Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)
— Думаю, мы все-таки не слу- чайно победили,—говорит сегодня Андрей Алексеевич. — У нас был опыт инновационной деятельнос- ти. На нашей базе создан ресурс- ный центр. В прошлом году нас признали лучшим сельскохозяйс- твенным училищем области. Так что программу, которая участвова- ла в конкурсе, мы разрабатывали на солидной основе. Программа, кстати, получилась и вправду внушительная — сто сорок листов. —Целая диссертация,—шутит Толочанов. Для ее реализации из федераль- ного бюджета выделено двадцать девять миллионов рублей. Еще столько же — из собственных средств училища, областного бюд- жета плюс спонсорская помощь фирмы-партнера. —Найтиисточники софинанси- рования — это обязательное усло- вие конкурса—в принципе трудно. Но в сельском хозяйстве сейчас с кадрами катастрофа. Молодежи нет, работают люди предпенсион- ного возраста. И сейчас там готовы идти на затраты, чтобы изменить ситуацию, — замечает Андрей Алексеевич. Итак, что же сделают в учи- лище на выигранный грант? Пе- речень немаленький: приобретут американский трактор «Челленд- жер», немецкий комбайн «Мега», канадскую сеялку, культиватор и французский глубокорыхлитель. И все это соседствует с оборудова- нием для тиражирования печат- ных материалов и видеосъемки. Зачем училищу лабораторно- исследовательские стенды для изучения двигателей внутреннего сгорания — понятно. А вот для чего, например, компьютерная рабочая станция для видеомонта- жа? Неужели фильмы собираются снимать? — Да, собираемся. Учебные, — объясняет директор учили- ща. — Мы приобретаем то, что позволит создавать мобильные, ориентированные на требования работодателей средства обучения, прежде всего в электронном виде. Нынешние учебники опираются на разработки шестидесятых- семидесятых годов. А по новым технологиям нет ничего. Да к тому же разрабатывать новые, мульти- медийные средства обучения на федеральном уровне для сельско- хозяйственных училищ дорого и невыгодно. Так что мы решили сами браться за дело. Нужны ПУ и две лаборатории: «Гидравлические приводы» и «Электронные системы регули- рования дизельных двигателей». Это своеобразные конструкторы, «поиграть» в которые будет инте- ресно не только учащимся, но и взрослым, проходящимподготовку в ресурсном центре. Уменьшенные копии работают точно так же, как реальные агрегаты, позволяя изучить все в подробностях. Кро- ме того, на компьютере можно запрограммировать любую неис- правность, разобраться, на что она влияет, как лучше ее устранить. — Так мы учим не только ра- ботать на машине, но и понимать суть процессов. Это понимание и отличает классного специалиста от середнячка, — подчеркивает Андрей Толочанов. Но, конечно, важнее всего — импортная сельхозтехника. Самая современная, самая доро- гая, самая востребованная. Еще в марте мастер Владимир Зудков сокрушался в разговоре со мной, что работодатели неохотно берут выпускников ПУ. Им необходи- мы сразу специалисты высокого уровня, доскольнально знающие заграничную технику. — Да только где ж таких взять? Пусть вучилищеистарались до- говариваться с хозяйством-партне- ром о практике ребят на импортной технике, этого было недостаточно. И вот теперь открываются иные перспективы. — Наши шестьсот гектаров один «Челленджер» за двое суток обработает, — рассказывает Толо- чанов. — Можно, конечно, на нем и что-то заработать для училища. Но мы рады другому. Случай нам выпал редкий — получить такую технику. Так что, прежде всего, будем на ней учить людей. «Челленджер», «Мега» и про- чие заморские агрегаты поступят в училище не раньше четвертого квартала этого года. Что, конечно, огорчает Андрея Алексеевича: эх, вот бы уже с осени посадить паца- нов на новые машины. А весной бы уже и конкурс профмастерства провести, пригласить руководи- телей крупных хозяйств, чтобы убедились, какихмастеров готовят в Данкове. Но — надо набраться терпения. А еще очень хочется директору ПУ, чтобы конкурс на поставку сельхозоборудования выиграли не несколько фирм, а одна. Тогда, скажем, вопросы сервисного обслу- живания решать будет проще. — Неплохо было бы, если б та же фирма и свой учебный центр на базе училища открыла. К нам, кстати, уже приезжал представи- тель одной немецкой компании. Очень понравилась ему наша база. Да они и еще оборудование на двадцать миллионов готовы закупить. Планов у директора и его кол- лег, как всегда, громадье. Работы предстоит еще больше. А что в итоге? Вытянут лижелезные «аме- риканцы» да «немцы» начальное профессиональное образование из кризиса, поднимут ли не только качество обучения, но и престиж сельскохозяйственных профессий? Сейчас ведь не только хозяйства испытывают нехватку молодых кадров. Набор в училище тоже идет с трудом. — Положение обязательно изменится, — уверяет Андрей То- лочанов. — Не сразу, конечно. Ро- дители нынешних подростков пом- нят, как нахлебались в девяностые годы.Нукак они будут уговаривать детей остатьсяна селе?Но еслипод- держка училищ не прекратится, а усилится, то через несколько лет все начнет налаживаться... Елена МОСКАЛЕНКО. 21 августа 2007 г., № 161 (23039) 2 ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА Время верить, время дерзать àÌÌÓ‚‡ˆËÓÌ̇ fl Ó· ‡ÁÓ‚‡ÚÂθ̇ fl Ô Ó„ ‡Ïχ ‰‡ÌÍÓ‚ÒÍÓ„Ó Ô ÓÙÂÒÒËÓ̇θÌÓ„Ó Û˜ËÎË ˘ ‡ ‹ 9 Ôӷ‰Ë· ‚Ó ‚Ò ÓÒÒËÈÒÍÓÏ ÍÓÌÍÛ Ò 燈ËÓÌ‡Î¸Ì ˚ Â Ô ÓÂÍÚ ˚ : “é· ‡ÁÓ‚‡ÌË” —А наши все на строительстве. Площадку делаем для импортной техники. У нас знаете, какие машины будут? Трактор «Челленджер», гусеничный, самый мощный в мире — двигатель пятьсот десять лошадиных сил. Немецкий комбайн «Мега-370». Там такая электроника — хоть в космос лети, — со знанием дела толковал паренек из данковского училища № 9, провожая меня к мастерским. Было это около месяца назад. А чуть раньше, в начале марта, когда в училище только готовили документы для участия в новом конкурсе нацпроекта «Образование», Андрей Толочанов, директор ПУ, изрядно поволновался. Все-таки соревноваться предстояло с лучшими коллективами профобразования России. Но настроены данковчане были решительно: не получится в этом году, попробуем на следующий. —Удалосьливамотдохнутьзадваотпуск- ных месяца после конкурсных волнений? — Ну, начнем с того, что отпуск, офици- альноначавшийся с одиннадцатогоиюня, по- настоящему наступил для меня лишь после шестнадцатого июля. В этот день были сданы все документы на мое участие во всероссий- ском конкурсе «Учитель года». Только вер- нувшись из Москвы, я уехал на море. — Итак, вы вновь на работе. Что плани- руете сделать в первую очередь? —Самое главное—опять же всероссийс- кий «Учитель года». Мне предстоит участие в установочном семинаре для конкурсантов. Мыеще не знакомыдруг с другом. Но я знаю: всего на соревнование подано семьдесят за- явок. Возраст соискателей—от 25 до 54 лет. Асредипредставленныхпредметов есть даже калмыцкий язык. — Вы производите впечатление очень спокойного, сдержанного человека. Что должны сделать ученики, чтобы вы вышли из себя? — Вывести из себя меня практически невозможно. Но вот чего я категорически не принимаю, так человеческую черствость. Когда все мысли о личной выгоде, о том, что мир должен подстраиваться под одного тебя. У детей и подростков это теперь не редкость. Особенно эгоцентричны, представьте, ребята в начальных классах. Но в одиннадцатом они как-то меняются. Приходит осознание, что земной шар не вращается вокруг тебя. А особенно трудно бывает с восьми-девяти- классниками. — Выходит, вы берете класс в самый непростой момент? — Да. В этом году я выпустил четыре одиннадцатых класса. Теперь готовлюсь к встрече с восьмиклассниками. К детям, ко- нечно, очень привыкаешь. Ас теми ребятами мы прошли вместе многие этапы областного конкурса «Учитель года». Они очень меня поддержали. Был такой трогательный момент… После открытого внеклассного занятия мои девочки побежали в магазин, купили грамоту и подписали: «Занявшему первое место в наших сердцах». Это стало самой дорогой для меня наградой. — А что считаете недопустимым для учителя? — Очень раздражает, даже бесит, когда кто-то говорит: я, мол, работаю ровно на- столько, насколько мне платят. Влюбой про- фессии, а особенно в нашей, надо оставаться все-таки бессребреником. Само дело ведь приносит радость. А материальная сторона, на мой взгляд, вторична. — Это вы как завуч или как учитель говорите? — Я начал работать в школе уже студен- том-четверокурсником. Получал гроши. Так что они вряд ли могли усилить любовь к школе. У меня всегда было много возмож- ностей уйти. Но я не ушел. Вот и ответ на ваш вопрос. — Кто повлиял на вас? Чей пример вас поддерживает? — Конечно, прежде всего — родителей. Моя мама — педагог. Многое я унаследовал от нее. А в институте была преподаватель методики химии Антонина Георгиевна Йод- ко, она стала для меня второй матерью. В гимназиимне повезло работать с директором ОльгойУласевич. Вот пример руководителя. И, конечно, немогуне назватьмоюжену. Она тоже педагог. Все происходящее вшколе мы переживаем вместе. Так что педсовет плавно перетекает из рабочих кабинетов домой. — Какие проблемы современного обра- зования кажутся вам наиболее болезнен- ными? —Мыживем в мире современных инфор- мационных технологий. Год от года потенци- ал знаний растет огромными темпами. Для школы очень важно не отставать от этого процесса. Иначе, как мы подготовим детей к требованиям современного мира? Но для этого необходимо найти оптимальные спо- собы усвоения того научного, культурного богатства, что накапливает человечество. Ав школе до сих пор основной способ получения знаний — репродуктивный. Здесь от учени- ка требуется не творчество, не способность мыслить, а хорошая память. Акцентынужно смещатьна развитиемышления. Учить детей самостоятельно рассуждать, находить нуж- ную информацию, работать с ней. Это меня беспокоит, но, так сказать, на глобальном уровне пока не решается. — Как вы оцениваете результаты осу- ществления нацпроекта «Образование»? Что дал проект лично вам, вашей школе? — Гимназия получила поддержку как инновационное образовательное учрежде- ние. Пять наших педагогов в прошлом году и трое в этом выиграли президентские гранты. Кстати, по общему количеству победивших за два года мы на первом месте среди всех школ Липецка. Поддержку получили двое наших учащихся. Школьный грант почти полностью пошел на информатизацию обра- зовательного процесса. Мы купили четыре интерактивные доски, оргтехнику. Теперь у нас в каждом кабинете есть хотя бы один компьютер. Современная техника позволяет делать очень многие полезные и интересные вещи. Например, если раньше план урока писался от руки, также вручную карточки составлялись, то сейчас такой рутинной работы стало меньше. Нет теперь и необхо- димости демонстрировать заплесневевшую таблицу, залитую водой из потекших труб или с крыши. Можно вывести на экран лю- бую картинку с помощью проектора. — Кем вам труднее быть: учителем или завучем? — Везде свои трудности. Но то, что я веду уроки, для меня отдых. От этого по- лучаю настоящее удовольствие. Педагог занимается в основном теми вопросами, что касаются его лично. А степень ответствен- ности на административной должности, конечно, иная. — А директором школы не хотели бы стать или министром образования? —Пока я об этом не думал. Но знаете ли, утверждения типа: вот была бы моя воля, я бысделал все гораздо лучше,—голословные. Критиковать проще простого... — Первое сентября для вас — рабочий день или все-таки праздник? — Вот когда мне начинают сниться учи- тельские кошмары: входишь в класс, пыта- ешься вести урок, а тебя никто не слушает, то это верный признак—Первое сентября не за горами. А еще это своеобразный Новый год. Так что все-таки праздник. Праздник начала кропотливой работы. Софья ВОБЛИКОВА. è ÒÓ̇ Учитель встречает Новый год дважды... í‡Í Ûڂ ʉ‡ÂÚ Á‡ÏÂÒÚËÚÂθ ‰Ë ÂÍÚÓ ‡ ÎËÔˆÍÓÈ „ËÏ̇ÁËË ‹ 12 ÄÎÂÍÒÂÈ ÇÓÎÍÓ‚ С Алексеем Валерьевичем, победителем областного конкурса «Учитель года- 2007», читатели «ЛГ» уже знакомы. Поводом к новой встрече с лучшим педагогом года стал областной образовательный форум. Кстати, мы беседовали с Алексеем Волковым в первый его рабочий день после отпуска. íÂχ ‰Ì fl ã ˛ ‰ÏË· äìêÄäéÇÄ: «Как научить учиться?» Соответствует ли качество современного образования заметно выросшему уровню жизни? Этот вопрос все настойчивей ставит общество перед педагогами. Динамично развивающейся российской экономике остро нужны квалифицированные специалисты. Без передовых информационных технологий невозможно представить нашу действительность. Современный работник обязан обладать обширными знаниями из смежных областей. «Качество жизни — качество образования». Такова тема открывающегося сегодня областного образовательного форума. О том же журналист «Липецкой газеты» побеседовал накануне с заместителем главы администрации области Людмилой КУРАКОВОЙ. — Людмила Валенти- новна, на ваш взгляд, на- сколько все-таки отечест- венная система образова- ния отвечает новым стан- дартам качества жизни? — Я бы сказала так: качествожизни напрямую зависит от качества зна- ний. Хорошее образование —этомощныйинструмент позитивных перемен. Но оно, в своюочередь, напря- мую зависит от состояния дел в государстве, уровня развития экономики. По многим показателям сис- тема образования области выигрывает на общерос- сийском фоне. Однако обольщаться этим ни в коем случае нельзя. Требо- вания становятся всежестче.Несколько лет назад общество могло простить педагогу многое. Ведь работа в школе за мизерную зарплату была настоящим подвижничеством. Сейчас положение меняется. Если ребенок не способен поступить в институт, если выпускник вуза не находит работу из-за слабой подготовки, то мыпредъявляем закон- ные претензии системе образования и властям, не сумев- шим вырастить конкурентоспособного, готового к плодо- творной учебе и труду человека. Сейчас, как никогда, ак- туально звучит вечная аксиома: главная задача педагогов — научить учиться, постоянно самосовершенствоваться, получать новые знания. Развивающая функция образова- ния стала определяющей. К сожалению, к новой ситуации готовы далеко не все. А есть и просто равнодушные, пас- сивные люди, своего рода педагогический балласт. Ну и, естественно, далеко не все проблемы образования решены государством, властью, общественными структурами. — А какие из них безотлагательные? — Прежде всего, кадровый вопрос. Профессионалы нужны везде, а их-то как раз и не хватает. Порой серая масса не дает раскрыться талантам, «съедает» педагогов от Бога, топит их в болоте уравниловки. Настало время, когда необходимо защитить ученика от бездарей или ди- летантов. Не менее важная задача — укрепление матери- ально-технической базы. В ходе реализации национально- го проекта «Образование» для этого уже сделано немало. Модернизация коснулась не только материально-тех- нической базы, но и самого процесса образования. Актив- но внедряются новые методики, высокоскоростнойИнтер- нет. И тем обиднее видеть, в каких условиях занимаются ученики в некоторыхшколах, особенно сельских. О каком современном уровне обучения и воспитания вести речь, еслишкольные стеныоблупились, в полу трещины, афасад такой, что на его фоне выпускникам неловко даже сфотог- рафироваться на память? С этиммириться больше нельзя. И, наконец, не менее важный вопрос — связь общества и системыобразования.Невозможно воспитатьполноценную личность, настоящего гражданина своей страны без тес- нейшего взаимодействия педагогов, родителей, обществен- ности. Формы его могут быть разные: попечительские со- веты, родительские ассамблеи, ассоциации выпускников. Главное, чтобы люди всерьез вникали вшкольные пробле- мы. Если этого не происходит, если учителя и родители не находят общего языка, действуют врозь, никакой педагог, будь он семи пядей во лбу, не сумеет добиться успеха, ком- пенсировать невнимание к ребенку в семье. Все это мы намерены обсудить на форуме, обменяться опытом, пока- зать на местах, на конкретных примерах, как можно эф- фективно менять ситуацию. — С первого сентября вводится обязательное среднее образование. Как вы относитесь к этому? —Думаю, очень своевременное решение. Теперь аттес- тат о среднем образовании, полученный в училище или техникуме, должен быть на деле, а не номинально равно- ценен школьному. И этого вполне реально достичь благо- даря Единому государственному экзамену и аттестации кадров. Педагоги, желающие получить высшую квалифи- кацию,жалуются, что имсамимприходится теперь сдавать ЕГЭ по предмету. Ну а как же иначе? С 2009 года Единый госэкзамен будут сдавать и в девятых классах, и в профес- сиональных училищах, это откроет перед учениками до- полнительные возможности, двери крупнейших вузов, но в то же время потребует более прочных знаний. А парал- лельно с учебой как таковой, на мой взгляд, следует уси- лить профориентационную работу. Многие ребята с удо- вольствием будут овладевать востребованными на рынке труда рабочими специальностями. Нужно только заинте- ресовать их, объяснить перспективы. — Если уж мы коснулись ЕГЭ, скажите, как сдали эк- замены выпускники 2007 года? — В целом чуть слабее, чем в прошлом году. По боль- шинству показателей лидируютХлевенский, Лев-Толстов- ский, Тербунский районы и город Липецк. В аутсайдерах — Липецкий, Грязинский, Измалковский, Воловский, Добровский районы. РезультатыЕГЭ я тщательно проана- лизировала. Предстоит серьезно обсудить итоги с руково- дителями районных отделов образования, понять, в чем причинынеудач, чтобы своевременно их устранить. Выяс- нились довольно любопытные факты. В томже Грязинском районе средняя нагрузка на педагога — семь учеников. И тем не менее при таком, можно сказать, индивидуальном подходе результаты очень слабые. Напротив, там, где на- полняемость классов высокая,школылидируют помногим показателям. Над этим стоит задуматься! В Задонском районе, к примеру, до недавнего времени в 18 школах на одного учителя приходилось 1-2 ученика, да и сегодня есть школы, где учатся всего три-четыре ребенка. Такие учеб- ные заведения, уровень преподавания в них вызывают у меня большую тревогу. На их содержание тратятся боль- шие средства, а отдача-то минимальна. — В области динамично реализуется приоритетный национальный проект «Образование». Уже накоплен не- малый опыт. Как эта работа будет вестись дальше? — В этом году мы постарались расширить число соис- кателей грантов. К участию в конкурсе подключились про- фессиональные училища, два из них — данковское ПУ-9 и липецкое ПУ-10 — стали победителями. Надеемся, эта тенденция будет развиваться. Полагаю, в конкурсе должны принять участие иучреждения государственнойподдержки детства, там работают хорошие, неравнодушные педагоги, есть ценные начинания и достижения. Кроме того, будут продолженыобластные конкурсы«Школа года», «Учитель года» с солидными призами для победителей. Так что сти- мулов для настоящих педагогов немало. Профессионал заслуживает достойного вознаграждения за свой труд. —КДнюзнанийтрадиционнопринятоделатьприятные сюрпризы. Чем на этот раз порадуете жителей области? — Как всегда, в канун нового учебного года откроют свои двери новые школы—№ 23 в поселке Сырского Руд- ника вЛипецке иНовочеркутинская вДобринскомрайоне, чуть раньше, в июле, открылся новый детский сад № 22 в Липецке. Будут сданыновыйкорпусшколы-интерната для слабовидящих детей в Липецке, детский сад в Измалков- ском районе, пристройка к школе № 2 в Усмани, новая столовая в детском доме села Павловка Добринского райо- на, общежитие для школы-интерната села Вторые Тербу- ны. В течение года в области появятся пять новых плава- тельных бассейнов. Три уже действуют в Хлевном, Борин- ском, Долгоруково. Скоро откроются бассейны в Грязях и Усмани. В стадии строительства еще целый ряд объектов образования. В большинстве школ закончены текущие и капитальные ремонты. Словом, есть все условия, чтобы успешно начать новый учебный год. Беседовал Сергей МАЛЮКОВ, редактор отдела образования и культуры «Липецкой газеты». ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz