогнозами численности населения, выполненными в данной работе: 1. Демографическим (оптимистичным). 2. Статистическим. 3. Комплексным (целевым). В прогнозных расчетах численности населения в трудоспособном возрасте в террито риальном разрезе по демографическому (оптимистичному) и статистическому прогнозам использованы прогнозные данные возрастной структуры населения Липецкой области, приведенные в материалах Центра по изучению проблем народонаселения МГУ им, М.В, Ломоносова и ФСГС. В расчетах по Комплексному (целевому) прогнозу были учтены основные приоритеты демографической политики на ближайшее десятилетие, сформулированные в посланиях Президента Федеральному Собранию от 10 мая 2006 г., ориентированные на повышение рождаемости. В соответствии с выполненными прогнозными расчетами численность населения в трудоспособном возрасте Липецкой области по трем вариантам составит: — по оптимистичному демографическому прогнозу: 659,2 тыс. человек — в 2015 г.; 591,9 тыс. человек — в 2025 г. и 534,1 тыс. человек — в 2040 г.; — по прогнозу ФСГС: 642,8 тыс. человек — в 2015 г. и 612,2 тыс. человек — в 2025 г.; — по комплексному (целевому) прогнозу: 661,8 тыс. человек — в 2015 г.; 618,6 тыс. человек — в 2025 г. и 572,0 тыс. человек — в 2040 г. Расчеты показывают, что сложившаяся в ретроспективном периоде тенденция роста численности населения в трудоспособном возрасте преломляется уже на I проектном эта пе (до 2015 г.) и в течение всего прогнозируемого периода действует устойчивая тенден ция снижения численности этой категории населения, а следовательно, и трудовых ресур сов. Однако темпы снижения по трем вариантам различны. При этом наименьший темп снижения заложен в комплексном (целевом) прогнозе: с 2004 г. по 2040 г. — 79,4% (74,1% — по оптимистичному демографическому прогнозу). Расчеты показали, что даже предусматриваемая в целевом варианте прогноза стиму лирующая демографическая политика не будет компенсировать в перспективе абсолют ное снижение численности трудоспособного населения, В связи с этим для реализации намеченной социально-экономической и градостроительной стратегии развития Липец кой области необходимо проведение эффективной миграционной политики по привлече нию трудовых мигрантов. Кроме того, решающим фактором, компенсирующим снижение численности трудовых ресурсов, должна стать техническая политика, направленная на внедрение высокопроизводительной техники и новейших технологий, существенно повы шающих производительность труда и снижающих потребность в трудовых ресурсах. При оптимальном сочетании демографической, миграционной и технической политики трудовые ресурсы не будут являться ограничивающим фактором развития территории Липецкой области. 4. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ ПРОГНОЗНАЯ МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Липецкая область имеет высокий экономический потенциал, благоприятный предпри нимательский и инвестиционный климат, высокие амбиции руководства области, и ее территория представляет значительный интерес для стратегических инвесторов. В основу прогнозной Модели экономического развития территории Липецкой области положена идея противодействия и преломления вектора центростремительного развития территории — стягивания населения, труда и капитала в г. Липецк на основе расширения территорий активной хозяйственной деятельности и формирования новых точек роста в северной и юго-западной зонах области (главным образом за счет создания обрабатыва ющих производств, крупных животноводческих комплексов, развития внутриобластной кооперации), а также реализации нового направления развития территории — формиро вания туристско-рекреационного комплекса и сопряженных с ним отраслей, и, как резуль тат, развитие периферийных территорий, уменьшение числа проблемных и депрессивных районов. В прогнозном периоде промышленность остается базовой, главной бюджетообразу ющей и организующей территорию отраслью. Ставится и решается задача по устранению моноотраслевой специализации промышленности. Черная металлургия остается ведущей отраслью специализации промышленного комплекса области, но теряет лидерство в его отраслевой структуре, полученное в поре форменный период. Администрацией области взят курс на развитие машиностроения и металлообработки , производств “белой техники" (ЗАО “Индезит Интернэшнл"), комп лектующих изделий для этих производств, электроники, что сможет диверсифицировать и в определенной степени децентрализовать промышленное производство, активизировать развитие периферийных районов (на основе развития внутриобластной кооперации). В перспективе возможно и развитие металлоемких отраслей машиностроения на базе Но волипецкого металлургического комбината. К перспективным отраслям относится промышленность строительны х материа лов , которая призвана удовлетворить потребности строительства в собственных строи тельных материалах. С этой целью предусматривается ввод новых производственных мощ ностей — строительство новых заводов (цементного, по производству стеновых материа лов, стекольного и др.) и связанных с ними разработки карьеров и рост добычи цементно го и черепично-кирпичного сырья, производство и обогащение стекольных песков. Разви ваются производства новых современных строительных материалов. В числе ведущих и организующих территорию отраслей остается пищевая промыш ленность. Лидер отрасли — Лебедянский экспериментально-консервный комбинат. Вели ка роль сахарной промышленности и сахарных заводов в рациональном размещении и организации территории (6 действующих и строительство нового седьмого сахарного за вода). Развивается пивоваренная и кондитерская промышленность, в том числе можно отметить крупнейшую в Европе солодовню в с. Тербуны (новое предприятие) и строящую ся солодовню в г. Данкове. Перспективным направлением будет глубокая переработка сельскохозяйственного сырья — в частности, намечается строительство высокопроизво дительного комплекса ло переработке зерна на высококачественные конечные продукты (биоэтанол, глютен, комбикорма с высоким содержанием белка, углекислый газ). Машиностроение, промышленность строительных материалов и пищевая промышлен ность должны в перспективе устранить моноотраслевую специализацию промышленности области и занять лидирующее положение в отрасли. Должны быть реанимированы и по высят свою значимость легкая промышленность, художественные промысла и ремесла. Особое место в промышленной стратегии области будет занимать “Особая экономи ческая зона промышленно-производственного типа «Липецк», формирующаяся на основе отраслей и производств обрабатывающей промышленности, резиденты которой будут пред ставлены успешными отечественными и иностранными компаниями. Важным инструментом промышленного развития территории области станет Тербунс- кая особая экономическая зона промышленно-производственного типа регионального зна чения и другие зоны, которые в перспективе будут создаваться администрацией области (например, Лебедянская, Усманская, Добринская). В прогнозном периоде усиливает свои стратегические позиции сельское хозяйство. Решается проблема оптимизации отраслевой структуры за счет восстановления потенци ала животноводческой отрасли, строительства животноводческих (в т.ч. свиноводческих) комплексов и ферм по лучшим мировым технологиям. В растениеводстве большое внимание уделяется вопросам рационального использо вания земель сельскохозяйственного назначения, прежде всего пахотных земель. Намеча ется восстановление пахотных земель, выведенных из оборота, рост посевных площадей, повышение продуктивности пахотных земель, формирование отраслевой структуры сель скохозяйственного производства в соответствии с требованиями рациональной системы севооборотов. Усиливается ориентация растениеводства на укрепление кормовой базы животноводства. Будет развиваться система сельской кооперации и заготовок. Ставятся и решаются социальные проблемы села с целью сохранения демографического и трудового потенци ала, особенно молодежи. В области строительства прогнозируется усиление строительного комплекса, его производственной базы и кадрового потенциала, ликвидация и смягчение существующих внутриотраслевых и территориальных диспропорций, планируется модернизация и техни ческое перевооружение |щоизводственной базы строительной индустрии, ликвидация за счет местной сырьевой базы дефицита отдельных видов строительных материалов, не производимых в регионе. Предусматривается увеличение объемов нового жилищного строительства на основе современных эффективных энергосберегающих архитектурно-строительных систем, а также интенсивное восстановление существующего жилищного фонда и инженерных систем. Развивается малоэтажное строительство. Строится новый город — Романово, первенец городского строительства на территории Российской Федерации. В целях увеличения обеспеченности населения объектами социальной инфраструкту ры предусматривается развитие материальной базы социальной сферы, рост благоустро енных образовательных, медицинских учреждений, учрехщений культуры и спорта. Проектом предлагается формирование нового направления хозяйственной деятель ности области — таристско -рекреационного , на основе экономического использования ценного и масштабного историко-культурного наследия и рекреационных ресурсов терри тории. С этой целью предусматривается создание на всей территории области туристско- рекреационного комплекса по оказанию туристских, рекреационных и лечебно-оздорови тельных услуг населению (не только региона, но и других регионов России, ближнего и дальнего зарубежья), с одновременным развитием сопряженных инфраструктурных объектов (гостиничного хозяйства, производства экологически чистых продуктов питания, сувенир ной продукции, народных промыслов и ремесел и др.). Первым шагом формирования этого направления является создание Елецко-Задонс кой Особой экономической зоны туристско-рекреационного типа. Проектом предлагается также возрождение г. Задонска как центра православной куль туры и духовно-религиозного центра. Получают исторический статус города Данков и Гря зи, село Доброе, На территории области формируются полю с роста и точки роста, “поднимающие” экономику и организующие территорию области. Полюс роста формируется на терри тории Лилецко-Грязинской агломерации и включает Липецкий муниципальный городской округ, городское поселение Грязи, терри тории логистического центра и ОЭЗ “Липецк” , пос. Казинка, проектируемый новый город Романово. К точкам роста территории области относятся: • город Лебедянь — на основе экспериментально-консервного завода “Лебедянс кий” , развития машиностроения, в том числе сопряженных производств с производством "белой техники” , а также на основе реализации межрайонных функций по обслуживанию окружающей территории, в том числе туристско-рекреационному обслуживанию; • город Елец — на основе развития транспортного узла области, развития машино строения, в том числе сопряженных производств с производством “белой техники", воз рождения легкой промышленности, формирования крупного туристско-рекреационного центра и создания “Особой экономической зоны туристско-рекреационного типа регио нального значения” (Елецко-Задонской), а также на основе реализации межрайонных фун кций по обслуживанию окружающей территории; • село Тербуны — на основе комплекса производств пищевой промышленности и промышленности строительных материалов, реализации межрайонных функций по обслу живанию окружающей территории, а также на основе создания "Особой экономической зоны промышленно-производственного типа регионального значения (Тербунской)"; • город Чаплыгин — на основе развития транспортного узла, развития промышлен ности строительных материалов, оптического производства, машиностроения (сопряжен ных производств с производством "белой техники” ), а также развития туристско-рекреа ционных функций; • город Задонск — на основе формирования туристско-рекреационного центра об ласти и духовно-религиозного центра России, а также на основе создания “Особой эконо мической зоны туристско-рекреационного типа регионального значения" (Елецко-Задонс кой). Кроме полюса и точек роста на территории области предлагаются к формированию отдельные производственные и непроизводственные объекты, дающ ие импульс развития отдельным территориям . Это объекты АПК, крупные торговые комплексы, социально-культурные объекты, девелоперские объекты и др. К таким объектам относит ся намечаемый к строительству новый город Романово. Формирование экономически активных территорий обеспечивает рост экономическо го потенциала и центральных, и периферийных районов, преломляя тенденцию центрост ремительного развития территории области, при этом улучшая (оптимизируя) градостро ительную ситуацию. Процесс формирования экономически активных территорий направлен на реализацию основных задач перспективного развития территории области, а именно: • сохранение демографических и трудовых ресурсов, обеспечение потенциальных воз можностей для их перспективного роста; • восстановление утраченного производственного потенциала районов и городов об ласти на основе развития экономической базы, обеспечение устойчивости территории области; • комплексное развитие территории, обеспечение связанности и целостности терри тории области; • упорядочение градообразующей базы городских поселений (в соответствии с тре бованиями новых экономических условий и конкурентоспособности территорий); • развитие системы центров и усиление полицентрической организации территории; • совершенствование системы расселения и укрепление опорного каркаса расселе ния; • усиление урбанизации территории; • упорядочение функционального зонирования территории. О граничения, риски. Ограничениями и рисками для перспективного развития обла сти выступают демографические и трудовые ресурсы, конъюнктура мировых цен на экс портно-ориентированную продукцию, а также территориальные и экологические ограни чения, имеющиеся на территории опасные геологические процессы. На расчетный срок и прогнозный период (2040 г.) сохраняется тенденция сокращения численности населения, особенно сельского. При сохранении существующих тенденций численность населения области в целом сокращается более, чем на четверть, в сельского — почти на треть. Проведение активной стимулирующей демографической и миграционной политики может значительно сокра тить спад населения и сохранить демографический потенциал территории области. Для реализации прогнозной модели экономического развития области, в зависимости от варианта развития демографических процессов и проводимой социально-экономичес кой политики, суммарный миграционный прирост населения на территории Липецкой об ласти должен составить к 2040 г. порядка 100 — 220 тыс. человек (в среднем до 3-6 тыс. человек в год). А в случае активного подъема сельского хозяйства — 380 тыс. человек (в среднем до 1 0 - 1 1 тыс. человек в год). Стратегические направления в развитии внутриобластных экономических зон: • Северная зона, объединяющая Данковский, Лев-Толстовский, Лебедянский и Чап- лыгинский районы, усиливает в перспективе свои позиции в территориальной органи зации и системе расселения области за счет: о усиления промышленных функций территории, преимущественно в городах (в т.ч. за счет развития кооперированных связей с производствами ОЭЗ); о усиления агропромышленных функций территории, прежде всего путем восстанов ления и развития сельского хозяйства, строительства животноводческих (в т.ч. сви новодческих) комплексов (Лев-Толстовский, Лебедянский, Чаплыгинский районы), крупных молочных ферм (Данковский, Лебедянский, Чаплыгинский районы); о усиления транспортных функций территории путем усиления транспортного узла пгт Лев Толстой, реконструкции железной дороги Чаплыгин — Данков (в западном и восточном направлениях), укрепления автомобильной транспортной сети зоны, ре конструкции автомобильных дорог и организации транспортных маршрутов, способ ствующих прямому выходу на федеральные магистрали М4 Дон и Мб Каспий (в сообщении с московским транспортным узлом); строительства автомобильных об ходов г.Чаплыгина и пгт Лев Толстой; усиления роли речного транспорта путем орга низации круглогодичной навигации на отдельных участках реки Дон. о усиления туристско-рекреационных функций территории путем формирования Ле бедянского туристско-рекреационного района (Северного) с центром обслуживания в г. Лебедянь, создания историко-культурного заповедника «Куликово Поле», полу чения г. Данков статуса исторического города; о формирования города Лебедяни как межрайонного центра в межрайонной системе расселения; о усиления роли центров муниципальных районов в районной системе расселения; о усиления роли города Лебедяни как промышленного центра; городов Данкова и Чап лыгина как промышленно-транспортных центров; поселка Лев Толстой как транс портного центра; о формирования зоны урбанизации на основе городов Лебедянь, Данков, Чаплыгин, поселка Лев Толстой. • Ю го-Восточная зона, объединяющая Липецкий, Грязинский, Добровский, Усманс- кий, Хлевенский, Добринский районы, сохраняет в перспективе свои ведущие позиции в территориальной организации и системе расселения области за счет: о создания на ее территории “Особой экономической зоны промышленно-производ ственного типа “Липецк” , усиления промышленных функций; о диверсификации отраслевой структуры промышленности, восстановления и разви тия машиностроения и металлообработки как главного инновационного сектора про мышленности; о усиления агропромышленных функций территории, прежде всего путем восстанов ления и развития сельского хозяйства, строительства животноводческих (в т.ч. сви новодческих) комплексов (Добровский, Усманский, Хлевенский районы), крупных молочных ферм (Добринский район); о усиления транспортных функций территории путем усиления транспортного узла г. Грязи, создания логистического центра; строительства нового южного железнодо рожного обхода и северо-западного автомобильного обхода г. Липецка, а также ав томобильного обхода, связанного с развитием ОЭЗ "Липецк"; строительства авто мобильной,дороги «Добринка »-7 Усмань»; усиления транспортных потоков на желез нодорожном направлении Грязи — Усмань; реконструкции Липецкого аэропорта и изменения его категории на «международный», развития новых авиационных направ лений, в т.ч. в страны Европы; усиления роли речного транспорта за счет организа ции круглогодичной навигации на отдельных участках реки Воронеж; о усиления туристско-рекреационных функций путем формирования Липецкого турис тско-рекреационного района (Восточного) с центром обслуживания в г. Липецк, со здания крупного туристического центра в г. Липецке, развития курортно-оздорови тельной деятельности; получения г. Грязи и с. Доброе статуса «исторического посе ления»; о развития Липецко-Грязинской зоны урбанизации и агломерации (ядра Липецк — Грязи), строительства нового города Романово; о усиления позиций города Липецка как регионального центра, а также межрайонного центра; о усиления позиций города Грязи в формировании Липецко-Грязинской агломерации области, а в перспективе — формирования одного территориального образования с г. Липецком; о усиления позиций г. Грязи, г. Усмани, сел Доброе и Хлевное, пгт Добринка как цен тров районных систем расселения; о преобразования пгт Долинка в город. • Ю го -Западная зона, объединяющая Елецкий, Задонский, Воловской, Тербунский, Долгоруковский, Измалковский, Становлянский, Краснинский районы, усиливает пози ции в территориальной организации и системе расселения области за счет: о усиления промышленных функций территории, в т.ч. путем строительства цементно го завода и создания Тербунской “Особой экономической зоны промышленно-про изводственного типа" регионального значения, а также путем развития коопериро ванных связей с производствами ОЭЗ; о усиления агропромышленных функций территории, путем восстановления и разви тия сельского хозяйства, реконструкции животноводческих комплексов, строитель ства крупных молочных ферм (Измалковский, Становлянский, Задонский районы); о усиления транспортных функций территории за счет Елецкого транспортного узла; укрепления автомобильной транспортной сети зоны; строительства восточного и южного автодорожных обходов г. Ельца; автодорожных обходов сел Волово и Тербу ны; реконструкции автомобильных дорог: «) 01 евное— Тербуны— Волово», «Тербуны— Долгоруково» (с выходом на автомагистраль федерального значения «Елец—Орел»); усиления роли речного транспорта за счет организации круглогодичной навигации на р. Дон (по всей реке — от с. Донское до с. Хлевное и далее — до Воронежа); о усиления туристско-рекреационных функций путем формирования Елецкого турист ско-рекреационного района (Западного) с центром обслуживания в г. Ельце, созда ния крупного туристического центра в г Ельце, создания “Особой экономической зоны туристско-рекреационного типа регионального значения” (Елецко-Задонской); о формирования на территории г. Задонска духовно-религиозного центра; о формирования и развития Елецкой группы территориально-сближенных поселений, как урбанизированной территории; о усиления райцентров (центров муниципальных образований) в районных системах расселения (при наличии и развитии промышленных функций, функций по обслужи ванию окружающей территории, рекреационных функций и пр.); о развития с. Становое как районного центра на основе выгодного транспортно-гео графического положения, развития промышленных (в т.ч. в порядке внутриобласт ной кооперации с ОЭЗ «Липецк») и туристско-рекреационных функций (центр проек тируемого историко-культурного заповедника «Бунинская Россия»), преобразования с. Становое в городское поселение. Проектные мероприятия по реализации прогнозной Модели экономического развития терри тории Липецкой области Для реализации прогнозной Модели развития Липецкой области Проект предусматри вает три блока мероприятий, ориентированных на 1 -ую очередь строительства (до 2015 г.) и расчетный срок (до 2025 г.). Первый блок включает создание на тер ри тори и Грязинского района “Особой экономической зоны промыш ленно -производственного типа “ Липецк ” с несколь кими десятками промышленных модулей, со специализацией на производстве продукции обрабатывающих отраслей промышленности; производство экспортоориентированной и импортозамещающей продукции. Функционирование ОЭЗ, то есть терри тории с особыми экономическими у с ловиями , в соо тветствии с Законом “ Об особых экономических зонах в Р оссий с кой Ф едерации ” , рассчитано на 20 лет (20 06 -202 5 г г . ) . За этот период предполагается привлечь в ОЭЗ более 50 резидентов и осуществить строительство новых промышленных предприятий с объемом производства к 2016 — 2025 гг. — 55,0 — 132,7 млрд. руб. в год (в ценах 2004 г., при достигнутом в 2004 г. объеме промышленного производства 185,7 млрд. руб.). При этом ориентировочное число новых рабочих мест составит порядка 13 тысяч. Для реализации проекта создания и развития ОЭЗ на период 2006-2016 гг. будет привлечено более 21,5 млрд. руб. инвестиций. На первом этапе создания ОЭЗ (20 06 -200 8 г г . ) планируется привлечение прямых иностранных инвестиций в Липецкую область. Потенциальными резидентами ОЭЗ являются представители как зарубежных стран, так и представители Российской Федерации. К главным эффективным результатам создания "Особой экономической зоны пр о мыш ленно -производственно го типа “ Казинка” относится; • переход от моноотраслевой специализации промышленности (черной металлур гии) к многоотраслевой; • создание на терри тории Грязинского района еще одного центра концентрации промышленности и наукоемких технологий; • вовлечение в реальный сектор экономики др у ги х терри торий области (за счет внут риобластной кооперации и государственной поддержки); • создание новых массовых рабочих мест; • строительство нового города "Романово” — первенца городского строительства в постсоветский период по новым градостроительным стандартам и условиям жизни; • усиление экономической и территориальной связанности региона, экономической и территориальной целостности и устойчивости . В первый блок мероприятий должны войти намечаемые к созданию особые экономи ческие зоны ре гионального значения: Тербунская ОЭЗ промышленно-производственно го типа и Елецко-Задонская ОЭЗ туристско-рекреационного типа. Второй блок включает реализацию программных мероприятий различных отрас- (Продолжение на 6 -й стр .)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz