Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)
17 августа 2007 г., № 159 (23037) 3 çÓ‚ ˚  ÍÌË„Ë Как душе вместить Россию… Книжные полки прогибаются от обилия мемуаров. Вспоминают все подряд. «Записки дрянной девчонки», «Я была женой Нагиева», «ЯШаганов по Москве». Авторы— скандальные «поп- звезды», оскандалившиеся политики, шуты из «Аншлага» и из Думы, Борис Моисеев соседствует с Черномырдиным, участники позавчерашнего реалити-шоу с Коржаковым и Хакамадой. На этом пестром базаре амбиций том, написанный Николаем Игруновым, в прошлом—видным партработником, журналистом и очень искренним, отнюдь не самодеятельным поэтом, подкупает честностью, неконъюнктурностью и подлинной мудростью. Книга называется «И после нас зеленая трава». Это не пиар собственной персоны, а впечатления и размышления о драмати- ческой судьбе страны. Недаром жанр обозначен так: «История моя и наша». Об авторе. Николай Игрунов родился в ста километрах от тех мест, где провел детство Бунин. Когда-то работал в тербунской районной газете и вряд ли предполагал, какие крутые повороты и испытания ожидают его впереди. Уже в седьмом классе он напи- сал в «Правду» о том, почему школьники плохо знают историю родной страны. А потом решился даже заступиться за Анну Ахма- тову, грубо обруганную в докладе Жданова о журналах «Звезда» и «Ленинград», и послал письмо в «Литгазету». У него уже тогда сложились свои представления о чести и вер- ности своим убеждениям. А главное — были эти убеждения. Поэ- тому, занимая крупные посты, вплоть до второго секретаря ЦК Бе- лоруссии, он, в отличие от многих, не превратился в номенклатур- ного карьериста, исполнительного лакея для вышестоящих и при- митивного диктатора для подчиненных, не боялся идти наперекор «общей линии» и, как когда-то великую поэтессу, защищал от унич- тожения храмы, поддерживал Василя Быкова и других талантливых деятелей культуры. Оттого и книга у Николая Игрунова, вышедшая в белгородском издательстве «Истоки», получилась серьезной, умной и увлека- тельной. Не умея предавать и огульно перечеркивать целые эпохи в истории России, он, на мой взгляд, очень точно поставил диагноз недугу многих своих современников, начиная с главного пере- стройщика: «Горбачев (как и Ельцин) принадлежит к поколению, которое на протяжении своей жизни несколько раз порывало с прошлым — с деревенским прошлым, сталинским прошлым, хру- щевским прошлым… За иллюзию, что можно одним махом — уско- рение, гласность, перестройка — покончить с «отжившим» про- шлым, самим фактом своего появления во власти перестроить мир, превратить Запад из врага в «холодной войне» в бескорыстно пекущегося о твоем благе друга, за соблазн мессианства пришлось заплатить непомерную цену — развалом Советского Союза». В книге несколько разделов. В «Общей тетради» — рассказ о том, что автор видел, знает, о чем неотступно размышляет, и мему- арные очерки о Юрии Гагарине, Василии Белове, Василе Быкове, Юрии Левитане, Алексее Маресьеве и других удивительных людях, с которыми его сводила жизнь. В «Несожженной тетради» — лири- ческие, философские, ироническим стихи и великолепные афориз- мы. Всё о том же. Например: «Родина такая большая, а души у не- которых из нас такие маленькие, что ей негде там поместиться». О прошлом— для будущего Революционеры нынче не в моде. Декабристы, народовольцы, социалисты, анархисты, большевики, меньшевики — их теперь без разбору обвиняют за то, что сбитая ими с толку Россия пошла по нецивилизованному, ложному пути. В общем, наблюдение Николая Бердяева, что русские любят все спрямлять и упрощать, не утра- тило злободневности и поныне. Но есть, славу Богу, среди нас люди, которые всматриваются в лица давно ушедших «левых», что- бы понять, почему эти деятели, нередко яркие, одаренные, а то и выдающиеся, считали необходимым преобразовать страну и гото- вы были ради идей жертвовать своей жизнью. Вот и Александр Бережанский, в отличие от большинства из нас, вспоминает о нашем земляке Георгии Плеханове отнюдь не к какой-либо очередной круглой дате в биографии первого русского марксиста. Александр Самуилович долгое время был директором Дома-музея Плеханова в Липецке, о Георгии Валентиновиче он размышляет постоянно и знает его, пожалуй, лучше, чем иные из нас — своих близких родственников. Итогом этих неустанных раздумий и исследований стала вы- шедшая в московском издательстве «Росспэн» книга «Плеханов: от народничества к марксизму» (серия «Библиотека Фонда Плеха- нова»). Это второе издание, значительно дополненное, работы, которая увидела свет шестнадцать лет назад. За этот срок в «пле- хановедении» случились важные открытия. Например, публикация неизвестного прежде «Политического завещания» Плеханова. Этот текст Александр Бережанский, в отличие от некоторых других историков, считает подлинным и видит в нем ценнейшее свиде- тельство прозорливости Георгия Валентиновича, предвидевшего многие трагические последствия эксперимента, начатого его оп- понентами-большевиками в октябре 1917 года. Книга Александра Бережанского (кстати, постоянного автора «ЛГ», особенно ее историко-краеведческого выпуска «Былое») при всей основательности имеет не только академический интерес. Сегодня после бесчисленных попыток объявить социализм утопи- ей, идеологическим анахронизмом, политики, возглавляющие весьма заметные современные партии России, вновь обращаются к социал-демократическим принципам. Рыночные, капиталисти- ческие отношения и у нас, и за рубежом уже не представляются последней и незыблемой вершиной развития общества. Тем важ- нее понять, что двигало социалистами минувших времен в их ис- каниях, спорах, прозрениях, заблуждениях. И, разумеется, Плеха- нов, его путь к осознанию неизбежности социалистического пути достойны пристального изучения. Труд Александра Бережанского — очень примечательная веха в постижении правды убеждений и философии русского марксиста. Рельеф и садовый ландшафт Двадцать четыре страницы из шестисот пятидесяти в этой кни- ге занимает список использованной литературы на русском и иностранных языках. Можно представить, насколько важен и ве- сом для специалистов и ученых труд Михаила Придорогина, Вик- тора Придорогина и Владимира Придорогина «Рельеф Окско-Дон- ской равнины и его влияние на экологию садового ландшафта». Том выпущен издательством Мичуринского государственного аг- рарного университета («Мичуринск — наукоград РФ») и не может не заинтересовать ученых, агрономов, экологов нашего края, по- скольку большой его раздел посвящен Липецкой области. На его страницах, как сказано в аннотации, «дан анализ вариаций релье- фа Окско-Донской равнины, характерные и вероятные распреде- ления им сочетаний биокосных экосистем, принципы оценки ланд- шафта» и описаны связанные с этим особенности разведения пло- довых садов. Короче — богатейший материал для практиков и ис- следователей-естествоиспытателей. И. НЕВЕРОВ. (Окончание. Начало на 1-й стр.) Патриарх отечественно- го искусства много сделал для Ельца, для развития его музыкальной культуры и превращения в университет- ский город. Когда на минис- терской коллегии в Москве решалась судьба елецкого университета, отложив всё, Хренников вместе с руково- дителями области, города и вуза пришел на заседание. Министры приветствовали Тихона Николаевича апло- дисментами — столь высок был его авторитет. Концерт- ный зал в Государственном училище искусств имени Т. Н. Хренникова открылся в Ельце тоже при активном содействии композитора. Последние годы Хренни- ков уже не мог уезжать из Москвы. Но он внимательно следил за всем, чем живет Елец, не пропускал ни одно- го значимого события и по мере сил принимал участие в происходящем. Он беседовал с земляками по телефону, обращался к ним с экрана. Журналисты, естественно, не упускали возможнос- ти сохранить его голос на пленке. Не все попадало на страницыгазет, на радиоили в телеэфир, что-то оседало в архивах «на потом» — чего спешить, ведь казалось, что Хренников будет всегда с нами… — За последние годы на благо Ельца сделано много хорошего, — сказал он 22 февраля 2007 года в своем обращении к участникам заседания административ- ного совета по итогам 2006 года. — Не говоря уже о том, что мы превратили ма- ленький районный городок в университетский город. Очень много сделано и ру- ководством области, Олегом Петровичем Королевым, чтобы наши культурные учреждения стали действи- тельно культурными учреж- дениями. Я знаю, что есть идея превратить Задонск и Елец в оазисы, в центры туризма, которые можно было бы назвать мировыми туристскими центрами. Это прекрасно! Честь и хвала, кому пришла в голову эта счастливая мысль. Мы мо- жем это сделать, мыдолжны поддержать и претворить в жизнь замечательную идею и сделать все для того, чтобы люди увидели эти потрясаю- щие русские места. И еще одна запись, сде- ланная 27 июля 2007 года на первом заседании обще- ственного движения «Мы из Ельца!». По телефону из Москвы Тихон Николаевич сказал: — Я счастлив, что при- сутствую на организацион- ном собрании патриотичес- кой группы «Мыиз Ельца!», которая возглавит все патри- отическое движение нашего города. Я, по-видимому, один из тех, кто собственны- ми глазами видел надпись «Мы из Ельца!» на стене рейхстага. Мои сограждане -ельчане дошли до цитадели германского фашизма, и в эту минуту я был счастлив, что тоже ельчанин. Это было 2 мая 1945 года. Я считаю, что движение за Елец должно быть самым ведущим патриотическим движением в городе, оно должно заниматься не толь- ко идеологическими делами, оно должно и следить за тем, чтобы нашим городом уп- равляли честные и хорошие люди и чтобы эти честные и хорошие люди хорошо бы работали. Это задача буду- щей патриотической орга- низации «Мы из Ельца!». И я готов приложить все силы к тому, чтобы помочь ему стать ведущим в городе. Я желаю, чтобы мы все вместе представляли собой такую ЕЛЕЦКУЮ силу, которая была бы образцом для дру- гих организаций. И пока я еще жив, готов приложить все силы к тому, чтобы при- нять любое участие в этом движении. Будьте счаст- ливы, друзья! Счастливы и здоровы!.. Мы слушали до боли зна- комый голос, в котором зву- чали слезы, еще не зная, что это было последнее обраще- ние Хренникова к ельчанам. Но похоже, что сам он знал, чувствовал. Доконцажизни, до последнего вздоха Тихон Николаевич остался верен родному городу. И вот он вернулся в Елец. Теперь уже навсегда… Отпевание Тихона Нико- лаевича пройдет сегодня ут- ром в Вознесенском соборе. Он будет похоронен у стен Дома-музея его имени. Тамара ФЕДЮКИНА. Возвращение навсегда Александр ЧАЙКОВС- КИЙ, ректор Санкт-Петер- бургской консерватории им. Римского-Корсакова: — Он всегда стремился, чтобы мы овладевали пре- мудростями, чтобы наша музыка все-таки до слуша- телей доходила. Обществен- ная работа отнимала много времени, поэтому своими счастливыми минутами Ти- хон Хренников называл си- дение за нотной бумагой. Он сочинял музыку до самых последних дней. В январе этого годакомпозитор собрал всех своих учеников… Как будто прощался... Александр МЕРКУЛОВ, директор Елецкого госу- дарственного училища ис- кусств: — Просто удивительно: когда мы встречались с ним вмосковскойквартире—это был такой спокойный, мед- ленно передвигающийся, можно сказать, дряхлый старичок. Но это не так, потому что, когда он при- езжал в Елец и ступал на перрон вокзала, у него была просто полетная походка. Мы за ним не поспевали. Композитор говорил, что сочинять музыку ему помо- галиколокольный звони бой часов. Эти звуки, которые запомнились ему с детства. Он считал, что слаще их нет. Тихона Хренникова похоронят на его родине, в Ельце — городе, который он называл лучшим местом на земле. Ирина АРХИПОВА, на- родная артистка СССР: — Тихон Николаевич Хренников — совершенно особый человек в моей жиз- ни: именно он пригласил меня в Большой театр. Ко- нечно, это решение он при- нимал не в одиночку, но его роль в моей судьбе оказалась значительной. Я еще только начинала карьеру певицы, а он уже возглавлялСоюз ком- позиторов, был солидным общественным деятелем. Тогда в музыкальной жизни существовало множество вопросов, решить которые без участия Хренникова было невозможно. Он мог оперативно и творчески ра- зобраться с любымвопросом. Я знала Тихона Николаеви- ча как очень отзывчивого и компетентного человека. Все успевал, был в курсе всего интересного и нового, умел смотреть вперед и строить реалистичные планы. Умел защитить людей и помочь им. Множество знаменитых сейчас композиторов, солис- тов, коллективов обязаны ему буквально своим сущес- твованием. Он был большой молодец, если говорить од- ним словом, и к тому же за- мечательный композитор. У него был мелодический дар, светлый и легкий. Конечно же, я пела его сочинения. А как же? Да вся страна пела! Самое главное, чего добился Тихон Хренников, — это истинное признание инарод- ная любовь. Он заслужил их по праву. Владимир ДАШКЕВИЧ, композитор: — Со смертью Тихона Хренникова ушла огромная историческая эпоха, свя- занная с невероятным рас- цветом советской музыки. Советская музыка главенс- твовала в мире, и именно у нас существовали такие вершины, как Шостакович, Прокофьев,Хачатурян,Мяс- ковский, если говорить о композиторах, или Рихтер, Ойстрах, Ростропович, Ко- ган, если говорить об испол- нителях. Это была идеально выстроенная музыкальная система, во главе которой стоял Тихон Хренников. Теперь мы не слышим тех замечательных компо- зиторов, которые у нас есть, но зато знаем бесчисленное количество малопрофессио- нальных певцов из подво- ротни. При Хренникове это было невозможно. По сути, он был министром музыки в нашей стране. Когда мы ли- шились этого министерства, развалилось все музыкаль- ное хозяйство. Тихон Хренников уберег музыкантов от тех расправ, которым подверглись почти все творческие союзы стра- ны. Он мне рассказывал, чего ему это стоило. Муслим МАГОМАЕВ, народный артист СССР: — Великий композитор. Мне только смешно было его высказывание: я не пе- сенник. Он меня все время убеждал и убеждал всех: «Муслим, вы поймите, я не песенник! Я пишу только музыку! К кинофильмам, к спектаклям». Георгий ГАРАНЯН, му- зыкант, композитор: — И он был в той могу- чей композиторской кучке, которая делала нашу страну самойпервойименно в облас- ти серьезной музыки. Александра ПАХМУТО- ВА, композитор: — Это был выдающийся композитор, это был вели- кий человек. Миллионы людей знают его музыку, может быть, не все даже знают, что он это написал, но у него есть сочинения, всенародно любимые. Это человек, который свой та- лант отдал становлению Со- юза композиторов для того, чтобы объединить людей, объединить музыкантов са- мых разных, онпрактически пожертвовалсвоимталантом для этого. Это был редкой доброты человек. Вы даже не представляете, сколько добра сделал этот человек. Это крупномасштабные дела и просто человеческие мело- чи, которые он щедро дарил людям. Безумно жалко, что Тихон Николаевич ушел. По информации электронных СМИ. Таким мы его будем помнить... Уход из жизни последнего великого композитора двадцатого века вызвал волну взволнованных, горестных откликов и в России, и в мире. Мастером с большой буквы назвал Тихона Хренникова в телеграмме с соболезнованиями его дочери Президент РФ Владимир Путин. Искренние слова, в которых звучат и скорбь, и признание масштаба личности, таланта, духовной силы Тихона Николаевича, мы слышим от его учеников, коллег, земляков, благодарных поклонников. ëÎÓ‚Ó ÒÍÓ ·Ë 14 августа скончался выдающийсякомпозитор, народный артист СССР, уроженец старинного города Ельца Тихон Николаевич ХРЕННИКОВ. Этого человека знают во всем мире: огромный вклад внес Тихон Николаевич в развитие советского и российского му- зыкального искусства. Многие созданные им произведения —от симфоний, опер, балетов домузыкикпопулярным спек- таклям и кинофильмам — завоевали не только признание коллег и критиков, но и народную любовь, в первую очередь земляков. И это больше всех званий, регалий и премий, которыми судьбащедро наградила Тихона Хренникова, сви- детельствует о масштабе его таланта, о настоящей ценности его достижений. Так же, как любима и жива музыка ушедшего от нас замечательного мастера, создателя выдающихся шедевров, сохранится в наших сердцах память о прекрасном, справед- ливом человеке, общественном деятеле, гражданине. Выражаю свои глубокие соболезнования родным, близ- ким, землякам выдающегося композитора Тихона Никола- евича Хренникова. Председатель Совета Федерации ФС РФ, председатель Партии «Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь» Сергей Миронов. îÛÚ·ÓÎ «Металлург» поднялся на второе место Хорошо то, что хорошо кончается. Именно этой расхожей фразой можно охарактеризовать матч «Дон» — «Металлург», состоявшийся 15 августа в Новомосковске. Полностью переиграв своего соперника, липчане умудрились растранжирить вагон и маленькую тележку голевых моментов. За что едва не были наказаны на последних секундах встречи. «Металлург» за 90 минут игрового времени, по самым скром- ным подсчётам, создал десять голевых моментов, а реализовать смог только два. На 17-й минуте точку в эффектной многоходовой комбинации поставил Николай Иванов, а на 57-й минуте отличился другой воспитанник елецкого футбола — Денис Жуковский. Хозяева атаковали гораздо реже, однако один мяч всё же за- били. Незадолго до перерыва цели достиг дальний удар Полежае- ва. Во втором тайме «Металлург» обязан был довести счёт до раз- громного. Мяч, после ударов липчан, дважды попадал в штангу, один раз — в перекладину. А на последних минутах встречи едва не сработало старое футбольное правило: не забиваешь ты — за- бивают тебе. Футболисты «Дона» нашли в себе силы для послед- ней атаки. За считанные секунды до финального свистка арбитра Селеменев нанёс дальний удар, и мяч, задев по пути кого-то из гостей, лишь каким-то чудом не попал в ворота. И всё же, справед- ливости ради, надо признать, что «Металлург» в этот день был сильнее и победил по праву. Хотя счёт мог быть и крупнее, чем 2:1. Эта победа позволила «Металлургу» подняться на вторую строч- ку в турнирной таблице. Шедшие перед этим туром вторыми «Лухо- вицы» уступили в Воронеже местному «Динамо» — 1:3. А вот два других претендента на выход в первый дивизион осечек не допусти- ли. Подольский «Витязь» дома не оставил шансов «Локомотиву» из Лисок — 3:1, а «Рязань» победила тамбовский «Спартак» — 2:0. Матчи следующего, 19-го, тура состоятся во вторник, 21 авгус- та. «Металлург» примет на своём поле воронежское «Динамо», а «Елец» отправится в Губкин. Михаил АБРАМОВ. 1972 „. èÓ˜ÂÚÌ ˚ È „ ‡Ê‰‡ÌËÌ „. Öθˆ‡. 1948 „. ç‡ èÎÂÌÛÏ ëÓ ˛ Á‡ ÍÓÏÔÓÁËÚÓ Ó‚ ëëëê. 1935 „. Ç ÖθˆÂ Ò ‰ ÛÁ¸ fl ÏË (Í ‡ÈÌËÈ Ò΂‡). 1998 „. ç‡ ÔÓ Ó„Â ÓÚ˜Â„Ó ‰Óχ ‚ ÖθˆÂ Ò Ô Â‰ÒÚ‡‚ËÚÂÎ fl ÏË ÏÂÒÚÌÓÈ ‚·ÒÚË. ФОТО С ОФИЦИАЛЬНОГО САЙТА Т.Н. ХРЕННИКОВА 1965 „. ë ‚ËÓÎÓ̘ÂÎËÒÚÓÏ å. êÓÒÚ ÓÔӂ˘ÂÏ. 1943 „. ë ‰Ó˜Â ¸ ˛ ç‡Ú‡¯ÂÈ ‚ ˝ ‚‡ÍÛ‡ˆËË ‚ ë‚ ‰ÎÓ‚ÒÍÂ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz