Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ га зе та 31 июля 2007 г., № 146 (23024) ^Актуальная тема АЛОГОВЫП 0333 №104 Выпуск подготовлен пресс-службой управления ФНС РФ поЛипецкой облоаи о 11 ; 1 . 101 '; 1 \ — и ;1 ()|1)1щм;|.11,|1о\| самтс У||р;т.и' 11 11! Ф1К; Роами МП.'1п11с’ЦМ)11 оо:|; 1 П 1 1шр://\\ \\ \\ .г48.1);|1о,1;.ги ^Разъясняет специалист Повестки в суд ждать не стоит По закону «О налогах на имущество физических лиц», который принят в декабре 1991 года, плательщиками налогов на имущество признаются граждане, владеющие жилыми домами, квартирами, дачами, гаражами и иными строениями, помещениями и сооружениями. Решением Липецкого городского Совета депутатов установлены ставки налога от 0,1 процента до 1,2 процента, в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества. От уплаты налога освобождены инвалиды 1 и 2 групп инвалиды с детства, Герои Российской Федерации и награж денные орденом Славы трех степеней. Не уплачивают налог на имущество пенсионеры, получа ющие пенсии в порядке, установленном пенсионным зако нодательством; граждане, имеющие домики с жилой площа дью до 50 квадратных метров и хозяйственные строения и сооружения, расположенные на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан, площадь которых тгпсже не превышает этих размеров. Для получения льготы по налогу на имущество граждане самостоятельно представляют необходимые документы в налоговый орган. Уплату налога нужно произвести равными долями в два срока — не позднее 15 сентября и 15 ноября. Если гражданин в установленный срок не исполнил обя занность по уплате налога, то налоговая инспекция вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущес тва, в том числе денежных средств в пределах сумм начис ленного налога. О масштабах проблемы можно судить на примере одной из инспекций областного центра — по Октябрьскому району г. Липецка. Здесь состоят на налоговом учете 143640 граж дан, 76997 из них владеют налогооблагаемым имуществом. Более трети владельцев имущества, 24001 человек, имеют зарегистрированные льготы по его уплате. Остальные две трети должны либо заплатить нгшог, либо предоставить до кументы, дающие право на льготы. Правильно поступают те, кто исполняет свои налоговые обязательства, не дожидаясь истечения сроков уплаты. Если налог не внесен в срок, инспекции обязаны взыскивать его через суд. Районные суды, принимая такие решения, взыс кивают с ответчика в доход государства еще и госпошлину, которая зачастую оказывается больше суммы исчисленного налога. Поэтому те граждане, которые платят по закону и в срок, тратят на налоги меньше, чем те, которых принуждают пла тить через суд. - 1 >я ' Галина ПОЖИДАЕВА, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1-го класса. ^Консультационный пункт Чтобы не ошибиться при расчете налога — Может ли организация для целей исчисления налога на прибыль учитывать в составе расходов на оплату труда затраты в виде оплаты аренды квартир для работников? — На основании ст. 255 Налогового кодекса (НК) к рас ходам налогоплательщика на оплату труда отнесены любые начисления работникам вденежной или натуральной форме, включая стимулирующие начисления и надбавки, компен сационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, а также расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми или коллективными договорами. Вместе с тем согласно п. п. 23 и 29 ст. 270 НК при опреде лении налоговой базы не учитываются расходы в виде сумм материальной помощи работникам, в том числе для перво начального взноса на приобретение или строительство жи лья, на полное или частичное погашение кредита, предостав ленного на эти цели, беспроцентных или льготных ссуд на улучшение жилищных условий, обзаведение домашним хозяйством и иные социгшьные потребности. Таким образом, расходы организации на оплату аренды квартир для работников, носящие социальный характер, не могут быть учтены при исчислении налоговой базы по нало гу на прибыль независимо от того, предусмотрены эти рас ходы трудовыми договорами или нет. Данные расходы подлежат учету за счет прибыли, оста ющейся после налогообложения. — Должны ли организации и индивидуальные предпри ниматели, применяющие упрощенную систему налогообло жения (УСН), выставлять покупателям счета-фактуры с выделением налога на добавленную стоимость (НДС)? — Согласно ст. 346.11 НК, организации и индивидуаль ные предприниматели, применяющие УСН, не являются плательщиками НДС. Данные организации и индивидуаль ные предприниматели не выписывают своим покупателям счета-фактуры, не ведут книгу покупок, книгу продаж, журнал учета счетов-фактур и осуществляют расчеты с по купателями без выделения в первичных документах сумм НДС. Вместе с тем лица, не являющиеся плательщиками НДС, в случае выставления покупателю счета-фактуры с выделе нием суммы НДС обязаны уплатить ее в бюджет. Данный порядок установлен пп. 1 п. 5 ст. 173 НК. — Какой физический показатель применяется для рас чета единого налога на вмененный доход (ЕНВД), при веде нии розничной торговли через киоск? В соответствии с п. 2 ст. 346.26 НК система налогообло жения в виде единого налога на вмененный доход может применяться вотношении розничной торговли, осуществля емой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров, а также в отношении роз ничной торговли, осуществляемой через объекты стационар ной торговой сети, не имеющей торговых залов. Статьей 346.27 НК к стационарной торговой сети отне сены магазины и павильоны. При этом магазин —это специально оборудованное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также поме щениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже. В этом случае для расчета единого налога на вмененный доход применяется физический показатель «торговая пло щадь в квадратных метрах*. К стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комп лексы, киоски и другие аналогичные объекты. В данном случае для расчета единого налога на вмененный доход при меняется физический показатель «торговое место*. Галина БАРСУКОВА, заместитель начальника ИФНС России по Советскому району г. Липецка. о зарплатах и пенсиях Среди действующих сегодня на территории России налогов и сборов есть особые по своей общественной значимости Это — единый социальный налог (ЕСН) и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. В ЕСН аккумулируются платежи, идущие на финансирование медицинских, социальных программ, национальных проектов, а пенсионные взносы являются осново4кобеспечения нашей старости. За 6 месяцев 2007 года на территории области на соци альные нужды мобилизовгшо 4 миллиарда 133 миллиона рублей налогов и взносов. Объем поступивших плате жей увеличился по сравне нию с первым полугодием прошлого года на 924 милли она рублей, или на 29 про центов. Однако, к сожалению, отдельные предприятия не доплачивают значительные суммы налога. Так, в процес се камеральных проверок налоговых деклараций дона числено 54 миллиона руб лей. В ходе выездных прове рок, проведенных втекущем году, дополнительно начис лено еще 27 миллионов руб лей единого социального налога и страховых взно сов. Выявлены схемы уклоне ния от налогообложения, среди которых — предостав ление персонала в аренду, выплата заработной платы в конвертах, применение спе циальных налоговых режи мов при отсутствии для этого оснований. Для пресечения таких схем работники нало говых органов проводят встречные проверки, исполь зуют данные из внешних источников. По-прежнему остро стоит вопрос о налогоплательщи ках, которые сознательно задерживают перечисление платежей в Пенсионный фонд, а то и не платят совсем. На сегодняшний день недо имка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование составляет 231 миллион рублей. Наиболь шую сумму недоимки имеют акционерные общества «Си лан* (5,6 млн. руб.), «Агро ном* (4,6 млн. руб.), «Рус ское АПК* (3,7 млн. руб.), «ДСУ-3* (1,5 млн. руб.), об щества с ограниченной от ветственностью «Стройде- таль* (2,5 млн. руб.), «Про- мтехника* (1,6 млн. руб.), «Данковская управляющая компания» (1 млн. руб.), за донский «Водоканал* (0,7 млн. руб.), сельскохозяйс твенный производственный кооператив «Рассвет» и рай по «Лебедянское* (по 1,8 млн. руб.). Страховая и накопитель ная части пенсии напрямую зависят от размера взносов, уплаченных за каждого гражданина его работодате лем. Предприятия-недоим щики виновны в том, что на лицевые счета работников не зачисляются пенсионные взносы, и впоследствии та ким работникам придется доказывать свое право на пенсию через суд. Несмотря на то, что и Правительство, и власти нашей области многое дела ют для поддержки малого бизнеса, который пользуется льготными режимами нало гообложения, именно малые предприятия, стремясь сэко номить на платежах в бюд жет, чаще всего «грешат» выплатой «теневой» зарпла ты. Налоговыми органами области проведена аналити ческая выборка по 29 видам экономической деятельнос ти в разрезе предприятий и физических лиц, у которых среднемесячная заработная плата наемных работников ниже среднеотрас.левого уровня. Всего выявлено 4046 таких налогоплательщиков. Основная часть из них зани мается оптовой и розничной торговлей и ремонтом авто транспортных средств. Боль шинство остальных заняты в таких сферах деятельнос ти, как обрабатывающее производство и строитель ство. В текущем году индиви дуальной работой по доведе нию уровня оплаты труда до размера не ниже среднеот раслевого, а также меропри ятиями по выводу заработ ной платы «из тени* охваче ны 2203 налогоплательщи ка. Работодатели, выплачи вающие низкую зарплату, приглашаются на заседания комиссий, где руководители и главные бухгалтеры объяс няют причины низких за рплат в организации. Чаще всего говорится о сложнос тях ведения предпринима тельской деятельности, кон куренции среди предпри ятий или что на предприятии работают совместители. Но налоговые органы по каждому предприятию, при глашенному на заседание, проводят анализ получен ных доходов, расположения точек розничной торговли, наличия арендованного по мещения и размера арендной платы, запрашивают постав щиков товара. И нередко эти данные идут в разрез с теми причинами, которыми руко водители пытаются обосно- I . вать низкии уровень оплаты труда в их организациях. В таких случаях работодате лям предлагается пересмот реть уровень зарплаты на предприятии. Как правило, документы о повышении официальной оплаты труда после таких собеседований своевременно представляются. В текущем году 2451 налогоплательщик увеличил выплату заработ ной платы, из них 1832 пред приятия подняли заработ ную плату до среднеотрасле вого уровня. Но случается, что к рас смотрению одного и того же предприятия приходится возвращаться несколько раз. Так, на заседание межве домственной комиссии в на логовое управление были приглашены руководители малых предприятий, зани мающихся пассажирскими перевозками на маршрутных такси по г. Липецку. Средне месячная заработная плата в этих организациях в 1 квар- тгше 2007 года сложилась в пределах от 1,2 тысячи до 3,2 тысячи рублей, что недотя гивает даже до прожиточно го минимума. Членам меж ведомственной комиссии, которые представляли вне бюджетные фонды. Пенсион ный фонд, органы прокура туры, было понятно, что ру ководство предприятий хит рит и не отражает в бухгал терской и налоговой отчет ности реально выплачивае мую заработную плату, зани жая тем самым налоговую базу для страховых взно сов. Надоводы руководителей о сложном финансовом поло жении в связи с покупкой новых автобусов и легковых такси был приведен контрдо вод о том, что именно с уче том этих трудностей госу дарство и предоставило орга низациям, занимающимся перевозками пассажиров, льготный режим налогооб ложения —единый налог на вменённый доход. Этот ре жим освобождает от уплаты н налогов на прибыль, на до бавленную стоимость, на имущество, а также единого социального налога. Поэто му никому не дано права об манывать государство и за нижать вотчетности реально выплачиваемую заработную плату, которая, по оператив ным данным, составляет не менее 10 тысяч рублей. И совсем уже несерьезно прозвучал из уст одного из руководителей фирмы, об служивающей население маршрутными такси, такой довод; заработная плата во дителей такая маленькая из-за того, что за их выруч- кой трудно уследить... Коро че, часть суммы, которую уплачивают пассажиры, во дители кладут себе в карман и таким образом «повыша ют» свою зарплату. Такая вот своеобразная система оплаты труда: выдавать ми нимум, толкая наемных ра ботников на воровство части дневной выручки... После собеседования в Управлении ФНС РФ по Ли пецкой области руководите ли фирм, ведущих пассажир ские перевозки маршрутны ми такси, представили доку менты об установлении но вой заработной платы. Одна ко ее уровень, даже после повышения, оказался значи тельно ниже средней, упла чиваемой в этой сфере де ятельности. Поэтому приня то решение передать в адми нистрацию г. Липецка мате риалы на этих работодате лей: об искажении в налого вой отчетности сумм реально выплачиваемой заработной платы, о несоответствии их показателям финансово-хо зяйственной деятельности и среднему уровню зарплаты по видам экономической де ятельности. Предложено учесть эти факты при ут верждении этим организаци ям маршрутов пассажирских перевозок. Всего в текущем году в результате работы по легали зации «теневой» заработной платы в бюджет дополни тельно поступило 14 милли онов рублей единого соци ального налога и 28 милли онов рублей страховых взно сов на обязательное пенсион ное страхование. В Послании Федергшьно- му Собранию В. В. Путин указал на то, что сегодня подавляющее большинство пенсионеров фактически оказались за чертой бедности из-за краха не приспособлен ной к рыночным условиям пенсионной системы. Госу дарство и граждане страны должны предпринять необ ходимые меры для гарантии достойной жизни пенсионе ров в будущем. Это вопрос собираемости налогов вПен сионный фонд и вывода «из тени» зарплат. Граждане должны понимать, что, по лучая от работодателя зар плату в конвертах, они фак тически остаются без пенси онных накоплений. Поэтому «борьба с конвертами » долж на стать всеобщей, а не оста ваться прерогативой налого вых и правоохранительных органов. Наталья ВЫСОЧКИНА, заместитель руководителя УФНС России по Липецкой области. ^Законодательство Что такое обособленное подразделение? Обособленные подразделения организаций не являются юридическими лицами. Цель, задачи и функции таких структур определяются создавшей их головной организацией. Она же организует в них бухгалтерский и налоговый учет, способы ведения которого должны соответствовать способам, избранным в ее учетной политике. Обособленное подразделение может быть создано с выделением на отдельный баланс и без выделения. Рассмотрим возникающие в связи с этим особенности. Согласно Письму Минфина России от 2 9 .0 3 .2 0 0 4 № 04-05-06/27 под отдельным балансом следует понимать перечень показателей, которые устанавливает головная ор ганизация для своих обособленных подразделений. Конкрет ный перечень таких показателей организация определяет самостоятельно. Выделение филиала (представительства) организации на отдельный баланс определяется учредитель ными документами организации, в том числе ее уставом и положением о филиале (представительстве). Отметим также, что на отдельный баланс выделяются те подразделения, которые определены ГК РФ, т.е. филиалы и представительства. Подразделения, у которых объем операций и количество сотрудников незначительны, как правило, не выделяются на отдельный баланс. Обычно они не имеют и собственного банковского счета. Обособленные подразделения без отде льного баланса не имеют собственной бухгалтерии и не ведут бухгалтерский учет. Первичные учетные документы, офор мленные в подразделении, передаются в бухгалтерию голо вной организации, которая производит обработку указанных документов и отражает их в учете. Показатели деятельности подразделений должны учиты ваться при формировании отчетности в целом по организа ции. Обособленные подразделения, которые выделены на отдельный баланс, представляют в головную организацию внутреннюю бухгалтерскую отчетность. Эти данные исполь зуются при формировании квартальных и годовых отчетов всей организации. Подчеркнем, что вналоговом органе по месту нахождения обособленных подразделений на учете стоит сам налогопла тельщик — юридическое лицо (головная организация), а не обособленное подразделение. Соответственно налогоплатель щики (головные организации) обязаны представлять в нало говые органы по месту нахождения обособленных подразде лений бухгалтерскую отчетность организации. Привлечению к налоговой ответственности за непредстав ление сведений подлежит головная организация, админист ративной ответственности — должностные лица головной организации. Сергей СТЕПАНЕНКОВ, заместитель начальника ИФНС России по Центральному району г. Липецка. ^ Е с т ь вопрос? Если вашу должность сократили • • • Подлежат ли обложению налогом на доходы физических лиц выплаченные в связи с сокращением штатов выходное пособие, средний заработок и компенсация за неиспользованный отпуск? Статьей 178 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) предусмотрено, что при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокраще нием штата увольняемому работнику выйлачйваётся выход ное пособие в размере среднего месячного заработка. За ним также'сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольне ния (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы заня тости населения при условии, что в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Эти выплаты, как выходное пособие, так и средний ме сячный заработок в период трудоустройства в соответствии с п. 3 ст. 217 Налогового кодекса (НК), не подлежат обложе нию налогом на доходы физических лиц. Что же касается компенсации за неиспользованный от пуск, то она облагается налогом на доходы физических лиц в размере 13 процентов. Андрей БЕЛОВ, заместитель начальника иФнс России по Советскому району г. Липецка. ^Фоторепортаж Как обойтись без очереди Никому не надо доказывать, что стояние в очереди — процесс утомительный и нервный. Ипотому особенно непонятно, зачем это «удовольствие» люди устраивают для себя по собственной воле. Речь идет о сдаче отчетности в налоговые инспекции. В межрайонной инспекции ФНС № 1 по Липецкой области ве дут активную разъяснительную работу по переходу на сдачу нало говой отчетности по телекоммуни кационным каналам связи —ТКС, объясняют преимущества такого вида отчетности. И вот уже 235 организаций (почти двадцать семь процентов от общего числа) и 233 индивидуальных предпринимателя (14 процентов) постоянно пользу ются услугами операторов связи. Специализированные операто ры связи, работающие на системах «Такском-Спринтер», «Калуга Ас трал* и «Контур-Экстерн» выпол няют свои обязательства професси онально и в сроки, определенные законодательством. В июле — ав густе ООО «Автоматизация-Л », представляющее систему «Такс ком-Спринтер*, и ООО «Центр экономических технологий*, пред ставляющее систему «Калуга Аст рал*, проводят акцию по бесплат ному подключению налогоплатель щиков к телекоммуникационным каналам связи. — Отчетность по ТКС очень удобна как для налогоплательщи ков, так и для нас, — рассказывает начальник отдела работы с нало гоплательщиками МИФНС № 1 по Липецкой области Светлана Тон ких (на снимке слева). — Бухгал терам не надо стоять в очереди к инспектору, а нам не надо вручную набивать вбазу данных показатели отчетности. В операционном зале головной инспекции г. Грязи работает кон сультант Государственного научно- исследовательского института развития налоговой системы, кото рый помогает налогоплательщикам заполнять налоговые декларации и отправлять отчетность по ТКС. Бухгалтер ООО «ПКФ «Торговый двор* Вера Андреевна Носкова ра ботой консультанта ГНИИ РНС Юлии Мериновой довольна (на снимке внизу). Однако еще остались налогопла тельщики, которым для сдачи нало говой отчетности приходится стоять в очереди (на снимке справа). Но с каждым годом таких «при верженцев старины» будет стано виться все меньше. И не только потому, что кангшы связи как фор ма бесконтактного общения с нало говой инспекцией завоевывает все новых сторонников. Согласно Фе деральному закону № 137 от 27 июля 2006 года с 1 января текуще го года компании, численность ра ботников которых составляет 250 человек и более, должны представ лять декларации в налоговую инс пекцию в электронном виде. А с 1 января 2008 года по телекоммуни кационным каналам обязаны отчи тываться уже все налогоплатель щики, у которых количество рабо тающих составляет не менее 100 человек. >
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz