Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)

6 сентября 2007 г., № 173 (23051) 3 — Иосиф Леонидович, ваш театр довольно много гастролирует. Как принима- ет публика разных стран ваши постановки? Отлича- ется ли парижский зритель от иранского? — У меня абсолютное ощущение, что в Париже, Липецке, Нью-Йорке и, как ни парадоксально, даже в Иране зрители ничем друг от друга не отличаются. Кто-то, может, более образован, кто- то менее, но все приходят в театр за одним: увидеть ре- альную человеческую исто- рию, которая соотносилась бы с их жизнью, с их раз- мышлениями, нервами. Если это есть в спектакле, тогда он имеет успех. Если же нет… Я совершенно уве- рен, хоть многие коллеги со мной не согласятся: нет пло- хого зрителя, есть плохие художники. — Но все же Иран — страна весьма специфичная. Даже удивительно, что там проводится театральный фестиваль… — Да, и уже в 25-й раз. «Фаджер» называется, то есть «Рассвет». Как и ракета ядерная. Что касается иран- ских впечатлений, то для меня это были тяжелейшие воспоминания о Советском Союзе. Мрачные улицы, все серо, все закрыто, ничего нельзя. Дикости разные. Например, в аэропорту отде- льные очереди для мужчин идляженщин, чтоб никто ни к кому не прикасался. На репетициях целая комиссия сидела, «поправляла» спек- такль, чтоб у женщин ника- каячасть телане была видна. Поэтому, кстати, сразу была отклонена оперетта «Чай- ка»: там ноги у девушек были бы видны. Или вот сто- им в театре, пять минут до показа. Вдруг такой шорох, шухер, какие-то люди с ав- томатами, бегом, всех при- жимают к стенке. Идет мощ- ная такая охрана, внутри один человек, его проводят в зал. Мы в шоке: что такое? А-а, говорят, ничего. Это министр культуры пришел спектакль посмотреть. На казнь нас приглаша- ли: «Ой, как жалко, что вы улетаете. А то у нас такая казнь будет чудная». При этом приходишь в универси- тет—я тампроводилмастер- классы — и видишь образо- ванных, нормальных людей, которые очень скептично относятся к своему прези- денту, которые осведомлены о истории российского, со- ветского театра порой лучше наших студентов.Мало того: нигде не продается спиртное, а приглашают в дом, откры- вают холодильник — выни- мают любой алкоголь. Вот это все как-то у них сочета- ется. Их президент объявля- ет, что не может быть в мире такого государства, как Из- раиль, а в это время на цент- ральной улице—старинные израильские лавки с таким антиквариатом, какой я ниг- де не находил. И стоят эти хасиды с косичками, с кипа- ми. Страна фантастических парадоксов, невероятная. — В интервью вы не раз говорили, что хороший ак- тер редко бывает хорошим человеком, поскольку эта профессия требует постоян- ной провокации самых раз- ных чувств, как добрых, по- ложительных, так и недоб- рых, злых. Талантливый актер играет не «текстом», а нервами, пропускает все через себя, а значит, и влия- ние всего дурного на него сильнее. А к режиссеру это тоже относится? — Ну, конечно. Я много за собой дурных проявлений знаю. С ними борюсь как могу. Есть очень невинные, например, мне очень трудно умерить аппетит. Я очень быстро взрываюсь и потом жалею об этом. Я в силу про- фессии довольно часто, к сожалению, обижаю людей. Потом это осознаю и стара- юсь, есливиноват, попросить прощения. Много дурных проявлений. Но, как Антон Павлович Чехов предлагал выдавливать из себя по кап- ле этого самого раба, я пыта- юсь что-то из себя выдавить, избавиться от чего-то. А пу- зырек потом снова наполня- ется, наполняется… — Вот еще одно ваше высказывание на эту же тему: «Театр — дело без- нравственное». Так зачем же вы им занимаетесь? —Ну это так сложилось. Все знают, что курить вред- но, пить вредно, жить вред- но. Но живут, курят и выпи- вают. Да, вот выбрал я это безнравственное дело…Хотя иногда очень серьезно поду- мываю перейти на свою лю- бимую работу — вождение междугородних фур. Я вооб- ще профессиональный води- тель. Вожу автомобили всех марок и конструкций. Вожу гидроциклы, квадроциклы, снегоходы, в общем, все, что движется. Мало того, я зани- маюсь гонками по бездо- рожью, и очень серьезно. Мне иногда стыдно бывает, когда идет плохой спек- такль, — мой, конечно. Я вхожу в зал, актеры плохо играют, я вижу свою очень плохую режиссуру, бездар- ную. Думаю: «Ну ехал бы сейчас где-нибудь, по какой- нибудь украинской степи… Хорошо!» — Гонки — это экстрим, стресс. Разве в театре его вам не хватает? — В театре это совсем другое. Там это все равно такое болтание языком. Те- атр все-таки не совсем муж- ское дело. Даже можно ска- зать — совсем не мужское. Театр—это игра самолюбия, нервов, амбиций: кто талан- тливее, кому досталось боль- ше аплодисментов. —Интересно вы о театре отзываетесь: немужское дело, безнравственное заня- тие. А гонки? — Это очень интересно. Мы вот в марте перешли Байкал с юга на север в тече- ние десяти дней — по льду, подо льдом. Очень сложный переход. До нас этого никто не делал зимой. И я очень горжусь тем, что ни разу не уходил в джип или в какие- то теплые места. А ночевали мы все время на льду. И весь Байкал я прошел на снегохо- де — это очень сложно. Про- ходил под метровым льдом — невероятно. Два самых неприятных ощущения было: когда я летел в про- пасть, понимая, что просто погибаю. Каким-то чудом вылетел на склон. И вот — подо льдом. — И как родные на все это реагируют? — А они узнают об этом потом. —А есть ли у вас увлече- ния менее травмоопасные? —Есть, конечно. Однаж- ды, когда дочь Саша еще училась в начальной школе, учительница спросила: «Дети, что вас окружает?» Кто-то говорит — небо, кто- то—природа, воздух. «Авот все вместе, каждый день и дома…» Тут Саша поднимает руку и говорит: «Это все на- зывается барахло». Вот якак раз его и собираю. Когда приезжаю куда, прежде все- го иду на барахолку, на бло- шиный рынок, в антиквар- ный. Вот недавно был на Сицилии, объездил кучу маленьких городков, там по субботам-воскресеньям — в Европе это принято — за копейки продают фантасти- ческие вещи. У меня дом завален такими вещами. Очень много каких-то чай- ничков, каких-то подсвечни- ков, стульчиков. Я рад, что моя старшая дочь и ее муж – они студенты-художники – тоже этим увлеклись. Зво- нят радостные из Рима: «Папа, мы сейчас на бара- холке ну такой красивый сломанный столик купили!» ОниизЖеневытащаткакой- то стул, а я из Парижа — ве- шалку. Прялки, утюги, кас- трюли — в моем загородном доме этого полно. Кстати, дом — тоже одно из моих увлечений. Явсюжизнь что- нибудь строю. Строю дом — сам причем, своими руками, потом его продаю, покупаю новый участок, строю. Но вот в этом последнем уже подзадержался и, думаю, останусь здесь уже до конца жизни. Мой отец там похо- ронен, да и соседи хорошие. Был раньше Окуджава. Те- перь вот с одной стороны — Чубайс, с другой — Фило- зов. — Вы, вероятно, смелый человек. Ведь и современная драматургия — это тоже зона риска. На классику хотя бы на первый показ придут—авторитет велико- го имени сработает. А вы берете молодых, никому не известныхавторов. Апойдет ли на них публика, нет—за- ранее не угадаешь. —Я делаю это сознатель- но. Очень люблю современ- ную драматургию. Очень люблюставить пьесу первой, когда к ней еще никто не прикасался. Это, конечно, колоссальная ответствен- ность, но есть в этом и про- фессиональный азарт. Гово- рил об этом уже не раз и ëÓ·ÂÒ‰ÌËÍ «ãÉ» àÓÒËÙ êÄâïÖãúÉÄìá: «Нет плохого зрителя, есть плохие художники», ËÎË óÂ„Ó ı Ó˜ÂÚ  ÂÊËÒÒ  , ÍÓ„‰‡ ‰Â·ÂÚ ÒÔÂÍÚ‡Íθ В четырнадцать лет он работал электрогазосварщиком на одесской автобазе. Потом штурмовал театральные институты— харьковский, ленинградский, но его никуда не брали. Он гордится тем, что многое умеет делать своими руками — водить фуры, строить дома, и называет театр безнравственным занятием и немужским делом. С Иосифом Райхельгаузом, художественным руководителем московского театра «Школа современной пьесы», мы встретились, когда на сцене нашего академического театра драмы имени Л.Н. Толстого шел спектакль по пьесе Бориса Акунина «Чайка». Актеры «Школы», среди которых были такие звезды, как Татьяна Васильева, Альберт Филозов, представили липчанам середину «белокрылого» триптиха. «Чайку» Чехова театр недавно показывал в Париже, пьесу Акунина — в Иране. Есть еще и одноименная оперетта Александра Журбина, которую режиссер также предложил для иранского фестиваля, но ее отклонили по религиозно-этическим соображениям. снова повторюсь: вся исто- рия мирового театра, все его по-настоящему великие по- беды связаны не с трактов- кой, а с возникновением но- вой драматургии. Я как-то на лекции это студентам своим рассказал, и с тех пор сам стал в это верить. Ну, действительно, посмотрите. Весь античный театр — это школа современной пьесы: писали и тут же играли. Средние века, все эти улич- ные зрелища—они отклика- лись на сиюсекундность. Весь шекспировский театр, весь Мольер, Гольдони, Гоц- ци—этошкола современной пьесы. Вся история русского театра… Пока в Александ- ринкуивМалыйОстровский нес свои горяченькие пьесы, это были живые театры. И МХАТ ухватил своего совре- менника Чехова. Горький, Алексей Толстой, Булга- ков… —Но все эти имена оста- лись в истории… —И наши останутся! Я в этом убежден. —Апо какому критерию вы отбираете пьесы? — По очень простому: соотнесение темы, смысла с людьми, которые приходят в зал, чтобы соотнести свою жизнь с общей. Поэтому и говорят: этот артист хорошо играет, а этот — плохо. Хо- рошо—этокогдаяугадываю в нем то, чем я сам живу: свои страдания, свои радос- ти. По-моему, намного по- четнее, важнее ставить сов- ременнуюдраматургию. Вот когда выезжаю в какие-ни- будьЖеневы, я, естественно, стараюсь ставить классику. Во-первых, самразвлекаюсь, во-вторых, именно этого ждет публика от русского режиссера. Но у себя дома я занимаюсь новой драматур- гией и считаю, что она у нас в полном порядке. Очень много талантливых авторов: от Злотникова до Гришков- ца, от Акунина до Улицкой. Можно назвать Сашу Дема- хина, который написал пер- вую пьесу в семнадцать лет, она уже два сезона идет в театре (кстати, поставили ее мои молодые ученики). И Ксению Степанычеву, кото- рая настолько непривычно пишет, что режиссеры, пос- тавившие не один замеча- тельный спектакль, просто не знают, как с этим быть. И я счастлив, что молодые ре- жиссеры — знают. И хотя у нас в труппе много звезд пер- вой величины, но регулярно в спектаклях играют и сту- денты. Потому что это и есть — школа современной пье- сы. — А что раздражает в современной драматургии? — Не нравится, когда талант, профессионализм, художественность пытаются подменить пошлостью, от- кровенным цинизмом. От- крытым бравированием за- крытых тем. Ну есть вжизни человека такие стороны! Едим мы в компании, но в туалет, простите, ходим по- одиночке. Возможно, в ка- ком-то физиологическом, медицинском смысле это интересно, но в смысле ис- кусства… Я понимаю: в ис- кусстве нет запретныхтем,но когда подобное становится основной и главной, мне ка- жется, этоперебор.Чтомывсе время будем говорить об от- клонениях, аномалиях? Ко- нечно, есть алкоголики, бом- жи, наркоманы, гомосексуа- листы,ноэтонебольшинство. Однако сейчас многие режис- серы стали просто певцами гомосексуализма. Особенно намосковскойсцене.Поэзия, как говорит один артист, мужского зада затмила всю иную поэзию. Я когда-то ви- дел выдающийся спектакль РоманаГригорьевичаВиктю- ка «Рогатка», где и эта тема была. Потрясающий спек- такль. Но когда этого очень много, когда этоподнимается как знамя… Я когда делаю спектакль, хочу, чтобы спра- ва от меня сидела моя мама, слева — дочери и чтобы мне небылостыдно.Естьтемы, на которые мне не хотелось бы с ними разговаривать. И мне интересен прежде всего чело- век нормальный. Вот о нем я пытаюсь рассказать. Беседовала Софья ВОБЛИКОВА. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ И хотя пенсионная рефор- ма, в рамках которой нам дано право участвовать в формиро- вании накопительной части на- ших пенсий, началась в 2002 году, далеко не все отдают себе отчет в том, что от нас зависит размер будущей пенсии. А «письма счастья» из Пенсион- ного фонда в лучшем случае сохраняют в каком-нибудь ук- ромном месте: а вдруг приго- дится? Хотя гораздо разумнее сделать очередные распоряже- ния, перемещая пенсионные накопления в более выгодные финансовые институты. Вопрос один: чем при этом руководс- твоваться? Управляющих ком- паний и негосударственных пенсионных фондов много, попробуй определись… — Действительно, выбрать из 55 управляющих компаний и 120 негосударственных пенси- онных фондов непросто, — со- глашается ведущий специалист организации и учета процесса инвестирования отделения Пенсионного фонда РФ по Ли- àÌÚ  ‚¸ ˛ ÔÓ ÔÓ‚Ó‰Û Выбирай, не то проиграешь ä‡Í ҉·ڸ, ˜ÚÓ· ˚ ̇¯Ë ·Û‰Û ˘ Ë ÔÂÌÒËË · ˚ ÎË ·Óθ¯Â Пенсионный фонд Российской Федерации закончил рассылку так называемых «писем счастья». В них отражены сведения о страховых взносах, поступивших в Пенсионный фонд на индивидуальные лицевые счета граждан, и результаты инвестирования пенсионных накоплений. Такие извещения рассылаются каждый год до 1 сентября. Чтобы в следующие четыре месяца граждане 1967 года рождения и моложе могли определиться относительно дальнейшего размещения своих пенсионных накоплений. пецкой области Ольга БОРИ- СЕНКО. — Заявление о пере- воде своих пенсионных накоп- лений можно подать до 31 де- кабря текущего года в любой территориальный орган ПФ не- зависимо от места жительства или в организации, с которыми ПФ РФ заключил соглашение о взаимном удостоверении под- писей: НПФ «Социальное раз- витие», ОАО ЛКБ «Росбанк», «Связь-Банк», филиал ОАО «ТГК-4» «Липецкая региональ- ная генерация». Кстати, заяв- ление можно выслать по почте или с курьером, но в этом слу- чае его необходимо заверить у нотариуса. Прежде всего следует пом- нить о том, что при переходе в негосударственный Пенсион- ный фонд с ним необходимо заключить договор об обяза- тельном пенсионном страхова- нии. Ну а принимая решение, надо, естественно, исходить из того, что доход от размещения пенсионных накоплений дол- жен быть как можно больше. Во всяком случае, выше уровня инфляции. — Ольга Максовна, да- вайте скажем нашим читате- лям, каковы уровень инфля- ции в стране и доходность инвестирования средств пенсионных накоплений хотя бы по некоторым финансо- вым институтам. Ведь мало знать результаты инвестиро- вания собственных накопи- тельных средств. Для выбо- ра полезен сравнительный анализ… — Уровень инфляции за 2006 год в стране составил 9 процентов. Что касается ин- формации о доходности нако- пительных средств по управля- ющим компаниям и негосу- дарственным ПФ, то она не яв- ляется закрытой. Дело, скорее, в том, что 95 процентов граж- дан, имеющих возможность на- правлять пенсионные накопле- ния в более успешную компа- нию, не интересуются этим шансом увеличить будущую пенсию. Поэтому отчисляемые в их пользу средства вкладыва- ются через государственную у п р а в л яющу ю к омп а н ию («Внешэкономбанк») в госу- дарственные ценные бумаги. В прошлом году доходность инвестирования средств пен- сионных накоплений по госу- дарственной управляющей компании составила 5,67 про- цента, по частным компаниям — от 5,95 до 39,17 процента. — Действительно, дохо- дов от инвестирования с на- копительной части пенсий можно получать в разы боль- ше, если ее выгодно размес- тить. И тут сам человек дол- жен проявить инициативу, чтобы приумножить пенси- онные накопления… — Вот именно. Достаточно обратиться в отделение ПФ РФ по Липецкой области, в том числе и по телефону 42-91-10. Кроме того, бесплатные кон- сультации специалистов по формированию накопительной части трудовой пенсии даются и в управляющих компаниях или негосударственных пенси- онных фондах. — А есть среди наших земляков такие, кто уже «подсуетился» и предпринял попытку приумножить свои пенсионные накопления? — В области более семи тысяч граждан уже воспользо- вались предоставленным им в 2007 году правом выбора для формирования накопительной части трудовой пенсии. Из них почти шесть тысяч предпочли негосударственные пенсион- ные фонды, 14 человек — част- ные управляющие компании, 26 — перешли из негосударс- твенного ПФ в Пенсионный фонд РФ. Один человек пред- почел один негосударственный фонд другому. Ознакомиться с информа- цией по вопросам инвестиро- вания средств пенсионных на- коплений можно и на Интернет- сайте ПФР: www.pfrf.ru. Подготовила Эмма МЕНЬШИКОВА. îÛÚ·ÓÎ Побили своих óÚÓ· ˚ ˜ÛÊË ·Ó fl ÎËÒ¸ Борьба за первое место в зоне «Центр» второго дивизиона продолжается. Таков главный итог очередного, 21-го тура. «Металлург» на своём поле сокрушил «Елец», в то время как лидер, подольский «Витязь», довольствовался лишь ничьей в поединке с пензенским «Зенитом». За девять туров до конца чемпионата отставание липчан от подмосковных футболистов сократилось до трёх очков. Во вторник в Липецке выясняли отношения две сильней- шие команды нашей области. Думаю, нет смысла объяснять, какое значение имела эта встреча для обоих коллективов. Недаром на послематчевой пресс-конференции наставник хозяев Алексей Петрушин окрестил её «супердерби». И в словах опытного специалиста не было ни капли преувеличе- ния. И для «Металлурга», и для «Ельца» две очные встречи —самые важные в сезоне, какие бы задачи ни решали коман- ды. Прошлогодняя победа над «Металлургом» в истории елецкогофутболанавернякабудетвписаназолотымибуквами. Сравнится с нейпо значимости, пожалуй, может лишь кубко- вый выигрыш у многократного чемпиона страны ЦСКА. Однако на этот раз обошлось без неожиданностей. «Ме- таллург» одержал уверенную победу — 4:1. Правда, после первого тайма на табло красовались нули, однако характер матча не оставлял сомнений — после перерыва липчане дожмут принципиального соперника. Положение «Ельца» усугубилось на 37-й минуте, когда за вторую жёлтую карто- чку с поля был удалён защитник Владимир Булатенко. Численный перевес хозяева смогли реализовать на 56-й ми- нуте — Рафаэль Зангионов поставил точку в эффектной многоходовой комбинации. Прошло четыре минуты, иДмит- рий Байда увеличил счёт. С трудом верилось, что в меньшинстве «Ельцу» удастся отыграть дефицит в два мяча. Однако, к чести гостей, они продолжали бороться до конца. Ина 77-й минуте их форвард Сергей Берестнев один мяч отквитал. Допустивший в этом эпизоде грубую ошибку капитан «Металлурга» Николай Иванов исправился довольно быстро. Он оказался самым расторопным вблизи ворот соперника и забил третий мяч. А окончательный счёт красивейшим ударом установил опять же Рафаэль Зангионов. На улице поклонников «Металлурга» в тот вечер был двойной праздник. Положительных эмоций добавило извес- тие о результате матча «Зенит» (Пенза) — «Витязь» (По- дольск). Нулевая ничья позволила липчанам сократить от- ставание от лидера. А в следующем туре «Витязю» предсто- ит ещё более тяжёлое испытание — встреча в Рязани с иду- щим третьим одноимённым клубом. В прошедшем туре «Рязань» одержала волевую победу в Орехово-Зуево — 4:2, и теперь от первого места её отделяют лишь четыре очка. А вот «Луховицы», похоже, окончательно распрощались с мечтой о выходе в первый дивизион. Дома они не смогли сломить сопротивление «Лобни-Аллы», сыграв с ней вничью — 2:2. Кстати, в грядущий понедельник с неуступчивой командой из Лобни сыграет наш«Металлург». Встреча прой- дёт в Подмосковье. Остальные матчи 21-го тура завершились так: «Звезда» (Серпухов) — «Дон» (Новомосковск) — 2:0, «Локомотив» (Лиски) — «Динамо» (Воронеж) — 1:2, «Спартак» (Тамбов) —«Сатурн» (Егорьевск)—1:0, «Губкин» (Губкин)—«Ника» (Москва) – 2:0. Михаил АБРАМОВ. ПОЛОЖЕНИЕ НА 6 СЕНТЯБРЯ И В Н П М О 1. Витязь (Подольск) 21 15 5 1 40-11 50 2. Металлург (Липецк) 21 14 5 2 57-20 47 3. Рязань (Рязань) 21 14 4 3 36-12 46 4. Луховицы (Луховицы) 21 13 3 5 31-21 42 5. Губкин (Губкин) 21 11 1 9 25-24 34 6. Лобня-Алла (Лобня) 21 9 4 8 27-25 31 7. Елец (Елец) 21 8 4 9 23-22 28 8. Динамо (Воронеж) 21 8 2 11 26-33 26 9. Сатурн (Егорьевск) 21 7 4 10 25-27 25 10. Зенит (Пенза) 21 7 4 10 23-25 25 11. Спартак (Тамбов) 21 6 5 10 20-23 23 12. Локомотив (Лиски) 21 6 4 11 22-35 22 13. Знамя Труда (Орехово-Зуево) 21 6 4 11 17-26 22 14. Звезда (Серпухов) 21 5 5 11 20-37 20 15. Ника (Москва) 21 6 0 15 19-41 18 16. Дон (Новомосковск) 21 4 4 13 14-43 16 ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА É  ÓÈ Ï‡Ú˜‡ ê‡Ù‡ ˝ θ á‡Ì„ËÓÌÓ‚ Ô  Ó  ˚ ‚‡ÂÚ Ó·Ó  ÓÌÛ ÒÓÔ  ÌËÍÓ‚. è  Ë fl ÚÌÓÂ Ò ÔÓÎÂÁÌ ˚ Ï Щелкунчик из пробок Ç ñÂÌÚ  ‡Î¸ÌÓÈ „Ó  Ó‰ÒÍÓÈ ‰ÂÚÒÍÓÈ ·Ë·ÎËÓÚÂÍ ˜ÂÒÚ‚Ó‚‡ÎË Ôӷ‰ËÚÂÎÂÈ В течение лета среди семей-читателей липецких детских библиотек проводился городской эколого- творческий конкурс «Домашний экологический музей». Папы, мамы, бабушки, дедушки вместе с детьми иллюстрировали наиболее понравившиеся литературные произведения композициями из… твёрдых бытовых отходов. На выставке было представлено более 100 работ. Герои книг К. Чуковского, А. Толстого, Г. Андерсена, П. Бажова, К. Булычёва, В. Катаева, Н. Носова, Э. Успенского, Н. Гого- ля, В. Маяковского, А. Чехова, Е. Шварца, изображенные с помощью подручных материалов, вызывали неподдельное восхищение. Гран-при конкурса была удостоена семьяМихаилаШия- на—учащегося гимназии№12. Вместе с сестрой Надеждой — студенткой Университета дружбы народов и бабушкой Надеждой ВладимировнойМихаил представил героев книги Гофмана — Щелкунчика и Мари, соорудив их из упаковок от косметики, пробок от пластиковых бутылок, колпачков высохших фломастеров. Неменееинтересныработыидругихпобедителейконкурса: семьи Прохоровых Никиты и Алёши — учащихся сш № 21, выстроившихшикарныйдворецдлягероевА.Линдгрен; семьи Суворовой Насти (сш№ 71), соорудившей чудесную компози- цию к сказке С. Михалкова «Три поросёнка». Интереснуюи чрезвычайно полезную работу сделал Олег Напримеров (сш№30) со своей бабушкойНадеждойИванов- ной. Они собрали из кусочков чёрного и светлого картона шахматную доску, а из зелёных и синих пробок —шашки. Всего в конкурсе приняли участие 130 семей—читателей двенадцати детских библиотек. Тридцать конкурсантов по- лучили подарки от городского управления экологии. Ну а без поощрений не остался никто. По словам председателя оргкомитета, заслуженного ра- ботника культуры РФ, руководителя Детского информаци- онного экологического центра Галины Гурьевой, этот кон- курс способствовал воспитанию у детей и взрослых экологи- ческой культуры, желания делать добрые дела для любимо- го города. Соб. инф.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz