Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)

ÅéãúòàÖ ÑÖíà ÄÎÂÍ҇̉  ÇÄÉçÖê: «Семья — это начало начал» — íÓ, ˜ÚÓ fl  Ó‰ËÎÒ fl Ë ‚ ˚  ÓÒ ‚ Ú‚Ó  ˜ÂÒÍÓÈ Ò  ‰ — Ó„  ÓÏ̇ fl Û‰‡˜‡, — Ò˜ËÚ‡ÂÚ Ì‡  Ó‰Ì ˚ È ı Û‰ÓÊÌËÍ êÓÒÒËË, ËÁ‚ÂÒÚÌ ˚ È ÎËÔˆÍËÈ ÒÍÛθÔÚÓ  ÄÎÂÍ҇̉  LJ„Ì  , — fl ËÒÍ  ÂÌÌ ·Î‡„Ó‰‡  ÂÌ Ò‚ÓËÏ  Ó‰Ì ˚ Ï Á‡ ÚÓ, ˜ÚÓ ÓÌË Ì‡Û˜ËÎË ÏÂÌ fl ‚ˉÂÚ¸ Í  ‡ÒÓÚÛ ‚ ÓÍ  Ûʇ ˛˘ ÂÏ ÏË  Â, ‚ÓÔÎÓ ˘ ‡Ú¸ Ò‚ÓË ˜Û‚ÒÚ‚‡ ‚ ı Û‰ÓÊÂÒÚ‚ÂÌÌ ˚  ӷ  ‡Á ˚ . ü Ò˜‡ÒÚÎË‚ ÓÚÚÓ„Ó, ˜ÚÓ Á‡ÌËχ ˛ Ò¸ Ò‚ÓËÏ Î ˛ ·ËÏ ˚ Ï ‰ÂÎÓÏ Ë ˜ÚÓ ÏÌ ۉ‡ÎÓÒ¸ Ô  Ó‰ÓÎÊËÚ¸ ̇¯Û Ú‚Ó  ˜ÂÒÍÛ ˛ ‰Ë̇ÒÚË ˛ … — Александр Евгенье- вич, когда вы впервые осоз- нали, что живете в семье художника? Как повлияло это на формирование вашей личности ? — Наверное, это про- изошло на каком то клеточ- ном, генетическом уровне. Помню, как в раннемдетстве я испытывал неистовое же- лание лепить из пластилина, осязать его…Когда стал стар- ше, искренне восхищался своим отцом. И дело даже не в его профессии. Просто в нашей семье всегда царила атмосфера любви, доброты, уважения. У нас в доме не было скандалов, я предста- вить себе не мог, что в чьих- то семьях папа или мама не приходят вовремядомой, что чьи-то родители устраивают громкие сцены… А ведь с такими проблемами, увы, сталкиваются многие дети. Как-то я прочел такую фразу: воспитывать детей нужно в первуюочередь лич- ным примером, во-вторых —личнымпримероми в тре- тьих… личным примером. Золотые слова. Семья для меня — это начало начал. И отец для меня стал идеалом мужчины. Он научил меня многим простым, но очень важным вещам: уважать Женщину, любить своих близких, правильно отно- ситься к жизни, добиваться поставленных целей. Очень многое мне дал дядя Александр Алексан- дрович. Долгое время он был главным архитектором Липецка, предложил мно- жество интересных идей, которые потом были реали- зованы в генплане. Столько лет прошло, а люди до сих пор с уважением отзываются о нем. А еще в свободное вре- мядядяотличнорисовал. То, что я рос среди художников, с воздухом впитывая атмос- феру творчества, в конечном итоге определило мой выбор жизненного пути. Впервые задумываться об этом я начал лет в двенад- цать. В пятнадцать вполне осознанно стал готовиться к поступлению в художес- твенный вуз. Родители не настаивали, это было исклю- чительно мое решение. Все понимали, что профессия ху- дожника это прекрасный, но невероятно сложный труд. В нем нет стабильности, очень многое зависит от случая, везения. Можно легко стать преуспевающим, а можно всю жизнь перебиваться с хлеба на воду без заказов. Дядя очень переживал на этот счет, даже отговаривал, мол, у меня есть хорошие знакомые в столице, пой- дешь учиться на оператора, потом устроим тебя в съе- мочную группу в Африку, будешь львов снимать… Но я был непреклонени добился своего. — В вашей семье много Александров, это что, семей- ная традиция? —Да, мой дед тожеАлек- сандр. Отец с дядей его очень любили и уважали. Я очень гордился тем, что меня на- звали в его честь. В этих теплых человеческих отно- шениях и берут свое начало истоки преемственности по- колений. А по материнской линии у нас в роду много Николаев. — Что ж, с семьей вам действительно повезло, а былиеще люди, повлиявшие на ваше становление как человека и мастера? — Мой отец слишком рано ушел из жизни, мне было тогда всего 25. В душе возник какой-то вакуум, не хватало рядом взрослого, мудрого человека, способ- ного поддержать в трудную минуту, дать верный совет. Не то, чтобы я был беспо- мощным, инфантильным, нет, совсем наоборот. Но, думаю, каждому нужен на- ставник, ведущий тебя по жизни… Мы познакомились слу- чайно, когда мне было 28. АндрейАлександрович Дре- вин, московский скульптор, авторпамятникаИвануКры- лову — потрясающий чело- век. Его внутренний мир, манера поведения, взгляды на искусство сразу меня покорили. Мне посчастли- вилось прикоснуться к этой особоймосковской закваске, к какому-то легендарному духу, о котором можно было лишь прочесть в книгах. Этот неординарный чело- век часто оказывался очень неудобным в общении, мог вспылить, выгнать в сердцах из мастерской. Но дружба с ним, ровесникоммоего отца, была невероятной мораль- ной поддержкой. Вовсе не в плане карьеры, а в плане житейской мудрости и твор- ческого опыта. Я люблю его как родного человека. — Что вдохновляет вас на творчество сегодня? — Живу с постоянным ощущением того, что с каж- дым годом становлюсь силь- нее и собраннее, постепенно прибавляя обороты. Живо- пись, музыка—да, я люблю все это, но именно скульпту- ра позволяет мне полностью раскрыться. Вдохновляет окружающий мир, все, что происходит вокруг меня. Бывает,что-то прочтешь, увидишь, задумаешься, и уже в голове из разрознен- ных картин складывает- ся четкий образ. Как-то, помню, сидя на скучном собрании, заметил на окне причудливо изогнутую по- желтевшую газету. В этом листке бумаги я разглядел женский силуэт, который потом воплотился в бронзе. Я счастлив оттого, что за- нимаюсь любимым делом, и это придает мне силы. В последнее время все больше влечет история, хочется сде- лать что-то яркое, бруталь- ное. Масштаб исторических личностей петровской эпохи по-настоящему привлека- ет. Еще в планах — серия скульптурных портретов «Казаков России». Обожаю этот коллектив, в нем столь- ко талантливых, интересных личностей. Задумок много, надеюсь, что смогу все их реализовать. — В последнее время липчане стали сетовать на засилье монументальной скульптуры в их родном городе и недостаток малых форм, таких, например, про- изведений, как питерский «Чижик»... —Я думаю, не стоит бро- саться из одной крайности в другую. Мы привыкли к тому, что памятники несут определенную идеологичес- куюнагрузку, символизируя знаковые события. Вполне объяснимо, что люди устали от этого, им хочется чего-то легкого, забавного.Мне тоже приходилось слышать, мол, вот в Европе — гномики, зверушки, писающие маль- чики, как все это здорово, а у нас одни лишь бронзовые Ильичи… Но это тоже, согласитесь, весьма субъективный под- ход. У скульптуры особая миссия. В идеале она не только украшает город, но и формирует вокруг себя ар- хитектурное пространство, воспитывает, заставляет за- думаться о серьезных вещах. Яркий пример — монумент Цадкина «Раненый город» в Роттердаме. Он подчиняет пространство вокруг себя, крича о трагедии Второй мировой войны. Без это- го памятника невозможно представить облик вновь отстроенного города. Не забывайте, что сов- ременный человек, увы, подчас не имеет времени для посещения галерей и вернисажей, а потому скуль- птура, пожалуй, самый мас- совый и демократичный вид искусства. Наши дети должны воспитываться на лучших его образцах. Ко- нечно, работы, подобные «Чижику», нужны, но это ведь шуточная скульптура, отдавать приоритет этому направлению — все равно, что подменять анекдотами хорошую прозу. Липецку, к сожалению, недостает четко продуман- ной программы развития скульптуры. Некоторые районы города, например, Левый берег, спальные мик- рорайоны вообще лишены каких-либомалыхиликруп- ных скульптурных форм. У наших скульпторов есть интересные идеи, достойные воплощения в материале. Хотелось, чтобы архитекто- ры, планируя те или иные объекты, изначально впи- сывали памятники в архи- тектурный ансамбль. Такой подход, увы, еще редкость у нас, хотя принят во всем цивилизованном мире. —Впоследнее времяраз- даются призывы демонти- ровать или переустановить многие памятники советс- кого времени, в том числе и ваши работы. Не обидно за такое отношение к ним? — Я слышал об этом и, честно говоря, удивляюсь, кому из липчан могут поме- шатьмоимузыканты.Перво- начально работа называлась «Медные трубы», она имела большой успех на Всесоюз- ной выставке. К 70-летию революции ее под названием «Интернационал» установи- ли в Верхнем парке, хотя, если приглядеться, у музы- кантов на головных уборах нет звездочек, а играть они вполне могут и марш «Про- щание славянки». Я слышал о памятнике лестные отзывымногих про- фессионалов, в том числе и председателя Союза худож- ников России Валентина Сидорова. Памятник при- знала и полюбила молодежь, я ничуть не обижаюсь тому, что они его называют «бит- лы», собираясь большими компаниями по вечерам. Даже дети с удовольствием исследуют его, ничуть не боясь суровых фигур, а это говорит о многом. К призывам снести па- мятник отношусь философ- ски, как к любым проявле- ниям человеческой глупос- ти. Вообще нельзя ко всем памятникам, созданным в советскую эпоху, подходить с одноймеркой. Средимного- численных памятников Ле- нину есть и выдающиеся ра- ботыАникушина, Кербеля, а есть и откровенная дешевая халтура, отвращающая лю- дей от скульптуры как вида искусства.Жаль, что в наши дни ушла в прошлое система худсоветов, позволяющая отсеивать бездарностей и непрофессионалов. Было бы неплохо ее возродить, равно как и широкое обсуждение проектов общественностью с участием краеведов, ис- ториков, журналистов. Это пошло бы на пользу и скуль- пторам, и городу. —По роду своей деятель- ности скульптор вынужден зависеть от крупных зака- зов. Не возникало ли у вас искушение заняться более коммерческими проектами — малой пластикой для так называемых художествен- ных салонов, включающей в себя и так популярную там обнаженную натуру? — Я очень люблю обна- женную натуру, как можно не восхищаться красотой обнаженногоженского тела? Но специально на заказ, исключительно ради денег я никогда не работал. Иног- да малую пластику у меня приобретают знакомые кол- лекционеры. Если заказчик предложитинтереснуютему, то начинаю с увлечением ее разрабатывать. Но на потре- бу дурному вкусу творить не собираюсь. Ксчастью, ямогу себе позволить не хвататься за первое попавшееся пред- ложение. Есть определенная планка, ниже которойнепоз- волительно опускаться. — На выставке было представлено более 30 ва- ших работ. Естьшанс, что их смогут оценить не только те, кто видел экспозицию, но и остальные горожане? — Думаю, что да. Как мненедавно сообщили, прак- тически решился вопрос с установкой памятника осно- вателям города — монумен- тальной колонны с пятью символическими фигурами — мастерового, корабель- щика, инженера, военного, управленца у ее подножия. Он должен быть установлен на площади Плеханова в центре Липецка. Открыть его обещают к следующему Дню города. Еще одну мою композицию— «Диспут» — аллегорический спор между пессимистом и оптимистом, планируется установить у областного выставочного зала к 50-летию Липецкой областной организации Со- юза художников России, которое будет отмечаться в будущем году. А еще город- ская администрация намере- ваетсяк этойдате установить уДомаМастера композицию «Художник», посвященную Виктору Сорокину. Искрен- не рад, что все так вышло, ведь эти работы очень долго ждали своего часа. А я уже готовлюсь к новым выстав- кам. Не хочу останавли- ваться, почивать на лаврах. Художник должен всегда находиться в поиске. Беседовал Сергей МАЛЮКОВ. Многие липчане, пришедшие на выставку династии Вагнеров, состоявшуюся не так давно в областном выставочном зале, открыли для себя интереснейшие работы отца скульптора — известного художника Евгения Александровича и дяди — талантливого архитектора Александра Александровича, которые органично дополняли скульптуры Вагнера-младшего. Они превращали зал в единое художественное пространство, осязаемо демонстрируя обычно незримую связь поколений. Именно с этого мы и начали наш разговор. ФОТО ИЗ СЕМЕЙНОГО АРХИВА 뇯‡ LJ„Ì  Ò Ï‡ÏÓÈ É‡ÎËÌÓÈ ëÚ‡ÌËÒ·‚Ó‚ÌÓÈ. àÌÚ  ‚¸ ˛ ÔÓ ÔÓ‚Ó‰Û День добра и милосердия Эта дата — особая в календаре. И для тех, кто достиг преклонного возраста, и для тех, кто еще молод и полон сил. Не случайно говорят, что пожилые люди — это зеркало для молодых. Всмотритесь в это зеркало — и вы увидите свое будущее отражение… Вот с такого лирического вступления накануне Дня пожилых людей, который отмечают в стране 1 октября, началась наша беседа с начальником управления социальной защиты населения области Вячеславом Явных. — Вячеслав Иванович, вы по долгу службы много лет занимаетесь организацией эф- фективной социальной помощи одиноким пожилым людям и инвалидам. В последние годы особое внимание уделяется их психологической поддержке. Почему, на ваш взгляд, так важно сегодня развивать это направление? — Выход на пенсию — это серьезная веха на жизненном пути, к которой нужно готовиться заранее. Поэтому помощь социо- лога, психолога очень важна в этом переходномвозрасте, чемиобъяс- няется развитие психологической службы в системе соцзащиты населения, призванной переори- ентировать человека на другой образжизни, другуюроль, статус в семье и обществе.Многимнашим подопечным, находящимся на надомномсоциальномобслуживании, сегодня просто некогда думать о возрасте и болезнях. Они заняты, к примеру, преподаванием «в школах бабушкиных и дедушкиных секретов». За два года по области под эгидой службы соцзащиты населения открылось почти 300 таких школ. Пожилые люди учат молодежь всему, что может пригодиться в жизни: от замеса лапши до прививки плодовых деревьев. А уж об исконно русских ремеслах и говорить не приходится. Нашипожилыеподопечныеспомощьюпсихологовнетольковспо- минают освоих талантах, увлечениях, которымнедалиразвернуться в молодые годы, но и открывают в себе новые: занимаются танц-тера- пией, играют в театре воспоминаний. Бабушки начинают с удовольс- твиемменять наряды, чаще посещают парикмахера, то есть они уже настроены не на грустное доживание, а на полноценную жизнь. — Многие политики, ученые призывают повысить порог пенсионного возраста. Как вы относитесь к этой идее? — Думаю, что наша страна к этому еще не готова, учитывая со- стояние здоровья нации, качество, продолжительностьжизнилюдей. Но у пенсионера, безусловно, должен быть законный выбор — уйти на заслуженный отдых или оставаться в системе общественного производства, пока в его знаниях и опыте есть потребность, пока он чувствует в себе силы продолжать работу. Сейчас у нас многие пожилые людиработают больше не пожеланию, а по необходимости: чтобы выжить. К тому же пенсия — это ведь не только материальная поддержка человека, этомериловсейегожизни, еготруда, егодостижений.Иког- даона ничтожномала, этоочень сильнобьет посамооценке человека, угнетающе действует на его морально-психологическое состояние. Кому, как не нашимсоциальнымработникам, знать это. Поэтому сис- тема пенсионного обеспечения уже давно требует пересмотра. Предприятия тоже вполне могли бы материально поддержать своих пенсионеров, введя систему доплат к государственным пен- сиям. Ведь у большинства товаропроизводителей сейчас идет ус- тойчивый экономический рост. Так отдайте пенсионерам то, что они недополучили, когда работали за сущие гроши ради экономического возрождения предприятия. Пора и сельхозпроизводителям оказывать более существенную помощь проживающимна селепенсионерам. А то ведь не вседаже за паи получают достойные деньги или сельхозпродукцию. То есть эко- номический рост на деле должен почувствовать каждый человек! — Вопросы пенсионного обеспечения зависят от решений на федеральном уровне, а регионы, кто как может, стараются помочь пенсионерам, используя разнообразные меры соци- альной поддержки. Лучше всех на Руси живется московским пенсионерам — об этом рассказывали недавно ваши столич- ные коллеги во время проведения «Дней Москвы в Липецкой области». А что можно сказать о липецких? — В нашей области работа с пожилыми людьми на протяжении ряда лет строится на основе адресного и одновременно комплек- сного подхода. Пенсионеры являются основными получателями различных видов материальной поддержки из средств областного бюджета, восемнадцати категориям пенсионеров установлена доплата к пенсии. Мощное развитие в области получила и система оказания надомных социальных услуг. В каждом районе области созданы комплексные центры социального обслуживания населения. В их распоряжении есть не только полный набор инструментов, бытовых и реабилитационных приборов, но и автомобили, позволяющие оперативно выезжать к своим подопечным. Кроме того, 70 автомобилей насчитывается в службе «Социаль- ного такси», и администрация намерена развивать эту востребован- ную населением службу и дальше. — Кроме бюджетной поддержки, на чью помощь может рассчитывать социальная служба в создании благоприятных условий жизни для пожилых людей? — На людей неравнодушных и ответственных за наше общее социальное благополучие. Их немало и среди рядовых граждан, и среди руководителей всех рангов. ВЛипецкойобластиэтоособеннонагляднопроявилось в ходеоб- щественной милосердной акции «Мы твой дом и тепло сохраним». И с каждым годом помощников у службы социальной помощи на дому, а значит, и сторонников милосердной акции, становится все больше. Очень многих руководителей районных и сельских админист- раций, предприятий и хозяйств вдохновляет личный пример главы администрации области Олега Королева. С первых дней своего избрания на пост губернатора он во главу угла своей политики пос- тавил заботу о конкретном человеке. В сферу социальной защиты населения стали осуществляться серьезные финансовые вливания из областного бюджета. Все вместе мы — органы власти и общественность — создали существующую сегодня модель эффективной поддержки нужда- ющихся, что называется, «всем миром». Весомый вклад в копилку добрых дел вносят всемизвестные в области люди—ВикторШахов, Дмитрий Двугрошев, Николай Борцов и другие руководители, пред- приниматели, благотворители. К сожалению, иногда наши усилия поддержать терпящего бедс- твие человека наталкиваются на черствость и равнодушие людей, имеющих реальную и необременительную для них возможность помочь ближнему. Вот пример. В конце лета к нам в службу соцза- щиты населения обратилась одинокая бабушка из села Вешаловка Липецкого района. Это был буквально крик души: на пороге — хо- лода, а ее ветхий домишко нуждается в срочном ремонте. Наши бригады соцпомощи были готовы провести необходимый ремонт, дело стало за материалом. Выделили бабушке адресную помощь в экстремальной ситуации, обратились с просьбой о поддержке к руководителю одного из крупных предприятий стройиндустрии об- ласти. Сумма для него — копеечная, но мы получили категоричный отказ: «На предприятии нет благотворительного цемента». Конечно, мы нашли выход, не оставили бабушку замерзать, но этот случай оставил в душах наших работников очень неприятный осадок. Хо- телось бы, чтобы ни бабушки, ни социальные работники никогда не сталкивались в нашей области с подобным равнодушием. — Вячеслав Иванович, что вы пожелаете пожилым людям накануне их праздника? — Здоровья, бодрости духа и внимания близких, родных. Наде- юсь, что каждыйруководитель найдет возможность 1октября уделить внимание своим бывшим работникам, почествовать их, поддержать материально. И по возможности оказывать им поддержку в другие дни календаря… Подготовила Лариса ГОНЧАРОВА. ÄÌ̇ çËÍÓ·‚̇ Ë ÄÎÂÍ҇̉  îÂ‰Ó  Ó- ‚˘ — ·‡·Û¯Í‡ Ë ‰Â‰Û¯Í‡ ÒÍÛθÔÚÓ  ‡. Ñ fl ‰ fl ÒÍÛθÔÚÓ  ‡. ÄÎÂÍ҇̉  LJ„Ì  . «àÌÚ  ̇ˆËÓ̇λ ËÎË «·ËÚÎ ˚ » — ÍÓÏÛ Í‡Í Ì  ‡‚ËÚÒ fl . è‡Ï fl Ú¸ Последнее «прости» На сороковой день со дня смерти нашего земляка, композитора Тихона Хренникова его внук Андрей, являющийся вице-президентомФонда имени Хренникова, сделал заявление о том, что памятник на могиле деда будет установлен из средств, собранных и переданных ельчанами в день похорон. Обращение со словами благодарности было сделано на роди- не деда в Ельце, куда Андрей Игоревич приехал вместе со студен- тами Московской консерватории имени Чайковского, стипендиа- тами фонда В. Спивакова. В училище искусств имени Хренникова и доме-музее Тихона Николаевича музыканты дали концерты па- мяти маэстро. Чуть позже коллекция музея пополнится новыми эк- спонатами из личных вещей и наград музыканта. В этот приезд была передана небольшая часть сувениров, подаренных музыкан- ту в разных странах мира. Соб. инф. 29 сентября 2007 г., № 189 (23067) 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz