Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)

w - ЛИПЕЦКАЯ г а з е т а ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 24 января 2007 г., № 12 (22890) Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года (Продолжение. Начало на 4 -1 1 -й стр.) 4. Высокая транспортная доступность По насыщенности автомобильными дорогами и железнодорожными путями область за­ нимает седьмое место в России. Современные автомобильные магистрали связывают областной центр со всеми сопре­ дельными областями, а также с трассами федерального значения: Москва—Ростов, Моск­ ва—Волгоград. В 2005 году было возобновлено регулярное воздушное сообщение по мар­ шрутам «Липецк—Москва—Липецк», «Липецк—Сочи—Липецк». Таблица 4.2.10 Насыщенность дорожной сетью (густота км/на 1000 кв.м территории) 1990 1995 1996 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 Густота жепезнодс}рс»№ых путейобщего пользования 32,6 32,4 32,4 312 312 312 30,9 30,9 31,4 31,4 Густота автомобипь№>(хдорог общегопользованияс твердымпофьгтием 152 192 209 211 213 214 215 216 217 217 Слабые стороны(W) 1. Более высокий уровень заболеваемости, вызванной напряженной экологи­ ческой обстановкой В связи с напряженной экологической обстановкой в области уровень заболеваемости по основным классам болезней превышает общероссийские показатели. Таблица 4.2.11 Заболеваемость на 1000 чел. населения по основным классам болезней 1995 1908 2002 2003 2004 Новообразования Липецюяобласть 7,5 8 ,6 9,4 9,9 10,1 ЦФО 7,3 85 9,6 9,4 РФ 6 ,6 7,7 9,1 9 9,6 Болезниоргановдыхания Липецкаяобласть 268,7 311,7 3312 347 319 ЦФО 3312 3162 335,5 343,6 РФ 295,3 281,9 300,9 310,6 294 Болезнинервнойсистемыиоргановчувств Липецтаяобласть 65,4 71,5 71,1 71 70 ЦФО 55,6 50,7 32,7 31,1 РФ 58,1 62,5 72 70,6 73,6 Болезнимочеполовойсистемы Лтттецкаяобласть 34,4 40,8 41,3 43,6 46,5 ЦФО 25,9 31,1 384 382 РФ 28,9 33,7 40,8 42,1 45,7 Годы 1995 1996 1997 1996 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 Чел. 3339 2402 3650 1950 4538 6612 6320 5455 6664 4520 4607 1998 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. санаторно­ оздоровительные услуги 38,8 91,7 118,5 110,5 103,7 99,9 110,4 медицинские 46,6 116,7 147,2 197,8 252,6 320,6 391,2 учреждений культуры 46,6 34,8 39,1 49,1 63,9 81,7 114,5 системы образования 59,3 161,5 231,9 310,6 386,9 504,4 699,7 Доля данных видов платных услуг населению составляет 10% от общего объема услуг, оказываемых учреждениями этих отраслей. Платные услуги населению в области здравоохранения в негосударственных учреждени­ ях оказывают более 330 врачей и 1 тыс. средних медицинских работников. Объем услуг в 2005 году превысил 390 млн. руб. В области 29 санаториев и учреждений отдыха, в которых в прошедшем году поправило здоровье более 53 тыс. человек. Сохраняется спрос на платные услуги системы образования в области профессиональ­ ного и дополнительного образования, высшего образования на платной основе, в виде до­ полнительных услуг, связанных с углубленным изучением отдельных дисциплин, подготов­ кой к поступлению в образовательные учреждения разного уровня. В прошедшем году насе­ лению области оказано платных услуг образования на сумму 700 млн. руб. с ростом в 1,2 раза. 2. Повышение престижа работников социальной сферы Повышение престижа работников социальной сферы может быть осуществлено за счет продолжения тенденции повышения заработной платы. Таблица 4.2.14 Среднемесячная заработная плата в социальной сфере, руб. 1990 2000 2001 2002 2003 2004 2005 Образование 176 999 1355 1989 2491 3128 4302 Культура 152 1051 1389 1888 2408 3833 4852 Зарввооофвнение 170 1197 1511 2238 2616 3427 4728 Органами власти области принимаются целенаправленные меры по увеличению зара­ ботной платы работникам бюджетной сферы, она увеличивалась в течение 2005 года дваж­ ды: с 1 января и с 1 июля с доведением МРОТ с 720 до 900 руб. На оплату труда из бюджета области дополнительно было направлено 1,5 млрд, руб., в том числе 0,5 млрд. руб. на опережающий рост по сравнению с решениями Правительства Российской Федерации. Темпы роста заработной платы в бюджетной сфере выше средне­ областного уровня. В 2006 году на повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы из бюд­ жета области будет направлено дополнительно еще 1,9 млрд.руб., с 1 мая она воз­ росла в среднем на 15%. На один разряд увеличены размеры оплаты труда препо­ давателей, сохранены надбавки за работу в сельской местности, а также работни­ кам, оплата труда которых производится по 1-6 разрядам единой тарифной сетки. Доля расходов на заработную плату в консолидированном бюджете увеличена с 34% до 38%. 3. Развитие ипотечного жилищного кредитования Одним из механизмов привлечения внебюджетных источников финансирования жилищ­ ного строительства является развитие ипотечного жилищного кредитования. На реализацию программы ипотечного жилищного кредитования ежегодно из областно­ го бюджета направляется более 80 млн. руб. На каждый вложенный государственный рубль привлечено в среднем 10 руб. внебюджетных средств. В настоящее время ипотечные жилищные кредиты выдаются региональными банками — ОАО Банк социального развития и строительства «Липецккомбанк», ОАО «Липецкий облас­ тной банк». Подписаны Соглашения о сотрудничестве с Внешторгбанком, Сберегательным банком Российской Федерации, ОАО «Газпромбанк». Успешное сотрудничество с федеральным Агентством ипотечного жилищного кредито­ вания позволило в 2005 году привлечь в отрасль около 100 млн. руб. внебюджетных источ­ ников — продано 412 закладных. В 2006 году планируется реализовать закладных на сумму 170 млн. руб. С целью роста объема привлекаемых средств рассматривается вопрос по увеличению уставного капитала ОАО «Липецкая ипотечная корпорация» со 100 до 160 млн. руб. В 2006 году предоставлены гарантии областного бюджета на выкуп закладных феде­ ральным Агентством ипотечного жилищного кредитования в сумме 200 млн. руб. Прорабатывается вопрос по выпуску ОАО «Липецкая ипотечная корпорация» жилищных облигаций под гарантии областного бюджета с эмиссией до 1 млрд. руб. Угрозы(Т) 1- Ухудшение экологической ситуации приведет к необходимости резкого уве­ личения объема оказываемых медицинских услуг, превышающего существующие возможности системы здравоохранения Актуальность проблемы сохранения окружающей природной среды в области продикто­ вана напряженностью экологической обстановки, сложившейся в связи с интенсивной промышленной и другой хозяйственной деятельностью. Экологические проблемы области обусловлены высоким уровнем промышленного и сель­ скохозяйственного производства. Они связаны с неблагополучиями в воздушной среде, за­ грязнением отходами производства и потребления. Таблица 4.2.15 Объем выбросов 1992 2000 2001 2002 2003 2004 2005 Выбросывредньквеществ отсгационарнькисточниюв, тьс. тонн 546 384 388 407 397 387 377,5 Выбросывредныхвеществ сгтавтотранспорта,тью.т 143 155 157 166 175 185 195 2. Ухудшение демографической ситуации Численность населения Липецкой области по состоянию на 1 января 2006 г. составила 1181 тыс. человек и по сравнению с данными Всероссийской переписи населения 2002 г. уменьшилась на 32,5 тыс. человек. Сокращение численности населения происходило в основном из-за естественной убыли (8,5 на 1000 человек населения в 2005 г.; по России данный показатель соста­ вил 5,9). Смертность в последние годы стабильно превышает рождаемость в два и более раза: число умерших на 1000 человек населения в 2005 г. составило 18,3 (по России данный показатель составил 16,1, по ЦФО — 17,4), число родившихся на 1000 человек населения в 2005 г. составило 9,4 (по России данный показатель составил 10,2, по ЦФО — 8,9). Другим фактором, влияющим на процессы снижения численности населения области, является сложившаяся в последние годы недостаточная миграционная активность. За пос­ ледние 10 лет миграционный прирост населения области сократился практически в 7 раз: с 6177 человек в 1996 году до 1152 человек в 2005 году. 3. Снижение трудового потенциала, недостаток квалифицированных кадров Старение и отток квалифицированных кадров приводят к их нехватке. ч .4. ,-м . 1 -таблица '4.2.12 Потребность в работниках, заявленная организациями в органы государственной службы занятости, в последние годы возрастает, чел. По общему объему загрязняющих веществ от стационарных источников Липецкая об­ ласть лидирует в ЦФО. В результате неудовлетворительной экологической ситуации и увеличения числа лиц старше трудоспособного возраста в области наблюдается высокий уровень заболеваемос­ ти злокачественными новообразованиями. Таблица 4.2.16 Заболеваемость злокачественными новообразованиями 1990 г. 2 0 0 0 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. Впервые выявленная заболеваемость злокачественными новообразованиями, на 1 0 0 тыс.населения 285 350,9 352,9 376,8 389,9 Контингент больных злокачественными новообразованиями, на 1 0 0 тыс. населения 1117,8 1500,2 1719,2 1824,2 1932,8 Однако одновременно с этим сохраняется высокий потенциальный резерв рынка труда: лица трудоспособного возраста, которые не заняты в экономике и не учатся, составляют 106,1 тыс. человек. Сохраняется престижность общего среднего образования: в 2004 г. 64% выпускников основной школы продолжали обучение в средней школе. Число выпускников 11-х классов в сельских школах увеличилось по сравнению с 2003 годом на 2% и достигло 4370 чело­ век. Возрастает количество новых специальностей в высших и средних специальных учебных заведениях области. Успешно развивается система непрерывного образования. Возможности (О) 1. Развитие рынка платных социальных услуг В области большое значение придается повышению эффективности социального об­ служивания населения, в том числе путем активного привлечения негосударственных организаций, создания рынка социальных услуг, ориентированного на оказание соци­ альной поддержки населению, конкурсного финансирования в социальной сфере с при­ влечением альтернативных источников финансирования различных видов социальной помощи. В последнее время, наряду с государственными и муниципальными учреждениями со­ циального обслуживания, социальные услуги населению предоставляют общественные не­ коммерческие организации. Их активизация напрямую связана с демократическими преоб­ разованиями российского общества. Таблица 4.2.13 Динамика объема платных услуг населению по отдельным видам млн. руб. Вместе с тем стабильное финансирование учреждений здравоохранения позволило вы­ полнить мероприятия, обеспечивающие снижение заболеваемости населения туберкуле­ зом, венерическими и инфекционными заболеваниями. Профилактические мероприятия позволяют выявлять заболевания на более ранних ста­ диях. Продолжалось оказание медицинской помощи и льготное лекарственное обес­ печение больных, страдающих онкологическими заболеваниями, бронхиальной аст­ мой. Детская смертность в области сохраняется ниже российского уровня и постоян­ но снижается. Совершенствуется система лечебно-реабилитационных мероприятий для детей и взрослых с использованием возможностей санаторных учреждений об- ласти;- 1 Ключевой задачей по охране окружающей среды является стабилизация экологической обстановки. 2. Дальнейшее ухудшение демографической ситуации, старение населения Несмотря на некоторое улучшение демографической ситуации (снижение смертности, увеличение числа родившихся, рост средней продолжительности жизни до 67 лет), продол­ жается сокращение численности населения вследствие естественной убыли — 8,5 на 1000 чел. Миграционные процессы не оказывают существенного влияния на улучшение демогра­ фической ситуации. В Липецкой области необратимым стало старение населения. Доля населения в возра­ сте 65 лет и старше в 2004 году составила 16,3% (по России данный показатель составил 13,4%, по Ц Ф О - 15,7%). Ухудшение демографической ситуации приведет к тому, что с 2008-2009 гг. начнется сокращение количества молодых людей, вступающих в трудоспособный возраст на замену старшему поколению, переходящему пенсионный порог. За 10 лет, начиная с 2004 г., в трудоспособный возраст вступит 134, 7 тыс. чел., за этот же период перешагнет пенсион­ ный рубеж 166 тыс. чел. Численность населения в трудоспособном возрасте уменьшится на 31,3 тыс. чел. Таблица 4.2.17 Социальная нагрузка 1989 1990 2002 2003 2004 Население старше трудоспособного возраста, в % от общей численности 22,7 23,9 23,6 23,6 Коэффициент демофафкмеской нафузки, на 1000 жителей труяоспо< 11 бноповозрасталицнетрупосттоообноговсорастз 782 797 692 658 642 3. Возрастающая дифференциация доходов населения, провоцирующая соци­ альную напряженность Заработная плата менее двух прожиточных минимумов является официальным пропус­ ком в бедность, если на иждивении имеется хотя бы один ребенок. За чертой бедности находится каждый шестой житель области. Причем более трети бедных — 38% — это насе­ ление, имеющее оплачиваемую работу. Таблица 4.2.18 Уровень бедности 2000 2001 2002 2003 2004 2005 Численность населения с дене>тыми доходами ниже прожитснногоминимума,тью. чел. 383,1 306,3 317 273,7 228 210 в%кобщейчисленностинаселения 30,9 24,8 25,8 22,6 19 15,7 Сохраняется деформированная структура распределения доходов. В 2005 году на долю 20% наиболее обеспеченных граждан приходится 45,3% общего объема денежных доходов, а на долю 20% наименее обеспеченного населения — 5,8%. Таблица 4.2.19 Распределение доходов по группам населения (в %) 2000 2001 2002 2003 2004 2005 Денежныедохдцы, всего 100 100 100 100 100 100 Вт.ч. по20-типроцентнымтруппамнаселения Первая(снаименьшимуровнемдоходов) 6,7 6,5 6,5 6,3 62 5,8 Вторая 11,5 11.4 11,4 11,1 11,1 10,6 Третья 16,3 162 16,1 16 15,9 15,5 Четвертая 23 23 23 22,9 22,9 22,8 Пятая(снаивысшимидоходами) 42,5 429 43 43,7 43,9 45,3 КсоффициенгДжини(индексконцентрациидоходов) 0,356 0,361 0,363 0,371 0,373 0,391 Соотношение доходов 10% наиболее и наименее обеспеченногонаселения,раз 10,5 10,8 10,9 11,6 11,8 13,3 Сохраняется разница в доходах между разными отраслями экономики и социальной сферы. Таблица 4.2.20 Средняя заработная плата по отраслям экономики, руб. 1990 2000 2001 2002 2003 2004 2005 Всего 252 1881 2638 3389 4395 5708 Л90 Промышленность 270 2537 3687 4643 6066 7562 9214 Сельсюехозяйство 272 1078 1579 2111 2590 3473 4369 Транспорт 265 2164 2732 Т 4951 Т 6515 Т 7060 Т 8373 Связь 202 1882 2512 Строительство 300 2133 2889 J 3243 J 4672 J 6345 J 7832 Торговля,общепит 217 1448 1910 2357 3111 3958 4955 ЖКХ 170 1580 2110 2678 3572 3935 4846 Образование 176 999 1355 1989 2491 3128 4302 Культура 152 1051 1389 1888 2408 3833 4852 Здравоохранение 170 1197 1505 2323 2792 3536 4826 Кредитование,финансы, страхование, пенсионноеобеспечение 348 4309 7030 8768 10229 12381 14576 органыуправления 306 2654 3439 4203 6022 7021 9699 4 .2 . Миссия и стратегические цели социально-экономического развития Липецкой области. 4 .2 .1 . Принципы региональной политики Принципы региональной политики на современном этапе: • Создание "точекроста" с максимальной концентрациейфинансовых, трудо­ вых и административно-управленческих ресурсов, последующее распрост­ ранение ихопытанадругие территории. Создание "точек роста" — это направление социально-экономического развития обла­ сти, которое приходит на смену политике выравнивания уровня территориального развития и предполагает специальную фокусировку финансовых, административно-управленческих, человеческих и других ресурсов в "точках роста" с последующим распространением инно­ вационной активности на другие территории области. Экономический рост, предпринимательская активность, инновационный процесс в "точ­ ках роста" должны отличаться наибольшей интенсивностью, оказывая влияние на другие территории. Реализация указанного принципа будет происходить следующим образом: Политика выравнивания Политика создания «точек роста» Выбор территорий на основе имеющегося социально-экономического потенциала Создание «точек роста», генерирующих инновационно-инвестиционное воздействие на остальные территории области Выделение географически сопряженных территорий, сохранение существующей административно-территориальной структуры Выделение «точек роста» в качестве опорных территорий и признание за ними другого статуса, чем у обычных административно-территориальных единиц Равномерное («диффузионное») распределение бюджетных средств между территориями, нуждающимися в поддержке Направление инвестиций на развитие связанности «точек роста» с другими территориями области и страны, снятие барьеров для распространения инноваций Значительный разрыв в уровне доходов населения между отдельными муниципальными образованиями. В 2005 году из 20 муниципальных образований ниже среднеобластных по­ казателей уровень заработной платы — в 18. • Обеспечениеравногодоступанаселенияк бюджетнымуслугам, гарантирую­ щимреализациюконституционныхправ Государственная поддержка развития муниципальных образований независимо от на­ личия "точек роста" будет направлена в первую очередь на обеспечение равного доступа населения к бюджетным услугам, гарантирующим реализацию конституционных прав на медицинское обслуживание, образование, социальное обеспечение, доступ к объектам культуры и спорта. • Дифференцированность государственнойполитикирегиональногоразвития Для муниципальных образований области в зависимости от наличия потенциалов раз­ вития будут сформулированы различные цели социально-экономического развития и сфор­ мированы различные меры достижения этих целей. • Г осударственнаяподдержка приоритетныхпроектоврегиональногоразвития и инициативоргановместногосамоуправления Получат развитие внебюджетные и инвестиционные инструменты поддержки стратеги­ ческих проектов регионального развития, будут выработаны меры по стимулированию мес­ тных инициатив. 4 .2 .2 . Миссия Липецкой области Концептуальной идеей Стратегии является определение миссии региона — его предназ­ начения, характеризующегося целями и задачами, для реализации которых он осуществля­ ет свою деятельность. МИССИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ - ОТ ЕВРОПЕЙСКИХ СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ - К ЕВРОПЕЙСКИМ СТАНДАРТАМ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ! Определение миссии Липецкой области послужило основой для формирования главных стратегических целей: • повышения благосостояния и качества жизни населения на территории области; • обеспечения устойчивыхтемповкачественногоэкономическогороста; • усиленияконкурентныхпозиций областивРоссииивмире. Миссия будет выполняться за счет мобилизации экономической активности территорий и повышения эффективности использования их ресурсов путем реали­ зации социально-экономических и институциональных преобразований, которые позволят значительно увеличить ВРП и провести комплекс мер по снижению уров-> ^ ня бедности населения. м. . . ,, Липецкая область позиционируется как регион: — крупнейший отечественный, европейский и мировой производитель современной вы­ сокотехнологичной промышленной продукции, отвечающей требованиям самых высоких стандартов качества, в рамках международной интеграции и международного разделения труда; — резкого подъема эффективности сельского хозяйства за счет использования новей­ ших технологий производства, оптимального подбора сельскохозяйственных культур и пло­ дородных почв; — качественного демографического роста за счет повышения рождаемости, сниже­ ния уровня смертности населения в трудоспособном возрасте, притока квалифициро­ ванных кадров из других регионов страны и привлечения соотечественников из стран СНГ; — центр русской духовности; — с высоким социальным развитием, обеспечивающим достижение европейских и мировых стандартов качества жизни. 4 .2 .3 . Стратегические цели развития области на период до 2020 года Стратегическими целями развития области на период до 2020 года на данном этапе являются: • Обеспечение конкурентоспособностиобластивРоссиии вмире Достижение цели направлено, прежде всего, на: —ускорение социально-экономического развития за счет рационального использования имеющихся потенциалов, правильного распределения производительных сил по террито­ рии области, открытия доступа населению муниципальных образований к источникам соци­ ально-экономического роста; — развитие инфраструктурной базы социально-экономического роста в муниципальных образованиях; — формирование конкурентоспособных территориальных производственных кластеров, в том числе в инновационноемких секторах экономики; — обеспечение перехода к социально-экономическому развитию области путем созда­ ния и поддержки "точек роста". • Стимулированиепроцесса перехода отмоноотраслевойструктурыпромыш­ ленностик развитиюпроизводствс более высокойдолейдобавленнойсто­ имости Данная цель направлена на: —создание и развитие на территории области особой экономической зоны промышлен­ но-производственного типа "Липецк" и особых экономических зон регионального уровня; — устранение административных барьеров при реализации инвестиционных проектов, развитие малого бизнеса на региональном и местном уровнях. • Улучшениедемографической ситуации, развитие человеческого капитала Достижение цели предполагается за счет: — повышения рождаемости и укрепления института семьи, снижения смертности и рос­ та продолжительности жизни, оптимизации миграционных процессов; — создания системы профессиональных образовательных проектов, направленных на развитие кадрового потенциала; — содействия свободному перемещению рабочей силы и эффективному размещению трудовых ресурсов как ответ на вызовы новых экономических условий; — реализации Программы по оказанию содействия добровольному переселению в Липецкую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2007—2012 годы с целью обеспечения эффективного баланса демографических и трудовых ресурсов, а также адаптации (ассимиляции, интеграции и натурализации) мигрантов в области. • Улучшение экологической ситуациивобласти Улучшение экологической ситуации может быть достигнуто за счет: — экологизации экономической деятельности в рамках институциональных и струк­ турных преобразований, позволяющих обеспечить становление новой модели хозяй­ ствования и широкое распространение экологически ориентированных методов управ­ ления; — ведения хозяйственной деятельности в пределах емкости экосистем на основе вне­ дрения энерго- и ресурсосберегающих технологий. • Повышение качества управлениярегиональнымразвитием: — создание стимулов для внедрения инструментов стратегического планирования, программно-целевого бюджетирования и бюджетирования, ориентированного на ре­ зультат, новых механизмов административного регулирования и управления, взаимо­ отношений с органами местного самоуправления, развития механизмов частно-госу­ дарственного партнерства; — стимулирование местных стратегических инициатив, направленных на социаль­ но-экономическое развитие территорий, развитие социальной инфраструктуры, создание условий для высоких темпов роста в базовых отраслях экономики и увеличение дохо­ дов местных бюджетов, содействие местным органам власти в реализации таких про­ ектов; — проведение административной реформы. 5. Приоритеты развития Липецкой области 5 .1 . Улучшение демографической ситуации, создание системы управления че­ ловеческими ресурсами, обеспечение эффективного миграционного баланса, обес­ печение занятости населения (Продолжение на 13-й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz