Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)
После залпа «Авроры» ÏËÌÛÎÓ ‰Â‚ fl ÌÓÒÚÓ ÎÂÚ. Ç Í‡ÌÛÌ ˝ ÚÓÈ ‰‡Ú ˚ ÊÛ Ì‡ÎËÒÚ ˚ «ãÉ» Á‡‰‡ÎË Ò‚ÓËÏ ÁÂÏÎ fl Í‡Ï Ó‰ËÌ-‰ËÌÒÚ‚ÂÌÌ ˚ È ‚ÓÔ ÓÒ: ˜ÚÓ Ë Í‡Í „Ó‚Ó ËÚ¸ ̇¯ËÏ ‰ÂÚ fl Ï Ó ÒÓ· ˚ ÚË flı 1917 „Ó‰‡? Судить нам привычнее, чем думать. А выносить безоговорочно обвинительные приговоры тем, кого уже нет, кому теперь ни объясниться, ни оправдаться, — проще простого. Вот только когда с жесткой интонацией оценивается целая эпоха в истории Родины, чуть ли не век, как это отзовется в умах, что оставит в душах детей, подростков, потомков? Сегодня, когда речь заходит об Октябре 1917 года, вам с разных сторон подсказывают удобные версии. Например: приехали в пломбированном вагоне одержимые утопической идеей большевики и на немецкие деньги устроили переворот, разрушив процветавшую до них, набиравшую мощь державу. Так потом и пошло: диктатура, тоталитаризм, концлагеря, бесправие народа, зажим демократии. Да еще добавят что-нибудь об инородцах, которые всем этим заправляли. Интересно, что вынесет после такого «урока истории» подрастающий человек? Что Россия и ее народ в любой момент могут пойти на поводу любой группки наглых авантюристов или фанатиков? Что история родной страны— цепь беспричинного насилия, жестокостей, безумия и разрушений? Что прошлого, своих отцов, дедов, прадедов надо стыдиться? Вот в цивилизованном мире предками гордятся, а у нас — все наоборот... Так что же говорить детям о революции, а по большому счету — о семидесяти годах Советской власти? Этот вопрос журналисты задавали очень разным людям. И ответы звучали тоже очень разные, но, слава Богу, не оголтело односторонние, а наводящие на размышления. ùÚÓ Ì ÙÓÚÓ„ ‡ÙË fl Ë Ì ͇‰ ÍËÌÓ ı ÓÌËÍË. í‡Í ËÁÓ· ‡ÁËÎ ˝ ÔËÁÓ‰ Ô Ó‚ÓÁ„·¯ÂÌË fl Ç.à. ãÂÌËÌ ˚ Ï ëÓ‚ÂÚÒÍÓÈ ‚·ÒÚË ËÁ‚ÂÒÚÌ ˚ È ‚ Ò‚Ó ‚ ÂÏ fl ı Û‰ÓÊÌËÍ Ç·‰ËÏË ë ӂ. û ËÈ ÅìïÄêéÇ, ËÒÚÓ ËÍ, ÊÛ Ì‡ÎËÒÚ Во власти штампов и клише Вот уже почти полтора десятилетия само словосочетание «Великая Октябрьская социалистическая революция», мяг- ко говоря, не приветствуется, а слово «большевики» прак- тически во всех общероссийских СМИ звучит едва ли не как ругательство. В Конституции нашей особо указано, что ни- какая идеология в России не может быть государственной. А на деле? Да вся нынешняя пропагандистская машина (на- чиная со СМИи кончаяшкольными учебниками) идеологию проводит вполне определенную, с явным или неявным, но неизменным антикоммунистическим уклоном. Учебники по российской истории в последнее время стали более удобоваримыми. В 90-е, помнится, когда вшколе учил- ся мой сын, они были совсем уж бестолковыми. Но вот беру у дочери-девятиклассницы ее учебник «История государства и народовРоссии» (ч. 1, авторыА. А. Данилов иЛ. Г. Косулина) и читаю на досуге. В том числе и про события февраля-октяб- ря 1917 года. Ичтоже? Внешне все вроде быобъективистски: излагается ход событий, никаких прямых оценок не дается. Но тон, но лексика... Едва речь заходит о Ленине, как перед нами предстает какой-то мелкий, беспринципный и бессовес- тный политический интриган, готовый на все ради захвата и сохранениявласти. Большевистскаяпартияпредставленакак скопище узурпаторов. А трактовка событий? Допустим, все декреты Советской власти (о земле, о мире и т. д.), утвержда- ет учебник, — всего лишь тактические уловки большевиков, направленные на обман народа (прежде всего крестьян). И изложено все это в расчете прежде всего на чисто эмоциональ- ное восприятие, наформирование негативного отношения.Но ведь для детского сознания это и есть самое страшное. Похоже, реальная история ныне мало кого интересует —в ходу сплошь идеологические клише. Впрочем, как и при Советской власти: только тогда Ленин преподносился едва ли не как небожитель, а теперь представляется дьяволом. Опять занесло нас в крайность. У французов, например, Великая французская революция уже почти два с половиной столетия остается именно «Великой», а начало ее—главным государственным праздником. Ибо оставила она глубочай- ший след не только в национальной, но и во всемирной исто- рии. Хотя и там был свой кровавый террор, гражданские войны, миллионные человеческие жертвы. А если мы и дальше будем учить наших детей тому, что в октябре 17-го был всего-навсего «октябрьский переворот, отбросивший Россию на обочину мировой цивилизации», ничего путного у нас не получится... í‡Ú¸ fl ̇ åàäéÇÄ, ͇̉ˉ‡Ú ËÒÚÓ Ë˜ÂÒÍË ı ̇ÛÍ, ‰ÓˆÂÌÚ Í‡Ù‰ ˚ ËÒÚÓ ËË Ë ˝ ÍÓÌÓÏ˘ÂÒÍÓÈ ÚÂÓ ËË ãËÔˆÍÓ„Ó „ÓÒÛ‰‡ ÒÚ‚ÂÌÌÓ„Ó Ô‰‡„ӄ˘ÂÒÍÓ„Ó ÛÌ˂ ÒËÚÂÚ‡ Не революция, а переворот 1917 год — очень непростой, тяжелый год в истории Рос- сии. В феврале страна пережила мощный революционный взрыв, прекратила существование абсолютная монархия Романовых. В российском обществе наступила победная эй- фория—свобода слова,митингов, демонстраций...Появилась возможность развития страны по демократическому пути. В то же время Россия продолжала участвовать в Первой миро- вой войне, уровень жизни большинства людей в условиях военного времени неуклонно ухудшался. Партия большеви- ков во главе с Лениным была, пожалуй, единственной поли- тической силой, которая, проанализировав ситуацию, сдела- ла четкие выводы для себя и выдвинула актуальные на тот момент лозунги. Вернувшись из эмиграции, Ленин изложил их в «Апрельских тезисах»: земля — крестьянам, фабрики — рабочим...» Идеи равенства, социальной справедливости привлекали многих, этим и воспользовались большевики. Сегодня все серьезные исследователи рассматривают со- бытия октября 1917 года как государственный переворот, блестяще организованный и проведенныйЛениным и сорат- никами. В пользу этой точки зрения говорит и тот факт, что смена власти в других российских городах произошла много позже, чем в Петрограде. Другое дело, что захват власти большевикамиимелогромные последствиядля страны,—на- чалась кровопролитная Гражданская война, открывшая ряд трагических вех в истории новой России. êÓÏ‡Ì åÄäÄêéÇ, ‡‰‚ÓÍ‡Ú Не переворот, а революция —То, что произошло в октябре 1917 года, — это великое по своей значимости событие не только для России, но и для всего мира. Как и всякая революция, эта имела как положи- тельные, так и отрицательные стороны. О негативной ее стороне достаточно много говорилось в последние годы. Это огромные жертвы среди россиян, чудовищный раскол в об- ществе, разрушение традиционных моральных устоев и жизненныхценностей, насильственное«раскрестьянивание» миллионов людей в колхозах. Все это прямое следствие Ок- тябрьской революции. Но нужно быть объективными. Я считаю, благодаря ре- волюции Россия в кратчайшие сроки стала мощной индуст- риальной державой, были успешно реализованы планы электрификации и ликвидации неграмотности, стало более доступным для всех социальных слоев и качественным об- разование. Нельзя забывать, что пример России отрезвляю- ще подействовал на правительства стран Европы, заставив ихпойтина существенные уступкитрудящимся, предоставив ряд важнейших политических и социальных гарантий. Та- ким образом, Европе удалось избежать революционных потрясений, в этом, как ни странно, тоже заслуга Октября. Вот только цена, заплаченная за это, слишком велика… ã ˛ ·Ó‚¸ ãÄêúäéÇÄ, Û˜ËÚÂθ ËÒÚÓ ËË ‚ Ó· ˘ ÂÓ· ‡ÁÓ‚‡ÚÂθÌÓÈ ¯ÍÓΠДавайте будем честными —Конечно, рассказыватьнадоправдиво, ияне вижув этом особой проблемы. Просто учитель должен быть достаточно подготовлен, чтобы суметь представить ученикамразные точ- ки зрения. Я убеждена, что тут любые однобокость и тенден- циозность недопустимы. Ни в коем случае нельзя навязывать ребятамсвоюточку зрения, своиполитические иидеологичес- кие пристрастия. Твоиличные убеждениядолжныоставаться за стенами школы. Да, надо уверенно владеть материалом, чтобы показать ребятам всюисторическуюпалитру, не добав- ляя сознательно чернойкраскив те илииные события. Только в таком случае у подростков появится возможность сделать собственные выводы.Аужкакимионибудут—ненамрешать, это их выбор. Главное —чтобы он был осознанным. А в принципе я против любого очернения прошлого. Это наша история, какая бы она ни была. И если мы хотим вос- питать в детях гражданственность — а сейчас об этом все время говорят, — то не надо так демонстративно посыпать голову пепломикричать на каждомперекрестке: «Унас была ужасная страна и ужасная история!» Учитель на уроках должен оперировать прежде всегофактами, свидетельствами очевидцев, ничего не скрывая, ничего не утаивая, но и ниче- го не добавляя. Давайте просто будем честными. è ÓÚÓË ÂÈ ÄãÖäëàâ (ÅӄӉ‚), ̇ÒÚÓ fl ÚÂθ ë‚ fl ÚÓ-ä‡Á‡ÌÒÍÓ„Ó ı ‡Ï‡ „. É fl ÁË, ·Î‡„Ó˜ËÌÌ ˚ È É fl ÁËÌÒÍÓ„Ó ˆÂ ÍÓ‚ÌÓ„Ó ÓÍ Û„‡, Ë Ô ÓÚÓË ÂÈ àéÄçç (ÉÓ ‰ËÌÒÍËÈ), ÍÎË ËÍ ï ËÒÚÓ-êÓʉÂÒÚ‚ÂÌÒÍÓ„Ó ı ‡Ï‡ „. ãËÔˆ͇ Не на Господа они уповали... В нашем детстве все было и проще, и сложнее. Советская власть, годы атеизма…А родственники, близкое окружение —верующие. Имы сызмальства не представляли себежизни без Бога. Но приходили в школу и слышали иное. Что вера, дескать,—это предрассудок, бабушкины сказки и так далее. Над нами посмеивались, а то и издевались, даже учителя. Но мы устояли. Ибо понимали: Бог поругаем не бывает, и Он все со временем расставит на свои места. Так оно и случилось. Райская жизнь на земле, то бишь коммунизм не состоялся. Рухнул через несколько десятков лет. Почему? Да потому, что не на Господа уповали револю- ционеры, а на себя любимых, на свои амбиции. Ипомогал им соответственно не Бог, а противоборствующая Ему сила. Скажете, а что же Бог не остановил смутьянов? Да, Гос- подь попустил такое, Он всегда предоставляет человеку свободу выбора— служить добру или злу, Он, если так мож- но выразиться, самый великий демократ из всех демократов. И вот человек выбрал… зло. Но по великой милости и любви Своей к нам, грешным, Господь все-таки через некоторое время это зло остановил, не позволил ему развиваться даль- ше. А мы уже и сами видели и понимали, что советская эпоха зашла в тупик. Ну и вот спрашивается: как же современной молодежи объяснить, с точки зрения истории, события революционных лет? Да просто надо говорить детям правду. Беспристрастно и ровно. Да, это было. Да, это просуществовало семьдесят лет. А затем рухнуло. Почему? Если дети очень интересуют- ся, пусть педагог (в том числе и до сих пор убежденный ате- ист) выскажет свою точку зрения, но не забудет и о других позициях, посоветует ребенку обратиться с теми же вопро- сами и к священнослужителю, и к православному педагогу. Скажите им вы, взрослые люди, что Священное Писание существует десятки веков и не претерпело никаких измене- ний, потому что это—Истина, данная нам Самим Господом. Скажите детям то, что вам, может быть, и не хочется гово- рить. Переступите через себя. Мынеправильно порой думаем о современной молодежи, что она-де и такая-то, и сякая-то. Нет, она у нас по большей части очень умная, может, и намного умнее нас. Любозна- тельная, грамотная, с более обостренным чувством справед- ливости. Ивыслушав разные точки зрения, в итоге дети сами сделают вывод из уроков революции, событий последующих десятилетий. Поверьте, молодежь наша мудрее, нежели мы о ней думаем, и Господь явно не оставляет нынешнее поко- ление без Своей любви и милости, коль скоро возвратил им жизненное пространство уже без атеизма. Ну и главное, что бы мы хотели сказать, — без Бога ни- чего в жизни нельзя сделать. Без Его воли ничего не сверша- ется, даже волос с головы человека не падает, хотим мы того или нет. По воле Твоей, Господи, да будет с нами! û ËÈ üäéÇÖçäé, Ô ÂÔÓ‰‡‚‡ÚÂθ, ÔÓÎÍÓ‚ÌËÍ Á‡Ô‡Ò‡ О чем удобно забыть... Говоря об Октябрьской революции, я бы подчеркнул че- тыре момента, которые многие историки предпочитают за- памятовать. Сегодня модно утверждать: большевики обманули народ. То есть наши предки были глупее, чеммы. Но! По официаль- ным данным, более половиныцарских офицеров перешли на сторону революции. Весь Генеральный штаб царской армии во главе с генераломБонч-Бруевичем был на службе у «крас- ных». Многие талантливые военачальники, среди них на- иболее известные сегодня генералы Брусилов и Карбышев, были на стороне большевиков. Заметьте: в основномдворяне. Неужто они не могли разобраться, где правда, а где обман? Далее. Много сказано об идеологе «красных» —Ленине. Игораздоменьше об идеологе «белого движения»Милюкове. В частности, далеко не каждый даже интересующийся исто- рией знает, что в эмиграции Милюков в значительной мере пересмотрел свои взгляды и признал: большевики победили потому, что они выражали чаяния народа и спасли Россию от иностранной оккупации. Нынешнее неблагополучие на селе некоторые пытаются связать с «раскрестьяниванием» России в 20-х годах, с кол- лективизацией 30-х. Аправда в том, что подавляющая часть крестьянства с дореволюционного времени была страшно бедна и выжила благодаря созданию колхозов. И последнее. Революция в России привела к революции в Германии и Австрии. И это было основным фактором, ос- тановившим кровопролитнейшую Первую мировую войну, спасло миллионы людей от гибели. å‡ Ë fl êìÑçÖÇÄ, ‚ÂÚ ‡Ì Ú Û‰‡ Не загоняйте в угол стариков… Сложный вопрос. Хотя бы потому, что у многих даже взрослых людей теперь и у самих-то каша в голове. Телеви- дение, газеты, историки, мне кажется, перестарались, изоб- ражая революцию, большевиков в самых угрюмых красках. Конечно, были и репрессии, и коллективизация, и сталинс- кие пятилетки… Но ведь было и другое: великие стройки, великие победы, в том числе и в Отечественной войне. Вот про это словно забыли. Причем накат на «краснуюисторию» ÉÓÎÓÒ‡ ËÁ Ô Ó¯ÎÓ„Ó Правда против правды В эмиграции многие свидетели революции писали о ней и спорили — с теми, кто остался в Советской России, но с не меньшим ожесточением и упорством между собой. Вот два коротких отрывка из книг крупнейшего русского философа Николая Бердяева и замечательного прозаика Михаила Осоргина. Напомним: они оба были высланы советским правительством за рубеж. «...Самый большой парадокс в судьбе России и русской революции в том, что либе- ральные идеи, идеи права, как идеи социаль- ного реформизма, оказались в России уто- пическими. Большевизм же оказался наиме- нее утопическим и наиболее реалистичес- ким, наиболее соответствующим всей ситуа- ции, как она сложилась в России в 1917 году, и наиболее верным некоторым исконным русским традициям, и русским исканиям универсальной социальной правды, понятой максималистически, и русским методам уп- равления и властвования насилием. Это было определено всем ходом русской исто- рии, но также и слабостью у нас творческих духовных сил. Коммунизм оказался неотвратимой судьбой России, внутренниммоментом в судьбе русского народа». Николай БЕРДЯЕВ. «Стена против стены стояли две братс- кие армии, и у каждой была своя правда и своя честь. Правда тех, кто считали и роди- ну, и революцию поруганными новым де- спотизмом и новым, лишь в иной цвет пе- рекрашенным насилием, — и правда тех, кто иначе понимал родину и иначе ценил революцию, и кто видел их поругание не в похабном мире с немцами, а в обмане на- родных надежд. Бесчестен был бы народ, если бы он не выдвинул защитников идеи родины куль- турной, идеи нации, держащей данное слово, идеи длительного подвига и воспи- танной человечности. Бездарен был бы народ, который в момент решения векового спора не сделал бы опыта полного сокрушения старых и ненавист- ных идолов, полного пересоздания быта, идеологий, экономичес- ких отношений и всего социального уклада. Были герои и там, и тут; и чистые сердца тоже, и жертвы, и подвиги, и ожесточение, и высокая внекнижная человечность, и животное зверство и страх, и разочарование, и сила, и слабость, и тупое отчаяние. Было бы слишком просто и для живых людей, и для истории, если бы правда была лишь одна и билась лишь с кривдой: но были и бились между собой две правды и две чести — и поле битв усея- ли трупами лучших и честнейших». Михаил ОСОРГИН. ÇÏÂÒÚÓ ˝ ÔËÎÓ„‡ Новая эра или катастрофа? Социологический «Левада-центр» задал группе россиян пять вопросов о значении революции. Ответы были такими (результат приводится в процентах). — Она дала толчок социальному и экономическому развитию народов России — 31. — Она открыла новую эру в истории народов России — 26. — Она затормозила их развитие — 16. — Она стала для них катастрофой — 15. — Затруднились ответить — 12. äÒÚ‡ÚË 90-летию Октября было посвящено торжественное собрание коммунистов области и их сторонников, состоявшееся в минувшую субботу в областном Дворце культуры. С докладом о значении Октября в истории нашей страны и все- го человечества выступил первый секретарь Липецкого областно- го отделения КПРФ, депутат областного Совета Николай Разво- ротнев. На собрании были вручены ордена «Партийная доблесть» и ме- дали в честь 90-летия Октябрьской революции коммунистам с большим партийным стажем. И здесь же, на сцене Дворца культу- ры, из рук первого секретаря областного отделения КПРФ получи- ли партийные билеты молодые коммунисты, всего 12 человек. Закончилось торжественное собрание театрализованным представлением и большим праздничным концертом. 7 ноября 2007 г., № 214 (23092) 4 чڇ продолжается. Одно утешение—дети наши газет не читают. Но спросить-то нас — тут вы правы — могут: что это там такое было в октябре? Помню, как нам говорил учитель. Приходит на кладбище мать. Две могилы. Сыновья. Один был «красным», хотел все- общего равенства, чтобы всем было хорошо и не было бедных. Другой был белогвардейцем и не мог смириться с тем, что у него отняли честным трудом нажитое. Оба погибли. Получа- лось, что они друг друга убили. Амежду ихмогилами—мать. Как символ России. Для нее они оба —любимые дети. Уменя был хороший учитель, причем еще той, советской, школы, где были четкие ориентиры: «красные»—молодцы, а «белые» — враги. Но учитель был гражданином и считал нужным донести свою боль до нас. И это у него получилось. Пусть не неволят меня демократы-историки, режиссеры- новаторы и писатели-правдолюбы, я уж буду объяснять внукам по-своему, по-простому. К истории своего Отечества нужно относиться как мини- мумс уважением.Испониманием.Не было внашемпрошлом, ни в одной эпохе абсолютно «белыхипушистых» правителей, полководцев, революционеров. Этона бронзовыхпостаментах они все такие величественные, а в жизни были людьми. То есть гениямии злодеями (часто одновременно!), подвижника- ми и радикалами. И нужно с большой осторожностью отно- ситься ко всяким «открытиям» в нашей истории. Ведь имен- но благодаря им мы загнали стариков в угол: зря, мол, вы, сердешные, жизнь такую невнятную прожили… Ведь для нынешних-то молодыхБрестская крепость и крепость вирту- альная на каком-нибудь сайте в Интернете — одно и то же… Мы осуждаем сегодня украинских политиков — зачем поставили памятник Степану Бандере? Мы осуждаем при- балтов — разве можно приравнивать «зеленых братьев» к нашимфронтовикам? Они, наверное, не правы, наши соседи, но не они все-таки были первыми в перелицовке истории. А мы — гордые великороссы. Памятник Дзержинскому на Лубянке с петлей нашее стал символом целой эпохи ниспро- вержения. Как и Соловецкий камень, между прочим. Миллионы загубленных жизней — это было, это наша горькая история. Но иКоролев, и Гагарин, иПавкаКорчагин с горящим взором — история тоже. А позади был Октябрь семнадцатого. С красными знаменами, белым движением —весь такой разноцветный. И не надо свистеть вслед стари- кам, которые приносят свои гвоздики к памятнику Ленина хотя бы раз в году. Это их выстраданное право. Нельзя осуж- дать и тех, кто отправляется в подмосковныеМытищи на чин всенародного покаяния к статуе царя Николая II. Каждый поклоняется своей истории — и пусть. Вот об этом и нужно говорить нашим детям. Чтобы они задумались. И пришли к книжным полкам. Сами. Решив во всем разобраться. Страницу подготовили Елена БРЕДИС, Александр КОСЯКИН, Михаил ЛЫТКИН, Сергей МАЛЮКОВ, Александр ХАУСТОВ, И. НЕВЕРОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz