Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)
13 июля 2007 г., № 134 (23012) 3 ФОТО ИЗ АРХИВА åË ı ‡ËÎ É·ÁÍÓ‚ (Ò΂‡) Ë ãÂÓÌˉ ÇËÌÌËÍÓ‚. 6600 руб. ООО «СтеклоМаркет» ОКНА MONTBLANC Изготовление от 3 дней. Наш адрес: г. Липецк, Трубный проезд, д. 11в. Тел.: 34-61-56, 34-99-82. Сертифицировано. 3920 руб. 4720 руб. Цены указаны без учета монтажа. ки для себя, а Лене уступил, поддавшись ее уговорам. Самое логичное в этой ситуации – добраться до кон- ца цепочки сбытчиков. Но происходит неожиданное. В действиях следующего звена этой цепочки – Александра Рыжкова — Надежда Васи- льева вообще не усматривает состава уголовного преступ- ления и привлекает его к ад- министративной ответствен- ности в виде пятисотрублево- го штрафа. Кстати, после ее увольнения дело пересмотре- ли, иРыжковбылосужденна восемь месяцев лишения свободы. Зато из Кошеляева, кото- рый является простым нар- команом, Васильева решает сделать едва ли не професси- ональногопродавцанаркоти- ков, вменив ему в вину их регулярный сбыт. Дело в том, что помимо проданных Лене трех доз, в кармане у Кошеляева нашли ещеодин«чек»героинавесом 0,16 грамма. Подозреваемый уверял, что он ему не прина- длежит. Да и никаких дока- зательств, что эта доза пред- назначалась дляпродажи, не имелось. Тем не менее Васи- льева по поводу этих 0,16 грамма через три недели воз- буждает еще одно уголовное дело — по покушению на сбыт наркотиков. То есть из мухи собирается сделать сло- на, хотяпрекраснопонимает: за хранение небольшого ко- личества наркотика предус- мотрено административное наказание в виде штрафа, а за покушение на сбыт – уго- ловное, в виде лишения сво- боды на срок до 6 лет. Именно возбуждение уго- ловного дела за преступле- ние, доказательства по кото- рому отсутствовали, по мне- нию суда, побудило Василье- ву искать лжесвидетеля. Ведь она сама загнала себя в тупик, из которого иного выхода не видела. И Надежда Васильева об- ратилась с просьбой найти нужного лжесвидетеля к оперуполномоченномутерри- ториального управленияГос- наркоконтроля Гореликову. Фабрикация уголовных дел – одна из самых больных тем для общественности. И не случайно профессиональ- наядеятельностьВасильевой попала в поле зрения сотруд- никовобластногоуправления ФСБ. Проверяя полученную информацию, к Гореликову подошел представитель УФСБ и поинтересовался, действительно ли поступало ему предложение о поиске лжесвидетеля. Тот признал: да, поступало. Тогда в целях документирования противо- правной деятельности Васи- льевой и было решено в соот- ветствии с Федеральным за- коном«Обоперативно-розыс- кнойдеятельности»провести «оперативныйэксперимент». Он состоялся 31 июля 2006 года. Гражданина К., который былнаправленврамкахэтого эксперимента к Васильевой, проинструктировали: самому никаких показаний не да- вать, но если Васильева поп- росит что-то подписать – со- глашаться. И… действитель- но вкабинете старшего следо- вателя, как утверждал на судеК., емубылопредложено подписать уже готовые, со- ставленные кем-то показа- ния, что он якобы регулярно покупал героин у Кошеляе- ва. На суде Надежда Василь- ева утверждала – поклеп. ГражданинК. самлично рас- сказал все, что записано в протоколе допроса. Внестиясностьпозволила сделанная с санкции соот- ветствующихоргановифигу- рировавшая в суде аудиоза- пись беседы в кабинетеВаси- льевой. Вот несколько фраг- ментов этой аудиозаписи, убеждающих в том, что К., беседуя с Васильевой в ее кабинете, совершенно не ве- дал о событиях, изложенных в протоколе допроса, ника- ких показаний не давал. — В суде вас никто не увидит. Я вам ещё раз повто- ряю. То есть встречине будет. Ваши данные будут так же, как и дела… Ваши данные будут все в конверте. Понят- но? Я вам гарантирую, что вас никто не вычислит, — уговаривает Васильева буду- щего лжесвидетеля. — В суд по поводу чего менябудут вызывать?–недо- умевает К. Васильева: «По поводу… Вот сейчас я вам показания дам, почитаете какие, что вы покупали героин у Кошеляе- ва». —Что я покупал героин? – удивляется К. —Да,—внушаетВасиль- ева. — А как я? Мне не надо будет его опознавать иличто- то? — интересуется К. Васильева: «Нет-нет, вы засекреченный человек». К.: «А то судья спросит, а я и знать не знаю…» Васильева: «Я вам сейчас покажу его морду на всякий случай.Работалвавтосервисе на 19-м микрорайоне он. Ваши показания потом… Вот здесьпочитаете,вызачитаете, то есть больше ничего. Там конкретные показания». Уловили?Старшийследо- ватель предлагает вызубрить показания, которые К. впер- вые видит. Далее Васильева Пожалуй, трудно назвать другое уголовное дело, которое вызывало бы столько же противоречивых эмоций, как это. На скамье подсудимых – бывший старший следователь по особо важным делам следственного отдела управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Липецкой области, подполковник полиции Надежда Васильева. Обвинение —фальсификация доказательств. Приговор — три года колонии общего режима с лишением права занимать должности, связанные с выполнением функций представителя власти в органах государственной службы и местного самоуправления сроком на два года. É ÓÏÍÓ ‰ÂÎÓ «Почитайте, как вы покупали героин...» àÒÚÓ Ë fl Ó ÒΉӂ‡ÚÂÎÂ, ÍÓÚÓ ˚ È Û˜ËΠ΄‡Ú¸ ëÓ·ÂÒ‰ÌËÍ «ãÉ» Трудно быть Бо ç ‚Ò fl ÍËÈ ı Û‰ÓÊÌËÍ „ÓÚÓ‚ ÒÚ‡Ú¸ ‡ ·ÛÁÓÏ Открывшаяся в областном выставочном зале выставка художника Вадима Бо из Санкт- Петербурга «В поисках (к) рая» вызвала оживленную реакцию. Юные студентки худграфа признаются, что любят творчество Бо, коллеги благодарят за яркие, необычные образы, искусствоведы спорят, что это — кубизм, ташизм или постмодернизм, а воспитанные на соцреализме старушки пишут в книге отзывов «Срам, да и только!». О современном искусстве и светской жизни северной столицы Вадим Бо рассказал в интервью «Липецкой газете». —Вадим, мы знакомы с тобой уже лет десять. Тогда фамилия у тебя была не- сколько длиннее, а занятия живописью ты совмещал с журналистикой. Что дал тебе переезд вПитер в твор- ческом плане, изменились ли твои художественные ориентиры? — Живя в маленьком городе, очень сложно про- биться к широкой публике. Зачастуюхудожникиварят- ся в собственном соку, слов- но не замечая актуальных мировых тенденций. Рань- ше я мог знакомиться с современной живописью лишь по телепередачам и альбомам. А в Питере еже- недельно открывается с десяток экспозиций европейского уровня, можно увидеть все своими глазами, пообщаться с авторами работ. Для ху- дожника очень важен такой контакт. Я ощущаю себя граж- данином мира, мне интересно везде. Где бы я ни находился, в Липецке, в Коктебеле или Киеве, может быть, в Марокко, я всегда нахожу что-то, что вдохновляет меня. — Можно ли в Питере заработать на жизнь, занимаясь исключительно творчеством? —Хочу сразу огорчить тех, ктопитает подобные иллюзии. Лишь очень немногие мастера живут исключительно на доходы от продажи своих работ. Это или раскрученные ме- диа-персонажи, или те, кто регулярно получает муници- пальные и коммерческие заказы. Диапазон цен огромен—от тысячи рублей за картину уличного художника до десятков тысяч долларов за работы мэтров. К примеру, бывший учас- тник группы «Кино» Гурьянов за бешеные деньги продает свои огромные полотна с полуобнаженными монтажниками иморячками обожающим его богатеньким дамам бальзаков- ского возраста ипочитателям гей-эстетики. ХудожникЮрий Купер, в свое время сотрудничавший с Сокуровым, сделал целое состояние на мрачноватых картинах, изображающих быт коммуналок. На Западе коммерсанты очень ценят такую русскую экзотику. Купер купил себе роскошный особняк, а сотни талантливых художников по прежнему ютятся в тру- щобах. Самое скверное, что теперь искусство полностью зависит от кураторов, искусствоведов, галеристов, коллекционеров. Для современного арт-рынка гораздо важнее пиар-шумиха вокруг автора, чем талант художника и божья искра в его работах. Сейчас людям интересна не художественная цен- ность произведения, а степень экстравагантности его автора. На смену Творцам пришли шоумены и компиляторы, жонг- лирующие чужими идеями, не создавая ничего своего. Что- бы привлечь внимание СМИ, многие готовы пойти на что угодно. Так, «человек-собака» Олег Кулик несколько часов вертелся в костюме, украшенном стразами, под потолком ночного клуба, изображая дискотечный шар. Еще один арт- провокатор, некий «император Вава» распял себя в галерее Марата Гельмана, дабы, как он выразился, «создать медиа- прецедент». Подобного рода акции случаются в Москве едва ли не каждую неделю, а Питер не отстает. Вот недавно Анд- рейБартенев вПетропавловской крепости в образе человека- арбуза проводил вечеринку под девизом «Любите гламур!» А еще питерскую богему порадовало возвращение скандаль- ного Владимира Мамышева-Монро. Этот персонаж просла- вился своим воплощением ярких фигур от Мэрилин Монро до Распутина. Он гордо заявил, что выполнил вМоскве свою культурно-просветительскую миссию и теперь может вер- нуться домой. За всей это светской возней по-настоящему интересные явления в искусстве часто остаются незамеченными. Тем не менее художнику в мегаполисе проще найти ценителей свое- го творчества. Некоторые мастера с помощью арт-менедже- ров, минуя галереи, работают напрямую для западных коллекционеров. —Твоя новая выставка называется «В поисках (к) рая». В чем ее, как сейчас модно говорить, месседж, послание публике? —Жизнь человека — это постоянное путешествие в по- исках рая или края. Каждый из нас в определенные моменты делает остановку, переосмысливает пройденное и снова дви- жется дальше. Поэтому в экспозиции, кроме живописи, представленыеще ифотографии, отражающие определенные знаковые пункты в моей жизни, а также инсталяции. Рай, впрочем, как и край, у каждого свой, и пути к нему разные. Это здорово, что выставка вызвала столь полярные отзывы. Равнодушных нет, и это самое главное. —А какое место в твоей жизни сейчас занимает журна- листика и литература, остается ли время на них? —На первом плане, безусловно, для меня чистое творчес- тво, поэтому я и ушел из журналистики. Хотя в Санкт-Пе- тербурге это весьма уважаемое и высокооплачиваемое заня- тие. Свои колонки в газетах и журналах ведут многие извес- тные люди, это неплохой дополнительный заработок и пиар. В ведущих изданияхжурналисты зарабатывают от полутора тысяч долларов и выше, это при том, что питерские зарпла- ты значительно ниже московских. Обычной практикой считается работа в нескольких местах, никому в голову не придет ограничиватьжурналиста в этом. Словом, заработать нажизнь печатным словом вполне реально, но у меня другие приоритеты. А вот стихи я по-прежнему пишу, периодичес- ки публикую их в альманахах и на поэтических сайтах. Для меня это органичное продолжение живописи. Суть творчес- тва одна, различаются лишь формы. Беседовал Сергей МАЛЮКОВ. ëÔÓ Ú «Стинол» воспитал новую «звезду»? В волейбольный клуб «Стинол» пришёл вызов из федерации волейбола России. 15-летняя воспитанница ВК «Стинол» Наталья Ходунова при- глашается на учебно-тренировочный сбор национальной сборной 1992-1993 годов рождения, который пройдёт в Москве с 1 по 12 августа. А 13 августа в Латвии стартуют Евроазиатские игры, где и дебютирует в составе сборной России Наташа. Юное дарование выступает за «Стинол-2» последние два года. Первые волейбольные уроки Ходунова получила на сибирской земле. Примерно так же начинала свой путь в волейболе и наша чемпионка мира Мария Брунцева, приехавшая в Липецк из Иркут- ска. Быть может, в «Стиноле» растёт новая «звёздочка»? Кубок мэра достался «Металлургу» В среду на центральном стадионе «Металлург» состоялся финальный матч Кубка мэра Липецка по футболу. В нём сошлись фарм-клуб главной команды области и команда «СтАГДоК». Как и подобает финалу, встреча прошла в упорной борьбе. Первыми отличились «горняки», причём мяч в собственные ворота отправил Диколосов. Впрочем, юных «металлургов» это обстоя- тельство не смутило, и Локтев восстановил статус-кво. Основное время завершилось вничью – 1:1. В овертайме соперники вновь обменялись голами. Сначала Коровин вывел «Металлург» вперёд, но незадолго до конца допол- нительного времени Банных с пенальти счёт сравнял – 2:2. В серии одиннадцатиметровых штрафных ударов более удач- ливыми оказались воспитанники СДЮШОР «Металлург», которые и получат в воскресенье в перерыве матча «Металлург» (Липецк) – «Спартак» (Тамбов) почётный трофей из рук главы города Липецка Михаила Гулевского. Михаил АБРАМОВ. Дома у осужденной оста- лась семнадцатилетняядочь, только что окончившаяшко- лу. Как всегда, за грехи и ошибки взрослых расплачи- ваются их дети... Вероятно, судьи тоже ду- мают об этом, вынося свои решения.Но что делать, если человек виновен? Здесь к тому же случай особый — фальсификация доказа- тельств. Значит, кто-то ни за что мог быть отправлен на длительный срок за решетку. Это случается, увы, нередко. Подбросилинаркотик. Сфаб- риковали свидетельские по- казания, что такой-то, такой- то егопродавал...И—здравс- твуйте, нары. Правда, сама Васильева на суде утверждала, что она ничего не фабриковала, а ее просто-напросто«подставил» коллега, находившийся с ней в неприязненных отношени- ях. «Подсунул», мол, свиде- теля, который оклеветал че- ловека, а она добросовестно записала ложные показания. Они и легли в основу обвини- тельного заключения… Даже если бы дело обсто- яло именно так, то, как гово- рится, хрен редькине слаще. На самом деле в течение по- лучаса Надежда Васильева успела засекретить«подсуну- того», по ее словам, свидете- ля, присвоив ему псевдоним Иванов Иван Иванович, рас- печататьпротоколпридуман- ного ею допроса, который лжесвидетелю оставалось только подписать. И в тот же день в прокуратуру отправи- лось обвинительное заключе- ние. А ведь следователь абсо- лютно не представляла, что за человек побывал у нее в кабинете и подписался под судьбоносным протоколом, можно ли этому человеку верить, мог ли он вообще на- ходиться на месте события. Все это Васильеву не ин- тересовало. Только бы фор- мально закончить расследо- вание, повысить показатели раскрываемости преступле- ний.При такомуровне следс- твия буквально каждого из нас ни за что можно отпра- вить за решетку. Впрочем, представитель обвинения настаивал на дру- гом – была не «подстава», а чистой водыфальсификация доказательств. Обратимся к фактам. Начнем с событий, пред- шествовавших судебному процессу. В июне прошлого года территориальное управ- ление Госнаркоконтроля проводило вЛипецке одну из своих операций. Героиней ее по праву можно назвать де- вушку, внедренную в среду наркомановподпсевдонимом ЛенаМаксимова. Ейпредсто- яло закупитьподнаблюдени- ем ехавших в другой автома- шине оперативников и поня- тых несколько доз наркоти- ков, что позволило бы при- влечь продавца к ответствен- ности за сбыт зелья. Простотаклюбомувстреч- ному героин не продадут. Пришлосьискать своиподхо- ды, чтобы войти в доверие. Помогло то, что согласился на сотрудничество наркоман со стажем. Он-то и познако- мил Лену с неким Сергеем Кошеляевым, который, по некоторымпредположениям, мог оказаться однимиз сбыт- чиков героина. Тот согласил- ся продать несколько доз, но оказалось, что Кошеляев – лишь звено в цепочке сбыт- чиков, притом не последнее. Такси, на котором отпра- вились за наркотиками Лена и Кошеляев, посадивший с собой еще одного потребите- ля этого зелья, долго кружи- ло по городу. Кошеляев, взяв у Лены купюры, которые были предварительно поме- чены специальной невиди- мой для глаза краской, поп- росил остановиться, вышел из машиныипринес обещан- ные дозы. Оперативникам удалось проследить, что еще одним, и опять же не последним зве- номвцепочке сбытанаркоти- ков был некто Александр Рыжков. Именно у него на- шли позже меченые купюры и несколько доз героина. Кошеляева задержали в 19-м микрорайоне, недалеко от остановки «Технический университет». Факт сбыта Лене трех доз героина общим весом 0,35 грамма можно было считать доказанным. Первое уголовное дело возбу- дили в тот же день. Но с этой «мелочью» Кошеляев тянул лишь на роль пешки в круп- ной игре наркомафии. Суд мог счесть эти три дозы слу- чайным эпизодом в жизни оступившегося человека. Кошеляев упорно твердил на допросах, что брал наркоти- рассказывает ему, где рабо- тал Кошеляев, где, в каком конкретно месте, около ка- ких киосков он якобыпрода- вал героин. Зачем? Ответ очевиден: готовится лжесви- детельство. — Он продавал где? – спрашивает К. Васильева: «Продавал в Липецке около автосервиса на 19-м, где политехничес- кий институт, там киоски напротив, через дорогу. Вот там он и продавал». —Что я якобы там у него покупал? – спрашивает К., пытаясь выяснить, что он должен запомнить. — Да, — следует ответ Васильевой. —Ктоменя познакомил с Кошеляевым?Будутспраши- вать, — допытывался К. — Кто познакомил? Нар- команы,— обучает егоВаси- льева. — Это не важно. Мо- жет, вопрос зададут. Нарко- маны познакомили. — Покупал уже героин в течение июня. Да? – удивля- ется К., читая сфальсифици- рованные показания. — Да, — невозмутимо отвечает Васильева. Кроме аудиозаписи суд изучил и показания свидете- лей, принял во внимание ряд косвенныхдоказательств. Да и сама Васильева на предва- рительном следствии давала признательные показания, но на суде от них отказа- лась. Ссудебнымвердиктом, на три года лишившим ее свобо- ды, она по-прежнему не со- гласна и обжаловала приго- вор в Верховный суд. Так что после рассмотрениякассаци- онной жалобы у нас будет повод вернуться к этой исто- рии. Казалось бы, озвученная на суде аудиозапись должна развеять все сомнения в том, что действительно имела место фальсификация дока- зательств. Темне менее мож- но услышать мнения, что случившееся с Васильевой — едва ли не происки нарко- мафии. Мол, специально выведен из игры бескомпро- миссный работник, настоя- щий профессионал своего дела, и теперь вряд лиможно ждать крупных успехов на фронте борьбы с наркомафи- ей. Однако события развива- ютсяпо другому сценарию. В марте в поле зрениянаркопо- лицейских оказалась цыган- ка,противкоторойВасильева в свое время возбуждала уго- ловноедело, нодо суда еготак и не довела. Апосле ее уволь- нения из Госнаркоконтроля бывшие коллеги провели операцию, в ходе которой у той же самой цыганки изъ- яли крупнейшую за всю ис- торию Липецкой области партию героина – два кило- грамма, и теперь уголовной ответствености уже не избе- жать.Такчтопрогнозы–дело неблагодарное. Вячеслав ИСКОРНЕВ. è‡Ï fl Ú¸ Ты из Липецка? А я — елецкий... ÜËÎ ‚ êÓÒÒËË ÊÛ Ì‡ÎËÒÚ Инициаторы церемонии — администрация Елецкого района и редакция местной газеты«Вкраюродном». Это свидетельство того, что жур- налистское сообщество реги- она теперь действительно следует благородному девизу «Никто не забыт...» Что мы учимся противостоять ны- нешнему беспамятству, сует- ному отторжению всего на- шего прошлого, лжиинебла- годарности по отношению к тем, кто честно и талантливо служил людям и России. Вот недавно в Усмани на здании местной редакции открытамемориальнаядоска другому журналисту, перво- му редактору газеты «Новая жизнь» Борису Княжинско- му, истовому краеведу, авто- ру многих публикаций о прошлом здешнего края. По крупицам воссоздают исто- рию своей газеты журналис- тыТербунскогорайона.Соби- рают материал для музея местной «районки» газетчи- ки из Доброго. Союз журна- листов области завершил работу надфундаментальной книгой о становлении и раз- витии средств массовой ин- формации региона. Так свя- зывается оборванная нить между разными поколения- ми журналистов. Михаил Глазков. Мне повезло хорошо знать этого человека. Помню, как в 1963 году после университета я приехалвЯрославль вредак- цию областной газеты «Се- верный рабочий». Только- только, робея, огляделся, как в кабинет стремительно ворвался среднего роста кре- пыш и спросил: — Ты из Липецка? А я — елецкий... Наше знакомство пере- шло в дружбу.Миша работал собственным корреспонден- том газеты и жил в малень- ком городке Данилове. Чуть позже он переехал в област- ной центр, редактировал многотиражку объединения «Сельхозтехника», затем был приглашен редактором Верхне-Волжскогокнижного издательства, а со временем стал его директором. Его приняли в Союз писателей СССР. Как литератор он начал с лирических стихов. Первой глазковской книжкой, то- ненькой, как школьная тет- радь, стал сборничек, издан- ный в Липецке еще до его приезда в Ярославль. А в го- роде на ВерхнейВолгеМиха- ил одну за другой выпустил книгилитературныхпародий «Пегасовы усмешки», «Ку- вырком с Олимпа», сборник сатиры в Москве в «Библио- течке «Крокодила». В пре- дисловии к одной из них из- вестныйпоэтАлексейСурков высоко оценил дарование Глазкова и пожелал ему не бросать стезю сатирика. НоМихаил уже взялся за прозу. Он говорил, чтопишет повесть о своем горьком де- тстве. Как-то принес в редак- циювпечатляющийотрывок. А в 1977 году опубликовал первую часть. Помню, мест- ные писатели, уловив, что действие ее проходит в мес- тах, далеких от Ярославля, упрекалиМихаила за «изме- ну» Верхней Волге. Глазков между тем отправил повесть на всесоюзный конкурс книг патриотической тематики и получил одну из первых пре- мий. И вот эта книга — «Го- рюч-камень», впервыеиздан- ная в Ярославле в 1984 году, пришла и к читателям род- ной для Глазкова Липецкой области, Ельца, елецкого селаКазаки. Села, которое он любил, о котором часами рассказывал, которому пос- вящал самые вдохновенные строки... Леонид ВИННИКОВ. Сегодня в селе Казаки Елецкого района, на родине поэта, прозаика и журналиста Михаила Глазкова, торжественно откроют мемориальную доску. Пройдет также презентация переизданной книги Михаила Ивановича «Горюч-камень» — о военном детстве. А на могиле бывшего редактора районной газеты у восстановленного памятника состоится молебен по случаю двадцатилетия со дня его смерти... ФРАГМЕНТ ОПЕРАТИВНОЙ СЪЕМКИ УФСКН ПРОШЛЫХ ЛЕТ ÇÓÚ Á‰ÂÒ¸ ÎÂʇΠ„ ÓËÌ...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz