Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)
29 сентября 2007 г., № 189 (23067) 2 Лучший критерий качества — опыт В августе на эксперимен- тальном участке одного из по- лей ЗАО «Возрождение», что под городом Бобровом Воро- нежской области, состоялось необычное соревнование. Его организовало руководство ОАО «Агропартнер» для производи- телей сельскохозяйственных машин, пригласив в качестве эк- спертов опытнейших руководи- телей ряда сельхозпредприятий области. Официально меропри- ятие называлось семинаром- совещанием «Современные тех- нологии почвообработки». Сель- хозники предложили фирмам- производителям Италии, Герма- нии, США, Канады, Израиля по- казать возможности техники в работе. Чтобы затем опреде- лить номенклатуру и поставщи- ков для себя. Четыре машины представи- ли грязинские машиностроите- ли: глубокорыхлитель-щелерез ГЩ-4М, используемый для ра- зуплотнения почвы, дисковую борону БДН-4 для предпосев- ной обработки почвы, стерневой универсальный культиватор КСУ для сплошной обработки почвы (вместо пахоты) и широ- козахватный комбинированный агрегат АКШ-6Г, выполняющий финишные операции по подго- товке почвы к посеву. Что показал «экзамен»? Вот мнение участника семинара, директора по маркетингу ОАО «ГКЗ» Дмитрия Тищенко: —Мы были уверены в качес- тве своих машин, поэтому при- няли решение — участвовать в этом публичном тендере. Хотя экзамен есть экзамен, а руково- дители хозяйств — эксперты строгие и объективные, ведь им работать на купленных маши- нах. Кроме официальной комис- сии собралось больше сотни ру- ководителей хозяйств, пресса, телевидение. Главный критерий оценки — качество обработки. И агрофон (состояние почвы) был очень тяжелым, и условия — жесткими, но результат оказал- ся неоспорим: грязинская тех- ника признана лучшей. Оценка единогласная: «Отлично!». Мы еще раз продемонстрировали свои возможности и заслуженно выиграли тендер на поставку машин для крупного агрохол- динга. Сам факт приглашения аг- рохолдингом, применяющим только импортную технику, гря- зинцев для участия в тендере показывает, что предубеждение против российской техники ухо- дит. В своем классе наши меха- низмы не хуже западноевропей- ских, а по адаптивности, вариа- тивности, затратам на эксплуа- тацию — превосходят ее. Хотя преодолевать отлаженную за годы реформ систему лоббиро- вания импорта по-прежнему сложно, но думаю, что и эта бо- лезнь рано или поздно будет преодолена. Конечно, первые грязинские машины нового поколения при- обретались сельхозпроизводи- телями с некоторыми раздумья- ми. Однако, оценив достоинс- тва техники , почти все они ста- ли постоянными заказчиками и предпочтение отдают нашей продукции… Ради объективности оценок приведем еще одну. Она прина- длежит главному инженеру ЗАО «Землянское» Семилукского района Александру Ключникову: — Комбинированные агре- гаты (стерневые культиваторы), которые мы приобрели у гря- зинских машиностроителей, позволили серьезно сократить затраты на подготовку почвы при улучшении качества обра- ботки. Пласт земли уже не пе- реворачиваем, сорняки подре- заются, крошатся и перемеши- ваются с пожнивными остатка- ми. К тому же и производитель- ность культиваторов высока: тремя машинами за пять дней мы обработали 600 гектаров под свеклу. А плавная регулировка позволяет настраивать машину на самые разные почвы... И этот отзыв не единичен: техника предприятия давно про- писалась на полях соседей. И не только соседей: 30-40 процен- тов почвообрабатывающих ма- шин, продаваемых в России, — производства ОАО «ГКЗ». На пути модернизации и решения новых задач Грязинский культиваторный завод выпускает агрегаты для обработки земли почти полвека. И все эти годы идет неустанное совершенствование изделий, расширение номенклатурного ряда, освоение новых направле- ний. Да, объективно потеряно более десяти лет, когда пред- приятию приходилось преодо- левать трудности реформ. Но главное, чем вправе гордиться коллектив и руководство, — за- вод сохранил мощности, кадры, традиции. А это тот самый фун- дамент, который позволил пе- рейти на новый, более высокий уровень деятельности — на путь кооперации с западными парт- нерами, активного обновления мощностей, поиска новых форм организации производства, по- вышения качества товарной продукции. И, разумеется, ка- чества труда и его производи- тельности. Сегодня ОАО «ГКЗ» — единственное в России пред- приятие, выпускающее три пол- ных шлейфа почвообрабатыва- ющих машин: для энерговлаго- ресурсосберегающей обработ- ки, для классической обработки почвы и для междурядной обра- ботки. Всего же номенклатура достигла 52 моделей. Выстро- енные в одну «шеренгу», они об- рабатывают сразу 220 метров. Причем на каждую из выпускае- мых машин предлагается 4-5 вариантов комплектации — для любых почвенно-климатических зон и состояния почвы. Вся тех- ника агрегатируется с российс- кими и импортными трактора- ми, легко вписывается в приме- няемую ныне агротехнологию. Однако на заводе считают: для того, чтобы на равных со- перничать с ведущими европей- скими фирмами, номенклатур- ный ряд надо расширять и да- лее. В ближайшее время пред- стоит освоить выпуск еще двух машин: плуга с улучшенными эксплуатационными характе- ристиками и высокоэкономич- ного опрыскивателя. Необходи- мо наладить и производство се- ялок. Удастся — и рыночные по- зиции ОАО «ГКЗ» укрепятся, за- вод твердо займет достойное место в ряду мировых произво- дителей. А далее следует нара- щивать объемы и «завоевывать» новые сегменты рынка — и не только в пределах России. Сегодня ОАО «ГКЗ» сотруд- ничает с известными фирмами Германии («INDUSTRIEHOF»), Испании («Bel lota»), Италии («Bianchi»), поставляющих се- рию изделий и узлов для машин. А в перспективе в круг ко- оперативных связей должна войти и Япония. Один из весомых аргумен- тов, который предъявляют гря- зинские машиностроители, — показатель соотношения—цена — потребительские свойства. ì ÍÓ„Ó Ë‰ÛÚ ‰Â· То, что Грязинский культиваторный завод, пройдя все испытания реформами, состоялся как эффективное, динамично развивающееся предприятие рыночной экономики —факт, вызывающий и удивление, и уважение. За последние полтора десятка лет Россия практически перестала выпускать свои тракторы, тракторные двигатели, сеялки. Все масштабнее наступление на российские поля импортной почвообрабатывающей техники. Но грязинские сельхозмашиностроители своих позиций не сдали. Напротив — укрепили и стали серьезным конкурентом западным производителям. На российских полях грязинская техника энергично теснит импортную. Успехи грязинцев впечатляют, а наработанные заделы позволяют рассчитывать на новые достижения. О том, как организуется современное производство на ОАО «Грязинский культиваторный завод» (ОАО «ГКЗ»), каких рубежей намечено достичь в перспективе — наш рассказ. При высочайшем качестве их изделия в два — два с полови- ной раза дешевле импортных. Так что выход на внешние рынки — задача вполне решае- мая. Резервы— в оптимизации производств и повышении эффективности труда В чем причины успеха гря- зинских машиностроителей? Казалось бы, хронический кри- зис, который переживает оте- чественное сельхозмашино- строение, должен повлиять и на них. Однако этого не произош- ло. Ответ следует искать в той политике, которая вот уже не один год проводится руководс- твом акционерного общества. Об этом и шла речь в нашей беседе с генеральным директо- ром ОАО «ГКЗ» Равилем Ануто- вым. — Динамика финансовых показателей такова: прошлый год завершили с прибылью, по- лугодие этого года — также с прибылью. При этом прибыль по продажам за полугодие достиг- ла 18 млн. рублей — рост в 2,5 раза. Что, очевидно, указывает на главное — наши машины имеют спрос и он возрастает. Обширна и география по- требительского спроса: боль- шие объемы закупают южные области РФ — Ставрополье, Краснодарский край, Ростовс- кая область. Активно сотрудни- чают с нами земледельцы По- волжья, соседи из Воронежской и Орловской областей. Безу- словно, техника ОАО «ГКЗ» ра- ботает и на полях Липецкой об- ласти. Естественно, спрос ме- няется, но мы стараемся опера- тивно отслеживать и реагиро- вать на все изменения. Нам нужно прочно держать и расши- рять свой сегмент рынка. И это нашим специалистам удается. ОАО «ГКЗ» производит технику в широком диапазоне, что позво- ляет обеспечивать различные агротехнологии. Налажено производство почвообрабатывающих машин с шириной захвата от 2 до 21 метра. Особенно большой спрос — на полевые культиваторы КШУ с захватом почвы в 12 мет- ров, что, кстати, создает опре- деленное напряжение в произ- водстве. Недавно возобновили серийное изготовление культи- ваторов с шириной захвата в 18 метров. На Дне поля России, кото- рый проходил в этом году в Рос- товской области, интерес к этой машине был огромный. Она по- лучила высокую оценку и на Го- сударственной машинно-испы- тательной станции в Самаре. Сейчас проходит практический «экзамен» в полевых условиях. Пять хозяйств нашей области уже высказали намерение при- обрести их. Надо заметить, ОАО «ГКЗ» — непременный участник боль- шинства выставок сельхозма- шин, проходивших в стране. И оценки, даваемые нашей техни- ке, на уровне западной, а не- редко — и выше! Как правило, машины западных производите- лей выгодно отличаются вне- шним видом: чистотой поверх- ностей, ровностью сварных швов, видом покраски. Однако грязинцы намерены в ближай- шем будущем устранить и это преимущество конкурентов: в программе модернизации—но- вые технологии резки, сварки, пескоструйной обработки по- верхностей, окраски. — В рамках программы ре- формирования промышленнос- ти области, — продолжает Ра- виль Мухаммеджанович, — мы получили 20-миллионный кре- дит, который поможет обновить оборудование, а это позволит улучшить качество нашей про- дукции. Обновляем станки для резки металла — теперь эту операцию ведем на итальянских автоматах и полуавтоматах. За- купаем дорогостоящий свароч- ный комплекс с целью перевода процесса сварки из углеродной среды в газовые смеси, а это позволяет улучшить качество сварных швов и исключить пе- регрев металла в зоне шва. Меняем станочный парк на современные станки с програм- мным управлением. Что, кстати, дает возможность решить и кад- ровую проблему: молодежь, как правило, охотно идет работать на современном оборудовании. Два станка с ЧПУ производства Южной Кореи уже закуплены. Разумеется, большая часть прибыли направляется также на решение вопросов модерниза- ции, на переоснащение, изго- товление новых образцов про- дукции. А значит, на улучшение качества, повышение надежнос- ти и конкурентоспособности на- ших машин. Чтобы сгладить сезонность спроса, серьезное внимание уделено расширению номенкла- туры. Результаты налицо: уже в этом году в августе (а не только в феврале-марте, как раньше) объем продаж по сравнению с 2006 годом возрос в 2,5 раза. Во многом вопросы качества удалось решить, наладив коопе- рацию с ведущими западными фирмами, поставляющими для нас комплектующие изделия и узлы. Сегодня ОАО «ГКЗ» уве- ренно вышло на качественно иной уровень деятельности. Тра- диции, открытость новому, коо- перация — все дало необходи- мый положительный эффект. Считаю, что пример ОАО «ГКЗ» позволяет с достоинством и уве- ренностью говорить — «Россий- ское сельхозмашиностроение есть, и оно будет развиваться!». Конечно, осознание такого отрадного факта налагает на всех нас — руководителей, ин- женерно-технический персонал, рабочих всех профессий — се- рьезную ответственность. Нуж- но «не сбавлять оборотов», ис- кать новые решения, развивать- ся. Пока это удается. Приведу для примера не- сколько цифр: в сравнении с прошлым годом объем произ- водства возрос до 118 процен- тов, объем продаж — до 121 процента, заработная плата — до 119 процентов, выработка на одного рабочего — более 137 процентов. Обратите внимание на вы- работку: производительность труда возросла существенно. Этот показатель очень важный для нас. Вопрос организации труда, расстановка сил, оптими- зация технологического процес- са, нагрузка на работника — все это отслеживается с тем, чтобы довести производство до высо- кого уровня, обобщающим по- казателем которого и является производительность труда. С этой целью проводим работу по соответствию штатного распи- сания меняющимся задачам и целям, которые диктует рынок. Это объективно необходимо. Будем расширять произ- водство и далее: площадей у нас достаточно. Один из цехов будет специализирован на свар- ке металлоконструкций. Здесь объем заказов также растет, поскольку качество — высочай- шее. Первыми заказчиками ста- ли, кстати, ОАО «Домострои- тельный комбинат» и ОЭЗ «Ли- пецк». Ну и, безусловно, продол- жим работу по расширению партнерства на условиях коопе- рации с иностранными фирма- ми. Думаю, этот путь более пер- спективен, чем прямое инвести- рование в российскую промыш- ленность. Уверен, у Грязинского куль- тиваторного — большое буду- щее! В заключение — слово потребителям Главный инженер СХП «Мок- рое» Лебедянского района — о рыхлителе-щелерезе-плоско- резе ГЩ-4М: — Работает надежно! Фермер крестьянско-фер- мерского хозяйства «Вымпел» Усманского района — о стерне- вом культиваторе КСУ: — Жалоб нет. Работает нор- мально! Директор СПК «Заря мира» Орловской области о культива- торе КСУ: — Работает отлично! Это лишь часть отзывов, ос- тавленных заказчиками продук- ции ОАО «ГКЗ». Но как они крас- норечивы! Владимир ПЕТРОВ. Липецк — Грязи. ÉÂÌ ‡Î¸Ì ˚ È ‰Ë ÂÍÚÓ éÄé «ÉäỠꇂËθ ÄÌÛÚÓ‚; ÒÚ Ó„Ë ÒÛ‰¸Ë ÓˆÂÌË‚‡ ˛ Ú Ô Ó‰ÛÍˆË ˛ Éäá. —Анатолий Васильевич, лучше всего о машинострое- ниинашейобластирасскажут некоторые базовые цифры, поэтому давайте назовем их. — Обобщающим показа- телемэкономического разви- тия сегодня является индекс промышленного производс- тва. За январь—август теку- щего года по строке «Произ- водство машин и оборудова- ния» он, в разрезе областей Центрально-Черноземного района, таков: Липецкая об- ласть—112,6; Белгородская — 118,3; Воронежская — 124,7; Курская — 96,5; Там- бовская — 112,6. Однако бо- лееполнуюкартинумыполу- чим, если посмотрим на фи- нансовый результат обраба- тывающего производства (в миллионах рублей): Липец- кая область — 38557,4; Бел- городская — 8791,7; Воро- нежская — 2454,4; Курская —734,4;Тамбовская—633,8 миллиона рублей. Как ви- дим, у нас он намного выше, чем по остальным областям вместе взятым. Причем не- посредственное производство машиниоборудованияв этом объеме составило: Липецкая область—14721,2;Белгород- ская—2981,3; Воронежская —4443,6;Курская—1330,3; Тамбовская—2388,6милли- она рублей. Потенциалнашегомаши- ностроения очень высок. И это не может не радовать, поскольку речь идет не о сы- рьевых отраслях, а о наибо- лее высокотехнологичной, где создаетсяпродукт с самой высокой долей добавленной стоимости. — Расскажите о структу- ре промышленного комплек- са области. С упадком таких крупных производств, как тракторный и станкострои- тельный заводы, создается впечатление, что мыпотеря- ли и все машиностроение. — Это не так. В области успешно работают свыше шестидесятикрупныхисред- них промышленных пред- приятий. Кстати, по уровню налоговыхотчисленийв бюд- жеты они стоят на втором месте после металлургии. У нас производится в больших количествах бытовая техни- ка и комплектующие к ней, впечатляющие успехи пока- зывают производители стро- ительно-отделочныхмашин, всеширесегментрынкакуль- тиваторного завода. Икак не отметить работу предпри- ятий, где выпускают гидрав- лические агрегаты и комп- лектующие! А это в машино- строении — «высшая лига». То, что эти предприятия становятся все более востре- бованными в экономике об- ласти и страны, указывают все возрастающие объемы инвестиций в их основной капитал. Это—имодерниза- ция, и техперевооружение и, как следствие, возрастание качества и конкурентоспо- собности нашей продукции. Уровень технической осна- щенности большинства пред- приятийне уступает европей- скому, а тоипревосходит его. Сегодня на предприятиях областиуспешно внедряются высокие технологии, что также определяет уровень их развития. — Но, думается, дело не только в этом. Главный и более важныйкапитал—это специалисты, кадры? — Безусловно, так. Не- смотря на те серьезные испы- тания, что пришлось пере- Творцы железных мускулов страны Машиностроение всегда и в любой стране являлось «становым хребтом» экономики, поскольку темпы и уровень ее развития складываются именно в этой отрасли. Здесь рождаются и воплощаются в жизнь самые смелые идеи, производится продукция с наибольшей добавленной стоимостью, здесь формируется особая интеллектуальная культура. Уровень развития промышленности (ядром которой является машиностроение) любого государства определяет его вес и авторитет в мировом политическом раскладе сил. А для России субъект Федерации, обладающий высокоразвитой индустрией, считается надежным регионом-донором. Каким является наша Липецкая область... Сегодня на вопросы корреспондента «Липецкой газеты» о состоянии и перспективах машиностроительного комплекса области отвечает начальник областного управления промышленности, председатель Союза машиностроителей и Союза инженеров области, кандидат экономических наук Анатолий ГОЛЬЦОВ. жить отрасли, кадровый по- тенциал машиностроения высок, ядро его по-прежнему крепкое. Нам есть кем гор- диться: светлые умы и золо- тые руки в области не переве- лись. И этот капитал обяза- тельно будет прирастать мо- лодежью.Это, кстати, одноиз приоритетных направлений промышленной политики, проводимой в регионе все эти годы. Именно в машиностро- енииформируютсяиреализу- ются интеллектуальные воз- можности молодых людей, которые ставятсвоейжизнен- нойцельюдостижение техни- ческих высот мирового уров- ня. Это не торговля чужими товарами, не сфера услуг—в машиностроение приходят творцы и созидатели. — А какие цели ставит администрация области, ваше управление в частнос- ти, формируя и успешно реа- лизуя региональную про- мышленную политику? — Ближайшие перспек- тивы можно представить опятьже в сравнении. К90-м годам прошлого века доля продукции машиностроения составляла 25 процентов ва- лового регионального про- дукта. В 1996 году она упала до 6 процентов. Сегодня мы достигли 12-14 процентов. Наша цель — восстановить дореформенный уровень и постепенно идти к новым рубежам. Хочу сказать, что никакого администрирова- ния хозяйственной деятель- ности с нашей стороны нет. Задача власти — создать все необходимые условия для развития отрасли (как и все- гохозяйственногокомплекса области). В этом суть прово- димой политики, которая дает достаточно ощутимый эффект. Работа идет по всем направлениям — инноваци- онному, образовательному, кадровому, привлечению инвестиций. Тем, кто испы- тываеттрудности, напомощь приходят механизмы, зало- женные в программе разви- тия промышленности облас- ти.Немогуне упомянутьиту важную задачу, которую мы поставили в области и реали- зуем ее — создание особых экономическихзонфедераль- ного и регионального уров- ней, где машиностроению будет уделено серьезное вни- мание. Разумеется, отрасль должна развиваться не толь- ко на заимствованных техно- логиях или оборудовании. Тут очень важно соединить науку и производство, что и делается у нас. —Нельзя не упомянуть о трудностях липецкого сель- хозмашиностроения, имея в виду тракторныйзавод, кото- рому в эти дни исполняется 70 лет. — Да, все мы глубоко пе- реживаем за его судьбу. На- верное, сохранив потенциал тракторного, экономика об- ласти имела бы совершенно иной вид. Однако перелом к лучшему на предприятии наметился.Главное,вырвать- ся из порочного круга топта- ния на месте. А спрос на ко- лесные тракторыотечествен- ного производства в стране огромен. Не все же время работать на импортных ма- шинах. И удовлетворить его может только возрожденный ЛТЗ. Я верю в это! Напомню, в завершение, мысль Константина Циол- ковского, 150-летнийюбилей которого мы также недавно отметили: «Только та власть достойна благодарности по- томков, которая занимается развитием промышленнос- ти!» Это не просто слова, а девиз, руководство к дейс- твию—в масштабах и облас- ти, и всей России. Беседовал Владимир МИХАЙЛОВ. Ä̇ÚÓÎËÈ ÉéãúñéÇ: «У нас не перевелись светлые умы и золотые руки» å‡¯ËÌÓÒÚ ÓËÚÂÎË êÓÒÒËË ÓÚϘ‡ ˛ Ú Ò‚ÓÈ Ô ÓÙÂÒÒËÓÌ‡Î¸Ì ˚ È Ô ‡Á‰ÌËÍ (Окончание. Начало на 1-й стр.) Перед началом юбилейных торжеств во Дворце культуры тракторостроителей вы- ставку осмотрели глава администрации обла- сти Олег Королев, заместитель главы облад- министрации Александр Коробейников и Главный федеральный инспектор в Липец- кой области Анатолий Савенков. Вот какую оценку юбилею дал Олег Ко- ролев: —Приятно, что липецкие тракторостро- ители знаменуют свойюбилей очень важной победой: они выстояли во всех испытаниях и доказали всем — завод нужен стране. По- беда, уверен, окончательная, посколькуОАО «Липецкий трактор» наконец-то признан базовымпредприятиемпо выпускуколесных тракторов России. Принята трехлетняя про- грамма по выпуску 10 тысяч тракторов в год, — сообщил собравшимся Олег Петрович, — на заводе вновь размещаются государствен- ные заказы. Он фактически обрел второе дыхание. Выражаю глубочайшую благодар- ность коллективу за то, что сберегли завод, а ветеранам — глубокий поклон за то, что создали в свое время такое могучее произ- водство. Спасибо правительству страны, поддержавшему усилия собственников и акционеров по возрождению Липецкого тракторного завода. Мы радуемся вместе с тракторостроителями!.. С просьбой оценить достоинство липец- ких машин мы обратились к представителю индийской фирмы «Sonalika» г-ну Вивеку, и вот что он нам сообщил: — Мы сотрудничаем с «Липецким трак- тором» уже два года. Машины его беспере- бойно работают в нашей стране, и оценка их — самая высокая. Затем в ДК начались праздничные меро- приятия: работников завода поздравили руководители области и концерна, состоя- лись награждение ветеранов памятными медалями и подарками, концерт и театрали- зованное представление с показом фильма о семидесятилетнем пути ЛТЗ. Владимир ПЕТРОВ. ЛТЗ нужен стране Грязинский культиваторный: успехи впечатляют ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА Ç ¯Â Â̄ — ÌÓ‚‡ fl Ú ı ÌË͇.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz