Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)

6 31 августа 2007 г., № 169 (23047) Ññè — ÌÂ Ô  Ë„Ó‚Ó  Формируем образ «Я» Первое чувство, которое испытываешь при виде ребенка-инвалида, — это жалость. Но только сторонний человек может себе его позволить: сейчас пожалел, через минуту забыл, суетой увлеченный. А вот родителям, семье маленького инвалида приходится долго и упорно трудиться, чтобы научить такого ребенка жить в обществе. Статистика утверждает: при многих формах детского церебрального паралича грамотная поддержка семьи способствует развитию ребенка, помогает ему получить образование. Более того, психолог областной детской больницы восстановительного лечения Ольга Жданова убеждена: ребенок с ДЦП способен стать полноценной личностью... Меня любят и ждут Позитивный взгляд на себя, жизнь и окружающих скла- дывается у ребенка еще в момент его существования в виде зародыша. «Меня хотят, любят, ждут» — эта формула, за- писанная в подсознании, определяет не только развитие, но и весь жизненный путь личности. Вместе с тем личность как социально-психологическая сущность человека, формируясь через усвоение обществен- ных норм, является результатом воспитания и обучения. Многие родители теряются: как подготовить к самостоятель- ной жизни детей с различными нарушениями, в частности с ДЦП? Дефект ограничения возможностей ребенка замедля- ет его развитие, снижает степень познавательной активнос- ти. Выход один: для того чтобы личность развивалась, необ- ходимо понять сложную структуру дефекта. Знать, какие первичные звенья нарушены, и предупреждать появление вторичных, характерологических, сдвигов. То есть предуп- реждать патологическое формирование личности. Ономожет быть вызвано рядом причин: — отношением к ребенку родителей и всем характером отношений в семье; — реакцией на осознание собственной неполноценнос- ти; — ранней социальной депривацией (изоляцией от сверс- тников, дефицитом общения). Все это формирует характер—отношение к себе, к миру, к людям. Инфантилизм, наивность суждений, эгоцентризм, иждивенческие позиции, замкнутость, отчужденность — проявления незрелой личности. Механизмы их развития у ребенка с ДЦП ровно такие же, что и у здоровых детей. В том и другом случае, чтобы предупредить формирование негативных личностных новообразований, нужно знать ос- новные особенности развития личности. А самое-то главное, пусть не покажется это странным, poдителям необходимо осознать собственные личностные проблемы: отбросить чувс- тво вины, разочарования, принять ребенка таким, каков он есть. Личность определяется самосознанием, волей, чувствами, мотивами, характером, способностями. Дети с ДЦП также способны развиваться, стать полноценной личностью. И с самого начала родители должны понять и всегда помнить: любой ребенок должен в итоге стать взрослым. Детям нужны сильные родители Однойиз первых задач, которуюрешаетмалышикоторую родители должныпомочь ему решить,—научиться адекват- но воспринимать самого себя и свои возможности. Чтобы сформировался так называемый образ «Я» — совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженных с их оценкой (самооценкой). Изначально личность формируется на позитивном принятии любви родителей, которая внуша- ет уверенность в собственных силах, помогает принять себя. Семья — самая первая социальная среда, которая формиру- ет опыт ребенка. Эмоции, чаще всего преобладающие у ро- дителей (матерей), прямо передаются детям: страх и неуве- ренность в собственных силах, в будущем, чувство вины, обиды. Детям нужны уверенные в собственных силах родители, готовые нести ответственность, с развитым чувством реаль- ности. Родители, чувствующие свою вину, либо потакают малейшим капризам детей, либо слишком строги и вымеща- ют все негативные эмоции на ребенке. Нужно научить ребен- ка осознать свое место и роль в семье: пусть чувствует, что к нему прислушиваются, учитывают его потребности, но не подчиняют себя полностью их удовлетворению, чтобы не воспитать «маленького тирана». Важно заложить основы адекватной самооценки. У детей с ДЦП с опозданием формируются самопознание и рефлек- сия, поэтому родители должны уделять внимание эмоцио- нальным проявлениям ребенка, объяснять ему те чувства, которые он испытывает: «ты обижен, потому что..., ты злишься из-за..., ты счастлив оттого, что...». Осознание собственных эмоций поможет их контролировать, чтобы избежать ситуаций, когда ребенок, сопротивляясь воле ро- дителей, капризничает и закатывает истерики. Он же счи- тает, что родители не понимают его, и «капризами» выража- ет потребность в понимании, утешении, поддержке. Хвалите их почаще Важным компонентом личности является волевая сфера. Но как быть с детьми, у которых на фоне быстрой истощае- мости выработка волевых качеств носит своеобразный ха- рактер? В любом случае учить дисциплине и самоконтролю нужно постепенно и с раннего возраста, учитывая два обсто- ятельства: ребенок должен осознать, что нужно стремиться к одобрению родителей и избегать их осуждения. То есть, чтобы он понимал, когда ведет себя хорошо, а когда плохо. Для выработки правильного поведения в ребенке достаточно сурового взгляда или строгого голоса взрослых. Необходимо действовать последовательно: если ребенка один раз пору- гать, а другой раз проигнорировать его недостойное поведе- ние, то ничего не получится. Кроме того, нужно согласовы- вать требования родителей: еслимама запрещает, а папа или бабушка разрешают, это также приведет к тому, что ребенок не осознает, как именно не нужно поступать и что от него требуется. Схема работает в том случае, если чаще хвалят и реже ругают. Малышу важно знать, что он любим, в противном случае взаимоотношения будут болезненными. Гораздо по- лезнее одобрять, но за хорошее поведение и результат, пусть даже за попытку достичь этого результата. И тогда наградой родителям будет самостоятельная (в меру своих возможнос- тей) личность, способная приспосабливаться к различным ситуациям, продуктивно сотрудничать с людьми. Подготовила Татьяна ТАЯКИНА. ÑÂÚË Ë  ËÒÍ Травмы могло не быть Теплые деньки для детей — самое любимое время: велосипед, ролики, футбол... Но, увы, именно в этот период они получают наибольшее количество травм. У главного детского травматолога и ортопеда-эксперта, заведующего травматолого- ортопедическим отделением областной детской больницы Владимира Ярлыкова тому много примеров. — Владимир Иннокентьевич, с ка- кими травмами поступают дети в ваше отделение? И в чем их причина? — Прежде всего в недосмотре род- ных. Мы часто забываем о том, что присущее нам, взрослым, чувство высоты вовсе не является врожден- ным, что у маленького ребенка нет жизненно необходимой, охраняющей и предостерегающей боязни высоты. Этот защитный навык вырабатывает- ся, когда, прыгая, падая, ушибаясь, ребёнок начинает ощущать динамику движения и постепенно убеждается в правоте наставлений взрослых. Ребенка окно не пугает, а притягива- ет. Зимой окно всегда закрыто, за ним — тишина. И вдруг рамы распахнуты, врывается ветер, шум, автомобильные гудки, звон трамвая, стук мяча, де- тские голоса. Как интересно, как ново! Ребенок взбирается на подоконник, начинает рассматривать, что там... Об этой тяге ребенка к окну надо знать. И надопротивопоставить ейродительский контроль. — Как именно должны поступить родители в данной ситуации? — Непреложный закон: если в квартире открыто окно, маленький ребенок ни на секунду не должен оста- ваться без присмотра. В коридорах, на лестничных клетках, в местах общего пользования — всюду, где ребенок может оказаться хоть на короткое время один, окна, доступные ему по высоте, должны быть закрыты. Долг каждого взрослого — следить за этим. Кроме того, подумайте, нет ли в ва- шем поведении чего-то, что могло бы натолкнуть ребенка на рискованные поступки? Не подаете ли вы ему сами (конечно, неосознанно!) пример неос- торожности? За детьми надо не только наблю- дать — с возрастом необходимо вос- питывать у них навыки осторож- ного поведения у окна, на балконе, формировать не боязнь высоты, не страх, а разумное понимание опасности. — На что еще должны обратить внимание родители? — Ещё одна типичная трав - ма связана с началом велосипед- ного сезона. Как только подсыха- ют дорожки возле дома, младшие школьники, подростки вытаскивают велосипеды, лихо гоняют по двору, по ближайшим переулкам, мало- людным тротуарам. Взрослого пеше- хода они постараются объехать, да он и сам поспешит посторониться, услышав шорох шин и настойчивые звонки. Но малышей, тоже увлечен- ных своими играми, подростки обыч- но не замечают. И вот нередкая, к сожалению, ситуация: подросток сбил велосипедом пятилетнего ребёнка. Такие травмы бывают тяжелыми, иногда страдает и сам велосипедист. Как только ваши сын или дочь вырос- ли настолько, чтобы сесть на двухко- лесный велосипед, вы должны строго внушить им: велосипед —не игрушка, это транспортное средство, и сидящий за рулем должен помнить не только о собственной безопасности. Он в ответе и за безопасность тех, кто встречается на его пути. Нельзя кататься на велосипеде там, где играют малыши — вокруг песоч- ниц, качелей, горок. Велосипедист, так же как и водитель автомобиля, смотрит вперёд. А что делается сзади? Автомо- билиста информируют об этом зеркала заднего вида, у велосипедиста таких зеркал обычно нет. А значит, необходи- мо, обучая ребенка езде на велосипеде, выработать у него прочный защитный навык: перед тем, как свернуть налево или выехать чуть левее, обязательно оглянуться назад! — С какими травмами чаще всего поступают к вам невнимательные велосипедисты? — Опыт показывает, что подав- ляющее большинство случаев, когда ребенок-велосипедист попадает под машину, связано с выездом влево в тот момент, когда сзади приближается автомобиль. Часто подростки—из луч- ших побуждений — сажают малышей на багажник своих велосипедов, чтобы покатать. Этого делать нельзя — ведь ноги малыша, висящие без опоры, оказываются в опасной близости вра- щающегося колеса, они могут попасть между спиц, и тогда возникают и тя- желые повреждения мягких тканей, и переломы костей стопы и голени. Они трудно поддаются лечению. Большое количество травм получа- ют дети, катаясь на скейтбордах и ро- ликовых коньках. Поэтому родители, покупая своим чадам подобные средс- тва, должны позаботиться и о допол- нительном защитном обмундировании: шлеме, наколенниках и пр. И вообще надо всегда знать, где и чем занимается ваш ребёнок. И тогда вы сможете предвидеть опасность, которая ему грозит, вовремя остеречь от нее. Ольга ПЕШКИНА, журналист областного Центра медицинской профилактики. —Выбирая для девочки, девушки вид спортивной деятельности, нельзя за- бывать об особенностях ее физиологии и психики. У женщин более хрупкий, чем у мужчин, скелет, меньше длина и масса тела, слабее связочный аппарат, более узкие плечи и меньшая сила мышц. Впрочем, мышцы и связки более эластичны, чем и объясняется большая под- вижность в суставах, мяг- костьиплавность движений. Вместе с тем чрезмерные нагрузки могут привести к деформации позвоночника и стоп, а слабость брюшного пресса и мышц тазового дна — к ряду гинекологических заболеваний. Физическая работоспо- собность женщины значи- ÜÂÌ ˘ Ë̇ Ë ÒÔÓ  Ú У каждой победы— своя цена Женщины все смелее берутся за считавшиеся ранее мужскими профессии и не отстают от сильного пола. Физическая культура и спорт — не исключение. Но всегда ли это во благо самой женщине? На этот вопрос отвечает заведующая детским отделением спортивной медицины областного лечебно-физкультурного диспансера Ирина НИКОЛАЕВА: тельнониже,чемумужчины. Хотяпостоянныетренировки все-таки расширяют функ- циональные возможности женского организма. Однако далеко не все виды спорта женщинам можно рекомен- довать. Все-таки они более склонны к упражнениям, развивающим гибкость, гра- цию, красотуикоординацию движений. Но и здесь необ- ходимы правильный режим и методика тренировки, что- бы не навредить репродук- тивной функции женского организма. Тренировка без учета особенностейженского организма (особенно впериод полового созревания, при пе- ренагрузках и сотрясениях) не исключает возможности патологических — подчас очень опасных—изменений в гинекологической сфере. Развитию нарушений спо- собствуют быстрое уменьше- ние массы тела, физические перенагрузки и эмоциональ- ные стрессы, хронические заболевания, переохлажде- ния, нарушения режима. Женщины и их спортивные наставники должны очень тщательно следить за влия- нием на их организм физи- ческой нагрузки. Высокий спортивный результат — это замечательно.Хорошобыпри этомне забывать об основной миссии каждой женщины — рождение и воспитание здоровых детей. «íË ı ‡ fl Ó ı ÓÚ‡» Что у нас в лукошке? В Липецкой области в нынешнем году зафиксировано 10 случаев отравления грибами. Прокомментировать ситуацию мы попросили врача-реаниматолога Центра острых отравлений, и.о. зав. токсикологическим отделением МУ «Городская больница «Липецк-Мед» Олега БУКРЕЕВА. —Олег Викторович, какие грибы чаще всего становятся виновниками отравлений? — В основном те, что похожи на съедобные. Особенно часто грибники путают сыроежки, зеленушки, опята, шам- пиньоны с бледной поганкой, имеющей множество разно- видностей цвета шляпки — от коричневого до белого. Яды бледной поганки не разлагаются при термической обработке, высушивании и длительном хранении. Смертельная доза данных веществ (0,02—0,03 г) содержится уже в половине плодового тела гриба. Действие токсинов начинается в орга- низме человека через 30 минут после приема в пищу грибов, но проявляется через 8—72 часа, когда во внутренних орга- нах, и прежде всего печени, уже произошли необратимые изменения. — Как распознать гриб-убийцу? — Вот три основных признака ядовитых грибов: белые пластинки, кольцо-воротничок подшляпкой, чехол (вольва) в основании ножки. —Многие между тем предпочитают свои «простые» спо- собы определения съедобности грибов. Давайте попробуем опровергнуть самые опасные из заблуждений. —Их много. Назову лишь некоторые: * Опущенная в отвар серебряная ложка или монета чер- неет, если в кастрюле есть ядовитые грибы. Но потемнение серебряных предметов зависит от химического действия на серебро ряда аминокислот с образованием сернистого сереб- ра черного цвета. Такие аминокислотыесть как в съедобных, так и в ядовитых грибах. * Если головка лука или чеснока буреет при совместной варке с грибами, то среди них имеются ядовитые. На самом деле, побурение луковиц вызывает фермент тирозин, содер- жащийся в грибах независимо от их пищевых качеств. * Ядовитые грибы обязательно должны вызвать скисание молока. Скисание происходит под влияниемферментов типа пепсина и органических кислот, которые содержатся как в съедобных, так и в ядовитых грибах... Как видите, нельзя полагаться на привлекающие просто- той и доступностью мнимые способы распознавания грибов. Единственная возможность уберечься от отравления — ни- когда не употреблять в пищу неизвестные грибы, хорошо изучить основные признаки ядовитых и несъедобных. — Каковы первые симптомы отравления? — Боль в животе, резкая слабость или кровавый понос, рвота, острая сердечно-сосудистаянедостаточность, бред, гал- люцинации. При этом следует немедленно вызывать врача. — А чем можно помочь пострадавшему до прибытия врача? — Следует промыть желудок водой комнатной темпе- ратуры с питьевой содой или поваренной солью (1 столовая ложка на 5—10литров воды) либо бледно-розовымраствором марганцовки. Выпить сорбент—активированныйуголь—из расчета 1 грамм на килограмм массы тела. Принять слаби- тельное. И даже если при этом самочувствие пострадавшего улучшится, все же необходимо доставить его в стационар — вслед за кратковременным улучшением состояние боль- ного может резко ухудшиться, а промедление может стоить жизни! Взаключение хочунапомнить, чтоядовитымимогут стать любые грибы: перезревшие, собранные в особо засушливые периодыиливдольавтомобильныхдорогиоколопромышлен- ных предприятий. Но даже съедобные и правильно приготовленные грибы не всем можно рекомендовать: например, детям до 10 лет и людям, страдающим заболеваниями печени, желудка и по- чек, их есть не следует из-за мощного раздражающего действия. В случае необходимости вы можете получить консультациютоксиколога по круглосуточному телефону 25-83-24. Ольга ПЕШКИНА. ̇‰Ó Á̇ڸ Как сладить с энурезом? Есть мучительный детский недуг, о котором зачастую знают только самые близкие люди и лечащий врач. Это энурез, или недержание мочи. И существует это расстройство столь долго, сколь и человечество. Как помочь детям? Проблемой занимаются педиатры, неврологи, психиатры, урологи и врачи других специальностей. Ведь энурез, проявляясь прежде всего как стойкое непроизвольное мочеиспускание, беспокоит несчастных не только ночью, но и днем. С какого же возраста можно считать это состояние патологическим? Пожалуй, в этом случае нельзя провести четкую воз- растную границу. Подход должен быть индивидуальным, с учетом формирования высших корковых функций у каждого конкретного ребенка. Считается, что это от трех с половиной до четырех с половиной лет. Когда же ночной энурез сочетается с дневным или другими нарушениями мо- чеиспускания, необходимо обследовать ребенка в еще более раннем возрасте. Энурезом страдает около 12—15 процентов детей. Бывает он первичным и вторичным. При вторичном энурезе отмеча- ется связь с различными урологическими, неврологически- ми, психическими заболеваниями. К основным причинам этого заболевания относятся: не- благоприятная наследственность, задержка созревания не- рвной системы, инфекция мочевыводящей системы, пороки развития и нарушения функции почек и мочевого пузыря, а также различные поражения нервной системы вплоть до расстройств психики. Чтобы выяснить истинную причину расстройства, не- обходима достоверная информация от родителей и самого ребенка. Ее детальное изучение позволяет избежать многих ненужных обследований. Но при этом, как правило, все- таки важная роль принадлежит лабораторным и инстру- ментальным методам обследования. Проводится общий и биохимический анализ крови, общий и бактериологический анализ мочи, УЗИ почек и мочевого пузыря, электроэн- цефалограмма, а по показаниям — и специальные методы обследования. Успех лечения зависит от настойчивости родителей в выполнении врачебных рекомендаций, но при тактичном отношении к ребенку. Не стоит ругать и наказывать его за мокрую постель. Это не принесет пользы, зато отрицательно скажется на формировании характера ребенка. Трудно переоценить значение режима: — ограничьте прием жидкости ребенком после шести— семи часов вечера; —игры перед сном должны носить спокойный характер, а после них хорошо бы погулять; — у ребенка должна быть теплая постель; — будите ребенка через 2-3 часа после засыпания, но чтобы он при этом хорошо проснулся. В случаях, когда ребенок реагирует на пробуждение негативно и при особых психических состояниях, не стоит его будить; — детям старшего возраста необходимо внушатьжелание проснуться при появлении позыва на мочеиспускание. Существуют медикаментозные и немедикаментозные методы лечения энуреза. Часто используют их в сочетании. К немедикаментозным методам относятся: диетотерапия, психотерапия, физиотерапия. Лекарственные средства подбираются врачом индивиду- ально. При совместных усилиях родителей, ребенка и врача эффективность лечения достаточно высока. Необходимо лишь вовремя обратиться за медицинской помощью. Наталья ОРЛОВА, главный внештатный детский нефролог. é·Î‡ÒÚÌÓÈ ñÂÌÚ  ωˈËÌÒÍÓÈ Ô  ÓÙË·ÍÚËÍË. òÍÓ· Á‰Ó  Ó‚¸ fl ÇÂ‰Û ˘ ‡ fl  Û·  ËÍË í‡Ú¸ fl ̇ ëèÄëëäÄü. ìÔ  ‡‚ÎÂÌË Á‰  ‡‚ÓÓ ı  ‡ÌÂÌË fl ãËÔˆÍÓÈ Ó·Î‡ÒÚË ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА ç ÒÚÓËÚ ÒÚÂÒÌ fl Ú¸Ò fl —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz