Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)
24 января 2007 г., № 12 (22890) ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ Ж Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года (Продолжение . Начало на 4 -1 2 -й стр .) Целью демографической политики области является стабилизация численности населе ния области и формирование предпосылок к последующему росту: — повышение рождаемости до уровня, обеспечивающего простое воспроизводство на селения (2,10 — 2,15 рожденных детей в среднем на одну женщину, или 2,4—2,5 рожденных детей в среднем на одну супружескую пару в репродуктивном возрасте) и сокращение числа разводов с 83,5 до 20—25 на 100 браков; — повышение средней ожидаемой продолжительности жизни до 70 лет у мужчин и 80 лет — у женщин; — повышение миграционного прироста до величины, равной естественной убыли насе ления, при доминировании среди прибывающих желательных для области контингентов мигрантов. ,• Среди основных направлений демографической политики в Липецкой области в соот- 1 ветствии с задачами, поставленными Президентом Российской Федерации, приоритетны ми являются задачи по повышению рождаемости и укреплению семьи; — переход от господствующих социальных норм малодетности к социальным нормам среднедетности (3—4 ребенка в семье), повышение престижа благополучной семьи; — реальное повышение общественной значимости труда родителей по воспитанию де- — формирование гражданской, подлинно патриотической позиции в отношении необхо димости повышения рождаемости; — создание для семей комфортных условий жизнедеятельности, возможности воспита ния в них нескольких детей; — создание для женщин возможности (в отношении доходов, пенсии, общественного мнения и др.) выбора между работой дома и работой вне дома; — повышение ценности семьи, брака, значимости семейных ценностей, традиций; — формирование ориентации на вступление в брак и его регистрацию. В целях улучшения демографической ситуации в 2005 г. принята и реализуется Концеп ция демографической политики Липецкой области на период до 2015 г., на основании кото рой утвержден план мероприятий по реализации демографической политики Липецкой об ласти на 2005—2006 гг. и принята областная целевая программа «Население Липецкой об ласти: стратегия народосбережения (2006—2010 годы)». Кроме того, в рамках действующих областных нормативных правовых актов за счет средств областного бюджета предусмотрено: — приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, семей с детьми-близнецами; — 13 прав и льгот для детей из многодетных семей (в т.ч. бесплатное содержание детей из многодетных семей в детских дошкольных учреждениях, бесплатное их обучение в музы кальных школах и школах-искусств, бесплатный проезд на транспорте, бесплатное питание (завтрак, обед), бесплатное обеспечение школьной и спортивной формой и др.); — предоставление скидки многодетным семьям на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 30%, 50% и 100%, выделение средств на газификацию жилья; — компенсационные выплаты семьям в связи с рождением третьего ребенка и последу ющих детей и уходом за ними; — 5 льгот в связи с рождением ребенка (детей) и уходом за ними молодым семьям; — предоставление субсидий на безвозмездной основе при рождении ребенка в сумме стоимости 18 кв.м жилья на каждого родившегося; — единовременные выплаты молодым малообеспеченным семьям в связи с рождением второго ребенка и детей-близнецов; — выплата ежемесячного пособия молодым малообеспеченным семьям, имеющим ре- бенка (детей) в возрасте до трех лет; — ежемесячная компенсационная выплата молодым малообеспеченным семьям, нужда ющимся в улучшении жилищных условий, на найм (поднайм) жилья; — бесплатное санаторно-курортное лечение беременных женщин; — компенсационная выплата на питание детей до 3 лет; — выплата областных стипендий и премий победителям областных олимпиад и одарен ным детям за высокие достижения в российских и международных олимпиадах; — выплата ежемесячного детского пособия; — и других. В области должна быть сформирована новая система управления человеческими ре сурсами как один из главных инструментов регионального развития. Для этого необходимо: — организовать рациональное использование трудовых ресурсов для обеспечения по требностей производственного и обслуживающего секторов экономики квалифицированны ми кадрами через разработку и реализацию механизмов по приближению объемов и каче ства подготовки кадров профессиональными образовательными учреждениями к спросу работодателей; — вовлекать в экономику незанятое население, в том числе через профессиональную переподготовку и повышение квалификации безработных граждан; — составлять региональные прогнозные балансы трудовых ресурсов и миграционных процессов (как системы восполнения дефицита кадров) и вести мониторинг их состояния; в — определМ¥ы”к»г«г( 1 рйй 1 ймМ|ИГ 0 ан 11 зв,'Меббходимых для вбенолнений’трудоёйх petcyp-' сов области, вформироватылвры' 1 т&''и»«'интеграции в общёство-, ■соэдать условия для'Пpo^' живания и адаптации. В области сохраняется значительная дифференциация в сфере занятости населения в территориальном разрезе, которая в значительной мере обусловлена различиями в эконо мическом и социальном развитии. Решение проблемы выравнивания ситуации с занятостью предполагает реализацию ком плекса мер, как в экономической, так и в социально-трудовой сфере: — обеспечение сбалансированности профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения рабочей силы на рынках труда, в том числе на основе анализа и прогноза потребности отраслей экономики в соответствующих категориях работников и кор ректировки структуры профессионального обучения с учетом перспектив социально-эконо мического развития отдельных территорий; — развитие малого бизнеса в сфере услуг (с учетом территориальной специфики) с целью создания условий для трудоустройства незанятого населения; — разработка и реализация территориальных стратегий и программ социально-эконо- мического развития, в том числе в населенных пунктах с критической ситуацией на рынке труда; — разработка и реализация мер, направленных на развитие и поддержку предпринима тельской инициативы граждан. Повышение качества рабочей силы должно быть достигнуто на основе проведения ре формирования системы профессионального образования всех уровней, включающего: — развитие системы непрерывного профессионального образования; — повышение качества профессионального образования, его соответствие потребнос тям экономики и социального развития; — разработку прогноза потребности в рабочих и специалистах по укрупненным группам профессий, специальностей, по видам экономической деятельности и отдельным террито риям; — увязку потребности с объемами подготовки рабочих и специалистов в системе про фессионального образования в целях достижения сбалансированности спроса и предложе ния рабочей силы на рынке труда; — совершенствование механизма определения потребности организаций в выпускниках учреждений профессионального образования всех уровней; — развитие профессиональной ориентации, в том числе профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специаль ностям, востребованным на рынке труда; — развитие системы внутрипроизводственного обучения персонала организаций, а так же опережающего профессионального обучения работников, подлежащих высвобождению, как важнейшего средства повышения их конкурентоспособности в условиях реструктуриза ции отдельных отраслей экономики. 5 .2 . Повышение уровня и качества жизни населения , обеспечение доступным и комфортным жильем Социальная политика в сфере повышения общего уровня благосостояния населения будет направлена на решение следующих задач: • Улучшение положения наим енее обеспеченных слоев населения на основе дифференцированной социальной поддержки. В области более 565 тыс. человек получают различного рода льготы, социальные выпла ты и компенсации. При этом сохраняется социально неоправданная система льгот и ком- , пенсаций обеспеченным слоям населения в ущерб адресной поддержке малообеспеченным группам, людям с ограниченными физическими и социальными возможностями. Необходи мо повысить эффективность существующей системы социальной помощи путем адресной социальной поддержки наименее обеспеченных групп населения, не обладающих возмож ностями самостоятельного решения социальных проблем и объективно нуждающихся в го сударственной поддержке. • Создание условий положительной социально -экономической мобильности на селения , возможностей перехода все большей части населения из менее обеспеченных групп в более благополучные. Данная задача сводится к созданию экономических условий, позволяющих трудоспособному населению за счет собственных доходов обеспечить более высокий уровень социального потребления, включая приобретение и содержание комфорт ного жилья, пользование улучшенными услугами в сфере образования и здравоохранения, а также достойный уровень жизни в пожилом возрасте. В средствах массовой информации необходимо постоянно поднимать престиж труда как основы жизненного успеха. • Повышение стимулирующей роли заработной платы. По многим категориям работающих официальная заработная плата пока не выполняет функции основного регуля тора рынка труда, ее низкий уровень не соответствует реальной стоимости рабочей силы. С введением Трудового кодекса Российской Федерации минимальная заработная плата не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного человека. Это является безус ловным, но недостаточным элементом реформы оплаты труда. Основной ключ ко всей со циальной реформе — изменение принципов оплаты труда, обеспечивающее стимулирую щую роль заработной платы и повышение ее доли в структуре затрат на производство товаров и услуг. Стратегия предусматривает рост удельного веса заработной платы в вало вом региональном продукте. • Ле гализация доходов населения . Наряду с правительственными мерами необхо дима разработка региональных механизмов повышения заинтересованности граждан в ле гализации доходов (ипотека, потребительский кредит, пропаганда значимости экономического успеха и т. п.). На уровне региона необходимо постоянное разъяснение рациональности введения индивидуальных накопительных пенсионных схем. Это будет вынуждать работни ков беспокоиться о том, чтобы зарплата получалась не в конверте, а проходила легально, поскольку от этого зависят их отчисления на собственный будущий пенсионный счет. Об щее направление действий: создание благоприятного налогового климата и внедрение та ких механизмов, которые побуждают работника договариваться с работодателем о легаль ных конструкциях выплаты доходов. Значительную роль в формировании таких механизмов могут сыграть территориальные органы профсоюзов, поддержка органами власти усилий их первичных организаций в различных секторах хозяйственного комплекса региона. Общий рост доходов населения и их легализация увеличит финансовые поступления в бюджет области. По мере роста доходов областного бюджета будут реализованы следую щие меры: — совершенствование механизма установления региональных надбавок к заработной плате работникам бюджетной сферы; — индексация тарифов и ставок единой тарифной сетки работников бюджетной сферы в рамках региональной компетенции; — ежемесячные денежные выплаты неработающим пенсионерам, размер пенсии кото рых ниже прожиточного минимума; — установление регионального минимума оплаты труда. Задача обеспечения населения области доступным и комфортным жильем будет ре шаться в рамках реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфорт ное жилье — гражданам России» и четырех областных жилищных программ: «Свой Дом», ипотечного жилищного кредитования Липецкой области, «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей до 2010 года», «Социальное развитие села до 2010 года», направленных на обеспечение государственной поддержки населения в строитель стве и приобретении жилья. Основными направлениями решения жилищной проблемы станут: — увеличение объемов строительства жилья; — обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфра структурой; — государственная поддержка предприятий строительного комплекса, участвующих в областных жилищных программах, в целях снижения стоимости жилых помещений, реали зация областной целевой программы «Государственная поддержка развития строительного комплекса Липецкой области в 2006—2010 годы»; — создание условий, способствующих использованию корпоративных облигаций в каче стве источника привлечения инвестиций; — использование механизмов ипотечного кредитования для субсидирования граждан при приобретении (строительстве) жилья; — обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями на условиях социального найма. Важнейшим фактором формирования рынка доступного жилья является увеличение пред ложения жилых помещений, которое в условиях значительного дефицита жилья может быть обеспечено только за счет увеличения объемов жилищного строительства. Для обеспечения устойчивого роста объемов жилищного строительства: — выделяются новые земельные участки под строительство жилых микрорайонов и ком пактных поселков: ОАО «Липецкая ипотечная корпорация» выделены под застройку земель ные участки в районе Елецкого шоссе и технического университета, на территории которых планируется построить не менее 500 тыс. кв. м жилья; — продолжается застройка 7-го жилого района в г. Липецке общей площадью более 1 млн. кв. м жилья; — планируется строительство микрорайона слобода Александровка в г. Ельце общей площадью жилья более 70 тыс. кв. м; — начато строительство поселков из 10 — 50 быстровозводимых сборно-щитовых инди видуальных жилых домов в Добровском, Краснинском и Становлянском районах; — планируется строительство в пригороде г. Липецка города-спутника Романово с ма лоэтажной и коттеджной застройкой общей площадью 151 тыс. кв. м жилья; — на базе ОАО «Липецкая ипотечная корпорация» предполагается запустить производ ство индустриальных деревянных конструкций для строительства малоэтажного жилья; — активно осваиваются и применяются прогрессивные технологии, такие как монолит ное и сборно-монолитное домостроение. Достоинства этих технологий заключаются в воз можностях новых планировочных решений квартир, экономии строительных материалов, снижении расхода тепла на обогрев дома, увеличении срока его эксплуатации. В целях решения проблемы обеспечения земельных участков коммунальной инфраструк турой Липецкая область подтвердила готовность участия в реализации федеральной целе вой программы «Жилище» на 2002—2010 годы, утвержденной постановлением Правитель ства Российской Федерации от 17.09.2001 № 675, в части подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой». 5 .3 . Развитие системы бюджетных услуг В области на протяжении последних лет взят четкий курс на всемерное укрепление системы здравоохранения. Значительное внимание уделяется развитию первичной медико-санитарной помощи, особенно в сельских районах. Вступил в строй целый ряд новых лечебных учреждений, оснащенных современным медицинским оборудованием. В результате этого область на конкурсной основе стала одной из двух пилотных терри торий Российской Федерации по реализации проекта Евросоюза «Поддержка развития си стемы учреждений первичной медицинской помощи на государственном и муниципальном уровнях в Российской Федерации». Проект рассчитан на 3,5 года, в течение которых будет отработана современная модель «поликлиники будущего» с последующим распространени ем этого опыта на все российское здравоохранение. Активно развиваются современные высокотехнологичные виды специализированной медицинской помощи, прежде всего в: — кардиологии (рентгеноангиохирургические операции на сердце и сосудах, коронаро- пластика/стентирование, установка электрокардиостимуляторов); — онкологии (современные методы диагностики и комбинированного лечения, реконст руктивно-восстановительные операции); — травматологии (эндопротезирование крупных суставов, артроскопические операции); — нефррлдаО (/;р)лрд( 1 дпи:^ м. 1 геритрн,еальный диадаз)лп„пом о хигюоиья . н е ,э д г Одна из основных задач — превратить регион в один из передовых центров ЧерноЭ 1 е|иья по оказанию населению современных видов специализированной медицинской помощи. Этому будет способствовать и реализация приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, в рамках которого предполагается внедрение перспективных медицинс ких технологий, укрепление материально-технической базы и кадрового потенциала. Развитие инфраструктуры физкультуры и спорта является одним из важнейших условий улучшения здоровья населения, популяризации здорового образа жизни и стабилизации демографической обстановки. Основными задачами в этой области являются реконструк ция имеющихся спортивных объектов и строительство новых, развитие сети детских спортив ных школ, расширение ассортимента услуг, в том числе бесплатных, в области физической культуры и спорта, пропаганда здорового образа жизни. В сфере образования проводится работа по повышению качества образования, приве дение системы образования в соответствие с перспективными потребностями социально- экономического комплекса области. Продолжается работа по созданию в сельской местности сети базовых школ, как ресур сных центров, обеспечивающих реализацию программ профильного обучения, проведена реконструкция сети учреждений начального профессионального образования. Высшие учебные заведения Липецкой области становятся центрами подготовки кадров. Липецкий государственный технический университет. Липецкий государственный педагоги ческий университет, Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина осуществляют подготовку кадров не только для области, но и для соседних регионов. В учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования в 2005 году открыто 18 новых специальностей. В рамках реализации программы развития системы подготовки кадров для социально-экономического комплекса проводится работа по комп лектованию учебных заведений на основе целевого приема и по договорам, предусматри вающая дальнейшее трудоустройство выпускников. С 2006 года на территории области началась реализация приоритетного национального проекта «Образование», который позволит привести содержание и структуру подготовки в соответствие с современными потребностями рынка труда, повысить доступность каче ственных образовательных услуг для различных социальных слоев и территориальных групп населения, создать систему независимой оценки контроля качества образования. Реализация проекта также обеспечит более эффективное включение образования в про цессы повышения уровня благосостояния граждан, сохранение социальной стабильности, развитие институтов гражданского общества и обеспечение устойчивого социально-эконо мического развития области. | Предполагается увеличение количества мест в детских дошкольных учреждениях за счет строительства новых зданий, реконструкции и строительства пристроек к действующим детским садам, открытия дошкольных групп в общеобразовательных учреждениях и групп кратковременного пребывания в образовательных учреждениях. Очевидно, что темпы экономических преобразований должны соответствовать динами ке социокультурных изменений. Стратегия предполагает, что в процессе социальных пре образований в области значение культуры должно возрасти. Основные приоритеты региональной культурной политики — сохранение и развитие куль турного наследия, с целью формирования привлекательного образа российского народа и государства. Главными задачами в сфере культуры будут сохранение и развитие культурного досто яния области, творческого наследия Липецкого края, его самобытной культуры, народных традиций, обычаев, обрядов и промыслов, бережно передаваемых молодому поколению, обеспечение доступа к культурным ценностям и услугам всех слоев населения. Намечается уделять особое внимание вопросам развития коллективов художественной самодеятельности, созданию новых творческих коллективов, привлечения в сферу культуры и искусства талантливой молодежи в целях дальнейшего улучшения организации досуга населения. Будет продолжено проведение различных конкурсов и фестивалей, причем конкурс- фестиваль юных пианистов им. К. Н. Игумнова намечается перевести в ранг международно го, а фестиваль народного творчества им. А. П. Мистюкова — в ранг всероссийского. Тради ционными станут фестивали оркестров русских народных инструментов, «Друзья в гостях у «Казаков России», Обуховский фестиваль, Голицинский фестиваль, кинофестивали россий ских фильмов и другие. Наряду с дальнейшим развитием учреждений и объектов культуры в городах области предполагается ускоренное формирование и обновление инфраструктуры культуры в сель ской местности. 5 .4 . Достижение социальной консолидации Социальная консолидация как фактор укрепления российской государственности на тер ритории области предполагает решение ряда взаимосвязанных задач; • формирование «социального контракта» между государственными и муниципальными органами власти, общественным и деловым секторами регионального сообщества; • налаживание механизма партнерства между основными социальными группами; • на основе такого партнерства — формирование нормативно-правовых рамок поведе ния социальных групп и механизмов ответственности за их нарушение; • расширение базы социальной поддержки власти на основе ее реальной ответственно сти за достижение социально значимых целей. Особую важность приобретает задача ликвидации условий существования маргиналь ного слоя — с нищетой, преступностью, социально обусловленными болезнями. Динамика развития этого слоя общества напрямую связана с жизненным уровнем населения, сниже ние которого на доли процента вызывает рост преступности и прочих отрицательных реак ций. Основными направлениями правоохранительной деятельности будут: охрана конститу ционных прав и свобод граждан, интересов государства, укрепление законности и правопо рядка, обеспечение безопасности граждан на территории области, В связи с созданием в области особых экономических зон значительно возрастает акту альность защиты экономических интересов граждан и бизнеса. Особую значимость имеет воссоздание в области системы профилактики правонаруше ний, направленной, прежде всего, на активизацию борьбы с пьянством, алкоголизмом, нар команией, организация пропаганды здорового образа жизни, правового и патриотического воспитания населения. Возрастает значение более широкой социальной политики, специальные вопросы кото рой заключаются в создании эффективной системы воспитания и социализации детей-си рот и инвалидов, дальнейшее развитие сети учреждений и служб, предоставляющих соци альные услуги наименее защищенным слоям населения. Крайне актуальна задача выравнивания различий в социальном плане между городом и селом, что предполагает проведение пространственно конкретизированной социально-эко номической политики. В целом меры данной политики будут направлены на создание сети центров социально-экономического развития области в муниципальных образованиях, по вышение привлекательности сельских поселений. В области предполагается сформировать механизм «социального контракта», консоли дирующий государственные органы власти, бизнес и общество вокруг главной и корреспон дирующих с ней целей: • по отношению к гражданам области, общественному сектору в целом власть берет на себя осознанную ответственность за повышение уровня жизни, обеспечение социальных гарантий безопасности, получая взамен легитимность и общественную поддержку; • по отношению к бизнесу власть обеспечивает гарантии его законных прав, получая взамен поддержку со стороны делового сообщества, строгое соблюдение установленных государством норм и правил; • баланс между общественным и деловым секторами формируется по принципу: соци ально ответственное поведение бизнеса в обмен на общественную поддержку его интере сов, целей и действий. Достижение социальной консолидации основано на том, что повышение уровня жизни в области не может быть делом только региональных органов власти, тем более — одного из уровней власти. Данная стратегическая цель требует согласования интересов и скоордини рованных действий федерального центра, региональной власти, делового и общественного секторов. Это предполагает практически работающий правовой, политический и хозяйствен ный механизм ответственности власти и основных субъектов «социального контракта» за достижение согласованных параметров уровня жизни населения. 5 .5 . Создание точек роста 5 .5 .1 .Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Ли пецк» в Грязинском районе (площадь свыше 10 кв. км, более 50 резидентов, объем инвестиций —21,5 млрд, руб., 13 тыс. рабочих мест) Инструментом, позволяющим решить проблему преодоления сложившейся моноотрас- левой структуры промышленности, ускорить развитие обрабатывающих производств с вы сокой долей добавленной стоимости станет создание на территории области образования с особыми экономическими условиями функционирования, так называемой особой эконо мической зоны промышленно-производственного типа (далее — ОЭЗ) в рамках Фе дерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Целью создания ОЭЗ является формирование условий для масштабного привлечения отечественных и иностранных инвестиций, создание на соответствующей территории со временных промышленно-производственных комплексов, отвечающих мировым стандар там, способных обеспечить высокотехнологичные производства по выпуску продукции глу бокой промышленной переработки в целях удовлетворения потребностей российской эко номики и стимулирование экспорта продукции. На первом этапе создания ОЭЗ (2006—2008 гг.) планируется привлечение прямых иностранных инвестиций в Липецкую область для организации производства комплектую щих для холодильников и стиральных машин, а также новых обрабатывающих производств. Важное условие привлечения инвестиций в ОЭЗ — наличие территории с предвари тельно созданной инфраструктурой для ведения бизнеса, подъездными путями и д о - , рогами, коммуникациями, энергетическим обеспечением, средствами связи, объектами коммунального хозяйства, офисами и др. Предполагаемые бюджетные затраты на создание объектов инфраструктуры ОЭЗ со ставят 1,56 млрд, руб., в т.ч. из федерального бюджета — 760 млн. руб., из бюджета Липец кой области — 800 млн. руб. (привлечение бюджетных средств планируется на первом этапе создания 0 3 3 — в 2006—2008 гг.). В 2006 году предполагается выделить из областного бюджета ассигнования в размере 250 млн. рублей на проектирование, создание и развитие объектов инфраструктуры ОЭЗ. Показатели Годы 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016- 2025 Количество резидентов, шт. 19 19 19 29 36 44 51 51 51 51 51 Объем инвестиций, млн.руб. 1995 2660 4060 4410 3720 2540 2140 Объем производства, млн.руб. 0 2360 11154 27456 32561 38896 47426 50965 52853 54347 55000- 132655 Количество рабочих мест, чел. 500 1900 5740 6441 7639 9125 11957 12400 12630 12750 12750 Среднемесячная заработная плата 1 работающего, руб. 9900 10800 12420 14283 16425 18068 19875 21862 24049 26453 29098- 75474 Поступления в федеральный бюджет, млн.руб. 1.0 479.8 2262,8 5553,6 6589,0 7877,2 9608,0 10328,0 10715,1 11023,2 12000- 26800 Поступления в территориальный бюджет, млн.руб. 1,66 140,96 658,56 1609,3 1910,7 2685,1 3240,1 2999,9 3114,1 3205,2 3500- 8400 Около 20 потенциальных резидентов уже приняли решение разместить производство на терри]г,ор)(Ц{(,р,33 промышленно-производственного типа «Липецк»: производство кондитерских изделии; h m PW ur . чннэпвовр .ХВЯННТООРО я нтломп завод по фракционированию человеческой плазмы крови; производство систем вакуумной укупорки; производство канцтоваров и офисных принадлежностей; производство компонентов для полиуретановых систем; производство стеклянной посуды; производство строительных конструкций, «сэндвич»-панелей; производство сельскохозяйственной техники; производство телевизоров и изделий из шелка; производство бытовой техники. В настоящее время уже сформированы заявки от 10 потенциальных резидентов ОЭЗ. В дополнение к перечисленным выше рассматриваются еще 13 заявок. Ожидается, что к 2009 году количество резидентов достигнет 29, а к 2013 году — 51. В рамках реализации проекта ОЭЗ предусматривается сокращение ввоза на террито рию Российской Федерации продукции, планируемой к выпуску в ОЭЗ. Будут построены заводы по производству: — сельскохозяйственных машин и оборудования; — «белой» техники; — электротехнической продукции; — биоэтанола; — сублимированных продуктов питания; — изделий из стекла; — кондитерских изделий; — по производству и сборке телевизоров; — обработке шелкового сырья и производству шелковых изделий. Дополнительным эффектом от создания ОЭЗ будет: — преодоление моноотраслевой структуры промышленности, снижение доли черной металлургии до 50% (в 2004 г. — 71,4%); — сокращение импорта продукции на 1,2 млрд, руб., или на 9%, к уровню 2005 г.; — рост экспортного потенциала области более чем на 180 млрд, руб., или в 1 ,8 раза, к уровню 2005 г.; — рост поступления в бюджеты всех уровней дополнительных налогов до 15 млрд. руб. после реализации проекта. Повышение устойчивости бюджета области; — создание в области центра концентрации промышленности и наукоемких технологий; — организация экологически чистых производств; — общее улучшение инвестиционного климата в области; — увеличение объемов государственной поддержки развития сельского хозяйства, суб сидирование лизинга и иных льготных схем закупки сельхозтехники, производимой в ОЭЗ; — развитие территорий: Грязинский район, г. Липецк, Липецкий район; прогнозируется по кооперации: г. Елец, Лебедянский, Усманский районы. 5 .5 .2 . Кластерная зона по производству бытовой техники Липецкая область является пионером в привлечении реальных корпоративных инвести ций в развитие высокотехнологичных производств на территории России. На базе исполь зования продукции Новолипецкого металлургического комбината было осуществлено при влечение итальянских корпораций к созданию в области завода по производству холодиль ников (60% в общем объеме производства по России). Фактически впервые в современной России было развернуто мощное импортозамещающее производство. Развивая производство бытовой техники с привлечением иностранных корпоративных инвестиций, вполне реально ставить задачу о превращении области в крупнейший в Европе центр производства «белой» бытовой техники, отвечающей требованиям европейских и мировых стандартов. С учетом относительно дешевой и квалифицированной рабочей силы, близости заводов к рынкам стран Восточной Европы, продукция может быть вполне конку рентоспособна на европейских и азиатских рынках (ранее уже высоко оценивших качество советских промышленных холодильников). Таким образом, помимо эффективного решения задач импортозамещения, развитие производства и экспорта «белой» техники на территории области решает задачу преодоле ния сырьевой направленности экспорта России, как основы экономического роста. Область из поставщика относительно дешевой продукции имеет возможность стать экспортером в страны ближнего и дальнего зарубежья высокотехнологичной современной продукции. Успешная реализация проектов производства «белой» бытовой техники на территории области будет способствовать возврату доверия российских потребителей к качеству оте чественной продукции, без чего практически не возможен устойчивый рост внутреннего спроса, а, следовательно, и экономический рост. Иностранные инвесторы, помимо орга низации производства качественной продукции, приносят на российский рынок новейшие технологии, методы корпоративного управления и возможности выхода на новые рынки сбыта. Опыт создания производств «белой» техники — это первый в Российской Федерации опыт создания конкурентоспособного кластера как динамичной и внутренне конкурентной сети близко локализованных предприятий, производящих одну и ту же или смежную про дукцию. Среди наиболее крупных инвестиционных проектов по производству «белой» техники — завод по производству стиральных машин «Стинол» (с 2004 года компания называется ЗАС «Индезит Интернэшнл»), построенный компанией «Мерлони» в рекордно короткие сроки — за 11 месяцев, с объемом инвестиций 40 млн. евро. Уже в 2005 году завод произвел 354,3 тыс. штук стиральных машин, а к 2007 году выйдет на объем — 1 млн. штук в год. В 2005 году введен в строй центр логистики для складирования и дистрибуции бытовой техники, поступающей с заводов ЗАС «Индезит Интернэшнл» и компании «Мерлони», инве стиции в строительство которого составили 32 млн. евро. Производство «белой» техники создало условия для развития внутриобластной коопе рации. Наряду с традиционным поставщиком комплектующих изделий для завода холодильни ков «Стинол», таких как ССС «Электроаппарат», в области появился ряд новых средних и малых предприятий — ССС «Компания «Ассоль», ЛФ ССС «Милапласт», ССС «Пазелль- Эльта», фирма «Контур-Флок», ССС «Экинлер», САС «Центролит», Значительно возросли и объемы выпускаемой продукции этими предприятиями. Это служит наглядным примером того, как развитие одного производства влечет за собой раз витие целого ряда новых производств, позволяя тем самым более эффективно решать со циально-экономические вопросы. (Продолжение на 14 -й стр .)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz