Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)
5 октября 2007 г., № 193 (23071) 3 Ведущая рубрики — Ирина КОБЗЕВА . №288 ÇÂ‰Û ˘ ‡ fl Û· ËÍË — à Ë̇ äéÅáÖÇÄ ëÂÏÂÈÌ ˚ È ÔÒË ı ÓÎÓ„ Забудь это слово å‡ÎÂ̸ÍË Π˛ ·ËÚÂÎË Í ÂÔÍË ı ‚ ˚ ‡ÊÂÌËÈ «Мой пятилетний ребенок стал сквернословить. В семье у нас никто не бранится. Не понимаю, откуда он нахватал- ся этих словечек. Скорее всего, «позаимствовал» у товари- щей по детскому саду. Подскажите, как объяснить ребенку (доходчиво!), что говорить такие слова нельзя. Алена К. г. Липецк». Отвечает психологКризисногоцентрапомощиженщинам и детям Татьяна Некрасова: —Смоментарожденияребенококазываетсявпространстве чужихслов, называющих предметыи явления. В этом «мире» развивается индивидуальное сознание, цель которого найти и сказать свое собственное слово. Единственный шанс произ- нести его — приобщиться к чужому слову, иногда бранному. Случается так: встречаешь мимоходом знакомого с ребен- ком-дошкольником, начинаешь расспрашивать его, как дела, а он в ответ пускает крепкое словцо. Естественно, мама или папа стараются сохранить хорошую мину при плохой игре. Они удивляются и негодуют по поводу слов ребенка. Но даже неискушенному собеседнику ясно: ребенок свой лексикон пополняет дома. Почему так происходит? Дети смладенчества наблюдают панораму отношениймеж- дуродителями, котораястановитсядлянихмоделью, образцом отношений между мужчиной и женщиной вообще. Малыш видит, какими способами решаются конфликты, какие качес- тва больше всего ценятся. Именно в семье он получает свой «сценарий» для построения собственных отношений в буду- щем. И чему удивляться, если папа разъясняет маме свои претензии, используя отборную матерщину. А мама всегда «встречает врага с открытым забралом» (отвечает ему темже). Ребенок говорить, не употребляя мат, не может, потому что не знает, как иначе выразить свои чувства. Если на людях вы играете в добропорядочных граждан, а возвращаясь домой, становитесь отъявленнымиматерщинни- ками — это медвежья услуга вашему крохе. Тем самым у ре- бенка закладываются основы лицемерия, что по жизни не принесет ему счастья. Коль вам стыдно, что вашребенок ругается матом, то, пре- жде всего, займитесь своим лексиконом. Нужно сознательно отказаться от мата по поводу и без повода (и не только при детях). Каждый раз, когда вы говорите матерное слово, это означает, что выпросите Бога отвернуться от себя. Как только в вашем сознании произойдет перемена в отношении нецен- зурной брани, вы сможете положительно повлиять на своего ребенка, помочь ему избавиться от плохих слов. Бывает, что дети-дошкольники плохие слова приносят из детских садов или с улицы. В таком случае не паникуйте, не расспрашивайте, где ребенок услышал их, — это лишняя ин- формация. Малыш много раз может произнести незнакомое слово, как бы пробуя его на вкус. Если вашему крохе до 3,5 лет, не акцентируйте на мате внимание, пропустите мимо ушей. А лучше предложите ему новое благозвучное слово, которое отвлечет его от нехорошего. Если ребенку 4 года и больше, заострите внимание на ма- терном словечке. Обязательно объясните (без подробностей), что это—плохое слово, говорить его не нужно. Беседу с ребен- ком следует вести на его уровне: нагнитесь, присядьте на кор- точкиили поднимите его повыше и непременно зафиксируйте контакт глаза в глаза (не менее 30 секунд). После чего попро- сите его повторить то, о чем вы ему поведали. Если он сразу не понял, то терпеливо объясните ему снова. Подчас мат для ребенка—единственная возможность при- влечь внимание родителей к своим проблемам и переживани- ям. Расчет малыша прост: услышав нецензурщину, родители начнут либо его ругать, либо воспитывать. Таким образом, он получает доказательство: я не безразличен маме и папе. — Ирина Викторовна, говорят: дети — точная ко- пия взрослых с небольшими погрешностями. Вбольшинс- тве случаев мывоспитываем своих мальчиков и девочек также, каквоспитывалинас, но не факт, что это правиль- но. Как исправить ошибки семейного воспитания? — Опыт семьи на воспи- тательнуюмодель детейчаще всего переносят молодые мамы. Это, конечно, не пра- вило, но общая тенденция просматривается. Что касается работы над ошибками, тут стоит пола- гаться только на жизненную мудрость, которая, как из- вестно, приходит с годами. Набивание собственных ши- шек станет корректором воспитания. — Вы можете не согла- ситься, но я думаю так: ро- дители сейчас мало заботят- ся о нравственном воспита- нии детей. Об интеллекту- альном, физическом — да. Это нужно, это пригодится, это сделает тебя успешным в жизни. А вот что касается добра и зла, чести и преда- тельства — тут сплошные потемки. Во-первых, нужен огромный запас душевных сил, чтобыразъяснятьребен- ку, где истина, а где все ос- тальное. Во-вторых, сами мамы и папы, увы, не всегда могут служить образцом для подражания… —В свое время мы прово- дили опрос в центральном районе России, включая сто- лицу и другие крупные горо- да. Так вот, в принципе, ро- дители осознают важность и нужность нравственного вос- питания детей и в семье, и в общественныхучреждениях. Это неожиданный результат. Мы предполагали, что на первом месте окажется забо- та об интеллектуальном раз- витии. Получилось иначе: у нынешних мам и пап два главных приоритета—соци- ально-нравственное воспита- ние, охрана и укрепление здоровья ребенка. Вместе с тем сами родите- ли пытаются отстраниться от нравственного воспитания, перепоручая его обществен- ным организациям, школе, детскому саду, учреждениям дополнительного образова- ния, некоторые—церкви. И, что самое страшное, родите- ли (таких немало) не видят в себе носителейнравственных ценностей. Особенно отцы осознают это и признают. Но пятьдесят два процента опро- шенных все-таки оставляют за собой право личным при- мером влиять на формирова- ние личности ребенка. Это вселяет оптимизм и уверен- ность: в большинстве своем наши родители—нравствен- но здоровые люди. Что касается бабушек и дедушек, то, по данным того же опроса, они не жаждут заниматься внуками. Гово- рят: пусть воспитывают ро- дители. Хотя, казалось бы, традиционно старшее поко- ление берет на себя ответс- твенность за маленьких чле- нов семьи. — Бабушки и дедушки — особый мир, в котором есть не только пирожки с повидлом, но и жилетка для слез, сундук для детских тайн и сказок. Без них, как мне кажется, детям совсем плохо. — Бабушки и дедушки у нас разные: кто-то стареет прекрасно, кто-то безобраз- но. Но пожилой человек с богатымжизненным опытом и набором каких-то положи- тельных качеств, несомнен- но, принесет ребенку огром- нуюпользу, если будет рядом с ним. Но современные ба- бушки (не все, конечно) же- лают оставаться социально ÑÓχ¯Ì flfl „ÓÒÚË̇ fl О нравственности человека и безопасности общества óÂÏÛ Û˜ËÚ Ì‡¯Ë ı ‰ÂÚÂÈ ÒËÒÚÂχ ‡Á ¯ÂÌËÈ Ë Á‡Ô ÂÚÓ‚? У нас много претензий к современным детям: и к своим, и к чужим. Грубые, ленивые, невнимательные. Список этот может быть бесконечным. К себе мы более снисходительны: разве мы когда-нибудь учили их плохому? Но стоит честно признаться, что и хорошему тоже не учили. Положа руку на сердце, вспомните, когда вы в последний раз разговаривали со своим ребенком не о том, что ему нужно купить на рынке, а о его взаимоотношениях с одноклассниками, учителями и, наконец, о его душевных переживаниях. Давно. В том-то и дело… Гость нашей «Домашней гостиной» —Ирина Викторовна СУСКОВА, доктор педагогических наук, доцент Елецкого государственного университета имени И.А. Бунина, специалист по вопросам нравственного воспитания дошкольников. активными. Один ребенок на вопрос: нужно ли помогать старшим? — ответил так: «Старым помогать надо. Но бабушка моя молодая, ходит на танцы, варит обед на всю семью, собирается замуж, поэтому я буду помогать ей когда-нибудь потом, когда она станет совсем старой». —Мир меняется. Раньше в няньки, или в воспитатели, как хотите, детям определя- ли людей постарше. Спокой- ных, уравновешенных, опыт- ных. А сейчас «арины роди- оновны» востребованы? —На вопрос—какого бы воспитателя вы хотели ви- деть в группе: пожилого или молодого? — значительная часть родителей отвечает: молодого. Скорее всего, это связано с выработкой педаго- гического ресурса упожилых кадров. Воспитатели работа- ют на две-полторы ставки. Это тяжелый труд. Не зря наше государство дает им пенсионную выслугу через двадцать лет. Увоспитателей нет периода отчуждения (от- дыха) от детей для того, что- бы восстановить себя и в следующий раз прийти к ре- бенку наполненным новым содержанием, эмоциями, впечатлениями и, наконец, знаниями. Есть даже такой термин «педагогическое сго- рание». Иродители видят это и выбирают молодых. Вспоминаюодну воспита- тельницу с большим стажем. Когда она уходила на пен- сию, ее спросили: «Вы, на- верное, так любите детей? Ведь вы так долго с ними работали». Она устало сказа- ла: «Когда-то любила…» — Ирина Викторовна, когда ребенок получает пер- вые представления о нравс- твенности, о добре и зле? —Это происходит в семье с самых ранних этапов жиз- ни, когда родители выдвига- ют первые требования к ре- бенку, к его поведению. Он получает оценки: «плохо» или «хорошо», «красиво» или « некрасиво»—и узнает запреты: «можно» или «не- льзя». Таким образом он и встает на путь нравственного воспитания. Система разре- шений и запретов отражает нормативное поведение в обществе. —Вначале нашей беседы вы сказали: нравственное воспитание ребенка зависит от уровня образованности родителей. Но ведь раньше в крестьянских семьях уни- верситетов не заканчивали, а дети воспитывались так, что нам, многознающим, стоит поучиться у малогра- мотных предков. — Я с вами полностью согласна. Никто не возьмет на себя миссию установить прямую зависимость между уровнем образования и нравственной воспитаннос- тьючеловека. Может статься так, что какая-нибудь мало- грамотная бабушка из рус- ской деревни является ис- тинным носителем духовно- нравственных ценностей. А высоколобый интеллектуал — великолепно воспитан- ным подлецом. То есть глу- боко безнравственным чело- веком. — Что мы и наблюда- ем… — Да. Но исследования все же показывают: люди с высоким уровнем образова- ния больше тревожатся за нравственное здоровье своих детей. Хотя при этом они не проводят прямых паралле- лей между нравственной воспитанностью ребенка и его успешностью в будущем. —ИринаВикторовна, ане кажется ли вам, что человек высоконравственный очень трудноприживаетсявнашем обществе? Все-таки мораль реальной жизни достаточно жесткая: чтобыбытьнаплаву (с деньгами, с должностью), тыдолжен где-то прогнуться, кого-то обмануть, а иногда и вовсе перешагнуть через кол- легу, например. — Я думаю, вопросы нравственности относятся к вечным ценностям, и их не нужно обсуждать. Просто человек должен быть чест- ным, порядочным, добрым и так далее. Это тот стержень, накоторомбазируетсяупоря- доченность общества, его стабильность и безопасность. Проявлениябезнравственнос- ти мы, конечно, видим, но в целоммирупорядочентолько за счет осознания людьми системыразрешенийи запре- тов. Поэтому о пользе нравс- твенного воспитания даже говорить не стоит—это осно- ва всего. И родители должны об этом помнить. Ирина КОБЗЕВА. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА «Ñ‡‚‡È ÔÓ„Ó‚Ó ËÏ...» Опросы современных мужчин показывают: сегод- ня чаще всего влюбляются в веселых, раскованных и ес- тественных. Популярностью пользуются спортивные, крепко стоящие на ногах оптимистки, способные стать боевой подругой и не требо- вать от мужчины большой опеки и забот. Мужчинам не нравятся: искусственность (особенной опале подверглись лак для волос и сложные наряды, которые все время нужно одергивать и поправлять), корыстолюбие, слезливость, инфантилизм и мелочность. Природаженскойпривле- кательностиоченьиндивиду- альна, и, может быть, именно поэтому так трудно бывает найти свою половинку — че- ловека, который будет при- ходить в восторг от твоих маленьких странностей и нежно любить твои физичес- кие недостатки. Говоря о природе обая- ния, невозможно опираться нинакакиестандарты.Шарм складывается из взглядов и жестов, неуловимых улыбок одними глазами и тембра голоса. Вряд ли иной раз мужчина и женщина сами осознают, что заставляет их тянуться друг к другу. Есть даже такое мнение: каждый из нас ищет среди людей свой тип — образ человека, кото- рого мы любили в прошлой жизни. Только этим, пожа- луй, и можно объяснить чье- то пристрастие к длинным носам или оттопыренным ушам. Сильнейшее притяже- ние способна вызвать и су- щая глупость: какая-то ро- динка, манера держать голо- ву. Любовь нечаянно нагря- нет… На самом деле, любовь не является уделом безупреч- ных красавиц, и каждая женщина для кого-то стано- вится лучшей. Так что, стре- мясь к совершенству, не стоит полностью переделы- вать свою натуру. Подража- ние никогда не бывает по- настоящему успешным, а собственная изюминка мо- жет быть утрачена навсегда. К тому же подавляющее большинство мужчин нена- видят фальшь. И чистота, и скрытая страстность интере- суют их лишь в том случае, когда они подлинные. Инте- ресно, что в представлениях о женской привлекательнос- ти порой полярно расходятся не только отдельные индиви- дуумы мужского пола, но и эпохи, страны. Даже поня- тия о красоте могут сильно меняться — чтобы оценить это, взгляните на портреты åÂÊ‰Û Ì‡ÏË, ‰Â‚Ә͇ÏË Любовь нечаянно нагрянет ä‡ÍË ÊÂÌ ˘ ËÌ ˚ Ì ‡‚ fl ÚÒ fl ÏÛʘË̇Ï? Совсем не обязательно быть умопомрачительной красоткой, чтобы пользоваться успехом у мужчин. Нередко мы наблюдаем обратное — ничем непримечательная внешне девушка пользуется неизменной популярностью у представителей противоположного пола, где бы ни появлялась, в то время как красавица страдает от одиночества и отсутствия мужского внимания. Внешность — не главное? каких-нибудь знаменитых в свое время красавиц. Из мно- гих дам, волновавших когда- то сотни сердец, красивыми сегодня покажутся далеко не все. ÇÁ fl ÎË ÎÓÊÍË-ÔÓ‚‡ ¯ÍË Ах, эта черная рябина... «ÄÏ Ë͇Ì͇» Ò ÍÓ ÁËÌÓÈ ‚ËÚ‡ÏËÌÓ‚ В садах и на огородах весь урожай собран, можно перевести дыхание и переключиться на черноплодную рябину. Кстати, ее правильное название — арония черноплодная. В Россиюиз Америки арония черноплодная перебралась в XIX веке. До начала XX века к ней относились только как к красивой американке — растет себе, ну и пусть растет. А по- том, как это у нас, русских, бывает, с опозданием рябину на- конец-то раскушали. И — изучили. Оказалось, в мякоти ее темныхягод содержатся витаминыС, В2, каротин, токоферол, никотиновая и фолиевая кислота, флавоноиды, обладающие Р-витаминной активностью. По содержаниюаскорбиновойкислотыаронияпревосходит многие плодовые растения, а по количеству витамина Р зани- мает первое место не только среди плодово-ягодных, но и овощных культур. Благодаря тонко сбалансированному природой сочетанию в плодах аронии очень много биологически активных веществ они обладают ценными лечебными свойствами. Ягоды и сок используют для лечения и, что особенно важно, профилакти- ки гипертонической болезни и атеросклероза. Назначают их при гастритах с пониженной секреторной функцией, некото- рых сосудистых заболеваниях, сопровождающихся повышен- ной проницаемостью и ломкостью сосудистой стенки (капил- ляротоксикоз, аллергический васкулит, корь, скарлатина, экзема). Сегодня мы предлагаем рецепты заготовок из черноплод- ной рябины. Сок Для приготовления сока ягоды сортируют, освобождают от плодоножек и чашелистиков, моют, добавляют немного (100 граммов на 1 килограмм ягод) воды и нагревают до 60 градусов. При этой температуре плоды, помешивая, выдер- живают 20-30 минут (до размягчения). Затем их нужно раз- дробить деревянным пестиком или пропустить через мясо- рубку. Для получения сока без мякоти полученную кашицу отжимают. Можно приготовить сладкий сок: ягоды засыпают сахар- ным песком из расчета 1,5 килограмма на 1 килограмм пло- дов, все остальное, как в предыдущем рецепте. Джем 1 килограмм ягод, 1,2 килограмма сахара, 1,5 стакана воды. Ягоды с водой распарить под крышкой до размягчения, протереть через сито. Добавить сахар и варить до готовности. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА ÜËÁ̸ Ë ÍÓ¯ÂÎÂÍ Россияне щедрее англичан ç‡ Ô ‡Á‰ÌË˜Ì ˚  ÔÓ‰‡ ÍË Ï ˚ Ú ‡ÚËÏ ÓÚ 4 ‰Ó 6 Ô ÓˆÂÌÚÓ‚ ÒÂÏÂÈÌÓÈ Í‡ÒÒ ˚ «Торговля живет мечтой о празднике» — гласит одна из непреложных маркетинговых аксиом. Почему? Да потому что именно накануне «красного дня календаря» у среднестатистического потребителя возникает иррациональное, с точки зрения обыденной логики, стремление швырять деньгами. В простые дни мы более сдержанны. Но святое дело — одаривать родственников на дни рождения, дни свадьбы и так далее. Короче, круглый год мы тем и занимаемся, что выбираем подарки. Древний«инстинктдарения» ежегоднообогащаетмировую торговлю на сотни миллиардов долларов. Даже если принять среднюю стоимость одного подарка за 100 рублей при том, что взрослое население России составляет около 100 миллионов человек, то выходит: в течение года в России дарится 3милли- арда подарков на сумму 300 миллиардов рублей, или почти 12 миллиардов долларов. Разумеется, подсчеты эти очень при- близительны,нообщеепредставлениеомасштабахподарочных трат они дают. Как считают эксперты, в среднем на подарки в России тра- тят от 4 до 6 процентов семейной кассы. Кстати, в этом отно- шении россияне оказались щедрее англичан (они тратят 4,3 процента семейного бюджета) и американцев (3,7 процента). Зато мексиканцам пощедростимыуступаем: они выкладыва- ют за подарки друзьям и близким каждый десятый доллар из своего семейного бюджета. Вообщеже, помнениюспециалистов, в нашей стране недо- оценивают подарочный бизнес. Так, рынок подарочных изде- лий в США оценивается в 55 миллиардов долларов. В России, как уже было сказано, порядка 12 миллиардов, и то чисто гипотетически. И дело здесь не только в невысокой покупа- тельной способности населения, но и в том, что нет четких методик определения потребности в тех или иных подарках. Как утверждают маркетологи, отечественная философия подарка все еще носит на себе определенный отпечаток совет- ской эпохи. Причемв крупныхмегаполисах эта «советскость» менее заметна. В провинции же, то есть у нас, отношение к подарку все еще азиатское и близко к эпохе всеобщего дефи- цита: спросом пользуются товары утилитарные — продукты питания, товары первой необходимости, одежда. А нарядная упаковка зачастую считается излишеством. При этом свято блюдется принцип «мой подарок не хуже, чем у других». Есть у отечественной традиции дарения и национальная специфика. В России не принято дарить острые и режущие предметы, зеркала, украшения из жемчуга, а также бумаж- ники, кошельки и портсигары. Табу наложено на предметы, ассоциирующиеся с болезнью (носовые платки, медицинские приборы, препараты), а также на иконы. Не принято дарить домашнихживотных. И если уж буквально следовать россий- ской специфике, то не стоит дарить пожилым людям посуду синегоцвета (согласноприметамона «пересчитывает оставши- еся годы жизни»). И все-таки, несмотря на моду, предрассудки и традиции, дарите своим близким то, что считаете нужным, что подходит их характеру и в чем они нуждаются. И дело здесь не в стои- мости вещей. Подарок, сделанный от души, согреет любое сердце. По материалам электронных СМИ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz