Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)
«ЛГ», 23 ИЮНЯ 2007 г. № 36 (22914) СТР. 9 — Нина Федоровна, уже вовсю идет процесс рефор- мирования народного обра- зования. Выделю четыре составляющих реформы: изменение качества образо- вания, системы управления в отрасли, кадровая полити- ка, создание условий для самого учебного процесса и их участников – учителей, учеников. Понятно, что ре- форма сложная, продлится не один год. Какие задачи вашего профсоюза в этой связи на ближайшее вре- мя? — Знаете, что профсоюз беспокоит больше всего? Нежелание молодежи идти работать в учебные заведе- ния. Посмотрите: в Липецке молодые педагоги, что не отработали еще 5 лет, состав- ляют всего 7-9 процентов, а которые пришли всего лишь 2 года назад — до 4 процен- тов от общего числа педаго- гов. Явно видна тенденция к уменьшению. В чем дело? Работа педагога стала непри- влекательной, непрестиж- ной, главный фактор здесь — низкая оплата труда. Даже при 15-процентном повышении зарплаты с сен- тября ставка начинающего учителя составит 2642 руб- ля. С доплатами за классное руководство, проверку тет- радей и так далее зарплата будет около 4 тысяч. Моло- дой учитель, даже взяв еще дополнительные часы, все равно не получит больше 5 тысяч. Устроит ли такая оплата своего труда мужчин- педагогов? Вопрос ритори- ческий, поэтому женщин в нашей отрасли по городу — 95,6 процента, на селе около 93 процентов. Почти полови- на наших учителей уже с 20-летним стажем работы, им далеко за 40 лет, все боль- ше продолжает работать пенсионеров. Вот потому-то мы посто- янно твердим, настаиваем, требуемповышения заработ- ной платы. Конечно, за пос- ледние годы зарплата сущес- твенно выросла, но давайте говорить честно — инфля- ция просто-напросто съела и продолжает съедать все эти повышения. Мы ничего не выигрываем, уровеньжизни даже уменьшается. —Тогда еще одну правду скажите: ведь сегодня чувс- твуется перенасыщение пе- дагогическими кадрами, не так ли? — Да, количество уча- щихся уменьшается, не ухо- дят на отдых учителя-пенси- онеры, потому что не могут выжитьна те крохи, которые им дает государство за их добросовестный труд. Учи- тель себя сегодня сжигает. Но пройдет несколько лет, проявится демографический всплеск, а кто будет учить ребятишек? Молодежь не хочет, а старики уже не смо- гут. Скажу, что в учрежде- ниях дошкольного образова- ния уже чувствуется дефи- цит кадров. Что такое сегод- ня воспитателю отработать 12 часов в переполненной группе дошкольников? Это колоссальная нагрузка, а их зарплата весьма отличается от учительской, воспитатели не могут подзаработать, у них только ставка. И даже замещая няню, по сути рабо- тая за двоих, воспитатель не может получить свыше 4 тысяч рублей. —Наш выпуск уже сооб- щал о проведении област- ным профсоюзом народного образования пленума, пос- вященного именно пробле- мам в системе дошкольного воспитания. — И после него мы обра- тились к главе администра- ции области, в областной Совет депутатов с просьбой о повышении надтарифного фонда, обратить серьезное внимание на оплату труда работников учреждений до- школьного образования. Надо стимулировать труд воспитателя, разработать для этого критерии и предус- мотреть увеличение надта- рифного фонда. Располагаю информацией, что в Липец- ке с 1 января такие надбавки будут введены, ведется рабо- та и в районах области. — А что вы скажете о переходе на новую систему оплаты труда? — Вы имеете в виду от- раслевую систему. Докумен- ты для этого областным уп- равлением образования и науки подготовлены. —А что дает эта система педагогам? —Дополнительные дохо- ды, если, допустим, напол- няемость класса выше нор- мы, система будет учитывать квалификационную катего- рию педагога, более диффе- ренцированно станут рас- пределяться стимулирую- щие доплаты. Вот здесь ска- жет свое слово и качество образования. Мы обращаем, кстати, внимание, что учи- теля сегодня очень осторож- но, даже неохотно идут на аттестацию. Отсюда наша, как профсоюза, задача — убеждать учителей, что не- обходимо повышать свой профессиональный уровень, получать высшую катего- рию, что скажется и на ка- честве образования, и на заработной плате. А для это- го в каждой школе прово- дить профсоюзные занятия, где пропагандировать пре- имущества отраслевой сис- темы оплаты и рассказы- вать, что нужно делать при переходе. Здесь мы возлага- ем надежды на профакти- вистов, которых тоже уже готовим, проводим во всех районах семинары. Понима- ете, педагог должен уходить от критериев учителя вче- рашнего дня и становиться учителем даже не сегодняш- него, а завтрашнего дня. —Еще один больной воп- рос для педагогов – обеспе- чение жильем. — Для молодого специа- листа это крайне важный момент. Через ипотеку с не- померными процентами и низкой заработной платой педагога решитьжилищный вопрос нереально. Вот о чем надо серьезно задуматься государству — вводить но- вуюсистемудляобеспечения жильембюджетников, имен- но на этом настаивает наш профсоюз. Однако вернемся к опла- те труда. Самое главное при новой системе—зарплата не должна становиться ниже достигнутого уровня. И вот на что я еще хочу обратить внимание. Дело в том, что принятая минимальная оп- лата труда включает в себя и все надбавки, в том числе и за расширение, и за слож- ность, и так далее. То есть 2300 рублей — это не ставка первого разряда тарифной сетки, к которой плюсуются все дополнительные надбав- ки, как было раньше, а зарплата, содержащая в себя все. Тарифная ставкапервого разряда с сегодняшнего дня в нашей отрасли — всего 1405 рублей. Теоретически человек с высокой квалифи- кацией должен получать с надбавками не менее 2300 рублей, и работник низкой квалификации (никого не хочу обидеть, но, скажем, уборщица) теже самые 2300. О каком поднятии престижа мы говорим? Очень ужпопа- хивает уравниловкой, от ко- торой все так стремились избавиться. — Что ж, есть над чем подумать профсоюзу. Нина Федоровна, сегодня1сентяб- ря… — И пользуясь случаем, хочу поздравить всех работ- ников народного образова- ния с Днем знаний и поже- лать, чтобы на пути, скажем так, к учителю завтрашнего дня плюсов у нас было гораз- до больше, чем минусов. Ус- пехов всем! Беседовал Алексей КОЛБАСКО. 燯 ËÌÚ ‚¸ ˛ О педагоге завтрашнего дня ê‡ÁÏ ˚ ¯ÎÂÌË fl Ô ÓÙÒÓ ˛ ÁÌÓ„Ó Îˉ ‡ Ó ÚÓÏ, Í‡Í ÔÓ‰Ì fl Ú¸ Ô ÂÒÚËÊ Û˜ËÚÂθÒÍÓÈ Ô ÓÙÂÒÒËË Отсчет нового года принято вести с 1 января, но у телевизионщиков, например, он начинается в октябре, а у педагогов — сегодня. Вот и председатель обкома профсоюза работников народного образования и науки Нина ЦЕЛИЩЕВА тоже начинает год 1 сентября, именно с этого дня отраслевой профсоюз берет старт своего плана работы на новый, добавим – учебный, год. Впрочем, это все довольно условно, потому что и до сего дня в профсоюзе уже кипела работа, связанная с предстоящим учебным процессом, с повышением статуса педагогов, с их социальным обеспечением и с многими другими вопросами, волнующими работников народного образования. Вот совсем недавно, 21 августа, состоялась областная педагогическая конференция, в которой приняла участие председатель отраслевого профсоюза, где обсуждались итоги периода минувшего и планы на новый учебный год. Но в начале нашей беседы с профлидером мы договорились брать точкой отсчета именно первый день осени. P.S. С Ниной Федоровной мы общались долго, зашла речь и о том, отмечены ли как-ни- будь в последнее время достижения областного отраслевого профсоюза? Я заранее знал, что успехи-то есть. Нина Целищева подошла к благодарностям и почетным грамотам, ви- сящим на стенке профсоюзного офиса, и как-то уж очень скромно на них указала (см. фото). А я подумал: не стесняться бы надо, а наоборот, чаще об этом говорить, ведь профсоюз на- родного образования и науки—один из наиболее боевитых в бюджетной сфере и поощрения получает не зря… Президент полагает, что толчкомк росту зарплат учи- телей может стать начавша- яся в этом году в 21 субъекте России реализация пилотно- го проекта комплексной мо- дернизации образования. «Что касается регионов, где будет проводиться крупно- масштабный эксперимент, я все-таки очень рассчитываю, что права, предоставляемые учебнымзаведениямпоболее рациональному использова- ниюматериальныхресурсов, также будут стимулировать повышение зарплаты для учителей»,—заметилпрези- дент на встрече с министром образования РФ Андреем Фурсенко. В свою очередь глава ми- нистерства заверил прези- дента, что «даже первый этап (а программа рассчитана на три года) обеспечит увеличе- ние зарплаты, причем в пер- вую очередь тем преподава- è Ó„ÌÓÁ ˚ Ë ÏÌÂÌË fl Рассуждают-то достойно, в кошельках вот непристойно ÉÓÒÛ‰‡ ÒÚ‚Û ÌÂÓ· ı Ó‰ËÏÓ Ô Ó fl ‚Î fl Ú¸ ·Óθ¯Â ÓÚ‚ÂÚÒÚ‚ÂÌÌÓÒÚË ÔÓ ÓÚÌÓ¯ÂÌË ˛ Í Ò‚ÓËÏ „ ‡Ê‰‡Ì‡Ï Зарплаты учителей, врачей, деятелей культуры, несмотря на различные индексации, компенсации и прочие прибавки, которыми «баловало» в последние годы бюджетников российское правительство, по-прежнему выглядят не очень-то достойно. Что может помочь поднять их на более высокий уровень? Об этом размышляли глава государства и российские министры. телям, которые обеспечат лучшее качество образова- ния». На днях и глава Минис- терства труда и социального развития РФ Михаил Зура- бов, рассуждая о зарплатах в России, сделал удивительное по своей проницательности заявление. «Сейчас труд в стране недооценен и оплачи- ваетсякрайне низко»,—ска- зал он. По егомнению, чтобы исправить ситуацию, нужно предъявить новые требова- ния к работодателям. В час- тности, работодателям нуж- но предоставлять в государс- твенные службыпрогнозыпо потребностямв рабочей силе. Кроме того, «каждыйработо- датель обязан платить нало- ги за своих работников и предоставлять им полный социальный пакет». Но, как ни крути, а самым крупным работодателем у нас по-пре- жнемуявляется государство, обеспечивающее работой 14 миллионов российских бюд- жетников. Имел ли в виду министр и государство, гово- ря о недооцененности труда работодателями? Помнениюруководителя группы подбора персонала кадрового центра «ЮНИТИ» Ольги Рыбаловой, зарплату в бюджетнойсференеобходи- мо повышать. «Это поможет создать конкурентоспособ- ную среду в лице государс- твенных компаний. Следует помнить, что в бюджетные организации крайне неохот- но идет работать молодежь. Это непрестижно и невыгод- но материально, за исключе- нием госслужбы. В то же время поднимать зарплату работникам бюджетной сфе- ры, надеясь исключительно на то, что недостающие де- ньги будут получены только за счет работодателей, не- льзя», — считает Ольга Ры- балова. Выход из сложившейся ситуации в кадровом центре видят в том, чтобы государс- тво проявило больше ответс- твенности по отношению к своим гражданам, сделав так, чтобыповышения опла- ты труда бюджетников хотя бы не съедались инфляцией. В этом случае имолодые спе- циалисты, и ценные квали- фицированные кадры сами потянутся на бюджетные вакансии. Кирилл МИХАЙЛОВ. «ЛГ», 1 сентября 2007 г. № 170 (23048) СТР. 5 ëÂ„Ó‰Ì fl ‚ ‚ ˚ ÔÛÒÍÂ: l ä‡Í ÔÓ‰Ì fl Ú¸ Ô ÂÒÚËÊ Û˜ËÚÂÎ fl l Ö‚„ÂÌË fl åËθ˜‡ÍÓ‚‡ — ÒÓÁˉ‡ÚÂθ Ë ı ‡ÌËÚÂθ l ëӈˇθÌÓ ԇ ÚÌ ÒÚ‚Ó Ë ÌÓ‚ÂȯË Ú ı ÌÓÎÓ„ËË l à ÛÍÓ‚Ó‰ËÚÂÎ fl ÏÓÊÌÓ Ô Ë‚Î˜¸ Í ÓÚ‚ÂÚÒÚ‚ÂÌÌÓÒÚË l ÅÎËÊÂ Ë ˜‡ ˘  ӷ ˘ ‡Ú¸Ò fl Ò Ì‡ Ó‰ÓÏ l è ˘ۉ ˚ ‡·ÓÚÓ‰‡ÚÂÎÂÈ l ñ ÍÓ‚¸ Ë Ô ÓÙÒÓ ˛ Á ˚ l Ç ÓÔ‡ÒÌÓÒÚË ·ÂÁÓÔ‡ÒÌÓÒÚ¸ l 1911 „Ó‰: ÔÓÎÓ‚Ë̘‡Ú‡ fl ÂÙÓ Ï‡ Í‡Í ÙÓ Ï‡ ÔÓ‰ÍÛÔ‡ Школа МОУ СОШ № 65, на первый взгляд, обычное учебное заве- дение, каких много. 705 учеников, 71 препода- ватель. Почти половина педа- гогов (45 процентов) имеют высшую квалификационную категорию. Такую же катего- рию в этом году подтвердила и администрация школы. Здесь трудятся заслужен- ные учителя, ветераны труда, педагоги, удостоенные знака «Почетный работник образова- ния». Возрастной состав — от 20 до 55 лет, опытные педагоги охотно делятся секретами мастерства с молодыми, начи- нающими. Школа — с частичным са- мофинансированием. Платные услуги (дополнительные заня- тия с детьми) есть, но они не- обременительны для роди- тельского кошелька. Похвастаться зарплатой, увы, не получается. Педагог у нас еще не вышел на достой- ный уровень в плане матери- ального обеспечения. Учитель со стажем получает примерно 7 тысяч рублей в месяц, моло- дой (после вуза) — около 3. Чтобы заработать, приходится нести немалую нагрузку (до 28 часов), а это может повли- ять на качество знаний. Непло- хо, например, чтобы в классе насчитывалось 30 детей. Но снова нестыковка, ибо сани- тарно-гигиеническими норма- ми рекомендуются классы до 25 человек, причина — школа старая, ей уже больше 20 лет, и ее площади не позволяют развернуться. Тем не менее здание отре- монтировано к началу учебно- го года — в меру финансовых возможностей. Если что-то в силах самих педагогов, то они стараются от души. Например, территория перед входом украшена ориги- нальными цветниками. В коридорах и кабинетах еще веет запахами свежей краски и побелки. Все как обычно? Только почему-то на одном из торжественных мероприя- тий руководитель Липецкого управления образования Анна Шамаева назвала 65-ю школу флагманом образования горо- да. Чуть позже появилась у нас разгадка столь высокой оцен- ки школы. Это когда мы пооб- щались с руководством, со- вершили экскурсию по зда- нию, ознакомились с достиже- ниями, увидели многочислен- ные кубки, грамоты, дипломы и благодарственные письма, оформленные на специальном стенде. Секрет прост — у этого обычного учебного заведения своя особая атмосфера любви и дружбы — среди преподава- телей, детей и их родителей, всех, кто постоянно соприка- сается с жизнью школы. И что важно: профсоюз от этой жизни неотделим, он — важное звено в ней и присутс- твует всюду. Директор Жить и работать не по жес- ткой дисциплине, а делать все на совесть — педагогическое кредо директора школы Елены Хвостовой. И это не ее слова, а коллег, которые работали с ней, когда она возглавляла один из липецких детских до- мов, учителей, которые уже семь лет работают под ее руко- водством в 65-й школе. Елена ХВОСТОВА: — Текучести кадров у нас практически нет. Коллектив дружный. У нас не случалось конфликтов, которые выходили бы за пределы школы. Если возникает спорная ситуация, то каждая сторона (администра- ция — профсоюз — педагоги — родители — дети) старается понять, услышать друг друга. Лишь однажды коллектив учи- телей обращался в соответс- твующие инстанции, да и то не с жалобой, а с письмом. Это когда учителям вовремя не вы- платили деньги за аттестацию. Сама я – человек неконф- ликтный. Но если потребуется, смогу поставить зарвавшегося на место. Но разумно. К приме- ру, когда учитель в чем-то ви- новат, надо сделать так, чтобы он ушел из моего кабинета не униженный и обиженный, а осознавший свою ошибку. Если кто-то из родителей напишет жалобу, стараемся ее разре- шить так, чтобы это было не во вред ребенку. Во время родительских собраний мы с завучами прохо- дим по классам, чтобы выслу- шать вопросы родителей, пре- тензии. Это предупреждает возникновение конфликтов. В нынешнем году школа пе- решла на классную систему. Расшифрую: теперь дети не ходят из кабинета в кабинет, как раньше, а учителя идут к ним на урок, в их постоянную классную комнату. Конечно, для педагогов это — опреде- ленные неудобства, но зато удобно детям, а у нас все, под- черкиваю, решается в их поль- зу. Вот сейчас обновляется школьная столовая, на закупку торгово-технологического обо- рудования для нее городской департамент образования вы- делил 400 тысяч рублей. Очень кстати оказались и 250 тысяч рублей на замену мебели. Рассказывая о работе, ди- ректор каких только моментов не касается. Елена Ивановна в курсе абсолютно всего. Мне редко приходилось встречать руководителей, которые знают о профсоюзной жизни и де- ятельности коллектива не меньше, чем председатель профкома. А в 65-й школе именно такой случай. Здесь, если можно так выразиться, очень профсоюзный директор. Осветив в подробностях воп- росы взаимодействия адми- нистрации и профкома, Елена í‡Í ‰Â ʇڸ! А цель у всех одна – дети Сегодня они снова встретятся после летних каникул — ученики и педагоги. День знаний! Начало очередного учебного года. В этот день много говорится и о детях, и о их наставниках, звучат взаимные поздравления, пожелания. Но не все знают, что в школьной жизни немалую роль играют и профсоюзы. Ивановна заключает: — Вот сейчас придет наш председатель профкома, она вам все и разложит по полоч- кам. Председатель профкома В свое время в Казахстане Светлана Малык была призна- на лучшим учителем, победив в республиканском конкурсе. И сегодня в 65-й школе она — авторитетный педагог, третий год возглавляет профсоюзную организацию из 47 человек. Светлана МАЛЫК: — В работе мы руководс- твуемся прежде всего положе- ниями Трудового кодекса РФ, коллективного договора. Адми- нистрация и профсоюз — всег- да вместе. Любой вопрос, лю- бую проблему детально обсуж- даем, согласовываем. Разно- гласий практически не бывает, стараемся договариваться по каждой проблеме с учетом того, что на первом месте в школе главная и единственная для всех цель — ученик, его воспитание, качество знаний. Круг вопросов профсоюза, как известно, весьма обширен. Но при этом мы четко осозна- ем, что главное в нашей работе — защита прав и интересов пе- дагога. Правда, в пределах воз- можностей, ведь в большинс- тве своем проблемы образова- ния — они в масштабах всей страны. Если случается очеред- ная акция протеста профсою- зов, представители нашей шко- лы в ней активно участвуют. Учителя и ученики Много добрых слов посвя- тили мои собеседницы своим коллегам-педагогам. Велик был список «самых-самых». Ради 1 сентября (в качестве приятного сюрприза) мы оста- вили в этой публикации боль- шинство имен и фамилий и на- деемся, что оставшиеся «за кадром» не обидятся. В числе тех, кто особенно отличается на ниве воспитания детей, кто в центре школьной жизни, такие учителя, как Ольга Башкина, Татьяна Никитина, Га- лина Толчеева, Галина Шеина, Елена Рындина, Светлана Ти- мофеева, Лидия Торопчина, Ольга Яворская, Наталья Баха- ева, Наталья Пронина, Елена Жарикова, Сергей Стопин, Та- тьяна Овчинникова и многие другие. — В чем-то каждый наш учитель индивидуален, чем-то непременно отличается! — ут- верждает Елена Хвостова. — О всех и о каждом в отде- льности можно рассказать очень много интересного, — добавляет Светлана Малык. Валентина Харитонова — математик необыкновенный. Преподаватель музыки Еле- на Морозова — душа школы, вместе с сыном Игорем пишет песни (стихи и музыку), в част- ности, посвященные Липецку, учителям. Владимир Поликарпов — учитель ОБЖ, известный в го- роде педагог, неоднократный победитель областных и город- ских олимпиад, с ним ребята ходят в походы по местам бое- вой славы. А Любовь Бочарова не толь- ко отличный учитель английс- кого языка, но и вместе с кол- легой Риммой Бобохиной зани- маются, например, созданием музея семьи. Ольга Веревкина возглав- ляет школьное научное обще- ство, Зоя Хожайнова — органи- зацию «Наследники Александ- ра Невского». Отдельный разговор о са- мом любимом — о детях. Ребя- та в этой школе чувствуют себя комфортно и уютно, на их вос- питание и образование броше- ны, без преувеличения, все силы. Вот тому подтверждение. В 2007 году из стен школы вы- шло 9 медалистов. И это еще скромно, в иные годы медали получали и 16, и 20 выпускни- ков. В 2007 году все выпускни- ки поступили в вузы, в том чис- ле и на бюджетной основе. Елена ХВОСТОВА: — Наши дети — особенные, умные, какие-то одухотворен- ные. Они умеют себя вести в обществе, более воспитанные, чем другие. Куда с ними ни приди, не приходится за них краснеть. Ребята, надо отметить, тоже не скупятся на компли- менты и сюрпризы для своих наставников. Все вместе, под руководством школьного пар- ламента (есть здесь и такая ор- ганизация) готовят праздники для своих педагогов (ко Дню учителя, к 8 Марта и т.д.). На каждой перемене тогда в фойе организуется концерт в виде свободного микрофона, когда любой ребенок может что-то спеть для любимого учителя. Примеров бурной школьной жизни — с участием детей и их наставников — множество. Своя газета «Школьное обозре- ние». Регулярные школьные дискотеки. Частые экскурсион- ные поездки. А к участию в кон- цертах «Рябиновые бусы» для жителей 19-го микрорайона привлекли даже и соседние уч- реждения — школу искусств, прогимназию № 59 и детсад № 118. Мероприятие удалось на славу. — А еще в школе функцио- нирует тренажерный зал для учителей и учеников, оборудо- вание нам подарил глава горо- да Михаил Гулевский, — торо- пится добавить ко всему рас- сказанному Светлана Малык. А всего рассказанного, впрочем, в одной публикации и не уместить. В этой школе уме- ют и работать, и учиться, и от- дыхать. Таков результат нор- мальных взаимоотношений ад- министрации, профсоюза, пе- дагогов и, конечно же, — детей и их родителей. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ ÑË ÂÍÚÓ ¯ÍÓÎ ˚ ÖÎÂ̇ ï‚ÓÒÚÓ‚‡ (ÒÔ ‡‚‡) Ë Ô Â‰Ò‰‡ÚÂθ Ô ÓÙÍÓχ ë‚ÂÚ·̇ å‡Î ˚ Í: «Ä Í‡Í ·Û‰ÂÏ Â¯‡Ú¸ ˝ ÚÛ Ô Ó·ÎÂÏÛ?» ФОТО АВТОРА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz