Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)

Достижения современной цивилизации принесли обитателям нашей планеты немало сюрпризов, сделав, что называется, ход «железным» конем. Автомобиль, перестав быть роскошью для многих жителей городов и весей Земли, превратился в удобное средство передвижения по ней. Однако это средство сегодня доставляет людям все больше проблем, забивая непроходимыми «пробками» улицы больших и малых населенных пунктов. Так к бедам не только мегаполисов, но и совсем небольших на их фоне городов — типа нашего областного центра, добавилась еще одна — организация бесперебойного и безопасного движения транспорта. С каждым годом она становится все острее: впору бить в набат. «Липецкая газета» попыталась сделать это в начале лета, поместив на своих страницах проблемный материал под красноречивым заголовком «Тромбофлебит» липецких улиц». Набросав, что называется, в корзину ряд проблем, требующих неотложного решения, газета предложила высказаться по ним как специалистов, так и представителей широких кругов общественности. «Неизбежные «пробки» на городских магистралях стали привычным явлением в бурно развивающемся Липецке, — писали мы тогда (см. номер за 20 июня с.г.). — С созданием же особой экономической зоны промышленно-производственного типа в пригороде нашего областного центра и вовсе осложняется жизнь ежегодно увеличивающейся армии автовладельцев. Необходим коллективный поиск выхода из складывающейся ситуации». Последовавшая за этим дискуссия, как нам показалось, получилась деловой и продуктивной. На предложение газеты откликнулись представители городской администрации, сообщества ученых и специалисты Госинспекции по безопасности дорожного движения областного УВД. Сегодня мы приводим наиболее интересные мнения участников этого своеобразного заочного «круглого стола» редакции. ч‚‡ÈÚ  ‡Á·Â  ÂÏÒ fl Лекарство от заторов ä‡Í  ¯ËÚ¸ Ô  Ó·ÎÂÏÛ ‡‚ÚÓÏÓ·ËÎ¸Ì ˚ı Ô  Ó·ÓÍ Ì‡ ‰Ó  Ó„‡ ı ãËÔˆ͇ — В соответствии с Гене- ральным планом города уже построена объездная дорога с проспекта Победына улицу 50 лет НЛМК. Теперь стало воз- можным попасть на Новоли- пецк, минуя центральные трассы. Естественно, количес- тво пробок в этом районе уменьшилось. Вперспективе планируется организовать выезд с улицы50 лет НЛМК на Студеновскую. Такой проект уже существует, он тоже будет реализован. Но, наверное, не в наступающем году. Дело в том, что в Липец- ке один за другим появляются новые микрорайоны. Не мо- жем же мы их проектировать, не спланировав строительство соответствующих дорог! Идет работа и по корректи- ровке самого Генплана. В его составе будет транспортная схема. Разработчик Генплана — московский «Гипрогор» — проводит мониторинг прохож- дения транспорта по улицам Липецка. На основании полу- ченных данных будет сделан анализ и внесены соответству- ющие предложения. Все они станут предметом публичного рассмотрения и обсуждения. Но думаю, что ничего ради- кальноновогомыне услышим. Унас уже сложилась сеть улиц и дорог. Наверное, следует ожидать предложений по ор- ганизации движения. Впрочем, некоторые шаги в этом направлении уже сде- ланы. Например, движение по улицам Советская и Перво- майская стало односторонним. Это снизило количество про- бок. Сейчас рассматривается вопрос по организации одно- стороннего движения по про- спекту Победы и улице Папи- на. Для реализации этого проекта мы собираемся сде- лать тоннельный проезд с площади Победы на улицу Папина. Надо отметить, что в Ли- пецке несколько мест посто- янного скопления транспорта. Но самая напряженная ситуа- ция сложилась в двух из них: уже упомянутом районе пло- щади Победы и на кольце трубного завода. В наших пла- нах — строительство транс- портной развязки на кольце трубного. Когда мы реализуем этот проект, количество про- бок заметно снизится. На первом этапе мы собираемся здесь иначе организовать дви- жение, сделав новое разворот- ное кольцо. Посмотрим, что нам это даст, тогда, возможно, приступим к следующему эта- пу. В дальнейшем мы намере- ваемся сделать эстакаду с улицы Московской на улицу Гагарина. В заключение хотелось бы сказать вот о чем: эта пробле- ма существует не только в Липецке, но и в любом другом крупном городе — как в Рос- сии, так и за рубежом. Реша- ется она по-разному. Яне была в Лондоне, но говорят, что там едва ли не самая хорошая ор- ганизация движения. Так вот, по британской столице ходит в основном только обществен- ный транспорт. На частном в центр города вряд ли про- едешь. И все же ни в одном отно- сительно крупном городе мира полностью эту проблему ре- шить не удалось. Например, в Японии возводят совершенно потрясающиемногоуровневые транспортные развязки, но пробки в Стране восходящего солнца по-прежнему остают- ся. Наивно надеяться на то, что мы сможем избавиться от них в Липецке. Тем более, что число автомобилей растет столь стремительно. Но неправильно было бы полагать, что настанет день, когда из-за пробок движение в нашем городе будет парали- зовано. Какого-то транспорт- ного коллапса по этой причине ожидать не стоит. Растет чис- ло автомобилей, увеличивает- ся загруженность улиц, но и мы продумываем меры проти- водействия. Очень важно уме- ло распределить транспортные потоки. Записал Игорь КАПУСТИН. åÌÂÌË ‡  ı ËÚÂÍÚÓ  ‡ Важно умело распределить транспортные потоки ë‚ÓÈ ‚Á„Î fl ‰ ̇ Ô  Ó·ÎÂÏÛ Ô  ‰·„‡ÂÚ „·‚Ì ˚ È ‡  ı ËÚÂÍÚÓ  ãËÔˆ͇ Ç  ‡ à‚‡ÌÓ‚‡ Изменить сложившееся положение, как считают ученые, можно, решив ряд задач.Подразделитьихмож- но на три группы. Во-пер- вых, необходимо увеличить пропускную способность улично-дорожной сети горо- да. Во-вторых, развязать проблемный узел парковки автомобилей. Ежедневно сотни водителей оставляют свои машины в неположен- ных местах, что приводит к сужению проезжей части, а значит, к снижению про- пускной способности дорог. И, в-третьих, требуется мас- штабное обустройство до- рожной сети. Итак, по порядку. Извес- тно несколько направлений увеличения пропускной спо- собности уличных магистра- лей. Наиболее простое, но и одновременно трудно реали- зуемое при существующей застройке города — расши- рение проезжей части. Час- тично это было осуществлено в Липецке за счет ликвида- ции трамвайного движения. Эффект дает и локальное расширение полотна дорог. Так, например, строительс- тво дополнительной полосы движения на улице Тереш- ковой на пересечении с ули- цей Космонавтов сняло бы проблему задержек транс- порта. Однако резервов рас- ширения проезжей части не так уж и много. Другим направлением является увеличение скоро- сти сообщения. Здесь воз- можностей больше: это вве- дение координированного движения, применение про- граммируемых (или адап- тивных) светофорных объек- тов, использование более совершенных схем движе- ния транспорта. На некото- рых улицах областного цен- тра уже введено координиро- ванное движение, но оно жестко запрограммировано и не реагирует на изменение интенсивности потока ма- шин в течение суток. Пока это только первый шаг к эффективной автоматизиро- ванной системе управления дорожнымдвижением. Рабо- ты в этом направлении надо продолжать. Важная составляющая этого направления—приме- нение современных свето- форных объектов, обладаю- щих возможностью менять режимыработыв зависимос- ти от времени суток (про- граммируемые) или от ин- тенсивности движения (адаптивные). Как правило, в них предусмотрено под- ключение к автоматизиро- ваннымиинтеллектуальным системамуправлениядвиже- нием. То есть планомерная замена обычных светофоров на новые позволит умень- шить задержки транспорта на пересечениях. Однако и этого недоста- точно. Так, например, дви- жение на кольце трубного завода настолько интенсив- но, что подобрать эффектив- ные режимыработысветофо- ров просто невозможно. Здесь, на первом этапе, надо вводить круговое движение. Далее это пересечение, равно как и пересечение улицы Катукова и проспекта Побе- ды, потребуетдвухуровневой развязки: как за счет строи- тельства эстакады, так и туннеля. К сожалению, в настоя- щее время большая часть осуществляемых на улицах Липецкамернаправлена как раз на снижение скорости сообщения, что пытаются объяснять борьбой за безо- пасностьдвижения.Поэтому появляется всё больше зна- ков, ограничивающих ско- рость, и так называемых «лежачих полицейских». В одних случаях это оправда- но, в других — наоборот. Например, не совсем понят- но ограничение скорости на улице Катукова в районе хлебозавода№5. Это участок с хорошей видимостью и минимальным движением пешеходов. * * * Гораздо менее дорогосто- ящимнаправлениемявляет- ся совершенствование орга- низации движения. В насто- ящее время кафедра управ- ления автотранспортом Ли- пецкого гостехуниверситета совместно с управлением ГИБДД УВД Липецкой об- ласти подготовила ряд пред- ложений по организации безостановочного движения автомобильного транспорта по улице Катукова. Что поз- волит значительно увели- чить скорость сообщения на этом участке. Достигнуть этого можно следующим об- разом: в 100-150 метрах от мест пересечения улиц необ- ходимо организовать разво- роты. Исследования показа- ли, что в таком варианте не возникает никаких задер- жек транспорта, а скорость сообщения увеличится в 1,5 раза. Во-вторых, возле каж- åÌÂÌË ۘÂÌ ˚ı Необходим научный подход ì·ÂʉÂÌ ˚ ‰ÓÍÚÓ  Ú ı Ì˘ÂÒÍË ı ̇ÛÍ, Ô  ÓÙÂÒÒÓ  ãÉíì ÇËÍÚÓ  äÓ  ˜‡„ËÌ Ë Í‡Ì‰Ë‰‡Ú Ú ı Ì˘ÂÒÍË ı ̇ÛÍ, ‰ÓˆÂÌÚ Ç·‰ËÏË  äÎ fl ‚ËÌ дой автобусной остановки предлагается установить надземные переходы. Не менее привлекатель- ным с точки зрения увеличе- ния пропускной способности остаётся введение односто- роннего движения. ВЛипец- ке уже имеется соответству- ющий опыт — на улицах Советская и Первомайская. Такое направление также перспективно. Но для этого необходимы всесторонние исследования. Как показы- вает опыт города Ростова-на- Дону, где ни одно решение по изменению схем дорожного движения не принимается без экспертизы сотрудников кафедры «Организации пе- ревозок и безопасности дви- жения» Ростовского госу- дарственного строительного технического университета, такой подход позволит избе- жать немало ошибок. * * * Скаждымгодомвсё более серьезной проблемой стано- вится парковка автомоби- лей. Пока ей уделяется край- не малое внимание, и мест для парковки автомобилей явно недостаточно. Более того — их число не растет, а уменьшается. Например, у Октябрьского рынка, где строительство торговых пло- щадей ведется за счет сокра- щения мест парковок. Плотность застройки го- рода также продолжает уве- личиваться—и это сокраща- ет возможности создания парковочных мест. Поэтому проблему надо решать (и как можно быстрее) в направле- нии созданиямногоярусных парковок, в том числе кару- сельного типа. Но для этого уже сегодня необходимо ре- зервировать участки для та- кого строительства. Не менее важная задача — обустройство дорожной сети города. То есть строи- тельство надземных перехо- дов, ограждение проезжей части, барьерное разделение встречных потоков. Хоро- ший пример—обустройство улицыВодопьянова, где пос- ле установки ограды на раз- делительной полосе пешехо- ды стали переходить улицу только в положенных мес- тах. * * * Решение перечисленных задач требует комплексного подхода и возможно только при условии разработки кон- цепции развития улично- дорожной сети Липецка, статус которой должен соот- ветствовать статусу Гене- рального плана застройки города. Вконцепции необхо- димо предусмотреть следую- щее: — создать в структуре администрации Липецка подразделение по организа- циии безопасности дорожно- го движения; — разработать комплекс организационно-планиро- вочных и инженерных мер, направленныхна совершенс- твование организации до- рожного движения с приме- нением современных схем, средств и технологий; — включить в систему долгосрочного градострои- тельного планирования ме- ханизмы резервирования земли и коридоров под ма- гистральные улицы и доро- ги, а также под транспорт- ную и дорожную инфра- структуру, то есть развязки автомагистралей, стоянки автомобильного транспорта и так далее. И, конечно, для решения проблем целесообразно ис- пользовать научный потен- циал коллектива кафедры управления автотранспор- том ЛГТУ. Только научный и системный подход к орга- низации дорожного движе- ния позволит изменить ситу- ацию к лучшему и с макси- мальной эффективностью использовать выделяемые на эти цели средства. Подготовил Владимир ПЕТРОВ. åÌÂÌË „ÓÒËÌÒÔÂÍÚÓ  ‡ Начинать надо сегодня ä ˝ ÚÓÏÛ Ô  ËÁ ˚ ‚‡ÂÚ Ì‡˜‡Î¸ÌËÍ ìÉàÅÑÑ ìÇÑ ãËÔˆÍÓÈ Ó·Î‡ÒÚË ÄÎÂÍÒÂÈ ÄÍÒÂÌÓ‚ —Организацию движения в Липецке необходимо менять — это факт. Но за один год новые магистрали не строятся. Наша задача—внимательно и доскональ- но изучить мировой и отечественный опыт борьбы с транспортными заторами и использовать лучшие на- работки применительно к областному центру. Скажем, в европейских странах и государствах североамерикан- ского континента активно используют строительство транспортных эстакад, мостов вплоть до восьмиярусов, с многосторонним движением. В законопослушной Европешироко применяетсяи система такназываемых «зеленых коридоров», автоматическая работа светофо- ров позволяет при заданном интервале осуществлять пропуск непрерывного транспортного потока. Там уже давно пришли к идее о том, что пути движения транс- порта и пешеходов не должны пересекаться. В качест- ве дискуссионного вопроса можно рассмотреть и ши- роко используемый в целом ряде развитых государств запрет или ограничение проезда транспортных средств в исторический центр городов. Мытакже должныучитывать целый ряд факторов. Липецк в связи с действием в нашей области свободной экономической зоны, широким привлечением зару- бежных инвесторов должен соответствовать лучшим европейским стандартам в организации дорожного движения и оснащении дорог современными техничес- кими средствами регулирования. И такой работе поло- жено начало. Реорганизации дорожного движения старт — и вполне успешный — был дан несколько лет назад с ликвидации трамвайных путей в центре города и расширения улиц. Затем последовало введение од- ностороннего движения по улицам Советской и Пер- вомайской. Потом — переход кольцевых развязок на приоритет движения по кольцу. Год назад разгрузило один из центральных проспектов города организация движения по улицеМеханизаторов. Этимеры способс- твовали улучшению пропускной способности транс- портных средств, но кардинально проблему не решили. Да и не могли решить. Современная форма организации дорожного дви- жения—многоуровневые транспортные развязки. На окружных дорогахЛипецка есть несколько подобных, но они не идут ни в какое сравнение с современными семи-, а то и восьмиярусными эстакадами, которые в крупных городах мира доказывают свою эффектив- ность. Это экономия времени, энергии, улучшение экологии, а главное — минимум столкновений и ава- рий. Мы постоянно слышим, что кольцо в районе труб- ного завода в будущем должно стать двухуровневой транспортной развязкой. Но делать это нужно уже се- годня! Требует серьезного научного подхода и решение проблемыорганизации движенияпо проспектуПобеды иулицеПапина.Намиуже направленв администрацию города проект строительства развязки в районе кольца улицыПапина иЦентрального рынка с предложением сооружения там подземного автомобильного тоннеля. В нашем городе в настоящий момент по принципу «зеленая волна» осуществляется работа светофоров и транспортное движение на целом ряде улиц: Московс- кой, Космонавтов, Гагарина, Студеновской, проспекту Победы, а также в районе от площади Мира до старого комбинатоуправленияНЛМК.Подобнаяпрогрессивная форма дорожного движения — тоже хорошее средство для борьбы с «пробками». Госавтоинспекция обеспокоена ростом дорожных аварий с участием пешеходов. Порядка 50 процентов всех ДТП в Липецке связаны с этим. Пешеходных пе- реходов в областном центре достаточно, оборудованы они по всем современным требованиям, но проблема в том, что наземные переходыуже не могут обеспечивать пропускнуюспособность центральных липецких улиц. Нам срочно необходимы другие формы—подземные и надземные. Сейчас в областном центре всего пять дейс- твующих подземных переходов, причем лишь один из них—из современных строек (уЦентрального рынка). Для города, который собирается стать промышленным центромЧерноземья, развивать у себя самые современ- ные технологии, этого недопустимо мало! Очень многое сегодня зависит и от своевременного сооружения объездных дорог: проект магистрали» которая подобно улицеМеханизаторов разгрузит центр города и свяжет спальные районы с Соколом, пока где- то в разработке. Аведь дорогу через «Фрегат» начинали еще в 70-е годы! Пока у наших водителей не появятся альтернативные маршруты, областной центр будет находиться под угрозой постоянных «пробок». Что касается оснащенности дорог—разметки, зна- ков, оборудования, то и тут необходимо вводить новые материалы и технические средства. Сейчас на улицах Липецка установлено 5 светофоров с обратнымотсчетом времени. Более 20-ти старых светофоров заменены на современные светодиодные. Серьезно обновляются и дорожные знаки: в настоящий момент в организации уличного движения мы используем знаки с так назы- ваемым алмазным покрытием—их светоотражающая способность в несколько раз выше, чем у старых. Больным вопросом для Липецка пока остаются парковки. Половина заторов и «пробок» возникают в городе из-за того, что правая полоса движения застав- лена припаркованными автомобилями. Возле многих торговых центров и магазинов места для парковок не организованы. За примерами далеко ходить не надо — Центральный и Петровский рынки, возле которых парковокпопросту нет. Что в итоге получается: инспек- торы ДДС, в задачу которых входит профилактика и регистрация ДТП на городских магистралях, в часы пик вынуждены стоять в местах скопления машин и регулировать движение! В заключение, думается, необходимо сказать не- сколько слов и о культуре участников дорожного дви- жения. Ведь сегодня и от этого очень зависит оздоров- ление дорожной ситуации. Но пока что некоторым липецким автолюбителямничего не стоит занять край- ний левый ряд при свободном правом. Не пропуская пешеходов, проехаться чуть ли не «по ногам». Конечно, для улучшения обстановки на дорогах администрации города и области делают очень много. Благодаря их усилиям город преобразился, в том числе и в сфере безопасности дорожного движения. Но если мы, активно растущий и развивающийся регион, не хотим оказаться в тупике «пробок», аналогично столи- це, то уже сейчас необходимо принимать срочныемеры, чтобы через два-три года Липецк действительно стал бы городом европейского уровня. Записал Геннадий ПЕКЕР. Р.S. Точки зрения прозвучали. Вомногом они пересекаются и дополняют друг друга. Ясно одно: вопрос требует ответа и заниматься этим надо уже сегодня. Причем на самом высоком уровне, с привлечением широкого круга специалистов. Возможно, программа организации транспор- тного движения в Липецке на принципиально новых условиях должна стать своеобразным нацпроектом властей областного центра. Пробки вытаскивают штопором. Но это не значит, что он должен получить именно такое название. 3 17 ноября 2007 г., № 222 (23100)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz