Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)

24 января 2007 г., № 12 (22890) ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ Ж Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года (Продолжение . Начало на 4 -1 2 -й стр .) Целью демографической политики области является стабилизация численности населе­ ния области и формирование предпосылок к последующему росту: — повышение рождаемости до уровня, обеспечивающего простое воспроизводство на­ селения (2,10 — 2,15 рожденных детей в среднем на одну женщину, или 2,4—2,5 рожденных детей в среднем на одну супружескую пару в репродуктивном возрасте) и сокращение числа разводов с 83,5 до 20—25 на 100 браков; — повышение средней ожидаемой продолжительности жизни до 70 лет у мужчин и 80 лет — у женщин; — повышение миграционного прироста до величины, равной естественной убыли насе­ ления, при доминировании среди прибывающих желательных для области контингентов мигрантов. ,• Среди основных направлений демографической политики в Липецкой области в соот- 1 ветствии с задачами, поставленными Президентом Российской Федерации, приоритетны­ ми являются задачи по повышению рождаемости и укреплению семьи; — переход от господствующих социальных норм малодетности к социальным нормам среднедетности (3—4 ребенка в семье), повышение престижа благополучной семьи; — реальное повышение общественной значимости труда родителей по воспитанию де- — формирование гражданской, подлинно патриотической позиции в отношении необхо­ димости повышения рождаемости; — создание для семей комфортных условий жизнедеятельности, возможности воспита­ ния в них нескольких детей; — создание для женщин возможности (в отношении доходов, пенсии, общественного мнения и др.) выбора между работой дома и работой вне дома; — повышение ценности семьи, брака, значимости семейных ценностей, традиций; — формирование ориентации на вступление в брак и его регистрацию. В целях улучшения демографической ситуации в 2005 г. принята и реализуется Концеп­ ция демографической политики Липецкой области на период до 2015 г., на основании кото­ рой утвержден план мероприятий по реализации демографической политики Липецкой об­ ласти на 2005—2006 гг. и принята областная целевая программа «Население Липецкой об­ ласти: стратегия народосбережения (2006—2010 годы)». Кроме того, в рамках действующих областных нормативных правовых актов за счет средств областного бюджета предусмотрено: — приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, семей с детьми-близнецами; — 13 прав и льгот для детей из многодетных семей (в т.ч. бесплатное содержание детей из многодетных семей в детских дошкольных учреждениях, бесплатное их обучение в музы­ кальных школах и школах-искусств, бесплатный проезд на транспорте, бесплатное питание (завтрак, обед), бесплатное обеспечение школьной и спортивной формой и др.); — предоставление скидки многодетным семьям на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 30%, 50% и 100%, выделение средств на газификацию жилья; — компенсационные выплаты семьям в связи с рождением третьего ребенка и последу­ ющих детей и уходом за ними; — 5 льгот в связи с рождением ребенка (детей) и уходом за ними молодым семьям; — предоставление субсидий на безвозмездной основе при рождении ребенка в сумме стоимости 18 кв.м жилья на каждого родившегося; — единовременные выплаты молодым малообеспеченным семьям в связи с рождением второго ребенка и детей-близнецов; — выплата ежемесячного пособия молодым малообеспеченным семьям, имеющим ре- бенка (детей) в возрасте до трех лет; — ежемесячная компенсационная выплата молодым малообеспеченным семьям, нужда­ ющимся в улучшении жилищных условий, на найм (поднайм) жилья; — бесплатное санаторно-курортное лечение беременных женщин; — компенсационная выплата на питание детей до 3 лет; — выплата областных стипендий и премий победителям областных олимпиад и одарен­ ным детям за высокие достижения в российских и международных олимпиадах; — выплата ежемесячного детского пособия; — и других. В области должна быть сформирована новая система управления человеческими ре­ сурсами как один из главных инструментов регионального развития. Для этого необходимо: — организовать рациональное использование трудовых ресурсов для обеспечения по­ требностей производственного и обслуживающего секторов экономики квалифицированны­ ми кадрами через разработку и реализацию механизмов по приближению объемов и каче­ ства подготовки кадров профессиональными образовательными учреждениями к спросу работодателей; — вовлекать в экономику незанятое население, в том числе через профессиональную переподготовку и повышение квалификации безработных граждан; — составлять региональные прогнозные балансы трудовых ресурсов и миграционных процессов (как системы восполнения дефицита кадров) и вести мониторинг их состояния; в — определМ¥ы”к»г«г( 1 рйй 1 ймМ|ИГ 0 ан 11 зв,'Меббходимых для вбенолнений’трудоёйх petcyp-' сов области, вформироватылвры' 1 т&''и»«'интеграции в общёство-, ■соэдать условия для'Пpo^' живания и адаптации. В области сохраняется значительная дифференциация в сфере занятости населения в территориальном разрезе, которая в значительной мере обусловлена различиями в эконо­ мическом и социальном развитии. Решение проблемы выравнивания ситуации с занятостью предполагает реализацию ком­ плекса мер, как в экономической, так и в социально-трудовой сфере: — обеспечение сбалансированности профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения рабочей силы на рынках труда, в том числе на основе анализа и прогноза потребности отраслей экономики в соответствующих категориях работников и кор­ ректировки структуры профессионального обучения с учетом перспектив социально-эконо­ мического развития отдельных территорий; — развитие малого бизнеса в сфере услуг (с учетом территориальной специфики) с целью создания условий для трудоустройства незанятого населения; — разработка и реализация территориальных стратегий и программ социально-эконо- мического развития, в том числе в населенных пунктах с критической ситуацией на рынке труда; — разработка и реализация мер, направленных на развитие и поддержку предпринима­ тельской инициативы граждан. Повышение качества рабочей силы должно быть достигнуто на основе проведения ре­ формирования системы профессионального образования всех уровней, включающего: — развитие системы непрерывного профессионального образования; — повышение качества профессионального образования, его соответствие потребнос­ тям экономики и социального развития; — разработку прогноза потребности в рабочих и специалистах по укрупненным группам профессий, специальностей, по видам экономической деятельности и отдельным террито­ риям; — увязку потребности с объемами подготовки рабочих и специалистов в системе про­ фессионального образования в целях достижения сбалансированности спроса и предложе­ ния рабочей силы на рынке труда; — совершенствование механизма определения потребности организаций в выпускниках учреждений профессионального образования всех уровней; — развитие профессиональной ориентации, в том числе профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специаль­ ностям, востребованным на рынке труда; — развитие системы внутрипроизводственного обучения персонала организаций, а так­ же опережающего профессионального обучения работников, подлежащих высвобождению, как важнейшего средства повышения их конкурентоспособности в условиях реструктуриза­ ции отдельных отраслей экономики. 5 .2 . Повышение уровня и качества жизни населения , обеспечение доступным и комфортным жильем Социальная политика в сфере повышения общего уровня благосостояния населения будет направлена на решение следующих задач: • Улучшение положения наим енее обеспеченных слоев населения на основе дифференцированной социальной поддержки. В области более 565 тыс. человек получают различного рода льготы, социальные выпла­ ты и компенсации. При этом сохраняется социально неоправданная система льгот и ком- , пенсаций обеспеченным слоям населения в ущерб адресной поддержке малообеспеченным группам, людям с ограниченными физическими и социальными возможностями. Необходи­ мо повысить эффективность существующей системы социальной помощи путем адресной социальной поддержки наименее обеспеченных групп населения, не обладающих возмож­ ностями самостоятельного решения социальных проблем и объективно нуждающихся в го­ сударственной поддержке. • Создание условий положительной социально -экономической мобильности на ­ селения , возможностей перехода все большей части населения из менее обеспеченных групп в более благополучные. Данная задача сводится к созданию экономических условий, позволяющих трудоспособному населению за счет собственных доходов обеспечить более высокий уровень социального потребления, включая приобретение и содержание комфорт­ ного жилья, пользование улучшенными услугами в сфере образования и здравоохранения, а также достойный уровень жизни в пожилом возрасте. В средствах массовой информации необходимо постоянно поднимать престиж труда как основы жизненного успеха. • Повышение стимулирующей роли заработной платы. По многим категориям работающих официальная заработная плата пока не выполняет функции основного регуля­ тора рынка труда, ее низкий уровень не соответствует реальной стоимости рабочей силы. С введением Трудового кодекса Российской Федерации минимальная заработная плата не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного человека. Это является безус­ ловным, но недостаточным элементом реформы оплаты труда. Основной ключ ко всей со­ циальной реформе — изменение принципов оплаты труда, обеспечивающее стимулирую­ щую роль заработной платы и повышение ее доли в структуре затрат на производство товаров и услуг. Стратегия предусматривает рост удельного веса заработной платы в вало­ вом региональном продукте. • Ле гализация доходов населения . Наряду с правительственными мерами необхо­ дима разработка региональных механизмов повышения заинтересованности граждан в ле­ гализации доходов (ипотека, потребительский кредит, пропаганда значимости экономического успеха и т. п.). На уровне региона необходимо постоянное разъяснение рациональности введения индивидуальных накопительных пенсионных схем. Это будет вынуждать работни­ ков беспокоиться о том, чтобы зарплата получалась не в конверте, а проходила легально, поскольку от этого зависят их отчисления на собственный будущий пенсионный счет. Об­ щее направление действий: создание благоприятного налогового климата и внедрение та­ ких механизмов, которые побуждают работника договариваться с работодателем о легаль­ ных конструкциях выплаты доходов. Значительную роль в формировании таких механизмов могут сыграть территориальные органы профсоюзов, поддержка органами власти усилий их первичных организаций в различных секторах хозяйственного комплекса региона. Общий рост доходов населения и их легализация увеличит финансовые поступления в бюджет области. По мере роста доходов областного бюджета будут реализованы следую­ щие меры: — совершенствование механизма установления региональных надбавок к заработной плате работникам бюджетной сферы; — индексация тарифов и ставок единой тарифной сетки работников бюджетной сферы в рамках региональной компетенции; — ежемесячные денежные выплаты неработающим пенсионерам, размер пенсии кото­ рых ниже прожиточного минимума; — установление регионального минимума оплаты труда. Задача обеспечения населения области доступным и комфортным жильем будет ре­ шаться в рамках реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфорт­ ное жилье — гражданам России» и четырех областных жилищных программ: «Свой Дом», ипотечного жилищного кредитования Липецкой области, «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей до 2010 года», «Социальное развитие села до 2010 года», направленных на обеспечение государственной поддержки населения в строитель­ стве и приобретении жилья. Основными направлениями решения жилищной проблемы станут: — увеличение объемов строительства жилья; — обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфра­ структурой; — государственная поддержка предприятий строительного комплекса, участвующих в областных жилищных программах, в целях снижения стоимости жилых помещений, реали­ зация областной целевой программы «Государственная поддержка развития строительного комплекса Липецкой области в 2006—2010 годы»; — создание условий, способствующих использованию корпоративных облигаций в каче­ стве источника привлечения инвестиций; — использование механизмов ипотечного кредитования для субсидирования граждан при приобретении (строительстве) жилья; — обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями на условиях социального найма. Важнейшим фактором формирования рынка доступного жилья является увеличение пред­ ложения жилых помещений, которое в условиях значительного дефицита жилья может быть обеспечено только за счет увеличения объемов жилищного строительства. Для обеспечения устойчивого роста объемов жилищного строительства: — выделяются новые земельные участки под строительство жилых микрорайонов и ком­ пактных поселков: ОАО «Липецкая ипотечная корпорация» выделены под застройку земель­ ные участки в районе Елецкого шоссе и технического университета, на территории которых планируется построить не менее 500 тыс. кв. м жилья; — продолжается застройка 7-го жилого района в г. Липецке общей площадью более 1 млн. кв. м жилья; — планируется строительство микрорайона слобода Александровка в г. Ельце общей площадью жилья более 70 тыс. кв. м; — начато строительство поселков из 10 — 50 быстровозводимых сборно-щитовых инди­ видуальных жилых домов в Добровском, Краснинском и Становлянском районах; — планируется строительство в пригороде г. Липецка города-спутника Романово с ма­ лоэтажной и коттеджной застройкой общей площадью 151 тыс. кв. м жилья; — на базе ОАО «Липецкая ипотечная корпорация» предполагается запустить производ­ ство индустриальных деревянных конструкций для строительства малоэтажного жилья; — активно осваиваются и применяются прогрессивные технологии, такие как монолит­ ное и сборно-монолитное домостроение. Достоинства этих технологий заключаются в воз­ можностях новых планировочных решений квартир, экономии строительных материалов, снижении расхода тепла на обогрев дома, увеличении срока его эксплуатации. В целях решения проблемы обеспечения земельных участков коммунальной инфраструк­ турой Липецкая область подтвердила готовность участия в реализации федеральной целе­ вой программы «Жилище» на 2002—2010 годы, утвержденной постановлением Правитель­ ства Российской Федерации от 17.09.2001 № 675, в части подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой». 5 .3 . Развитие системы бюджетных услуг В области на протяжении последних лет взят четкий курс на всемерное укрепление системы здравоохранения. Значительное внимание уделяется развитию первичной медико-санитарной помощи, особенно в сельских районах. Вступил в строй целый ряд новых лечебных учреждений, оснащенных современным медицинским оборудованием. В результате этого область на конкурсной основе стала одной из двух пилотных терри­ торий Российской Федерации по реализации проекта Евросоюза «Поддержка развития си­ стемы учреждений первичной медицинской помощи на государственном и муниципальном уровнях в Российской Федерации». Проект рассчитан на 3,5 года, в течение которых будет отработана современная модель «поликлиники будущего» с последующим распространени­ ем этого опыта на все российское здравоохранение. Активно развиваются современные высокотехнологичные виды специализированной медицинской помощи, прежде всего в: — кардиологии (рентгеноангиохирургические операции на сердце и сосудах, коронаро- пластика/стентирование, установка электрокардиостимуляторов); — онкологии (современные методы диагностики и комбинированного лечения, реконст­ руктивно-восстановительные операции); — травматологии (эндопротезирование крупных суставов, артроскопические операции); — нефррлдаО (/;р)лрд( 1 дпи:^ м. 1 геритрн,еальный диадаз)лп„пом о хигюоиья . н е ,э д г Одна из основных задач — превратить регион в один из передовых центров ЧерноЭ 1 е|иья по оказанию населению современных видов специализированной медицинской помощи. Этому будет способствовать и реализация приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, в рамках которого предполагается внедрение перспективных медицинс­ ких технологий, укрепление материально-технической базы и кадрового потенциала. Развитие инфраструктуры физкультуры и спорта является одним из важнейших условий улучшения здоровья населения, популяризации здорового образа жизни и стабилизации демографической обстановки. Основными задачами в этой области являются реконструк­ ция имеющихся спортивных объектов и строительство новых, развитие сети детских спортив­ ных школ, расширение ассортимента услуг, в том числе бесплатных, в области физической культуры и спорта, пропаганда здорового образа жизни. В сфере образования проводится работа по повышению качества образования, приве­ дение системы образования в соответствие с перспективными потребностями социально- экономического комплекса области. Продолжается работа по созданию в сельской местности сети базовых школ, как ресур­ сных центров, обеспечивающих реализацию программ профильного обучения, проведена реконструкция сети учреждений начального профессионального образования. Высшие учебные заведения Липецкой области становятся центрами подготовки кадров. Липецкий государственный технический университет. Липецкий государственный педагоги­ ческий университет, Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина осуществляют подготовку кадров не только для области, но и для соседних регионов. В учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования в 2005 году открыто 18 новых специальностей. В рамках реализации программы развития системы подготовки кадров для социально-экономического комплекса проводится работа по комп­ лектованию учебных заведений на основе целевого приема и по договорам, предусматри­ вающая дальнейшее трудоустройство выпускников. С 2006 года на территории области началась реализация приоритетного национального проекта «Образование», который позволит привести содержание и структуру подготовки в соответствие с современными потребностями рынка труда, повысить доступность каче­ ственных образовательных услуг для различных социальных слоев и территориальных групп населения, создать систему независимой оценки контроля качества образования. Реализация проекта также обеспечит более эффективное включение образования в про­ цессы повышения уровня благосостояния граждан, сохранение социальной стабильности, развитие институтов гражданского общества и обеспечение устойчивого социально-эконо­ мического развития области. | Предполагается увеличение количества мест в детских дошкольных учреждениях за счет строительства новых зданий, реконструкции и строительства пристроек к действующим детским садам, открытия дошкольных групп в общеобразовательных учреждениях и групп кратковременного пребывания в образовательных учреждениях. Очевидно, что темпы экономических преобразований должны соответствовать динами­ ке социокультурных изменений. Стратегия предполагает, что в процессе социальных пре­ образований в области значение культуры должно возрасти. Основные приоритеты региональной культурной политики — сохранение и развитие куль­ турного наследия, с целью формирования привлекательного образа российского народа и государства. Главными задачами в сфере культуры будут сохранение и развитие культурного досто­ яния области, творческого наследия Липецкого края, его самобытной культуры, народных традиций, обычаев, обрядов и промыслов, бережно передаваемых молодому поколению, обеспечение доступа к культурным ценностям и услугам всех слоев населения. Намечается уделять особое внимание вопросам развития коллективов художественной самодеятельности, созданию новых творческих коллективов, привлечения в сферу культуры и искусства талантливой молодежи в целях дальнейшего улучшения организации досуга населения. Будет продолжено проведение различных конкурсов и фестивалей, причем конкурс- фестиваль юных пианистов им. К. Н. Игумнова намечается перевести в ранг международно­ го, а фестиваль народного творчества им. А. П. Мистюкова — в ранг всероссийского. Тради­ ционными станут фестивали оркестров русских народных инструментов, «Друзья в гостях у «Казаков России», Обуховский фестиваль, Голицинский фестиваль, кинофестивали россий­ ских фильмов и другие. Наряду с дальнейшим развитием учреждений и объектов культуры в городах области предполагается ускоренное формирование и обновление инфраструктуры культуры в сель­ ской местности. 5 .4 . Достижение социальной консолидации Социальная консолидация как фактор укрепления российской государственности на тер­ ритории области предполагает решение ряда взаимосвязанных задач; • формирование «социального контракта» между государственными и муниципальными органами власти, общественным и деловым секторами регионального сообщества; • налаживание механизма партнерства между основными социальными группами; • на основе такого партнерства — формирование нормативно-правовых рамок поведе­ ния социальных групп и механизмов ответственности за их нарушение; • расширение базы социальной поддержки власти на основе ее реальной ответственно­ сти за достижение социально значимых целей. Особую важность приобретает задача ликвидации условий существования маргиналь­ ного слоя — с нищетой, преступностью, социально обусловленными болезнями. Динамика развития этого слоя общества напрямую связана с жизненным уровнем населения, сниже­ ние которого на доли процента вызывает рост преступности и прочих отрицательных реак­ ций. Основными направлениями правоохранительной деятельности будут: охрана конститу­ ционных прав и свобод граждан, интересов государства, укрепление законности и правопо­ рядка, обеспечение безопасности граждан на территории области, В связи с созданием в области особых экономических зон значительно возрастает акту­ альность защиты экономических интересов граждан и бизнеса. Особую значимость имеет воссоздание в области системы профилактики правонаруше­ ний, направленной, прежде всего, на активизацию борьбы с пьянством, алкоголизмом, нар­ команией, организация пропаганды здорового образа жизни, правового и патриотического воспитания населения. Возрастает значение более широкой социальной политики, специальные вопросы кото­ рой заключаются в создании эффективной системы воспитания и социализации детей-си­ рот и инвалидов, дальнейшее развитие сети учреждений и служб, предоставляющих соци­ альные услуги наименее защищенным слоям населения. Крайне актуальна задача выравнивания различий в социальном плане между городом и селом, что предполагает проведение пространственно конкретизированной социально-эко­ номической политики. В целом меры данной политики будут направлены на создание сети центров социально-экономического развития области в муниципальных образованиях, по­ вышение привлекательности сельских поселений. В области предполагается сформировать механизм «социального контракта», консоли­ дирующий государственные органы власти, бизнес и общество вокруг главной и корреспон­ дирующих с ней целей: • по отношению к гражданам области, общественному сектору в целом власть берет на себя осознанную ответственность за повышение уровня жизни, обеспечение социальных гарантий безопасности, получая взамен легитимность и общественную поддержку; • по отношению к бизнесу власть обеспечивает гарантии его законных прав, получая взамен поддержку со стороны делового сообщества, строгое соблюдение установленных государством норм и правил; • баланс между общественным и деловым секторами формируется по принципу: соци­ ально ответственное поведение бизнеса в обмен на общественную поддержку его интере­ сов, целей и действий. Достижение социальной консолидации основано на том, что повышение уровня жизни в области не может быть делом только региональных органов власти, тем более — одного из уровней власти. Данная стратегическая цель требует согласования интересов и скоордини­ рованных действий федерального центра, региональной власти, делового и общественного секторов. Это предполагает практически работающий правовой, политический и хозяйствен­ ный механизм ответственности власти и основных субъектов «социального контракта» за достижение согласованных параметров уровня жизни населения. 5 .5 . Создание точек роста 5 .5 .1 .Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Ли­ пецк» в Грязинском районе (площадь свыше 10 кв. км, более 50 резидентов, объем инвестиций —21,5 млрд, руб., 13 тыс. рабочих мест) Инструментом, позволяющим решить проблему преодоления сложившейся моноотрас- левой структуры промышленности, ускорить развитие обрабатывающих производств с вы­ сокой долей добавленной стоимости станет создание на территории области образования с особыми экономическими условиями функционирования, так называемой особой эконо­ мической зоны промышленно-производственного типа (далее — ОЭЗ) в рамках Фе­ дерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Целью создания ОЭЗ является формирование условий для масштабного привлечения отечественных и иностранных инвестиций, создание на соответствующей территории со­ временных промышленно-производственных комплексов, отвечающих мировым стандар­ там, способных обеспечить высокотехнологичные производства по выпуску продукции глу­ бокой промышленной переработки в целях удовлетворения потребностей российской эко­ номики и стимулирование экспорта продукции. На первом этапе создания ОЭЗ (2006—2008 гг.) планируется привлечение прямых иностранных инвестиций в Липецкую область для организации производства комплектую­ щих для холодильников и стиральных машин, а также новых обрабатывающих производств. Важное условие привлечения инвестиций в ОЭЗ — наличие территории с предвари­ тельно созданной инфраструктурой для ведения бизнеса, подъездными путями и д о - , рогами, коммуникациями, энергетическим обеспечением, средствами связи, объектами коммунального хозяйства, офисами и др. Предполагаемые бюджетные затраты на создание объектов инфраструктуры ОЭЗ со­ ставят 1,56 млрд, руб., в т.ч. из федерального бюджета — 760 млн. руб., из бюджета Липец­ кой области — 800 млн. руб. (привлечение бюджетных средств планируется на первом этапе создания 0 3 3 — в 2006—2008 гг.). В 2006 году предполагается выделить из областного бюджета ассигнования в размере 250 млн. рублей на проектирование, создание и развитие объектов инфраструктуры ОЭЗ. Показатели Годы 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016- 2025 Количество резидентов, шт. 19 19 19 29 36 44 51 51 51 51 51 Объем инвестиций, млн.руб. 1995 2660 4060 4410 3720 2540 2140 Объем производства, млн.руб. 0 2360 11154 27456 32561 38896 47426 50965 52853 54347 55000- 132655 Количество рабочих мест, чел. 500 1900 5740 6441 7639 9125 11957 12400 12630 12750 12750 Среднемесячная заработная плата 1 работающего, руб. 9900 10800 12420 14283 16425 18068 19875 21862 24049 26453 29098- 75474 Поступления в федеральный бюджет, млн.руб. 1.0 479.8 2262,8 5553,6 6589,0 7877,2 9608,0 10328,0 10715,1 11023,2 12000- 26800 Поступления в территориальный бюджет, млн.руб. 1,66 140,96 658,56 1609,3 1910,7 2685,1 3240,1 2999,9 3114,1 3205,2 3500- 8400 Около 20 потенциальных резидентов уже приняли решение разместить производство на терри]г,ор)(Ц{(,р,33 промышленно-производственного типа «Липецк»: производство кондитерских изделии; h m PW ur . чннэпвовр .ХВЯННТООРО я нтломп завод по фракционированию человеческой плазмы крови; производство систем вакуумной укупорки; производство канцтоваров и офисных принадлежностей; производство компонентов для полиуретановых систем; производство стеклянной посуды; производство строительных конструкций, «сэндвич»-панелей; производство сельскохозяйственной техники; производство телевизоров и изделий из шелка; производство бытовой техники. В настоящее время уже сформированы заявки от 10 потенциальных резидентов ОЭЗ. В дополнение к перечисленным выше рассматриваются еще 13 заявок. Ожидается, что к 2009 году количество резидентов достигнет 29, а к 2013 году — 51. В рамках реализации проекта ОЭЗ предусматривается сокращение ввоза на террито­ рию Российской Федерации продукции, планируемой к выпуску в ОЭЗ. Будут построены заводы по производству: — сельскохозяйственных машин и оборудования; — «белой» техники; — электротехнической продукции; — биоэтанола; — сублимированных продуктов питания; — изделий из стекла; — кондитерских изделий; — по производству и сборке телевизоров; — обработке шелкового сырья и производству шелковых изделий. Дополнительным эффектом от создания ОЭЗ будет: — преодоление моноотраслевой структуры промышленности, снижение доли черной металлургии до 50% (в 2004 г. — 71,4%); — сокращение импорта продукции на 1,2 млрд, руб., или на 9%, к уровню 2005 г.; — рост экспортного потенциала области более чем на 180 млрд, руб., или в 1 ,8 раза, к уровню 2005 г.; — рост поступления в бюджеты всех уровней дополнительных налогов до 15 млрд. руб. после реализации проекта. Повышение устойчивости бюджета области; — создание в области центра концентрации промышленности и наукоемких технологий; — организация экологически чистых производств; — общее улучшение инвестиционного климата в области; — увеличение объемов государственной поддержки развития сельского хозяйства, суб­ сидирование лизинга и иных льготных схем закупки сельхозтехники, производимой в ОЭЗ; — развитие территорий: Грязинский район, г. Липецк, Липецкий район; прогнозируется по кооперации: г. Елец, Лебедянский, Усманский районы. 5 .5 .2 . Кластерная зона по производству бытовой техники Липецкая область является пионером в привлечении реальных корпоративных инвести­ ций в развитие высокотехнологичных производств на территории России. На базе исполь­ зования продукции Новолипецкого металлургического комбината было осуществлено при­ влечение итальянских корпораций к созданию в области завода по производству холодиль­ ников (60% в общем объеме производства по России). Фактически впервые в современной России было развернуто мощное импортозамещающее производство. Развивая производство бытовой техники с привлечением иностранных корпоративных инвестиций, вполне реально ставить задачу о превращении области в крупнейший в Европе центр производства «белой» бытовой техники, отвечающей требованиям европейских и мировых стандартов. С учетом относительно дешевой и квалифицированной рабочей силы, близости заводов к рынкам стран Восточной Европы, продукция может быть вполне конку­ рентоспособна на европейских и азиатских рынках (ранее уже высоко оценивших качество советских промышленных холодильников). Таким образом, помимо эффективного решения задач импортозамещения, развитие производства и экспорта «белой» техники на территории области решает задачу преодоле­ ния сырьевой направленности экспорта России, как основы экономического роста. Область из поставщика относительно дешевой продукции имеет возможность стать экспортером в страны ближнего и дальнего зарубежья высокотехнологичной современной продукции. Успешная реализация проектов производства «белой» бытовой техники на территории области будет способствовать возврату доверия российских потребителей к качеству оте­ чественной продукции, без чего практически не возможен устойчивый рост внутреннего спроса, а, следовательно, и экономический рост. Иностранные инвесторы, помимо орга­ низации производства качественной продукции, приносят на российский рынок новейшие технологии, методы корпоративного управления и возможности выхода на новые рынки сбыта. Опыт создания производств «белой» техники — это первый в Российской Федерации опыт создания конкурентоспособного кластера как динамичной и внутренне конкурентной сети близко локализованных предприятий, производящих одну и ту же или смежную про­ дукцию. Среди наиболее крупных инвестиционных проектов по производству «белой» техники — завод по производству стиральных машин «Стинол» (с 2004 года компания называется ЗАС «Индезит Интернэшнл»), построенный компанией «Мерлони» в рекордно короткие сроки — за 11 месяцев, с объемом инвестиций 40 млн. евро. Уже в 2005 году завод произвел 354,3 тыс. штук стиральных машин, а к 2007 году выйдет на объем — 1 млн. штук в год. В 2005 году введен в строй центр логистики для складирования и дистрибуции бытовой техники, поступающей с заводов ЗАС «Индезит Интернэшнл» и компании «Мерлони», инве­ стиции в строительство которого составили 32 млн. евро. Производство «белой» техники создало условия для развития внутриобластной коопе­ рации. Наряду с традиционным поставщиком комплектующих изделий для завода холодильни­ ков «Стинол», таких как ССС «Электроаппарат», в области появился ряд новых средних и малых предприятий — ССС «Компания «Ассоль», ЛФ ССС «Милапласт», ССС «Пазелль- Эльта», фирма «Контур-Флок», ССС «Экинлер», САС «Центролит», Значительно возросли и объемы выпускаемой продукции этими предприятиями. Это служит наглядным примером того, как развитие одного производства влечет за собой раз­ витие целого ряда новых производств, позволяя тем самым более эффективно решать со­ циально-экономические вопросы. (Продолжение на 14 -й стр .)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz