Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)

20 июля 2007 г., № 139 (23017) 4 БЫЛОЕ ëÔˆ‚ ˚ ÔÛÒÍ ãËÔˆÍÓ„Ó Ó·Î‡ÒÚÌÓ„Ó Í  ‡Â‚‰˜ÂÒÍÓ„Ó ÏÛÁ fl Ë  ‰‡ÍˆËË «ãÉ» Несправедливо, если о выдающихся людях мы вспоминаем только по подсказке календаря. Вот и о нашем земляке Плеханове после прошлогоднего декабрьского юбилея, похоже, все замолчали до какой- нибудь следующей даты, связанной с его жизнью. «Былое» вместе со своим постоянным автором— доктором филологических наук, профессором ВасилиемШаховым решило все-таки периодически возвращаться к этой крупной личности. Сегодня, в частности, читателям предлагаются заметки, затрагивающие, пожалуй, самую острую тему — спор между Плехановым и Лениным о русской революции, о путях преобразования России. ...Девяносто лет назад в Россию из эмиграции верну- лись два человека, которых многое и связывало, и раз- деляло: ЛениниПлеханов. В стране произошла Февраль- ская революция. Ленин об- народовал свои «Апрельские тезисы». Плеханов оценил их крайне критически. Но сперва — об отноше- нии Ленина к Плеханову. Сколь бы непримиримым ни было противостояние лидеров разных течений в российском социализме, Владимир Ильич продол- жал смотреть на Плеханова как на уникальную фигуру. Вот, например, свидетельс- тво племянника Плеханова Н.А. Семашко. «Ленин с большим уважением отно- сился кПлеханову. Надежда Константиновна (Крупская — В.М ) в своих воспоми- наниях рассказывала, как Владимир Ильич ночей не спал после первых разгово- ров с Плехановым. Меня, как племянникаПлеханова, одно время часто бывавшего у него (потом наши пути разошлись, и мы совсем не виделись), Владимир Иль- ич подробно расспрашивал после каждого посещения Плеханова, что он говорил, как себя чувствовал и т.д.» Итак, представим: апрель 1917 года, Петроград. Геор- гий Валентинович беседует с давним знакомым, знавшим его еще с липецких, воро- нежских времен. Гость хо- чет прояснить для себя суть «дуэли» междуПлехановым и Лениным. — Видимо, разногласия ваши, Георгий Валентино- вич, дорогой товарищ Бель- тов, товарищ Плеханов, не из-за формы, а из-за содер- жания ленинских апрель- ских тезисов? —Именно так... Явижуи решительно осуждаю в этих тезисах Ульянова-Ленина безумно и крайне вредную попытку посеять анархию и смуту в Русской земле... — Даже так?.. —Русскийпролетариат и русская революционная ар- мия не забудут, что если эта безумная и крайне вредная попытка не встретит немед- ленного энергичного и суро- вого отпора с их стороны, то она с корнем вырвет молодое инежное дерево нашейполи- тической свободы... А теперь — слово лите- ратору, редактору журнала «Красная новь», кстати, тоже нашему земляку,А. Во- ронскому. Он размышляет о Плеханове уже после смерти Георгия Валентиновича: —Плеханов умер в траги- ческой обстановке. Георгий Валентинович умер духов- но одиноким, несмотря на свои огромные неувядаемые заслуги перед русским и за- падноевропейским рабочим движением... — Нам, коммунистам- большевикам, трудно гово- рить о Георгии Валентино- виче ровными бесстрастным тоном исследователя, хотя Плеханова уже нет, хотя Плеханов—прошлое: слиш- ком еще свежи события, слишком еще памятна не- равная борьба не на живот, а на смерть... Ленин и Бельтов... Все очень сложно... Георгий Валентинович разошелся с Лениным еще в начале века, в оценке стратегии и так- тики... когда грянула буря 1905 года... «Грех» Плеха- нова... не заступившегося за Ленина, обвиненного в «по- собничестве» Германии... Во время войны от Плеханова отошли даже меньшевики. Плеханов винил исключи- тельно Германию... Но мы, большевики, зна- ем также и другого Плеха- нова... Плеханов — отец русского революционного марксизма. Он — первый пророк и провозвестник ра- бочего движения в России и русской пролетарской рево- люции. Он первый открыл русского рабочего как опору, как основу, как фундамент для борьбы за социализм в России. Теперь это для нас — труизм, шаблонная известная истина, но сорок лет тому назад нужно было иметь огромный ум и чутье, чтобы сказать то, что сказал тогда Плеханов: революци- онное движение в России восторжествует только как революционное движение рабочих... Плеханов—отец не толь- ко русского марксизма, а марксизма вообще... Яхочу, чтобы этот тезис в нашей беседе был акцентирован, выделен: именноГеоргийВа- лентинович—отецне только русского марксизма, а мар- ксизма вообще. Плеханов — ученик Маркса, ученик Энгельса. Плеханов — пра- воверный, ортодоксальный последователь их, но он при- надлежит к разряду тех уче- ников, которые идут дальше своих учителей, одевая тео- рию в плоть и кровь новых явлений, событий, фактов, разрабатывая, совершенс- твуя и углубляя построения своих учителей. Плеханов в совершенстве владел духом, методом уче- ния Маркса. Под плеханов- ским пером революционная доктрина оживала во всей своей гибкости, глубине и беспощадной строгости. Это удается не всем ученикам... Но далеко не каждый был способен размышлять как Воронский. Практи- чески все советские моно- графии о Плеханове содер- жат утверждение о трех плехановских «крахах» — в 1905,1914,1917 годах. «Краткие курсы» и прочие сочинения 20-90-х годов минувшего века фактически перечеркивают (как «мень- шевистские», ущербные) классические труды Пле- ханова, такие, как «Исто- рия русской общественной мысли», «Критика наших критиков», монографии о Белинском, Герцене, Чер- нышевском, цикл статей о Льве Толстом. Сопоставле- ние его сЛениным сводилось к тому, что Плеханов был «ограничен», что Плеханов «отступил», что Плеханов «не смог» и проч., и проч. Лишь как «русского ре- волюционера, оппонента Ленина» трактует Г.В. Пле- ханова «Хроника человечес- тва» Бодо Харенберга (М., Большая энциклопедия», 1996,1200 с.), исключитель- но «оппонирование»Ленину ставят в заслугуПлеханову и некоторые другие зарубеж- ные авторы. Но подчеркну еще раз: сам Владимир Ильич очень высоко отзывался о своем оппоненте. Н.К. Крупская, возмущаясь тем, как «суди- ли» Плеханова иные истори- ки, восклицала: «Господи, помилуй! Господи, помилуй! А того, что Ленин о Плеха- нове писал, не читали явно». Напомним, что Ленин отно- сил Плеханова к корифеям, составляющим«националь- ную гордость великорос- сов». Но если мы обратимся к учебникам, монографиям, сборникам минувшего века, то практически при любом упоминании Плеханова ак- центируютсяегоущербность, недальновидность по срав- нению с ленинскими про- зрениями. Это, как сегодня очевидно, былолибоконъюн- ктурой, либо непониманием масштаба этого деятеля. Но вот уже авторы «Но- вой философской энцикло- педии» полагают: «Не огра- ничиваясь интерпретацией идей Маркса и Энгельса, он, по сути, сформулировал самостоятельную философ- скую концепцию, расходив- шуюся с философскими по- сылками основоположников марксизма»,Плеханов,поих мнению, не просто теоретик российского социал-демок- ратизма — он «претендовал на ее главного философа». Анализируя «самостоятель- ную попытку» Плеханова, энциклопедисты конста- тируют, что тот «включил марксистскую философию в мировую традицию истории материализма». Василий ШАХОВ, доктор филологических наук, профессор Липецкого технического университета. àÁ Á‡ÏÂÚÓÍ Ó ÉÂÓ  „ËË èΠı ‡ÌÓ‚Â Дуэль Ñ‚‡ Í  ÛÔÌÂÈ¯Ë ı ÚÂÓ  ÂÚË͇ χ  ÍÒËÁχ ‰Ó ÍÓ̈‡ ÊËÁÌË ÓÒÚ‡‚‡ÎËÒ¸ ÌÂÔ  ËÏË  ËÏ ˚ ÏË Ô  ÓÚË‚ÌË͇ÏË РИСУНОК Т. ЛЕПЕШИНСКОГО ë΂‡ Ì‡Ô  ‡‚Ó: Ç. ãÂÌËÌ, è. ãÂÔ¯ËÌÒÍËÈ, É. èΠı ‡ÌÓ‚, è. ÄÍÒÂθ  Ó‰, û. å‡  ÚÓ‚ (‚ Ô  ÓÙËθ). 1903-1904 „„. í  Ë Ò Î˯ÌËÏ ÒÚÓÎÂÚË fl ̇Á‡‰ Казачий мессия из Ельца ëÚ‡  ÓÓ·  fl ‰ˆ ˚ ̇ ÎËÔˆÍÓÈ ÁÂÏΠПроведенная патриархом Никоном церковная реформа привела к расколу Православной церкви. Появились старообрядцы (или раскольники). Среди их вождей—протопоп Аввакум, Павел Коломенский, Никита Пустосвят, Зосима, Савватий и некоторые другие. Знамя старой веры поднято было и на батюшке Доне. На реках Хопер и Медведица появляются раскольнические скиты и городки. Центром старообрядчества на Дону становится пустынь на реке Чире, основанная в 1672 году. Особенно много раскольников появилось здесь после восстания в 1682 году. Это были стрельцы. Около 1687 года возглавлял раскольников атаман (затем—войсковой атаман) СамойлоЛаврентьев. На Дону начали готовиться к походу на Москву. Это грозило вылиться в новое движение наподобие разинского. Одним из вождей донских раскольников был Кузьма Косой. О нем известно мало. Согласно документам, был он кузнецом и до ухода на Дон жил в Ельце. На Дон бежал за три года до бунта Разина. В «распросных листах» сам Кузь- ма утверждал, что сделал это, когда возникла «рознь» в вере. Примкнул ельчанин к раскольникам. С частью своих сторонников Кузьма выбрал «неприступное место» на реке Медведице, где за короткий срок вырос настоящий укреп- ленный городок старообрядцев. Вэтихместахнаходилиприбежище, кроме раскольников, и те, кто был вообще недоволен властями. Вказачьей столице Черкасске на это смотрели сквозь пальцы, зато в Тамбове тревожились. В помянутом городке скрывалось немало крепостных из Тамбовского уезда. В 1674 году тамошний воевода отправил большойотряд стрельцов, чтобыразрушить поселение. Но кто-то предупредилКосого... Стрельцынашли лишь «4 женки и 12 девок». Вскоре раскольники вернулись в городок, чье население росло с каждым годом. Ельчанин вел пропаганду среди своих единомышленни- ков. Он говорил, что антихрист уже живет в этом мире, а до конца мира остается пять лет. По его словам, на русской земле уже не существует ни православных храмов, ни пра- вильного богослужения, ни таинств. И людям ничего не остается, как жить без крещения, венчания и умирать без причастия. Но даже если будет Второе пришествие Христа, то и тогда следует полагаться только на свои силы. А для этого надо восстать против антихриста, «очистить землю» от его верных слуг. Последними Косой считал самого царя, бояр, архиереев и патриарха. А поскольку все они жили в столице, Кузьма призывал идти на Москву и предать ее пол- ному разрушению. Косой уверял, что через пять лет появится Господь и «восставит царяМихаила», который будет «рубить нечестивых мечом». На помощь «царюМихаилу» и казакам придут «силы небесные». После разрушенияМосквы и «очищения земли» Господь «восставит» свое царство и наступит время вечного царс- твования «со всею небесною силою и со всеми святыми и угодными ему правою верою». Кузьма не был сам казаком, но, по-видимому, мечтал об осуществлении в «царстве» равенства и вольностей на казацкий образец. Недаром своим сторонникам он говорил: «Мы, по созданию Божию, все братья». Учение Кузьмы постепенно распространялось среди ка- зачества. Даже в Черкасске у него нашлись приверженцы — священник Самойло и казак-старшина Кирей Матвеев. На круге было решено восстановить «старую веру». Все это сподвигло Косого на решительные действия. Лаврентьев—сторонник раскольничества—получил до- нос от богатыхказаков, которые сообщали, что по зовуКосого к нему «съезжаются... многие люди воинством и сказывают у себя великого царя Михаилу, велит-де нам Христос землю очищать, неверных людей, мы-де не боимся царей и войска и всей вселенной». Войсковой атаман вызвал Косого «для объяснений», ибо побаивался московских властей. Кузьма прибыл в столицу донцов не один. С ним явились шестьсот человек. Все были вооруженыи в любуюминуту могли броситься на домовитых казаков, которых атаман Лаврентьев пытался успокоить, призывая Косого к миру. Но попытки Лаврентьева не уда- лись. Начались столкновения. Появились первые убитые с обеих сторон. Вэто времяиз похода наКрымвернулся вожакдомовитых казаков сторонник Москвы Фрол Миняев. «Познав тотчас их (т.е. сторонников Косого), воровской умысел», он собрал войсковой круг. На нем выступил Косой и опять призвал в поход на Москву. Но его никто не поддержал. Миняев и его люди схватили Кузьму и отправили в столицу. Но, понятно, не во главе войска, а под стражей. Здесь его ждала дыба. До казни не дошло, ельчанина просто замучили до смерти страшными пытками. Кузьма погиб. Но остался невредимым его городок, где у Косого хватало последователей, преданных его учению. Итут Москва потребовала выдачи уже самого войскового атамана Лаврентьева, который тоже попал на подозрение. Дон завол- новался. Объявился преемник Косого Кирей Матвеев. Темне менее второй «разинщины» наДону не произошло. Домовитые казаки сумели схватитьМатвеева и выдать влас- тям. А чуть позднее та же участь постигла Лаврентьева. Так решил круг. Старообрядцев казнили. За содействие Москве сторонники Миняева получили тысячу рублей деньгами и тысячу четвертей хлеба. Домовитые казаки тоже внакладе не остались. Но на вольном Дону движение старообрядцев не утихло. Немало их позднее присоединится к восстанию Кондратия Булавина. Виктор ЕЛИСЕЕВ, член Союза журналистов РФ, лауреат премии им. И.А. Бунина. УлицаГагарина. Названа в честь Юрия Алексеевича Гагарина (1934—1968) пер- вого в мире космонавта. В настоящее время, как это ни парадоксально, в Липецке имеется две улицы, носящие имя первого космонавта на- шей Планеты. Одна — про- тянулась отКольца Трубного завода до ЛГПУ. Она образо- вана 26 мая 1961 г. из быв- ших Однолички и части ул. Тельмана. Другая улица Га- гарина находится в поселке Сселки, который с недавнего времени территориально и административно входит в состав областного центра. Улица Газина. С 20 июля 1950 г. до8октября1957 года — улица Маресьева, до 23 апреля 1965 года — Зенит- ная, затем — улица Газина. Василий Петрович Газин (1920 — 1944 гг.) родился в Лебедянском районе, в селе Шовское.Спервыхднейучас- тникВеликойОтечественной войны, воевал в составе пар- тизанского отряда, а затем на 1-м Белорусском фронте. У деревни Береза Брестской области он своим телом за- крыл амбразуру. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Улица Гайдара. Распо- лагается в Правобережном районе. Гайдар (Голиков) Аркадий Петрович (1904 — 1941) — русский советс- кий писатель. Погиб в бою с немецко-фашисткими за- хватчиками. Улица Гастелло. Полу- чила название 12 декабря 1946 года, находится в Лево- бережном районе. Гастелло Николай Францевич (1908 — 1941) — лётчик, Герой Советского Союза. Погиб, направив горящий самолёт на скопление танков и авто- машин фашистских войск. Улица Гвардейская. Улица Геологическая . Прежде называлась 2-я Во- допьянова. 24 декабря 1957 года переименована в улицу Толбухина , с 27 ноября 1964 года — Геологическая. Улица Герцена. Алек- сандр Иванович Герцен (1812 — 1870) — русский революционный демократ, философ, писатель и пуб- лицист. Улица Гидромеханиза- ции —«дислоцируется» впо- селке Силикатного завода. Улица Гоголя носит это имя с 7 июля 1949 года. Улица Горняцкая. Улица имени О. Городо- викова появилась на карте города 15 марта 1960 года. Городовиков Ока Ивано- вич (1879 — 1960) — герой Гражданской войны, Герой Советского Союза, советский военачальник, генерал— полковник. Улица Горького , бывшая Стрелецкая. Улица Гражданская. Су- ществует с 10 сентября 1957 года. è  Ó„ÛÎÍË ÔÓ „Ó  Ó‰Û Как имена на поверке è  Ó‰ÓÎʇÂÏ ÔÛ·ÎË͇ˆË ˛ Ô  Â˜Ì fl ÛÎˈ ãËÔˆ͇ Ò Í  ‡ÚÍËÏË ËÒÚÓ  ˘ÂÒÍËÏË ÒÔ  ‡‚͇ÏË Улица Гранитная. Пер- воначально — Первомайс- кая, затем с 25 января 1936 года стала Стахановской, а с 8 октября 1957 года — Гра- нитной. Улица 2-я Гранитная. Улица Граничная — в поселке Матырский Улица Грибоедова. Одна из старейших улиц города. День её рождения — 7 дека- бря 1954 года. Улица Гришина. Быв- шая Физкультурная (это название она носила с 12 декабря 1946 по 23 апреля 1965 года). Иван Григорье- вич Гришин (1921 — 1943 гг.) родился в деревне Озер- ки Лебедянского района. Работал на шахтах Донбас- са. После окончания в 1942 году военного училища был направлен на фронт, коман- довал стрелковым батальо- ном. Погиб при расширении плацдарма на берегу реки Днепр. Посмертно ему было присвоено звание Героя Со- ветского Союза. Улица Громовой Улья- ны. Появилась как переулок 21 мая 1957 года на месте бывшего колхозного сада. Ульяна Матвеевна Громова (1924 — 1943) — героиня краснодонской подпольной организации «Молодая гвар- дия», боровшейся с фашист- скими оккупантами. Улица Грушовая, быв- шая Березовая. Улица Гусева. Гусев Сер- гей Иванович (1918 — 1945) — Герой Советского Союза, уроженец города Липецка. Погиб в бою в Восточной Пруссии при взятии города Гумбиннена. Этот город пе- реименован в город Гусев. Героев площадь — с 29 апреля 1966 года. Грязинское шоссе. Подготовила Ольга КРАСНИКОВА. í‡Í ‚ ˚ „Î fl ‰Â· ÔÎÓ ˘ ‡‰¸ É  Ó‚ ‚ ãËԈ͠‚ 1980 „Ó‰Û; LJÒËÎËÈ èÂÚ  ӂ˘ ɇÁËÌ. ä  ‡Â‚‰˜ÂÒ͇ fl  ÓÒÒ ˚ Ô¸ Жестокий помещик 19 июня 1822 года перед генерал-губернатором Рязанщины предстал крестьянин Василий Федоров из села Екимец Раненбургского уезда. Он показал «боевые знаки», «причиненные от сечения господина его». А господином был В.И. Кошелев. Федоров, которому шел сорок восьмой год, оказался дворовым человеком Василия Ивановича. Аначались все страданияФедорова в 1821 году. По распо- ряжению старосты он отправился в село Демидово Рязанско- го уезда, где проживал в это время барин. Помещик приказал дворовому ехать на мельницу в деревнюВласьево Зарайского уезда для помола пяти четвертей ржи. Прибыв с мукой в барское имение, тот явился пред очи приказчика Флегонта Ефимова. Последний взвесил муку и заявил, что Федоров якобы немного украл. О чем и было донесено помещику. Кошелев велел высечь Федорова «батажьем». Секли в присутствии помещика сам староста и крестьянин Крысан Степанов. И «чрезвычайно жестоко…» Потом пришлось даже «отворять» из правой руки кровь бедняге. После чего Федорова отправили вновь во Власьево. На этот раз он молотил хлеб с Авдеем Савельевым. И вновь «по напрасному наговору» старосты, обвинившего их в воровстве зерна, барин приказал высечь Василия. Пос- ледний «убоясь бежал». В отлучке был все лето. Лишь на второй неделе Великого Поста явился в Екимец «к старосте с извинениями». 15 июля по «приказанию господина» он был «привезен окованный с оброчными господскими баранами». За отлуч- ку Кошелев решил «высечь его палками». Били Василия все тот же староста Ефимов и крестьянин Яков Ермолаев. «Не стерпя боли», Федоров бежал в губернскую Рязань. От генерал-губернатора его отправили в градскую полицию. В ходе следствия выяснилось, чтоКошелев «со всеми людьми и крестьянами… жестоко поступает», «… бьет беспощадно». Какое наказание понес мучитель, из документов неяс- но. Запрещенные книги… 16 марта 1875 года в село Гатище Ливенского уезда Орловской губернии (ныне Воловский район) прибыл штабс-капитан орловского губернского жандармского управления Доброхотов. Он произвел обыск на квартире учителя сельской школы П.Н. Трудковского. Улов оказался богатым. Доброхотов обнаружил немало книг, в которых «ниспро- вержение существующего порядка, а в некоторых — оскор- бительные выражения против священной особы государя- императора (Александра Второго— В.Е. ), с целью возбудить неудовольствие к верховной власти, к личным качествам государя и к управлению его государством…» Кроме четырнадцати книг, жандарм нашел также и рукописные стихи «про кузнеца, который сковал три ножа на бояр и вельмож, на попов и святош, и на царя». Павел Никанорович на допросе заявил, что «… стихи писаны, кажется, его рукою, но не помнит, когда и где их достал…» Запрещенныекнигиучительякобыобнаружилв своемузелке в сентябре 1874 года «и положил их» туда неизвестный ему человек, с которым он ехал вместе по Елецко-Грязинской до- роге…Спутник назвался «тамбовским помещикомАрсением СеменовичемНовиком…». Книги у Трудковского «лежали в распертом ларце, комната его всегда была отперта, и многие входили в нее без него…». Доброхотов допросил в Гатище некоего Стародубова, и тот показал, что учитель «в разговоре с ним о религии и прави- тельстве был резок…» Правда, темы разговоров и споров он «не припомнил». Среди находокштабс-капитана было еще письмо младше- го брата Трудковского, воспитанника Орловского духовного училища Ивана. Последний неосторожно писал о прочитан- ных запрещенных произведениях Писарева, Добролюбова, книгах «Интернационал», «Пролетариат воФранции с 1789 по 1852 год». По словам Ивана Трудковского, все книги — «объедение…». Старшего Трудковского отдали под особый надзор по- лиции с залогом в двести рублей. А чуть позднее он был подвергнут «содержаниюпод стражей». Дальнейшая судьба учителя-вольнолюбца неизвестна. Крупнейшая сельская гидростанция Кураповская гидроэлектрическая станция на реке Красивая Меча — один из первенцев грандиозного плана ГОЭРЛО. Ее возвели в 1925 году по инициативе общественных организаций Лебедянского района. Строительство велось за счет паевых взносов, вложений местного бюджета и государственного кредитования. Местное население внесло семьсот рублей, Липецкий уисполком собрал 5500, а «имуществом» — 37327 рублей. От губернского сельскохозяйственного банка был выделен кредит в двадцать одну тысячу рублей на пять лет. В 1927 году, когда электростанция уже работала, Российский сель- скохозяйственный банк также предоставил кредит—134125 рублей на пять лет. Первый ток Кураповская электростанция дала 1 июня 1926 года. Она состояла из одной гидротурбины системы Френсис номинальной мощностью сто тридцать лошадиных сил (на самом деле всего девяносто) и генератора мощностью в девяносто киловатт. В селах Лебедянского района уста- новлены были четыре трансформатора общей мощностью в семьдесят киловатт. На собственные нужды электростанции работал трансформатор в три киловатта. К пятому января 1929 года уже насчитывалось семь трансформаторов общей мощностьюв 115киловатт. Сеть высокого напряженияимела протяженность в восемнадцать километров, низкого—27,6 километра. Станция работала круглосуточно. В 1929 году были электрифицированы город Лебедянь, восемь селений и один совхоз, однако далеко еще не полно- стью. Согласно обследованию электростанции в 1929 году, комиссия пришла к выводу, что «общее состояние меха- нического и электрического оборудования, а также сети удовлетворительное». По мнению комиссии, Кураповская гидроэлектростанция «является одной из крупнейших сель- ских гидростанций РСФСР и представляет большой интерес с точки зрения перспектив развития сельской моторной и осветительной нарузки». Виктор ЕЛИСЕЕВ, краевед, член Союза журналистов России.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz