Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)

1 сентября 2007 г., № 170 (23048) 3 Когда-то, давным-давно, до пруда, в низине у леса текла речушка Кривец и стоял здесь огромный дуб, к которому и слеталась на его раскидистые ветви, по преданиям, нечистая сила со всей округи и даже из-под Ливен. И решили мужики избавиться от проклятого места — срубить дуб. Но не взяли его ни пилы, ни топо- ры… И плюнули в сердцах крестьяне на ведьмины ша- баши, пошли с горя водку пить. Такипростоялвековой дуб до расцвета историчес- кого материализма и воинс- твующего атеизма. Поэтому дальше — уже не сказка. Перегородив плотиной Кривец, запрудили кол- хозники у деревни Квасово пруд, так что дуб оказался у самой воды. И однажды в грозу по могучему исполину ударила молния… Все, что осталось от него сегодня — гигантский обгорелый пень в воде, живописно об- рамленный осокой. Здесь теперь самое место не ведь- мам шабаши устраивать, а русалкам плескаться. Но у местных рыболовов о русал- ках мне ничего выведать не удалось. Зато удалось именно от- сюда среди зарослей крапи- выотыскать тропинку в иное сказочное царство, к дру- гому дубу — не менее древ- нему. А подсказал нам эту неведомую дорожку страст- ный поклонник природы, заядлый охотник и рыболов, председательИзмалковского районного Совета депутатов Александр Иванцов. —Тому великану полты- сячи лет, а может, и больше, — рассказывал Александр Иванович. — Он находится почти рядом со своим погиб- шим в грозу собратом, толь- ко в прибрежном лесу. Под- ниметесь от плотиныметров двадцать — увидите!.. И точно — поднялись, пробираясь через сухой ва- лежник, и ахнули! Пуш- кинское лукоморье, да и только! Хотя для квасовских палестин лукоморье—а это, по Далю, изгиб морского бе- рега — не совсем подходит. Ну тогда — лукопрудье, что ли?.. Самого зеленого дуба мы, правда, сразу не увидели. В глаза бросилось нечто необ- хватное, стройно уходящее ввысь. А еще — гигантские лапы корней, извилистыми удавами обхватившие зем- лю. Этожкакуюзлатуюцепь нужно, чтобы привязать к такому дубу ученого кота! Да на нее районного бюджета не хватит. Но достаточно ска- зочных образов и сравнений. Скажем конкретнее. Нас в экспедиции к дубу было трое — обхватить его мы не смогли. Да, кстати, помните зна- ç Ò͇Á͇, ‡ fl ‚¸ Квасовское лукоморье ÉË„‡ÌÚÒÍË ı  ‡ÁÏ  Ó‚ ‰Û· ÒÚÓËÚ ‚ Ó‚Â fl ÌÌÓÏ Î„Ẩ‡ÏË ÏÂÒÚ àÁχÎÍÓ‚ÒÍÓ„Ó  ‡ÈÓ̇ …Историю про ведьм, которые в какой-то день, а точнее — ночь, собираются на шабаш в этом самом месте, мне уже как-то в Измалковском районе приходилось слышать. Всю дорогу вспоминал — где, от кого, при каких обстоятельствах? — так и не вспомнил. А тут — новые подробности той сказки, о которых мои спутники поведали по пути к знаменитому у рыболовов округи Квасовскому пруду. расставался с дубом, прихо- дилкнему,любовнообнимал, что-то, не сдерживая слез, шептал у могучего ствола. Старичок умер, а постоянные встречи с дубом продолжил его сын, унаследовавший странности отца… Кто знает, о чем вели они разговор с исполином? Мо- жет быть, о том, что все мы в концеконцовне вечныи, как говорится, дадим дуба, а он в величии переживет поколе- ния?.. Кто знает… Вот и от тех домиков ничего сегодня не осталось, как и от деревни Квасово, тихо почившей в бозе в конце семидесятых годов прошлого века. А ве- ликан стоит себе! …Однако сшабаша ведьм начали—темжеизакончим. Экологическая нечистая сила вшабаше над природой пострашнее будет. А ведь не так уж много, пожалуй, в Липецкой области подобных квасовским уникальных гигантов. Взять бы их все на учет, занести в какую-ни- будь особуюКраснуюкнигу. Древние старики-гиганты растительного мира тоже нуждаются в защите. На- пример, дубам-исполинам, как приходилось читать, требуется дополнительное освещение сверху. А у за- тененного американским кленом квасовского дуба зеленеет лишь макушка. За суком отмирает сук… Кому, как не хранителям леса, разобраться, какая помощь нужна пережившему века ветерану. Александр ДЕМЕНТЬЕВ. Измалковский район. Штампштампом, но ведь так оно и было на самомделе. Получитьпрофессиюознача- ло не только гарантировать себе работу и зарплату, но и уважение в обществе. А чтобы стать хорошим спе- циалистом, надо было…пра- вильно, — учиться, учиться и учиться! Я знала семью, жившуювдалеке от населен- ного пункта. Дети, которые там росли, должны были ходить в школу пешком за одиннадцать километров и в осеннюю распутицу, и зи- мой—на лыжах. Но у них и мысли не было увиливать от занятий, сказываться боль- ными. А может, им просто нравилось учиться? В пору моего детства и юности непрестижных про- фессий, по-моему, вообще не было. И строчки стиха «Нынче всякий труд поче- тен, где какой ни есть, че- ловеку по работе воздается честь» не были пустой агит- кой и «соцреалистической» показухой. Воздавали честь врачу, учителю, инженеру, агроному. И не за корочку о высшем образовании, а за богатство знаний. Если девочка собиралась получить музыкальное обра- зование и потомпреподавать в музыкальной школе, это считалось замечательным выбором. Ачто?Прекрасная специальность для женщи- ны. Если мальчик решал стать военным и шел в учи- лище, сверстники смотрели на него с завистью: защита Отечества — выбор настоя- щего мужчины! Не знаю, может, истоки такой «равноуважаемости» крылись в том, что и вра- чи, и учителя, и инженеры получали приблизительно одинаковую зарплату. Про «уравниловку» все мы пом- ним и сильно ее не одобря- ем. Но признаем и другое: зарплаты специалистов с высшим образованием да- вали возможность более или á‡ÏÂÚÍË „Ó  ÓʇÌÍË О длинноногой консультантше и высоколобом профессоре ÖÎÂ̇ ÅêÖÑàë, Ó·ÓÁ  ‚‡ÚÂθ “ãËÔˆÍÓÈ „‡ÁÂÚ ˚ ” Признаться, я уже не помню, когда было решено объявить 1 сентября Днем знаний. В общем-то, отличная идея. Разве не ради знаний собираются в первый осенний день на школьных дворах нарядные малыши и подростки? Во всяком случае, так предполагается. На это настроены учителя. На это настроены родители. За десятилетия советской власти мы привыкли к тому, что знания — это путевка в жизнь, простите уж меня за старомодный штамп. менее сносно жить. И то, что они не отличались друг от друга, как сейчас принято говорить, «в разы», позво- ляло оценивать человека исключительно по профес- сиональным качествам. То есть, опять же, по его зна- ниям и опыту. Не хочу сказать, будто сейчас знания не ценятся. Государство старается что- то сделать, по крайней мере, для бюджетников. Нынче доктор наук, преподающий в вузе, получает порядка двенадцати тысяч. По срав- нению с еще совсем недав- ними его грошами вроде бы вполне приличная сумма. Но... Моя знакомая девочка закончила филологический факультет и пошла со своим высшим образованием рабо- тать... продавцом-консуль- тантом в один из магазинов бытовой техники. Первая зарплата — семь тысяч, однако «с перспективой роста» вдвое, втрое. Теперь прикиньте: сколько време- ни, сил, здоровья, таланта, наконец, потратил ученый, чтобы сначала написать и защитить кандидатскую диссертацию, а потом и докторскую? Но перспек- тив-то в смысле зарплаты у него, заметьте, уже нет. Ну разве что добиваться зва- ния члена-корреспондента, что совсем из области фан- тастики. Неужто, однако, его умственные затраты сопоставимы с затратами длинноногогопродавца-кон- сультанта? Неужто сопоста- вим их вклад в «копилку» общества? Кстати, это толь- ко для провинциального Липецка двенадцать тысяч — неплохо. А для столицы- то копейки... Боюсь, временабескорыс- тнойтягикзнаниямпрошли, и, похоже, безвозвратно. Главный критерий престиж- ности или непрестижности твоего выбора — будущие доходы (как официальные, так и неофициальные). Ис- ходя из чего наши дети праг- матично определяют тот сектор знаний, эрудиции, который имнеобходим. Лад- но, примем это как данность, деваться-то некуда. И все же припомним: какойже смысл мы вкладываем в само слово «знания»? В «Толковом словаре» Даля оно определяется так: «познание как плод ученья, опыта». Мудрено? Зато точ- но. На первое место, заметь- те, выдвинуто именно «по- знание». А это уже, как ни крути, процесс творческий. Почему-то у нас закрепи- лись выражения «получить знания», «приобрести зна- ния». Протестую! Знания нельзя просто получить «из клювика» педагога. Нельзя купить за деньги, поступив в коммерческий вуз. Их можно только осво- ить, усвоить, переработав в собственной голове, а порой — и в сердце. Только тогда некий объем сведений превратится действительно в знания, станет твоим и только твоим достоянием, опытом. А как только начи- нается творческий процесс, так наступает конец корыс- тному расчету. Процесс этот увлекателен и нескончаем сам по себе. Мы, даже увлекаясь, до- пустим, физикой или астро- номией, могли параллель- но читать древнегреческие мифы, стихиБлока или кни- ги по истории, не думая о том, что попусту транжирим время, которое разумнее по- тратить на решение задачек и тестов по ЕГЭ. Знания (еще раз: не информация, а имен- но знания, познания) были ценны сами по себе. Пусть не отдавая в том себе отчета, подростки искали ответы на вечные вопросы о жизни, смерти, добре, любви, спра- ведливости и чести. Авопрос «как жить?» не подменялся вопросом «сколько надо за- рабатывать, чтобы красиво жить?» Красиво тогда озна- чало не обязательно богато, но обязательно интересно, романтично, по горьковско- му принципу: «Что сделаю я для людей?» Впрочем, я увлеклась. Так ради чего же в этом году придут вшколу дети первого сентября? Ради знаний? Не обольщаемся ли мы? Они придут, чтобы получить всего лишь ту самую сум- му информации. Чтобы ее хватило для приличных баллов по ЕГЭ, а значит — для поступления в вуз. Не понимаю, в чем преиму- щество западной системы тестирования, заменившей творческое усвоение (и про- верку) знаний, изначально присущее российской шко- ле. Теперьже не надо ломать голову над какой-нибудь особо каверзной задачкой, если в разделе «С» ее не будет. Не надо сидеть в чи- тальном зале библиотеки с кипой дополнительной ли- тературы—компьютер ведь дополнительный вопрос не задаст. Он, компьютер, знает только два решения: правильное и неправильное. Ему незнакомы сомнения и открытия. Вот вам и «опыт, сын ошибок трудных, и ге- ний, парадоксов друг»… И все-таки надежда ос- тается. Прежде всего на на- ших российских учителей, которые не хотят и не могут укладываться в прокрустово ложе ЕГЭ. И умудряются даже в рамках ставшейочень уж прагматичной програм- мывыкраивать время, чтобы не просто готовить детей к тестированию, но и пробуж- дать у них вкус к творчеству. Если рядом с ребенком есть хотя бы один такой учи- тель, значит, все еще будет хорошо. Ç ˚ ÒÚ‡‚ÍË От авангарда до примитива В областном выставочном зале закрылась экспозиция произведений рязанских художников из фонда «Творческое достояние». Этот фонд был учрежден впервые именно в Рязани и аналогов в стране не имеет. Он был создан для сохранения и популяризации наследия мастеров, ушедших из жизни. В Липецке было пред- ставлено около 200 работ живописцев Якушевского, Дунаевой, живописца и графика Мотина, скульп- тора Усаченко, акварелис- та Гнатковой, фотохудож- ников Шлоева, Глушко и других. Уже в первом зале впе- чатляли этюды и разра- ботки к отсутствующей на выставке картине Шалан- дина «Окские рыбаки». Эта живопись представля- ет такое значительное и серьезное явление советс- ких времен, как «суровый стиль». А рядом находится мощная скульптура Уса- ченко — «Портрет Евгения Каширина» — вполне мо- нументальная, но при этом эмоциональная и взвол- нованная. Далее — целая стена фотопроизведений, несущих зрителю разнооб- разные эмоции: от носталь- гии по реалиям и великим победам бывшей советской империи до лирического любования русским пейза- жем и русской глубинкой. Стоит особо выделить прон- зительную серию фотора- ботШлоева «Солотчинский детский дом». Адалее—великолепные холсты художника-прими- тивиста С. Якушевского. В них царит наивное, почти детское, мироощущение. И тут же рядом строгие графические листы В. Се- мина. Неожиданными оказа- лись скульптурные предме- ты Колтуховой — «Объект 1», «Объект 2», «Объект 3» в духе европейского мо- дернизма первой половины ХХ века. Это обращение к Космосу, к Вечности, минуя всякую историч- ность и бытовые неуряди- цы обыденной жизни. А вот легкие и сдержанные, блестящие акварели Мо- тина опять отсылают нас к образам русского ис - кусства первой половины ушедшего века, к почти забытой группе «13». Зато живопись Мотина совсем другого плана: в ней мрач- ная угрюмость «сурового стиля» соседствует с мо- нументальным философс- ким взглядом на мир, на природу вещей. Не могу не упомянуть «Женский портрет» Калинушкина. Это раскрашенная дере- вянная скульптура, живая и эмоциональная, глубоко укорененная в нашей на- циональной культуре. Экспозиция в целом получилась очень яркой. Будем ждать новых про- ектов фонда «Творческое достояние» в Липецке. Сергей БУГРОВСКИЙ. ФОТО ЕВГЕНИЯ КОРШИКОВА Лицом к лицу с лицеем (Окончание. Начало на 1-й стр.) íÂÏ ‚  ÂÏÂÌÂÏ НЛМК помог школам Более 600 тысяч рублей направил в течение лета Новолипецкий комбинат в виде безвозмездной помощи образовательным учреждениям Липецка и Липецкой области для подготовки к новому учебному году, сообщает пресс-служба комбината. Выделенные благотворительным фондом НЛМК «Мило- сердие» по программе «Детство» средства пошли на проведе- ние ремонтных работ, укрепление материально-технической базы образовательных учреждений, а также организацию учебного процесса. В частности, оказана помощь в приобре- тении строительных материалов и сантехники для ремонта 19 школ Липецка, Детского дома-школы № 1 для детей, оставшихся без попечения родителей, и двух школ г. Грязи и Грязинского района. Кроме этого, Компанией оплачено обучение учителей и учащихся лицея № 44 в Центре Интер- нет-образования ЛГТУ, а также оказана адресная помощь 25 многодетным и малообеспеченным семьям в подготовке детей к школе. НЛМКоказывает всестороннююподдержку в реализации городскихпрограммв областиобразования, детского спортаи творчества, материально-технического обеспечения детских муниципальных учреждений. Ежегодно в рамках благо- творительной деятельности на реализацию этих программ Компания направляет около 4 млн. рублей. ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА —Обдумываем план научно-исследовательской работы в новом учебном году, —сообщает завкафедрой историк Иван Гудков.—У нас восемь педагогов. Укаждого своя тематика: от краеведения до истории Великой Отечественной. Зани- маемся всем этим вместе с учениками. Я, к примеру, подго- товил исследование «Путь семьи Плотниковых по дорогам Православия». Это о наших земляках из села Воробьевка, дважды совершивших паломничество в Иерусалим. Сейчас участвуют в областном конкурсе. В этом году у нас вводится новый предмет — краеведение. Нужно так подобрать мате- риал, чтобы увлечь ребят. Удивительное — рядом. Пока одни педагоги обсуждают учебные планы, другие... играют. В комнате психологичес- кой разгрузки лицейские психологи Маргарита Шилова и ИринаМерзликина проводят групповой тренинг по развитию коммуникативных способностей. — Нужно снимать напряжение между учителем и уче- ником, настраивать всех на позитив, — рассказывают психологи. — У нас даже родительские собрания проходят в форме психологических тренингов. Поначалу мамы-папы удивлялись, сейчас привыкли и получают удовольствие. Руководить такими творческими индивидуальностями наверняка непросто. Но лицейские лидеры молодые, энер- гичные, это умеют. Такого завуча по учебной работе, как в Хлевном, поис- кать. Умница. Красавица. Победительница учительского конкурса в рамках нацпроекта «Образование». Лауреат Все- российского конкурса Фонда поддержки фундаментальной науки «Династия». Ее давно соблазняют перебраться в Ли- пецк, сулят престижные должности. Но Наталья Полякова остается верна родному селу. — Никаких особых секретов у нас нет, — объясняет она нам. —Мы, как только был введен ЕГЭ, уделяем ему особое внимание. И не скупимся на поощрение педагогов из надта- рифного фонда. Два-три часа в неделюученики дополнитель- но бесплатно занимаются теми предметами, по которымпри- дется сдавать ЕГЭ. Контроль за этими занятиями жесткий. Более 90 процентов наших выпускников поступают в вузы Воронежа, Ельца, Липецка на бюджетные места. —А есть ли отличия между сельским и городским лице- ем? — допытываемся мы. — Конечно, есть, — соглашается Наталья Валерьевна. — Мы — единственная школа в Хлевном. И обязаны дать детям из всех социальных слоев бесплатное, качественное и конкурентоспособное образование. Сейчас в лицее 640 учащихся. Это 33 класса. Лицей, на мой взгляд, дает всесто- роннюю подготовку. Все наши выпускники даже получают права на вождение автомобиля, многим это пригодится. Занятия по предметам в первой половине дня, а во второй — творческие кружки, спортивные секции, развивающие занятия. Унас сейчас 40 новеньких компьютеров, закуплен- ных на президентский грант. Каждый может после уроков поработать на них. У учителя русского языка и литературыТатьяныАниси- мовой своя точка зрения на информационные технологии. — Компьютер, конечно, здорово, но живого общения с книгой никто не заменит. Читать ребята, по сравнению с моим поколением, стали меньше. Поэтому приходится применять педагогические хитрости. Перескажешь, к примеру, самые «остросюжетные» эпизоды «Героя нашего времени», они заинтересуются и прочтут все целиком. Что бы ни говорили, многие следят за литературными новинка- ми. Конечно, и фантастику читают, и «Гарри Поттера». Но не пропускают и серьезные произведения. А мне приносят самые спорные, скажем, Пелевина или Сорокина. Обсуж- даем, спорим. Молодой директор лицея Сергей Пожидаев не скрывает: все только начинается. Предстоит сделать очень многое. — Но то, что уже что-то получается, вселяет уверен- ность. Коллектив большой — более 120 человек, среди них 83 педагога. Между прочим, 75 процентов кадров — наши выпускники, вернувшиеся к нам. В общем, есть с кем всерьез работать. Ужеуезжая,мыобратиливниманиенанеобычный, явноне заводского производства, разрисованный яркими драконами мотоцикл во дворе. Это приехал вести занятия по изобрази- тельному искусст- ву Николай Уша- ков. Он обожает скорость, риски... красоту окружа- ющего мира. Ну какая школа мо- жет похвастаться преподавателем- байкером? — Уч е ники привыкли. Руко- водство тоже. По работе нет пре- тензий. А мото- циклы, кожа... Так это я само- выражаюсь. Уче- никам нравится. Романтика все- таки,—улыбнул- ся Николай. Вот такая это шк о л а . Та ки е учителя. И уче- ники растут—им под стать. Сергей МАЛЮКОВ. с. Хлевное. менитое описание дуба в «Войне и мире»? Князь Бол- конский увидел его старым, сердитым и презрительным уродоммеждуулыбающихся берез, «с обломанной корой, заросшей старыми боляч- ками». А квасовский дуб совсем иной, не как у Толс- того. Кора ствола, в рубцы которой уходит полпальца, абсолютно чиста. Только в вышине видны обломанные, засохшие суки. Сколько лет последнему из могикан квасовского лу- коморья-лукопрудья? Трис- та, четыреста, пятьсот?.. Известно, что дуб растет очень медленно. И первые восемьдесят лет — в выши- ну, и только потом начинает «толстеть», и век его, как считают ученые, длится от четырехсот до тысячи лет. Конечно, хочется верить, что квасовский исполин стоял еще при Батые. Или при Ку- деяре — главаре разбойни- ков. Егошайкажила в лесу и грабила купцов. Уизмалков- цев даже легенда такая есть — прятался Кудеяр и делил награбленные на ливенском тракте богатства именно у знаменитых дубов. И хотя Кудеяр—мифический герой многих старинных русских преданий, в реальном сущес- твовании его местные жите- ли никогда не сомневались, коль существует в округе старинная деревушка Куде- яровка. Она-то, рассуждают, в чью честь названа?.. А есть и такие патриоты края, которые с детской наивностью верят, что под сводами дуба сидел самПуш- кин, что только здесьмоглиу него родиться первые строки поэмы«Руслан иЛюдмила», что и Грибоедов приезжал любоваться на дубыиз Поле- вых Локотцов, в которых он у приятеля дописывал «Горе от ума»… Что ж, не будем разочаровывать измалков- цев. Пусть верят легендам, преданиям… Оставшийся в живых дуб-исполин все рав- но не расскажет, кого и что он видел на своем веку. Но любопытна и такая ис- тория с дубом. Онейповедала пенсионерка Зинаида Бори- совна Тарасова — уроженка Записновского хутора, что располагался когда-то непо- далекуотдеревушкиКвасово. Когда пруда еще и в помине не было, на взгорке, у леса, стоялидвадомика.Водномиз них жил странный старичок, который до самой смерти не

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz