Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)

20 сентября 2007 г., № 183 (23061 ) Реклама А с началом школы подъём в 5.30. Пока дочка принимает душ, быстро готовлю ей завтрак, упаковываю ланч, и в 6.30 мы с ней выезжаем из дома. Расстояние до школы приличное, и если выехать позже, то, попав в круговорот машин, можно опоздать. А ус- петь надо к началу занятий, то есть к 7.15. Конечно, я бы могла и не возить дочь, а отправлять её на автобус. Похожие окраской на колорадских жуков, жёлто-оранжевые с чёрными полосками, они десятками ездят по своим маршрутам и собирают кучки сонных школьников со строго определённых точек, блокируя при этом и без того накалённое движение. Потому что, согласно автодорож- ным правилам, при остановке школьного ав- тобуса должны останавливаться как сзади идущие машины (даже если это двухполос- ная дорога), так и встречные. Но дело в том, что моя девочка, как и многие другие дети, ездит в государственную школу, которая расположена в отдаленном районе, так что добираться надо с несколькими пересадка- ми. Зато в этой школе интенсивное обуче- ние и подготовка к колледжу, туда отбирают по результатам специальных тестов. Да и в школе не четыре тысячи учащихся, а всего 1200. В 5 часов вечера она буквально при- ползает домой и садится за уроки. Поэтому наши с ней ежеутренние тридцать минут об- щения в машине нужны нам обеим. Учащиеся здесь не только переходят из класса в класс, но и из школы в школу. Первая школа — начальная, с дошкольного по пятый класс. Каждый год у классов меняется учи- тельница, да и состав классов каждый год разный. Не знаю, по какому принципу их пе- ретасовывают, но личные просьбы детей и родителей, как правило, отклоняются. К кон- цу начальной школы получается так, что все друг с другом учились в тот или иной год. По- моему, у детей отсутствует понятие коллекти- ва вообще. И никаких соревнований между классами, чтобы никто не чувствовал себя хуже других. Мотивирует ли это детей? Со- гласно результатам, не очень. Социологичес- кие исследования показывают, что более 25 процентов американцев, окончивших школу, не умеют читать. 20 процентов не смогли по- казать на карте свою страну. То ли они были незрячие, то ли карту мира впервые увидели. Объяснение этому есть, и весьма пе- чальное. Уже типичным становится то, что школьников с малолетства сажают на транк- вилизаторы. Учителя в содружестве с психо- терапевтами объявили гиперактивность бо- лезнью. Так что если ваш малыш смешлив и непоседлив, никто не будет пытаться его призвать к порядку и уж тем более перевос- питывать, — его просто «нейтрализуют» таб- летками. Школа официально выдвигает пе- ред родителями требование: обследовать ребенка у психотерапевта и выполнять его назначения. В противном случае ребенка от- странят от занятий. Как правило, «диагноз» подтверждается, бизнес укрепляется, дис- циплина улучшается, нервы ни у кого не вы- матываются. Полкласса спокойно «сидит на колесах». А учителя не только не хотят, но порой просто не имеют права прикрикнуть на ученика или отчитать его, потому что обя- зательно найдется идиот-родитель, который начнет судиться со школой. Таким образом, круг замыкается. Ко мне на уроки музыки приходит девоч- ка, восьмилетняя Эмили. Умненькая, но веч- но зевающая, со «стеклянным» взглядом. Однажды во время урока она вдруг начала сверкать глазами, весело болтать, злиться на трудное место в пьесе. Ее мама тут же ис- пуганно заизвинялась: «Миссис Марина, простите, мы забыли дать ей таблетку перед уроками». А я, совершенно обалдевшая, ра- довалась эмоциям Эмили, которых мне так у нее не хватало, и одновременно испытывала ужас от контраста. Выходит, дети, напичкан- ные лекарствами, перестают быть самими собой! Как же родители могут идти на это?! Во время коротких перемен дети пере- мещаются строем, почти бесшумно. Бегать внутри школы категорически запрещается во избежание всё тех же несчастных случа- ев. Если ученики не могут находиться в клас- сной комнате, они должны тихо сидеть в ко- ридоре на полу вдоль стен. Пол относитель- но чистый. Однажды моя знакомая Валя, бывшая жительница Самарканда, впервые попала в школу своего внука. Когда она увидела груп- пы детей, тоскливо сидящих на полу вдоль всего коридора, то решила, что случилось нечто серьезное. Валя уже не знала, что ей èËҸχ ËÁ ÄÏ  ËÍË Школа без Первого сентября Продолжаем начатый в номере 180 «ЛГ» рассказ бывшей липчанки Марины Пантелеевой, а ныне гражданки США Марины Мекейб о ее жизни в Америке. Когда лето подходит к концу, мне всегда становится грустно. Наверное, это связано с тем, что сама я очень много лет работаю в системе музыкального образования — раньше в России, а теперь в Америке, и уже привыкла жить «по расписанию» своих учеников. К тому же, когда у тебя дети-школьники, ты вместе с ними печалишься из-за быстро пролетевших каникул. делать: то ли самой валиться на пол в целях самосохранения, то ли звать кого-то на по- мощь. Но, заметив пару взрослых, спокойно шагающих мимо детей, она догадалась, что все в норме. Позже она восклицала: «Госпо- ди, сидят как заложники, к полу пригвожден- ные! Им же, согласно природе, двигаться положено. А девочкам каково на холодном полу? Они же без потомства останутся!» Не волнуйся, Валюша, детей они себе потом в России или Китае купят. Зато врачам бизнес обеспечен. Но это уже другая тема. В так называемых средних школах дети учатся с шестого по восьмой класс. Там, как правило, их дифференцируют на продвину- тых и обычных, опираясь на результаты окончания начальной школы, и тасуют уже внутри каждой группы. Несмотря на счастли- вое равенство в детстве, природа берёт своё в отрочестве. И вот уже полицейские бессменно дежурят в каждой средней школе (уж не говоря о высших школах). В девчачьих туалетах стены и двери традиционно распи- сываются фрагментами из половой жизни. Из массы начинают выклёвываться герои и антигерои. Между прочим, в средних школах уча- щимся дают (о ужас!) домашнее задание, что совершенно сокрушило двух моих уче- ниц — начинающих шестиклассниц. «Миссис Марина!— возмущались они, придя ко мне на урок. — Представляете, нам задали до- машнюю работу прямо в первую же неделю!» «Да, — смеюсь, — это безобразие». Харак- терно, что задания часто предполагают на- личие компьютера. А в старших классах без компьютера просто нечего делать. Он вообще занимает пугающе большое место в повседневной жизни. Как-то у девочки-кассирши сбилась компьютерная касса. Выдав итог в 16 долла- ров и 59 центов и приняв мои 20, касса за- висла на сдаче (задачка для первого класса). Девчоночка бросила на меня панический взгляд, мол, всё, ситуация серьёзная, сдачи может и не быть. Я ей говорю: «Ничего страшного. Вот столько-то и столько ты мне должна». Она недоверчиво на меня посмот- рела и, даже не попытавшись посчитать в уме, позвала по микрофону менеджера. Та блестяще справилась с задачей, решив её на бумажке в столбик, и торжественно вру- чила мне сдачу. Старшие классы, с 9 по 12, это уже вы- сшая школа — «high school”. Многие подрос- тки ездят заниматься на своих машинах, паркуя их на закреплённых за ними платных стоянках. Занятия там начинаются раньше по времени, чем в средних и начальных шко- лах, потому что учитывается, что многие старшеклассники после занятий работают. Часто они так и застревают на всю жизнь на этих неквалифицированных работах, забро- сив учёбу, оказавшись затянутыми в рутину повседневной жизни, оплаты кредитов и до- вольствуясь тем, что они могут себя прокор- мить и обеспечить самым необходимым. Государственные школы предлагают еще и программы для одарённых, а точнее ска- зать, для заинтересованных в своём буду- щем учащихся. Кроме того, в государствен- ной системе существуют школы с опре- делённым уклоном в науку, искусство, с ин- тенсивным изучением тех или иных предме- тов. В них также принимают через тестиро- вание. Как правило, в таких школах огромное количество китайцев, а также немало индий- цев, русских и прочих детей иммигрантов. Существует и другая альтернатива, в ко- торую я сначала не могла поверить, пока сама ради любопытства не попала на соот- ветствующую конференцию. Это — домаш- нее обучение под руководством родителей (чаще всего неработающей мамаши) через компьютер. Самое интересное то, что ре- зультаты этого метода, как правило, гораздо выше результатов обучения в государствен- ных школах. До какой же степени нужно ра- зочароваться и отчаяться родителям в сис- теме обучения, чтобы сесть со своим ребён- ком за учебники! И с каждым годом это дви- жение растёт. Ничего удивительного. Не всем родителям нравится, когда их детям уже с начальной школы начинают промывать мозги. Периодически то в одном, то в дру- гом штате какой-нибудь шестилетний ма- лявка исключается на пару недель из школы за то, что он нарисовал, смастерил из бума- ги или просто сложил из двух пальцев писто- лет, то есть продемонстрировал угрозу окру- жающим. Правда, грабежей и убийств от та- кого «воспитания» меньше не становится. Или вот другой эпизод с девочкой-старше- классницей: ее тоже на две недели исключи- ли из школы за то, что она принесла в класс Библию, оскорбив тем самым религиозные чувства одноклассников-мусульман. Мне до сих пор очень жаль, что начало учебного года здесь в школах не совпадает. В одних — это второй понедельник августа, в других — третья пятница, где-то — это на- чало сентября. И никаких торжеств, никаких цветов! А в Северной Каролине у моей зна- комой дети вообще ходят в школу круглый год: девять недель учатся, три недели отды- хают, и так без конца. Говорят, удобно для работающих не покладая рук родителей. А я вспоминаю наше 1 сентября. И тот охватывающий и объединяющий всю страну подъём, и букеты, и трогательные пары старшеклассников с первачками, и учитель- ницы, похожие на английских королев во главе своих маленьких войск — классов. На- стоящий праздник — День знаний. Хорошо, что есть на Земле страна с таким праздни- ком. Марина МЕКЕЙБ. Преподаватель судится со школьным округом Медфорда, добиваясь отмены запрета на ношение оружия в школах. Этот конфликт уже привлек внимание в СШАпротивников и сторонников ношения оружия. Сторонники после недавнего массового расстрела школьников в штате Вирджиния ут- верждают, что преподавателями, возможно, студентамнужно вооружиться, чтобы предотвратить подобные случаи в будущем. По информации электронных СМИ äÒÚ‡ÚË Американские тинейджеры понятия не имеют о существовании Дня Конституции… Больше половины американских подростков не знают, что в США есть День Конституции. Это результат опроса, приуроченного к празднику, отмечавшемуся накануне. С 2004 года, когда этот день назвали Днем Конституции, каждый год для американских школ и колледжей из федерального бюджета специально выделяются средства на проведение курса занятий по основному закону. Не- смотря на это, социологи из университета Коннектикута, которые провели опрос, пришли к выводу, что целое поколение американцев может ничего не знать о Конституции своей страны. До 2004-го 17 сентября отмечалось как День гражданина США. …А американская учительница борется за право ношения оружия в школах для самозащиты Женщина —школьный учитель в штате Орегон, подала в суд иск, настаивая на своем праве приходить в класс с оружием для самозащиты.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz