Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)
Достижения современной цивилизации принесли обитателям нашей планеты немало сюрпризов, сделав, что называется, ход «железным» конем. Автомобиль, перестав быть роскошью для многих жителей городов и весей Земли, превратился в удобное средство передвижения по ней. Однако это средство сегодня доставляет людям все больше проблем, забивая непроходимыми «пробками» улицы больших и малых населенных пунктов. Так к бедам не только мегаполисов, но и совсем небольших на их фоне городов — типа нашего областного центра, добавилась еще одна — организация бесперебойного и безопасного движения транспорта. С каждым годом она становится все острее: впору бить в набат. «Липецкая газета» попыталась сделать это в начале лета, поместив на своих страницах проблемный материал под красноречивым заголовком «Тромбофлебит» липецких улиц». Набросав, что называется, в корзину ряд проблем, требующих неотложного решения, газета предложила высказаться по ним как специалистов, так и представителей широких кругов общественности. «Неизбежные «пробки» на городских магистралях стали привычным явлением в бурно развивающемся Липецке, — писали мы тогда (см. номер за 20 июня с.г.). — С созданием же особой экономической зоны промышленно-производственного типа в пригороде нашего областного центра и вовсе осложняется жизнь ежегодно увеличивающейся армии автовладельцев. Необходим коллективный поиск выхода из складывающейся ситуации». Последовавшая за этим дискуссия, как нам показалось, получилась деловой и продуктивной. На предложение газеты откликнулись представители городской администрации, сообщества ученых и специалисты Госинспекции по безопасности дорожного движения областного УВД. Сегодня мы приводим наиболее интересные мнения участников этого своеобразного заочного «круглого стола» редакции. ч‚‡ÈÚ ‡Á·Â ÂÏÒ fl Лекарство от заторов ä‡Í ¯ËÚ¸ Ô Ó·ÎÂÏÛ ‡‚ÚÓÏÓ·ËÎ¸Ì ˚ı Ô Ó·ÓÍ Ì‡ ‰Ó Ó„‡ ı ãËÔˆ͇ — В соответствии с Гене- ральным планом города уже построена объездная дорога с проспекта Победына улицу 50 лет НЛМК. Теперь стало воз- можным попасть на Новоли- пецк, минуя центральные трассы. Естественно, количес- тво пробок в этом районе уменьшилось. Вперспективе планируется организовать выезд с улицы50 лет НЛМК на Студеновскую. Такой проект уже существует, он тоже будет реализован. Но, наверное, не в наступающем году. Дело в том, что в Липец- ке один за другим появляются новые микрорайоны. Не мо- жем же мы их проектировать, не спланировав строительство соответствующих дорог! Идет работа и по корректи- ровке самого Генплана. В его составе будет транспортная схема. Разработчик Генплана — московский «Гипрогор» — проводит мониторинг прохож- дения транспорта по улицам Липецка. На основании полу- ченных данных будет сделан анализ и внесены соответству- ющие предложения. Все они станут предметом публичного рассмотрения и обсуждения. Но думаю, что ничего ради- кальноновогомыне услышим. Унас уже сложилась сеть улиц и дорог. Наверное, следует ожидать предложений по ор- ганизации движения. Впрочем, некоторые шаги в этом направлении уже сде- ланы. Например, движение по улицам Советская и Перво- майская стало односторонним. Это снизило количество про- бок. Сейчас рассматривается вопрос по организации одно- стороннего движения по про- спекту Победы и улице Папи- на. Для реализации этого проекта мы собираемся сде- лать тоннельный проезд с площади Победы на улицу Папина. Надо отметить, что в Ли- пецке несколько мест посто- янного скопления транспорта. Но самая напряженная ситуа- ция сложилась в двух из них: уже упомянутом районе пло- щади Победы и на кольце трубного завода. В наших пла- нах — строительство транс- портной развязки на кольце трубного. Когда мы реализуем этот проект, количество про- бок заметно снизится. На первом этапе мы собираемся здесь иначе организовать дви- жение, сделав новое разворот- ное кольцо. Посмотрим, что нам это даст, тогда, возможно, приступим к следующему эта- пу. В дальнейшем мы намере- ваемся сделать эстакаду с улицы Московской на улицу Гагарина. В заключение хотелось бы сказать вот о чем: эта пробле- ма существует не только в Липецке, но и в любом другом крупном городе — как в Рос- сии, так и за рубежом. Реша- ется она по-разному. Яне была в Лондоне, но говорят, что там едва ли не самая хорошая ор- ганизация движения. Так вот, по британской столице ходит в основном только обществен- ный транспорт. На частном в центр города вряд ли про- едешь. И все же ни в одном отно- сительно крупном городе мира полностью эту проблему ре- шить не удалось. Например, в Японии возводят совершенно потрясающиемногоуровневые транспортные развязки, но пробки в Стране восходящего солнца по-прежнему остают- ся. Наивно надеяться на то, что мы сможем избавиться от них в Липецке. Тем более, что число автомобилей растет столь стремительно. Но неправильно было бы полагать, что настанет день, когда из-за пробок движение в нашем городе будет парали- зовано. Какого-то транспорт- ного коллапса по этой причине ожидать не стоит. Растет чис- ло автомобилей, увеличивает- ся загруженность улиц, но и мы продумываем меры проти- водействия. Очень важно уме- ло распределить транспортные потоки. Записал Игорь КАПУСТИН. åÌÂÌË ‡ ı ËÚÂÍÚÓ ‡ Важно умело распределить транспортные потоки ë‚ÓÈ ‚Á„Î fl ‰ ̇ Ô Ó·ÎÂÏÛ Ô Â‰Î‡„‡ÂÚ „·‚Ì ˚ È ‡ ı ËÚÂÍÚÓ ãËÔˆ͇ Ç ‡ à‚‡ÌÓ‚‡ Изменить сложившееся положение, как считают ученые, можно, решив ряд задач.Подразделитьихмож- но на три группы. Во-пер- вых, необходимо увеличить пропускную способность улично-дорожной сети горо- да. Во-вторых, развязать проблемный узел парковки автомобилей. Ежедневно сотни водителей оставляют свои машины в неположен- ных местах, что приводит к сужению проезжей части, а значит, к снижению про- пускной способности дорог. И, в-третьих, требуется мас- штабное обустройство до- рожной сети. Итак, по порядку. Извес- тно несколько направлений увеличения пропускной спо- собности уличных магистра- лей. Наиболее простое, но и одновременно трудно реали- зуемое при существующей застройке города — расши- рение проезжей части. Час- тично это было осуществлено в Липецке за счет ликвида- ции трамвайного движения. Эффект дает и локальное расширение полотна дорог. Так, например, строительс- тво дополнительной полосы движения на улице Тереш- ковой на пересечении с ули- цей Космонавтов сняло бы проблему задержек транс- порта. Однако резервов рас- ширения проезжей части не так уж и много. Другим направлением является увеличение скоро- сти сообщения. Здесь воз- можностей больше: это вве- дение координированного движения, применение про- граммируемых (или адап- тивных) светофорных объек- тов, использование более совершенных схем движе- ния транспорта. На некото- рых улицах областного цен- тра уже введено координиро- ванное движение, но оно жестко запрограммировано и не реагирует на изменение интенсивности потока ма- шин в течение суток. Пока это только первый шаг к эффективной автоматизиро- ванной системе управления дорожнымдвижением. Рабо- ты в этом направлении надо продолжать. Важная составляющая этого направления—приме- нение современных свето- форных объектов, обладаю- щих возможностью менять режимыработыв зависимос- ти от времени суток (про- граммируемые) или от ин- тенсивности движения (адаптивные). Как правило, в них предусмотрено под- ключение к автоматизиро- ваннымиинтеллектуальным системамуправлениядвиже- нием. То есть планомерная замена обычных светофоров на новые позволит умень- шить задержки транспорта на пересечениях. Однако и этого недоста- точно. Так, например, дви- жение на кольце трубного завода настолько интенсив- но, что подобрать эффектив- ные режимыработысветофо- ров просто невозможно. Здесь, на первом этапе, надо вводить круговое движение. Далее это пересечение, равно как и пересечение улицы Катукова и проспекта Побе- ды, потребуетдвухуровневой развязки: как за счет строи- тельства эстакады, так и туннеля. К сожалению, в настоя- щее время большая часть осуществляемых на улицах Липецкамернаправлена как раз на снижение скорости сообщения, что пытаются объяснять борьбой за безо- пасностьдвижения.Поэтому появляется всё больше зна- ков, ограничивающих ско- рость, и так называемых «лежачих полицейских». В одних случаях это оправда- но, в других — наоборот. Например, не совсем понят- но ограничение скорости на улице Катукова в районе хлебозавода№5. Это участок с хорошей видимостью и минимальным движением пешеходов. * * * Гораздо менее дорогосто- ящимнаправлениемявляет- ся совершенствование орга- низации движения. В насто- ящее время кафедра управ- ления автотранспортом Ли- пецкого гостехуниверситета совместно с управлением ГИБДД УВД Липецкой об- ласти подготовила ряд пред- ложений по организации безостановочного движения автомобильного транспорта по улице Катукова. Что поз- волит значительно увели- чить скорость сообщения на этом участке. Достигнуть этого можно следующим об- разом: в 100-150 метрах от мест пересечения улиц необ- ходимо организовать разво- роты. Исследования показа- ли, что в таком варианте не возникает никаких задер- жек транспорта, а скорость сообщения увеличится в 1,5 раза. Во-вторых, возле каж- åÌÂÌË ۘÂÌ ˚ı Необходим научный подход ì·ÂʉÂÌ ˚ ‰ÓÍÚÓ Ú ı Ì˘ÂÒÍË ı ̇ÛÍ, Ô ÓÙÂÒÒÓ ãÉíì ÇËÍÚÓ äÓ ˜‡„ËÌ Ë Í‡Ì‰Ë‰‡Ú Ú ı Ì˘ÂÒÍË ı ̇ÛÍ, ‰ÓˆÂÌÚ Ç·‰ËÏË äÎ fl ‚ËÌ дой автобусной остановки предлагается установить надземные переходы. Не менее привлекатель- ным с точки зрения увеличе- ния пропускной способности остаётся введение односто- роннего движения. ВЛипец- ке уже имеется соответству- ющий опыт — на улицах Советская и Первомайская. Такое направление также перспективно. Но для этого необходимы всесторонние исследования. Как показы- вает опыт города Ростова-на- Дону, где ни одно решение по изменению схем дорожного движения не принимается без экспертизы сотрудников кафедры «Организации пе- ревозок и безопасности дви- жения» Ростовского госу- дарственного строительного технического университета, такой подход позволит избе- жать немало ошибок. * * * Скаждымгодомвсё более серьезной проблемой стано- вится парковка автомоби- лей. Пока ей уделяется край- не малое внимание, и мест для парковки автомобилей явно недостаточно. Более того — их число не растет, а уменьшается. Например, у Октябрьского рынка, где строительство торговых пло- щадей ведется за счет сокра- щения мест парковок. Плотность застройки го- рода также продолжает уве- личиваться—и это сокраща- ет возможности создания парковочных мест. Поэтому проблему надо решать (и как можно быстрее) в направле- нии созданиямногоярусных парковок, в том числе кару- сельного типа. Но для этого уже сегодня необходимо ре- зервировать участки для та- кого строительства. Не менее важная задача — обустройство дорожной сети города. То есть строи- тельство надземных перехо- дов, ограждение проезжей части, барьерное разделение встречных потоков. Хоро- ший пример—обустройство улицыВодопьянова, где пос- ле установки ограды на раз- делительной полосе пешехо- ды стали переходить улицу только в положенных мес- тах. * * * Решение перечисленных задач требует комплексного подхода и возможно только при условии разработки кон- цепции развития улично- дорожной сети Липецка, статус которой должен соот- ветствовать статусу Гене- рального плана застройки города. Вконцепции необхо- димо предусмотреть следую- щее: — создать в структуре администрации Липецка подразделение по организа- циии безопасности дорожно- го движения; — разработать комплекс организационно-планиро- вочных и инженерных мер, направленныхна совершенс- твование организации до- рожного движения с приме- нением современных схем, средств и технологий; — включить в систему долгосрочного градострои- тельного планирования ме- ханизмы резервирования земли и коридоров под ма- гистральные улицы и доро- ги, а также под транспорт- ную и дорожную инфра- структуру, то есть развязки автомагистралей, стоянки автомобильного транспорта и так далее. И, конечно, для решения проблем целесообразно ис- пользовать научный потен- циал коллектива кафедры управления автотранспор- том ЛГТУ. Только научный и системный подход к орга- низации дорожного движе- ния позволит изменить ситу- ацию к лучшему и с макси- мальной эффективностью использовать выделяемые на эти цели средства. Подготовил Владимир ПЕТРОВ. åÌÂÌË „ÓÒËÌÒÔÂÍÚÓ ‡ Начинать надо сегодня ä ˝ ÚÓÏÛ Ô ËÁ ˚ ‚‡ÂÚ Ì‡˜‡Î¸ÌËÍ ìÉàÅÑÑ ìÇÑ ãËÔˆÍÓÈ Ó·Î‡ÒÚË ÄÎÂÍÒÂÈ ÄÍÒÂÌÓ‚ —Организацию движения в Липецке необходимо менять — это факт. Но за один год новые магистрали не строятся. Наша задача—внимательно и доскональ- но изучить мировой и отечественный опыт борьбы с транспортными заторами и использовать лучшие на- работки применительно к областному центру. Скажем, в европейских странах и государствах североамерикан- ского континента активно используют строительство транспортных эстакад, мостов вплоть до восьмиярусов, с многосторонним движением. В законопослушной Европешироко применяетсяи система такназываемых «зеленых коридоров», автоматическая работа светофо- ров позволяет при заданном интервале осуществлять пропуск непрерывного транспортного потока. Там уже давно пришли к идее о том, что пути движения транс- порта и пешеходов не должны пересекаться. В качест- ве дискуссионного вопроса можно рассмотреть и ши- роко используемый в целом ряде развитых государств запрет или ограничение проезда транспортных средств в исторический центр городов. Мытакже должныучитывать целый ряд факторов. Липецк в связи с действием в нашей области свободной экономической зоны, широким привлечением зару- бежных инвесторов должен соответствовать лучшим европейским стандартам в организации дорожного движения и оснащении дорог современными техничес- кими средствами регулирования. И такой работе поло- жено начало. Реорганизации дорожного движения старт — и вполне успешный — был дан несколько лет назад с ликвидации трамвайных путей в центре города и расширения улиц. Затем последовало введение од- ностороннего движения по улицам Советской и Пер- вомайской. Потом — переход кольцевых развязок на приоритет движения по кольцу. Год назад разгрузило один из центральных проспектов города организация движения по улицеМеханизаторов. Этимеры способс- твовали улучшению пропускной способности транс- портных средств, но кардинально проблему не решили. Да и не могли решить. Современная форма организации дорожного дви- жения—многоуровневые транспортные развязки. На окружных дорогахЛипецка есть несколько подобных, но они не идут ни в какое сравнение с современными семи-, а то и восьмиярусными эстакадами, которые в крупных городах мира доказывают свою эффектив- ность. Это экономия времени, энергии, улучшение экологии, а главное — минимум столкновений и ава- рий. Мы постоянно слышим, что кольцо в районе труб- ного завода в будущем должно стать двухуровневой транспортной развязкой. Но делать это нужно уже се- годня! Требует серьезного научного подхода и решение проблемыорганизации движенияпо проспектуПобеды иулицеПапина.Намиуже направленв администрацию города проект строительства развязки в районе кольца улицыПапина иЦентрального рынка с предложением сооружения там подземного автомобильного тоннеля. В нашем городе в настоящий момент по принципу «зеленая волна» осуществляется работа светофоров и транспортное движение на целом ряде улиц: Московс- кой, Космонавтов, Гагарина, Студеновской, проспекту Победы, а также в районе от площади Мира до старого комбинатоуправленияНЛМК.Подобнаяпрогрессивная форма дорожного движения — тоже хорошее средство для борьбы с «пробками». Госавтоинспекция обеспокоена ростом дорожных аварий с участием пешеходов. Порядка 50 процентов всех ДТП в Липецке связаны с этим. Пешеходных пе- реходов в областном центре достаточно, оборудованы они по всем современным требованиям, но проблема в том, что наземные переходыуже не могут обеспечивать пропускнуюспособность центральных липецких улиц. Нам срочно необходимы другие формы—подземные и надземные. Сейчас в областном центре всего пять дейс- твующих подземных переходов, причем лишь один из них—из современных строек (уЦентрального рынка). Для города, который собирается стать промышленным центромЧерноземья, развивать у себя самые современ- ные технологии, этого недопустимо мало! Очень многое сегодня зависит и от своевременного сооружения объездных дорог: проект магистрали» которая подобно улицеМеханизаторов разгрузит центр города и свяжет спальные районы с Соколом, пока где- то в разработке. Аведь дорогу через «Фрегат» начинали еще в 70-е годы! Пока у наших водителей не появятся альтернативные маршруты, областной центр будет находиться под угрозой постоянных «пробок». Что касается оснащенности дорог—разметки, зна- ков, оборудования, то и тут необходимо вводить новые материалы и технические средства. Сейчас на улицах Липецка установлено 5 светофоров с обратнымотсчетом времени. Более 20-ти старых светофоров заменены на современные светодиодные. Серьезно обновляются и дорожные знаки: в настоящий момент в организации уличного движения мы используем знаки с так назы- ваемым алмазным покрытием—их светоотражающая способность в несколько раз выше, чем у старых. Больным вопросом для Липецка пока остаются парковки. Половина заторов и «пробок» возникают в городе из-за того, что правая полоса движения застав- лена припаркованными автомобилями. Возле многих торговых центров и магазинов места для парковок не организованы. За примерами далеко ходить не надо — Центральный и Петровский рынки, возле которых парковокпопросту нет. Что в итоге получается: инспек- торы ДДС, в задачу которых входит профилактика и регистрация ДТП на городских магистралях, в часы пик вынуждены стоять в местах скопления машин и регулировать движение! В заключение, думается, необходимо сказать не- сколько слов и о культуре участников дорожного дви- жения. Ведь сегодня и от этого очень зависит оздоров- ление дорожной ситуации. Но пока что некоторым липецким автолюбителямничего не стоит занять край- ний левый ряд при свободном правом. Не пропуская пешеходов, проехаться чуть ли не «по ногам». Конечно, для улучшения обстановки на дорогах администрации города и области делают очень много. Благодаря их усилиям город преобразился, в том числе и в сфере безопасности дорожного движения. Но если мы, активно растущий и развивающийся регион, не хотим оказаться в тупике «пробок», аналогично столи- це, то уже сейчас необходимо принимать срочныемеры, чтобы через два-три года Липецк действительно стал бы городом европейского уровня. Записал Геннадий ПЕКЕР. Р.S. Точки зрения прозвучали. Вомногом они пересекаются и дополняют друг друга. Ясно одно: вопрос требует ответа и заниматься этим надо уже сегодня. Причем на самом высоком уровне, с привлечением широкого круга специалистов. Возможно, программа организации транспор- тного движения в Липецке на принципиально новых условиях должна стать своеобразным нацпроектом властей областного центра. Пробки вытаскивают штопором. Но это не значит, что он должен получить именно такое название. 3 17 ноября 2007 г., № 222 (23100)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz