Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ г а з е т а ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 31 я н в ар я 2 0 0 7 г . , № 17 (2 2 8 9 5 ) ПРОГРАММА пооказаниюсодействиядобровольному переселению вЛипецкуюобласть соотечественников, проживающих за рубежом, на 2007-2012 годы ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование Программы Основания разработки Программы Государственный заказчик Программы______________ Основные разработчики Программы Цель и задачи Программы Этапы и сроки реализации Программы Основные направления реализации программных мероприятий_________ Исполнители основных мероприятий Программы •г о п 'ТН VJ ь я п ч о н ги г Объемы и источники финансирования Программы Программа по оказанию содействия добровольному переселе­ нию в Липец|уо область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2007-2012 годы (далее - Программа) Указ Президента Российской Федерации от 22.06.2006 г. № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за (^ е ж ом » Распоряжение администрации Липецкой области от 25.07.2006 г. № 546-р «О выполнении Указа Президента Российской Федера­ ции от 22.06,2006 г. № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотече- ственников, проживающих за рубежом»________________________ Администрация Липецкой области (далее - администрация об­ ласти)___________________________ Исполнительные органы государственной власти области: управление труда и занятости населения, социальной защиты населения, главное управление строительства и архитектуры, управление промышленности. Структурные подразделения администрации области: управле­ ние экономики, управление инвестиций и международных связей. Администрация г. Липецка, администрации Грязинского и Тер- бунского районов (по согласованию)__________________ Цели Программы: - стимулирование и организация процесса добровольного пере­ селения в Липецкую область соотечественников на основе по- выщения ее привлекательности: - компенсация естественной убыли населения и трудовых ресур­ сов в целом по области и отдельных ее районах за счет привле­ чения переселенцев на постоянное место жительства в Липец­ кую область. Задачи Программы: - создание политических, социально-экономических, правовых, организационных и информационных условий, способствующих реализации соотечественниками желания переехать в Липецкую область для постоянного проживания и скорейщего их включения в устойчивые позитивные трудовые и социальные связи области; - формирование механизма организации процесса переселения в Липецкую область на основе активного и осознанного выбора соотечественниками места будущего проживания, сочетания их ожиданий и возможностей с потребностями и возможностями области; - улучшение демографической ситуации, увеличение миграцион­ ного притока населения и трудовых ресурсов в Липецкую об­ ласть; - сокращение дефицита трудовых ресурсов на территориях все­ ления: - по имеющимся вакансиям; - на вновь создаваемых предприятиях федеральной и регио­ нальных особых экономических зон; - реализация инвестиционных проектов___________________ 2007-2012 годы; первый этап (2007-2008 гг.): 2007 год - организация переселения на отдельные территории в основном под имеющиеся вакансии и частично под реализуемые инвестиционные проекты, в т.ч. в особых экономических зонах, со сроком востребованности работников в 2007 году; - анализ результатов и определение возможностей для расщи- рения числа проектов переселения с возможным увеличением числа переселенцев в рамках Программы до 50 тыс. чел.; 2008 год - переселение соотечественников в основном под реализацию инвестиционных проектов, в т.ч. в особых экономи­ ческих зонах, а также для замещения вакантных рабочих мест; - оценка результативности и динамики социально- экономического положения территорий вселения; - прорабо-тка изменений в проекты переселения, в том числе по возможному увеличению их числа, с учетом опыта и результатов реализации Программы; - проработка дополнительных мероприятий для включения в Программу по рещению проблем, выявленных на предыдущем этапе реализации: второй этап (2009-2012 годы): - переселение на территорию области с учетом результатов и опыта первого этапа; - анализ результатов, полученных в ходе реализации Программы 1. Мероприятия по приему и обустройству соотечественников. 2. Мероприятия по снижению рисков от реализации Программы Исполнительные органы государственной власти области: управление труда и занятости населения, управление промыш­ ленности, управление транспорта, управление по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, упра'вле- •иие по связям с общественностью,' n v n r я а т эо нП о гг 'О » ! ! управление социальной защиты населения, управление здраво­ охранения, управление физической культуры, спорта и туризма, главное управление строительства и архитектуры, главное управление сельского хозяйства, департамент ТЭК и реформи­ рования ЖКХ, департамент образования и науки, комитет по делам женщин, семьи и демографии, комитет по развитию мало­ го бизнеса. Структурные подразделения администрации области: управле­ ние экономики, Правление инвестиций и международных связей, управление организационной работы и государственной службы, управление административных органов. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти: управление внутренних дел, управление Российскими особыми экономическими зонами по Липецкой области, управле­ ние федеральной миграционной службы России, управление федеральной государственной службы занятости населения, ГУ Липецкое региональное отделение Фонда социального страхова­ ния РФ (по согласованию). Администрация г. Липецка, администрации Грязинского и Тер- бунского районов (по согласованию)__________________________ Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета и иных источников, не запрещенных законо­ дательством. Прогнозируемый объем финансирования мероприятий на весь период реализации Программы за счет средств областного бюд­ жета составит 248,96 млн. руб., в том числе по годам и проектам переселения (с возможным последующим изменением в ходе реализации и корректировки Программы): 2007 г.- 63746,37 тыс.руб. 2008 г. - 56485,66 тыс.руб. 2009 г . - 41984,86 тыс.руб. 2010 г. - 26384,50 тыс.руб. 2011 г . - 28739,85 тыс.руб. 2012 г.- 31616,31 тыс.руб. Итого - 248957,58 тыс.руб. Численность участников программы всего по области, в том числе по территориям вселения: Годы Всего, чел. "Липецк" (г. Липецк), чел. «Грязи» (Грязинский район), чел. "Терб ты " (Тербун­ ский рай­ он), чел. 2007 320 200 70 50 2008 350 200 100 50 2009 460 200 200 60 2010 460 200 200 60 2011 455 200 200 55 2012 455 200 200 55 Итого: 2500 1200 970 330 Ожидаемые конечные результаты реализации Программы Организация контроля за исполнени­ ем Программы Всего переселенцев в Липецкую область, в том числе по терри­ ториям вселения с учетом численности членов семей участников Программы (из расчета 1 семья - 4 человека) Годы Общее число переселенцев, чел. "Липецк" (г. Липецк), чел. «Грязи» (Грязин­ ский район), чел. "Тербуны" (Тербун­ ский рай­ он), чел. 2007 1280 800 280 200 2008 1400 800 400 200 2009 1840 800 800 240 2010 1840 800 800 240 2011 1820 800 800 220 2012 1820 800 800 220 Итого: 10000 4800 3880 1320 Планируемая численность переселенцев (участников Программы и членов их семей) всего 10 тыс. человек, в т.ч. в 2007 г. - 320 семей (1280 чел.), в 2008 г. - 350 семей (1400 чел.), в 2009 г, - 460 семей (1840 чел.), в 2010 г. - 4 6 0 семей (1840 чел.), в 2011 г. - 4 5 5 семей (1820 чел.), в 2012 г, - 4 5 5 семей (1820 чел.). По итогам реализации Программы в 2007 году предусматривает­ ся возможность увеличения числа переселенцев в рамках Про­ граммы до 50 тыс. человек. Удовлетворение потребности в трудовых ресурсах, необходи­ мых для реализации инвестиционных проектов и естественной убыли населения. Улучшение демографической ситуации в области_______________ Глава администрации Липецкой области - высшее должностное лицо области, ответственное за реализацию Программы. Комиссия по оказанию содействия добровольному переселению в Липецкую область соотечественников, проживающих за рубе­ жом, возглавляемая заместителем главы администрации облас­ ти - межведомственный орган по осуществлению общей коорди­ нации и контроля за реализацией областной Программы (Основ­ ные функции комиссии определены распоряжением администра­ ции Липецкой области от 25.07.2006 г. № 546-р). Управление труда и занятости населения Липецкой области - уполномоченный орган, ответственный за реализацию Програм­ мы на территории области (распоряжение администрации Липец­ кой области от 11.07.2006 г, № 488-р). Общественный консультативный орган ■Рабочая группа Обще­ ственной палаты Липецкой области __________________ Постановление третьей с е с с и и Л и п ец ко го областного Совета депутатов четвертого созыва № 8 4 -п с от 1 9 .1 2 .2 0 0 6 г. о Программепооказаниюсодействиядобровольному переселениювЛипецкуюобластьсоотечественников, проживающихзарубежом, на2007-2012 годы Рассмотрев проект программы по оказанию содействия добровольному переселению в Липецкую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2007—2012 годы, представленный главой администрации области, руководствуясь статьей 30 Устава Ли­ пецкой области Российской Федерации и учитывая решение комитета областного Совета депутатов по социальным вопросам, областной Совет депутатов постановляет: 1. Утвердить Программу по оказанию содействия добровольному переселению в Ли­ пецкую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2007—2012 годы (при­ лагается). 2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования. Председатель областного Совета депутатов П.ПУТИЛИН ВВЕДЕНИЕ Липецкая область входит в группу регионов Центрального Федерального округа Россий­ ской Федерации, которые имеют, в основном, однотипные проблемы демографического развития: сокращение численности населения вследствие депопуляции (высокого уровня смертности и низкого уровня рождаемости), высокая смертность среди мужчин в трудоспо­ собном возрасте, недостаточный миграционный прирост населения. На демографической ситуации продолжают сказываться последствия системных кризи­ сов, которые переживает как Россия в целом, так и Липецкая область. По прогнозным рас­ четам среднегодовой темп снижения численности населения области в предстоящие пять лет составит 0,7%. Практически необратимым стало старение населения. Доля лиц в возра­ сте 65 лет и старше составляет 16%, что несколько выше среднероссийских показателей. Прогнозируется дальнейшее сокращение численности населения трудоспособного возрас­ та. Несмотря на то, что область остается одним из регионов РФ с низким уровнем офици­ ально зарегистрированной безработицы — 0,8% от численности экономически активного населения, снижается трудовой потенциал, ощущается дефицит квалифицированных кад­ ров, особенно рабочих профессий. Программа по оказанию содействия добровольному переселению в Липецкую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2007—2012 годы разработана с целью реализации на территории области государственной политики, проводимой в отношении соотечественников, проживающих за рубежом. Необходимость разработки Программы оп­ ределяется актуальностью проблемы привлечения дополнительных трудовых ресурсов че­ рез процессы миграции. Основной ее целью является создание правовых, информационных, научно-методичес­ ких, организационных и финансовых условий для формирования осознанного и регулируе­ мого процесса добровольного переселения соотечественников в Липецкую область для по­ стоянного проживания и их скорейшего включения в устойчивые позитивные экономические и социальные процессы, способствующие решению стратегических задач социально-эконо­ мического развития региона. 1. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ ПО ОКАЗАНИЮ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ 1 .1 . Социально-экономическое положение Липецкой области и перспективы развития Область р а с п о л ож е н а в центре Евр оп ей с ко й части России , н а п е р е с е ч е н и и в аж нейш и х транспортных магистралей, связывающих столицу Р о с с и й с ко й Ф е д е р а ц и и с С ев ерны м К а в ­ ка зом , а зап ад ны е р айо ны — с Поволжьем . Площ адь 2 4 ,1 тыс. км 2 , что составляет 0 , 14% от площ ади Р о с с и й с ко й Ф е д е р а ц и и . К л и ­ мат умеренно-континентальный. Н а с е л е н и е около 1 ,1 8 млн . чел ., го ро д с ко е — 7 6 7 тыс.чел. (6 5% ) , с е л ь с ко е — 4 1 4 тыс. чел. (3 5% ) , плотность н а с ел е н и я 5 1 ч е л . /к м 2 . Делится н а 3 3 1 административно-территори­ альную единиц у : 2 горо д с ки х округа и 18 муниципальны х р айо нов , 6 горо д с ки х и 3 0 5 с е л ь ­ с ки х по сел ени й , имеет 15 8 5 сель ских н асел енны х пунктов. Административный и культурный центр области — город Л и п ец к . Н а и б о л е е крупны е города : г. Елец с н а с е л е н и ем 1 1 7 тыс.чел., г. Грязи — 4 8 тыс.чел., г. Д а н к о в — 2 3 тыс.чел., г. Л е б е д я н ь — 2 1 тыс.чел. Основные социально-экономические показатели по Липецкой области представлены в приложении 1 к Программе. Основой экономического потенциала области является промышленное производ­ ство. На его долю приходится 66% валового регионального продукта. В промышленный комплекс входит более 200 крупных и средних предприятий. Он носит многоотраслевой характер — доля черной металлургии в общем объеме производства составляет около 70%. По объему производства промышленной продукции область занимает 16 место в Рос­ сии (в федеральном округе — 3). На ее долю приходится 50% российского производства холодильников и морозильников, более 36% тракторных культиваторов, 25% плодоовощных консервов, 16% готового проката черных металлов, 6% тракторов, 7% сахара-песка, 6% минеральных вод. В число крупнейших промышленных предприятий входят акционерные общества: "НЛМК", "Индезит Интернэшнл", "Липецкий металлургический завод "Свободный сокол", "Елецгид- роагрегат", "Лебедянский завод строительно-отделочных машин", ЭКЗ "Лебедянский", "Ли- пецкхлебмакаронпром", "Данковский мясокомбинат", "Липецкий хладокомбинат" и ряд дру­ гих. Область имеет развитое сельскохозяйственное производство. Традиционными на­ правлениями являются производство зерновых, сахарной свеклы, картофеля, птицеводство, свиноводство, разведение крупного рогатого скота. Наиболее важным результатом последних лет в сельском хозяйстве следует считать рост производства и повышение рентабельности. Объемы производства за период 2000- 2005 годы возросли в 1,5 раза. Основными факторами увеличения производства продукции стали рост урожайности и продуктивности на основе применения новейших технологий, притока инвестиций в отрасль. По урожайности зерновых культур и качеству производимого зерна область является одним из лидеров среди регионов России. В результате совершенствования законодательного, организационного и инфраструк­ турного обеспечения инвестиционной деятельности за последние годы ежегодный темп прироста инвестиций в основной капитал составляет около 20%. По объему инвестиций на душу населения Липецкая область находится на 3 месте в ЦФО. Международным рейтинговым агентством "Фитч рейтинга ЛТД" ежегодно (с 2003 г.) области присваиваются высокие кредитные рейтинги по международной и нацио­ нальной шкале. В декабре 2005 г. прогноз по национальному рейтингу повышен до пози­ тивного. Строительный комплекс насчитывает около двух тысяч строительных организаций, занимающихся промышленным, жилищно-гражданским и коммунальным строительством и 16 предприятий стройиндустрии. По уровню оборота розничной торговли на душу населения область занимает 44 место в Российской Федерации и 5 место по Центральному Федеральному округу. В области 5,3 тыс. малых предприятий, свыше 26 тысяч индивидуальных предпри­ нимателей, 1219 крестьянских (фермерских) хозяйств. Количество субъектов малого пред­ принимательства (включая и индивидуальных предпринимателей) на 1000 жителей в Липец­ кой области составляет 28,5, количество малых предприятий на 1000 жителей — 6,4 (по России — 6,8). Область обладает мощным транспортным, научно-техническим потенциалом, развитой социальной инфраструктурой. Имеются все современные системы связи, позволяющие быстро и надежно связаться с любой точкой земли. В результате целенаправленно формируемой региональной экономической политики и сохранения устойчивых темпов роста в большинстве отраслей экономики среднедушевые денежные доходы населения за последние пять лет выросли на 25%, пенсии — на 26%, реальные располагаемые доходы — на 17%. Прирост денег на руках у населения за 2005 год составил 4,4 млрд, руб., вклады в банках увеличились на 19% и составили около 13 млрд, руб., расходы на покупку недвижи­ мости возросли на 30% (более 3 млрд, руб.) Количество собственных автомобилей на 1 тыс. жителей достигло 199 единиц при среднероссийском показателе 160. Заработная плата увеличивается ежегодно в среднем на 26% и в 2005 году составила в среднем за месяц 7190 руб. с ростом к уровню 2000 года в 4 раза. Принимаются меры по увеличению заработной платы работникам бюджетной сферы. Доля расходов на заработную плату в консолидированном бюджете возросла до 38%. Задолженность по выплате заработной платы в бюджетной сфере в течение последних 8 лет отсутствует, в отраслях материального производства ее сумма за 2005 год сократи­ лась на 40%. На 01.08.2006 г. задолженность по зарплате не выплачена 5400 работникам, что составляет 0,7% от общего числа работающих. Доля бедного населения составляет 15,6% (186 тыс.чел.), а его среднедушевой доход — 1670 руб. Прогнозируемый в 2007-2012 годах рост денежных доходов населения основан на даль­ нейшем развитии производственного потенциала области. Численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума к 2012 году составит 10% от общей численности населения. Среднедушевые денежные доходы на душу населения к концу 2012 года увеличатся в 1,8 раза и составят 10200 руб. Это связано с предполагаемым ростом всех составляющих: заработной платы, социальных трансфертов, доходов от предпринимательской деятельнос­ ти. Прогнозируется существенный рост социальных трансфертов, который обусловлен ин­ дексацией пенсий и увеличением среднего размера пенсионных выплат к 2012 году в 1,8 раза. При среднегодовом росте доходов населения на 15-18% реально располагаемые де­ нежные доходы населения будут ежегодно увеличиваться не менее чем на 11 %. Этому будет способствовать снижение темпов роста инфляции, дальнейшее развитие реального сектора экономики. Жилищная политика, проводимая в области, ориентирована на увеличение объемов стро­ ительства, повышение качества жилья и оптимизацию его стоимости за счет повышения эффективности действующих финансово-кредитных механизмов, совершенствования сис­ темы градостроительства, внедрения ресурсосберегающих технологий. На одного жителя области приходится 22,9 кв.м общей площади жилых помещений. Однако стоимость 1 кв.м нового жилья остается достаточно высокой и составляет в сред­ нем 20 тыс.руб. за кв.м. Реализуются четыре областные жилищные программы: "Свой дом", ипотечного жилищ­ ного кредитования, "Социальное развитие села до 2010 года" и "О государственной под­ держке в обеспечении жильем молодых семей до 2010 года". В рамках этих программ оказывается социальная поддержка в приобретении и строительстве жилья различным ка­ тегориям граждан. (Социально-экономическое развитие области в среднесрочной и долгосрочной перспек­ тиве определяется Программой социально-экономического развития Липецкой области на период до 2008 года. Генеральной схемой пространственного развития Липецкой области и Стратегией социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года. Экономику области предполагается развивать путем создания "точек роста" с макси­ мальной концентрацией финансовых, трудовых и административно-управленческих ресур­ сов, с последующим распространением их опыта на другие территории. 1. Создание особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Липецк " в Грязинском районе площадью более 10 кв. км позволит привлечь более 50 резидентов с объемом инвестиций 2 1 ,5 млрд . руб . Будет создано 13 тыс. рабо ­ чих мест. Дополнительным эффектом создания особой экономической зоны станет: — преодоление моноотраслевой структуры промышленности, снижение доли черной ме­ таллургии до 50% (в 2005 г. — 61,6%); — сокращение импорта продукции на 1,2 млрд, руб., или на 9% к уровню 2005 г.; — рост экспортного потенциала области до 180 млрд, руб., или в 2,4 раза к уровню 2005 г.; — рост поступления в бюджеты всех уровней дополнительных налогов до 15 млрд. руб. после реализации проекта. Повышение устойчивости бюджета области; — создание в области еще одного центра концентрации промышленности и наукоемких i технологий, что даст дополнительный импульс развитию существующей кластерной зоны ' по производству белой техники; — организация экологически чистых производств; — общее улучшение инвестиционного климата в области; — увеличение объемов государственной поддержки развития сельского хозяйства, суб­ сидирование лизинга и иных льготных схем закупки сельхозтехники, производимой в осо­ бой экономической зоне. Создание особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Липецк" будет способствовать развитию следующих территорий: Грязинский район, г. Липецк, Ли­ пецкий район; прогнозируется по кооперации: г. Елец, Лебедянский, Усманский районы, 2. Кластерная зона по производству бытовой техники включает в себя : — завод по производству холодильников — 1,5 млн. штук в год; — завод по производству стиральных машин — 1 млн. штук в год; — Центр логистики — около 200 тыс. штук единиц единовременного хранения; — семь предприятий, работающих по кооперации. Численность работающих — более 4 тыс. человек. Вклад в ВРП — 2 процентных пункта. Развитие территорий; г. Липецк, Липецкий, Грязинский, Лебедянский районы, г. Елец. 3. Особые экономические зоны регионального уровня. 3 .1 . Особая экономическая зона регионального уровня в Тербунском районе , в состав которой войдут; — завод по производству кирпича мощностью 40 млн. шт. в год, объем инвестиций — 1 млрд, руб.; — завод по производству строительных металлоконструкций — 45 тыс. т. металлоконст­ рукций в год, объем инвестиций — 552,0 млн. руб.; — агропромышленный холдинг по производству и переработке сахарной свеклы — 12 тыс. тонн свеклы в сутки, объем инвестиций — 7 млрд, руб., посевные площади увеличатся в 1,6 раза, валовой сбор — в 1,8 раза. Вклад в ВРП — 2,2 процентных пункта. Численность работающих — 3000 человек. Развитие территорий: Тербунский, Воловский, Долгоруковский, Хлевенский, Измалкрв- ский. Задонский районы (зона свеклосеяния увеличится на 30 тыс. га, или в 3 раза); — группа предприятий (пять заводов) фармакологического профиля по производству антибиотиков и растительных лекарств, склад площадью 10 тыс.кв.м. Общая стоимость проекта около 4 млрд.руб. 3 .2 . Особая экономическая зона агропромышленного типа регионального уров ­ ня, которая предусматривает ускоренное развитие отраслей; 3 .2 .1 . Свиноводства — строительство 16 новых свиноводческих комплексов в 12 рай­ онах (Лев-Толстовском, Тербунском, Добровском, Добринском, Хлевенском, Усманском, Дан- ковском, Липецком, Лебедянском, Воловском, Чаплыгинском, Измалковском) и реконструк­ ция 10 действующих. Объем инвестиций составит 12,5 млрд.руб., поголовье — 1,5 млн. голов, производство мяса свинины к 2012 году — 150 тыс. тонн в год. В результате поголо­ вье свиней и производство свинины возрастет в 12 раз. В числе наиболее крупных проектов — проект, реализуемый дочерним предприятием АПК "Михайловский" в 3 районах области, с объемом инвестиций свыше 8 млрд, руб, на 100 тыс.тонн свинины в год. Первая очередь на 200 тыс.голов уже введена в Лев-Толсто­ вском районе. Реализация проекта позволит увеличить поголовье свиней в России на 7,5%, сократить импорт мяса и повысить продовольственную безопасность страны; 3 .2 .2 . Мясного и молочного скотоводства — строительство 19 новых молочных ком­ плексов, откормочной площадки крупного рогатого скота на 13 тыс.голов, реконструкция 14 действующих. Объем инвестиций — 5,5 млрд.руб., мощность — 200 тыс.т молока и 15 тыс.т говядины в год, темп роста соответственно 130% и 190%. 3 .3 . Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа, создание кото­ рой обусловлено наличием источников лечебных минеральных вод и первого российского курорта; заповедника федерального значения "Галичья гора"; дендрологического парка и биосферного заповедника; памятника уездной России XIX века — г. Елец; мест паломниче­ ства к мощам святого Тихона Задонского и т.д. 4. Региональный инновационный модуль. Реализован проект по созданию регионального инновационно-технического фонда "Мек- кано-Липецк" при финансовой поддержке Европейской Комиссии Евросоюза в рамках про­ граммы ТАСИС при содействии администрации региона Марке Италия и компании "Meccano" (Италия). Фонд сотрудничает с предприятиями РФ по внедрению передовых технологий, сертификации продукции по международным стандартам, выходу на внешние рынки, подго­ товке к работе в условиях вступления России в ВТО. В дальнейшем предполагается на базе двух высших учебных заведений Липецкого госу­ дарственного технического университета и Елецкого государственного университета имени И.А. Бунина обеспечивать интеграцию научной и образовательной деятельности, проводить фундаментальные исследования на приоритетных для государства направлениях развития науки и технологий. Кроме того, дальнейшее развитие экономики и социальной сферы обеспечит успешная реализация национальных проектов, что по оценкам позволит дополнительно получить 2-3 процентных пункта прироста ВРП в 2008-2009 гг. и достичь значимого эффекта в улучшении состояния секторов обраэования, здравоохранения, агропромышленного комплекса и жи­ лищного строительства уже в краткосрочной перспективе. В области создана система социальной защиты населения. В полном объеме обес­ печена реализация мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122. Объем социальных выплат малоимущему населению из бюджета области в 2005 году увеличился в 1,3 раза. Сумма адресной помощи за последние 5 лет выросла в 3,5 раза и вот уже второй год составляет 100 млн, руб. В 2005 году помощь получили 153 тыс. граждан. Более 100 млн. руб. направлено на выплату ежемесячных пособий семьям, имеющим детей, их получили почти 73 тыс. детей. С 2005 года на 43% увеличен размер ежемесячного пособия на детей (с 70 до 100 руб.), а для детей из многодетных семей — более чем в 2 раза (150 руб.). С октября 2005 года в рамках областной программы "Молодая семья" производятся выплаты малообеспеченным молодым семьям на рождение 2 ребенка и детей-близнецов, а также ежемесячные выплаты на детей до 3-х лет. Помощь на рождение ребенка получили 510 семей и 4,5 тыс. семей на детей до 3-х лет на сумму 28 млн. руб. Для бюджетников, пенсионеров, инвалидов, детей-сирот и других слабозащищенных категорий граждан сохранены и по ряду направлений увеличены и другие выплаты и льготы, финансируемые из бюджета области. Это 25% надбавка к заработной плате работникам бюджетной сферы на селе, льготы и субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг, средства на питание учащихся школ, профтехучилищ и средних специальных учебных заве­ дений. Приоритетной формой оказания помощи пожилым людям в нестационарных условиях является предоставление им социально-бытовых услуг на дому. Сегодня в области на по­ стоянном социальном обслуживании находятся свыше 15 тыс. пожилых граждан. В расчете на 10 тыс. пенсионеров —430 находятся под опекой органов социальной защиты. По России этот показатель несколько ниже и составляет 320 обслуживаемых на дому. Область обладает мощным транспортным, коммуникационным, научно-техническим по­ тенциалом, развитой социальной инфраструктурой. 1.2 . Оценка демографической ситуации в области Численность населения Липецкой области по состоянию на 1 января 2006 г. составила 1181 тыс. человек (с начала года уменьшилась на 9 тыс. человек — на 0,6%) и по сравнению с данными Всероссийской переписи населения 2002 г. уменьшилась на 32,5 тыс. человек. Основные демографические показатели по Липецкой области представлены в приложении 2 к Программе. Сокращение численности населения происходило в основном из-за естественной убыли (8,5 чел. на 1000 чел. населения в 2005 г.; по России данный показатель составил 5,9 чел.). Динамика рождаемости и смертности на 1000 чел. населения Липецкой области Смертность в последние годы стабильно превышает рождаемость в два и более раза: число умерших на 1000 человек населения в 2004 г. составило 18,4 (по России данный показатель составил 16,0, по ЦФО — 17,4), число родившихся на 1000 человек населения в 2004 г. составило 9,2 (по России данный показатель составил 10,4, по ЦФО — 9,0). Практически необратимым стало старение населения. Доля населения в возрасте 65 лет и старше в 2004 г. составила 15,8% (по России данный показатель составил 13,4%, по Центральному федеральному округу — 15,7%). Начиная с 2003 года прослеживается тенденция улучшения демографической ситуации в области. Смертность населения снизилась с 18,5 до 17,9 умерших на 1000 человек насе­ ления. Число родившихся на 1000 человек населения в 2005 году увеличилось на 2%, число умерших, напротив, уменьшилось на 3%. Естественная убыль населения сократилась на 8%. Наблюдается рост средней продолжительности жизни населения области, составившей в 2005 г. 67 лет и увеличившейся за 5 последних лет на 2 года (по России — 65 лет, по ЦФО — 66 лет). В тоже время долгосрочный прогноз показывает, что число жителей области будет про­ должать сокращаться. К началу 2025 г. численность населения сократится на 173,5 тыс., или на 14,4% по сравнению с началом 2004 г. Ежегодная убыль населения, достигнув минимума в 2008 г., затем начнет быстро нарастать и достигнет 10,4 тыс. в 2024—2026 гг. После этого абсолютная величина естественной убыли несколько уменьшится и снова выйдет на уро­ вень 10 тыс. в 2043 г. После этого она будет неуклонно расти и к концу прогнозируемого периода достигнет 10,5 тыс. (Продолжение на 5-й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz