Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)
21 августа 2007 г., № 161 (23039) 3 ç‡ Ú Ë·ÛÌÛ ÙÓ Ûχ Главный ориентир ã ˛ · ˚  Ô ÂÏÂÌ ˚ ‚ Ó· ‡ÁÓ‚‡ÌËË ‰ÓÎÊÌ ˚ ÒÎÛÊËÚ¸ ËÌÚ ÂÒ‡Ï Ì‡¯Ë ı ‰ÂÚÂÈ Когда основные приоритеты модернизации российского образования еще только формулировались, уже было ясно: путь к их воплощению будет непростым и займет не один год. Обновление требует эффективных, но не всегда популярных решений, отказа от стереотипов. Новое качество образования, соответствующее требованиям времени, невозможно без нового качества управления системой образования на всех уровнях —школьном, муниципальном, региональном. Это означает, что каждый субъект системы должен четко осознавать и выполнять свои полномочия, которыми его наделил федеральный закон об образовании. Липецкая область, ре- ализуя свои полномочия субъекта Федерации, про- должила совершенствование нормативно-правовой базы региональной образователь- ной политики. За прошлый учебный год принято бо- лее сорока постановлений, распоряжений, законов. И за каждым — финансовые средства, выделенные из областного бюджета на ре- сурсное обеспечение нашей отрасли. Общие расходы в консолидированном бюдже- те региона на образование превышают шесть с полови- ной миллиардов рублей. Но не всегда эти средства расходуются эффективно. Так, из-за переизбытка пе- дагогических работников большая часть средств идет на их заработную плату, которая сегодня составляет в среднем более шести с половиной тысяч рублей в месяц. Она может быть больше, если увеличить нагрузку учителя (многие ныне работают лишь на одну ставку).Но для этого образовательные учреждения должны избавиться от слабых специалистов. Такие пока есть в наших школах, училищах, техникумах. К примеру, лишь 64 процента учителей-предметников в ходе тестирования по материалам ЕГЭ набрали от 98 до 100 баллов, продемонстрировав таким образом хорошее знание школьной программы. Занимаясь в течение многих лет вопросом доступности образования, многие порою стали понимать его упрощен- но. Доступность имеет смысл, только если обучающийся получает полноценное качественное образование. Уверен: жертвовать качеством образования ради его доступности в наше время стратегически неправильно. Качественное образование — это и условия обучения, уважительные по отношению к ученику и студенту (современное учебное обо- рудование, удобная мебель, качественные учебники), и его результаты — востребованные обществом и государством знания и умения. За минувший год в этом направлении сделано немало. Заработали три новых плавательных бассейна в Долгору- ковском, Хлевенском и Липецком районах, построены две новые школы в Добринском районе и областном центре, открыто несколько детских садов. В рамках нацпроекта «Образование» наши учреждения получили 16 автобусов, более 30 комплектов нового учебного и производственного оборудования.Практически завершилосьподключениешкол кширокополосному доступу сетиИнтернет. Но хочу еще раз подчеркнуть: доступное качественное образование—вопрос не столько объема финансовых ресурсов, сколько выбора приоритетов и профессиональной компетентности. Без серьезных изменений в организации дела нельзя решить насущные проблемы. Мы должны перейти (и уже переходим) на новые принципы финансирования отрасли. Прежде всего это касается нормативно-подушевого финан- сирования и отраслевой системы оплаты труда. Важные шаги в этомнаправлении сделаны. Принят областной закон о нормативномфинансировании, реализуются постановления администрации области об объемах надтарифного фонда в образовательных учреждениях. В новом учебном году мы предлагаем изменить порядок использования надтарифного фонда. Считаем более правильным, когда его объем будет не единым для всех школ (к примеру, 39 процентов), а диф- ференцированным в зависимости от эффективности работы учреждения. Тогда лучшие школы смогут претендовать на 50-процентный надтарифныйфонд, ашколы-аутсайдеры, не дающие качественного образования,—лишь на 20-процент- ный. Такое «неравенство» станет стимулом для повышения качества работы. В новом учебном году предстоит ответственно подойти к содержанию общего и профессионального образования. Профильное обучение в школах, многоуровневая система подготовки в вузах становятся реальностью. Готовы ли мы к этому? Не сомневаюсь, что готовы. В области солидный творческий потенциал педагогического сообщества. Об этом свидетельствуют победы старшеклассников на всероссийс- ких олимпиадах, достижения педагогических коллективов двадцати восьми школ и двух профессиональных училищ в реализации национального проекта «Образование». Треть школ уже успешно работает по профильным программам обучения, активно внедряет информационные технологии. Постепенно меняются и наши профессиональные училища, на укрепление материальной базы которых было выделено более 50 миллионов рублей. Эффективные, целеустремлен- ные усилия педколлективов ПУ № 10 (г. Липецк) и ПУ № 9 (Данковский район) позволили им победить в национальном проекте «Образование». А профессиональный лицей № 28 повысил свой статус до техникума. В то же время ПУ № 15 Лев-Толстовского района, по всей видимости, станет фили- алом ПУ № 9. Большое внимание в прошлом году уделялось вопросам расширениясетидошкольныхобразовательныхучреждений: дополнительно было создано свыше 2000 мест. Но не только доступность дошкольного воспитания волнует нас сегодня. По-прежнему остается проблема преемственности между детским садом и школой. Причем ее нельзя сводить только к усилению предшкольной подготовки. Очень существенно, чтобы в школу приходили прежде всего здоровые и любо- знательные дети. Все, что делается в образовании, всегда вызывает неод- нозначные оценки. Но главный критерий здесь один: любые преобразования должны происходить ради благополучия и счастья наших детей. Вот главный ориентир в наших делах, планах и спорах. Юрий ТАРАН, начальник управления образования и науки Липецкой области, кандидат педагогических наук. В гостях у «Сказки» мы побывали на Медовый Спас. Про этот праздник здесь не забыли: —Анам сегодня булочки медом мазали, — похвалил- ся крепыш в джентльменс- кой «бабочке». — Да ну!.. — выражаем неподдельное удивление. —И в честь чего угощение? —Праздника Стаса! —А вот и не Стаса, а Спа- са! — поправляет крепыша девчушка с пышным бантом на голове. Так и познакомились мы со «знайками» — ребятами старшей группы. «Знайки» — это название группы, откуда прямая дорога в со- седнюю с детсадом школу Солидарности. Связь с нею постоянная. Детсадовцы часто ходят с воспитателями в гости к учащимся, а перво- классники, сами недавние детсадовцы, снисходитель- но-важно «просвещают» малышей… — Школьные педаго- ги не просто наши соседи, —рассказывает заведующая садиком Татьяна Борисова. — У нас с ними совместный план, чтобы обеспечить пре- емственность дошкольного и школьного начального образования. Кстати, в этом году у во- семнадцати воспитанников «Сказки» был первый вжиз- ни выпускной: 1 сентября они станут первоклассни- ками. Воспитатели, конечно, стараются, чтобы их пи- томцы пришли в школу во всеоружии. Ипри этом особо хлопочут, чтобы они были здоровыми, закаленными. Кому не доводилось слы- шать сетования мамаш: вот, дескать, не ходило дитя в казенный дом и не болело, а пошло—тут иначалось!.. Но к «Сказке» это не относится. Здесь оздоровительная рабо- та с детьми стала стержнем всей программы. — Три года мы системно этим занимаемся,—делится опытом Татьяна Иванов- на. — Контроль состояния малыша ежедневный. По итогам индивидуальных наблюдений психолога, вос- питателей даем рекоменда- ции родителям. Бывает, на первыхпорахустанавливаем щадящий режим для ре- бенка, чтобы смягчить его переживания из-за переме- ны обычной обстановки… А чем меньше отрицательных эмоций, темустойчивее орга- низм ко всяким простудам- инфекциям. В позапрошлом году из двадцати детсадовских но- вичков в первый месяц забо- лели восемь воспитанников, а в прошлом—лишь пять из двадцати трех. А с перебо- левшими потом занимаются особо. В кружке «Неболей- ка» (есть и такой) они, по рекомендациям педиатров поликлиники и под наблю- дением старшей медсестры, инструктора по физкуль- туре, проходят процеду- ры — допустим, точечный массаж, кварц, выполняют дыхательные и общеукреп- ляющие упражнения, за- нимаются на тренажерах. Вообще физкультуру здесь любят все. Апотомдетвора «гоняет» чаи из лечебных общеукреп- ляющих трав, заготовлен- ных на детсадовском фито- огороде—тамрастут чабрец, мята, душица… Благодаря областной и районной программам «Здо- ровый ребенок» материаль- но-техническая база этого дошкольного учреждения довольно крепкая. Но что она значит без творчества воспитателей и всего пер- сонала? Из четырнадцати педагогов у двенадцати выс- шее образование, двое — от- личники просвещения, трое —ветераныпедагогического труда, одиннадцать имеют первую квалификационную категорию. Это — о профес- сионализме. А о творчестве, которое с подачичиновников стало почему-тоименоваться «новыми технологиями» и «инновациями» (Господи, а речь-то о малышах), свиде- тельствуют факты... Гордость детсада—музы- кально-ритмическая студия «Разноцветная мозаика». Ее ведут музыкальный ра- ботник и инструктор по физ- культуре. — Сами понимаете, как нравится ребятне аэробика, — комментирует хозяйка «Сказки». — Спортивные танцевальные упражнения повышают двигательную активность ребенка, мы- шечный тонус, укрепляют здоровье. Аэробику мы посмотреть не смогли. Зато видели ребят на спортплощадке. Сотруд- ники детсада сделали ее собственными силами. Тут уж воспитанники постара- лись показать гостям свою ловкость. — Золотые руки у на- ших педагогов, — продол- жает Татьяна Ивановна. — Нестандартное физкуль- турное оборудование—тоже их заслуга. Хотите пройтись по массажным коврикам?.. Дети по ним в охотку боси- ком бегают. «Оборудование»—проще некуда: обычные коврики с нашитыми на них пласти- ковымипробками, использо- ванными фломастерами. А еще мы узнали о кор- рекционной логопедической группе, индивидуальных занятиях с детьми психо- лога, об экологическом вос- питании и обучении азбуке дорожного движения. «Сказка»—садик-лидер. Второе место в областном конкурсе дошкольных уч- реждений. Успех в конкурсе по организации обучения Правилам дорожного дви- жения. Наконец, признание детского сада поселка Соли- дарность лучшим сельским дошкольным учреждением региона. Сегодня на его базе проводятся курсы повыше- ния квалификации воспита- телей, методические семина- ры, конференции. Однако у «Сказки» есть и вполне несказочные слож- ности. Старые стены уже не вмещают всех малышей Солидарности. Сотня деток посещает его, а на столе у заведующей — 30 родитель- ских заявлений. Нет полно- ценного спортивного зала, музыкальной рекреации, нет собственных кабинетов у психолога и логопеда… Да и вообще, считает Татьяна Ивановна, в рамках нацио- нального проекта «Образо- вание» нужно больше вни- мания уделять дошколятам. Ведь даже в материальном отношении работники «са- мого первичного звена», входящего в систему про- свещения, ущемлены по сравнению со школьными учителями. И по зарплате, и по надтарифному фонду — в общеобразовательных учреждениях он составляет 40 процентов, а у «детсадов- цев» — лишь 25. …Прощаемся со «Сказ- кой» в расцвеченном авгус- товскими красками клумб дворике. —Красиво, правда?—го- ворит заведующая.—Приез- жайте, еще краше будет! И поблагодарите через газету поселковую главу Лидию Николаевну Сенчакову, чле- на нашего детсадовского со- вета. Очень помогает! Новые бордюры и асфальтовые до- рожки— ее подарок от сель- ской власти. Хотя, слышала, по 131-му Закону о самоуп- равлении детсадовские дела уже не в ее компетенции. Но с Лидией Николаевной у нас самые тесные деловые отношения… Все правильно. Власть тогда чего-то стоит, когда умеет заботиться о детях. Александр ДЕМЕНТЬЕВ, соб. корр. «Липецкой газеты». Елецкий район. ãÛ˜¯ËÈ ‰ÂÚÒÍËÈ Ò‡‰ Где дошколят ждет сказка У детского садика елецкого поселка Солидарность нет названия. У других есть — «Солнышко», «Теремок», «Чебурашка», а у него вот нет… Трудно сказать, почему. Впрочем, родители название ему все равно дали, пусть и неофициальное, — «Сказка». Так и говорят: —Приводим своих малышей, как в сказку. ФОТО ЕВГЕНИЯ ИВАНОВА ëÂϸ fl Ë ¯ÍÓ· Когда деньгами не откупишься... é χχ ı Ë Ô‡Ô‡ ı , ÍÓÚÓ ˚  ÒÚ‡ÎË ÒÓ ˛ ÁÌË͇ÏË Û˜ËÚÂÎÂÈ Прийти на родительское собрание и сдать деньги на нужды класса. Этим чаще всего и ограничивается то, что мы громко именуем... связь семьи и школы. Впрочем, даже такого пассивного контакта многие стараются по возможности избежать. «Занят на работе». «Я воспитываю дома, а в школе пусть учителя этим занимаются». «Там ничего нового не скажут». «У моего ребенка все отлично, а решать чужие проблемы не собираюсь». Стандартных отговорок хватает. Но, позвольте, неужели самым близким людям все равно, как живет школа, где полдня сидит за партой их ребенок? А если школьные собрания им скучны, то что мешает как раз собственным участием сделать их другими? Вот что об этом думают липчане, с которыми мы побеседовали накануне образовательного форума. «Мне интересно, чем живет мой ребенок» Нелли Кузнецова — руководитель частной фирмы. «Вы звоните ей вечером, попозже. Или в выходные. А то можете не застать», — предупредили меня в липецкой школе № 31, где учится сын Нелли Владимировны десятиклассник Вадим. Но даже суббота для его мамы оказалась рабочим днем. И, несмот- ря на все, Нелли Кузнецова не уклоняется от участия в роди- тельском комитете. Зачем ей это надо? — Ну как же, — объясняет Нелли Владимировна. — Родите- ли видят детей только с одной стороны. А в школе они ведь рас- крываются как-то иначе. И вообще, мне просто интересно, чем живет мой ребенок. Она не понимает, почему далеко не все родители думают так же. На классные собрания в основном ходят одни и те же люди. Занятость? Да нет, нежелание усложнять себе жизнь. Вот деньги сдать на какое-то мероприятие — сдадут, хотя не каждый жи- тель тракторозаводского поселка, где находится школа, хорошо обеспечен. А что-то непосредственно сделать для школы — не уговоришь. Но активисты не унывают. Вот, например, осеннюю и весеннюю ярмарки провели. На вырученные деньги, посовето- вавшись с детьми, купили фотоаппарат для школы. А еще на средства родителей отремонтировали актовый зал. — В основном помогаем педагогам осуществлять их идеи, — говорит Нелли Владимировна. — Но и сами что-то предлага- ем. Допустим, ввести школьную форму. Мелочь? Но из таких-то мелочей и складывается школьная жизнь. «Нельзя все сваливать на школу» Чуть больше года назад в липецкой гимназии №19 был ос- нован попечительский совет родительской общественности. Его председатель — Олег Бойко, отец ученицы четвертого клас- са Елизаветы. — Хотим помогать гимназии совершенствовать учебный процесс, материально-техническую базу, укреплять взаимо- действие педагогов и родителей, — Олег Валерьевич по-дело- вому излагает смысл существования совета. За прошлый учебный год он и его единомышленники прове- ли два спортивных праздника — для старшеклассников и для самых младших школьников. Организовали на 9 Мая экскурсию в музей Липецкого авиацентра. Нашли призы для нескольких школьных мероприятий. Помогли со спортинвентарем. Хлопо- чет совет и о капитальном ремонте здания, огорчается из-за за- тянувшегося ремонта спортплощадки. — Начали два года назад и до сих пор никак не закончат, — рассказывает Олег Валерьевич. — Теперь дети занимаются только в спортзале. Поэтому совет решил обратиться с офици- альным заявлением к администрации города. Нельзя же все взваливать на руководство школы. Конечно, совет работал бы еще успешнее, если бы удава- лось привлечь к делу меценатов. Но не привыкли еще состоя- тельные наши сограждане к простой мысли, что благотвори- тельность — дело престижное. Зато, по мнению Бойко, до мно- гих пап и мам наконец доходит: нельзя всего-навсего привести ребенка в школу и сдать его на руки учителям. — А как ваша дочка относится к тому, что у нее такой актив- ный «школьный» папа? — Положительно, — отвечает Олег Валерьевич. И, улыбаясь, добавляет: — Пожалуй, она даже немного гордится мной. «Родители растут вместе с детьми» Ирина Колягина, мама Насти, семиклассницы липецкой гимназии №12, и четырехлетней Машеньки, вышла из со- става школьного родительского комитета после рождения младшей дочери. Но связь со школой на этом не прервалась. — На собрания у нас приходят почти все родители. Если кто и отсутствует, то по уважительной причине, да еще предупреж- дает об этом заранее. Если честно, для меня это было неожи- данностью. Я сама преподаватель Липецкого металлургическо- го колледжа и знаю: если десяток родителей сидят в классе, уже хорошо, — рассказывает Ирина Владимировна. В этой школе предпоследняя неделя каждой четверти — ро- дительская. В эти дни мамы, папы, дедушки, бабушки могут поприсутствовать на любом уроке. А когда в конце года учащи- еся защищают свои научно-исследовательские работы, в со- ставе аттестационной комиссии их оценивают и представители родительской общественности. Но зачем, задает риторический вопрос Ирина Колягина, ждать каких-то специальных дней или звонка от учителя? Не лучше ли самим сделать шаг навстречу? — Когда нет пропасти между семьей и школой, выигрывают дети, — считает она. — Это не значит, что нужно заискивать пе- ред учителем, мозолить ему глаза, чтобы он твоему чаду оценку хорошую поставил. Пусть все будет по справедливости. Но если отношения открытые, а причины трудностей твоего сына или дочери ясны, то это снимает напряжение. И ты можешь объяснить ребенку, что не обижаться надо на плохую оценку, а трудиться. Мы не рождаемся педагогами, а растем вместе с детьми. Софья ВОБЛИКОВА. — В апреле прошлого года, — не тая гордости, сообщает директор Га- лина Сачкова, — мы получили обще- ственную аккредитацию в Российской Академии образования. Теперь на ос- новании постановления бюро прези- диума РАО у нас — эксперименталь- ная площадка академии. Не будем подробно говорить о ка- бинетах, оснащенных дополнительны- ми компьютерами, аудиовизуальной аппаратурой, об основательном ре- монте и учебных интерьеров, и обще- жития для 300 студентов, о выделен- ных в 2006 году областью 700 тысячах рублей на мини-типографию, компью- терные программы и многое другое. Главное — статус многопрофильного и многофункционального позволит колледжу в ближайшем будущем пе- рейти на новую ступень — подготовку практикоориентированных бакалав- ров. Развитие региона побудило на- чать обучение по совсем новым спе- циальностям — «туризм» и «гостинич- ный сервис». То есть часть выпускни- ков будет работать в туристско-рекре- ационных зонах региона. Кроме того, в этих же стенах получают образова- ние те, кто решил стать сотрудниками страховых компаний. А на заочном от- делении появилась специальность «документационное обеспечение уп- равления и архивоведение». Этим нововведениям предшество- вали консультации с работодателями. Активные контакты с учреждениями культуры, образования, органами уп- равления стали для педколледжа нор- мой. Так возникают совместные про- екты, налаживается полноценная практика студентов. К примеру, в Ли- пецке сегодня стали дефицитом вос- питатели дошкольных учреждений. Поэтому колледж обеспечил целевой набор тридцати студентов на заочное отделение. То есть туризм туризмом, но основ- ная задача не изменилась: здесь по- прежнему настойчиво занимаются обучением учителей и воспитателей. Колледж сотрудничает с Елецким госу- дарственным университетом им. И.А. Бунина, Липецким государственным педуниверситетом, благодаря чему выпускники имеют теперь более со- лидную подготовку и получают высшее образование в сокращенные сроки. Кстати, колледж не нуждается в рекламе. Сами выпускники, их успеш- ная работа в лучших гимназиях, шко- лах и детских садах — вот бесплатный его «пиар». Кстати, немаловажно, что здесь сохранена процедура трудоуст- ройства воспитанников. А многих привлекает возможность получить и основное, и даже дополнительное об- разование, живя дома... В этом коллективе много заслужен- ных учителей России, отличников про- свещения РФ. Большинству педагогов присвоена высшая квалификационная категория. Есть и кандидаты наук. Не каждый колледж может похвалиться плодотворной научно-исследователь- ской работой, для чего здесь создают- ся предметные кафедры. Да, педколледж в Лебедяни обрел второе дыхание. Об этом свидетельс- твуют полученные в последнее время дипломы, лауреатские звания за учас- тие в различных конкурсах, выставках, фестивалях, смотрах. И, конечно, от- зывы коллег, авторитет тех, кто полу- чил его дипломы в минувшие годы и десятилетия. А это ни много ни мало 16 тысяч специалистов. Владимир АКИМОВ, соб. корр. «Липецкой газеты». г. Лебедянь. àÒÚÓ Ë fl Ô Ó‰ÓÎʇÂÚÒ fl Второе дыхание 16 Ú ˚ Ò fl ˜ ÒÔˆˇÎËÒÚÓ‚ ÔÓ‰„ÓÚÓ‚ÎÂÌÓ ÒÚ‡ ÂȯËÏ ‚ ӷ·ÒÚË ã·‰ fl ÌÒÍËÏ Ô‰‡„ӄ˘ÂÒÍËÏ ÍÓÎΉÊÂÏ Для кого-то это будет неожиданностью: история Лебедянского педколледжа начиналась, оказывается, вдалеке от Лебедяни и вообще нынешней Липецкой области. 1 июля 1914 года в городе Ново-Вилейске, то есть в предместье Вильнюса, была открыта учительская семинария, которая уже после революции, по распоряжению наркомата просвещения, «перекочевала» в Лебедянь тогдашней Тамбовской губернии. И вот уже без малого век, меняя официальные названия (семинария, техникум, училище, колледж), это учебное заведение готовит педагогов для начальной школы и воспитателей детских садов. Его выпускники трудятся в небольших городах и селах. Сегодня колледж, как марафонец на долгой дистанции, обрел второе дыхание. В областной программе развития образования на ближайшую перспективу ему отведена роль инновационного образовательного учреждения.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz