Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ г а з е т а ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 24 января 2007 г., № 12 (22890) Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года (Продолжение. Начало на 4 -9 -й стр.) ST WT 1.Своевременное выполнение программ ных мероприятий по снижению негативного влияния на окружающуюсреду. 2. Развитая пщролошческая сеть. 3.Резервы плсдорсдия почв компенсируют угрозу эрозии почв. 4. Наличие особо охраняемых природных территорий предотвращает использование этихтерриторий в промышленных целях 1. Вступление в ВТОи переход на европейские экологические требования. 2. Реализация Киотского протокола. 3. Увеличение уровня воздействия на окружающуюсреду при вводе новых промышленных и сельскохозяйственных предприятий. 4. Развитие эрозионных, карстовых процессов почв. ■а о т э Сильные стороны (S) (.Значительно повысился уровень жилищно-бытовых условий жизни населения, как городских, так и сельских территорий. 2. Практически все населенные пункты области охвачены медицинским, торговым и транспортным обслуживанием. 3.Вырос уровень благоустройства: 90% населенных пунктов газифицированы, 72% - имеют централизованное водоснабжение. 4. Увеличились темпы жилищного строительства, в сельских районах в 2005 году введено в эксплуатацию 146 тыс. кв. м жилья, с ростом -128%. 5.Реализация областной целевой программы "Разработка градостроительной документации о территориальном планировании развития Липецкой области и ее населенных пунктов на 2005-2009 гг.". Слабые стороны (W) (.Территориальная асимметрия наблюдается в экономических и социальных показателях, на долю трех территорий (г.г.Липецк, Елец, Лебедянский район) приходится: - 93% оборота организаций всех видов деятельности; - 88% инвестиций в основной капитал; - 85% налоговых поступлений в территориальный бюджет; - из 331 муниципального образования не получают дотаций 2 городских округа, 5 муниципальных районов и 3 сельских поселения. Таблица 3.25.2 Выбор стратегий социально-экономического развития Липецкой области на базе анализа соотношений сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами ‘■Сила" (S) "Слабость" (W) ё й Ш5 1.Ускорение темпов социально-эконо мического развития региона, увеличение вследствие этого областного и муниципальных бюджетов и расширение возможностей финансирования социальных проектов. 2. Реструктуризация экономики, . , формирование особых экономических зон регионального уровня. 3. Решение социальных проблем (уровень и качество жизни, безработица, социальная дифференциация). 4. Решение экологических проблем. (.Территориальная асимметрия в экономических и социальных показателях ряда территорий. 2. Недостаток выоококвалифицированных кадров. _____ 03 о CJ S о оX q S о ST WT 1.Прогнозируемый в долгосрочном периоде рост спроса на продукцию вновь создаваемых производств, как на внешнем, так и на внутреннем рынке, в некоторой степени компенсирует расходы областного бюджета на их создание и развитие. 2.Наличие резерва конкурентоспособности продукции вновь создаваемых производств по цене из-за относительно низкой зарплаты работников при вступлении России в ВТО. 1.Ухудшающаяоя демографическая ситуация. 2.Недостаток высококвалифицированных кадров. ■3 8г Э Сильные стороны (S) Наличие природных ресурсов: 75 месторождений полезных ископаемых: карбонатные породы, известняк, пески, в т.ч. стекольные, тугоплавкие глины, лечебные грязи, минеральные воды. Суммарная ценность недр - 2,5 млрд.долл. США. Удельная ценность недр - 104 тыс. долларов США на 1 км2. Трудовые ресурсы - 733 тыс. чел. (62% от общей численности населения), из них занято в экономике - 77,5% (568 тыс. чел.). Развита черная металлургия. Создана кластерная зона по производству белой техники. Дополнение вертикальной интеграции бизнеса НЛМК горизонтальной диверсификацией и распространением на вновь создаваемые бизнесы высокоэффективных принципов корпоративного управления. •Расширение межрегиональных и международных связей. Широкомасштабное техническое перевооружение и реконструкция предприятий всех видов экономической деятельности. Строительство новых предприятий, в том числе с участием иностранного капитала. Особая экономическая зона регионального уровня в Тербунском районе. Земельный фонд - 2,4 млн. га, в т.ч. 85% - черноземы. Ускоренное развитие животноводства Сложившаяся практика привлечения инвестиций, прочные контакты с корпоративными инвесторами. Бездотационный бюджет, независимость от федерального центра. Устойчивое соотношение между налоговыми поступлениями и ВРП. Гласность, прозрачность и обеспечение конкуренции в размещении заказов для______ Слабые стороны (W) Моноотраслевая структура экономики, зависимость доходной части бюджета от одного крупного налогоплательщика, наличие серьезных рисков, в т.ч. для социальной сферы при изменении экономических условий. Производство продукции с низкой добавочной стоимостью. Снижение конкурентоспособности ряда отраслей экономики. Старение кадров, отсутствие системы подготовки кадров, отвечающих потребностям экономики. Уменьшение доходов регионального бюджета на фоне увеличивающихся расходных обязательств. Недостаточный уровень институциональных преобразований. Недостаточно развита межпоселенческая и межрегиональная кооперация для решения общих задач. Территориальная ассиметрия экономического развития, наличие монофункциональных городов. В результате выделяются стратегические цели и задачи: ЦЕЛИ: 1. Уменьшение негативного воздействия на окружающую среду. 2. Оптимизация объема водопотребления. 3. Рациональное использование природных ресурсов. 4. Использование вторичных ресурсов, обезвреживание и утилизация отходов произ водства и потребления. ЗАДАЧИ: 1. Экологически безопасное размещение производительных сил. 2. Совершенствование систем очистки. 3. Внедрение новых ресурсосберегающих, природоохранных технологий. 4. Сокращение удельного расхода воды на единицу выпускаемой продукции. 5. Создание предприятий по переработке полезных ископаемых. 6. Создание предприятий по переработке вторичных ресурсов. 7. Увеличение капитальных вложений. 8. Разработка и реализация мероприятий по экологической реабилитации Матырского водохранилища. 9. Повышение экологической культуры населения. 3 .2 5 Стратегический (SWOT) анализ территориального развития Липецкой области Таблица 3.25.1 Сильные (S), слабые (W) стороны, возможности (О) и угрозы (Т) государственных нужд области. Наличие необходимых условий для выравнивания территориальной асимметрии развития районов области. Возможности (О) Вовлечение в производственную деятельность формально не занятых в экономике области трудовых ресурсов. Развитие производств с высокой долей добавочной стоимости и высоким потреблением металла. Вовлечение в севооборот неиспользуемых сельхозугодий. Развитие малого бизнеса. Развитие туризма. Усиление роли бюджетных и налоговых отношений в региональных экономических процессах. Конкурентоспособное развитие территорий путем стимулирования их потенциальных возможностей. Угрозы (Т) Снижение или потеря конкурентоспособности предприятий области среднего и малого бизнеса при вступлении России в ВТО. Изменение конъюнктуры и цен на мировом рынке черных металлов. Ухудшение экологической ситуации. Критическая демографическая ситуация, грозящая дефицитом трудовых ресурсов. Дефицит финансовых ресурсов. Таблица 4.1.2 Выбор стратегий социально-экономического развития экономики Липецкой области "Сила" (S) "Слабость" (W) ёд WO Наличие металлургического комплекса и сложившаяся практика привлечения инвестиций позволяют развивать машиностроение и металлообработку. Моноотраслевой характер промышленности, производящей продукцию с низкой долей добавленной стоимости, препятствует вовлечению в производственную деятельность формально не занятых в экономике области трудовых ресурсов. Наличие неиспользуемых сельхозугодий позволяет привлекать инвеотиции для вовлечения их в севооборот и развития сельхозпереработки на собственной сырьевой базе. Концентрация промышленности и инвестиций в столице области препятствует освоению неиспользуемых сельхозугодий. ? ш а О || о ? ST WT Необходимо сохранить объемы производства в черной металлургии, замещение падения объемов спроса на мировом рынке черных металлов увеличением продаж на внутреннем рынке. Сложившаяся практика привлечения инвестиций, прочные контакты с корпоративными инвесторами позволяют повысить конкурентоспособность предприятий области при вступлении в ВТО. Дальнейшее изменение конъюнктуры цен на мировом рынке черных металлов' приведет к сокращению прибыли - необходима диверсификация промышленности. Старение кадров и предстоящий дефицит трудовых ресурсов в долгосрочной перспективе могут ооложнить развитие экономики области - необходимо развивать программы подготовки кадров, рационального использования имеющихся трудовых ресурсов и привлекать квалифицированные кадры из других регионов, в том числе из ближнего зарубежья. < п • ОD WГ э Социальная сфера Таблица 4.1.3 Сильные (S), слабые (W) стороны, возможности (О) и угрозы (Т) В результате выделяются стратегические цели и задачи: ЦЕЛИ: 1. Дальнейшее создание и развитие различных производств на территориях муници пальных образований. 2. Повышение качества жизни населения, рост заработной платы, развитие сельской социальной инфраструктуры. 3. Вовлечение в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных угодий. 4. Устойчивое социально-экономическое развитие территорий в соответствии с перс пективной пространственной структурой области. ЗАДАЧИ: 1. Привлечение инвесторов в развитие производства в сельских территориях. 2. Повышение эффективности использования средств государственной поддержки за счет повышения качества проектов. 3. Повышение качества управления реализацией разработанных проектов с целью полу чения плановых показателей их эффективности. 4. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВИДЕНИЕ И МИССИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 4 .1 . Итоговый SWOT-анализ Анализ сильных и слабых сторон по отраслям, приведенный в главе 3, позволяет сфор мулировать следующий итоговый стратегический анализ для развития области в целом. Таблица 4.1.1 Стратегический (SWOT) анализ для области в целом Экономика Сильные (S), слабые (W) стороны, возможности (О) и угрозы (Т) Сильные стороны (S) Высокая бюджетная обеспеченность социальной сферы. Наличие развитой социальной инфраструктуры. Наличие общественного согласия в области. Высокая транспортная доступность. По густоте автомобильных дорог общего пользования область занимает: 7 место - в Российской Федерации; 5 место - в 1ДФО. По густоте железнодорожных путей: 7 -^й’^ЙсЖскои'Фёд^р^^^^ 3 место - в ЦФО. Действует аэропорт, способный принимать самолеты до 60 тыс. тонн; аэропорт оснащен новейшей системой посадки СП-90Н, позволяющей принимать воздушные суда в сложной метеорологической обстановке. Возможности (О) Развитие рынка платных социальных услуг. Повышение престижа работников социальной сферы. Развитие механизмов предоставления жилья, в том числе ипотечного кредитования. Слабые стороны (W) Более высокий уровень заболеваемости, вызванный напряженной экологической обстановкой. Сложная демографическая ситуация, естественная убыль населения и увеличение доли населения пенсионного возраста с резким ростом социальной нагрузки на общество. Низкий миграционный приток населения. Снижение трудового потенциала, " недостаток квалифицированных кадров. яапп;| N^HTHRiifla Н'м'вгмпвеп хв)" Угрозы (Т) Ухудшение экологической ситуации приведет к необходимости резкого увеличения объема оказываемых медицинских услуг, превышающего существующие возможности системы здравоохранения. Дальнейшее ухудшение демографической ситуации, старение населения с резким ростом социальной нагрузки. Возрастающая дифференциация доходов населения, провоцирующая социальную напряженность. Выбор стратегий социально-экономического развития социальной сферы Липецкой области на базе анализа соотношений сильных и слабых сторон с возможностями и угро зами Таблица 4.1.4 "Сила" (S) "Слабость" (W) SO WO Высокая бюджетная обеспеченность социальной сферы позволит области самостоятельно поднять престиж социальных работников. Резкий рост социальной нагрузки в следствии ухудшения демографической ситуации и старения населения препятствует эффективному развитию сферы социальных услуг. Высокая зависимость сферы социальных услуг от бюджетного финансирования может вызвать резкое снижение их объемов при падении доходов бюджета области! оп W S о | о ST WT Наличие резервов в социальной инфраструк^ре, позволяющих увеличить объемы социальной и медицинской помощи при ухудшении экологической ситуации. Реализация принятых программ по улучшению демографической и экологической ситуации, и дальнейшее стимулирование роста доходов населения. 4 Эз т 4 .2 . Анализ итоговой SWOT-таблицы Экономика Сильные стороны (S) (.Наличие природных ресурсов: песков, пригодных для развития производства стекла, глин, пригодных для производства облицовочного кирпича В области разведано 24 месторождения песков для стройиндустрии с общими запасами более 160 млн. м^. Особый интерес представляют стекольные пески, сосредоточенные на 5 перспективных участках в Задонском, Хлевенском, Добровском и Чаплыгинском районах с запасами около 40 млн. м^ не вовлеченные в эксплуатацию. В Задонском районе расположено 2 месторождения тугоплавких глин для изготовления лицевого кирпича и керамических изделий, пользующихся спросом за пределами области. В Елецком районе разведано месторождение высококачественных глин, пригодных для про изводства прочного легковесного лицевого кирпича и керамзитового гравия. 2. Трудовые ресурсы Трудовые ресурсы области составляют 733 тыс. чел., или 62 % от населения в целом. Основная часть трудовых ресурсов области — это трудоспособное население в трудоспо собном возрасте — 94,2%, доля работающих лиц старших возрастов составляет 5,5 %. Из общей численности трудовых ресурсов: 568 тыс. чел. (77,5 %) занято в экономике области, 58,9 тыс.чел. (8,0 %) — лица старше 16 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях общего и профессионального образования с отрывом от производства; не занято в экономике и не учится 106,1 тыс. чел. (14,5 %). 3. Наличие условий для дальнейшего развития промышленного комплекса. Результаты промышленной деятельности за последние годы свидетельствуют об устой чивой тенденции роста производства, существенное влияние на которую оказывают про цессы крупномасштабного технического перевооружения, а также развитие производства белой техники. Существующий металлургический комплекс выпускает продукцию, которая может слу жить сырьем для металлообрабатывающих и машиностроительных производств, что повы шает инвестиционную привлекательность их развития. Наличие конкурентоспособного территориального кластера, конкурентной сети близко локализованных предприятий, производящих одну и ту же смежную продукцию, позволит обеспечить хорошие рыночные позиции для отрасли, самих предприятий, региона, да и страны в целом. Создание и функционирование ОЭЗ «Липецк» улучшит деловой климат, поможет стиму лировать инвестиционную и предпринимательскую активность, ускорит экономический рост и развитие машиностроительной отрасли на новой технологической основе. В области идет активная работа по созданию особых экономических зон промышленно производственного типа регионального уровня. 4. Наличие черноземов (плодородных почв) и условий развития растениевод ства и животноводства Земельный фонд составляет 2404,7 тыс. га. Преобладающие типы почв — черноземы, занимают свыше 85% всей территории. Благоприятные климатические условия, наличие плодородных почв способствуют развитию сельскохозяйственного производства. Площадь сельхозугодий занимает свыше 1786 тыс. гектаров, из них пашня составляет почти 80% территории, 27 тыс. га занимают плодовые сады. В расчете на душу населения ежегодно производится до 1,5 тонны зерна, 300 кг — .молока, почти 55 кг —мяса, 400 шт. —яиц. В результате область, обеспечивая собственные потребности населения в продуктах питания, осуществляет вывоз продовольствия за ее пределы. Вывозится более 20% произведенного зерна, 40% — мяса и мясопродуктов, 80% — сахара, спирта, 90% — плодоовощных консервов. В 2005 году в области собран рекордный за последние 15 лет урожай зерна — около 2 млн. т. Средняя урожайность превысила 33 ц/га, в отдельных территориях — 40 ц/га. Этот результат — один из лучших не только в Центральном Федеральном округе, но и в целом в России. Область является одним из лидеров среди регионов России и по качеству производи мого зерна. В 2005 году произведено продовольственного зерна около 90%. Собран высо- кий урожай сахарной свеклы. Строительство агропромышленного холдинга по производству 41» и переработке сахарной свеклы приведет к увеличению посевных площадей в 1,6 раза, валового сбора — в 1,8 раза. Реализация инвестиционных проектов по строительству, модернизации и реконструк ции животноводческих комплексов позволит увеличить поголовье свиней и производство свинины в 12 раз, молока — на 5%, довести производство говядины до 15 тыс. т.в год. 5. Сложившаяся практика привлечения инвестиций, прочные контакты с корпо ративными инвесторами С 1998 года в области функционирует крупное птицеперерабатывающее предприятие ООО «Золотой Петушок Инвест» американской компании «Golden Ruster Ко. Limited». В апреле 2004 г. в результате успешно развивающегося российско-итальянского со трудничества введен в эксплуатацию цех по производству стиральных машин на промыш ленной площадке ЗАО «Завод холодильников «Стинол» проектной мощностью 1 млн. штук в год. В октябре 2005 года введен в строй крупнейший в Европе центр логистики для склади рования и дистрибуции бытовой техники, инвестиции в строительство которого составили 32 миллиона евро. ОАО «Липецкий металлургический завод «Свободный Сокол» осуществляет крупномас штабный проект «Реконструкция труболитейного цеха», что позволит увеличить производ ство труб более чем в 2 раза. Создание особой экономической зоны регионального уровня в Тербунском районе: — строительство агропромышленного холдинга по производству и переработке сахар ной свеклы позволит перерабатывать 12 тыс.тонн свеклы в сутки; — завод строительных металлоконструкций будет выпускать 45 тыс.тонн металлоконст рукций в год, первые партии продукции завода будут направлены на возведение агропро мышленного холдинга по производству и переработке сахарной свеклы; — реализация проекта «Строительство завода по производству керамического кирпича мощностью 40 млн. штук кирпича в год» обеспечит дополнительное создание 50 рабочих мест, поступление налоговых платежей в бюджеты всех уровней в сумме около 30 млн. руб. в год; — создание группы предприятий (пять заводов) фармацевтического профиля по произ водству антибиотиков и растительных лекарств, склада площадью 10 тыс.кв.м. 6. Бездотационный бюджет, независимость от федерального центра Финансирование расходов бюджета осуществляется за счет собственных доходов. Доля федеральных средств в бюджете области составляет 5%. 7. Устойчивое соотношение между налоговыми поступлениями и ВРП Доля налоговых поступлений в составе ВРП составляет 17-23%. 8. Гласность, прозрачность и обеспечение конкуренции в размещении заказов для государственных нужд области В 2005 году 72% областного заказа размещено на конкурсной основе, экономия средств областного бюджета составила более 140 млн.руб. С 1 января 2006 г. государственный заказ области размещается с использованием средств автоматизированной системы «Госзакупки» Липецкой области. Вся информация,о,размещении заказов размещается на официальном сайте госзакупок Липецкой области, что обеспечивает максимальную открытость информации для всех за- „ ИНТереСОВЗННЫХ. ЛИЦYr,p-)^Jт^nг * 'ГТ^ тп п г * У'г 1 ннп« 1 п т п р т о п т г * f'p rvrr* 9. Наличие необходимых условий для выравнивания территориальной асим метрии развития районов области За последние годы значительно повысился уровень жилищно-бытовых условий жизни населения, как городских, так и сельских территорий. Практически все населенные пункты области охвачены медицинским, торговым и транспортным обслуживанием. Вырос уровень благоустройства: 90% населенных пунктов газифицированы, 72%—имеют централизованное водоснабжение. Увеличились темпы жилищного строительства в сельских районах, в 2005 году введено в эксплуатацию 187 тыс. кв. м жилья, с ростом 123%. Выравнивание социально-экономического развития территорий возможно путем стиму лирования их потенциальных возможностей, в том числе через создание точек «роста», таких как: — особой экономической зоны промышленно-производственного типа в Грязинском районе; — кластера и смешанных производств в гг. Липецке, Ельце, Лебедянском районе; — особых экономических зон регионального уровня; — реализации крупномасштабных инвестиционных проектов по строительству, модер низации и реконструкции животноводческих комплексов в рамках приоритетного нацио нального проекта развития АПК в Лев-Толстовском, Лебедянском, Данковском районах, строительства крупнейшего в России сахарного завода, заводов по производству керами ческого кирпича, строительных металлоконструкций и ряда других объектов в Тербунском районе. Слабые стороны(Щ 1. Моноструктурная экономика Усиливается моноотраслевая структура экономики. Ведущее место в промышленном производстве занимает металлургическое производство и производство готовых металли ческих изделий, представленное 14 предприятиями. Удельный вес ее составляет 62% от общего объема промышленной продукции, 95% экспорта, свыше 50% налоговых поступле ний в бюджеты всех уровней. Однако зависимость черной металлургии от конъюнктуры, складывающейся на мировых рынках, и особенно в настоящее время, когда резко снижается рентабельность металлурги ческой продукции, вызывает серьезную озабоченность, так как дестабилизация положения дел в отрасли в любой момент может оказать негативное влияние на состояние экономики и социальной сферы области. 2. Производство продукции с низкой долей добавленной стоимости. Снижение конкурентоспособности ряда отраслей экономики В структуре промышленного производства остается значительной доля продукции с низкой добавленной стоимостью. В товарной структуре экспорта 95% занимают черные металлы и изделия из них, в том числе 53% — это продукция с низкой степенью переработки. Несмотря на то, что промышленность формирует около 60% ВРП, всего 10% предприя тий производят 90% общего объема выпускаемой продукции. Инновационно активными яв ляются около 6% промышленных предприятий. Физический и моральный износ основных фондов составляет более 50%. Использова ние производственных мощностей в ряде случаев составляет от 30% до 50%. Сохраняется высокой доля убыточных предприятий (40%). Снижена конкурентоспособность ряда отраслей экономики. Внедрение международных стандартов управления качеством идет крайне медленно. Системы управления качеством сертифицированы только на 30 предприятиях. В этих условиях предприятия окажутся не подготовленными к вхождению в ВТО и неспособными конкурировать даже на внутреннем рынке. Целый ряд проблем связан с неэффективной пространственной организацией, сниже нием конкурентоспособности и экономического потенциала территорий. Таблица 4.2.1 Товарная структура экспорта 95 % И Черные металлы и изделия из них ИМашиностроительная продукция 1^Продовольствениые товары и сырье для их производства (^Продукция топливно-энергетического и нефтехимического комплекса (Продолжение на 11-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz