Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)
II с о Ю 3 Б е л а р у с ь — Р о с с и я 1ФЕВРАЛЯ 2007 ЧЕТВЕРГ № 4 (296) Россия ИБеларусь: достижения, которые мы не имеем права потерять Окончание. Начало на стр. I По вопросу осуществления со вместной политики в области обо роны, координации деятельности в области военного строительст ва, совместного использования военной инфраструктуры, разра ботки и размещения совместного оборонного заказа, функциониро вания региональной группировки войск принят и подписан целый пакет важнейшихдокументов. Проводится согласованная по литика вобластиохранытруда, со циальной защиты, пенсионного обеспечения. Реализуется Дого вороравных правах граждан. Зна чимымшагомстало созданиееди ного миграционного пространства России и Беларуси, благодаря че му наши граждане имеют возмож ность ездить по внутренним пас портам без оформления миграци онных карт. Обеспечиваются рав ные имущественные права граж дан обоих государств, атакжерав ные возможности в получении об разования итрудоустройства. Вконцепрошлого годаратифи цирован Договор между Россий ской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в об ласти социального обеспечения. Это дало возможность сократить сроки оформления пенсий идать гарантии нашим пенсионерам, что они будут их получать в одном из государств до назначения пенсии вдругом государстве. Готовится к ратификации ряд соглашений в сфер£ 1 хналогообложения, здраво охранения, обеспечения равных прав граждан насвободу передви жения. На хорошем уровне рос сийско-белорусское сотрудниче ствовобластиобразования, науки и культуры. Многого удалось до биться в обеспечении единого ин формационногопространства. Что же не сделано? Не испол няются пункты, касающиеся вы равнивания основных макроэко номических показателей и прове дения единой структурной полити ки. Трудно привести к единому ба лансу две различные экономиче ские модели и различные хозяйст венные механизмыфункциониро вания национальных экономик. То же самое можно сказать и о проб леме унификации налогового за конодательстваипроведенииеди ной налоговой политики. Разумеется, каждое государст во стремится к эффективному на логовому администрированию. Но опять же, лри разн 1 ? 1 х экрнрмиче- ских моделях существуют разные принципы построения нгшоговой системы. Ксожалению, досихпорнесоз дана унифицированная норматив но-правовая база в отношении эмиссии и размещения ценныхбу маг, сделок с ценными бумагами. Вэтой сфере каждое государство фактически работает в рамках своих законов. Тоже самое можно сказать и о единой политике в об ласти ценообразования и меха низмах ее осуществления. Это стало одним изэлементовнедопо нимания врегулировании цен ита рифов в сфере энергетики и транспорта. Втаких условиях, при существовании двух разных под ходов, объединение энергетиче ских систем практически невоз можно. По вопросу введения единой валюты — а первоначально это планировалосьсделатьуже в2005 году — пока не созданы зона сво бодной торговли, таможенный со юз в полном смысле этого слова, не решен вопрос об эмиссионном центре. Пока этого несделано, го ворить о введении единой валюты нереально. Можно ли говорить о свобод ной торговле, если, по информа цииМинэкономразвития России, в начале этого года в Республике Беларусь действовало 59 всевоз можных ограничений вотношении российских товаров? Это различ ные квоты, запрет на госзакупки, отсутствие преференций, которы ми пользуются поставщикидругих стран, вчастности поналогу надо бавленную стоимость. Сейчас су ществующие претензии доведены до сведения белорусских коллег. Надеюсь, что поэтимвопросамбу дет продвижение. Есть определенные положи тельные сдвиги в вопросе форми рования общего рынка услуг свя зи, хотя по-прежнему нельзя ска зать, что общий рынокуслуг связи уже полностью сформирован. Формирование единого научно- техническогопространства— про цесс сам по себе длительный и сложный, поэтому по вполне объе ктивным причинам здесь вряд ли можноожидать быстрых результа тов. Одна изпричин, почемупоряду важных вопросов нам не удалось прийти к общему знаменателю, заключается в том, что проведе ние многих мероприятий, содер жащихся в Программе, было за планированоеще в 1999— 2000 го дах. За это время многое измени лось. но изменений, которые бы отвечали реальной ситуации, в Программудо сих порне внесено. Конечно, была проведена ог ромная работа по подготовке Кон ституционного Акта, однако про цесс оказался непростым. Оче видно, что принятию Конституци онного Акта должен соответство вать длительный процесс сближе ния, в том числе по экономиче скимвопросам, иуспехэтогосбли жения будет зависеть во многом и от того, удастся ли нам сохранить реальныедоверительные союзни ческиеотношения. Несмотря на политику макси мального благоприятствования со стороны России, Правительство Беларуси так и не смогло исполь зовать те главные преимущества, которыеу него были, — это откры тость российского рынка идеше вые энергоносители. Все это мож но было использовать для полно масштабной модернизацииэконо мики страны. Наверное, надо от метить, что нетдругой страны, ко торая бы получала от России та кую значительную поддержку стольдлительный период. Какими должны быть наши дальнейшие шаги? Прежде всего, повторюсь, нужно обеспечить ма ксимальную прозрачность отно шений между российской и бело русской экономиками. Повыше ние прозрачности в наших торго во-экономических отношениях, а именно, переход— по крайней ме ре частично— на рыночные прин ципы— необходимое условиедля продвижения вперед в рамках строительства Союзного государ ства. Что касается поставок энерго ресурсов, мы по-прежнему даем большую дотацию Беларуси. Хо рошо, что мыдоговорились о воз вращении в ту схему, которая яв ляется приоритетом Союза Бела руси и России— при поставках за внешние границы Союзного госу дарства какой-либо продукции, если есть вклад каждой из двух стран в эту продукцию, экспорт ные пошлины должны делиться между бюджетами обеих стран. Решения Правительства России встретили неоднозначную реак цию, некоторые считали их спор ными, но, на мой взгляд, они спра ведливы и подвигнут нас к кон кретным шагам по строительству Союзного государства. Да, мы поддерживаем и будем поддерживать Беларусь, в том числе и финансово-экономиче скими мерами. Мы будем помо гать Белоруссии реализовывать ее суверенные права. Мы недопу стимеемеждународной изоляции. Но мы никому не позволим обра щать нашу поддержку против на циональных интересов России. Мы не хотим, чтобы российские деньги направлялись не на реаль ное строительствоСоюзного госу дарства, анаподдержаниемифао том, чтооноужеесть, хотядля это го предстоит сделать еще очень и оченьмного. Инельзя рассматривать стрем ление России навести элементар ный порядок в хозяйственных де лах как покушение на саму идею Союзного государства. Создание Союзного государства остается для нас безусловным приорите том, и никакие трудности и разно гласия не могут поставить ее под сомнение. Неизменность курса на строи тельство Союзного государства была подтверждена и в ходе спе циального заседанияСовета Госу дарственнойДумы 25 января. Бы ло принято решениедо 5февраля 2007 года подготовить проект ре комендаций Государственной Ду мы по дальнейшему развитию российско-белорусских отноше ний истроительству Союзного го сударства, чтобы рассмотреть их на Совете Думы 6 февраля 2007 года. Состоявшееся обсуждение подтвердило, что роль парламен тариев, парламентской диплома тии в интеграционном процессе очень значима. Мы намерены и в дальнейшем ее повышать. Для этого будут использоваться все форматы диалога, в том числе возможности Парламентского Со брания Союза Беларуси и России, которое позволяет предметно и результативно обсуждать наибо лееострые вопросы. Подготовила Тамара ШКЕЛЬ Книги в подарок спасибо Татьяна Гринкевич БРЕСТСКАЯ ОБЛАСТЬ БИБЛИОТЕКА расположенной в Барановичском районе Ястрем- бельской школы-интерната, где воспитываются дети-сироты, по полнилась 363 экземплярами красочных энциклопедических и справочных изданий. Книги в по дарок школе передали предста вители Генерального консульст ва РФ в Бресте. Книги пришлись очень кста ти. С сентября прошлого года воспитанники интерната обуча ются в кадетских и гимназиче ских классах, программа кото рых включает, например, исто рию военных искусств или эти кет поведения за столом. До сих пор в местной библиотеке был дефицит справочных изда ний. — Так что за подарок россия нам огромное спасибо! — сказал заместитель директора интер ната Степан Панасюк. От Евро-3 к Евро-4 Окончание. Началона стр. I Ими оснащаются, в частности, широко известные грузовики «ГАЗ», автобусы «ПАЗ». За эти ми примерами — сотни тысяч полноценных рабочих мест в бе лорусской и российской эконо мике. Причем динамике этого сот рудничества может позавидо вать любая трансконтиненталь ная корпорация. — Поставки нашего дивизио на в Беларусь за четыре года увеличились в пять раз, — отме тил Игорь Кульган. — В том чис ле в 9 раз возросли поставки за готовок на Минский моторный завод. Но дело не только в коли честве, но и в качестве этих отно шений. Сегодня между нами — стратегическое партнерство. Совместно обеспечивать пол ный жизненный цикл продукта, включая выход его на рынок, — вот смысл работы, которую мы начали. Поясним, речь идет о широ кой гамме грузовых автомоби лей и двигателей к ним. Что же сделано, чтобы уложиться в же сткие сроки модернизации этой продукции? Генеральный дирек тор центральной компании меж государственной промышленно финансовой группы «БелРусАв- то» О. Данилов отметил на сове щании, что «проведенная недав но экспертиза подтвердила собт- ветствие разработанных в соот ветствии с союзной программой технических изделий заданию. На их разработку из союзного бюджета было выделено более 500 миллионов российских руб лей, и 638 миллионов затратили сами предприятия». К слову, ны нешний этап Союзной програм мы завершается в 2008 году, од нако целесообразно продлить ее на год, чтобы подкрепить освое ние производства техники стан дарта Евро-4, считает О. Дани лов. Поясним еще раз, что речь идет о совместных проектах, хо тя средства вкладываются и в белорусские, и в российские про изводства. Так, «Группа ГАЗ» планирует инвестировать пол миллиарда рублей в выпуск топ ливной аппаратуры, соответст вующей экологическим нормам Евро-3, однако поставляться она будет в Беларусь. Свыше милли арда рублей планируется вло жить в освоение производства новых моторов, но большинство из них также поступит на завод в Минске. Всего же в приоритет ные проекты, являющиеся ча стью недавно подписанного в Нижнем Новгороде белорусско- российского соглашения, «Груп па ГАЗ» планирует вложить свы ше 9 миллиардов рублей. Бела русь, со своей стороны, вклады вает сотни миллионов долларов в модернизацию производства минских грузовиков и, заверил В, Семашко, через год-полтора они ни в чем не будут уступать лучшим импортным аналогам. Следовательно, этот продукт сможет успешно конкурировать на любом рынке. Напомним, что речь по сути идет о белорусско- российском грузовике. «СОЮЗ» не раз уже писал о многолетнем партнерстве Мин ского автомобильного и Яро славского моторного заводов. Переход на более строгие эколо гические стандарты становится для этих коллективов серьезным испытанием; времени осталось очень мало. — Пока все идет нормально, однако срыв сроков недопустим, поскольку в этом случае не успе ем освоить производство новой техники, — заявил технический директор МАЗа Александр Ра- комсин. Завод уже проводит тестовые испытания примерно десятка мо делей стандарта Евро-3. Но вот какие в итоге двигатели будут на них устанавливаться? Главный деловой партнер, ярославский «Автодизель», переходит на прошлом году был представлен за рубежом. Российская констру кторская мысль тем самымдока зала свой высокий уровень. Од нако кто воплотит этот замысел в тысячи серийных моторов? — Мы предложили обсудить перспективы производства но вых моторов в Беларуси по двум причинам,— отметил И. Кульган. — Во-первых, нашим предпри ятиям надо не «воевать» друг с другом, а сотрудничать, посколь ку нашей «войной» всегда вос пользуется конкурент. Во-вто рых, мы никогда неделали в Яро славле четырехцилиндровые двигатели, а на Минском мотор ном заводе сложилась школа по их разработке и выпуску. — Минский моторный завод готов приобрести лицензию на выпуск такого двигателя, — вы сказал в свою очередь позицию белорусской стороны генераль ный директор ММ3 Николай Ло- бач. — Но после 2010 года он мо жет оказаться не нужным. «ГруппаГАЗ» планирует инвестировать полмиллиарда рублейввыпуск топливной аппаратуры, соответствующей экологическим нормамЕвро-3, поставляться она будетвБеларусь. принципиально новый двигатель идолжен поставить в Минск в III— IV кварталах этого года не менее 350 таких моторов, а в году сле дующем— уже 7 с половиной ты сяч. Реальны ли эти сроки и циф ры? Пока все идет по графику. Но в бизнесе не принято пола гаться на одного поставщика, по этому МАЗ проводит испытания новых грузовиков также с сило выми агрегатами западных фирм. При всем том понятно, по следние заведомо дороже яро славских, что негативно будет воспринято на главномдля Бела руси рынке сбыта — российском. Практически вышли на требо вания нового экологического стандарта минские моторостро ители. Однако топливную аппа ратуру применяют пока импорт ную — ярославские смежники обещают выполнить свою часть работы несколько позже. Понят но, от них теперь во многом зави сит стоимость двигателей, кото рыми будут комплектоваться в следующем году российские гру зовики и автобусы. Впрочем, не только эти вопро сы были рассмотрены в Минске. Была определена и перспектива, достойная стратегического, как отмечалось, ранга сотрудничест ва. Речь о производстве принци пиально нового дизельного дви гателя для автомобилей и сель хозтехники, соответствующего не только нормам Евро-3, но и Евро-4. Его прообраз уже разра ботан на ярославском «Автоди зеле» совместно с австрийской инжиниринговой фирмой AVL и в Эта категоричность объясня ется тем, что выпускать автомо били стандарта Евро-4 все равно придется, и если не с российско- белорусским двигателем, то с любым другим — покупатель ждать не будет. В ближайшие месяцы предстоит разработать и рассмотреть бизнес-план гран диозного совместного проекта. Между тем десятки предпри ятий по обе стороны границы весьма заинтересованы в его ре ализации. Минскому моторному заводу важно нарастить объем производства, поскольку его мощности загружены не полно стью. Ктому же будет гарантиро ван сбьгг новой продукции. Ее по тенциальные покупатели, рос сийские предприятия автомо бильного и сельскохозяйствен- ■ Новый экологический стандарт для минских моторостроите лей — совсем рядом. ного машиностроения, получат мотор, соответствующий миро вым требованиям. Больше воз можностей для маневра появит ся у Минского тракторного заво да, который в перспективе спо собен удвоить выпуск продукции — до 100 тысяч машин в год. Однако выгодно ли будет при обретать белорусскую продук цию, если ее цена возрастет? А это вполне возможно вследствие недавнего резкого подорожания российских энергоносителей. К примеру, тарифы на природный газ для белорусских предпри ятий возросли без малого на 90 процентов, на тепло — на 40 с лишним процентов, существен но подорожала электроэнергия. — ^ 0 огромнейшее напряже ние для экономики, — сказал В. Семашко, отвечая на вопрос кор респондента «союза». — И, безусловно, скажется на рента бельности, которая процента на два снизится на круг по сравне нию с 15,6 процента, которая бы ла в прошлом году. Но многие директора были готовы к этому, внедряли новые технологии. Очень серьезный вопрос в бе лорусско-российских отношени ях — предоставление белорус ским агрегатным заводам права участия в режиме промышлен ной сборки на российских авто заводах, считает О. Данилов. Не вдаваясь в подробности, отме тим, что белорусские узлы и де- Тсгли рискуют оказаться в России в неравном положении. В. Се машко намерен рассмотреть проблему на встрече с минист ром промышленности и энерге тики России Виктором Христен ко. Белорусские и российские ав томобиле- и моторостроители регулярно обсуждают перспек тивы сотрудничества, поочеред но собираясь на одном из заво дов. Там, у конвейера, зачастую более четко, чем в министерских кабинетах, видны проблемы, ме шающие интеграции, и легче найти пути их решения. Между тем Восьмого февраля в Жодино состоится крупномасштабный специализиро ванный промышленный форум— автомобильный завод Министерства про мышленности Республики Беларусь проводит научно-практическую конфе ренцию «Карьерный транспорт-2007» с участием руководителей и специа листов предприятий и организаций машиностроительного и горнодобываю щего комплексов стран СНГ. В ней также примут участие иностранные парт неры БелАЗа, управляющие банков и компаний из дальнего зарубежья. На конференции планируется рассмотреть вопросы и выработать совмест ные решения по дальнейшему совершенствованию и комплексному разви тию техники для карьеров в странах Содружества. Будет сформирован порт фель заказов товарной продукции БелАЗа и комплектующих изделий и ма териалов на 2007 и последующие годы. Участники встречи обсудят также вопросы ценовой политики, качества машин и их сервисного обслуживания. Карьерные самосвалы, которые выпускает БелАЗ, покупают многие стра ны, где развита добывающая промышленность. Среди них— Россия, Укра ина, Казахстан, Узбекистан, страны дальнего зарубежья, всего более 50 государств. На мировом рынке карьерной техники идет жесткая конкурен ция между производителями. Отом, как удержать на нем сферу влияния бе лорусских автомобилей, какой хотят видеть белорусскую технику потреби тели, и пойдет разговор на конференции. Соб. инф. С учетом традиций и без «шока» Странам СНГ нужны согласованные экономические реформы дискуссия Алексей Чичкин МОСКВА НЕКОТОРЫЕ ученые-экономи сты из стран СНГ считают, что их обособленное социально-эконо мическое реформирование не возможно по многим причинам. Прежде всего из-за давней эко номической и географической взаимозависимости большинст ва стран бывшего СССР, Такие вопросы обсуждались на состо явшемся в Москве «круглом сто ле» по теме «Альтернатива гло бализации и «шоковой терапии»: варианты иных моделей соци ально-экономического разви тия». Участники форума из Бела руси высказывали схожие мне ния. Вот точка зрения одного из инициаторов «круглого стола», директора российского Нацио нального центра промышленной информации Ростислава Андри анова: «Общее экономическое пространство в бывшем Союзе, сформированное задолго до 1917 года, осталось. Есть оно и в Британском Содружестве наций, где, несмотря на распад Британ ской империи, взаимозависи мость ее составных частей тоже осталась. Но в этом блоке и сего дня согласовываются взаимные и внешнеэкономические интере сы. То же в деголлевском Сооб ществе франкоязычных стран. Эти примеры актуальны для всех стран СНГ». По мнению экономиста Игоря Кобзина из Беларуси, «многие страны ныне претворяют в эко номике комплексную антиглоба листскую модель, наиболее ус пешно воплощенную в Китае, не которых скандинавских, северо африканских странах. Есть воз можности использовать такие модели и в бывшем СССР». Историк и экономист из Гру зии Реваз Гурадзе считает, что «экономическая ситуация в со седних странах СНГ влияет не только на грузинский рынок, но и на социально-экономическую по литику в Грузии. Например, она увеличивает импорт белорусских сельхозтехники и удобрений, а многие грузинские заводы наме рены участвовать в отраслевых выставках и конференциях в Рос сии, Беларуси, на Украине». Аналогичный форум намечен на весну нынешнего года. Воспитание рублем Нерадивых родителей заставят отдавать долги государству защита Сергей Кожух МИНСК с 1 ЯНВАРЯ тем белорусам, ко торых за бездушное отношение к собственным детям лишили ро дительских прав, придется пла тить по счетам. Отныне в соот ветствии со вступившим вдейст виеДекретом Президента «Одо полнительных мерах по государ ственной защите детей в небла гополучных семьях» они в обяза тельном порядке должны будут устраиваться на работу и из соб ственных зарплат возмещать го сударству расходы на содержа ние детей в социальных учреж дениях. На практике это будет выгля деть таким образом. Как только выявляется семья, где жизни и здоровью несовершеннолетнего грозит реальная опасность, выно сится постановление об отобра нии ребенка. Такое решение при нимает комиссия по делам несо вершеннолетних. Кстати, отныне любоедолжностноелицо, которое узнсшоонеблагополучной семье и несообщило об этом, несетответ ственность, вплотьдо увольнения сработы. Этокасается всех— учи телей, врачей, работниковЖЭСов ит.д. Далее малыша помещают в специализированное заведе ние — например, в один из при ютов, созданных при управлениях и отделах образования. С этого моментадля безалаберных роди телей начинается обратный от счет. Есливтечениепоследующих шести месяцев они одумаются и найдут в себе силы начать заново нормальную жизнь, их ребенка могут возвратитьобратновбиоло гическуюсемью. Приэтом, естест венно, подобная «ячейка общест ва» по-прежнему будет находить ся на особом профилактическом контролеу сотрудников заинтере сованных ведомств. Впротивномжеслучаесудпри нимает решение о лишении роди тельских прав и передаетдетей на попечение педагогов из детского дома. А горе-папашам имамашам придется полностью компенсиро вать государству затраты на со держание собственных малышей. Причем «улизнуть» от ответствен ностиуже неполучится. — В ласпорта провинившихся родителей теперь будет ставиться специальный штамл, указываю щий на то, что обладатель доку мента «обязан возмещать расхо ды на содержаниедетей», — гово рит старший инспектор поособы ^^ поручениямуправления профил^^В ктики МВДБеларуси Валерий Me- лешко. — Затем таких людей в , принудительном порядке приве дут вцентрзанятости иустроятра ботать на одном из предприятий, перечень которых определен спе циальными решениями исполко мов (таких предприятий по всей республике — около трех с поло виной тысяч). Адалее в счет пога шения задолженности перед госу дарством у человека будет изы матьсядо 70 процентов зарплаты. Кстати, упоминавшаяся отметка — одна из мер, призванных бо роться с теми, кто рискнет само вольно «уволиться» с работы или просто сбежать. Кроме того, если трудоустроенный небудет являть ся на свое рабочее местоболее 10 дней в течениетрех месяцев, в от ношении его может бьггь возбуж деноуголовноедело... Разумеется, все нововведения вовсе неозначают, что лишенные родительских прав люди всю ос тавшуюся жизнь будут причисле ны к изгоям. Ведь влюбой момент они имеют право обратиться в суд илиорганопеки— мол, проверьте, у нас все наладилось, и мы хотим забрать детей обратно в семью. Если это подтвердится, специаль ная отметка в паспорте будет ан нулирована, а человек продолжит нормальнуюжизнь уже вместе со i своим ребенком. Идай Бог, чтобы таких случаев было как можно больше. Грозный — Минск: сотрудничество пойдет по плану Чеченская Республика намерена активизировать партнерство с Республикой Беларусь лрямьш связи Соб. инф. МОСКВА ПРАВИТЕЛЬСТВО России одоб рило подписание соглашения между Беларусью и Чеченской Республикой о социально-эконо мическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. «Принять предложение прави тельства Чеченской Республики, согласованное с МИДом России, ; > | у , в к НТО: Минюстом России, Минэконом развития России идругими заин тересованными федеральными органами исполнительной вла сти, о подписании Соглашения между правительством Чечен ской Республики (Российская Федерация) и правительством Республики Беларусь о социаль но-экономическом, научно-тех ническом и культурном сотруд ничестве», — говорится в тексте постановления правительства России. Здесь не знают, что такое граница соседи Николай Войтенков посол по ОСОБЫМ ПОРУЧЕНИЯМ МИД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НОРМАТИВНО-договорной базой двустороннего сотрудничества служат соглашения между прави тельством Беларуси и админист рациями Брянской и Смоленской областей о торгово-экономиче ском, научно-техническом и куль турном сотрудничестве. Стало хо рошей традицией соседей участ вовать в проводимых ежегодно инвестиционных форумах. Ре зультатналицо. Среди экспортируемой го- мелъчанами продукции наиболь ший удельный вес занимают сельскохозяйственные машины и механизмы, продукция химиче ской промышленности, мебель, животноводческая продукция, обои, недрагоценные метгшлы и изделия из них. В импорте с Брянщины преобладают изде лия из черных металлов, маши ны и оборудование, лес, готовые пищевые продукты. Гомельские предприятия ак тивно используют возможности созданной на Брянщине товаро проводящей сети. Хорошим при мером является кооперация про изводственников Гомеля и Брян ска по выпуску кормоуборочных комбайнов. Размещение этого производства в Брянске позволи ло упростить и ускорить процеду ры продаж, резко сократить коли чествооформляемыхдокументов, снизить транспортные расходы при получении комплектующих из России. В выигрыше и российский сельхозпроизводитель, и область, получившая поступления в бюд жет, и сам коллектив совместного предприятия. Аналогичные примеры можно привести и по другим регионам Беларуси и России. В частности, предприятия Могилевской и Ви тебской областей постоянно при нимают участие в выставках-яр марках в Смоленске «Республика Беларусь ^ ваш партнер» и «Ве сенний калейдоскоп». Представи тель Бобруйского объединения в Смоленске осуществляет сервис ное и гарантийное обслуживание сельхозтехники, производимой этимпредприятием. Врамках реализации совмест ной программы проходят Дни Мо гилевской области на Смоленщи не. Столь же плодотворные связи в экономической и культурной сферах существуют между Витеб ской, Псковской иСмоленской об ластями. ВБрянске состоялось совеща ние ректоров вузов, на котором принято решение об организации Международнойассоциациивузов приграничных областей Беларуси иРоссии. Войти внееизъявилиже лание 26 государственных и него сударственных вузов и ихфилиа лов Пэмельской, Могилевской, Ви тебской, Брянской, Смоленской и Псковской областей. Основной за дачейтакого сотрудничестваявля ются проведение международных научных конференций пообщим и отраслевым направлениям дея тельности вузов, обмен учеными, аспирантами истудентамидля вы полнениянаучных исследований. Показателен пример сотрудни чества Белорусско-Российского университета Могилева и Брян ского гостехуниверситета. Созда ется региональный совет по защи те докторских диссертаций, осу ществляется обмен делегациями учебных подразделений. Гомель ский госуниверситетимениСкори- ны. Брянский госуниверситет име ни Петровского и Черниговский педуниверситет имени Шевченко организовали Международную научную ассоциацию «Институт славистики», которая проводит фундаментальные и прикладные исследования российско-белорус ско-украинского пограничья. Крепкие связи и в культурной сфере. Стало традиционным сот рудничество Гомельской универ сальной библиотеки имени Лени на и Брянской библиотеки имени Тютчева. Совместно с Брянской и Черниговской областными библи отеками изданы библиографиче ский указатель «Эхо Чернобыля» и указатель «Живая вода друж бы». Любители театрального ис кусства с нетерпением ждут меж дународногофестиваля «Славян ские театральные встречи», кото рый ежегодно проходит в Брянске, ГомелеиЧернигове.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz