Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)
4 августа 2007 г., № 150 (23028) 6 ëÔ ‡¯Ë‚‡ÈÚÂ К огда три конкурс- ных дня были уже позади, самон, ана- лизируя свое участие, в душе надеялся попасть в первую десятку, потому что за побе- ду боролись сильные сопер- ники всех семнадцати дорог. Легких задач не ставили. Надо было ответить на сто вопросов в отведенный для работыза компьютеромодин час и устранить смоделиро- ванную инструктором неис- правность на электровозе. Затем безошибочно проехать на тренажере по условному пути, где комиссия оцени- вала действия в непредви- денных обстоятельствах, и показать профессиональные знания на собеседовании. На заключительном этапе требовалось быстро и точно осуществить сцепку локо- мотива, разобрать и собрать кран машиниста. Холин победил спокойно и уверенно. Подобные трени- ровки ему не впервой, ведь в учебном центре локомотив- ного депо на действующих макетах порой приходится разбираться и в куда более сложных нештатных ситу- ациях, чтобы понять, поче- му там «заклинило», а тут «расцепилось»? А главное, в считанные секунды пред- принять правильные дейс- твия, чтобы не допустить «крушенияпо заданию». Это обычная, но такая важная для железнодорожников учеба, для которых безо- пасность движения – самая главная задача. За десять лет работы машинистом Сергей Холин не допустил ни одной нештатной ситуации, за что был награжден значком «За безаварийный пробег на локомотиве 500000 кило- метров». Жизнь на колесах, пол- ная риска… А все началось с детскоймечты. Когда вместе с другом Толей они бега- ли на железную дорогу по- смотреть на поезда, у обоих глаза загорались при виде надвигающейся по рель- сам стальной махины. Дома только и разговоры — о ло- комотивах, они потрясали мальчишеское воображение. Сергею умершего отца за- менил отчим, работавший помощником машиниста, и на его примере парень полу- чил первое представление о будущей профессии. И еще в семье друга, где Толин отец был машинистом. Как только тот возвращался из поездки–обапацананеслись к нему с расспросами. По- том судьба пусть и разными путями, но приведет друзей в одно локомотивное депо и даже в одну колонну. После школы Толя сразу пошел учиться на помощни- ка машиниста, а мечту Сер- гея пойти по стопам отчима родители «зарубили на кор- ню». Спорить не стал, как и настояли старшие, отдал документы в Елецкий тех- никум железнодорожного транспорта на строительное отделение. Однако подни- мать этажи и сдавать новые объекты так и не довелось: как и других выпускников, Сергея тоже ждала армия, а когдавернулсядомой, еговсе равно потянуло нажелезную дорогу. И он принял реше- ние. Сначала окончил трех- месячные курсыпомощника машиниста при депо. Сергею повезло попасть в коллектив в то время, когда локомотив- ные бригады переходили на электрическую тягу, поэто- му Холин одним из первых в депо освоил электровоз, а потом научился управлять и тепловозом. В своюпервуюпоездку на грузовом поезде до ст. Грязи он отправился с опытным машинистом Николаем Де- шиным. Весь путь не поки- дала гордость: такая махина (огромный вес иневероятная длина состава) у него за пле- чами! Потом, когда освоил и тепловую тягу, года три работали вместе сМихаилом Стахановым на грузовых и пассажирских поездах. Присматривался, учился, участвовал в техническом обслуживании и ремонте локомотива. Холин все схва- тывал на лету. Скоро ему и самому захотелось водить составы. Желание стать ма- шинистомвдепо восприняли как вполне естественное. Снова учился. Осуществив мечту, Сергей, как говорят локомотивщики, пересел на «правое крыло» и с июня 1996 года стал накручивать километрына личном спидо- метре. Вернулся опять же в свою колонну. И продолжал шлифовать знания, неустан- но повторяя старые и изучая новые инструкции. Сколько их на железной дороге – не перечесть, одни отменяются, другие дополняются новыми параграфами, и все докумен- ты машинист должен знать, чтобы правильно и четко действовать в пути. В ноябре 2003 года Сергею Холину была присвоена квалифика- ция машиниста электровоза 1 класса, а в июне 2004-го — машиниста тепловоза 2 класса. Он быстро освоился в новой для себя роли. Страха оказаться один на один с не- предвиденной ситуацией не было. Было одно: огромная ответственность за людей, за грузы, которые надо было доставить в срок. Казалось, привычные маршруты мог преодолевать по памяти: вот здесь будет поворот, потом спуск, а тут надо грамотно применить торможение, а вон за тем перелеском на- чнется очередной затяжной подъем, за ним открывается красивый поселок, к которо- му он помчится навстречу с привычным гудком. С годами приходил опыт. В представлении Холина на областнуюДоску почета ска- зано, что своей работой, зна- нием и безусловным соблю- дениемправилиинструкций по безопасности движения поездов Сергей Владимиро- вич обеспечивает беспере- бойное грузопассажирское движение на участках. Толь- ко за период 2004—2005 годов он провел почти 600 поездов, что составило более 123 тысяч локомотиво-кило- метров. Он всегда бережно относится к вверенной ему технике, не допускает брака в работе. В2005 году дважды поощрялся руководством энергоучастка елецкого от- деленияЮВЖДза экономию электроэнергии, которая за два года составила более 5 тысяч квт.час. Ж елезнодорожник – это не только профессия, это образ жизни. Летом осо- бенно тяжело. Рельсы под солнцем раскаляются и, по закону физики, расширя- ются, может в любой момент произойти выброс пути. И тогда не избежать схода ваго- нов со всеми вытекающими отсюда последствиями. И в самом локомотиве, если нет кондиционера (а чаще всего машинистамприходится ра- ботать на старых машинах), нестерпимо жарко. Зима же создает свой микроклимат, когда ноги горят огнем, а уши… мерзнут. Этовдетствеказалось,что труд машиниста — сплош- ная романтика, поездки по стране и новые впечатления. В жизни же – это огром- ное напряжение, страшная утомляемость, монотонная работа. Неожиданность под- стерегает в любом месте: едешь-едешь, и вдруг надо собраться в одно мгновение, чтобы за секундыпредотвра- тить трагедию. Двенадцать часов в одну сторону и столь- ко же обратно на грузовых поездах с перерывом на от- дых.Пассажирские, аХолин водил поезда до Валуек, по графику идут девять часов, потом бригады меняются, отдыхают. И так из поездки в поездку. «Ведешь состав и не знаешь, каким будет следующий метр», — го- ворят локомотивщики. И у Холина были разные случаи, когда только его зоркий глаз и мастерство предотвраща- ли наезд на человека, сход вагонов из-за камней и бре- вен, уложенных кем-то на рельсах. Когда говорят, что че- ловек на своем месте, то это и о Холине. Вот, скажем, есть у машинистов книга èÓ Ú ÂÚ Ò ÑÓÒÍË ÔÓ˜ÂÚ‡ Жизнь на колесах, полная риска ãÛ˜¯ËÈ Ï‡¯ËÌËÒÚ êÓÒÒËË ÊË‚ÂÚ ‚ ÖθˆÂ По итогам общесетевых соревнований лучших эксплуатационников страны, прошедших в Екатеринбурге весной 2006 года, команда Юго-Восточной магистрали ОАО «РЖД» заняла почетное второе место, а двадцатишестилетний машинист локомотивного депо Елецкого отделения дороги Сергей ХОЛИН был назван лучшим машинистом России. Домой он вернулся с видеокамерой. замечаний, куда они запи- сывают увиденные на линии недостатки. Впрочем, можно и «не увидеть». Это уж как долг и совесть подскажут… За период 2004—2005 годов Сергей сделал 129 записей: где-то нужный знак забыли поставить, а где-то остались оборванные провода и так далее. Как важно вовремя доложить всем, чтобы ус- транили нарушения. «Так и должно быть, — говорит Холин, —вот я проехал, а за мной едет другой машинист, и он должен быть предуп- режден об опасности, чтобы внимательнее вел состав. С пассажирами ли, с грузом». З а добросовестное отношение к работе Холина не раз поощ- ряло руководство ЮВЖД. После победы в общерос- сийском соревновании ему был вручен знак «За заслуги передЮго-Восточнойжелез- ной дорогой» II степени. И не только. Когда Сергей вер- нулсядомой, егождалипере- мены на работе. Начальство так и сказало: ты уже вырос из машиниста, принимай свою же колонну. В июне прошлого года Холин был назначен машинистом-инс- труктором локомотивных бригад, которых у него 32, а это 64 человека. С каждым надо не только проводить положенную по графику техническую учебу, но и контролировать работу, ведь теперь он наставник и отве- чает за коллектив. У его ко- лонны самый протяженный участок: Елец—Касторная, Елец—Валуйки, Елец—Во- ронеж и Елец — Грязи. Свободного времени у Сергея совсем не осталось. Вот и наша встреча с героем тоже откладывалась из-за командировки на Октябрь- скуюжелезную дорогу, куда приказом ОАО «РЖД» его как опытного машиниста направили для участия в проверке локомотивного хо- зяйства вВеликихЛуках.На сборыпо телеграмме отводи- лись считанные часы. Решив все дела в депо, на минутку забежал домой собрать сум- ку в дорогу. Четырехлетний сын Андрюшка, поняв, что отец опять уезжает, грустно спросил: «Пап, ты куда?» — «На работу, сынок».—«А зачем ты тогда домой при- ходил?» — с обидой в голосе спросил он. Жена Оля, а она тоже железнодорожник, заботы мужа понимает и разделяет. Нагрузка на дорогах воз- растает, машинистов и их помощников не хватает. Сверхурочные часы для них – обычное дело. Еще не- давно, и это хорошо пом- нят железнодорожники, объемы перевозок в стране падали. По всем РЖД про- шли большие сокращения, и хотя компания старалась сохранить локомотивные бригады, повсюду остро ощу- щается их дефицит. Поэтому и на машинисте-инструк- торе Сергее Холине лежит большая ответственность. И он, как настоящий профес- сионал, делает все для того, чтобы вовремя приходили и уходили поезда. Тамара ФЕДЮКИНА, соб. корр. «Липецкой газеты». Федеральный закон от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ внес в эту статью ряд дополнений, а именно пункты 8 – 11: 8) дисквалификация или иное административное нака- зание, исключающее возмож- ность исполнения работником обязанностей по трудовому до- говору; 9) истечение срока дейс- твия, приостановление дейс- твия на срок более двух меся- цев или лишение работника специального права (лицензии, права на управление транспор- тным средством, права на но- шение оружия, другого специ- ального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовы- ми актами Российской Федера- ции, если это влечет за собой невозможность исполнения ра- ботником обязанностей по тру- довому договору; 10) прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска; 11) отмена решения суда или отмена (признание неза- конным) решения Государс- твенной инспекции труда о вос- становлении работника на ра- боте. Федеральным законом от 02.06.2007 № 86-ФЗ «О внесе- нии изменений в статью 24 Фе- дерального закона «О рознич- ных рынках» и о внесении изме- нений в Трудовой кодекс Рос- сийской Федерации» статья 83 была снова дополнена еще од- ним основанием прекращения трудового договора по обстоя- тельствам, не зависящим от воли сторон (пунктом 12). С 15 января 2007 года дейс- твует положение, согласно ко- торому сокращение Правитель- ством РФ допустимой доли иностранных работников, ис- пользуемых на рынках, являет- ся основанием для прекраще- ния трудового договора, заклю- ченного с иностранным работ- ником, или досрочного растор- жения гражданско-правового договора, заключенного с инос- транным работником. Досроч- ное расторжение указанного гражданско-правового догово- ра осуществляется без обра- щения в суд. Новый пункт 12 статьи 83 ТК РФ, согласно которому к обсто- ятельствам прекращения тру- дового договора, не зависящим от воли сторон, теперь также относится «приведение общего количества работников, являю- щихся иностранными гражда- нами или лицами без гражданс- тва, в соответствие с допусти- мой долей таких работников, установленной Правительством Российской Федерации для ра- ботодателей, осуществляющих на территории Российской Фе- дерации определенные виды экономической деятельности», решает возникшую проблему. Данная статья дополнена и час- тью третьей, разъясняющей, что по такому основанию трудо- вой договор «прекращается не позднее окончания срока, уста- новленного Правительством Российской Федерации для приведения работодателями, осуществляющими на террито- рии Российской Федерации оп- ределенные виды экономичес- ç‡¯Ë ÍÓÌÒÛθڇˆËË От воли сторон не зависит çÓ‚Ó ‚ ÛÒÎÓ‚Ë flı Ô ÂÍ ‡ ˘ ÂÌË fl Ú Û‰Ó‚Ó„Ó ‰Ó„Ó‚Ó ‡ Статья 83 Трудового кодекса РФ определяет перечень обстоятельств, возникновение которых влечет за собой прекращение трудового договора независимо от воли сторон (по объективным обстоятельствам). В их числе—призыв на военную службу, неизбрание на должность, смерть работника или работодателя и другие. кой деятельности, общего коли- чества работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в со- ответствии с допустимой долей таких работников». В Липецкой области образо- вана Межведомственная комис- сия по вопросам привлечения и использования иностранных ра- ботников. Распоряжением главы администрации Липецкой об- ласти от 27 мая 2007 года № 364-пр Межведомственная комиссия создана в целях опре- деления потребности в привле- чении иностранных работников и формировании квот для под- держания оптимального балан- са трудовых ресурсов области с учетом приоритета трудоуст- ройства граждан Российской Федерации. В рамках своей деятельнос- ти Межведомственная комиссия имеет право: принимать реше- ния о целесообразности пре- дусматриваемых работодателя- ми объемов и профессиональ- но-квалификационной структу- ры привлечения иностранных работников; отклонять полно- стью или частично заявки рабо- тодателей в случаях, предусмот- ренных нормативными правовы- ми актами Российской Федера- ции; разрабатывать и вносить в установленном порядке предло- жения по вопросам привлечения и использования иностранных работников и корректировке квоты (разрешений на работу). Поэтому можно надеяться, что в своей деятельности дан- ная комиссия главной задачей определит создание в рамках существующего законодательс- тва наиболее благоприятных ус- ловий трудоустройства именно липчан по сравнению с инос- транцами. Наталья ПОЛЯКОВА, ведущий юрисконсульт Федерации профсоюзов области. В последнее время электронные и печатные СМИ много говорят о народном образовании России. Но как сказывал еще Ходжа Насреддин, сколько ни говори «халва» – во рту слаще не станет. Ситуация с низкой зарплатой в бюджетной сфере, где работают учителя, врачи, работники культуры и другие гуманитарии или служащие социальных учреждений, остается без изменений к лучшему, что бы ни заявляли некоторые политики и представители власти. Повышение зарплаты отдельным группам врачей, учителей за- трагивает незначительный процент трудящихся, а для основной массы бюджетников уровень оплаты труда остается критическим. Мало того, эти повышения вызвали раздрай в трудовых коллекти- вах, потому что для основной массы бюджетников остается та- рифная сетка. Если вспомнить, что в США введена минимальная почасовая оплата труда, которая превышает 7 долларов, то можно сказать, что российские учителя работают за «спасибо». А то воз- награждение, которое они получают за труд, правильнее было бы называть не зарплатой, а «подаянием». Но так как российские цены уже догнали американские, а наша зарплата в этой гонке не участвует, то обнищание бюджетников становится абсолютным. Вместе с этим продолжает снижаться качество образования. Согласно данным ЮНЕСКО, Россия по интеллектуальному потен- циалу молодежи скатилась с 3-го места в мире на 40-е и продол- жает опускаться дальше. Все специалисты народного образования отмечают снижение качества подготовки учащихся школ и студен- тов средних специальных и высших учебных заведений. Продол- жает расти доля частного и платного образования. И уже ни для кого не является секретом, что диплом, за которым нет никаких профессиональных знаний, можно просто купить. Однако, когда слушаешь по ТВ выступления министра образования и науки Анд- рея Фурсенко, то складывается впечатление, что господин ми- нистр живет в каком-то виртуальном мире. Его выступления чем- то напоминают слова известной песенки: «Все хорошо, прекрас- ная маркиза». С большой помпой объявлено о предстоящем повышении зарплаты бюджетникам с 1 сентября. Однако, скорее всего, инфля- ция все вернет на круги своя. Усиливается расслоение в педагоги- ческих коллективах между рядовыми педагогами и «педагогическим генералитетом», чьи оклады многократно превышают зарплату по- часовиков, ведущих всю основную педагогическую работу. Продолжается расслоение и в российском обществе. Жаль, что в нашей стране нет таких законов, которые запрещали бы со- рить огромными деньгами небольшой части общества, в то время как другая (основная) часть поставлена в такие условия, которые напоминают место на паперти, где весь доход складывается из ни- щенского подаяния. Геннадий МАТКОВСКИЙ. ÖÒÚ¸ ÏÌÂÌË Вроде и халва, да несладко êÓÒÒËÈÒÍË ˆÂÌ ˚ ÛÊ ‰Ó„̇ÎË ‡Ï Ë͇ÌÒÍËÂ, ÌÓ Ì‡¯‡ Á‡ Ô·ڇ ‚ ˝ ÚÓÈ „ÓÌÍ Ì ۘ‡ÒÚ‚ÛÂÚ ëӈˇθÌÓ ԇ ÚÌ ÒÚ‚Ó Трудовая миграция плюс заработная плата В конце июля заседала Российская трехсторонняя комиссия. По большинству вопросов профсоюзам, работодателям и правительству удалось договориться. Первым рассматривался вопрос о корректировке дейс- твующего законодательства в части регулирования трудовой миграции. Руководитель Федеральной службы по труду и занятости Максим Топилин предложил создать рабочую группу, которая параллельно с работойфедеральных органов исполнительной власти могла бы принять участие в подго- товке предложений, которые удовлетворили бы все стороны социального партнерства. Правительство Москвы, в свою очередь, предложило правительству РФразработать антидемпинговые законопро- екты, касающиеся оплатытруда привлекаемыхиностранных работников. Разработка таких законопроектов необходима в целях предотвращения создания работодателями рабочих мест с заниженной оплатой труда. Правительство РФ зачас- туюне учитывает мнение регионов при подготовке норматив- ных актов по вопросам трудовой миграции, в частности при утверждении квот на привлечение иностранных работников. Недостаточный контроль со стороны социальных органов и профсоюзов за привлечениемтрудовыхресурсов из-за рубежа провоцирует работодателей на снижение своих обязательств перед работниками, ведет к росту безработицы и снижению уровня доходов населения. Сдокладом“Об особенностяхпорядкаисчисления средней заработной платы” выступил представитель правительства Александр Сафонов. Теперь в новом положении среднеме- сячное число календарных дней для расчета отпускных составит не 29,6, а 29,4 дней (с учетом 12 праздничных дней), установлен единый расчетный период для исчисле- ния средней заработной платы — 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. Сюда же включены дополнительные денежные выплатымедицинским работни- кам в рамках нацпроекта в сфере здравоохранения. После длительных обсуждений стороны поддержали профсоюзы и приняли решение включить в перечень выплат, обязатель- ныхприрасчете средней зарплаты, и выплатымедицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов и станций «Скорой медицинской помощи». В конце заседания профсоюзная сторона попросила прояснить некоторые вопросы. Так, по информации, име- ющейся в ФНПР, в некоторых субъектах РФ региональные власти пытаются включить в состав МРОТ все выплаты по заработной плате. Председатель ФНПР Михаил Шмаков заметил, что профсоюзы с этим категорически не согласны, нужны дополнительные трехсторонние консультации для подготовки рекомендаций о порядке применения ряда статей Трудового кодекса. Подготовил Алексей КОЛБАСКО. ç‡ ÍÓÌÚ ÓΠУчет вплоть до копейки êÓÒÒËÈÒÍË ‡·ÓÚÓ‰‡ÚÂÎË Á‡‰ÓÎʇÎË èÂÌÒËÓÌÌÓÏÛ ÙÓÌ‰Û êÓÒÒËË 60 ÏËÎΡ ‰Ó‚ Û·ÎÂÈ Об этом заявил председатель правления ПФР Геннадий Батанов. «На такую сумму нарушены права наших ветеранов труда, которых в стране насчитывается более 38 миллионов человек. Это не считая пени, штрафов», — подчеркнул руководитель фонда. В составе Пенсионного фонда, по его словам, начал действовать программно-технологический комплекс, который ведет контроль за финансовыми операциями всех предприятий, организаций и инди- видуальных предпринимателей. «Теперь ведется строгий учет до ко- пейки, как юридические лица ведут начисление в Пенсионный фонд суммы на каждого работника», — уточнил Геннадий Батанов. Он выразил надежду, что контроль за правильным начислени- ем трудовой пенсии ветеранам усилится в связи с постановлени- ем, которое было принято Конституционным судом 10 июля (см. материал Н. Поляковой в выпуске «Мы» от 21 июля под заголовком «Большая победа пенсионеров») . Глава Пенсионного фонда под- твердил, что с 1 октября базовая часть пенсий возрастет в разме- ре от 900 до 1260 рублей. До конца этого года, по его словам, так- же юридически будет решена выплата второй пенсии военнослу- жащим, ушедшим в запас, и лицам, проходившим службу в право- охранительных органах. Кирилл МИХАЙЛОВ. Испытательный срок Во время испытательного срока сотрудник несколько дней болел, а потом взял от- пуск за свой счет. Когда в та- ком случае должен закон- читься испытательный срок? В испытательный срок вхо- дит только фактически отрабо- танное время. Периоды отсутс- твия, включая отпуск, времен- ную нетрудоспособность и дру- гие, в него не засчитываются (ст. 70 ТК РФ). Поэтому нужно увеличить испытательный срок на то количество дней, в кото- рые сотрудник отсутствовал на работе. Может ли директор пред- приятия установить испыта- тельный срок сотруднику при переводе из одного под- разделения в другое внутри предприятия? Нет, не может, испытатель- ный срок назначается только при заключении трудового до- говора (ст. 70 ТК РФ). При пе- реводе не заключается новый договор, а лишь принимается дополнительное соглашение в соответствии с новыми услови- ями труда работника. Сотрудник принят на ра- боту с испытательным сро- ком два месяца. Можно ли ему продлить испытатель- ный срок до трех месяцев? Продлить испытательный срок нельзя, он устанавливает- ся только при заключении тру- дового договора. Продление испытательного срока означа- ет, в сущности, установление его уже работающему лицу, а такие действия прямо противо- речат положениям трудового законодательства. Вправе ли руководство организации в период испы- тательного срока направить работника в служебную ко- мандировку? Трудовое законодательство не содержит запретов о на- правлении работников в слу- жебные командировки во вре- мя испытательного срока. При направлении работника в ко- мандировку ему гарантируются сохранение места работы и среднего заработка, а также возмещение расходов, связан- ных со служебной командиров- кой (ст. 166, ст. 167 ТК РФ). При приеме на работу ра- ботнику объявлено, что ему будет установлен трехме- сячный испытательный срок, на что он дал устное согла- сие. Считается ли работник принятым на работу с испы- тательным сроком? ТК РФ предусмотрена пись- менная форма трудового дого- вора. Поэтому согласие работ- ника на установление испыта- тельного срока должно быть выражено в письменной форме (ст. 70 ТК РФ). В данном случае работник считается принятым на работу без испытательного срока. В коллективном договоре установлен порядок выплаты премий работникам. Надо ли платить премиальные со- трудникам, принятым на ра- боту с испытательным сро- ком? Выплачивать новым сотруд- никам премии во время их ис- пытательного срока наравне с остальными работниками не- обходимо. Ведь на них в той же мере, как и на остальных ра- ботников, распространяется действие коллективного дого- вора, положения ТК РФ, иных нормативных правовых актов. Сотрудник еще на испы- тательном сроке решил уво- литься. Имеет ли он на это право? Сотрудник, у которого еще не закончился испытательный срок, вправе уволиться по собственному желанию. Испы- тательный срок нужен для того, чтобы не только руководство оценило способности сотруд- ника, но и чтобы он тоже при- смотрелся к новой работе. В случае если он решил, что дан- ная работа его не устраивает, то может подать заявление за три дня до увольнения (ст. 71 ТК РФ). Работник в период испы- тательного срока совершил прогул без уважительных причин. Можно ли его уво- лить как не выдержавшего испытательного срока? Нарушение в период испы- тательного срока трудовой дисциплины, в том числе со- вершение прогула без уважи- тельных причин, не является основанием для увольнения работника, как не выдержавше- го испытательного срока. В данном случае работник может быть уволен за прогул без ува- жительных причин. Если принимается на ра- боту сотрудница, которая недавно закончила вуз и еще нигде не работала, надо ли ей устанавливать двухме- ся чный испыт а т ельный срок? Работодатель не имеет пра- ва устанавливать испытатель- ный срок сотруднице в том слу- чае, если она впервые поступа- ет на работу по полученной спе- циальности после окончания вуза, имеющего государствен- ную аккредитацию. Кроме того, это ограничение действует в том случае, если она впервые поступает на работу по получен- ной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения. Это ограничение также ка- сается тех работников, которые закончили начальные и сред- ние профессиональные, обра- зовательные учреждения (ст. 70 ТК РФ). Геннадий ПОРВАТКИН, юрист. ëËÚÛ‡ˆË fl «Озверин» и «отрезвин» —два лекарства заводских профсоюзов ÇÔ ‚ ˚  Á‡ ‚Ò ‚ ÂÏ fl ÒÛ ˘ ÂÒÚ‚Ó‚‡ÌË fl ÇÄᇠÒËÚÛ‡ˆË fl Ò Á‡·‡ÒÚÓ‚ÍÓÈ Ô ËÓ· · Ú‡ÍÓÈ ÔÒË ı ÓÎӄ˘ÂÒÍËÈ Ì‡Í‡Î По поводу ситуации, сложившейся в ОАО «АВТОВАЗ», во Всемирной паутине сегодня размещено множество материалов, оценок, комментариев. Дело в том, что в минувшую среду часть работников завода (по разным оценкам—от 100 до 500 человек) покинули рабочие места, но главный конвейер продолжал работать. В то же время недоукомплектованными остались около 300 автомобилей. Причиной для проведения забастовки стало традиционное требование сотрудников предприятия повысить им зарплату. Трехчасовая забастовка, прошедшая на ОАО «АВТОВАЗ» 1 ав- густа, вынудила руководство завода начать переговоры с рабочими о повышении заработной платы. Во всяком случае, об этом заявил лидер независимого профсоюза «Единство», добавив, что за вре- менный простой ни один рабочий наказан не будет. Однако руково- дитель пресс-центра группы «АВТОВАЗ» подчеркнул, что забастов- щики понесут наказание за невыход на работу, оговоренное Трудо- вым кодексом. В обнародованном в день забастовки письме, под- писанном вице-президентом ОАО «АВТОВАЗ» Виктором Бауновым, говорилось о том, что администрация не намерена выполнять тре- бования бастующих, но готова рассмотреть их только в рамках пе- реговорного процесса с отраслевым профсоюзом. То есть речь шла об официально признанном администрацией профсоюзе автомо- бильного и сельскохозяйственного машиностроения во главе с Ни- колаем Карагиным. Сам лидер профсоюза, входящего в ФНПР, сетует, что, к сожа- лению, многие рабочие, поддавшиеся на провокацию альтернатив- ного профсоюза «Единство», могут быть наказаны вплоть до уволь- нения. «Добиваться повышения зарплаты надо, другое дело — как действовать, как добиваться? Все должно происходить в рамках за- конодательства, которое регулирует процедуру коллективного тру- дового спора. Конечно, можно получить бешеную популярность, за- явив, что мы требуем зарплаты в три раза больше теперешних. Но за счет чего реально это сделать? Наши требования основываются на экономических расчетах, которые не позволят поставить завод на грань краха», — считает Карагин. Стоит вспомнить 1994 год, ког- да «Единством» был остановлен главный конвейер ВАЗа. В ответ было уволено 156 рабочих. И в результате никто ничего не выиграл, а весь завод проиграл. «Поэтому надо понимать: сегодня остановка конвейера не решит ни одной проблемы. Лишь усугубит ситуацию, вплоть до того, что освободившуюся нишу вазовских автомобилей тут же займут конкуренты», — убежден Николай Карагин. В среднем завод тратит на одного работающего по социальным программам около 25 — 27 тысяч рублей в год. Но если эти деньги отдать только на зарплату — люди потеряют существенно больше. Например, исчезнут выплаты при уходе на пенсию, безвозмездные субсидии и многое другое. На всех российских предприятиях вопрос заработной платы стоит очень остро. Хотя «АВТОВАЗ» при сравнении с другими авто- заводами выглядит предпочтительнее. Резкое увеличение средней оплаты по заводу до 25 тысяч, как требует часть рабочих, или выну- дит увеличить цены на автомобили (тогда их попросту не будут по- купать), или увеличивать объемы, что тоже не выход, так как приве- дет к затовариванию автомобилей на складах. Есть еще путь — рез- ко сократить численность работников. Вот только кто может быть уверен, что сократят не его лично? Алексей ВЛАДИМИРОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz