Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)
à„Ó ¸ ñàãàç: 20 июля 2007 г., № 139 (23017) 3 — Вот я иногда слышу, что, допустим, режиссер те- атра, или дирижер, или, если взять мою специаль- ность, руководитель хора должен быть диктатором. По-моему, это необязатель- но. Я, например, не дикта- тор. Требовательный — да. Но, в первую очередь и боль- ше всего — к самому себе. Если твои певцы видят, ка- кую высокую планку ты ставишь перед собой, то что- то и у тебя, и у них получает- ся. Если ты не позволяешь себе халтурить, не будут халтурить и те, с кем работа- ешь. А склонности к дикта- торству, к давлению во мне не было изначально. Дома на меняникогдане давили.Мои родители относились ко мне с огромнымпониманием. Им были интереснымои увлече- ния. Мать с отцом работали на трубном заводе, никогда не занимались музыкой, хотя любили ее слушать. Они ни разу не сказали мне: «Бросай эту ерунду и выби- рай мужскую нормальную профессию, которая будет тебя кормить». Я захотел играть на баяне—мне купи- ли инструмент за двести рублей. А зарплата у них была, по-моему, рублей во- семьдесят. Мало того. На какое-то время я охладел к баяну, стал играть в эстрад- ном ансамбле. И опять ни слова упрека. Старшие ува- жали мое желание быть са- мим собой. —Ну сейчас такая терпи- мость в семье, особенно ког- да речь заходит о будущем ребенка, большая редкость. Теперь с первых шагов все подчинено одному: любой ценойдобиться, чтобыучада был хороший аттестат, нуж- ные баллы по ЕГЭ, а значит, шансполучитькакой-нибудь надежный диплом-эконо- миста, юриста, программис- та. Все прочее—побоку. Оно мешает, отвлекает от глав- ного. Я слышала, что одна мамаша закатила скандал библиотекарям. Они, видите ли, потакали склонностямее дочки, которая любила сти- хи, читала Тютчева и Есени- на, сама пробовала что-то писать. Мать заявила: ей не над вашими поэтами надо сидеть, а над задачками, чтобы сдать экзамен на ме- неджмент... — Наверное, ее можно понять. Времена измени- лись. Сейчас только и слы- шишь о прагматизме, о про- бивных способностях, карь- ере. —Простите, Игорь, пере- бью. Но чтобы организовать настоящий профессиональ- ный хор, как это сделали вы, надоже было обладать таки- ми способностями. А иначе, ваше деломогло просто тихо заглохнуть... Короткоеотступление: о моем собеседнике. Сперва — сухие факты. На участие в Международ- ном конкурсе хоровых кол- лективов вГерманииподали заявки шестьдесят три коллектива. Отборочный тур прошли только шесть: посланцы Норвегии, Вели- кобритании, Аргентины, Филиппин, Германии и — России. Россию на столь крупноммузыкальномфору- ме представлял Липецкий муниципальный камерный хорИгоряЦилина. Кстати, меломаны этот хор для краткости называют ци- линским. Когда я больше десяти лет назад познакомилась с его создателем и руководи- телем, такое и предполо- жить было невозможно. Признаюсь: мне с трудом верилось в будущее самого этого начинания. Кажется, и сам замотанный организа- тор лишь из упрямства не бросал начатое. Он сетовал на бесчисленные проблемы, в его голосе чудилась неуве- ренность. Сегодня маэстро честно говорит: доведись ему повторить весь пройден- ный путь, ни за что бы уж не согласился. Но тогда он сумел осу- ществить свою идею. Ему хватило на это и сил, и эн- тузиазма, и напора. —Пробивные способнос- ти? Ох, и непростой это воп- рос. Уменя дома бойцовские качества не были в цене. Меня не учили расталкивать других, работать локтями. Родители были люди очень мягкие, спокойные. Да в советские времена, хотя они в пору моего отрочества и юности уже заканчивались, в принципе не считалось правильным воспитывать детей агрессивными, нераз- борчивыми в средствах. Иные были представления о жизни, о том, каким должен быть человек. Успех, удача, самореализация? Ну, это все придет, если будешь любить то, чем занимаешься. Если не озабочен карьерой, а сле- дуешь призванию. Так мне объясняли. Вернее даже не объясняли, а исподволь под- водили к пониманию этого непреложного закона. Вот с камерным хором так и полу- чилось. Я всего лишь делал то, что люблю. А результат, благодарная аудитория, доб- рые отзывыколлег, зарубеж- ные награды — все случи- лось уже как бы само собой. — Родители бывают на ваших концертах? — Отец не дожил. Он рано умер. Амама, понятно, приходит, слушает, пережи- вает. — Но давайте вернемся еще ненадолго к началу ва- шего коллектива. Что все- таки давало вам надежду на достижение цели? —Я вспоминаю те време- на и не понимаю, как выдер- жал. Сколько раз хотел все бросить. Профессиональных вокалистов нет, привлечь людей особенно нечем — за- рплаты-то мизерные. Да и культурная жизнь в Липец- ке была совсем не та, что се- годня. Я бы даже иначе ска- зал: ее вообще не было. Как и подготовленного слушате- ля. Вот и приходили всякие нехорошие мысли: да зачем я так выкладываюсь, кому это надо? Даром, что сам все и затеял. Я до этого руково- дил самодеятельным акаде- мическимхором.Ахотелось, чтобы был сильный профес- сиональный коллектив. — Но сегодня уже нет сомнений, что все сложи- лось, удалось? — Да, безусловно. Хор собирался по крупицам, за это время состава три смени- лось. Но что интересно: да, я работаю с профессионалами, но, в первую очередь, это все равно энтузиасты. Занятие- то не престижное, недоход- ное, оно не дает возможности прокормить семью. Все мои вокалисты вынуждены ра- ботать еще в нескольких местах. Кто в музыкальной школе, а кто-то вообще за- нимается делом, к музыке отношения не имеющим. Например, предпринима- тельством. Ав хоре, говорит, у меня душа оживает. Пожа- луй, обычного энтузиазма тоже мало, чтобы четыре раза в неделюпосещать репе- тиции и заниматься часами. Тут нужна огромная любовь к музыке. Если бы они рабо- тали за деньги, то разбежа- лись бы давным-давно. И никаким диктатом я никого бы не удержал. Понимаете, в творческомколлективе как в семье. Либо есть кровная, духовная, душевная связь, либо ее нет, и тогда не рас- считывай на прочность, на- дежность отношений. — Ну вот вы опять вер- нулись к семейной теме... — Наверное, это естест- венно. То, что усвоено в де- тстве, сделалось сутью твоей личности, так или иначе сказывается во всем, что ты делаешь. Мои родители не были искушены в педагоги- ческой премудрости, им никто не толковал, как надо воспитывать детей. Но им доставало здравого смысла и доверия ко мне, веры в меня. В общем, дома мне всегда было хорошо. И всегда хоте- лось идти домой. Я знал, что ÅéãúòàÖ ÑÖíà «Мне всегда хотелось возвращаться домой» é· ËÒÍÛÒÒÚ‚Â ‚ÓÒÔËÚ‡ÌË fl Ë ÛÏÂÌËË ÔÂÚ¸ ‚ ı Ó Â У американцев есть выражение, которое по-русски звучит не очень складно: человек, сделавший сам себя. Это когда удачливым предпринимателем, политиком или, на худой конец, университетским ученым становится не потомок обеспеченных, влиятельных родителей, а уроженец провинциальной глубинки, городской окраины, человек из небогатой семьи. Подразумевается, что он, вопреки обстоятельствам, может быть, даже сопротивлению близких сумел добиться завидного положения исключительно благодаря собственному упорству и способностям. Как будто бы Игорь Цилин, чье имя ныне знают поклонники хоровой музыки не только в Липецке, не только в России, но и за рубежом, идеально вписывается в эту формулу. Его отец и мать не имели никакого отношения к музыке. Когда они купили мальчишке первый баян, ни он, ни домашние, похоже, не предполагали, что жизнь Игоря будет связана с искусством. Все дальнейшее вроде бы сделал, всего добился только сам. Но в ответ на такое мое предположение Игорь Михайлович покачал головой. И попробовал объяснить, как все было, начав издалека. у меня надежные тылы. Вот что-то подобное я и пытался, пытаюсь создать и в нашем хоре. Если бы у нас не было, так сказать, семейной ат- мосферыдоверия, уважения, боюсь, люди после рабочего дня не ехали бы ко мне на репетиции. Кстати, есть осо- бая специфика в искусстве вокалиста: ему не только психологически, но и физи- чески должно быть комфор- тно. Тогда и голос зазвучит так, как надо. — А петь в хоре проще, чем быть солистом? — Я бы сказал — слож- нее. Надо, не потеряв инди- видуальности, суметь под- строиться под ансамбль, со- относить звучание твоего голоса со звучанием всех. Если у тебя зашкаливают амбиции и индивидуализм, ты не сможешь петь в хоре. Это занятие не для амбици- озных карьеристов. Надо не только ощутить себя винти- ком, но и получать от этого удовольствие. Зато, если это появилось, пение в ансамбле становится своего рода нар- котиком — от него трудно отказаться. У меня есть люди, которые на основной работе получают зарплату раз в десять больше, чем у нас. Однако они продолжа- ют репетировать и выступать на концертах. Знаете, сейчас ведь многим не хватает того, что было в советское время, когда работали не за деньги, а из преданности делу. Но у человека ведь остается пот- ребность искать в себе Бога, а не просто пополнять счет в банке. Вот у нас есть детская студия. Закончив ее, ребята и в семнадцать, и в девятнад- цать лет продолжают петь. И это радует меня больше, чем все звания и награды: зна- чит, и теперь возможны бескорыстные порывы, стремление к творчеству. Несмотря ни на что. —Но выже сами только что сказали, что время изме- нилось, а вместе с ним не только правила игры, но и запросы. И даже признали правоту мамаши, требую- щей, чтобыдочканеЕсенина читала, а задачки решала... — Ну нет. Ломать детей нельзя. Это опасно. И часто — бессмысленно. По боль- шому счету, запросы души не меняются. Выже не отне- сете к душевным запросам желание купить новую ино- марку или построить особ- няк. Другой вопрос, духов- ное, душевное надо вовремя пробудить. Яубежден: семья намного сильнее среды и общих правил игры. Создай- те детям условия для твор- чества, дайте почувствовать его вкус. И при этом не надо давить на ребенка, не надо ставить перед ним глобаль- ных целей. Надо всего лишь дать ему возможность зани- матьсялюбимымделом, что, собственно, и сделали мои родители. Я сначала посту- пил в Московский институт культуры, но, проучившись год, понял, что это не мое. Забрал документыи пошел в армию. Представьте, ни от матери, ни от отца не было ни намека на недовольство: мол, мечешься, сам не зна- ешь, чего хочешь. После ар- мии я поехал в Казанскую консерваторию и поступил, выдержав конкурс пять че- ловек на место. Тогда я на- шел себя.Иочень благодарен маме с папой, что они не сби- ли меня с пути. Сейчас ста- раюсь сделать то же самое для своей дочери. — Какие у вас сегодня трудности? —У нас теперь, как нерв в нездоровом зубе, убивают в молодых, в детях любое романтическое начало, ув- лечение. Между тем ребенок должен быть свободен. И иметь возможность попробо- вать все, что ему захочется. Тогда он найдет себя, свое. А начнут его ломать, отсекать все вроде бы лишнее в его жизни, и он, смирившись, станет заниматься тем, к чему не лежит душа. А это ведь мука, крест до конца дней. Так вот, коли прагма- тизм окончательно востор- жествует, в культуре и ис- кусстве останется только старая гвардия, для которой призваниеважнее заработка. Если, конечно, на уровне правительства не обратят внимания на нашу сферу. И не признают по-настоящему, не на словах, не в деклараци- ях: страна не может быть процветающей без культу- ры. Кроме того, мне горько, что вот так могут погибнуть редкие вокальные таланты. Иные даже не узнают, что у них этот талант есть. Вторая трудность— репертуар. Есть русская поговорка: заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет. Нет, я ничего плохого не хочу сказать о современных отечественных композиторах. Но почему-то все они взялись писать ис- ключительно духовную му- зыку. Однако репертуар не может состоять только из таких произведений. Если программа тематическая – рождественская или пас- хальная, — тогда нет вопро- сов. А как быть на других концертах? Зарубежные композиторы пишут инте- реснейшие сочинения, ис- пользуя и джаз, и рэп, а вот у нас этого, к сожалению, нет. Между тем параллель- но-то существует еще и про- блема привлечения молоде- жи к серьезному искусству. Будет в программе хотя бы два-три таких, условно гово- ря, авангардных, дерзких произведения, то сперва увлеченная лишь ими моло- дежь придет позднее и к Чеснокову, и к Бортнянско- му. — Ваш хор завоевал уже столько наград на междуна- родных конкурсах, что мож- но, наверное, сказать: вы добились всего, чего хоте- ли… —Список наших наград, конечно, солидный. Мы за- воевывали Гран-при в Испа- нии, Италии, Венгрии, Гер- мании, Финляндии. А вот сказать, что я добился всего, чего хотел… Можно ли так думать, когда понимаешь: будущее твоего детища под угрозой? У нас по-прежнему нет концертного зала, и вряд ли он появится при моей жизни. У вокалистов, я пов- торюсь, мизерные зарплаты, и я не знаю, найдется ли лет через десять столько энтузи- астов, которые согласятся работать фактически лишь ради счастья петь. Если бу- дет принят закон об автоном- ных некоммерческих орга- низациях и нас лишат дота- ций, то не выживет не только наш хор. Под вопросом ока- жется вся культура. Нам все сложнее выезжать на кон- курсы, поскольку на основ- ной работе руководители отказываются отпускать людей даже за свой счет. В доперестроечное время тут не возникало препятствий, поскольку культура была одной из важнейших состав- ляющих имиджа советской державы за рубежом. Ну, а хоровое искусство в России вообще, по-моему, потихонь- ку гибнет. Представьте, до революции в одной Саратов- ской губернии было 300 хо- ров, а сегодня по стране столько не насчитаешь. — Но в чем, на ваш взгляд, причина такого упадка? — Причина в том, что слова «культура» и «искус- ство» крайне редко звучат из уст руководителей страны. Отсюда и жалкие зарплаты, и непрестижность профес- сий, связанных с этой сфе- рой. На крошечных Филип- пинах, чтобы петь в профес- сиональном хоре, надо вы- держать конкурс — триста человек на место! Вы и сами догадываетесь, о чем это го- ворит. В Бремене мы прини- мали участие в трехчасовом хоровом шоу. Зал на семь тысяч человек был полон. А у нас? Где уж тут почивать на лаврах? Впрочем, тревога тревогой, а надо продолжать делать свое дело. Пожелайте нам удачи. Беседовала Елена БРЕДИС. В «Лукоморье» по-прежнему живет сказка (Окончание. Начало на 1-й стр.) С этого года «Чайка» будет принимать исключительно воспитанников детских домов ишкол-интернатов. В отличие от других лагерей одни и те же ребята живут здесь не не- сколько недель, а все лето, меняются лишь воспитатели и вожатые. —Значит, постоянно нужно придумывать что-то новень- кое. Повторяться нельзя, — рассказывает Наталья Виталь- евна. – Каждая смена посвящена какому-то творческому направлению. В гости к нам приезжали артисты, даже цирк был. Кроме того у нас масса кружков: от компьютерного клуба до резьбы по дереву. В перспективе «Чайка» станет летней дачей для самых маленьких обитателей детских домов – дошкольников. Ос- новные условия для этого уже есть и сейчас: корпуса отап- ливаются, в одном из них, где как раз живут малыши, —ту- алеты, ванны с холодной и горячей водой. А вот ребята пос- тарше умываются на улице. Подводить горячую воду к их корпусам, продолжить обустраивать территорию заплани- ровано на следующий год. —Средства для этого понадобятся значительные. Лагерю более пятидесяти лет, здания, конечно, обветшали. Но об- живаться здесь мы только начали, вниманием руководства мы не обделены. Так что будем развиваться, —подвела итог Наталья Алексеева. Старые и новые чудеса В спортивно-оздоровительный лагерь «Лукоморье» неда- леко от селаЯрлуково Грязинского районамыпопали в тихий час. В ароматном безмолвии соснового леса особенно грустно глянули на нас остатки былого «лукоморьевского» велико- лепия: потемневшие от времени деревянные корпуса-терема. Отнюдь не сказочный, но вполне современный двухэтажный корпус с новыми пластиковыми окнами и дверями не очень- то вписывается в этот стиль. Так же, как и горы свежего песка, щебенки и другие признаки строительства у расчи- щенной площадки. —У нашего лагеря долгая история. Сначала он возводил- ся как база отдыха треста «Спецстрой». Потом сюда приез- жали детские смены. Предприятие обанкротилось, лагерь пришел в упадок.Но вминувшемгоду его передали областной комплексной детско-юношеской спортивной школе. И, как видите, перемены– налицо. Только на этот год нам выделено тринадцать миллионов рублей, — ввела меня в курс дела заместитель директора лагеря Юлия Шашенкова и пригла- сила на экскурсию по отремонтированному корпусу. Стертые ступеньки и покрашенные краской перила лест- ницына второйэтаж–единственное, чтонапоминает о старом интерьере. Все остальное – нечто среднее между офисом и отелем. На окнах – современные легкие шторы, вдоль стен – новые кресла. В игровой комнате – теннисный стол. В спальнях–по четырекровати, накоторых, сладкопосапывая, спят самые младшие из живущих здесь спортсменов. Юные боксеры, дзюдоисты, пловцы в лагере не просто отдыхают, но и продолжают тренироваться. Распорядок до- вольно насыщенный: утром обязательная зарядка, потом общие мероприятия и тренировки – по две в день. Пока зани- маются на старых площадках. Но уже к концу месяца будет готово новое футбольное поле с мягким, гранулированным покрытием. Горы песка и щебенки – для него. Этим планы на завтра и послезавтра, однако, не ограничиваются. — Осенью думаем проложить сорокаметровую легкоат- летическуюдорожку. Постепенно будем переходить на круг- логодичный режимработы. Есть уже проект крытого бассей- на. Хотелось бы, чтобы все наши идеи осуществились. Здесь, между прочим, разные дети отдыхают: и чемпионы, и «труд- ные» ребята, кто на учете в милиции состоит. Но всем им нужна забота, — замечает директор лагеря Елена Лисова. Сами ребята вполне довольны. Одно лишь им обидно: девчонок в смене – единицы. — Без них скучно, — признается Денис Дементьев и склоняется к шахматной доске: боксеры же не только на ринге соревноваться умеют. * * * Не так давно по одному из центральных каналов прошел репортажо подмосковных элитных детских лагерях. Водном из них благородных барышень учат искусству дефиле, маки- яжу, приятным манерам. В другом предлагаются уроки верховой езды, английского языка и опять же – хороших манер. Ну, и всякие сопутствующие радости: бассейны с джакузи, теннисныекорты, кажется, даже где-товертолетная площадка. Цена путевки — несколько тысяч долларов. Ко- нечно, нашимлагерям, каки большинству наших родителей, до такого далеко. Но вот, например, у Игоря Батищева, ди- ректора открывшегося после трехлетнего капитального ре- монта «Звездного», в планах тоже создание конной секции и лыжной трассы. Те, кто заглядывал в последнее время в этот лагерь, вряд ли вообще предполагали, что его можно восста- новить. Но, оказывается, можно. Будущее у наших лагерей есть. Асамое главное—они уже сейчас помогают нашим детям почувствовать себя счастли- вее. Софья ВОБЛИКОВА. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА И ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА ИГОРЯ ЦИЛИНА à„Ó ¸ ñËÎËÌ Ë Â„Ó ı Ó ‚ ˚ ÒÚÛÔ‡ ˛ Ú Ë ‚ Ó‰Ì ˚ı ÒÚÂ̇ ı , Ë Á‡ Û·ÂÊÓÏ. Ñ‚ËÊÂÌË ·ÂÁ ÓÔ‡ÒÌÓÒÚË С ветерком при наружном освещении Чтобы обеспечить безопасность дорожного движения, областным управлением дорог и транспорта разработана «Программа работ по устройству линий наружного освещения на опорной сети автомобильных дорог Липецкой области на 2007-2010 годы». На эти цели выделено из областного бюджета 97,5 миллиона рублей. В рамках реализации программы уже построено более 30 ки- лометров линий освещения дорог. В частности, в этом году фонари появились вдоль автомобильной дороги Липецк — Доброе — Чап- лыгин в районе сел Филатовка и Никольское. Общая протяженность участка — 1,9 километра. В июле будет завершено устройство наружного освещения сел Каликино и Махоново протяженностью 2,7 км, в третьем квартале — села Елецкие Пады. Скоро не узнают автомобилисты и автодорогу Липецк —Доброе — Чаплыгин. Плохо освещенная в вечернее и ноч- ное время, она была небезопасной. Особое внимание сосредоточено на внедрении новых техноло- гий, которые обеспечивают более эффективную и долговечную экс- плуатацию сетей наружного освещения. Установлены, например, натриевые лампы, самонесущий провод. Освещение с наступлени- ем сумерек включается автоматически. В период с 2008-го по 2010-й и в последующие годы предус- мотрено также продолжение строительства линий наружного осве- щения протяженностью 65,9 километра вдоль автодорог Липецк — Чаплыгин, Липецк — Данков, Липецк — Усмань, Липецк — Грязи, Тербуны — Васильевка —М.Борки. Как сообщил начальник управления дорог и транспорта Липец- кой области Сергей Салогубов, поставленные задачи в «Программе работ по устройству линий наружного освещения на опорной сети автомобильных дорог Липецкой области на 2007-2010 годы» будут выполнены в запланированные сроки. Виктор МАНАЕНКОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz