Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)

21 сентября 2007 г., № 184 (23062) 2 ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА îË̇ÌÒ ˚ ФОРУС Банк: ставка на микрокредитование å‡Î ˚ È ·ËÁÌÂÒ Ó·Î‡ÒÚË Ó·  ÂÚ‡ÂÚ ÌÓ‚Ó„Ó Ô‡  ÚÌ  ‡ Представьте себе такую ситуацию: вам как предпринимателю срочно потребовалось, скажем, 200 тысяч рублей на закупку какого- либо ходового товара для продажи на рынке. Предположим, что у ваших друзей такой суммы взаймы не оказалось, и вы решили обратиться в банк. Но в российской банковской системе действуют строгие правила игры, и рассчитывать на «быстрые» и «простые» кредиты приходится далеко не каждому предпринимателю— от вас потребуют определенные гарантии: кучу бумаг, залог, хорошую кредитную историю, поручителей и т.д. Из правил, правда, всегда есть исключения, одно из которых —ФОРУС Банк, специализирующийся на поддержке именно микро- и малого бизнеса. Стратегия ФОРУС Банка направлена как раз на то, чтобы выдавать кредиты на небольшие суммы на выгодных для предпринимателя условиях. По сути ФОРУС Банк является палочкой-выручалочкой для многих российских предпринимателей, в первую очередь — для малого бизнеса в регионах. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА Недавно ФОРУС Банк организовал «круглый стол», по- священный вопросам повышения доступности банковских услуг для малого предпринимательства Липецка и Липец- кой области. В его работе участвовали представители как самого банка, так и управления экономики администрации Липецкой области, областного комитета по развитиюмалого бизнеса, Липецкой общественной организации содействия малому бизнесу, администрации г. Липецка, Главного уп- равления Банка РФ по Липецкой области и др. По окончании «круглого стола» состоялась пресс-конфе- ренция, участники которой подчеркнули необходимость со- трудничества банков, малого бизнеса и органов власти в рам- кахреализациипорученийПрезидентаРоссииправительству о повышении доступности банковских услуг. Председатель cовета директоров ЗАО «ФОРУС Банк» Стейси Ди Шрей- дер, отвечая на вопросы журналистов, сказала, что в таком содействии она видит успех развития предпринимательства в регионе. Председатель правления банка ТатьянаЮрина, в свою очередь, отметила, что продвижение в глубинку—при- оритетное для банка направление. Уже сегодня услугами ФОРУСБанка пользуются предприниматели из всех районов Липецкой области, в дальнейшем банк планирует увели- чить число клиентов в каждом районе, в том числе используя мобильные офисы для оказания кон- сультационных ус- луг и оформления кредитов. Нельзя было не согласиться, в час- тности, и с Татья- ной Григоркиной, председателем об- ластного комитета по развитию малого бизнеса, предложив- шей открыть такие консультационные ц е н т р ы ФО Р У С Банка на базе ряда районных бизнес-ин- кубаторов. Именно тогда можно будет говорить о реальном увеличении доступ- ности банковских услуг малым пред- приятиям.Неисклю- чается и финансовая поддержка ФОРУС Банка крестьянским кредитным коопера- тивам и фермерам. Для них упрощенная модель кредитова- ния без излишних проволочек и залога окажется как нельзя кстати. А хорошая профессиональная подготовка банков- ских специалистов, доступность кредит- ных программ, вза- имодоверие гаран- тируют успешную работуФОРУСБанка в Липецкой области, сделал вывод руководитель ККО ЗАО «ФОРУС Банк» в Липецке Сергей Трубицин. Не случайно его липецкое подразделение по результатам финансовой деятельности находится в числе лидеров среди остальных офисов банка. По-прежнему перспективным будет микрокредитование тех, кто занимается мелкорозничной торговлей. Как замети- ла директор областной общественной организации «Ассоци- ация «Рынок» Татьяна Дьякова, ФОРУС Банк выгоден для частников, работающих на едином налоге. Тем не менее, по словам Стейси Шрейдер, ФОРУС Банк не будет концентрироваться на какой-то одной группе пред- принимателей, и в 2007 году спектр банковских услуг будет расширяться. Не останутся без внимания банка и те, кому нужныавтокредиты, кредитына потребительские нужды, на покупкукоммерческойнедвижимости.ФОРУСБанкнамерен сделать акцент на мелких товаропроизводителях, выделяя им кредиты на приобретение оборудования и строительство цехов. В скором времени можно будет с уверенностью гово- рить о том, что услуги ФОРУС Банка охватывают большин- ство сегментов отечественного малого бизнеса. По окончании пресс-конференции в Липецком офисе ФОРУС Банка состоялся день открытых дверей для пред- принимателей, на котором они смогли свободно пообщаться с первыми лицами банка и задать им любые интересующие их вопросы. Если подобный формат общения с клиентами окажется эффективным, руководство банка обещает устра- ивать такие мероприятия регулярно. Адрес Липецкого офиса: ул. Космонавтов, 25/7. Тел.: 36-60-70, 36-60-71. www.forusbank.ru Виктор МАНАЕНКОВ. В1993 году общественная организация Opportunity International запустила первую микрофинансовую программу в России, успеш- но приспособив ее к россий- ским условиям. В февра- ле 2000 года Opportunity International открыла в Липецке свое отделение, которое позднее было пре- образовано в филиалФонда поддержки малого предпри- нимательства «ФОРА» (с центральным офисом в Нижнем Новгороде, с под- разделениями по всей евро- пейской частиРоссии). На- конец, в августе 2005 года образовался ЗАО «ФОРУС Банк», учредителем кото- рого стал фонд «ФОРА». В марте 2006 года был зарегистрирован кредит- но-кассовый офис банка в Липецке. На сегодняшний день к Липецкому ККО от- носятся отделения вЕльце, Орле, Рязани, Туле, Тамбо- ве, Мичуринске и Брянске. ÄÍÚۇθÌÓ! Прибавка к пенсии äÓÏÛ Ë ÒÍÓθÍÓ? В проекте бюджета Пенсионного фонда России в 2007 году было запланировано два повышения базовой пенсии. Первое уже состоялось 1 апреля. Тогда ее базовую часть проиндексировали на семь с половиной процентов. С 1 октября 2007-го базовая часть трудовой пенсии по старости возрастет до 1260 рублей, то есть на 13,2 процента. В редакцию поступает много вопросов, связанных с предстоящим повышением. Мы адресовали их Лидии ВЛАДИМИРОВОЙ, заместителю управляющего отделением Пенсионного фонда РФ по Липецкой области. — Лидия Васильевна, базовые части каких пенсий повысятся с начала следующего месяца? — С 1 октября предполагается повышение базовых час- тей трудовых пенсий всех видов: по старости, инвалиднос- ти, а также по потере кормильца. — Насколько увеличится размер базовой части пен- сии инвалидам? — Инвалиды, имеющие ограничение способности к тру- довой деятельности третьей степени, будут получать базо- вую пенсию в размере 2520 рублей в месяц. То есть при- бавка составит 294 рубля 56 копеек. У инвалидов со второй степенью ограничения способности к трудовой деятель- ности базовая часть поднимется до 1260 рублей, увеличе- ние составит 147 рублей 28 копеек. Инвалиды, имеющие третью степень, получат прибавку в 73 рубля 64 копейки, базовая же часть их пенсии составит 630 рублей. — Чего ждать участникам Великой Отечественной войны и инвалидам, ставшим таковыми вследствие военной травмы? — Прежде всего, напомню: и те, и другие получают две пенсии: трудовую пенсию по старости и государственную — по инвалидности. В их случае увеличению подлежат как базовая часть трудовой пенсии, так и государственная пен- сия. Прибавка для той и другой категории составит около 700 рублей. — Кто еще из пенсионеров может рассчитывать на получение двойного размера базовой части трудовой пенсии? — Пенсионеры по старости, достигшие 80 лет и старше, так как по пенсионному законодательству они имеют право на получение двойного размера базовой пенсии. — Будут ли увеличены ежемесячные денежные вы- платы? — Нет, они повышаться не будут. — Изменятся ли пенсии по случаю потери кормиль- ца? — Базовую часть пенсии круглым сиротам, то есть де- тям, которые потеряли обоих родителей, или детям умер- шей одинокой матери, установят в размере 1260 рублей в месяц на каждого ребенка. Других нетрудоспособных чле- нов семьи умершего кормильца тоже не оставили без вни- мания: базовая часть пенсии составит 630 рублей на каж- дого члена семьи. — Получат ли прибавку люди, на иждивении кото- рых находятся нетрудоспособные члены семьи? — Повышение базовой части трудовой пенсии по ста- рости и по инвалидности лицам, на иждивении которых на- ходятся нетрудоспособные члены семьи, составит от 196 рублей (при одном иждивенце) до 295 рублей в месяц (с тремя и более иждивенцами). — А вот будет ли увеличена страховая часть пенсии? — Нет. Последнее увеличение размера страховой части трудовой пенсии прошло в апреле этого года — на 9,2 про- цента. — Смогут ли рассчитывать на повышение получате- ли социальных пенсий? — Конечно, поскольку государственные, в том числе со- циальные пенсии исчисляются исходя из размеров базовой части трудовой пенсии. Интервью вела Галина КОЖУХАРЬ. Гиперрозница (Окончание. Начало на 1-й стр.) Грунтовая дорога долго петляла, то пересекая лесополосы, то прижимаясь к ним. Но вот наконец-то и картофельное поле с ползающими по нему красными «букашками» — комбайнами. Тут же — генеральный директор ООО «Экспериментальное хозяйство» Владимир Андропов. — Проверяю качество уборки,— пояснил молодой руководитель с саперной ло- патой в руках. — Я доволен: потери минимальные. И пригласил убедиться в сказанном. Побродив по полю, с тру- дом находим средней вели- чины клубень — бугристая, с ямками-рытвинками карто- фелина. Такую иная хозяйка если и возьмется чистить, то вспомнит всех чертей. А весит клубень раза в полтора тяжелее, чем обычный такого же размера. Дело в том, что плотность корнеплода у сорта «сатурна», а именно его вы- ращивают здесь для производ- ства чипсов, гораздо выше, чем у рядовой картошки. Чтобы вырастить упомя- нутый сорт, полеводам прихо- дится основательно трудиться на протяжении четырех ме- сяцев от посадки до уборки. Возделывается картофель по интенсивной технологии на площади 380 гектаров без за- трат ручного труда. Здешние места, надо сказать, всегда славились картофельными угодьями. Еще в позапрошлом веке местная барыня научила крестьян растить «второй хлеб», и они в этомделе весьма преуспевали. Действовал до революции здесь и спиртовый завод, перегонявший карто- фель в «огненную воду». Современная технология картофелеводства потребова- ла поливного земледелия. В хозяйстве используются три заграничные оросительные установки. До 850 метров до- ходит длина этих «душевых» с пластиковыми трубами на колесных тележках. Вода для полива подается из реки. При высоких затратах на возделы- вание урожайность составляет в среднем 266 центнеров с гектара. Но овчинка стоит выдел- ки. Даже при том, что экспе- риментаторы выращивают семена в… Архангельской об- ласти. Почему выбраны столь дальние края? Оказывается, вся соль (именно СОЛЬ!) в том, что северные семенные участки постоянно продува- ются соленым морским воз- духом. Ни один из «врагов» картофеля, от которых нет спасения в средней полосе, не выживает в таких условиях. Так что здоровый семенной картофель, неподвластный болезням, можно получить только в определенных регио- нах России. Кстати, подобные «питомники» на морском побережье есть и в некоторых странах Европы. Полученный с немалыми усилиямии затратами урожай хранят особенно бережно. После сортировки клубни поступают в герметичные компьютеризированные хра- нилища, оснащенные систе- мами вентиляции и удаления углекислого газа, охлаждения и отопления. Только в таких комфортных условиях клуб- ни не теряют своих вкусовых качеств даже год спустя и с успехом применяются для производства чипсов. Добавлю: за опытом в «Эк- спериментальное хозяйство» приезжают англичане, гол- ландцы, немцы. Владимир АКИМОВ, соб. корр. «Липецкой газеты». ì ÍÓ„Ó Ë‰ÛÚ ‰Â· Мечта полевода — «сатурна» Ç ä  ‡ÒÌËÌÒÍÓÏ  ‡ÈÓÌ ̇ۘËÎËÒ¸ ‚ ˚  ‡ ˘ Ë‚‡Ú¸ ÓÒÓ· ˚ È ÒÓ  Ú Í‡  ÚÓÙÂÎ fl Осенью прошлого года от- крывается гипермаркет «Мы», принадлежащий ЗАО «Корзин- ка» (общая площадью 6,5 тыся- чи кв. м, объем инвестиций в проект — 400 миллионов руб- лей, в том числе 80 миллионов — в собственный энергоблок), чуть позже курская корпорация «ГРИНН» входит сразу двумя однотипными гипермаркетами в Грязях и Липецке с объемом инвестиций 10 миллионов евро каждый. Сейчас подобный объ- ект строится и в Ельце. В нача- ле этого года на въезде в Ли- пецк Metro Group открыла ги- пермаркет «Реал», вложив в объект с торговой площадью 7,4 тысячи кв. м 30 миллионов евро. С открытием «Вестер-Ги- пера» (общая площадь 4800 кв. м, объем инвестиций 3,5 миллиона долларов) общее ко- личество торговых площадей в Липецке, по данным департа- мента экономики городской администрации, составило 211,6 тысячи кв. м, что почти на 65 процентов больше, чем в прошлом году. Открылось 50 предприятий розничной тор- говли торговой площадью 32201,27 кв. м. Для сравнения: в 2006 году было открыто 78 магазинов торговой площадью 37801 кв. м, в 2005 году — 159 пред- приятий торговли торговой площадью 25056 кв. м. На сме- ну небольшим магазинчикам приходят крупные торговые центры. В следующем году эта тенденция станет еще более ярко выраженной. Кадровый голод — Экспансия торговых се- тей в регионы будет нарастать, — поделился своей точкой зре- ния с журналистом «ЛГ» первый проректор ГУ «Высшая школа экономики» Вадим Радаев. Ус- тойчивый рост оборота рознич- ной торговли определяется стабильным повышением ре- альных доходов населения — свыше 12 процентов в год. Еще один весомый фактор — низкая насыщенность современными торговыми форматами. Лишь Москва и Санкт-Петербург вы- шли на уровень Восточной Ев- ропы, остальные регионы дале- ки от этого. Изменилась ситуа- ция с финансовыми ресурсами. Сейчас торговая сеть получила возможность брать долгосроч- ные кредиты под 6-7 процентов годовых. Стали применяться новые инструменты бизнеса — выход на IPO, распространение инноваций, внедрение фран- чайзинговых схем. Задержка входа глобальных операторов позволила российским сетям окрепнуть и не бояться конку- ренции. Очевидно, что нынеш- ние темпы роста сохранятся еще как минимум 3-5 лет. Впрочем, на рынке намети- лась и тенденция, ограничива- ющая рост. По мнению Радае- ва, розничная торговля в своем развитии проходит три стадии конкуренции: 1) новые формы сосуществуют со старыми, 2) новые формы вытесняют ста- рые, 3) новые формы конкури- руют между собой. Сейчас Россия находится на второй стадии. Волна слияний и по- глощений (переговоры о про- даже «Корзинки» тому под- тверждение) в ближайшие 3-4 года для локальных сетей бу- дет падать. Поход в регионы снижает маржу: если в девяностые она порой достигала ста процен- тов, то теперь 20-25 процентов считается нормой. Западные компании вроде «Ашана» рабо- тают на гораздо более низком уровне рентабельности, чем наши. Обостряется проблема управляемости, логистики, размыты торговые форматы, плохо дело с лояльностью по- купателей. Ситуация обостря- ется жестким кадровым дефи- цитом. В вакансиях можно встретить приписки: «Кандида- туры с опытом работы в совет- ской торговле не рассматрива- ются». Нужны сотни директоров магазинов, тысячи специалис- тов от продавцов до линейных руководителей. Сети перема- нивают их друг у друга. Жестче стал и контроль го- сударства. В 2006 году принят закон «О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс РФ», разрабатывается ФЗ «Об основах государствен- ного регулирования торговой деятельности в РФ», появились попытки установить антимоно- польный стандарт и регулиро- вание отношений розничных сетей с поставщиками. Тем не менее Россия оста- ется очень привлекательной территорией. И свободные ниши на розничном рынке быс- тро заполняются. Ожидается, что вот-вот в страну придет крупнейшая глобальная роз- ничная сеть Wal-Mart, неод- нократно заявляя о важности российского рынка. По данным экспертов, розничный рынок России сейчас оценивается в 257,2 миллиарда долларов — 2,3 процента от общемирового рынка. Липецк: эра гипермаркетов Сейчас в городе работают, по данным городского депар- тамента экономики, 20 мест- ных, 19 федеральных и две ев- ропейские сети. 65 процентов магазинов местных сетей и почти 79 федеральных торгуют непродовольственными това- рами. В ближайшее время си- туация на рынке может сущест- венно измениться. До 2009 года планируется открыть не- сколько крупных торговых объ- ектов: ООО «Алгоритм-Медиа» строит ТЦ с торговой площа- дью 20 тысяч кв. м в районе улицы Катукова, ООО «РТМ Ли- пецк», ТЦ на Терешковой с тор- говой площадью 7,5 тысячи кв. м, на улице 50-летия НЛМК возводится ТРЦ «Интерсити» (торговая площадь 7,5 тысячи кв. м). На днях предпринима- тель Владимир Чеботарев, вла- делец ТРЦ «Липецк», озвучил свои планы построить в центре Липецка на Советской ТРЦ «Ев- ропа». Общая площадь двух- этажного комплекса — 55 ты- сяч кв. м. Предполагаемый объем инвестиций — порядка 75 миллионов долларов. В чис- ле якорных арендаторов назы- ваются сеть гипермаркетов «Вестер» , торговые марки «Benneton», «S Oliver» , «L`Etoile» и другие. Также о своих планах построить торговые комплексы сопоставимых масштабов за- явили московские торговые группы «Корстон» и «Ташир». — Развитие потребитель- ского рынка Липецка приобре- тает лавинообразный характер. Появление в городе таких тор- говых центров повышает конку- ренцию, заставляет бизнес ис- кать пути оптимизации своей деятельности, менять работу маркетинговых служб, ценовую политику и ассортимент, повы- шать качество обслуживания. В выигрыше, естественно, оста- ется покупатель. Для города это дополнительные налоговые поступления в казну, новые ра- бочие места (их больше трех тысяч). Только за освоение зе- мельных участков под строи- тельство данных объектов в го- родскую казну в 2006 году до- полнительно поступило около 200 миллионов рублей, — ком- ментирует ситуацию председа- тель департамента экономики администрации города Влади- мир Мигита. — Сейчас арендная плата одного квадратного метра тор- говой площади колеблется от тысячи рублей в месяц и выше. В последнее время в связи с возросшим предложением тор- говых площадей стоимость аренды постепенно снижается. Думаю, эта тенденция сохра- нится, — считает начальник уп- равления потребительского рынка департамента экономи- ки мэрии Нина Дорофеева. Устоит ли малый бизнес? Экспансия торговых сетей, как и всякая война, не может пройти без победителей и по- бежденных. Больше всего в Липецке от вторжения гипер- маркетов пострадали владель- цы киосков. Если в середине 90-х в городе было свыше трех тысяч киосков, то сейчас — ме- нее двух тысяч, и их количество неуклонно сокращается от ок- раин к центру. Впрочем, пока вряд ли об этом сожалеет боль- шинство покупателей, ассорти- мент сети магазинов гораздо шире, а цены на порядок ниже. Небольшие магазины шаговой доступности, особенно в райо- нах новостроек, напротив, вполне уверенно конкурируют с супер- и гипермаркетами в борьбе за покупателя. В то же время есть магази- ны, даже столь крупные, как «Донской», которые по ряду причин не выдержали конку- ренции и закрылись. — Как только в город при- шло «Metro», все решили, что местные оптовые базы не вы- держат конкуренции и закро- ются, однако этого не про- изошло. Точно так же обстоит дело и с гипермаркетами, ры- нок еще достаточно емок, каж- дый может найти свою нишу. Действительно, после того как открылся «Реал», в выходные дни в магазинах, находящихся неподалеку, снизилась выручка — люди предпочитали закупать товар на неделю в гипермарке- те. Проанализировав ситуа- цию, я перевел свой магазин на самообслуживание, что полно- стью себя оправдало. Не ду- маю, что появление гипермар- кетов автоматически приведет к кризису малого бизнеса, нуж- но учиться использовать свои конкурентные преимущества, — считает генеральный дирек- тор торгового дома «Рябино- вый» Александр Коротких. — Появление крупных роз- ничных сетей — примета вре- мени. Пытаться противостоять их развитию — все равно, что бороться с прогрессом. Сети первыми приносят в город ин- новации в торговле, новые стан- дарты обслуживания покупате- лей, активизируют развитие ин- фраструктуры. Местным биз- несменам, чтобы оставаться конкурентоспособными, прихо- дится перенимать передовой опыт. В плюсе все горожане, — такова точка зрения председа- теля правления Фонда развития и поддержки предприниматель- ства Липецкой области «Дело», известного в городе ресторато- ра Андрея Плотникова. Очевидно, что выход на ры- нок крупных торговых сетей су- щественно снижает розничные цены в регионе. Более низкая цена, предлагаемая большими сетями, компенсируется значи- тельным объемом закупок. Ког- да в городе одна сеть, она чувствует себя монополистом, поддерживая высокий уровень цен. Федеральные сети имеют возможность предлагать что-то другое, а это приводит к серь- езным изменениям. Выбор больше, цены ниже, а значит, большинство покупателей от этого только выиграет. Сергей МАЛЮКОВ. НАША СПРАВКА Ритейл — принятый в мировой практике термин, обозначаю- щий розничную торговлю. Франчайзинг — система ведения бизнеса, состоящая из двух компонентов: франчайзера, который продает свою торговую мар- ку, и франчайзи, который отчисляет франчайзеру плату за ее ис- пользование. Гипермаркет — магазин с торговой площадью более 2,500 кв. м, где не менее 35 процентов торгового пространства отведено под торговлю непродовольственными товарами. («Реал», «Мы», «Перекресток»). Супермаркет — магазин с торговой площадью от 400 до 2500 кв. м, где более 70 процентов ассортимента составляют продо- вольственные товары и товары повседневного спроса («Пере- кресток», «Корзинка», «Покупайка»,). — Сash&carry — торговая точка площадью от 1500 кв. м, где организован принцип мелкооптовой торговли («Metro»). Дискаунтер — как правило, магазин с торговой площадью от 300 до 900 кв. м, ассортимент продукции варьируется от 1000 до 4000 наименований, ходовые товары предлагаются по низким це- нам («Магнит», «Копейка»). ФОТО АВТОРА Ç·‰ËÏË  Ä̉  ÓÔÓ‚ Û  ÓʇÂÏ ‰Ó‚ÓÎÂÌ; ͇  ÚÓÙÂÎÂÛ·Ó-  Ó˜Ì ˚ È ÍÓÏ·‡ÈÌ — ‡„  „‡Ú ÒÎÓÊÌ ˚ È…

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz