Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)

17 ноября 2007 г., № 222 (23100) 5 БЫЛОЕ ëÔˆ‚ ˚ ÔÛÒÍ ãËÔˆÍÓ„Ó Ó·Î‡ÒÚÌÓ„Ó Í  ‡Â‚‰˜ÂÒÍÓ„Ó ÏÛÁ fl Ë  ‰‡ÍˆËË «ãÉ» äÓÎÎÂÍˆË fl О чем поведали афиши éÚ „Ó„Ó΂ÒÍÓ„Ó «ê‚ËÁÓ  ‡» ‰Ó «ÑÓ˜ÂÍ-χÚ  ÂÈ» ÄÎÂÍ҇̉  ‡ åÓ  ‰‡Ì fl Вообще-то век афиш короток. Прошел концерт или спектакль, и вот уже развешенная на тумбах и стенах реклама безжалостно срывается, заклеивается, перестает кого-либо интересовать. Порою из самого большого тиража сохраняются буквально считанные экземпляры. А между тем афиши о многом могут рассказать. Вот почему наш музей многие годы настойчиво их коллекционирует... Когда еще в середине позапрошлого века вНижнем парке (саду) был построен курортный зал для публики, которая отдыхала и лечилась на липецких водах, у нас начали охот- но гастролировать оперные и драматические актеры. Дату первых спектаклейвисполнениипрофессионалов установить не удалось. Но уже в 1860 году здесь выступала, например, труппа «Товарищество драматических артистов» под управ- лением артистки императорского Малого театра В.С. Васи- льевой. Она показала гоголевского «Ревизора», а также спектакли «Гувернер» Жоржа Дерси, «Казань» Годда. Как видим, к липчанам приезжали отнюдь не какие-то заштатные провинциальные антрепризы. Так это происхо- дило и в дальнейшем. Скажем, в 1906 году устраиваются спектакли при участии артистов столичных императорских театров. О репертуаре и уровне исполнения на подмостках курзала заботились видный актер Малого театра С. А. Голо- вин и артист МХТ А. Л. Загаров. В Липецке шли классичес- кие пьесы Грибоедова, Сухово-Кобылина, Островского, Че- хова. Любопытен и летний сезон 1908 года, когда наряду с актерами МХТ играла Попова-Барвинок, премьерша Киев- ского драматического театра. 27 июня 1909 года в России торжественно отмечалось 200-летие Полтавской битвы. В память об этом событии был впервые объявленобщедоступныйспектакльпопониженным ценам — «Власть тьмы» Л. Н. Толстого. Начиная с летнего сезона 1912 года в течение четырех лет (до 1916-го) у нас ежегодно работала труппа дирекции Кар- ского. Кроме драматических спектаклей «Живой труп», «Дети Ванюшина», «Мария Стюарт» ставились оперы «Ев- гений Онегин», «Травиата», «Паяцы». Вместе с тем на афи- шах красовались и названия пьес из кафешантаннойжизни, тогдашние сенсации вроде сочинения популярного автора Ю. Беляева из эпохи Екатерины I. Сохранившиеся в музейной коллекции афиши свидетель- ствуют, что в год революции спектакли давались в здании школы Сокольского завода любителями драматического искусства местного заводского кружка. В том числе — «Кто в лес, кто по дрова», сочинение Ленского, «Супруги», сочи- нениеНемировича-Данченко, «Приключение новобрачных», «Не в свои сани не садись». Потом показывали спектакли в Народном Доме (домШелихова, бывшая улица Усманская). Между прочим, сборы от спектакля «Кто в лес, кто по дрова» были отчислены в пользу библиотеки-читальни профессио- нального союзаметаллистов приСокольскомзаводе. Открыл- ся и Клуб коммунистов и большевиков. Там члены Пролет- культа обратились к произведениям, названия которых го- ворят сами за себя: «Люди огня и железа», «Безработные», «Крестьянин». Как говорится, новые времена, новые песни. В том же году силами сокольских рабочих и служащих ста- вится «Поздняя любовь» в пользу бастующих служащих и рабочих украинских железных дорог. А с 28 сентября 1919 года в Липецком гарнизоне откры- вается театр-клуб «Красноармеец». Трудно судить об актер- ском мастерстве красноармейцев-любителей, но играли они не какие-то пустячки, а опять же пьесы Л.Н. Толстого, Ост- ровского, Чехова, Гоголя. Вообще в эти трудные голодные времена наблюдался настоящий театральный «бум». 1919 год. В Липецком рабо- чем клубе (это в здании на углу Воронежской и Канавной, ныне Советской и Фрунзе) силами драмкружка профессио- нальных союзов ставятся «Не погребенные», «Не так живи, как хочется», «Рабочая слободка», «В золотой паутине», «Склеп», «Лес». 1920 год. В здании курзала Красный театр показывает «Теплых ребят», «Маленькую войну», «На конспиративной квартире», «Безработных», «Без вины виноватых». 1921 год. Объединенное заседание Коллегии отдела на- родного образования Липецкого уездного исполкома окон- чательно решило вопрос об организации рабоче-крестьянс- кого театра. Создание его поручено Евгению Николаевичу Лаврову. 25-летний ельчанин уже имел опыт актерской и организационной работы. До этого он много и плодотворно трудился на сценах Тамбова, Кирсанова, Ельца. В Липецке Лавров за считанные недели собрал актерский коллектив. За некоторыми исполнителями пришлось ездить в другие города. День 5 июля 1921 года был ознаменован рождением Ли- пецкого городского драматического театра. Труппа Лаврова показала спектакль «Савва» Л. Андреева. Через несколько дней на суд зрителей была представлена еще одна премьера —«Темное пятно». В сентябре 1921 года во вновь созданном театре прошел спектакль по веселой комедии Л. Яковлева «Оболтусы-ветрогоны». С самого рождения театр был окружен заботой револю- ционных властей. По специальному решению государствен- ная труппа, оркестр, хор и концертмейстерыприкреплялись к 1-му Советскому драматическому театру. В 1931 г. Липецкий городской театр драмы возглавил А. А.Поварени. Он сумел создать дружный, работоспособный коллектив. В репертуаре преобладали три направления: пьесы о революции и Гражданской войне («Любовь Яровая» К. Тренева, «Интервенция» Л. Славина), пьесы, раскрыва- ющие современную советскую действительность («Падь се- ребряная» Н. Погодина, «Платон Кречет» А. Корнейчука), и классика. В 1937 году режиссер М. С. Селянин осущест- вляет постановку пьесы «Мечта» Героя Советского Союза М. В. Водопьянова. В основу которой положен сюжет первой книгиВодопьянова «Мечта пилота». Прославленный летчик приехал на премьеру. Результатом совместного творчества были постановки еще двух пьес знаменитого земляка: «Се- мейное счастье» и «Вынужденная посадка». Театр выступает на заводах и стройках. Его творческие бригады выезжают в колхозы и совхозы. Около половины всех спектаклей были выездными. К началу 1941 года в коллективе Липецкого театра чис- лилось 85 человек. Через год их осталось 57. Идет война. Артисты ездят в воинские части, госпитали. В 1941-м театр показал 323 спектакля на различных площадках, в 1942-м — 497, из которых 241 — бесплатно. В 1954 году городской театр стал областным. С особой теплотойвспоминают старожилынашего города театральную жизнь 60-70-х годов. Большим подарком театру и городу стало новое здание, воздвигнутое на одномиз семи липецких холмов (автор проекта — московский архитектор Бубнов). Открылось оно 6 ноября 1968 года премьерой по «Тихому Дону» Шолохова. Ну а с февраля 1977 года театром руководит народный артист России, лауреат Государственных премий России Владимир Пахомов. В 1994 году театр становится государс- твенным академическим. Но это все уже совсем близкая история, перетекающая в современность. Оней стоит расска- зывать отдельно. Елена ВАГИНА, Дарья НИЖЕГОРОДОВА. Первоначальная мысль о необходимости построить новое здание для Елецкой гимназии принадлежит быв- шему директору оной П. И. Ладовскому. Мысль эта не раз была обсуждаема по предложению его в Педаго- гическом совете гимназии, который был свидетелем того неудовлетворительного состояния старого здания и тех неудобств в отношении педагогическом и особенно — гигиеническом, которые на каждомшагу напоминали о себе и которые темне менее пришлось терпеть гимназии в продолжение четырех лет ( исходя из этого, можно предположить, что гимна- зия была основана в 1871 году. — В.З. ). Ни хозяйствен- ный комитет, ни Педагоги- ческий совет не могли собс- твенными силами изыскать средства для такого крупно- го дела, и потому П.И. Ла- довский обратился к Почет- ному попечителю гимназии С. С. Полякову с просьбою принять участие в этом деле и представил ему свои сооб- ражения кисполнениюзаду- манной цели. С. С. Поляков через Министерство народ- ного просвещения испросил Высочайшего соизволения обратить остатки штатных сумм содержания гимназии, с 1 июля 1871 по 1 января 1875 года ( то есть 1-е июля 1871 года можно считать днем открытия гимназии. — В.З. ) на постройку нового здания для Елецкой гимна- зии, с изъявлениемготовнос- ти пожертвовать всю сумму, которой не доставало бы до 30.000 рублей, по перечисле- нии означенных остатков на этот предмет. За такую го- товность на новую жертву для Елецкой гимназии С. С. Поляков в 5 день мая 1872 г. удостоился получить Высочайшую Его Импера- торского Величества благо- дарность. Таким образом, сумма 30000 рублей, достаточная по первому приблизительно- мурасчету бывшего елецкого городовогоархитектораГель- мгольца дляпостройкипред- положенного здания, образо- валась из следующих статей: а) остатков от штатных средств гимназии сочтено по 1 января 1875 года 16.156 р. 50 к. и б) пожертвовано пер- воначальноС. С. Поляковым 13.843 p. 50 к. Осенью 1872 года С. С. Поляков выслалнаимяП. И. Ладовского 4.192 рубля, в счет пожертвованной им суммы, на заготовление стро- ительногоматериала.Между тем составлена была инжене- ром Варфол. Людв. Рожков- ским на предполагаемую постройку подробная смета, которая показала, что исчис- ленная предварительная суммав30.000рублейдалеко не достаточна для осущест- вления постройки, что зда- ние по предположенному плану будет стоить более 40.000 рублей. Донеся об этом г. попечителюХарьков- ского учебного округа, П.И. ЛадовскийобратилсякЕлец- кому уездному Земству с просьбой оказать содействие к выполнению задуманного предприятия ассигнованием из сумм Земства 10.000 руб- лей. Так как срок очередного собрания Земства уже про- шел, то вопрос этот обсуж- далсяЗемствомвЧрезвычай- номсобрании только вфевра- ле 1873 года и имел удовлет- ворительный исход. Земство ассигновало10.000рублейна постройку здания гимназии, с условием выдать эту сумму по окончанииработывчерне. Вследствие донесения о по- жертвованииЕлецкого Земс- тва г. попечитель Харьковс- кого учебного округа пору- чил составление подробной сметы и проекта на построй- ку архитекторуХарьковско- го округа академику Ткачен- ко, которыйи составил смету на 44.378 р. 91 1/4 к. Смета эта и проект здания были утверждены строительным отделением Орловского гу- бернского правления. Оста- валось, следовательно, найти источник, изкоторогоможно было бы покрыть недостаю- щую сумму в 3.750 руб. По первому письму П. И. Ладовского С. С.Поляков снова выразил готовность пожертвовать на постройку 3.000 рублей, а остальные 750 рублей отнесеныбылина специальные средства гимна- зии. Затем, когда строитель- ноеотделениенашлонужным изменить некоторые статьи в смете, составленнойакадеми- ком Ткаченко, по замени- тельной смете потребовалось еще 1.934 р. 69 к., которые также отнесены были на спе- циальные средства. 12 мая 1874 года, в при- сутствии многих почетных жителей г. Ельца, происхо- дила торжественная заклад- ка здания Елецкой гимна- зии, первый камень для ко- торого был положен П. И. Ладовским. Во время производив- шихся работ некоторые ста- тьи сметы были заменены другими, из которых важ- нейшеюможно назвать заме- ну голландских печей духо- выми за счет пожертвований Земства и городского обще- ства, как объяснено выше. В настоящем году новое по- жертвование С. С. Полякова дало возможность обставить новое зданиепо возможности приличной мебелью. Итак, мм. гг., настоящее здание Елецкой гимназии существует, благодаря муд- рой распорядительности Правительства, щедрым приношениям С. С. Поляко- ва, пожертвованиямЕлецко- го Земства и городского об- щества и неутомимой энер- гии и заботам бывшего ди- ректора гимназии П. И. Ла- довского. Педагогический совет с чувством глубочай- шей благодарности заносит в свою летопись эти имена благородныхжертвователей и ревнителей отечественного просвещения, воздвигнув- ших себе памятникв сердцах отдаленнейшего потомства, имеющего возможность и в наши дни получить образо- вание в стенах этого учебного заведения. Публикация Владимира ЗАУСАЙЛОВА, члена Липецкого областного краеведческого общества. г. Елец. От автора: думаю, что при входе в здание школы № 1 должна бы сегодня ви- сеть мемориальная доска с перечнем всех, кто прини- мал участие в ее строитель- стве. ë‚ˉÂÚÂθÒÚ‚Û ˛ Ú ‰ÓÍÛÏÂÌÚ ˚ Строили в Ельце гимназию ëÚ  ‡Ìˈ ˚ ËÁ ËÒÚÓ  ËË ÒÚ‡  ÂÈ¯Â„Ó Û˜Â·ÌÓ„Ó Á‡‚‰ÂÌË fl ӷ·ÒÚË Елецкая мужская гимназия, где ныне находится школа № 1, — одна из достопримечательностей древнего города. Ее стены хранят память о замечательных мастерах слова, мыслителях, которые здесь учились или преподавали. Вероятно, уже это само по себе оправдывает интерес краеведов к ее истории. В основу сегодняшней публикации «Былого» положен отчет о состоянии елецкой гимназии за 1874-1875 учебный год. Ç ˚ ˜Â  ÍÌÛÚ‡ fl ÒÛ‰¸·‡ Сын сапожника Когда в какой-нибудь сухой книге по истории встречаешь статистику арестов, репрессий 30—40-х годов ХХ века, наталкиваешься на имена отправленных в лагеря или расстрелянных, горько поражаешься масштабу этих преступлений. Но за цифрами и перечнями фамилий не разглядеть ни лиц, ни биографий репрессированных. Ну о «врагах народа», занимавших большие посты, известных литераторах или ученых, конечно, написано немало. А кем были те рядовые люди, на которых обрушивался беспощадный меч расправ? Лебедянский краевед, постоянный автор «Былого», попытался по крупицам восстановить судьбу одного из таких рядовых граждан... В белом узком домике на два оконца на Кузнецкой улице во времена нэпа жил знаменитый в Лебедяни сапожник Молотков. У него был сын Константин. Сильный, жилистый — весь в рослого чернобородого отца. А от матери унаследовал он васильковые глаза и в крупных завитках рыжеватые волосы. Девчонки на него заглядывались. Учился Константин в педагогическом техникуме на Кузьминс- кой улице. Каждому студенту надлежало выполнять какую-нибудь общественную нагрузку: учить неграмотных, вести антирелигиоз- ную пропаганду или разъезжать с самодеятельными коллективами по уездным деревням. Костя Молотков хорошо пел. Его душевный баритон сразу же заметил Серафим Николаевич Пустошнов. Это имя, кстати, осталось в ледебянских хрониках. В феврале 1944 года бывший заведующий Лебедянским отделом народного обра- зования политрук Пустошнов героически погиб под Витебском, от- ражая штурмовые атаки баварцев. А в техникуме именно Серафим Николаевич организовал агитгруппу. Она исполняла собственного сочинения злободневные куплеты со сцены городского деревянного клуба на Красносло- бодской улице, а то и прямо в поле. Называли этих ребят сине- блузниками, по цвету их «униформы» — синих сатиновых рубах. Самыми активными синеблузниками, кроме самого Пустошно- ва, были Николай Вениаминович Романовский, который стал по- том профессором Ленинградской консерватории, Николай Ивано- вич Чеботарев — преподаватель первой средней школы, чье имя можно увидеть на школьном обелиске памяти павших в Великую Отечественную войну, Фаина Гавриловна Васильева — впоследс- твии врач лебедянской больницы и Константин Молотков — буду- щий лучший учитель сельской школы на Тамбовщине. Спустя многие десятилетия краевед Ю. Рыжков так опишет их выступления. Синеблузники выходили на сцену с песней-маршем: Мы синеблузники, мы профсоюзники. Мы не бояны-соловьи. Мы только гайки великой спайки Одной трудящейся страны... Видимо, сын сапожника Константин искренне верил в Советс- кую власть и делал ради ее укрепления все, что мог. После техни- кума он работал в сельской школе. Учитывая политическую актив- ность комсомольца, его прочили на должность директора школы и послали на курсы усовершенствования учителей. Ни те, кто ему это предложил, ни он сам не знали, чем все обернется... Однажды на курсах преподаватель основ марксизма-лениниз- ма, заканчивая лекцию, сказал: — На знаменах самого совершенного общества будет начерта- но: от каждого по способностям, каждому по полной его потреб- ности. Будущие школьные директора слушали его безучастно. Давно все сформулировано Марксом и Энгельсом, чего уж им-то выле- зать? Но у Константина Молоткова был иной подход к делу. Он хо- тел не зазубривать, а понимать, любил порассуждать. И поднял руку: — Потребность живого человека будет все время расти, — ска- зал он. — Ограничивать ее чем-то придется? — А зачем? Всего же будет вволю... — Хлеб и другая еда, это я понимаю. А кругосветное путешест- вие на морской яхте, например? Могут его совершить и профес- сор, и сантехник? — Конечно! — Если так, то зачем же нужно будет учиться? — Сознание будет всех подталкивать. — Но способности-то у каждого разные. А талантливой личнос- ти для роста стимул нужен. Без поливки и цветок засохнет. — Ну-ну... Продолжайте... — Ограничивать потребность каждого в соответствии с его от- дачей, я думаю, все же придется. — Э-э... Это уже пахнет ревизией учения Маркса. Странно... Этому «странно» Константин не придал значения. Но вскоре, когда он уже вернулся с курсовых занятий, в Смольном был убит Киров. Газетные передовицы все чаще клеймили врагов народа. И Молотков почувствовал, что к нему проявляют внимание какие-то незнакомые люди. То в школьном коридоре, то где-нибудь на ули- це повстречает его человек, разговорится будто бы ненароком и непременно разговор переводит на политику. Учительница исто- рии, старая партийка, тоже претендовавшая на директорскую должность, вдруг стала делиться с Молотковым смелыми мысля- ми. Как-то многозначительно процедила: — Сталин и сам во многом запутался. И Константин догадался: ей очень хочется, чтобы и он сказал что-то подобное. Летом 1937 года во время школьных каникул Константин Мо- лотков приехал в отцовский дом на Кузнецкой улице. Утром и ве- чером сидел с удочкой у переката Дона возле мельничной запру- ды. А однажды вечером принес он нанизанную на бечевку связку рыбы и увидел у дома рассыльную горсовета. Девчонка пришла узнать, не уехал ли он. Кому он понадобился, она и понятия не имела. Но Константина это опять неприятно насторожило. Между тем в школе после отпуска все будто бы шло по-пре- жнему. Усиленно готовились к встрече 20-й годовщины Великого Октября, монтировали различные транспаранты, на красных по- лотнищах выводили бодрые призывы. В актовом зале сделали сильно приукрашенный портрет Сталина. Учительница истории го- ворила двум школьникам, что поручает им самое главное — нести изображение Великого Вождя. На приветствие Молоткова она только холодно кивнула. Вспомнив ее прежние слова о Сталине, сказанные ему, конечно, с умыслом, он только усмехнулся. Предпраздничные хлопоты омрачались, однако, арестами на Тамбовщине. Исчезли один за другим секретарь обкома партии, председатель облисполкома, заведующие отделами, с которыми давно сдружился Молотков. Он не верил в их враждебную деятель- ность, не верил ни одному газетному слову о них. А в канун ожидаемого всеми праздника, первого ноября 1937 года, в 3 часа ночи грузовая полуторка с уполномоченным НКВД в кабине и двумя конвоирами с карабинами увезла в кузове и его са- мого... Что случилось после этого с ним, активным синеблузником, хорошим учителем, человеком, преданным Советской власти? И зачем нужно было этой власти приносить в жертву таких людей?.. Николай ВОЛЫНЧИКОВ, почетный гражданин Лебедянского района, член Липецкого областного краеведческого общества. Загородная — в бывшем посел- ке Мирный в районе улицыКосмо- навтов. Задорожная — на 10-й Шахте. З а м я т и н а . Будет распола- гаться в микро- районе «Универ- ситетский». За- мятин Евгений И в а н о в и ч ( 1884—1937 ) , русский писа- тель. Родился 20 января (1 февра- ля) 1884 в г. Лебедяни Тамбовской губ. (ныне Липецкая обл.) в семье небогатого дворянина. Впечатле- ния лебедянской жизни воплоти- лись впоследствии в его повестях «Уездное» и «Алатырь». Замятин поступил в Воронежскую гимна- зию, окончив ее с золотоймедалью. Затем учился в Санкт-Петербург- ском политехническом институте на кораблестроительномфакульте- те. Летняя практика давала буду- щему писателю возможность путе- шествовать. Замятин побывал в Севастополе, Нижнем Новгороде, Одессе, на Камских заводах, пла- вал на пароходе в Константино- поль, Смирну, Бейрут, Порт-Саид, Яффу, Александрию, Иерусалим. В 1905, находясь в Одессе, стал свидетелем восстания на броненос- це «Потемкин», о чем впоследс- твиинаписал в рассказе «Три дня». Литературный дебют Замятина относится к 1908 году. Главным произведениемписателя считается роман-антиутопия «Мы» (опубл. на рус. яз. в 1952 в США). Роман «Мы» стал первым в череде евро- пейских романов-антиутопий («Прекрасный новый мир» О.Хак- сли, «Звероферма» и «1984» Дж. Оруэлла, «451 о по Фаренгейту» Р.Брэдбери и др.). В 1932 Замятин выехал воФранцию. УмерЗамятин в Париже 10 марта 1937. Земляничная — находится в поселке Матырский. Знаменская — расположена в поселке Сселки. Знаменского — расположена в поселке Матырский. Знаменский Владимир Иванович (1923— 1989 гг.) — уроженец города Ли- пецка. Перед Великой Отечествен- ной войной закончил Липецкий аэроклуб, во время войны участво- вал в боях на Калининском, Запад- ном, 2-м Украинском фронтах. Звания Героя Советского Союза удостоен в 1946 году за мужество и героизм, проявленные в воздуш- ных боях, за большой урон, нане- сенный фашистам. Западная — в бывшем поселке Мирный. Заповедная — расположена в поселке Сселки. Зареченская — от улицы Зем- ной вдоль берега реки Воронеж на НЛМК, до 12 декабря 1946 года называлась Прогонной. Заслонова — в Левобережном районе. Заслонов Константин Сер- геевич (1910 — 1942 гг.) — один из руководите- лейпартизанско- го движения Бе- лоруссии в годы Великой Отечес- твенной войны, Герой Советского Союза. Погиб в бою с карателями. Звездная — с 16 мая 1969 года — в 11 и 12 микрорайонах. Зегеля — прежде называлась Лебедянской, переименована в 1921 году. Это была первая улица в г. Липецке, названная в честь Героя. Переулок Зе- геля — идет па- раллельно улице Семашко. Артур Вольдемарович Зегель (Зегелис) (1897—1920) — революционный деятель, чекист. Принимал учас- тие в штурме Зимнего в 1917 году в Петрограде. В 1919 году был направлен для работы в Московс- кую ЧК, в июле 1920 года — в Тамбов для укрепления органов ЧК, затем в Липецк. В конце дека- бря 1920 года в селе Инжавино Тамбовской губернии погиб при ликвидации антоновских банд. Зеленая — в районе ЛТЗ. Земная — до 10 апреля 1968 года—4-яФурманова, расположе- на на НЛМК. Зерновая —в декабре 1957 года появилась в районе Опытной стан- ции. Зоологическая —в районе ули- цы Механизаторов. Зорге — с 18 августа 1967 года в поселке Дачный. Рихард Зорге (1895—1944 гг.) —советский раз- ведчик, журналист. Находясь в 30—40-х гг. в Германии, Японии и других странах, добывал ценную информацию. В1941 году был арес- тован японской полицией, в 1943 приговорён к смертной казни, а через год повешен. В 1964 году ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Переулок Задонский — в Лево- бережном районе. Площадь Заводская — названа 13 октября 1949 г. В районе завода «Свободный сокол». Площадь имени ЗагорскогоНи- колая Григорьевича (1933 — 1992 гг.)—заслуженного машинострои- теляРСФСР.НиколайГригорьевич родился в селе ТроицкоеЛипецкого района, по окончанииМосковского института стали и сплавов сначала работал слесарем на Липецком тракторном заводе, затем — инже- нером–конструктором.Позднеебыл директором Чаплыгинского агре- гатного завода. Затем — директор ЛТЗ. Площадь расположена перед проходной ЛТЗ. Подготовила Ольга КРАСНИКОВА. è  Ó„ÛÎÍË ÔÓ „Ó  Ó‰Û Как имена на поверке è  Ó‰ÓÎʇÂÏ ÔÛ·ÎË͇ˆË ˛ Ô  Â˜Ì fl ÎËÔˆÍË ı ÛÎˈ Ò Í  ‡ÚÍËÏË ËÒÚÓ  ˘ÂÒÍËÏË ÒÔ  ‡‚͇ÏË

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz