Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)

19 октября 2007 г., № 203 (23081) 3 ÇÂ‰Û ˘ ‡ fl  Û·  ËÍË — à  Ë̇ äéÅáÖÇÄ. №289 êÓ‰ÓÒÎӂ̇ fl Откуда есть пошел род Шуриновых? ÑÓÒÚÓÈÌ ˚ Â Ò ˚ Ì ˚ Ò‚ÓÂ„Ó éÚ˜ÂÒÚ‚‡ В книге «Елец веками строился» есть глава — «Елецкая челобитная. 1628 год». В ней рассказывается о коллективной жалобе, написанной ельчанами, на обиды и насилия со стороны Ивана Никитича Романова — ближайшего родственника царя, а также о репрессиях, которые обрушились на головы челобитчиков. Авторы книги как в воду глядели, предположив: среди сотен упомянутых имен и фамилий кто-то из современных читателей наверняка узнает своих прямых предков. И такой читатель нашелся — москвич Александр Шуринов. Его отважный пращур возглавлял отряд нарочных из восьми человек, которым было доверено «ото всего города» доставить челобитную в Москву и вручить ее государю… — Как-то один из родственников передал мне изображение родословного древа нашей фамилии. Познакомившись со схемой и не получив достаточной информации, я обратился в военно-ис- торические архивы. Пять лет работал с документами и много чего узнал, — рассказывает Александр Шуринов. — Оказалось, мой предок по прямой линии происходит из потомственных дворян Шуриновых. В начале XVII века они несли службу и владели поме- стьями в Елецком уезде. Следуя логике поиска, я отправился в во- ронежские архивы. Изучал дело о дворянах. А вскорости на глаза мне попалась книга о Ельце, и все совпало: елецкая челобитная, «сыскное дело», репрессии… — Александр Сергеевич, многие люди объясняют свое беспамятство и нелюбопытство дефицитом времени. Дога- дываюсь, что и вы человек занятой. Но все же нашли возмож- ность докопаться, «откуда есть пошел род Шуриновых» и по- чему ваш фамильный герб внесён в Общий Гербовник дво- рянских родов. — Иначе не мог. На протяжении нескольких веков Шуриновы до- стойно служили Отечеству. Это не высокопарные слова. Наш род ведёт начало от сына боярского Григория Шуринова — елецкого городового. По происхождению он был татарином, и звали его Ждан. Но, породнившись с воеводой (тот взял в жёны его сестру), Ждан получил от начальственного окружения прозвище Шурин. В 1605 году Ждан принял православие и женился на дочери елецкого помещика Перфильева. После крещения его стали назы- вать «Григорий Мартинов сын Шуринов». За радение и службу в Ельце его предки (отец, дед) и он сам были наделены землями в Елецком уезде. Григорий Шуринов возглавлял группу челобитчиков к царю Ми- хаилу Федоровичу и Патриарху Филарету. В «верхах», выгораживая виновника жалобы — Ивана Никитича Рома- нова, — челобитье ель- чан признали «него- жим», челобитчики за дерзость были «биты батоги нещадно и пос- ланы в тюрьму», а по- местья их конфискова- ны. Однако старший сын Григория — Алек- сей — продолжал слу- жить в Ельце городо- вым. Его дети и внуки участвовали в военных походах г осударей России. Шуриновы не- однократно избира- лись председателями уездных управ, миро- выми судьями в Воро- нежской, Орловской и других губерниях. Сре- ди родственных дво- рянских фамилий по женским линиям — Перфильевы, Бахтины, Фёдоровы, Жабокриц- кие, Берестовские, Вербовские, Синельниковы, Соколовские, Ки- реевские, Харины, Бюлеры и другие. Я, моя жена и дети внесены во вторую часть Новой Родословной книги Российского Дворянс- кого Собрания. — А как складывалась ваша судьба? — Я коренной москвич. Сын участника Сталинградской битвы. Окончил Московский авиационный институт, автор ряда изобре- тений в авиации, участвовал в разработке вертолётов соосной схемы и в проектировании дирижабельной техники нового поколе- ния. — Вы не только «технарь», но и активный участник фило- софских симпозиумов по проблемам развития человека, ав- тор концепций о естественной системности мира, о духов- ности как системообразующем факторе в человеческом об- ществе. Наконец, к самому понятию «семья» у вас особое от- ношение. Вы называете ее генератором духовности здоро- вого общества… — Я член Совета Общества потомков участников Отечествен- ной войны 1812 года и директор Историко-просветительского и учебно-методологического Центра семейно-родовой культуры «Родовая семья» имени Л.М. Савёлова. Кроме того, вхожу в состав рабочей группы по мерам поддержки молодой семье при Минис- терстве образования и науки РФ. Пишу методические пособия по внедрению тематики семейно-родовой культуры в образователь- ных учреждениях. — И какой же диагноз современному обществу и семье вы можете поставить сейчас? — Наша семейно-родовая культура ущербна и нисколько не похожа на традиционную семейно-родовую культуру, которая «правила бал» в середине XIX века. В родовой семье опыт переда- ется через поколения не прерываясь. Мы же сегодня даже праде- дов своих не знаем! На мой взгляд, причина распада российского общества заключается как раз в изменении отношения к традици- ям семейной культуры, в которой некогда весьма важными были именно духовные каноны, основывающиеся на православном ве- роисповедании. Западные тенденции увлекли Россию за собой. А снижение духовной взаимосвязи привело не только к псевдоевро- пейской идеологии социального равноправия, но, возможно, и к классовому противостоянию, нетерпимости… Милада ФЕДЮКИНА. ì ÒÓÒ‰ÂÈ ÔÓ Ô·ÌÂÚ Один день рождения на всю семью В Книгу рекордов Гиннесса включена японская семья из города Йокогама, в которой на протяжении уже четырех поколений подряд дети рождаются в один и тот же день — 26 марта. Этот факт официально зарегистрирован в Лондоне и включен в новый выпуск знаменитого перечня казусов и достижений. Рекорд был поставлен 26 марта прошлого года, когда у 42-лет- него служащего Хироси Масуды родилась дочь Мион. В этот же день помимо дня рождения счастливого папы семья отмечала и 72-летие деда Минао. Вспоминали в тот день и прадеда новорож- денной — Канамори, который родился 26 марта 1899 года и умер в 1972-м. Мать Мион — 43-летняя Юко — уверена: все это случайность. Врачи пообещали ей, что дочь родится 25 марта, но роды оказа- лись трудными, и девочка появилась на свет в половине первого ночи 26 марта. Однако отец Мион склонен видеть в таком совпаде- нии «перст судьбы». «Я был третьим в семье, кто родился в один день с отцом и дедом, и не считал, что в этом есть нечто удиви- тельное. Но когда в мой день рождения у меня появилась дочь, я стал верить в судьбу», — признался Хироси. ФОТО АВТОРА Если честно, я не повери- ла. Ленкин гардероб, впро- чем, как и внешность: маки- яж, прическа—всегда были на зависть. Где-то же она покупала эту замечательную одежду? Выходные я решила пос- вятитьшопингу. Во-первых, чтобы проверить правоту слов моей подруги. Во-вто- рых, просто развеяться. Мы не стали размени- ваться на мелкие магазинчи- ки и отправились по торго- вым домам. Ленка разочаро- ванно смотрела на разложен- ные на стеллажах и разве- шанные на вешалках вещи, а я читала ее мысли: опять 42-46. На этом все заканчи- валось… Но я не спешила сдавать- ся, имыпереходили из одно- го отдела в другой. —Вампомочь?—услуж- ливые девушки-продавцы заискивающе смотрели в глаза. — У вас есть что-нибудь на неё? — спрашивала я, указывая на Ленку. —Большихразмеров нет! — звучало как приговор. В пятом или шестом ма- газине в голове у меня что-то щелкнуло. Разноцветные тряпочки слились в одну се- рую массу, и я поняла: от такого шопинга толку не будет. Но тут как раз у Лен- ки, как у бегуна-марафонца, открылось второе дыхание. И мы продолжили… — Судя по всему, здесь должна одеваться королева Великобритании,—острила Ленка у входа в очередной бутик.—Или хотя быособы, приближенные ко двору. И вдруг — вот он наш магазин: «Одежда больших размеров». — Пошли, — обреченно сказала Ленка. — Сейчас сама все увидишь. Продавщица сидела за кассойи никак не реагирова- ла на покупателей. Ее внима- ние было приковано к газете с кроссвордом. Мы начали оглядывать- ся.Атемвременемпродавец- консультант, как теперь модно говорить, стала зво- нить по сотовому подруге: — Послушай, в каком фильме Сталлоне сыграл боксера? — «Рокки», — прорыча- ла я. — Что у вас есть на эту девушку? Тон подействовал. Про- давщица бросила своиинтел- лектуальные упражнения: — У нас есть всё. Выби- райте. Вот новый привоз из Италии. Примерьте эту блуз- ку, вам должна подойти, — пролепетала она. Лена отправилась в при- мерочную. Увидев ее в модели из «последнего привоза», я сра- зу вспомнила фразу из ряза- новского фильма: «Снимай. Ты вся в жутких розочках». Понимаю, человеку может не подойти цвет или фасон. Но чтобы блузка так жутко уродовала, я даже и предста- вить не могла. В общем, мы поехали в очередной торго- вый центр. Не знаю, почему все вок- руг считают, что дамский шопинг чудотворно влияет на женское настроение? Мы устали от долгого хождения и от безнадеги. «Перелисты- вая» сотую вешалку с коф- точками, я обнаружила за- åÂÊ‰Û Ì‡ÏË, ‰Â‚Ә͇ÏË Счастье персикового цвета ä  ‡ÒË‚Ó ÊËÚ¸ Ì Á‡Ô  ÂÚ˯¸… — Так жить нельзя! Этот ужас когда-нибудь прекратится?! —Ленка с криком ворвалась ко мне в квартиру. Закрывая дверь, я пыталась сообразить, что стряслось у моей обычно весьма флегматичной подруги. —Ничего не могу купить! — затараторила Ленка. — Неделю провела в магазинах, а результат — ноль. —Да хватит тебе, сейчас всего навалом. —Не веришь? Может, на твой сорок шестой и навалом. А на мой пятьдесят второй продают только пончо. тейливую майку. Это было что-то среднее между коф- точкой и топом. Два лоскут- ка, соединенные разными тесемками. Всего лишь ку- сок материи. Но хорошень- кий! Со строчками и бир- кой. — Берете? — полюбо- пытствовала продавщица. — Сперва бы примерить, — ответила я и шагнула в примерочную. Полет дизайнерскойфан- тазии, как известно, границ не имеет. Я запуталась в многочисленных ленточках иникакне могла понять: как же их правильно завязать? — Берите. Отлично си- дит.Прямо какна вас сшита, — услышала за спиной. Продавщица скользнула по мне ничего не выражаю- щим взглядом и вздохнула. Так и не разобравшись с те- семками, я стала снимать блузку и тут заметила на бирке цену. Руки как-то сами собой обмякли. — Что вас не устроило? —Цена,—тихо ответила я. — Ну, если вас эта цена не устраивает?! Одевайтесь тогда в секонд-хэнде. Не устроившаяменяцена —две тысячи четыреста руб- лей. Красиво! Длякого-то это месячныйбюджет.Нуладно, речь не о моем кошельке, а о Ленкином. Для нее — это не сумма. Поэтому я решила: нужно ехать в самые дорогие магазины — если уж пла- тить, то за «фирму». …Впервомже бутике мне стало трудно дышать, во рту пересохло. Наверное, также чувствовал себя Киса Воро- бьянинов, глядяна тетушки- ны стулья. Сапоги…Таких я еще не видела! Руки судо- рожно потянулись к добыче. И тут же отдернулись. Я от- казывалась верить: 49 тысяч рублей! Для достоверности несколько раз пересчитала нули. Ошибки не было. Они такие красивые, такие гла- мурные —и такие исключи- тельные в своейнедоступнос- ти. Нет, конечно, я знала, что есть по-настоящему до- рогая обувь. Даже очень до- рогая. Просто до этого я ни- когда не позволяла себе влюбляться в нее. Позволить себе влюбиться в сапожки, ценакоторыхравняетсяцене подержанного автомобиля? Но как же хотелось... От безутешных мыслей меня отвлекла Ленка. Пока я пребывала в шоке, она отыскала замечательный костюм, облачилась в него и позировала передо мной с видом победителя. Золотис- то-персиковый цвет безумно ей шел, а костюм действи- тельно сидел так, словно на нее сшит. Сбылась мечта. Одержана грандиозная побе- да. Но предстояло еще пос- мотреть на бирку с ценни- ком. Мы мешкали. Выясни- лось: «персиковая прелесть» стоит нимного нимало —26 тысяч рублей. — Ой, какой чудесный костюмчик, — услышали мы. Перед нами стояла дама. По тому, как она выглядела, мы поняли: эта купит и са- пожки, и костюмчик, и еще килограмм тридцать вещей не глядя. —Какойразмер?Пятьде- сят второй. Точно мой. Я возьму. Недавно в Италии купила шикарный шейный платок. Идеально подойдет. Мыоцепенели. Этамадам посягала на наше выстрадан- ное женское счастье. —Простите, это уже наш костюм,—гордо заявила я и потащила Елену к кассиру. Мы отдали за покупку почти все деньги, которые лежали в кошельках. Но это было мелочью по сравнению со сладостным вкусом побе- ды над соперницей. — Ну вот, а ты говорила —бесполезно. Кто ищет, тот всегда найдет, — решила я прочитатьмораль подружке, укладывая обновкуна заднее сидение Ленкиной машины. — Кстати, давай по пути за- едем в «Ремонт обуви». Надо на мои сапоги набойки пос- тавить, а то осень уже, дожди скоро начнутся. А в магази- нах ничего подходящего не найдешь… Ольга РЯХОВСКАЯ. èÎÓ ı Ó„Ó Ì ÔÓÒÓ‚ÂÚÛÂÏ За здоровьем к бабке? é ‚  ‰ ˝ ÍÒÚ  ‡ÒÂÌÒÓ‚, ÍÓΉÛÌÓ‚ Ë Á̇ ı ‡  ÓÍ Есть такие люди, которые к врачам обращаются в последнюю очередь. А перед этим лечат болезнь всеми доступными способами и достаточно часто идут за помощью к так называемым «бабкам». Причитаниями, заговорами, плевками и пришептываниями знахарки лечат любую болезнь. Что может служить соблазном для колеблющегося человека, заставить искать помощи у бабки? Как помочь такому человеку? На эти вопросы отвечает заведующий кафедрой сектоведения ПСТГУ профессор Александр ДВОРКИН. — Александр Леонидович, какие люди в трудных жизнен- ных ситуациях обращаются к бабкам, экстрасенсам и колду- нам? — К бабке может пойти человек невоцерковленный или только- только начинающий воцерковляться, стоящий на пороге Церкви. Потому что стоит начать человеку входить в церковную жизнь, он немедленно узнает, что Церковь резко отрицательно к этому отно- сится. К бабкам могут пойти даже люди, для которых Церковь яв- ляется некоторым авторитетом, ведь многие колдуны используют в своей практике иконы и какие-то (даже не всегда христианские) молитвы. Для некоторых людей это служит гарантией доброкачес- твенности магических услуг. Человек может быть настолько испу- ган и потрясен пришедшей болезнью, что готов ухватиться за со- ломинку, которую услужливо подсовывают ему или близкие, или кто-то еще. — Что может подтолкнуть маловоцерковленных людей об- ратиться к экстрасенсу? — Обычно это либо угроза здоровью, реальная или даже вы- мышленная, но может быть и простое любопытство. Распростра- ненная тактика «целителей»: сначала человека запугивают, расска- зывая, например, о его неизлечимой болезни, а потом предлагают единственное избавление. На этом же поле работают и все псев- домедицинские организации. Они рекламируют чудодейственные диагностические аппараты, которые измеряют биополя и якобы диагностируют имеющиеся и даже будущие заболевания. Второй вид проблем, приводящих людей к экстрасенсам, — неурядицы в личных отношениях, которые якобы можно разрешить при помощи приворотов, отворотов, заговоров и всего прочего. За подобными услугами чаще обращаются женщины. — Существует церковное правило, отлучающее от при- частия за обращение к колдунам… — И в византийском обществе, в котором устанавливались ка- ноны, и в русском православном обществе были люди действи- тельно воцерковленные и были номинально православные, кото- рые причащались раз в году. Но они также считают себя право- славными, хотя в церкви могли оказаться два раза в жизни: на кре- щении и на отпевании. Любой канон возникает, когда есть преце- дент злоупотребления. Если запрещают обращаться к колдунам, то это потому, что люди к ним обращались. И Церкви нужно было выразить свое отношение к этому. Такое каноническое правило имеет большое воспитательное значение. Если человек считает себя православным христианином, даже если он церковной жиз- нью не живет, то для него важно, как Церковь относится к тому или иному явлению. Во всяком случае, ему предоставлен выбор. Если человек знает, но ему наплевать на запрет и он идет «к бабке», это уже действительно сознательный выбор, за который он несет от- ветственность. — Как можно помочь невоцерковленным, но крещеным людям, которые обращаются к экстрасенсам? — Их нужно предупредить, донести до них, что Православная Церковь крайне негативно к этому относится. Что всевозможные экстрасенсы, целители, колдуны, астрологи и прочие — все они враги Христа, враги Церкви. И что если человек к ним обращается, то он отрекается от Христа и переходит на сторону Его врагов. Сайт «Милосердие.ru». ÇÁ fl ÎË ÎÓÊÍË-ÔÓ‚‡  ¯ÍË «Caput» на столе Согласно статистике россияне съедают капусты в семь раз больше, чем жители других стран. Само слово «капуста» произошло от латинского «caput», что означает «голова». Видимо, из-за формы кочана. Во всём мире насчитывается ни много ни мало 150 сортов этого овоща. Мы же предлагаем вам рецепт блюда из белокочанной капусты, самой любимой и самой популярной в России. КАПУСТА, ЗАПЕЧЕННАЯ ПОД МОЛОЧНЫМ СОУСОМ Для приготовления этого полезного и очень вкусного блюда потребуется 250 граммов капусты, 15 граммов масла сливочного, 75 граммов соуса, 10 граммов сыра, 5 граммов сухарей молотых и 5 граммов муки. Кочан капусты «раздеваем», то есть разбираем на отдельные листья, и варим в подсоленной воде в течение 30 минут. После чего откидываем листья на сито и отжимаем. Каждый лист складываем в виде конверта, обваливаем в муке и обжариваем на масле. Затем укладываем конвертики в формоч- ку, заливаем молочным соусом, посыпаем тертым сыром с сухаря- ми, сбрызгиваем маслом и запекаем в жарочном шкафу (10—15 минут). Соус готовим так: муку поджариваем на сковородке и разво- дим ее горячим молоком, непрерывно помешивая веселкой, кла- дем сливочное масло, сахар и соль. Кипятим пять-семь минут. Пропорции следующие: пол-литра молока, 25 граммов муки, 25 — сливочного масла, 5 — сахара, соль — по вкусу. ...вы уважаете его взгля- ды и не подавляете его. Подросток начинает ку- рить, чтобыпродемонстриро- ватьвсемумиру: яуже вырос! Психологи считают: если родителинеподавляютвзрос- леющего ребенка ипостепен- но позволяют ему самостоя- тельно решать: с кем дру- жить, какую музыку слу- шать, какой моде следовать, как стричься — у него не возникнет острой потребнос- ти доказывать свою взрос- лость с помощью сигареты. ...выпомогаетеемустать хоть в чем-то более успеш- ными более компетентным, чем сверстники. Подростку важно осозна- вать себяавторитетнымчело- веком в кругу ровесников. Какправило,перваясигарета — это демонстрация много- опытности и искушенности: вот такой я суперсамостоя- тельный. Но если у ребенка есть какое-то другое увлече- ние, в котором он «круче» других — лучше играет на гитаре, иликатаетсяна роли- ках, или разбирается в ком- пьютерах,—авторитет ему и так обеспечен. И сигарета не потребуется. Поэтому не жа- лейте времении сил—разви- вайте таланты и способности своих детей. ...вы не курите сами. По данным наркологов, вероятность того, что подрос- ток закурит уже в 12 лет, достигает 80 процентов, если в семье курят оба родителя, и 40 процентов, если курит хотя бы один из них. Подумайте, может быть, ëÂÏÂÈÌ ˚ È ÔÒË ı ÓÎÓ„ Мне можно, а тебе нельзя? 33 Ô  ÓˆÂÌÚ‡ ‰ÂÚÂÈ Ë ÔÓ‰  ÓÒÚÍÓ‚ ‚ ̇¯ÂÈ ÒÚ  ‡Ì — ÍÛ  Ëθ ˘ ËÍË По этому невеселому показателю Россия занимает первое место в мире — таковы данные Всемирной организации здравоохранения. Итак, 33 процента детей и подростков в нашей стране — постоянные курильщики. Уже к совершеннолетию они страдают массой хронических заболеваний. Ситуация более чем тревожная. Но, несмотря на это, Российская Федерация не спешит присоединяться к Международной конвенции по ограничению курения. Поэтому спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Родители не просто должны, а обязаны убеждать детей отказаться от сигарет. Дело это непростое. Татьяна НЕКРАСОВА, психолог ОГУ «Кризисный центр помощи женщинам и детям», считает: ребенок не закурит, если... стоит отказаться от сигарет ради того, чтобывашребенок не пристрастился к вредной привычке? Это сильный ход — подросток его оценит. А коль вы не можете бро- сить курить: нет желания, силыволи— кайтесь. Объяс- ните ребенку, как глупо вы поступили, когда впервые закурили, скольковредапри- носит вамникотиновая зави- симость. И ни в коем случае не вставайте в позу: «Явзрос- лый — мне можно. Ты— ре- бенок, тебе нельзя». Подоб- ноеповедение толькоподтол- кнет его к курению. ...вы объясните ему, что курить в цивилизованном обществе немодно. Это и на самом деле так. В СШАи Европе не разрешает- ся курить в общественных местах и в офисах. Россия тоже старается не отставать от западных соседей. Солид- ные фирмы предпочитают наниматьнаработулюдей, не обремененных этой вредной привычкой. Курящие работ- никичаще болеют, уних, как правило, деловая активность ниже. В США курят 16 про- центов населения, в Брита- нии — 28, в России — 55. Внушайте ребенку: неку- рящие—своеобразная элита общества, люди более высо- кой культуры и развитого интеллекта. ...выподскажете ему, как отказатьсяотпредложения закурить. Алгоритм отказа надо за- ранее проговорить, чтобы ребенок не растерялся, когда сверстники предложат ему сигарету. Можно сослаться на слабое здоровье: «У меня аллергия на табачный дым. Давайте лучше покатаемся на велосипеде или роликах». Или такой вариант: «Я не буду, уменя завтраконтроль- ная. А от сигарет голова бо- лит». Или уже существую- щий отрицательный опыт: «Япробовал, мне не понрави- лось. А ты можешь подтя- нуться на турнике десять раз?»Сделав встречное пред- ложение, ваш ребенок до- стойно выйдет из сложной ситуации. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz