Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ газета 6 февраля 2007 г., № 21 (22899) ^ К о н т акты Далеко ли отЛипецка до Грозного? «У наших регионов хорошие перспективы для сотрудничества», — сказал журналисту «ЛГ» представитель президента и правительства Чеченской республики в Липецкой области Адам Хакимов — Про Липецк в Грозном слышали даже маленькие дети, — улыбается Адам Салаутдинович. — Они оценили отменный вкус вашего мороженого. Сам видел: в чеченской столице продукция Липецкого хладокомбината широко рекламируется. А взрослые, конечно, знают не только о ваших пломбире и эскимо. Строители у нас используют технику лебедянского «Строймаша», домашние хозяйки — холодильники «Индезит», тем более что в Грозном открылся первый сервисно-гарантийный центр по их обслуживанию. Толчком для развития деловых контактов между двумя российскими регионами стало соглашение о сотрудничестве, чуть более года назад подписанное приехавшим в нашу область с визитом президентом Алу Алхановым и главой администрации Липецкой области Олегом Королевым. Этому событию, однако, предшествовала шефская помощь липчан переживавшей трудные времена Чечне. — Года четыре назад вы взяли шефство над Н урским райо ном, — напоминает Адам Хакимов . — Ваша помощь в соору жении больницы , школы-интерната, поддержка ветеранам Великой Отечественной войны, предоставленная молодым людям из этого района возможность учиться в липецких вузах — все это воспринято с большой признательностью. В знак благодарности наурцы даже решили назвать новый красивый парк в райцентре — Липецким . Но , разумеется, связи стали прочнее и шире после того, как было заключено соглашение о сотрудничестве — и тор гово-экономическом, и научно-техническом , и культурном . Тогда в Липецке было открыто и представительство Чечен ской республики . — К ста ти , скорее всего большинство читателей не сов сем в курсе дела, чем занимаю тся представительство и его руководитель. — Н у , изначально имелась в виду, в первую очередь, рабо та с выходцами из Чечни , живущ ими в вашей области. — А их у нас много? — Где-то тысяча человек. Тридцать студентов, они учат ся в техническом университете, других вузах . Н о , говоря откровенно, им моя помощь и защита пока не требовались. Н ет каких -то трений между ними и коренным населением, непонимания, конфликтов, их никто не притесняет. Т а к что у меня есть возможность заниматься другими вопросами, содействовать развитию экономических контактов. — А какие отрасЯи; 'пр'бдпр'йя'гия особенно вас интере суют? , _ . , г — Многие . T o t Же ^Стрбймй1ц* 'в Лебедяни. С прбШлЙЬо года его продукция завоевывает рынок в Чеченской респуб лике. Там открылась фирма «Строймаш -Кавказ», продвига ющая лебедянские строительно-отделочные машины . Нам они очень нужны . Грозный энергично строится, восстанавли вается. Понравились нам и лебедянские соки. Н у и, конечно же, мы понимаем , какие возможности открываются, если ка к следует наладить отношения с вашими крупнейш ими предприятиями , тем же Н Л М К . — Вот вы сказали: Грозный строится. Однако у россиян — и, похоже, липчане не исключение — с самим названием чеченской столицы до сих пор ассоциирую тся иные пред ставления: теракты , разрушения, зачистки ... — Тем не менее война в Грозном давно закончилась. Н а род работает и думает о будущем. Скаж у даже так: сегодня там на улицах гораздо безопаснее, чем в некоторых городах далеко за пределами Ч ечни . Если вы поговорите с липчанами или лебедянцами, которые ездят туда по делам, да хотя бы с водителями грузовых автомобилей, они вам это подтвердят. — Я обратил внимание , что, перечисляя направления сотаудничества , вы сказали о культуре. В этом плане что- либо делается? — Безусловно. Этой весной — точные сроки пока не назо ву — должны пройти Дни чеченской культуры в Липецкой области. Этим проектом я сейчас основательно занимаюсь. А потом, надеюсь, состоится ответный визит ваших земляков на мою родину. • ...Далеко ли от Л ипецк а до Грозного? К а к будто бы не близко. Но , как пелось в одной старой песне, «сокращаются большие расстояния» , когда есть обпще интересы , заботы и планы . Беседовал И. НЕВЕРОВ. ^Р е зон ан с Держите ноги В тепле! После публикации заметки «А вот кому валенки?» («ЛГ», 25 января) случилось похолодание и многим читателям захотелось... одеться по сезону. Однако при изобилии всевозможных сапог и сапожек валенки на каждом углу не продаются. Желающие держать ноги в тепле звонили в редакцию, в елецкий корпункт нашей газеты. Люди интересовались: можно ли купить валенки на валяльной фабрике в Ельце? Вопрос читателей мы переадресовали директору предприятия Валерию АЛЕКСАНДРОВУ. — Разумеется, можно , — ответил директор. — Мы прода ем валенки не только оптовикам , но и всем, кто обратится даже за одной парой. Дорожка на фабрику, как говорится, протоптана. В этом я убедилась, побывав на улице Маяковского, 29. Од нако , согласитесь, далеко не все желающие смогут приехать в Елец за покупкой . Проблема сбыта исконно русской обуви существует. Когда-то выручали районные службы бытового обслуживания . Н о от таких партнеров пришлось отказаться, поскольку за товар они расплачивались с большим промедле нием. А на фабрике каждая копейка на счету. Возможно, .заинтересуется валенками потребительская ко операция области с ее сетью магазинов на селе, с автолавками, доставляющими товар в самые глухие деревушки . Валенки, судя по звонкам читателей , именно в сельской местности пользовались бы повышенным спросом. Н у а их распростра нение по Руси великой на фабрике связывают с созданием в Ельце туристско-рекреационной зоны и увеличением числа «паломников* в древний город. Предполагают и магазины при фабрике открыть. Директор Валерий Александров поделился еще одной новостью: мастера-валяльщики освоили выпуск сувенирных валеночек высотой пять-семь сантиметров, бисером да узора ми украш енны х . Такие же, только в натуральную величину, женские валенки тоже выпускают. Образцы весной повезут на традиционную ярмарку в Южный округ столицы. Москвичей, думается, приятно удивит не только низкая цена валенок, но и их качество. Обувка натуральная, из овечьей шерсти. И , главное, без синтетических добавок. Т а к что держите ноги в тепле. Зима продолжается. Милада ФЕДЮКИНА. гЛидеры малого бизнеса Держать кассу лучше сообща Как обойтись без услуг банков, решая свои финансовые проблемы Впоследние годы в обиходе людей и деловых, и околоделовых появилось немало новых слов и понятий. Очень часто используется, например, прилагательное «корпоративный»: корпоративный интерес, корпоративная тайна, этика и так далее. Но еще ни разу не доводилось слышать сочетание: корпоративная взаимопомощь, взаимовыручка. А в советское время, кто помнит, была такая форма коллективной взаимовыручки, как «касса взаимопомощи». Формировался совместный денежный фонд, который в трудную минуту выручал участников «кассы», как правило, членов трудового коллектива. Возможно ли нечто подобное сегодня? До знакомства с руководством ли пецкого потребительского кооперати ва граждан «Спутник» в это верилось с трудом . Н о , побывав там , убедился — возмож но ! Е с т ь в наш ей области уникальная структура , вселяющая на дежду на то, что не все доброе развеяно рыночным сквозняком ... Бы вш ая л ипец к ая гешантерейная фабрика ныне для липчан лиш ь вос поминание — была та к а я . Ч то в тех помещениях сейчас — мало кто отве тит . Между тем сегодня на территории «галантерейки» расположились шесть обществ с ограниченной ответственнос тью и одно акционерное, объединенные в г р у п п у к о м п а н и й « К о н тур» . Все , заметим, заняты товаропроизводящим бизнесом , что стало немаловаж ным ф актором при создании к р еди тно го потребительского кооператива. Идея его принадлежит руководителям группы к ом п а н и й , генеральном у д ир ек тор у О А О «Галантерейщик» К он с та н ти н у Мелешко и начальнику отдела кадров Лю дмиле Ч е сно ко вой . О ни же были первыми пайщ и кам и и вкладчиками кооператива. — Замысел создания потребитель ского. («орператива возник еще в .сере дине !Эб-х годов прошлого века, —^рас сказывает,Константин Александрович. — Росла чи сл енность работников , и количество людей, желающих «пере хватить до получки »или занять денег на какие-либо серьезные траты , увеличи валось. Многие шли к руководству за помощью. Тогда-то и встал вопрос: как юридически грамотно создать своего рода «кассу взаим овы ручки» , чтобы люди могли сам остоятельно , никого не прося и не унижаясь , решать свои насущ ны е финансовые проблемы? О потребительских кооперативах в Европе и Ам ерике я знал: они существуют там с X I X века. Слож ность была в о тсу т ствии федерального законодательства. И лиш ь после того, как в 2001 году был принят закон «О потребительских коо перативах», появилось инициативное ядро в коллективе, стало возможным организовать подобную структуру . Так родился наш потребительский коопе ратив «Спутник»: его пайщ ики вкла дывают сбережения в «общий котел», а затем они используются только внутри кооператива. Вклады — под проценты, займы — тоже. Все гениальное просто, но зато и надежно. Развитие шло, естественно, с опре деленными трудностями . Н о посколь ку идея была востребована, сегодня можно с уверенностью сказать, что ко оператив встал на ноги. Х о тя я предпо лагал, что на это потребуется два— три КОЛЛАЖ НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА года, все получилось за год. Причем наш кооператив, в отличие от других , сущ е с т в ую щ и х в области и Р о с си и , — некоммерческая организация. Его за дача — аккумулирование финансов для обеспечения выгоды и решения нужд пайщиков. Удобства оценили все, ведь процент по вкладам у нас выше, чем в любом банке, а ставка кредитования — ниже. Год работы показал и направление д ал ьнейш его р а зв и ти я . С тало ясно : эффективнее закрытая структура , где взаимное доверие пайщ иков , объеди ненных в социальную группу (работни ки одного предприятия, родственники, д р у з ья , люди с общ ими ин тересам и и Т . Д . ) , намного выше. Ю ридическое оф ормление д е я тел ьн о с ти н и к а к и х сом нений не вызывает , бухгалтерия прозрачна полностью . Создание «пи рамид» и «схем» у нас в принципе не возможно... Р а з м ы ш л я я о б л иж а йш е й перс- пекФиве, К он стан тин Александрович д ум ает о п ривл ечении в «Сп у тник* йссоййированных членов, то есть целые трудовые коллективы. П о м и м о п р еим ущ е с тв для ф и зи ческих лиц есть интерес и для бизнес- с тр ук тур , и для руководителей пред приятий . Сотрудничая с кооперативом, они не будут трати ть время и нервы, о б ъ я сн я я сь со своими р а б о тн и к ам и по поводу займ о в . С у т ь та ко го п а р тн ер ства : ор га н и за ц и я п еречи сл яет на д епо зи т (12 проц ен тов годовы х) деньги в фонд финансовой взаимопо мощи кредитного кооператива , а вся сумма депозита идет на кредитование только работников этого предприятия. Д р угим и словами, кооператив вместе с работодателями организует для кол лектива дополнительный и выгодный социальный пакет. Причем юридичес ки чистый . А на будущее планы еще масштаб нее: попытаться довести численность до нескольких тысяч пайщиков и создать своего рода пенсионный фонд для чле нов кооператива. Да , психологически эта задача пока трудно осмысляется — особенно молодыми. Но к старости надо готовиться уже сегодня: на государство надейся, но и сам не плошай!.. К о н с т а н ти н М ел еш к о — человек нового времени , новой формации , из творцов и созидателей. Рассказал он немало интересного и о тех у спехах , которых достигли предприятия группы Пока грачи не прилетели... Александр КОСЯКИН, обозреватель “Липецкой газеты” Очень радостно бывает за грачей. "Грачи прилетели!" — сообщаем мы друг дружке сногсшибательную новость и бежим освежить впечатления к одноименной картине Саврасова. Для скворцов — только они к нам соберутся — уже готовим домики. Отчего-то принято славить птиц, не желающих жить с нами, не способных разделить с нами, так сказать, все тяготы... Вот журавлей провожаем, чуть не плача, и долго стоим, задрав голову, пока из проезжающего грузовика не обложат выдержанным и простецким... А уж если аист залетит в наши края, ему тут же выделят для поселения лучшую водонапорную башню Рожновского... Впрочем, я не про грачей, я про инвесторов... Некоторые, как докладывают местные "орнитологи", уже на подлете: вот щас, совсем скоро... А пока... Не так давно в старинном русском селе Калабино, что под Задонском, прошел сель ский сход. Наряженный , как в праздник, народ обсуждал свои проблемы . П о ч ти все о н и , т а к или ин а ч е , oica- зал и сь св я заны с н ищ и м бюджетом поселения — как кр е стьян ская лош адка бы вает связана с п олуп у стой торбой. Основной источник дохода — земельный налог, а его не пла тят даже м е ст ные латифундисты . В Совете планировали в прошлом году иметь 320 ты сяч рублей , а наскребли только 170 тысяч. Где просчитались? Подкузь мил “ЗеРос” — крупнейший в области землевладелец, ко торый привольно разместил ся и на калабинских чернозе мах. Не один год агрофирма получает отменные урожаи и привесы, и само собой при быль, а платит налог только за часть земли. А как же знаменитый и сур овы й 131-й Закон? Все просто. Юридически “ЗеРос” собственником земли не яв ляется, да и большую часть гектаров ему официально в аренду не сдали. Ч то не ме шает ему вовсю использовать эти самые гектары. Подобной уловкой поль зуются все пришедшие в село инвесторы. Чтобы оформить паи в собственность, чтобы грамотно сдать их в аренду, требуются время, терпение и деньги. На этом пути плечо к плечу стоят юридические, но тариальные, земельные, ка дастровые и прочиеконторы, пройти которые — примерно то же самое, что п окори ть горную верш ину . В Задон ском районе ю ридическим оформлением прав на землю дотошно и последовательно занимается всего одна агро фирма “Высокие технологии” . Остальные не просто волынят, но все чащ е и все больш е высту пают ра 3 драж ител я ми местного населения... Кстати , Задонский раной ком паний «Контур» , об уникал ьны х производствах, аналогов которым нет в России . Но это — тема особого разго вора. Важен его взгляд на организацию дела, на его подход к людям. А вот как оценивает деятельность «Спутника» председатель правления Людмила Чеснокова . К ста ти , эту ра боту она (как и генеральный) ведет на общественных началах. — В кооперативе сейчас 165 пайщи ков. Все они имеют равные возможности — как по условиям вкладов, так и в получении займов. Начинали с мелочи: было проблематично выдать кредит в 30 тысяч рублей. Сейчас мы выдаем креди ты до 250 000 рублей, а оборот средств за год вырос многократно. З н ачи тел ьн о р а сш и р и л с я и к р у г пайщиков , есть пенсионеры, работни ки областной администрации , Н Л М К , предприним атели . С изменением у с тава пайщиками могут стать люди со стороны. Взять кредит в кооперативе вовсе не то же самое, что в банке. Он выдается под 16 процентов годовых, которые рав ными долями выплачиваются в течение года; на полгода — 17 процентов; крат косрочные займы выдаются на срок в 7, 14, 21, 30 дней. Дополнительные комис сии и сборы не производятся. Вклады , поступающие от пайщиков, принимают ся под 10 процентов годовых. А главное — пайщики избавляются от долгих и не удобных бумажных процедур, которые неизбежны при работе с банковскими структурами . М о р а л ь н а я и э т и ч е с к а я о сн о в а деятельности кооператива — порядоч ность пайщиков , уважение интересов каждого , будь то вкладчик или заем щ ик . Случаев несвоевременного возвра щения кредита не было... Заверш ая ра ссказ о д ей стви тел ь но редкой стр ук тур е , хочу добавить: п отреби тельский кооператив «С п у т ник» дваж ды я в л я л с я победителем к о н к у р с о в по обл а стной п ро грамм е го судар ственной подд ерж ки малого предпринимательства. Он входит в Лигу кредитных союзов России , в свою оче редь являющую ся членом Всемирной лиги кредитных кооперативов. Судя по всему, у «Спутника* — боль шое будущее. У тех, кто работает с ним , есть уверенность в завтрашнем дне. Владимир ПЕТРОВ. был первым в области, куда п риш л и серьезные люди и деньги, так что пора бы опре делиться... Помню разговор с одним из пионеров бизнеса, кр уп ны м а гроп ромыш лен ником . Он так объяснял свое (бизнеса) участие в развитии т е р р и т о р и и : “ Н аш е дело — платить налоги, а все эти дороги, бани, водопроводы — дело местной власти, которая эти налоги и должна тратить на инфраструктуру” . Логика была кремневая, но... Но ведь не платят h e u io - гов-то, вот в чем дело! Даже по мелочи местным Советам не шибко помогают. Целый год глава Волховской адми нистрации Раиса Коротаева просила одного из началь ников фирмы , которая на ходится на территории С о вета, дать трактор поправить п л о ти ну на п р уд у . Выш ло по поговорке: обещал и еще помогу... В то же время фирма эта разбила дорогу в селе, чем спровоцировала ко нф л и к т с населением, обострила от нош ения с м е стны м и фер мерами. А еще «похозяйни чала» на своей территории , как слон в посудной лавке, — спи л и л а вековы е липы во кру г кон торы , за что от задоицев никогда ей не бу дет п р ощ е н и я . З н а м е н и тый Барский сад пошел под топор . Гл авны й районны й lyO тех, кто нас одевает Покупатель поверит в (|>ирменный бренд Путь к освобождению от китайско- турецкого ширпотреба — возрождение отечественной легкой промышленности в этом году Елецкой трикотажной фабрике исполняется 80 лет. Вдалеком 1927 году она появилась на свет как чулочная артель «Восход» с коллективом в десять человек. Вдовоенные годы производство расширялось и развивалось, i продукция пользовалась спросом. Кначалу Великой^ Отечественной артель достигла наивысших показателей. В41-м, незадолго до оккупации Ельца, все исправное оборудование эвакуировали в глубокий тыл. Самые изношенные машины перевезли в задонскую ремонтно-трикотажную мастерскую. Сразу же после освобождения города производственные помещения были восстановлены. Вот только оборудование удалось вернуть лишь из Задонска. Однако даже на допотопных машинах в условиях прифронтовой полосы артель смогла выйти на довоенный уровень производства. Полвека назад, в 1956-м, артель вошла в систему местной промышленности и стала именоваться «Елецкой трикотажной фабрикой». Ежегодный объем производства достигал тогда 250 тысяч штук изделий чулочно-носочных, бельевого и верхнего три котажа. Такова, вкратце, история. А что же сегодня? Реформы послед них лет не обошли стороной это предприятие. Оно удержалось на «плаву» несмотря ни на что, в том числе и на засилье импортного ширпотреба, в первую очередь китайского. Люди по-прежнему ра ботают, одевая соотечественников в добротное и надежное платье. В цехах стоит несмолкающий шум, но мастерицы к нему при выкли. В одном из них на «плоских» машинах вяжутся детали джем перов и целые полотна для теплых женских гамаш. В прошлом веке эти машины считались высокопроизводительным оборудованием, на заре нынешнего, исчерпав свой эксплуатационный ресурс, они без пяти минут металлолом. Как, впрочем, и стоящие без дела в соседнем цехе «круглые» вязальные машины и шесть румынских Р- 12. И куда теперь «бэушную» технику? Нашлись было покупатели из Тамбова (там свое производство товарного полотна запускают), да что-то не сговорились в цене. В году юбилейном проблем у фабрики не меньше, чем в пред шествующие. Устаревшее оборудование не позволяет расширить ассортимент и увеличить объемы производства. А коли так, то и зарплата одна из самых низких. Однако свет в конце тоннеля все же появился. «Елецкий трикотаж» включен в областную программу реформирования и финансового оздоровления промышленных предприятий. — Планировали на реконструкцию и техническое перевооруже ние взять два миллиона, но банки посчитали нас некредитоспособ ными и не пошли на риск. При этом банкиры ссылались на наше шаткое финансовое положение. Да будь иначе, мы и не обратились бы к ним за помощью, — говорит директор предприятия Клара Зу барева. — Только благодаря главе городской администрации Вик тору Соковых и заместителю главы администрации области Татья не Глуховкиной удалось установить контакт с финансистами. На выделенный миллион рублей трикотажники закупили 11 сов ременных швейных машин и микроавтобус «Газель» — для разъез дной торговли. По мнению технолога фабрики Валентины Курьяно вой, пятиниточные оверлоки повысят производительность труда, качество отделки и внешнего вида изделий. — Диву даешься, какие наценки делают рыночные торговцы на заграничные трикотажные свитера, — говорит Валентина Василь- -евна, — семьсот рублей, тысяча... За что? Ведь никакого качества. А за помощью «жертвы» китайского ширпотреба идут к нам. Входим в положение, перекраиваем, перешйвае'м рыночный импорт. Фабрика старается использовать любую возможность для про дажи своей продукции. В том числе и участие в традиционной яр марке на территории Южного административного округа Москвы. Столичный люд, как известно, привередлив, но у елецких трикотаж ников покупатели есть всегда. Прибыль за несколько дней столич ной торговли обычно в десятки раз превышает недельную выручку в самом Ельце. А вот «коммерческие базары» в той же столице осо бого успеха не принесли. В январе съездили и ахнули: плата за место «съедала» в день по полторы тысячи рублей! Но даже самые успешные выезды в Москву не смогут карди нально решить все проблемы трикотажников. Да и на заказчиков надежда слабая. Это когда-то выручали госзаказы — одежда ши лась для интернатов, детских домов. Сегодня такого нет. — Наша продукция ориентирована на людей с невысоким до статком. Потому средняя цена за джемпер или свитер — пара со тен рублей. При таких оборотах фабрика не способна выбраться из экономического пике. Необходимы инвестиции в производство, — объясняет директор. — Что же касается полученного миллиона рублей, то за него надо начинать рассчитываться. Реальной при были у фабрики еще нет — только закупили оборудование, вложили деньги... Мое знакомство с «трикотажкой» заканчивается в цехе, где из отдельных деталей собираются изделия. Технолог с директором склонились над новым образцом мужского джемпера — приятной расцветки, с современной отстрочкой, фурнитурой и накладными карманами. Теперь бы только помочь покупателю преодолеть сте реотип и наконец поверить в фирменный бренд отечественного производителя. А кто поможет? Фабрике требуется специалист, человек со свежими идеями. Очень надеются тут на факультет дизайна ЕГУ имени Бунина. Но даже самые оригинальные дизайнерские находки не заработают, пока в цехах не появится современное оборудование. Фабрике нужно как минимум три трикотажные машины, цена одной — 500 тысяч рублей... Милада ФЕДЮКИНА. ^ З а д н им умом эколог Н и н а Гриценко сго ряча было хотела наказать зарвавш их ся бизнесменов , даже ущерб подсчитала, вы шло под 200 000 рублей. Но пар ушел в свисток , акт так и остался бумажкой , слабы оказались экологи . К ста ти , никто так и не выяснил, куда уш л и д е с я т к и кубом етров липы ... О чем это я? Да о том, что еще долго придется задонцам слуш ать своих соловьев, не дожидаясь прилета гастро леров. То есть отношения с инвестором местной власти выстраивать еще предстоит. Тем более район дотацион н ы й , но п е р с п е к т и в н ы й . И н и к а к о го парадокса т у т нет: в связи с образованием рекреационной зоны “Задон- щина” горизонт расчищает ся , п отенциал терри то рии по -новом у вы свечивае тся , в о зм ож н о с ти для би знеса открываются уникальные. Вот почему нужно уже се годня разрабатывать четкие правила игры , учитывая всю практику работы с уже состо явш имися и укоренивш ими ся инвесторами. Ведь какие претензии (см. выше) нм ни предъявляй, а производство в районе полностью леж ит на их плечах, и они — свои — как привычны е воробьи па ветке. Грачи-то еще ко г да прилетят, а они прошли огонь, воду и медные трубы и готовы (даже обречены!) на сотрудничество. К а к ни кр у ти , а проблемы территории п рид е тся р еш ать со вм е с т ными у си ли ям и . Да и чьи они , эти проблемы, — убыль населения , рост безработи цы, социальное напряжение, триш кин кафтан бюджета... Разве только власти? Р а з б и р а я п о м а л е н ь к у все эти завалы, важно сразу начать с “ нулевого вариан та” . Не копи ть претензии и обиды, а просто, по-муж ски , по-деревенски , реш ить : во всех н е д о р а з у м е н и я х в и нова ты все — и в л а с ть , и бизнес. После чего следовало бы з а т е я т ь п ер е го в о рны й процесс , “ кр углы е столы ” , подклю чить юристов, обсу дить ш ероховатости , снять все вопросы и похоронить раз и навсегда все недомолвки. И жить дальше. В интересах дела, людей, территории. Район теперь в ожидании р ен е ссан са . Н а го р о д ск и х перекрестках говорят о стро и тельстве новых п р едп ри я тий , собственного речного порта, о создании более двух ты сяч рабочих мест. Н а к о нец , со вкусом произносят магические слова и цифры: инвестиции , миллиард руб лей, иностранные туристы... П р и э том не в сп о м и н аю т пословицу: сколько ни про износи слово “ халва” , во рту слаще не станет...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz