Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)

31 августа 2007 г., № 169 (23047) 7 —Эдита Станиславовна, вам до сих пор достается от «желтой» прессы. Периоди- чески появляются сообще- ния о ваших новых романах. Привыкли к «новостям» о себе? — Есть факты, которые не изменить никакими слу- хами и домыслами. И глав- ный факт состоит в том, что у меня был единственный муж — Александр Броне- вицкий. Единственным, потому что все остальное я придумывала — для себя и других. Александр создал меня как артистку. Он услы- шал и разглядел меня в хоре польских студентов в 1955 году, взял за руку и повел на большую сцену. Я начи- нала выступать в художес- твенной самодеятельности, а уже с 1957 года, когда на Международном фестивале молодежи и студентов наш ансамбль завоевал золотую медаль, началась серьезная совместная работа. Тогда же мыи поженились.Мужкаж- дый день повторял мне, что и как нужно делать, чтобы стать настоящей артисткой. Он лепил из меня певицу, шлифовал, и ему это уда- лось. Его нет уже много лет. Но продолжением моего Сан Саныча стали его музыка, песни, наша дочь и наши внуки. Онменя подарил этой стране, и я осталась здесь навсегда... — То есть вы жалеете о тех браках, которые были после расставания с Алек- сандром Броневицким? — Оборачиваясь назад —уже убеленная мудростью прожитых лет, — я стала различать, что вжизни было настоящее, а что — случай- ное или придуманное мною. Уменя в однойпесне была та- кая строчка: «Стань таким, как я придумала, стань та- ким, как я хочу». Броневиц- кого я не придумывала. Он был настоящим. Мы 20 лет были вместе, а потом я нача- ла выдумывать разных дру- гих. Это была яркая жизнь, самозабвенное творчество... Но не было семейного очага, о котором мечтает каждая женщина.Итеперьяпришла к выводу, что свое женское счастье я растеряла... Потом искала его, искала, номахну- ла рукойи сказала: «Вот оно, мое счастье—сцена, поклон- ники, дочка, внуки!» — Говорят, у вас на даче живут несколько собак... — Я уже лет десять оби- таюпод Санкт-Петербургом, гдепостроиласебенебольшое гнездышко. Это мой малень- кий анклав, государство в государстве, где свои законы — небольшой дом с пятью комнатами на маленьком лесном участке. Там у меня действительно живут пять собак. Из них всего одна породистая — среднеазиат- ская овчарка, а остальные — дворняги, подобранные на улице. Одну я подобра- ла, когда ее машина сбила, другую нашла на стадионе, еще один пес был ранен, и мы его спасли. Все они очень добрые, милые, но когда надо, охраняют мой мир и мойдом.Ятамсебячувствую очень комфортно. А что еще нужно человеку для счастья, чтобы он просыпался и ему хотелось жить?! Мечтаю собраться с духом—иначать делать зарядку по утрам. — А ваша дочь, внуки — они часто приезжают в вашу лесную «сторожку»? — Все вместе мы теперь собираемся только на мой день рождения. Обязатель- но приезжают Илона, Стас со своей девушкой, внучка Эрика с молодым челове- ком. А еще день рождения я встречаю вместе со своими верными поклонниками. Я придумала афишу «День рождения вместе с вами». И в четырехтысячном кон- цертномзале«Октябрьский» в Санкт-Петербурге—всегда аншлаг! Я пою свои самые любимые песни, многие из которых молодежь уже не помнит. Но мне помогают Стас и Илонка. Все полу- чается очень трогательно, по-домашнему. Мне самой так не хватало такого тепла в детстве, потому что война разрушила многое. Умерли папа, брат... По католичес- кимправиламмама год была в трауре. А потом появился отчим, с которым у меня не сложились отношения... И поэтому мне всегда и везде хотелось черпать от людей тепло и согреваться около него. Мне не нравится слово «звезда». Звезды холодные. Дарить тепло может только человек. Зрители возвраща- ют его в виде своей любви, признания... Благодаря это- му и происходит естествен- ный «круговорот доброты» в природе. — Вы сказали, что у ва- шего внука появилась лю- è  ÒÓ̇ ù‰ËÚ‡ èúÖïÄ: «Свое женское счастье я растеряла...» ëÏ ˚ ÒÎ ÊËÁÌË ËÁ‚ÂÒÚ̇ fl ‡  ÚËÒÚ͇ ̇¯Î‡ ‚ ÒÂϸÂ, Ú‚Ó  ˜ÂÒÚ‚Â Ë ‰Ó·  ˚ı ‰Â· ı В этом году Эдите Пьехе исполнилось 70 лет. Певица разрушила миф о том, что век женской красоты— скоротечен. И в семьдесят можно быть красивой, модной и уверенной в себе. Но достаточно ли этого для «простого бабьего счастья», к которому стремятся все женщины? «Настоящий артист должен быть немного эгоистом, — откровенно сказала Эдита Станиславовна в интервью нашему корреспонденту. —А это может принять и правильно понять не каждый спутник жизни... Поэтому многие известные люди в какой-то момент испытывают разочарование в любви и начинают сожалеть о совершенных глупостях...» бимая девушка. Довольны ли вы выбором Стаса? И вообще: если вам не нравит- ся девушка, вы говорите об этом внуку напрямую? — Про настоящую лич- ную жизнь моих внуков говорить рано — они еще слишкоммолоды. Но однаж- ды я имела неосторожность публично высказаться, что я против того, чтобы Стас рано обзаводился семьей. Потому что он только на старте своей артистической карьеры. Он очень неплохо стартовал, но это вовсе не означает, что его полет и дальше будет такимже стре- мительным. Обязательно будут и падения. А для того, чтобы выдержать испыта- ния судьбы, он должен быть сконцентрирован только на творчестве. А семья, жена будут распылять эти силы, будут оттягивать внимание на себя — это закон жизни. Именно поэтому я сказа- ла, что не хочу, чтобы Стас рано женился. Девушка, с которой он сейчас в близких отношениях, восприняла это очень болезненно и даже позвонила мне. Спросила: правда ли, что я считаю ее неподходящей для Стаса? Но я ее успокоила, сказала: «Будь дипломатом. Стань Стасудругомипомощником. А семья... Посмотрим, что получится. Но сейчас не надо ему мешать становиться на ноги как артисту». Да, это мой вывод — чтобы быть настоящим артистом, надо быть немного эгоистом! —Вашвнукпостояннона виду, а вот про вашу внучку Эрику почти ничего не из- вестно. Чемона занимается? Она тоже поет? —С внучкой все немного по-другому. Она со своим парнем находится в творчес- ком союзе, вдвоем они могут что-то изобретать, удивлять других. Она окончила му- зыкальную школу, и все шло к тому, что она должна была стать музыкантом. Но в какой-то момент внучка сказала: «Хватит нам му- зыкантов! Я ведь неплохо рисую». Ее рисунки показа- ли знающим людям, кото- рые признали в ней талант. Ей сейчас 21 год, учится в архитектурном институте на третьем курсе. Подает большие надежды, вместе с ее молодым человеком они создали проект, который получил престижную пре- мию! Я думаю, у Эрики есть хорошие перспективы в этой отрасли. Несмотря на то, что мы редко встречаемся, внучкамне часто звонит. Она очень ласковая девочка... — Вы помогаете своему внуку Стасу в его творческом становлении? —В наше стремительное время молодые перестали советоваться со старшими. Они думают, что все знают. Моей дочери Илоне никто не запрещал делать то, что она хочет. Явсегда говорила: «Ты сама себе свою жизнь устроишь, ты хозяйка своей судьбы». И это оправдало себя. Тем же путем пошли и внуки. Они сами все ре- шают. —Темне менее Стас поет некоторые ваши песни... — Я морально не счи- таю себя вправе советовать внуку, что ему петь. Я как- то попробовала аккуратно ему намекнуть: подарила книгу о Марке Бернесе и посоветовала ему научиться так же работать над песней, так же относиться к подбо- ру репертуара. Стас сразил меня наповал, спросив, кто такой Марк Бернес. Так что молодое поколение—совсем иная ступень в развитии человечества. Я рада быть полезной, но советовать... Только когда меня попросят. Стасу я всегда говорю: «Я не хочу тебя воспитывать, но могу с тобой поделиться своим опытом». —Как вамудается столь- ко лет сохранять титул эс- традной звезды первой ве- личины? — Я категорически не согласна с тем, что меня называют звездой. У меня есть правило — встречая людей, даже малознакомых, всегда первой произносить: «Здравствуйте!» Мама мне всегда говорила: «Корона с головы не упадет, если ты первая поздороваешься». А если быть звездой и сверху кричать: «Здрасьте!»—тебя никто не услышит. —Эдита Станиславовна, откройте, наконец, секрет вашей красоты. — Нет никакого секре- та. Просто у меня генетика хорошая. У меня был очень красивый дедушка, его зва- ли Станислав Королевский. Уменя были очень красивые сестры. Мама говорила, что из всех я самая некрасивая. От деда мне достались и стать, и рост — хотя, когда я была молодой, высокие девушки считались некра- сивыми. Я сутулилась и счи- тала себя гадким утенком. Но однажды я посмотрела в зеркало и подумала: «Ка- кие у меня красивые глаза — не как у всех! И брови красивые». Решила, что буду их подчеркивать. Ста- ла спрашивать у знакомых артистов, как лучше гри- мироваться. Поначалу сама делала макияж, постепенно училась у гримеров за рубе- жом... Если есть хорошие гены — значит, ты можешь их шлифовать... Потом я поняла, что могу носить ко- роткие платья — оказалось, что и ножки у меня вроде ничего! Надо себя изучать, а не слепо следовать моде. Надо понять, какая в тебе есть изюминка, и эту изю- минкуподчеркивать. Осанка тоже важна — нужно наби- раться каких-то приемов, хитростей, которые помогут сохранить спину прямой. Девочки из балета меня на- учили ходить ровно: нужно двигаться так, как будто ты «палку проглотила»... Меня учили все, и я училась у всех и везде. Я помню, как мне говорили пожилые актрисы: «Девочка, просто так в этой профессии ничего не получится. Талант без труда умирает, высыхает, как зернышко, которое по- пало в плохуюпочву». Гены, конечно, дело хорошее, но нужно постоянно трудиться и уделять себе внимание. —Эдита Станиславовна, вымного лет подряд в тайне от всех помогали детскому дому в Санкт-Петербурге. А ведь могли стать примером для подражания... — Да, действительно — много лет я помогала сиротам решать житейские проблемы. Я даже нахо- дилась у них в должности завхоза.Нашла возможность починить крышу, помогла сменить железные койки на нормальные деревян- ные кровати, у детишек по- явились шкафы, тумбочки. Гардино-тюлевая фабрика «одела» в этом детском доме все окна, из подмосковных Люберец прислали ковровые дорожки, фарфоровый завод передал ребятам красивую посуду. Я там реализовала себя как человек, у которого в детстве ничего не было. Мне так нравилось, что я помогаю детям, у которых никого нет. Так что это ог- ромное счастье — желать и, главное, уметь помогать людям... Япривезла в этот детский дом из ФРГ первую в Совет- ском Союзе гуманитарную помощь. Через посольство разыскала Красный Крест и рассказала о нуждах этих не- счастных детишек. В Крас- ном Кресте пошли мне на- встречу: выдали несколько огромных мешков одежды. Я договорилась с главноко- мандующим нашей армии, и он разрешил этот бесцен- ный груз перевезти в Союз на военном самолете. Мы разбирали эти посылки всем детским домом! А потом с Анатолием Собчаком мы добились того, чтобы воспитанников этого детского дома разрешали усыновлять иностранцам. Благодаря этому многих детишек с неизлечимыми у нас диагнозами усыновили гражданеАмерики,Израиля и вылечили их! В больницах, военных госпиталях я давала много шефских концертов. Для меня неразорительно вы- ступать бесплатно. Я просто хочу радовать людей. Яна НЕВСКАЯ, информагентство «Столица». Выражаем благодар- ность пресс-службе теле- канала «Домашний» за помощь в организации ин- тервью. ФОТО АВТОРА ê fl ‰ÓÏ Ò Ì‡ÏË Единственная запись То ли в силу возраста, то ли из-за юношеского максимализма я была убеждена: всю жизнь работать на одном и том же месте безумно скучно. Только представить: одна и та же дорога на работу, один и тот же кабинет, одни и те же коллеги... А уж в профессии библиотекаря я и подавно ничего интересного не находила. Поменять взгляды на это помогла мне заведующая отделом искусств Липецкой областной универсальной научной библиотеки Ольга Сергеевна Иванова. Вмузыкальный отдел я хожу часто. Люблю в спокойной, уютной атмосфере полистать журналы, послушать музыку на пластинках в больших наушниках (такое удовольствие можно позволить себе только тут). Но самое главное— здесь очень образованные, деликатные сотрудники. Ими-то и ру- ководит уже четверть века Ольга Сергеевна. А всего ее стаж здесь — три десятка лет. Как ни странно, но Ольга Сергеевна даже в детстве мечта- ла стать не кем-то, а именно библиотекарем. Может, потому, что ее мама работала в технической библиотеке. Она обожала приходить к маме на службу, наблюдать, как заполнялись формуляры, как выдавались книги... И понятно, что после школы она поехала из своейМагаданской области в далекую Москву поступать на библиотечный факультет Московского института культуры. Там она столько узнала, столько прочи- тала книг, сколько, наверное, не успеть за всю оставшуюся жизнь. А получив диплом, приехала в Липецк. В трудовой книжке ОльгиСергеевныдо сих пор одна дата, одна запись — о приеме на работу в ЛОУНБ. В нотно-музыкальный отдел молодого специалиста при- гласили еще и потому, что у нее единственной за плечами была музыкальная школа. На практике премудростям профессии ее учила опытнейшая Александра Николаевна Дормидонтова. Ольге нравилось все. Отдел было хорошо укомплектован. В Липецке тогда существовал специализи- рованныймагазин«Ноты», откудакаждуюнеделюпоступало около 200 — 300 новых изданий. Ольга Сергеевна как биб- лиограф занималась каталогами, аналитической росписью нотных сборников, печатных и периодических изданий. Благодаря этому в отделе сейчас прекрасный справочный аппарат, очень удобный для посетителей. —Наш отдел—как библиотека в библиотеке, —уверяет Ольга Сергеевна. — Мы почти все делаем сами: и комплек- тование, и обработку. Здесь и читальный зал, и абонемент, и фонотека. Интересно, что и сотрудники Ивановой не меняются уже почти 25 лет: рядом с Ольгой Сергеевной трудятся Нина Васильевна Фурсова, Ольга Федоровна Сорочкина, Наталья Васильевна Железнякова. А постоянные их посетители — студенты колледжа искусств имени Игумнова, педуни- верситета, учащиеся музыкальныхшкол и просто любители музыки. При отделе создан клуб любителей искусств «Ама- дей», проводятся вечера, концерты, встречи. Ольга Сергеевна в библиотеке — одна из самых автори- тетных специалистов. Не зря ее десять лет избирают предсе- дателем профкома. Когда я спросила про семью, Ольга Сергеевна улыбнулась. Оказывается, что даже своего будущего мужа она встретила здесь, в библиотеке. Он пришел послушать записи Вагнера и... Вот и скажи после этого, что выражение «Библиотека — ее родной дом» — расхожий штамп. ...Скрипнула дверь, вошел читатель. Ольга Сергеевна прервала наш разговор, заняла привычное место. Место, где она трудится уже тридцать лет. Дина ПОЛЬ. ùÍÒÎË·  ËÒ «ãÉ» На дне? Нет, в глубине... Кто мог подумать, что известный театральный художник Эдуард Кочергин напишет воспоминания не о знаменитых режиссерах и актерах, с которыми он так успешно работал, а о спившихся калеках, малолетних проститутках, ворах и просто нищебродах и юродивых. Любимова, Товстоногова, Эфроса, Додина он в своей книге «Ангелова кукла» (изда- тельство Ивана Лимбаха , Санкт-Петербург, 2006) де- монстративно «пропускает». Если и заводит речь о людях театра, то выбирает какого-ни- будь впавшего в алкоголизм актера-неудачника или не- взрачного столяра Ивана Гри- горьевича Щербакова, сделав- шего, правда, для спектакля такой царский трон, что его впору в музее показывать. Главные персонажи Кочер- гина, однако, обретались не- когда на острове Голодай. Уче- ный народ называет их марги- налами, отщепенцами, асоци- альными элементами. Но у Ко- чергина иной взгляд: сущест- вующие в книге как будто бы на обочине жизни, на отшибе люди в действительности и есть Россия настоящая, подлинная. И не толь- ко потому, что так уж сложились детство и отрочество автора, сына репрессированных «врагов народа», выброшенного из уютной комнаты с барочным фигурным карнизом на потолке в казенную жестокость и холод приютов, в мир беды и нищеты. Есть куда бо- лее важная причина находить Россию не там, где ее полагается, принято искать и находить. По Кочергину, страна наша десятиле- тия, если не столетия, устроена так, что маргинальной оказыва- лась большая (если не бо / льшая) часть народа, ее населявшего. Будь то раскулаченные крестьяне, будь то искалеченные, ополо- виненные войной спасители Отечества либо сироты, ставшие го- лодаевской шпаной. Первое впечатление: художник словно всю жизнь брал в долг, а теперь, наконец, может расплатиться с заимодавцами. И самая главная теперь забота — не забыть ни о ком, неважно, задолжал ли ты ему целковый, грош или стертую копеечку. Страничкой, абза- цем, да хоть строчкой старается Кочергин помянуть и кладбищен- ского дурика Гошу Ноги Колесом, и посудомойку Машку Коровья Нога, и нищенствующего Никудышку, и Таньку Босоножку. Как го- ворит один из героев этих новелл и зарисовок: «Человек — это звучит горько...» Каюсь: поначалу такой крен я счел нарочитым, как говорится, тенденциозным. Так же, как и кочергинский язык, где перемеша- лись простонародная сказовая лексика, блатная «феня», говор го- родских окраин. С усилием втягивался я в атмосферу невыдуман- ных историй «Ангеловой куклы». И вдруг у меня перехватило горло. Это когда я читал о жизни (нет, о житии), смерти и погребении че- ловека по имени Капитан. Во всей русской литературе, может, нет ничего безжалостнее и сострадательнее описания его похорон. Проводить Капитана соб- рались инвалиды войны со всего Васильевского острова. «Оркестр им не был нужен — «ксилофонили» подковами по мостовой ката- фалковские лошади, неровный глухой ритм отбивали костыли без- ногих, жужжали подшипниковыми колесами «тачки», а короткие паузы заполнялись перезвоном медалей за взятие и освобожде- ние всяческих городов и стран. Со стороны казалось, что происхо- дит массовый исход калек на край своей островной земли — Смо- ленское кладбище. Это был последний марш обрубков — победи- телей отечественной и мировой бойни...» Пусть у Кочергина герои его и опустились «на дно». Но само понятие «дна» в книге получает особый смысл. На дне — то есть в глубине. Туда уходят обманутая вера, неутоленная любовь, сила, верность, что век за веком почему-то оказывались лишними, не- нужными, а то и вредными для государства, власти, безликого в своей тупой неправде официоза. Это глубина сокровенная. Там хватает и грязи, и боли, и отчаяния. Но там непостижимым обра- зом проверяются, сберегаются, выживают, пульсируют, бьются задавленные человечность и душевность. Допустим, в конечном счете — вместе с самими персонажами «Ангеловой куклы» — они все равно обречены. Но и погибая они переходят в память, леген- ду, сказ. Противостояние официозу легко оборачивается безверием, равнодушием и цинизмом. Но Кочергин ни на йоту не циничен. Его «чернуха» просвечивается надеждой и очищающей жалостью, ко- торая, вопреки «буревестнику революции», все-таки не унижает, а делает добрее и мягче и сердца, и даже само время. И. НЕВЕРОВ. Публикуется в рамках Всероссийской акции «Читают все». Первый пленэр, «Сирене- вая школа в Мещере», прошел два года назад в Мещерском дендрологическом парке. Вто- рой, в 2006 году, был посвящен 860-летию Ельца. Высокий уро- вень елецкого форума привел к тому, что на пленэр «По святым местам» в Задонске участников отбирали уже по конкурсу. И вот итог этих дней, наполненных творчеством, — выставка. Честное слово, я не знал о высоком звании народного ху- дожника Нины Балагуровой из Тамбова, когда, пробежав по залам культурного центра «Элегия» до начала официаль- ной части, остановился перед ее картинами. Полотна излучали одновременно зрелость понима- нияжизнии вечнуюмолодость ее восприятия… Вот «Мостик в За- донске». Солнечные блики, све- жий наэлектризованный воздух, возникающий из набросанных уверенной рукой мазков. Или «Галичья гора». Я пока не был в этом знаменитом заповеднике, внесенном во всемирную книгу рекордов. Но после холста Ба- лагуровой сразу захотелось там побывать. Иименно на томместе, где стоял ее мольберт. — Я никогда ранее не приез- жала на Дон, — говорит Нина Сергеевна, — но теперь мы все влюбились в этот край, в этот скромный, тихий провинци- альный город. Задонск мне на- помнил Гурзуф — здесь чистота воздуха и яркость красок, словно на крымском курорте. Я писала Владимирский собор, обернулась — и вдруг увидела этот мостик, словно тающий в лучах солнца уходящего.Ия стала это писать… Авозле храмаженскогомонасты- ря я долго ходила вокруг да око- ло, и что-то мешало мне начать работу. Меня отвели в купель. Окунулась, и тут что-то случи- лось: вышла из воды и уверенно взялась за кисть! Я попросил Нину Сергеевну выбрать в экспозиции картину, которая ей понравилась больше всех. Она выбрала работу Льва Костева из Рязани—«Монастыр- ские яблочки»: —Великолепныйживописец! Так сумел передать единение природы и архитектуры. Здесь такой русский дух. Работу Льва Костева назвала лучшей на выставке и художни- ца из Костромы Елена Анохина. Балагурова относит свое творчес- тво к традиционному русскому стилю, Анохина считает себя èÎÂÌ ˝  Паломники с мольбертами ÇÓÒÂÏ̇‰ˆ‡Ú¸ ÊË‚ÓÔË҈‚ ‚‰Ó ı ÌÓ‚ÂÌÌÓ ÔËÒ‡ÎË ÛÎˈ ˚ , ı  ‡Ï ˚ , ÏÓ̇ÒÚ ˚  Ë á‡‰ÓÌÒ͇ К мольбертам на улицах Задонска привыкли —многие мастера кисти ищут вдохновения на земле, на которой и нашел его некогда святитель Тихон. Привыкли жители столицы православия нашего края и к паломникам, которые приезжают сюда в надежде исцелиться духовно. В последние дни уходящего лета художники как бы влились в число паломников — поработать во славу Божью сюда приехали восемнадцать живописцев из семнадцати областей России и города Москвы. По инициативе управления культуры и искусства Липецкой области, администрации Задонского района, Союза художников России и с благословения Владыки Никона в городе проходил III Липецкий пленэр художников Центрально- Черноземного округа России. ä‡  ÚË̇ ÖÎÂÌ ˚ ÄÌÓ ı ËÌÓÈ «ÑÓ  Ó„‡ Í ÑÓÌÛ» импрессионистом. Но роднит их полотна одно: радостное, право- славное видение мира. Александр Лавров из Вороне- жа и Николай Углов из Липецка увлечены экспериментами про- шлого века. Соответственны и оценки: Александр назвал луч- шей на выставке работу Углова «Улочка в Задонске», а Николай — полотно Лаврова «Утро в За- донске». —Для меня «Улочка в Задон- ске» — это образ города, — объ- яснял Николай. — Такое что-то простое и святое, оно перепле- тается с пейзажем и с временем. Заурядные жестяные ворота, деревянные заборчики и—храм. Жизнь наша, она и проста, и сложна. И так прекрасна! Углов представляет на вы- ставке нашу область, поэтому к нему у нас особый интерес. С творчеством земляка липчане могут ознакомиться на выстав- ке, которая сейчас проходит в Липецке в галерее «М’арт» на улице Фрунзе. Можно по-разно- му относиться к его манере. Одно несомненно: с подобнымвзглядом наживопись естьнадежда сегодня пробиться, что называется, «на экспорт», представлять Россию в художественных салонахЕвропы и Америки. — Мы с Николаем намерены вновь вскоре приехать в Задонск, чтобы продолжать работу. Это один из красивейших небольших городов России! — говорит Алек- сандр Лавров. А теперь — для справки: в Липецке выставка «По святым местам» откроется в октябре, когда работы вернутся из Моск- вы, где они с 12 сентября будут экспонироваться в Центральном Доме художника. Андрей МУРЕНКОВ. г. Задонск.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz