Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)

23 ноября 2007 г., № 226 (23104) 3 äËÌÓÔ  Âϸ  ‡ Неотвратимость беды ç‡  ÍÓÚËÍ‡Ï — ÌÂÚ! В старые времена такую историю можно было бы назвать в фольклорно-нравоучительном духе «Коготок увяз — всей птичке пропасть». Режиссер Валерий Тодоровский, естественно, предпочел иное — короткое, жесткое слово «Тиски». Его фильм — о наркомании, о затягивающей человека, как трясина, «субкультуре» маргиналов. Тодоровский и раньше затрагивал злободневные темы и мотивы, но как бы на периферии сюжета. Вспомним, допус- тим, «Страну глухих» или «Моего сводного брата Франкен- штейна». Но в «Тисках» он высказывается на эту самую «злобу дня» очень прямо (вероятно, критики неодобритель- но уточнят: «в лоб», слишком назидательно), поместив ее в центр экранного повествования. Да и снималась картина, скроенная, по уверениям рекламных анонсов, на манер «мо- лодежного триллера», при поддержке Госнаркоконтроля. Ну просто социальный заказ. ОднакоВалерийТодоровскийне был бысамимсобой, если бы всего-навсего взялся за иллюстрацию тезиса о пагубности наркотиков, которые одним ломают судьбу, а для других становятся способом бесстыдной наживы. «Тиски» не только крепко сбитая история о несчастных жертвах и злодее Вер- нере, сыгранном Федором Бондарчуком. Режиссер сумел еще и рассказать о нашем времени с его контрастами, когда рядом с теми, кто преуспевает, оказываются люди, погру- женные в прозябание и ничтожество, когда чья-то свобода держится на несвободе, подчинении, насильственном подав- лении другого. Да, «тиски», «трясина», «воронка». С ее верха, где диа- метр весьма велик, диджея Дениса (в этой роли снялся актер МХАТа имени Горького, явно восходящая «звезда»Максим Матвеев) стремительно утаскивает вниз, в ту самую «суб (то есть — под) культуру», где нет спасения. Впрочем, обойдемся без пересказа, чтобы у будущих зри- телей не пропал интерес. В фильме, в сущности, всё тиски и все в тисках. Летняя ростовская жара под пятьдесят. Клуб- ные светомигалки. И— неотвратимость беды, когда некуда бежать, когда выхода нет... Константин ВАСИЛЬЕВ. — Согласитесь, Сергей Иванович, что мы не можем сегодня посетовать на скуд- ность «военной» тематики на экране. Каждый день нам по ЦТ что-то показывают, где-то гремят взрывы, кто-то стреляет, кому-то бьют по физиономии…Только теперь в эти сюжеты вставлена не- пременная выпивка, мордо- бой и спецэффекты… —Выеще проматерщину забыли… Да, все так. Войны на экране много. Подвигов — с избытком. А все не то, все не так. Все это «не греет». Потому что в художествен- ное кино привнесено много «художеств» режиссеров, сценаристов, актеров, не только пороха не нюхавших (многие и в армии-то не слу- жили!), но и историю собс- твенной страны толком не знающих. В нашем же случае речь идет об уникальномпроекте. О документалистике, осно- ванной, как правило, на местном материале. Прах генералаМуравьева-Карско- го покоится у стен Влади- мирского собора в Задонске. Он входит в сотню лучших полководцев России. Факти- чески своими победами он вернул, подарил России Се- вастополь! àÌÚ  ‚¸ ˛ ÔÓ ÔÓ‚Ó‰Û О чести, доблести и патриотизме ÇÓÂÌÌ ˚ È ÍÓÏËÒÒ‡  Ë‡Ú ãËÔˆÍÓÈ Ó·Î‡ÒÚË Ë á‡‰ÓÌÒÍËÈ ÅÓ„Ó  ӉˈÍËÈ ÏÓ̇ÒÚ ˚  ¸ ÓÒÛ ˘ ÂÒÚ‚ËÎË ÒÓ‚ÏÂÒÚÌ ˚ È Ô  ÓÂÍÚ «êÛÒÒ͇ fl ‡  ÏË fl » Так называется киносборник о людях, офицерах русской армии, верно служивших Отечеству. Часть сюжетов была показана в телепрограмме «Отчина» на губернском канале «Липецкое время». А открывает сборник документальный фильм «Герой до востребования» — о прославленном полководце генерале Муравьеве-Карском, который дважды взял считавшуюся неприступной турецкую крепость Карс. Последний раз — 16 ноября 1855 года. О сути проекта мы попросили рассказать заместителя областного комиссара полковника Сергея АКАТОВА. И разговор сразу вышел за рамки предложенной темы. А дважды Герой Советс- кого Союза летчик Степани- щев? Летал со сломанным позвоночником! Его привя- зывали к специально сконс- труированному креслу, и он поднимался в небо. Вторую Звезду Героя он получил уже будучи тяжело травмирован- ным. Есть в сборнике и фильм о Матери—Марии Матвеев- не Фроловой, у которой вой- на отняла восьмерых сыно- вей — какой еще подвиг мо- жет заслонить такое?! Нуж- но, чтобы этот диск посмот- рело как можно больше мо- лодых людей. — Но заинтересует ли тема современную моло- дежь? «Телик», «видик», рок, попса, фривольные журнальчики… — вот тепе- решние ее учителя. Не но- вость и персональный ком- пьютер в средней семье. А там, в «паутине», и вовсе запутаться можно. Разве армия не сталкивается с последствиями такого идео- логического наката? — Но не к транспортиру с линейкойже возвращаться! Проблема есть, и она — в альтернативе тому же ком- пьютеру или телевизору. Конечно, ваши опасения оправданы. Недавно Инсти- тут молодежи провел иссле- дования досуга подростков. Результаты впечатляют. Только 27 процентов детей любят читать книги (шесть лет назад их было 47 процен- тов). Показателен и выбор литературы: на первомместе — фантастика, на втором — любовные истории, на треть- ем—детективы. Да, лидиру- ющее место в сердцах под- ростков занял телевизор, каждый третий свой досуг проводит за компьютерными играми. Умолодых снижает- сядоверие к старшим, растут эгоизм и погоня за матери- альным. Прибавим к этому деятельностьрасплодивших- ся деструктивных сект, в которые вовлечено от трех до пяти миллионов человек, и мы будем иметь очень и очень серьезную проблему в деле духовно-нравственного образования. Так что армия получает уже готовый кон- тингент, заряженный всеми этими комплексами. Хотя в войсках рук не опускают и делают все для того, чтобы юноши становились мужчи- нами и знали, и помнил о тех, кто умел защищать и защищал Родину. Вот такие фильмы, которые представ- леныв нашемкиносборнике, — хорошая подмога офице- рам, и мы обязательно пока- жем диск в Министерстве обороны. — Однако нет ли у вас ощущения, что спохвати- лись мы поздновато? Я, ко- нечно, не про фильмы, я про общую стратегию развития общества. С одной стороны, доступ, если так можно вы- разиться, к опыту предков, в частности к опыту русского воинства, нынче свободный, с другой — само общество убежало еще дальше от от- чих корней и родных поро- гов. Смотрите — сегодня к нашим услугам не только хорошие магазины, Интер- нет-сайты, церковные лав- ки, но и уличные лотки и книжные развалы, где и хо- рошая мемуаристика попа- дается, и классика нашего кино, и добротные докумен- тальные фильмы. А руки у людей тянутся к другой ли- тературе... Вернее сказать — к макулатуре... — Неточно формулируе- те. Макулатура — это под- шивки старых газет, стопки книг, изъеденных мышами, что приносили пионеры в свои школьные дворы. А здесь мы имеем дело с тем, что востребовано, что порой становится бестселлером и имеет ажиотажный спрос. С этим как минимум надо счи- таться, какмаксимум—про- тивостоять этому злу. Опаз- дываем ли мы? Ну что тут сказать... Конечно, пробле- му надо было решать, как говорится, еще вчера. Но это вовсе не означает, что ее не надо решать сегодня! «Любите врагов своих, сокрушайте врагов Отечест- ва, гнушайтесь врагами Божьими» — таким был державный глас народа. Слишкомдалекозашлинаши скорбныедела, чтобыневспо- минать теперь об этом. А врагов у Отечества сегодня набралось очень много. Где- то слышал такую простую вещь: воздуха человек не за- мечает до тех пор, пока его начнет не хватать. Если ни- чего не случается с твоим ребенком, то все вроде бы нормально. Но если он попа- дет в секту и там его изнаси- луют? А если он сядет на иглу? Или проломит голову кому-то в темном подъезде? — Или искалечен будет «стариками»вкакой-нибудь воинской части? —Или уйдет в самоволку от безнадеги с автоматом… Бывает и такое…Или погиб- нет сам от ножа сверстника, который в детстве читал не «те» книжки и смотрел не «те» передачи? Вот тогда прозрение наступит точно. Но поздно, непростительно поздно. Между тем у нас де- сять миллионов алкоголи- ков, 500 тысяч из них—под- ростки. По тюрьмам и коло- ниям сидят десятки тысяч юнцов, еще не начавших жить, еще в армии не слу- живших? Сколько в стране беспризорников, статистика не знает, хотя навскидку можно определить, что го- раздо больше, чем после ре- волюции и Отечественной войны. В молодежной среде очень популярным словеч- ком стало «откосить» от призыва в армию (хотя в нашей области, кстати, про- блема с набором давно не стоит). Молодые не знают и не хотят знать родную исто- рию, а из героев для них важны не Александр Невс- кий и Ермолов, а какой-ни- будь супермен или Человек- Паук. Умные же ребятки со всех ног бегут за границу. При таком раскладе о каком же возрождении России мо- жет идти речь? Какими си- лами? Да еще в стране, ос- лабленной вечными рефор- мами? —Но вернемся к послед- ней работе комиссариата… Чья идея, чье воплощение? Каковы планы на будущее? — Справедливее будет сказать, что это прежде всего работа монастырской теле- студии«Отчина».Мывнима- тельно следили за рубрикой «Русская армия», которая шла в программе в течение года. И подумали: а почему быне собрать все эти сюжеты в один фильм? И сделали та- кое предложение. И получи- ли полную поддержку. При- чемструктура сборника была укрепленановыминепросты- ми сюжетами: молитва на войне, убийство врага—грех или доблесть? Есть в фильме история знаменитого марша «Прощание славянки», рас- сказ о трагической судьбе белого генерала Каппеля и красного комдива Чапаева, а также тема расказачивания. Уверен, все это очень приго- дится школам, родителям, озабоченнымвоспитаниемиз своихдетей гражданипатри- отов России. А планы… Воз- можно, следующим сборни- комстанут такие интересные сюжеты: история орденов, знамени, кирзовых сапог, папахи, каски, «буденовки», шинели и «фронтовых ста граммов». Исходим из того, что история русской армии и состоит из таких вот занима- тельных, но жизненных ис- торий и сюжетов. Беседовал Александр АЛЕКСАНДРОВ. î‡ÍÚ Ë ÍÓÏÏÂÌÚ‡  ËÈ Труп под дверью íÂÎÓ ÒÍÓ̘‡‚¯Â„ÓÒ fl ·ÓÏʇ Ô  ÓÎÂʇÎÓ ‚ ÔÓ‰ ˙ ÂÁ‰Â ÔÓ˜ÚË ‰‚Â̇‰ˆ‡Ú¸ ˜‡ÒÓ‚ В среду, примерно в половине третьего дня, в службу новостей «ЛГ» от имени жильцов дома № 18 по улице Меркулова обратилась липчанка Ираида Хрипункова: —Обычно я стараюсь никого не беспокоить по мелочам, — срывающимся от волнения голосом заговорила она. —Но, к сожалению, произошел вопиющий случай. На десятом этаже, прямо на лестничной площадке, с 4 часов утра лежит… труп бомжа. Он, по-видимому, разлагается. Не исключено, что при жизни умерший был чем-то болен, поэтому мы боимся такого «соседства». Выяснилось, что некоторое время бомжночевал в чердач- ном помещении дома. И когда умер, его попросту вынесли и бросили на верхнем этаже лестничной площадки. С просьбой избавить жильцов подъезда от трупа Ираида Станиславовна, по ее словам, обращалась в разные инстан- ции, в томчисле вЖЭУ-7, в санитарные службы, в милицию. Но никто не поспешил реагировать на это обращение. Умершего вывезли через двенадцать часов после его вы- носа с чердака и минут через сорок после звонка читатель- ницы в редакцию. Однако жильцы дома были обеспокоены тем, что место, где он так долго лежал, не было подвергнуто дезинфекции. В ЖЭУ-7, куда мы позвонили по этому вопросу, весьма удивились, ответив таким образом: «А разве мы должны это делать?..» ÑÓÒÎÓ‚ÌÓ Начальник областной государственной жилищной инс- пекцииАлександрХрабрых, выслушав подробности случив- шегося, подтвердил, что у управляющей компании есть до- говор с организациями, занимающимися санобработкой общедомовых помещений. Туда следует обращаться в подоб- ных ситуациях, и они все сделают. А с бомжами—проблема. В законодательстве, к сожале- нию, ничего не говорится о том, кто, а главное, в какие сроки обязан заниматься вывозом «ничейных» трупов. Должна приехать милиция, составить протокол (может быть, чело- века убили). Существует и спецтранспорт. Наконец, есть теперь и коммерческие организации, которые, возможно, сделают это гораздо быстрее муниципальных структур. Но заключать с ними договор, очевидно, невыгодно управляю- щим компаниям. Ольга ГЕНРИХ. Р.S. Бомжи погибают, доставляя и после смерти нема- ло хлопот и милиции, и коммунальщикам, и случайным людям. С наступлением морозов только за последние дни на территории нашей области, по данным УВД, было обнару- жено 10 трупов бомжей. Их находили в подвалах, на черда- ках, на лестничных площадках многоэтажек, прямо перед домами. Зона риска К счастью, тогдашнее происшествие окончилось благополучно. Выражаясь языком служебного отчета, пожар был локализован бла- годаря четким и слаженным действиям. Добавим, что бедыудалось избежать и бла- годаря ответственности со- трудников социального уч- реждения, которые выполни- ли свой долг. Однако так бывает далеко не всегда. Убедительное под- тверждение тому—недавний пожар в Тульской области, унесший жизни 32-х пожи- лых людей. Подводя итоги расследования, начальник ГоспожнадзораРоссииЮрий Ненашев в интервью РИА «Новости» сказал, что «боль- шоечисложертвобъясняется тем, что пенсионеры из-за слабого здоровья хуже пере- носят отравление дымом и погибают на пожарах быст- рее, чем молодые люди. Они хуже ориентируются при пожаре, менее адекватно оценивают ситуацию». По той же причине у пожарного êÂÔÓ  Ú‡Ê Ò ÏÂÒÚ‡ ÒÓ· ˚ ÚË fl Экзамен на безопасность àÌÒÔÂÍÚÓ  ˚ ÉÓÒÔÓÊ̇‰ÁÓ  ‡ Ô  Ó‚ÂÎË Ô  Ó‚Â  ÍÛ ‚ ãËÔˆÍÓÏ ‰ÓÏÂ-ËÌÚ  ̇Ú ‰Î fl Ô  ÂÒÚ‡  ÂÎ ˚ı Ë ËÌ‚‡Îˉӂ …Медсестра Галина Звонилова и сегодня до мельчайших подробностей помнит пожар, возникший два года назад в одном из подсобных помещений Липецкого дома для престарелых и инвалидов. —Помню, почувствовала запах дыма, — говорит она. Он шел из-за закрытой двери склада. Я, конечно, испугалась. Но через секунду взяла себя в руки: ведь я отвечаю за жизнь беспомощных людей. Позвонила по «01», затем— директору. Стали спасать людей. Те, кто мог ходить, сами покидали палаты, а мы вместе с дежурными медсестрами и охранниками выносили тяжелобольных. Вскоре и пожарные подоспели… ФОТО ПРЕСС-СЛУЖБЫ ГУ МЧС РОССИИ ПО ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ àÌÒÔÂÍÚÓ  ˚ ÉÓÒÔÓÊ̇‰ÁÓ  ‡ Ë Ï‰ÒÂÒÚ  ‡ ㇠ ËÒ‡ á ˛ ÁË̇ Û Ô·̇ ˝ ‚‡ÍÛ‡ˆËË. надзора первые строки в списках особо проверяемых объектов наряду с больница- ми занимают именно дома для престарелых и инвали- дов. Противопожарная безо- пасность социальных учреж- дений—предмет постоянно- го беспокойства и со стороны региональных подразделе- нийГоспожнадзора. Свидете- лем очередного рейда в одно из таких заведений—Липец- кийдом-интернатдляпреста- релых и инвалидов — недав- но стал корреспондент «Ли- пецкой газеты». Репетиция не для «галочки» Приезда инспектора ГПН на «объекте» ожидали, что свидетельствовало о его об- разцово-показательности. Это обычно разочаровывает журналистов: о чем, мол, рассказывать, если все хоро- шо? Но пожарные хотели, чтобы на этом примере пред- ставители СМИ увидели, ка- кой должна быть противопо- жарная подготовка в дейс- твии в типичном среднеста- тистическом социальном уч- реждении. Липецкий дом-интернат дляпрестарелыхиинвалидов — из таких. Он размещен в старом здании со всеми его плюсами и минусами. Здесь постоянно проживают 250 человек, в томчисле тяжело- больные люди. Тем не менее директор домаСергейОвчин- ников делает все от него зави- сящее, чтобыего подопечные не попали в беду. ...В вестибюль на первом этаже, завидев группу прове- ряющих, из комнат вышли самые любопытные обитате- ли. Интересуемся, что они будут делать, если вдруг на- чнется пожар. — Выходить будем, — почти не задумываясь, отве- тила Марина Семеновна Ла- рина. — Дверь запасную на улицу видите? Туда и пой- дем. — Для тех, у кого плохо со зрением, стрелками круп- но направление к выходу указано, — подхватывает Людмила Константиновна Рахматова. —Унас тут каждуюнеде- лю репетиция бывает, — по- дытоживает Владимир Пет- рович Коваленко. Репетицией здесьназыва- ют тренировки на случай пожара. «Гражданское» сло- во старикам ближе: репети- ции хора, спектаклей, кон- курсов в доме устраиваются и в праздники, и в будни. Но, разумеется, такого «спектак- ля», как пожар, здесь не ждут, но готовность номер «один» налицо. Девушки с огнетушителем К визиту начальника от- дела надзорнойдеятельности Госпожнадзора регионально- го ГУМЧССергеяАртюшки- на тут давно привыкли. Он экзаменует местный персо- нал не впервые. Система оповещения, огнетушители, пожарные краны и рукава — всем этим «в случае чего» придется пользоваться мед- сестрам. Навыки пользования ог- нетушителемпо просьбе про- веряющих уверенно проде- монстрировали медсестры Лариса Зюзина иГалина Зво- нилова. А план эвакуации, размещенный на каждом этаже, нужноне только знать им наизусть, но и научить ориентироваться по нему каждого обитателя дома. На первом этаже установлен прибор«Сигнал».Прималей- шем задымлении на нем вы- свечивается номер палаты, в каждой из которых установ- леныдатчики, реагирующие на дым. После пожара в доме был сделан ремонт (он и сегодня еще продолжается). Изнутри помещение оклеено несгора- емым материалом, деревян- ныеперекрытиякровлизаме- нены на металлические. В самых опасных участках проведенновыйкабель.Кста- ти, именно старая электро- проводка, как показала экс- пертиза, стала причиной трагедиивТульскойобласти. Ихотя в Липецком доме пре- старелых регулярно прово- дятся замерысопротивления изоляциипроводки, нефакт, что где-то не загорится. С больным на носилках Носилки — одни на пять тяжелобольных. Это считает- ся нормой дляженского мед- персонала. Конечно, в чрез- вычайных ситуациях помо- гаютимужчины-охранники. Но достаточнолитакойпомо- щи в случае, когда промедле- ние смерти подобно? Эти проблемы были озву- чены на пресс-конференции, которую после рейда провел временно исполняющий обя- занности заместителя на- чальника ГУ МЧС России по Липецкой области, началь- ник управления Госпожнад- зора Александр Самойлен- ко. Он рассказал, что в ны- нешнем году инспекторы УГПН неоднократно прове- ряли состояние противопо- жарной безопасности в уч- реждениях с массовым пре- бываниемлюдей, в томчисле на всех16 объектах соцзащи- ты. Вцеломонохарактеризу- етсякакудовлетворительное. Но без замечаний не обош- лось. Из 163 предписаний инспекторовпослеповторной проверки выполнено больше половины. На два учрежде- ния соцзащиты материалы направленывсуды.Речьидет о приостановлении деятель- ности 4-го корпуса Демкин- скогопсихоневрологического интерната и Введенского ге- ронтологического центра. В первом случае суд удовлетво- рил предписание ГПН, а во втором случае ограничился штрафными санкциями. За- решеченные окна, отделка путей эвакуации горючими материалами, загроможде- ние запасных выходов—вот неполный перечень наруше- ний, способных привести к большим человеческим жер- твам в случае пожара. То же самое можно сказать и об учреждениях здравоохране- ния, культуры, образова- ния. Большинству объектов с массовым пребыванием лю- дей требуется полная замена электропроводкииустановка системы пожарной сигнали- зации. Это самая дорогостоя- щая часть ремонта. Напри- мер, на замену проводки в среднемпо одному соцучреж- дению требуется 4 миллиона рублей. А на установку по- жарнойсигнализациивцелом по области нужно более мил- лиарда рублей. И админист- рация региона готова пойти на такие расходы. Средства из бюджета на эти сложные и затратныемероприятиябудут выделяться в рамках област- ной целевой комплексной программы «Пожарная безо- пасность Липецкой области на 2008—2011 годы». В заключение, говоря о домах для престарелых, Александр Самойленко заос- трил внимание на необходи- мости увеличения штата де- журных в ночное время в этих учреждениях. Ведь по- жары чаще происходят но- чью, когда на дежурстве ос- таютсявсегопять-шестьжен- щин-медсестер. Им подчас просто не под силу вынести из горящего помещения та- коеколичествобеспомощных людей. Ольга БОЧКОВА. Ç  ÌËÒ‡Ê Правила игры Полвека назад в одной из молдавских школ учился мальчик Юра. Это был очень прилежный мальчик, и потому оценки на уроках получал только хорошие. Но однажды случилась в его жизни первая двойка. Драматический этот момент был особенно обидным потому, что получил ее Юра по рисованию — его любимому предмету. — С тех пор каждая выставка — это своеобразный вопрос: «А справедливой ли была та двойка?». С одной стороны, вроде бы нет. А с другой, может, благодаря ей Юрию и захотелось доказать, что он — художник. А в результате появилось все это, — сказала искусствовед Татьяна Чистова на открытии в Липецком Центре изобразительных искусств в ТЦ «Ноябрьский» экспозиции работ известного московского мастера Юрия Хоровского. Манеру его можно назвать модным словом «постмодернизм». Так что зритель должен быть готов к тому, что вопросов перед ним возникнет масса, а ответы найти будет нелегко. Ведь каждая работа художника, будь то скульптура, живопись, графика или фотография, — загадка, метафоры, символ, аллегория, цитата из древнего и но- вого искусства. Вот, допустим, темные, словно из земли вылеплен- ные фигуры мужчин и женщин. Всматриваешься — и задумываешь- ся: а ведь где-то уже это было. Ну, конечно, у Мане — «Завтрак на траве». Только если когда-то вызвавшее скандал полотно француз- ского импрессиониста воспринимается как безусловный шедевр, то «Завтрак» Хоровского способен шокировать, вызвать множество противоречивых реакций — от раздражения до смеха. Разобрать- ся, когда автор серьезен, когда шутит, трудно. А может, и не требу- ется? Каждый волен делать свои выводы, давать свои ответы, и в любом будет доля истины. Не исключено даже, что кто-то снова поставит автору двойку. Но а кто-то непременно с любопытством и удовольствием включится в замысловатую игру. Софья ВОБЛИКОВА. ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА çËÍÓÎ‡È åÛ  ‡ ‚ ¸  ‚ - ä‡  ÒÍËÈ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz