Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)

4 августа 2007 г., № 150 (23028) 6 ëÔ  ‡¯Ë‚‡ÈÚÂ К огда три конкурс- ных дня были уже позади, самон, ана- лизируя свое участие, в душе надеялся попасть в первую десятку, потому что за побе- ду боролись сильные сопер- ники всех семнадцати дорог. Легких задач не ставили. Надо было ответить на сто вопросов в отведенный для работыза компьютеромодин час и устранить смоделиро- ванную инструктором неис- правность на электровозе. Затем безошибочно проехать на тренажере по условному пути, где комиссия оцени- вала действия в непредви- денных обстоятельствах, и показать профессиональные знания на собеседовании. На заключительном этапе требовалось быстро и точно осуществить сцепку локо- мотива, разобрать и собрать кран машиниста. Холин победил спокойно и уверенно. Подобные трени- ровки ему не впервой, ведь в учебном центре локомотив- ного депо на действующих макетах порой приходится разбираться и в куда более сложных нештатных ситу- ациях, чтобы понять, поче- му там «заклинило», а тут «расцепилось»? А главное, в считанные секунды пред- принять правильные дейс- твия, чтобы не допустить «крушенияпо заданию». Это обычная, но такая важная для железнодорожников учеба, для которых безо- пасность движения – самая главная задача. За десять лет работы машинистом Сергей Холин не допустил ни одной нештатной ситуации, за что был награжден значком «За безаварийный пробег на локомотиве 500000 кило- метров». Жизнь на колесах, пол- ная риска… А все началось с детскоймечты. Когда вместе с другом Толей они бега- ли на железную дорогу по- смотреть на поезда, у обоих глаза загорались при виде надвигающейся по рель- сам стальной махины. Дома только и разговоры — о ло- комотивах, они потрясали мальчишеское воображение. Сергею умершего отца за- менил отчим, работавший помощником машиниста, и на его примере парень полу- чил первое представление о будущей профессии. И еще в семье друга, где Толин отец был машинистом. Как только тот возвращался из поездки–обапацананеслись к нему с расспросами. По- том судьба пусть и разными путями, но приведет друзей в одно локомотивное депо и даже в одну колонну. После школы Толя сразу пошел учиться на помощни- ка машиниста, а мечту Сер- гея пойти по стопам отчима родители «зарубили на кор- ню». Спорить не стал, как и настояли старшие, отдал документы в Елецкий тех- никум железнодорожного транспорта на строительное отделение. Однако подни- мать этажи и сдавать новые объекты так и не довелось: как и других выпускников, Сергея тоже ждала армия, а когдавернулсядомой, еговсе равно потянуло нажелезную дорогу. И он принял реше- ние. Сначала окончил трех- месячные курсыпомощника машиниста при депо. Сергею повезло попасть в коллектив в то время, когда локомотив- ные бригады переходили на электрическую тягу, поэто- му Холин одним из первых в депо освоил электровоз, а потом научился управлять и тепловозом. В своюпервуюпоездку на грузовом поезде до ст. Грязи он отправился с опытным машинистом Николаем Де- шиным. Весь путь не поки- дала гордость: такая махина (огромный вес иневероятная длина состава) у него за пле- чами! Потом, когда освоил и тепловую тягу, года три работали вместе сМихаилом Стахановым на грузовых и пассажирских поездах. Присматривался, учился, участвовал в техническом обслуживании и ремонте локомотива. Холин все схва- тывал на лету. Скоро ему и самому захотелось водить составы. Желание стать ма- шинистомвдепо восприняли как вполне естественное. Снова учился. Осуществив мечту, Сергей, как говорят локомотивщики, пересел на «правое крыло» и с июня 1996 года стал накручивать километрына личном спидо- метре. Вернулся опять же в свою колонну. И продолжал шлифовать знания, неустан- но повторяя старые и изучая новые инструкции. Сколько их на железной дороге – не перечесть, одни отменяются, другие дополняются новыми параграфами, и все докумен- ты машинист должен знать, чтобы правильно и четко действовать в пути. В ноябре 2003 года Сергею Холину была присвоена квалифика- ция машиниста электровоза 1 класса, а в июне 2004-го — машиниста тепловоза 2 класса. Он быстро освоился в новой для себя роли. Страха оказаться один на один с не- предвиденной ситуацией не было. Было одно: огромная ответственность за людей, за грузы, которые надо было доставить в срок. Казалось, привычные маршруты мог преодолевать по памяти: вот здесь будет поворот, потом спуск, а тут надо грамотно применить торможение, а вон за тем перелеском на- чнется очередной затяжной подъем, за ним открывается красивый поселок, к которо- му он помчится навстречу с привычным гудком. С годами приходил опыт. В представлении Холина на областнуюДоску почета ска- зано, что своей работой, зна- нием и безусловным соблю- дениемправилиинструкций по безопасности движения поездов Сергей Владимиро- вич обеспечивает беспере- бойное грузопассажирское движение на участках. Толь- ко за период 2004—2005 годов он провел почти 600 поездов, что составило более 123 тысяч локомотиво-кило- метров. Он всегда бережно относится к вверенной ему технике, не допускает брака в работе. В2005 году дважды поощрялся руководством энергоучастка елецкого от- деленияЮВЖДза экономию электроэнергии, которая за два года составила более 5 тысяч квт.час. Ж елезнодорожник – это не только профессия, это образ жизни. Летом осо- бенно тяжело. Рельсы под солнцем раскаляются и, по закону физики, расширя- ются, может в любой момент произойти выброс пути. И тогда не избежать схода ваго- нов со всеми вытекающими отсюда последствиями. И в самом локомотиве, если нет кондиционера (а чаще всего машинистамприходится ра- ботать на старых машинах), нестерпимо жарко. Зима же создает свой микроклимат, когда ноги горят огнем, а уши… мерзнут. Этовдетствеказалось,что труд машиниста — сплош- ная романтика, поездки по стране и новые впечатления. В жизни же – это огром- ное напряжение, страшная утомляемость, монотонная работа. Неожиданность под- стерегает в любом месте: едешь-едешь, и вдруг надо собраться в одно мгновение, чтобы за секундыпредотвра- тить трагедию. Двенадцать часов в одну сторону и столь- ко же обратно на грузовых поездах с перерывом на от- дых.Пассажирские, аХолин водил поезда до Валуек, по графику идут девять часов, потом бригады меняются, отдыхают. И так из поездки в поездку. «Ведешь состав и не знаешь, каким будет следующий метр», — го- ворят локомотивщики. И у Холина были разные случаи, когда только его зоркий глаз и мастерство предотвраща- ли наезд на человека, сход вагонов из-за камней и бре- вен, уложенных кем-то на рельсах. Когда говорят, что че- ловек на своем месте, то это и о Холине. Вот, скажем, есть у машинистов книга èÓ  Ú  ÂÚ Ò ÑÓÒÍË ÔÓ˜ÂÚ‡ Жизнь на колесах, полная риска ãÛ˜¯ËÈ Ï‡¯ËÌËÒÚ êÓÒÒËË ÊË‚ÂÚ ‚ ÖθˆÂ По итогам общесетевых соревнований лучших эксплуатационников страны, прошедших в Екатеринбурге весной 2006 года, команда Юго-Восточной магистрали ОАО «РЖД» заняла почетное второе место, а двадцатишестилетний машинист локомотивного депо Елецкого отделения дороги Сергей ХОЛИН был назван лучшим машинистом России. Домой он вернулся с видеокамерой. замечаний, куда они запи- сывают увиденные на линии недостатки. Впрочем, можно и «не увидеть». Это уж как долг и совесть подскажут… За период 2004—2005 годов Сергей сделал 129 записей: где-то нужный знак забыли поставить, а где-то остались оборванные провода и так далее. Как важно вовремя доложить всем, чтобы ус- транили нарушения. «Так и должно быть, — говорит Холин, —вот я проехал, а за мной едет другой машинист, и он должен быть предуп- режден об опасности, чтобы внимательнее вел состав. С пассажирами ли, с грузом». З а добросовестное отношение к работе Холина не раз поощ- ряло руководство ЮВЖД. После победы в общерос- сийском соревновании ему был вручен знак «За заслуги передЮго-Восточнойжелез- ной дорогой» II степени. И не только. Когда Сергей вер- нулсядомой, егождалипере- мены на работе. Начальство так и сказало: ты уже вырос из машиниста, принимай свою же колонну. В июне прошлого года Холин был назначен машинистом-инс- труктором локомотивных бригад, которых у него 32, а это 64 человека. С каждым надо не только проводить положенную по графику техническую учебу, но и контролировать работу, ведь теперь он наставник и отве- чает за коллектив. У его ко- лонны самый протяженный участок: Елец—Касторная, Елец—Валуйки, Елец—Во- ронеж и Елец — Грязи. Свободного времени у Сергея совсем не осталось. Вот и наша встреча с героем тоже откладывалась из-за командировки на Октябрь- скуюжелезную дорогу, куда приказом ОАО «РЖД» его как опытного машиниста направили для участия в проверке локомотивного хо- зяйства вВеликихЛуках.На сборыпо телеграмме отводи- лись считанные часы. Решив все дела в депо, на минутку забежал домой собрать сум- ку в дорогу. Четырехлетний сын Андрюшка, поняв, что отец опять уезжает, грустно спросил: «Пап, ты куда?» — «На работу, сынок».—«А зачем ты тогда домой при- ходил?» — с обидой в голосе спросил он. Жена Оля, а она тоже железнодорожник, заботы мужа понимает и разделяет. Нагрузка на дорогах воз- растает, машинистов и их помощников не хватает. Сверхурочные часы для них – обычное дело. Еще не- давно, и это хорошо пом- нят железнодорожники, объемы перевозок в стране падали. По всем РЖД про- шли большие сокращения, и хотя компания старалась сохранить локомотивные бригады, повсюду остро ощу- щается их дефицит. Поэтому и на машинисте-инструк- торе Сергее Холине лежит большая ответственность. И он, как настоящий профес- сионал, делает все для того, чтобы вовремя приходили и уходили поезда. Тамара ФЕДЮКИНА, соб. корр. «Липецкой газеты». Федеральный закон от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ внес в эту статью ряд дополнений, а именно пункты 8 – 11: 8) дисквалификация или иное административное нака- зание, исключающее возмож- ность исполнения работником обязанностей по трудовому до- говору; 9) истечение срока дейс- твия, приостановление дейс- твия на срок более двух меся- цев или лишение работника специального права (лицензии, права на управление транспор- тным средством, права на но- шение оружия, другого специ- ального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовы- ми актами Российской Федера- ции, если это влечет за собой невозможность исполнения ра- ботником обязанностей по тру- довому договору; 10) прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска; 11) отмена решения суда или отмена (признание неза- конным) решения Государс- твенной инспекции труда о вос- становлении работника на ра- боте. Федеральным законом от 02.06.2007 № 86-ФЗ «О внесе- нии изменений в статью 24 Фе- дерального закона «О рознич- ных рынках» и о внесении изме- нений в Трудовой кодекс Рос- сийской Федерации» статья 83 была снова дополнена еще од- ним основанием прекращения трудового договора по обстоя- тельствам, не зависящим от воли сторон (пунктом 12). С 15 января 2007 года дейс- твует положение, согласно ко- торому сокращение Правитель- ством РФ допустимой доли иностранных работников, ис- пользуемых на рынках, являет- ся основанием для прекраще- ния трудового договора, заклю- ченного с иностранным работ- ником, или досрочного растор- жения гражданско-правового договора, заключенного с инос- транным работником. Досроч- ное расторжение указанного гражданско-правового догово- ра осуществляется без обра- щения в суд. Новый пункт 12 статьи 83 ТК РФ, согласно которому к обсто- ятельствам прекращения тру- дового договора, не зависящим от воли сторон, теперь также относится «приведение общего количества работников, являю- щихся иностранными гражда- нами или лицами без гражданс- тва, в соответствие с допусти- мой долей таких работников, установленной Правительством Российской Федерации для ра- ботодателей, осуществляющих на территории Российской Фе- дерации определенные виды экономической деятельности», решает возникшую проблему. Данная статья дополнена и час- тью третьей, разъясняющей, что по такому основанию трудо- вой договор «прекращается не позднее окончания срока, уста- новленного Правительством Российской Федерации для приведения работодателями, осуществляющими на террито- рии Российской Федерации оп- ределенные виды экономичес- ç‡¯Ë ÍÓÌÒÛθڇˆËË От воли сторон не зависит çÓ‚Ó ‚ ÛÒÎÓ‚Ë flı Ô  ÂÍ  ‡ ˘ ÂÌË fl Ú  Û‰Ó‚Ó„Ó ‰Ó„Ó‚Ó  ‡ Статья 83 Трудового кодекса РФ определяет перечень обстоятельств, возникновение которых влечет за собой прекращение трудового договора независимо от воли сторон (по объективным обстоятельствам). В их числе—призыв на военную службу, неизбрание на должность, смерть работника или работодателя и другие. кой деятельности, общего коли- чества работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в со- ответствии с допустимой долей таких работников». В Липецкой области образо- вана Межведомственная комис- сия по вопросам привлечения и использования иностранных ра- ботников. Распоряжением главы администрации Липецкой об- ласти от 27 мая 2007 года № 364-пр Межведомственная комиссия создана в целях опре- деления потребности в привле- чении иностранных работников и формировании квот для под- держания оптимального балан- са трудовых ресурсов области с учетом приоритета трудоуст- ройства граждан Российской Федерации. В рамках своей деятельнос- ти Межведомственная комиссия имеет право: принимать реше- ния о целесообразности пре- дусматриваемых работодателя- ми объемов и профессиональ- но-квалификационной структу- ры привлечения иностранных работников; отклонять полно- стью или частично заявки рабо- тодателей в случаях, предусмот- ренных нормативными правовы- ми актами Российской Федера- ции; разрабатывать и вносить в установленном порядке предло- жения по вопросам привлечения и использования иностранных работников и корректировке квоты (разрешений на работу). Поэтому можно надеяться, что в своей деятельности дан- ная комиссия главной задачей определит создание в рамках существующего законодательс- тва наиболее благоприятных ус- ловий трудоустройства именно липчан по сравнению с инос- транцами. Наталья ПОЛЯКОВА, ведущий юрисконсульт Федерации профсоюзов области. В последнее время электронные и печатные СМИ много говорят о народном образовании России. Но как сказывал еще Ходжа Насреддин, сколько ни говори «халва» – во рту слаще не станет. Ситуация с низкой зарплатой в бюджетной сфере, где работают учителя, врачи, работники культуры и другие гуманитарии или служащие социальных учреждений, остается без изменений к лучшему, что бы ни заявляли некоторые политики и представители власти. Повышение зарплаты отдельным группам врачей, учителей за- трагивает незначительный процент трудящихся, а для основной массы бюджетников уровень оплаты труда остается критическим. Мало того, эти повышения вызвали раздрай в трудовых коллекти- вах, потому что для основной массы бюджетников остается та- рифная сетка. Если вспомнить, что в США введена минимальная почасовая оплата труда, которая превышает 7 долларов, то можно сказать, что российские учителя работают за «спасибо». А то воз- награждение, которое они получают за труд, правильнее было бы называть не зарплатой, а «подаянием». Но так как российские цены уже догнали американские, а наша зарплата в этой гонке не участвует, то обнищание бюджетников становится абсолютным. Вместе с этим продолжает снижаться качество образования. Согласно данным ЮНЕСКО, Россия по интеллектуальному потен- циалу молодежи скатилась с 3-го места в мире на 40-е и продол- жает опускаться дальше. Все специалисты народного образования отмечают снижение качества подготовки учащихся школ и студен- тов средних специальных и высших учебных заведений. Продол- жает расти доля частного и платного образования. И уже ни для кого не является секретом, что диплом, за которым нет никаких профессиональных знаний, можно просто купить. Однако, когда слушаешь по ТВ выступления министра образования и науки Анд- рея Фурсенко, то складывается впечатление, что господин ми- нистр живет в каком-то виртуальном мире. Его выступления чем- то напоминают слова известной песенки: «Все хорошо, прекрас- ная маркиза». С большой помпой объявлено о предстоящем повышении зарплаты бюджетникам с 1 сентября. Однако, скорее всего, инфля- ция все вернет на круги своя. Усиливается расслоение в педагоги- ческих коллективах между рядовыми педагогами и «педагогическим генералитетом», чьи оклады многократно превышают зарплату по- часовиков, ведущих всю основную педагогическую работу. Продолжается расслоение и в российском обществе. Жаль, что в нашей стране нет таких законов, которые запрещали бы со- рить огромными деньгами небольшой части общества, в то время как другая (основная) часть поставлена в такие условия, которые напоминают место на паперти, где весь доход складывается из ни- щенского подаяния. Геннадий МАТКОВСКИЙ. ÖÒÚ¸ ÏÌÂÌË Вроде и халва, да несладко êÓÒÒËÈÒÍË ˆÂÌ ˚ ÛÊ ‰Ó„̇ÎË ‡Ï  Ë͇ÌÒÍËÂ, ÌÓ Ì‡¯‡ Á‡  Ô·ڇ ‚ ˝ ÚÓÈ „ÓÌÍ Ì ۘ‡ÒÚ‚ÛÂÚ ëӈˇθÌÓ ԇ  ÚÌ  ÒÚ‚Ó Трудовая миграция плюс заработная плата В конце июля заседала Российская трехсторонняя комиссия. По большинству вопросов профсоюзам, работодателям и правительству удалось договориться. Первым рассматривался вопрос о корректировке дейс- твующего законодательства в части регулирования трудовой миграции. Руководитель Федеральной службы по труду и занятости Максим Топилин предложил создать рабочую группу, которая параллельно с работойфедеральных органов исполнительной власти могла бы принять участие в подго- товке предложений, которые удовлетворили бы все стороны социального партнерства. Правительство Москвы, в свою очередь, предложило правительству РФразработать антидемпинговые законопро- екты, касающиеся оплатытруда привлекаемыхиностранных работников. Разработка таких законопроектов необходима в целях предотвращения создания работодателями рабочих мест с заниженной оплатой труда. Правительство РФ зачас- туюне учитывает мнение регионов при подготовке норматив- ных актов по вопросам трудовой миграции, в частности при утверждении квот на привлечение иностранных работников. Недостаточный контроль со стороны социальных органов и профсоюзов за привлечениемтрудовыхресурсов из-за рубежа провоцирует работодателей на снижение своих обязательств перед работниками, ведет к росту безработицы и снижению уровня доходов населения. Сдокладом“Об особенностяхпорядкаисчисления средней заработной платы” выступил представитель правительства Александр Сафонов. Теперь в новом положении среднеме- сячное число календарных дней для расчета отпускных составит не 29,6, а 29,4 дней (с учетом 12 праздничных дней), установлен единый расчетный период для исчисле- ния средней заработной платы — 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. Сюда же включены дополнительные денежные выплатымедицинским работни- кам в рамках нацпроекта в сфере здравоохранения. После длительных обсуждений стороны поддержали профсоюзы и приняли решение включить в перечень выплат, обязатель- ныхприрасчете средней зарплаты, и выплатымедицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов и станций «Скорой медицинской помощи». В конце заседания профсоюзная сторона попросила прояснить некоторые вопросы. Так, по информации, име- ющейся в ФНПР, в некоторых субъектах РФ региональные власти пытаются включить в состав МРОТ все выплаты по заработной плате. Председатель ФНПР Михаил Шмаков заметил, что профсоюзы с этим категорически не согласны, нужны дополнительные трехсторонние консультации для подготовки рекомендаций о порядке применения ряда статей Трудового кодекса. Подготовил Алексей КОЛБАСКО. ç‡ ÍÓÌÚ  ÓΠУчет вплоть до копейки êÓÒÒËÈÒÍË  ‡·ÓÚÓ‰‡ÚÂÎË Á‡‰ÓÎʇÎË èÂÌÒËÓÌÌÓÏÛ ÙÓÌ‰Û êÓÒÒËË 60 ÏËÎΡ  ‰Ó‚  Û·ÎÂÈ Об этом заявил председатель правления ПФР Геннадий Батанов. «На такую сумму нарушены права наших ветеранов труда, которых в стране насчитывается более 38 миллионов человек. Это не считая пени, штрафов», — подчеркнул руководитель фонда. В составе Пенсионного фонда, по его словам, начал действовать программно-технологический комплекс, который ведет контроль за финансовыми операциями всех предприятий, организаций и инди- видуальных предпринимателей. «Теперь ведется строгий учет до ко- пейки, как юридические лица ведут начисление в Пенсионный фонд суммы на каждого работника», — уточнил Геннадий Батанов. Он выразил надежду, что контроль за правильным начислени- ем трудовой пенсии ветеранам усилится в связи с постановлени- ем, которое было принято Конституционным судом 10 июля (см. материал Н. Поляковой в выпуске «Мы» от 21 июля под заголовком «Большая победа пенсионеров») . Глава Пенсионного фонда под- твердил, что с 1 октября базовая часть пенсий возрастет в разме- ре от 900 до 1260 рублей. До конца этого года, по его словам, так- же юридически будет решена выплата второй пенсии военнослу- жащим, ушедшим в запас, и лицам, проходившим службу в право- охранительных органах. Кирилл МИХАЙЛОВ. Испытательный срок Во время испытательного срока сотрудник несколько дней болел, а потом взял от- пуск за свой счет. Когда в та- ком случае должен закон- читься испытательный срок? В испытательный срок вхо- дит только фактически отрабо- танное время. Периоды отсутс- твия, включая отпуск, времен- ную нетрудоспособность и дру- гие, в него не засчитываются (ст. 70 ТК РФ). Поэтому нужно увеличить испытательный срок на то количество дней, в кото- рые сотрудник отсутствовал на работе. Может ли директор пред- приятия установить испыта- тельный срок сотруднику при переводе из одного под- разделения в другое внутри предприятия? Нет, не может, испытатель- ный срок назначается только при заключении трудового до- говора (ст. 70 ТК РФ). При пе- реводе не заключается новый договор, а лишь принимается дополнительное соглашение в соответствии с новыми услови- ями труда работника. Сотрудник принят на ра- боту с испытательным сро- ком два месяца. Можно ли ему продлить испытатель- ный срок до трех месяцев? Продлить испытательный срок нельзя, он устанавливает- ся только при заключении тру- дового договора. Продление испытательного срока означа- ет, в сущности, установление его уже работающему лицу, а такие действия прямо противо- речат положениям трудового законодательства. Вправе ли руководство организации в период испы- тательного срока направить работника в служебную ко- мандировку? Трудовое законодательство не содержит запретов о на- правлении работников в слу- жебные командировки во вре- мя испытательного срока. При направлении работника в ко- мандировку ему гарантируются сохранение места работы и среднего заработка, а также возмещение расходов, связан- ных со служебной командиров- кой (ст. 166, ст. 167 ТК РФ). При приеме на работу ра- ботнику объявлено, что ему будет установлен трехме- сячный испытательный срок, на что он дал устное согла- сие. Считается ли работник принятым на работу с испы- тательным сроком? ТК РФ предусмотрена пись- менная форма трудового дого- вора. Поэтому согласие работ- ника на установление испыта- тельного срока должно быть выражено в письменной форме (ст. 70 ТК РФ). В данном случае работник считается принятым на работу без испытательного срока. В коллективном договоре установлен порядок выплаты премий работникам. Надо ли платить премиальные со- трудникам, принятым на ра- боту с испытательным сро- ком? Выплачивать новым сотруд- никам премии во время их ис- пытательного срока наравне с остальными работниками не- обходимо. Ведь на них в той же мере, как и на остальных ра- ботников, распространяется действие коллективного дого- вора, положения ТК РФ, иных нормативных правовых актов. Сотрудник еще на испы- тательном сроке решил уво- литься. Имеет ли он на это право? Сотрудник, у которого еще не закончился испытательный срок, вправе уволиться по собственному желанию. Испы- тательный срок нужен для того, чтобы не только руководство оценило способности сотруд- ника, но и чтобы он тоже при- смотрелся к новой работе. В случае если он решил, что дан- ная работа его не устраивает, то может подать заявление за три дня до увольнения (ст. 71 ТК РФ). Работник в период испы- тательного срока совершил прогул без уважительных причин. Можно ли его уво- лить как не выдержавшего испытательного срока? Нарушение в период испы- тательного срока трудовой дисциплины, в том числе со- вершение прогула без уважи- тельных причин, не является основанием для увольнения работника, как не выдержавше- го испытательного срока. В данном случае работник может быть уволен за прогул без ува- жительных причин. Если принимается на ра- боту сотрудница, которая недавно закончила вуз и еще нигде не работала, надо ли ей устанавливать двухме- ся чный испыт а т ельный срок? Работодатель не имеет пра- ва устанавливать испытатель- ный срок сотруднице в том слу- чае, если она впервые поступа- ет на работу по полученной спе- циальности после окончания вуза, имеющего государствен- ную аккредитацию. Кроме того, это ограничение действует в том случае, если она впервые поступает на работу по получен- ной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения. Это ограничение также ка- сается тех работников, которые закончили начальные и сред- ние профессиональные, обра- зовательные учреждения (ст. 70 ТК РФ). Геннадий ПОРВАТКИН, юрист. ëËÚÛ‡ˆË fl «Озверин» и «отрезвин» —два лекарства заводских профсоюзов ÇÔ  ‚ ˚  Á‡ ‚Ò ‚  ÂÏ fl ÒÛ ˘ ÂÒÚ‚Ó‚‡ÌË fl ÇÄᇠÒËÚÛ‡ˆË fl Ò Á‡·‡ÒÚÓ‚ÍÓÈ Ô  ËÓ·  · Ú‡ÍÓÈ ÔÒË ı ÓÎӄ˘ÂÒÍËÈ Ì‡Í‡Î По поводу ситуации, сложившейся в ОАО «АВТОВАЗ», во Всемирной паутине сегодня размещено множество материалов, оценок, комментариев. Дело в том, что в минувшую среду часть работников завода (по разным оценкам—от 100 до 500 человек) покинули рабочие места, но главный конвейер продолжал работать. В то же время недоукомплектованными остались около 300 автомобилей. Причиной для проведения забастовки стало традиционное требование сотрудников предприятия повысить им зарплату. Трехчасовая забастовка, прошедшая на ОАО «АВТОВАЗ» 1 ав- густа, вынудила руководство завода начать переговоры с рабочими о повышении заработной платы. Во всяком случае, об этом заявил лидер независимого профсоюза «Единство», добавив, что за вре- менный простой ни один рабочий наказан не будет. Однако руково- дитель пресс-центра группы «АВТОВАЗ» подчеркнул, что забастов- щики понесут наказание за невыход на работу, оговоренное Трудо- вым кодексом. В обнародованном в день забастовки письме, под- писанном вице-президентом ОАО «АВТОВАЗ» Виктором Бауновым, говорилось о том, что администрация не намерена выполнять тре- бования бастующих, но готова рассмотреть их только в рамках пе- реговорного процесса с отраслевым профсоюзом. То есть речь шла об официально признанном администрацией профсоюзе автомо- бильного и сельскохозяйственного машиностроения во главе с Ни- колаем Карагиным. Сам лидер профсоюза, входящего в ФНПР, сетует, что, к сожа- лению, многие рабочие, поддавшиеся на провокацию альтернатив- ного профсоюза «Единство», могут быть наказаны вплоть до уволь- нения. «Добиваться повышения зарплаты надо, другое дело — как действовать, как добиваться? Все должно происходить в рамках за- конодательства, которое регулирует процедуру коллективного тру- дового спора. Конечно, можно получить бешеную популярность, за- явив, что мы требуем зарплаты в три раза больше теперешних. Но за счет чего реально это сделать? Наши требования основываются на экономических расчетах, которые не позволят поставить завод на грань краха», — считает Карагин. Стоит вспомнить 1994 год, ког- да «Единством» был остановлен главный конвейер ВАЗа. В ответ было уволено 156 рабочих. И в результате никто ничего не выиграл, а весь завод проиграл. «Поэтому надо понимать: сегодня остановка конвейера не решит ни одной проблемы. Лишь усугубит ситуацию, вплоть до того, что освободившуюся нишу вазовских автомобилей тут же займут конкуренты», — убежден Николай Карагин. В среднем завод тратит на одного работающего по социальным программам около 25 — 27 тысяч рублей в год. Но если эти деньги отдать только на зарплату — люди потеряют существенно больше. Например, исчезнут выплаты при уходе на пенсию, безвозмездные субсидии и многое другое. На всех российских предприятиях вопрос заработной платы стоит очень остро. Хотя «АВТОВАЗ» при сравнении с другими авто- заводами выглядит предпочтительнее. Резкое увеличение средней оплаты по заводу до 25 тысяч, как требует часть рабочих, или выну- дит увеличить цены на автомобили (тогда их попросту не будут по- купать), или увеличивать объемы, что тоже не выход, так как приве- дет к затовариванию автомобилей на складах. Есть еще путь — рез- ко сократить численность работников. Вот только кто может быть уверен, что сократят не его лично? Алексей ВЛАДИМИРОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz