Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)
6 декабря 2007 г., № 235 (23113) 3 Начало — Владимир, вы сильно волновались, когда шли на первуювстречусрежиссером картиныДмитриемСветоза- ровым? — Честно говоря, я даже не знал, какрежиссера зовут! Япришелна встречу, мыпоз- накомились, замечательно поговорили…Анадо сказать, что о Светозарове я не только много слышал, но и хорошо знал его картины. Особен- но меня потрясла его лен- та «Арифметика убийства» —замечательная, страшная, честная. Снятый в начале 90-х годов, фильм стал боль- шим культурным событием. Но только где-то в середи- не нашего разговора вдруг выясняется, что человек, с которым я разговариваю, и есть режиссер «Арифме- тики...»! А закончил нашу беседу Дмитрий Иосифо- вич фразой из гоголевского «Ревизора»: «Я пригласил вас, чтобы сообщить пре- неприятнейшее известие». И после эффектной паузы объявил: «Я приглашаю вас на роль Раскольникова в картине «Преступление и наказание»!» Я онемел от мысли: неужели и вправду мы будем снимать фильм по Достоевскому?! —Сразу согласились? — Сначала я очень обра- довался, а потом — испугал- ся. Я очень хорошо понимал, что работа будет тяжелая. Но испугался я не трудностей — боялся подвести режис- сера, не оправдать его на- дежд. Пришел на съемочную площадку с решимостью отказаться от роли. Я даже заготовил для Дмитрия Ио- сифовича целую речь! Но он — человек очень чувстви- тельный и интуитивный, не дал мне рта раскрыть. Сразу отвлек, выдал какую-то но- вую информацию, о которой нужно было задуматься, в общем, технично увел меня от этой темы. А потом, осо- бо не наседая, стал со мной работать. — То есть помогал гото- виться к роли? — Да, причем репети- ционного периода у нас не было вовсе. Зато каждый день мы проговаривали суть фильма, что он хотел видеть и слышать. По его совету я слушал определенного рода музыку, чтобыккаждой сце- не найти определенный тон. А музыка была не простая —деструктивная.Музыка, в которойневозможно уловить мотив. Вы слышите только какой-то отдельно звучав- шийинструмент—неважно, скрипка это или флейта, но этот протяжный звук про- низывает вас насквозь, и больше уже ничегоне нужно. Это музыка, которая будет вас выворачивать наизнанку и подвигать на душевные муки. Я находил какие-то пластинки, треки: Антонио Вивальди, Альфреда Шнит- ке, Софьи Губайдуллиной, ОлегаКаравайчука… Вся эта музыка была мне вложена в душу. Плюс предваритель- ные беседы перед кадром очень интимного характера. Но о чем они, я сказать не могу. Это как в любви. Вы же не станете рассказывать про свои взаимоотношения с близким человеком? А твор- ческий процесс — и есть лю- бовь. Есть вещи, о которых я никогда и никому не скажу. — Как долго вы вжива- лись в образ Раскольнико- ва? — У меня было всего де- сять дней, за которые я успел войти в «нужное» состояние. С режиссером было прого- ворено все то, что нас обоих интересовало, и онменя этим подкупил. С одной сторо- ны, меня как щенка броси- ли в воду. А с другой — я чувствовал колоссальную поддержку всей съемочной группы. Заинтересованность и внимание режиссера— это бесценный подарок. —Какие сцены были для вас самые тяжелые? — Все! Вы только пред- ставьте себе, я 90 дней наде- вал костюм убийцы. —Какже выжилив этом состоянии? —Не знаю. Япытался от- ключатьсяот съемок, нодома раз за разом прокручивал прожитый день, и меня это состояние не отпускало. Бо- лее того, я должен был гото- виться к завтрашнему дню, а это значит—5—6-минутный монологилидиалог, который я обязан был знать. Я не мог подвести съемочную группу, которая работает в таком же экстренном и тяжелом ре- жиме. Поэтому умственная работа шла 24 часа в сутки. —Кто поддерживал вас в этот период? — Друзья! Я в то время был плохим собеседником, смотрел все время в одну точ- ку и думал только о фильме, они старались отвлечь меня своими домашними и семей- ными проблемами и даже научили играть в карты! — Как вас приняли из- вестные актеры, занятые в фильме? — Несмотря на то, что снимали такую тяжелую картину, атмосфера на съе- мочной площадке была за- мечательная. Это потому, что коллектив был велико- лепный — от осветителя до художника по гриму. Кино —дело коллективное, и если нет дружной команды, то и киноможет не получиться. А у Светозарова такая команда á̇ÏÂÌËÚ ˚  Á̇ÍÓÏ ˚  Ç·‰ËÏË äéòÖÇéâ: «Даже во сне я убивал несчастную старушку…» ÄÍÚ , Ò ˚ „ ‡‚¯ËÈ ê‡ÒÍÓθÌËÍÓ‚‡ ‚ ÙËθÏ «è ÂÒÚÛÔÎÂÌËÂ Ë Ì‡Í‡Á‡ÌË», ·Ó fl ÎÒ fl Î˯ËÚ¸Ò fl ‡ÒÒۉ͇ ФОТО ВАДИМА НЕВАРЕНЫХ И ИЗ АРХИВА ВЛАДИМИРА КОШЕВОГО На Первом канале — премьера фильма по роману Федора Достоевского «Преступление и наказание» режиссера Дмитрия Светозарова. Мэтр российского кино, снявший знаменитые сериалы про «ментов» — «Улицы разбитых фонарей» и «Агент национальной безопасности», — специально не стал брать на главную роль «раскрученного» телеэкраном артиста, а пригласил молодого театрального актера Владимира Кошевого. Роль Раскольникова — его первая серьезная работа в кино. В откровенном интервью актер рассказал и о том, как снимался фильм, и о том, каково ему было сыграть идейного убийцу. есть, и он с ней работает не одингод. Это—однабольшая семья. Там чувствуешь себя как дома: и чаем напоят, и о проблемах расспросят. В общем, принимают тебя не как человека, который пришел отработать от сих до сих, а как члена семьи, как полноценную личность со всеми достоинствами и недостатками. Например, Светлана Смирнова, которая сыграла в фильме Катерину Ивановну, постоянно нас подбадривала. Юрий Кузне- цов, сыгравший Мармела- дова, и Балуев, сыгравший Свидригайлова, в перерывах травили анекдоты, чтобы разрядить мрачную атмос- феру.Кстати, Свидригайлова должен был сыграть Жерар Депардье, но в последниймо- мент что-то не получилось, и в итоге оказалось, что фильм от этого только выиграл. Убийство — Как вам давались самые трагические сцены убийства? —В том-то все и дело, что режиссер все время работал на контрасте. Как только ка- мера выключалась, он и нас, актеров, «выключал»из про- цесса. Говорилиочемугодно, только не о фильме. И даже о футболе, в котором Дмитрий Иосифовичболеет закоманду «Зенит» уже много-много лет, хотя я в этом футболе ни черта не понимаю! Но он так увлеченно рассказывает, что не заслушаться невозможно! — А как вы считаете, у вас есть что-то общее с ва- шим героем? — Я думаю, что у любого человека с Раскольниковым есть что-то общее. Это со- блазн, сомнения, провока- ции… Если человек слабый, то эти провокации могут довести до смертного греха, до убийства. Разве у вас не возникаложелания, хоть раз вжизни, кому-то отомстить? Или сделать что-то плохое? В мыслях это витает всегда. Другое дело, что не каждый хватается за топор. Ведь ка- куюпроблему русского чело- века описалФедорМихайло- вич? Проблему выбора: быть или не быть, сделать или не сделать. И сейчас в головах происходит то же самое, что и раньше. Поэтому Достоев- ский, который написал вы- сокохудожественный роман «Преступлениеинаказание», будет современным и сегод- ня, изавтра, ивсегда.Потому что для молодого человека, живущего в современном мире, соблазнов оченьмного. Можно смотретьнакрасивые вывески, мечтать о красивой жизниибыть глубоконесчас- тным. Или, наоборот, быть бедными счастливым. Самое главное — не поддаваться на провокации и искушения, оставаться самим собой, со своими мыслями. — Вам пришлось играть страшную сцену: убийство старухи-процентщицы. Как близко в своей душе вы по- дошли к тому, чтобы совер- шить этот поступок? — Достаточно близко. И далось это очень тяжело. Было очень страшно. Снима- лине один дубль, ипотомвсе это не раз возвращалось ко мне в памяти и даже во сне. Ябоялся сойти с ума.Исамое страшное—непреступление. Страшнее—наказание, кото- рое геройполучает не в конце романа, а практически сразу после убийства. Мне трудно об этом говорить, потому что это не бытовые вещи. И с ре- жиссеромдиалог былтожене бытовой.Онобъяснялмневсе полушепотом, вводил меня в полусон, чтобыне было суеты сегодняшнего дня, которая очень отвлекает. —Скажите, происходили линаплощадкемистические случаи? — Когда снимали сцену убийства, у меня несколько раз ломался топор. Не просто ломался, а разлетался вщеп- ки! И именно в тот момент, когда я должен был ударить им жертву по голове. А еще, в том месте, где убивали старуху, обвалился потолок. Декорация была двухэтаж- ная, и мы сидели как раз под тем местом, где «бабушка» лежала. Конечно, можно посчитать, что это случай- ность, но я не верю в такие совпадения. — Одежду, обувь шили специально под вас? — Да. Причем, чтобы ис- торическая правда была пол- ностью соблюдена, одежду и весь реквизит воспроизводи- ли по тканям, по фактуре. В кадре должна стоять та чаш- ка, которая была в 1856 году, и бутылка пива с такой же пробкой, какие выпускались тогда. Башмаки, в которых я хожувесьфильм, специально старили, затирали и делали дырки. Если у вас богатое во- ображение, представьте себе: каждыйразянадевалнаноги по одной большой дыре и ходил практически босиком. Мне эти ботинки предлагали оставить себе на память, но я отказался. Мне достаточно тех впечатлений, которые остались в моей душе. Ведь многие вещи нельзя унести с собой ТУДА. Ни дорогого телефона, никредитнуюкар- точку… Мечта — С выбором профессии определились сразу после окончания школы? —Актерская стезя всегда меня манила, но я боялся к ней подступиться. Я не мог прийти в профессию с пус- тыми глазами и с пустыми руками. Нужно было идти с какой-то болью и говорить на сцене о том, что болит. А в 16лет я еще не былинтересен даже самому себе. Поэтому и учился сначала в военном университете и нажурфаке в МГУ. Когда родители узнали о моем истинном желании, стали отговаривать. Потому что даже обычные люди, не связанные с творческой про- фессией, знают, какой это тя- желыйтруд—ифизический, и психологический. Здесь нужно работать на разрыв аорты, вынимая из себя все хорошее и плохое, сгорать, чтобы, как птица Феникс, возродиться вновь. Сегодня мало быть просто артистом, нужно быть кем-то еще. Сей- часактерможетбытьпростой функцией, он может ничего не играть, за него все сделает техника.Здесьподрежут, там компьютернойграфикидоба- вят, а онтолькоповорачивает головой. А где же душа, где актерское существование? Наверное, такое кино тоже нужно зрителю. Другое дело, что это не мое. Я не для того пришелв этупрофессию, что- быбытьфункцией. Иименно поэтому, когда яуже снимал- ся в роли Раскольникова, я отказывался от съемок в дру- гихпроектах. Пусть неменее интересных, номелких. Они, может быть, и поддержа- ли бы меня материально или еще какие-нибудь блага принесли… Но я не смог бы переключиться с этой роли на какую-то другую, потому что она меня слишком к себе притянула. — А какие у вас увлече- ния? — У меня самый обык- новенный образ жизни. Я люблю читать. Читаю много и с удовольствием. С лите- ратурой я спасаюсь от ок- ружающего быта. Еще люб- лю встречаться с друзьями, поспорить, выпить, хорошо закусить… У меня замеча- тельные друзья, не связан- ные с искусством, но хорошо его понимающие. У них есть своя точка зрения, и с ними безумно интересно. Сегод- ня мало осталось людей, с которыми можно получать удовольствие от общения. — Владимир, а что вы сами ждете от фильма «Пре- ступление и наказание»? — Того же самого, что и многие: хочу, чтобы он меня эмоционально затронул. Люди соскучились по кино, в котором нужно думать. Се- годнязрительпривыккяркой картинке, к развлекательно- мудействию, квечномупраз- днику, к девизу «Пляшем и поем».АСветозаров заставит людей задуматься. И хватит ли у телезрителей терпения и сил переключиться с этой веселой, яркой ноты и заду- маться о себе самом, о своей душе?Каждый от себя что-то скрывает, прячет… Задача у зрителей будет непростая — проникнуться тем, что происходит на экране в тече- ние нескольких вечеров. И если он сможет это осилить, то, я думаю, это подвиг. Елена СОКОЛОВА. Информагентство «Столица». При жизни он выпустил две то- ненькие книжечки. Но его поэзию знали не только земляки, липчане, воронежцы. Поэма Адольфа Беляе- ва «Крылья», например, была опуб- ликована в питерском журнале «Нева». Он автор сильной, упругой, блистательно озвученной лирики. Вот фрагмент почти наугад: Гром грянул Молодо, Со злом, И в небе, Громом тем расколотом, То здесь, то там блеснул излом, Слепя глаза горячим золотом. Сорвался ливень с высоты На лес Осколками лиловыми... А лес копит его в цветы И ловит лапами еловыми. Но даже в этой пейзажной зари- совке чувствуется: поэта тянет к по- вествовательной, эпической мане- ре. Ему любо превратить картину грозы в сказку, микромиф, в сюжет- ную историю. Пожалуй, все-таки самое впечатляющее у Беляева — его баллады, маленькие поэмы: то о современных ему героях, то о лю- дях и событиях минувших веков — о Хафизе, который вызвал гнев все- сильного Тимура, о холопе, обрета- ющем крылья и поднимающемся выше грозного царя, об идоле, со- крушенном мужицким топором, о мчащемся по Дикому полю гонце... Беляев знал и умел воссоздавать далекое, едва различимое во глуби- не веков мощно, осязаемо, отчет- ливо. Но, всматриваясь в историю, он все равно вел речь о настоящем, защищая то, что во всякие времена давили, оскорбляли, принижали: достоинство, любовь, веру, духов- ность и сострадание. Только спустя четверть столетия после смерти поэта удалось издать более или менее полную книжку его стихов. Но она вряд ли попала ко всем, кто мог бы полюбить беляев- ские баллады, для кого они стали бы спутниками, быть может, до кон- ца жизни. Тираж — тысяча экземп- ляров. Где они теперь? Попробуй найди, попробуй прочитай. Когда-то с одним из липецких литераторов мы азартно обсуждали идею: выпустить серию книг наших несправедливо забытых, выпавших из читательского поля зрения авто- ров. Начиная с Алексея Липецкого и заканчивая недавно ушедшими Иваном Завражиным, Виктором Ос- колковым. Бог весть, осуществим ли такой проект, найдутся ли спон- соры или средства из бюджета. А надо бы, чтобы нашлись. Как-никак дело касается настоящей, провин- циальной лишь по месту жительства писателей, литературы. Если это, однако, произойдет, сомневаться не приходится: среди первых, чью книгу надо издать, — Адольф Беляев... И. НЕВЕРОВ. è‡Ï fl Ú¸ До семьдесят пятого своего дня рождения Адольф Беляев не дожил тридцать два года. А праздновал бы он этот юбилей как раз сегодня —шестого декабря. Беляев был одним из самых одаренных людей, когда-либо слагавших слова в строки, а строки в стихи на липецкой земле. По насту, Мерзлому и злому, Лось делал тяжкие рывки К голубоватому излому Апрельской вздувшейся реки. Холодной злобой налитая, По следу страшному За ним Катилась молча Волчья стая Клубком оскаленным одним. Летели с лося Пены клочья, Вскипая ало на снегу, Но так же молча Стая волчья Глотала клочья на бегу. Таежный месяц Желтым жалом Назад заламывал рога, А за рекой — Оконным жаром Переливались берега… Спекалась кровь на волчьих лапах, А из заречной из дали Шел теплый запах, Добрый запах Тулупов, Ласки Незаконченная баллада Баллада о лосе ÇÒ ‰ÂÚË — ̇¯Ë Найди меня, мама! Даниил К. Даниилу очень хочется иметь семью. Папы и мамы мальчика нет в живых. Поэтому мальчик в свои 9 лет старается быть самостоятель- ным, хорошо учится и получает одобрение учителя. Очень под- вижный, он всегда уступит до- рогу старшему. Общительного, ласкового воспитанника дет- ского дома ценят за любозна- тельность и отзывчивость. Ко- нечно, мальчик не идеальный — душа-то изранена. Но что очень важно: в трудную минуту он приходит на помощь, забы- вая о своих горестях и пробле- мах Родился Даниил 16 ноября 1998 года. Глаза карие, волосы русые. Со здоровьем особых проблем нет. Галина КОЖУХАРЬ, ведущая рубрики . Сергей А. Сейчас Сережке девять лет. Унывает редко, а когда улыбается, то и другим становится хорошо. Многие сверстники забывают о том, что они детдомовские, что все здесь казенное. А Сережка на эту тему и не любит говорить. Старается учиться, любит иг- рать в интеллектуальные и на- стольные игры. Дисциплиниро- ванный. Много читает. «Я не вундеркинд, обычный, — гово- рит мальчик. — Вырасту, в ар- мию пойду служить, может быть, так и стану военным». Вот и получается, что родите- лям такие Сережки не нужны, а они идут защищать их, Отчизну, нас с вами. У мальчика есть сестренка. Слава Богу, что жизнь детей не разбросала. Держатся друг за друга. Никита К. Очень ласковый, но ранимый. Порой бывает не- сдержан. Теряется в присутс- твии взрослых. Человек инте- ресный, доброжелательный, Никита очень любознателен, открытия делает почти каждый день. Любит рисовать, масте- рить поделки из природного материала. Зимой с удовольс- твием катается на лыжах и коньках. Сейчас ему девять лет. Рост и вес — нормальные. А внешне — просто симпатяга. Никита мечтает стать милицио- нером. Таня П. Танюша родилась в 1998 году, по гороскопу — Ко- зерог. Внимательная и отзыв- чивая девочка, старается по- мочь и маленьким, и взрослым. Очень самостоятельная, урав- новешенная. Хорошо поет и танцует. Только с русским язы- ком пока есть трудности, хотя девочка старается и хочет знать его на «отлично». Глаза у Танюши карие, во- лосы темно-русые. Она очень часто думает о том, какой должна быть ее мама. И прихо- дит к выводу: доброй, ласковой и очень-очень любить детей. «Я ее обязательно узнаю», — до- бавляет девочка и замолкает. Мы надеемся, что и мама узна- ет дочку, которую зовут Татья- ной. Сергей Х. Родился 17 мая 1998 года. Учится и живет в детском доме-школе второй год. Мальчик трудно привыкал к новым условиям. Но сейчас у него почти все в порядке. Эру- дированный, старательный, уравновешенный. По характеру — лидер. Ни ровесников, ни малышей не обижает. Главный помощник в классе. У него се- рые глаза и светло-русые воло- сы. Ласковый, самостоятель- ный. Мечтает стать космонав- том и увидеть нашу планету из «окошка» ракеты. ФОТО ОЛЬГА БЕЛЯКОВОЙ Ç Á ͇ÎÂ Ô ÂÒÒ ˚ Кино, налоги и «деловой завтрак» По традиции публикуем список последних материалов из Липецкой области, напечатанных в московской периодике. Ильин С. Выстрел вхолостую: суд признал незаконным запре- щение охоты в Становлян. р-не. Рос. газ. 2007. 28 нояб. Ильин С. Нужное дело: проблема обеспеченности города (Ли- пецка) общественными туалетами стоит настолько остро, что ее обсуждение было вынесено на заседание малого совета админис- трации муниципалитета. Рос. газ. 2007. 22 нояб. Карабут Т. Владимир Лисин не поскупился на энергетику: в его интересах куплено 49% акций Липецкой энергосбытовой компа- нии. Коммерсантъ. 2007. 28 нояб. Конышев Ю. «Ячменный» колосс: сортоиспытатель Александр Соловьев знает все о будущем хлеборобных полей. (О директоре Липеца. сортоиспытат. станции филиала ФГУ «Госсорткомиссия» Александре Александровиче Соловьеве, удостоенном в 2006 г. правит. награды — серебряной медали «За вклад в развитие АПК России и достижение высоких показателей в с/х производстве»). Труд. 2007. 23 нояб. Осипов Г. От Торжка до Малгобека. (Размышления по поводу присвоения пяти рос. городам звания «Город воинской славы»; упоминается «Елец, из-под стен которого внезапно ушел в степи пришедший воевать Русь «железный хромец» Тимур»). Культура. 2007. 15—21 нояб. Титов А. Не только учу, но и воспитываю. (Писатель Александр Титов из с. Красное Липецк. обл. ведет кружок юных писателей «Радуга» при район. Доме пионеров). Лит. газ. 2007. 14—20 нояб. Федорова М., Аминов X. Douglas Conсalting обойдется без Midland Group. (Компан. Дуглас Консалтинг запускает в России ре- гион. сеть из 10 торг. центров, в т.ч. и в Липецке). Коммерсантъ. 2007. 27 нояб. Черваков А. «Синема парк» покажет кино в Воронеже и Липец- ке: кинопрокат, сеть «Синема парк», входящая в холдинг «ПрофМе- диа», намерена создать мультиплексы в Воронеже и Липецке с объемом вложений 6—7 млн. долларов в каждый город. Коммер- сантъ. 2007. 27 нояб. Щетинин С. Большой сбор: налоговая служба региона соберет в казну более миллиарда рублей дополнительно. («Деловой за- втрак» в Чернозем. представительстве «Рос. газеты» с рук. Упр. ФНС России по Липецк, обл., засл. экономистом РФ Владимиром Ивановичем Бербенцом). Рос. газ. 2007. 22 нояб. Наталья ПЕНДЮРИНА, главный библиограф Липецкой областной универсальной научной библиотеки. И земли. И, Ни во что еще не веря, Но верный древнему чутью, С отвагой загнанного зверя Лось грозно Грохнулся В струю… Окаменев, Глядели волки, С подвывом яростным и без, Как плыли месяца осколки, Рогами сбитого с небес. Рога упрямо вырастали, И узловаты, и туги, Из волн ревущих Цвета стали И из шершавости шуги. Но, Поборов водовороты, Тяжелой дрожи не избыв, Шатаясь, Лось вошел в ворота Сибирской рубленой избы. А в рыжих окнах Пьяно ржали, Вздымая Чаши без конца… Багры, Багровые от ржави, Лежали, Щерясь, У крыльца. В воротах тех, Как в черной раме, Глядел сохатый в полутьму, Когда с ломами да баграми Гуляки Кинулись к нему. По-волчьи Шеи косо сбыча, Не обтерев сивушный пот, Хрипели: — Добрая добыча! — Да шкуру, дьяволы, не порть! По голове Ломами били, Срывая матом голоса… И рухнул лось, И скорбны были Его огромные глаза. Плыла звезда В их смертной стыни, И снег поблескивал, багров, А в глубине — Навек застыли Оскалы ржавые багров… Но, Пусть меня осудят страшно, — Законы логики поправ, Я утверждаю Зло и страстно: Лось к людям шел — И лось был прав. Адольф БЕЛЯЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz