Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)
11 июля 2007 г., № 132 (23010) 4 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ (Продолжение на 5-й стр.) ВВЕДЕНИЕ Всоответствии со ст.28ЗаконаЛипецкой области от 27 августа 2001 г. №155-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области» Уполномоченным по правам человека в Липецкой области ежегодно готовится доклад, отражающий главные проблемы, с которыми сталкиваются жители области в процессе реали- зации своих конституционных прав и свобод. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2006 г. основан на анализе фактов, изложенных в жалобах и обраще ниях граждан, а также на информации, полученной из других источников, в том числе государственных и муниципальных органов, общественных организаций, средств массовой информации. В нём содержатся количественные и качественные характеристики обращений граждан в аппарат Уполномоченного, информация о негативных социально-экономических факторах, влекущих нарушение прав, а также о принятых Уполномоченным мерах по их восстановлению. Приведены также некоторые сведения, характеризующие различные направления деятель- ности Уполномоченного и его аппарата. Данный доклад не претендует на всеобъемлющий анализ ситуации в области прав человека в Липецкой области. Его цель в другом: объективно изложить проблемы, характеризующие состояние (реализацию) прав человека в Липец- кой области; показать механизм работы Уполномоченного по правам человека, методику выполнения возложенных на него областным закономфункций, выра- ботать рекомендации и предложения органам государственной власти и местного самоуправления по совершенствованию законодательных механизмов защиты прав человека. ПРАВОЗАЩИТНОЕ ДВИЖЕНИЕ: ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Идея прав человека, столетиями владевшая умами лучших представителей человечества, в ХХI веке получила наконец всеобщее признание. На практике это все чаще означает, что социальная, экономическая зрелость того или иного общества поставлена в прямую зависимость от состояния прав и свобод человека в этой стране. Принятие Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года Всеобщей декларации прав человека ознаменовало собой новый этап строительства миро- вого сообщества. Ведущие державы в том числе СССР, принимая декларацию, признали, что права человека — это не дар, ниспосланный свыше, и уж точно не подарок, полученный от государства, а неотъемлемое свойство каждого, основа свобод человека. В то же время опыт развития многих государств говорит о том, что права человека еще не закрепились в общественном сознании как абсолютная ценность. Их зачастую приносят в жертву национальным, классовым, полити- ческим интересам. Россия в этом смысле не является исключением. Более того, несколько десяти- летийу нас доминировала такаямодель взаимоотношенийличностии государства, когда державные интересы определяли чью-то судьбу, общественную и личную жизнь. Парадокс состоял в том, что человек на бумаге провозглашался исключи- тельной ценностью, но в жизни все обстояло иначе. На первое место выдвигались интересы государства. Наш трагический пример — попытка поставить во главу угла интересы класса, партии, искусственно отождествить интересы общества и личности — был, по признанию многих исследователей, теоретическим и практическим оправданием не выдержавшей суда истории утопии, прикрытием корыстных интересов ее апологетов. В конце ХХ века Россия провозгласила новый курс и конституционно призна- ла права и свободы человека высшей ценностью. Более того, на самом высоком уровне подчеркивается, что обеспечение прав человека в нашей стране — задача не второстепенная, а стратегическая. Цель преобразований, осуществляемых в обществе. И говорится это не ради красивой фразы: реализация идей, имеющих отношение к свободе человека, стала непременным условием вхождения России в содружество цивилизованных государств. Нелишне отметить в этой связи, что кон- ституционный набор прав и свобод человека уже соответствует международным стандартам. В законодательстве страны закрепились права человека на жизнь, честь, достоинство, личную неприкосновенность, естественное и неотчуждаемое право быть собственником. Как и в Конституции РФ, так и в отраслевом законодательстве, а также в законодательстве субъектов РФ, в том числе и Липецкой области, значительно усиливаются правовые гарантии обеспечения прав человека. Но, к сожалению, российское государство на современном этапе оказалось не в состоянии предоста- вить человеку достаточные правовые, социальные гарантии, обеспечивающие достойную жизнь. Декларированы широкие права, но нередко оказывается, что они не имеют весомого материального и организационного подкрепления. Более того, по-пре- жнему допускаются массовые нарушения прав и свобод человека: права нажизнь, здоровье, безопасность, достойную оплату труда, медицинское обслуживание, выплату пенсии. Как показывают многочисленные исследования, нарушения прав человека в той или иной степени встречаются практически во всех субъектах федерации. В Липецкой области в минувшем году процессы развития демократических начал, прав и свобод человека, гарантированных Конституцией, протекали под воздействием множества факторов. Главными из них стали выборы в областной Совет, начало реализации национальных проектов, создание особых экономичес- ких зон федерального и регионального типа, вступление в силу отдельных статей закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В одном ряду с этими процессами находится небывалое по масштабам жилищное строительство и благоустройство, реализация широкомасштабных инвестицион- ных проектов в сфере сельского хозяйства. Выборы в областной Совет депутатов, законотворческая деятельность которо- го особенно сильно влияет на осуществление прав и свобод человека в регионе, состоялись 8 октября 2006 года. Впервые в области эта процедура протекала по смешанной — пропорциональной и мажоритарной — системе. В итоге 28 мест в областном Совете получили кандидаты, избранные по партийным спискам, еще 28 мест — кандидаты-одномандатники. В список избирательных объединений, участвовавших в избирательной кампании, были включены областные отделения «Единой России», КПРФ, ЛДПР, «Родины», партии Жизни, а также регио- нальные отделения «Российской партии пенсионеров», Демократической партии России, «Аграрной партии России», «Народной воли», «Патриотов России» и РКРП-РПК. По мнению многих исследователей, такой подход в большей мере отвечал интересам избирателей и позволил за счет партийной составляющей расширить участие граждан в деятельности Совета. Своеобразным отражением позитивной реакции избирателей на новшества, внедренные в сфере избирательного права, стала сама процедура выборов, сопутствующая ей атмосфера взыскательности, самодисциплины. Не случаен, в этой связи, и вывод, к которому пришли предста- вители общественных организаций и партий, должностные лица избирательных комиссий разного уровня: в ходе проведения выборов серьезных нарушений за- фиксировано не было. Эту точку зрения поддержал и глава Центральной избира- тельной комиссии России Александр Вешняков, посетивший Липецкую область накануне выборов в областной Совет депутатов. В то же время не обошлось и без курьезов, досадных промахов, ущемляющих интересы и права липчан. Так, среди нарушений, выявленных наблюдателями, называютпубликациюв«Липецкой газете»обращенияпредседателя партиижиз- ниСергеяМиронова к избирателям области уже после того, как истек срок, отве- денныйдляпредвыборнойагитации. Этим, как заявилипредставителиассоциации в защиту прав избирателей «Голос» и «Клуба избирателей Липецкой области», были нарушены положения закона «О выборах депутатов Липецкого областного Совета депутатов» и права других избирательных объединений, принимавших участие в выборах депутатов четвертого созыва. Все это, без сомнения, повлияло на «Рейтинг демократичностирегиональных выборов», который составили экспер- ты «Независимого института выборов» (НИВ). По их авторитетной оценке, наш регион занял в списке территорий, где одновременно проводили выборы, третью строчку, пропустив вперед Астраханскую и Новгородскую области. «Бронза», полученная в соревновании на лучшее обеспечение избирательных прав, это, безусловно, высокая оценка, и она нашла подтверждение в каждо дневной деятельности депутатов. Вминувшем году областнойСовет принял немало законодательных актов, имевших ярко выраженнуюсоциальнуюнаправленность. К списку документов, вызвавших позитивный общественный резонанс, следует в первую очередь отнести: закон Липецкой области от 10.02.2006 № 269-ОЗ «О порядке, размере и усло- виях выплаты вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам муниципальных общеобразовательных школ»; законЛипецкой области от 02.05.2006№283-ОЗ «О порядке подачи уведомле- ния о проведении публичного мероприятия на территории Липецкой области»; закон Липецкой области от 18.08.2006 № 318-ОЗ «Об обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов»; закон Липецкой области от 25.12.2006 № 8-ОЗ «Об областном бюджете на 2007 год»; закон Липецкой области от 25.12.2006№10-ОЗ «Стратегия социально-эконо- мического развития Липецкой области на период до 2020 года»; закон Липецкой области от 25.12.2006 № 12-ОЗ «О потребительской корзине в Липецкой области». Особо выделим работу по приведению в соответствие с изменившимся феде- ральным и областным законодательством закона Липецкой области № 155-ОЗ «Об Уполномоченномпо правамчеловека вЛипецкой области». Впервые вводится норма, предусматривающая ответственность должностных лиц за воспрепятство- вание деятельности Уполномоченного по правам человека. Отметим также программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Липецкой области бесплатной медицинс- кой помощи в 2006 году (постановление Липецкого областного Совета депутатов от 09.02.2006 № 1140-пс); областнуюцелевуюпрограмму «Население Липецкой области: стратегия наро- досбережения (на 2006-2010 годы)» (постановление Липецкого областного Совета депутатов от 30.03.2006 № 1198-пс); областную целевую программу «Развитие гражданского общества (2007-2010 годы)» (постановление Липецкого областного Совета депутатов от 10.08.2006 № 1348-пс); областнуюцелевуюпрограмму по профилактике правонарушений в Липецкой области на 2007-2010 годы (постановлениеЛипецкого областного Совета депутатов от 14.09.2006 № 1403-пс); областную целевую программу «Программа улучшения условий и охраны труда на 2007-2009 годы» (постановление Липецкого областного Совета депутатов от 05.10.2006 № 1415-пс); программу по оказанию содействия добровольному переселению в Липецкую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2007-2012 годы (поста- новление Липецкого областного Совета депутатов от 19.12.2006 № 84-пс); постановлениеЛипецкого областногоСовета депутатов от 18.04.2006№1235-пс «Об установлении размеров региональных стандартов стоимости жилищно-ком- Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2006 году Постановление восьмой сессии Липецкого областного Совета депутатов четвертого созыва № 302-пс от 21.06.2007 г. О деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2006 году Заслушав доклад о деятельностиУполномоченного по правамчеловека вЛи- пецкой области в 2006 году, учитывая решение комитетаЛипецкого областного Совета депутатов по законодательству и правовым вопросам, руководствуясь пунктом 3 статьи 30 Устава Липецкой области Российской Федерации, облас- тной Совет депутатов постановляет: 1. Принять к сведению доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2006 году. 2. В соответствии со статьей 25 Закона Липецкой области «Об Уполномочен- ном по правам человека в Липецкой области» доклад о деятельности Уполно- моченного по правам человека в Липецкой области в 2006 году опубликовать в областной газете «Липецкая газета». 3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель областного Совета депутатов П. Путилин мунальных услуг в Липецкой области на 2006 год». Также в 2006 году был принят ряд нормативных актов о внесении изменений в ранее принятые законы, областные программы и постановления Липецкого областного Совета депутатов. Все они в той или иной мере повлияли на политичес- кую ситуацию в регионе, удовлетворение конституционных прав и свобод. В то же время, отмечая плодотворную законотворческую деятельность Совета, нельзя обойти вниманием тот факт, что без серьезного правового сопровождения в области пока остается еще немало проблем, так или иначе влияющих на качество жизни, гражданские и политические свободы людей. Многочисленные встречи с населением в ходе поездок Уполномоченного по районам области подсказали необходимость обратиться к депутатам с предложе- нием принять областной закон об образовании. Тем более, что это предписывает 29 статья соответствующего Федерального закона. Ранее действовавший на тер- ритории Липецкой области законодательный акт, регулирующий отношения в этой сфере, утратил силу в июле 2001 года. Между тем в образовании и во всем, что касается жизни подрастающего поколения, деятельности специалистов, осу- ществляющих обучение, воспитание, профессиональнуюориентациюиподготовку молодежи, в последнее время накопилось немало проблем. В силу специфики института Уполномоченного по правам человека выделим те из них, что имеют отношение к ювенальной юстиции, правам и свободам ребенка. Это те темы, ко- торые, на наш взгляд, особенно активно обсуждаются в обществе. Важно, чтобы разработчики нового закона приняли во внимание настроения людей. Общественное мнение — сильный и зачастую непредсказуемый игрок на поле, где сталкиваются профессиональные и клановые интересы. Где выступают представители разных поколений, вероисповеданий, культур, где вынуждены соседствовать люди, имеющие разные представления о смысле и качестве жизни. На примере других регионов страны видны последствия митинговых страстей, манипуляций настроениями митингующих. Минувший год в Липецкой области, к счастью, можно назвать в этом смысле спокойным. Относительно редкие акции, приуроченные, как правило, к памятным датам «красного календаря», собирают с каждым годом все меньше людей. Выступления проходят в основном в соответс- твии с требованиями закона. Достаточно высок и потенциал общественников. Вспомним, что несколько лет назад протестные действия группы экологов-обще- ственников похоронили идею строительства завода по переработке рапса в одном из районов области. В особых экономических зонах в Грязинском, Чаплыгинском, Тербунском и, прежде всего, в Лев-Толстовском районах начинается строительство производс- твенных объектов, которые способны оказать во много раз большее давление на окружающую среду. Учитывая обоснованные тревоги людей, необходимо предъ- явить им надежные гарантии экологической безопасности создаваемых промыш- ленных и сельскохозяйственных объектов. Иными словами, необходим областной экологический кодекс, который быповсеместно воспринимался как действенный механизм защиты права человека на благоприятную окружающую среду. Кстати, само представление об окружающей среде как объекте прав человека также претерпело за очень короткий срок весьма существенные изменения. Бла- годаря активному строительству дорог, плавательных бассейнов, благоустройству территорийподняласьпланка требованийкорганизациибыта, услуг, деятельности коммунальных служб. Почта Уполномоченного по правам человека содержит не- мало свидетельств того, что люди больше не хотят жить без современных комму- нальных удобств, мириться с запустением, вековой отсталостью. Тем более когда в поле небрежения попадает не старый коровник, а памятник истории и культуры, который мог бы стать предметом гордости в любой европейской стране, привлечь множество туристов, оживить экономику. ВЛипецкой области, по данным областного управления культурыи искусства, находятся 42 особо ценных памятника.Финансирование работ по сохранениюэтих объектов ведется за счет средств федерального бюджета. Однако выделяемых денег явно недостаточно. Например, на первоочередные противоаварийные ме- роприятия в усадьбе Нечаевых-Мальцевых в селе Полибино Данковского района, которую осенью минувшего года посетила экспедиция Уполномоченного по пра- вам человека, ежегодно выделяется едва ли десятая часть необходимого. Здание продолжает ветшать: течет крыша, рушатся перегородки и лестничные проемы. Ныне один вид этого дворца, который в ХVIII веке считался образцом русской усадебной архитектуры, оскорбляет чувства людей, их историческую память. В то же время ни для кого не секрет, что, даже если в областном бюджете (учитывая курс на развитие туризма, создание особых туристско-рекреацион- ных зон) найдутся средства на восстановление дворца Нечаевых-Мальцевых и подобных исторических реликвий, взять под свою опеку объекты, отнесенные к федеральной собственности, что называется, кавалерийским наскоком никому не удастся. Нужны решения, регулирующие на правовом уровне отношения в сфере охраны и содержания памятников. Необходимы поправки к федеральным законам, обеспечивающие право субъекта федерации на вложение средств и по- лучение соответствующей отдачи от работ по сохранению культурного наследия, находящегося на его территории. В списке проблем, которые остаются в области без подробного законодательно- го сопровождения, находятся также, по мнениюУполномоченного по правамчело- века, земельные отношения, деятельность вещевых и продовольственных рынков, сбор и продажа лома цветных и черных металлов. Разумеется, можно назвать и другие вопросы, обделенные вниманием законодателей. Все они по-своему влияют на права и свободы человека, и потому важно, чтобы депутаты областного Совета не останавливались в своем стремлении совершенствовать законодательную базу. Тем более, что минувший год показал, чтоЛипецкий областнойСовет обладает для этого достаточно широкими возможностями. Об этом говорит не только уровень профессиональной подготовки избранников, но и растущие ресурсы областного бюджета, возможности экономики, которая, кстати, развивается в правовой среде, созданной при участии самого законодательного органа. Для нашего исследования это обстоятельство имеет особое значение. Ведь именно социально-экономические права (так называемые права второго уровня), по мнению ученых, наиболее прочно закрепились в правозащитном сознании россиян. О них все чаще говорят на работе, в кругу семьи. Обещания поднять зарплату, увеличить пенсии, снизить стоимость коммунальных услуг содержат программные документы практически всех политических партий и движений, равно как и вывод о том, что существует прямая связь между развитием рыночной экономики и соблюдением экономических прав людей, ростом благосостояния общества. Инаоборот, чем активнее утверждается в обществе идея прав человека, тем больше возможностей оно получает для экономического роста. В Липецкой области в прошлом году финансовое положение отличалось по- ложительной динамикой. Предприятиями и организациями получено 84 млрд. рублей прибыли, что на 27,5 млрд. руб. (или 49%) превышает аналогичный пока- затель 2005 года. В 2006 году в расчете на душу населения валовой региональный продукт составил 147,1 тыс. руб. Это один из наиболее высоких (после Москвы) показателей вЦентральномфедеральном округе. По объему промышленного про- изводства на душу населения область занимает 3 место в Российской Федерации и первое в Центральном федеральном округе. Успешно обеспечивается также продовольственная безопасность региона. Все это позволило сделать заметный шаг в сторону реальных прав человека. Так, на реализацию мер социальной поддержки из бюджета области было направлено почти 2,5 млрд. руб., или на 23% больше, чем в предыдущем году. Финансовыми средствами были обеспечены в первую очередь программы, ад- ресованные малоимущему населению (101 млн. руб.), на мероприятия в сфере защиты детства, материнства (638 млн. руб.). На поддержку учащейся молодежи поступило 266 млн. руб., на льготы и субсидии гражданам по оплате ЖКХ—808 млн. руб., меры социальной поддержки региональных льготников — 1177 млн. руб. и т.д. Это, безусловно, повлияло на рост жизненного уровня населения. По данным управления экономики администрацииЛипецкой области, среднемесяч- ный душевой денежный доход увеличился на 36% (7606 руб.), заработная плата — на 24% (8617 руб.), средний размер пенсии — на 12% (2667 руб.), реальные располагаемые денежные доходы населения — на 23%. Перед более чем 5 тыс. работников исполнены обязательства по выплате просроченной задолженности по заработной плате. Этот долг сократился за год более чем на 40% и составляет в настоящее время 13 млн. руб. Принципиально важно, что 11 территорий ныне теперь вообще не имеют задолженности. В то же время развивались и негативные процессы, в частности те, что свиде- тельствуют орасслоенииобщества, дифференциациинаселенияпоуровнюдоходов. С точки зрения прав человека, это чрезвычайно опасный симптом. Если запустить болезнь, можно получить социальный взрыв, предупреждают специалисты. Исто- рия имеет тому немало подтверждений. Помимо очевидных проблем, вызванных подчас искусственным разделением людей на нищих и богачей, здравомыслящих политиков тревожит тот факт, что экономический рост, социальная ориентация бюджета закрепляют имущественные несправедливости. Меры, направленные на финансовую поддержку населения, оборачиваются большей выгодой опять же для наиболее обеспеченных слоев населения. По предварительным даннымФеде- ральной службы госстатистики (Росстат), в прошлом году на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходилось 30,2% общего объема денежных доходов (в 2005 году—29,9%), а на долю 10%наименее обеспеченного населения—2,0% общего объема денежных доходов (столько же было и в 2005 году). Частично сократить опасный разрыв, по мнению Уполномоченного по правам человека, поможет система мер фискального характера, повышение нравствен- ных планок духовнойжизни общества, реализация дополнительных социальных программ. Особое положение в этом ряду занимают национальные проекты Пре- зидента РФ. В конце отчетного года, когда в обществе по инициативе В.В. Путина началось широкое обсуждение проблем сокращения рождаемости, к четырем ранее обоз- наченным национальным проектам фактически добавился еще один — в сфере демографии. Минувший год положил начало активному стимулированиюрожда- емости, поддержке материнства, детства и семьи. За счет всех уровней бюджетов на эти цели в области было направлено 1,3 млрд. руб. с ростом на 27%, в т.ч. более 70% средств из областного бюджета. В результате реализации комплекса мер по- казатели рождаемости населения начиная с 1999 года демонстрируют устойчивый рост. За 2006 год рождаемость на 1 тысячу населения составила 9,5 чел. С ростом 102%. На 8% сократилась естественная убыль. Разумеется, упомянутая статистика — это только начало процесса, который, если верить прогнозам оптимистов, отодвинет страну от опасной черты. Мы же в данном случае отметим, что политика сбережения населения уже позволила тысячам липчан реализовать свое главное право — право на жизнь. В ряду проблем, которые обострились по мере продвижения национального проекта в сфере образования, отметим дефицит свободных мест в детских садиках области, их перегруженность, а также несоответствие санитарным нормам 148 средних школ, что составляет четверть от общего количества школ, в которых обучается более 100 учащихся. Важнейшая задача среднесрочного периода, как об этом было заявлено на административном совете, обсудившем итоги 2006 года, — реформирование социальной сферы, нацеленное на повышение качества и эффективности услуг, переход кфинансированиюпотребителя бюджетных услуг, привлечениюв отрасль внебюджетных источников. По сути, об этом говорится уже давно. Но реальных предпосылок для решения поставленной задачи прежде не существовало. Ныне ситуация принципиально изменилась. Доходы населения возросли, а у бюджета появились дополнительныефинансовые возможности.Многие исследователи обос- нованно считают, что основная нагрузка в реформировании социальной системы в указанном направлении ляжет на малый бизнес. Этот сектор экономики особенно тесно увязан с правами человека, зависим от них и сам оказывает активное влияние. В Липецкой области предприниматель- ство пользуется год от года растущей поддержкой органов власти всех уровней. Согласно исследованиям, которое провели ВЦИОМ «Опора России» при участии МЭРТа по проблемам функционирования малого бизнеса в регионах РФ, область вошла в I группу лидеров как регион устойчивого развития малого бизнеса и за- няла I место по уровню влияния, оказываемого региональной администрацией на деятельность малого предпринимательства. Сегодня малый бизнес — это решение многих проблем трудоустройства. В небольших цехах, в киосках, магазинах и в парикмахерских салонах занято 16% от экономически активного населения. Их трудом формируется 6% налогов в бюджетной системе области. Если на долю субъектов малого бизнеса приходится в промышленности — всего 2%, то в строительстве — 39%, транспорте — 44%, бытовых услугах — 82%, розничной торговле — 61%. За минувший год объем инвестиций в основной капитал у субъектов пред- принимательства возрос на треть и составил 3 млрд. руб. Созданы 19 объектов инфраструктурной поддержки малого бизнеса в 10 районах. В числе наиболее значимых проблем, создающих определенные риски, по оценке самих предприни- мателей, оказались рост арендных платежей, повышение налогов, некорректное поведение крупных монополистов, рост тарифов и т.д. Своеобразным ответом на негативные вызовы стал новый проект по профориентации и обучению основам предпринимательствашкольников в общеобразовательных учреждениях, прежде всего, в сельской местности. Важная особенность этого начинания заключается в том, что оно возникло по инициативе ряда общественных организаций, входящих в структуры гражданского общества. Минувший годмногие политики, известные предприниматели, ученые области назвали решающим в формировании гражданского общества. Для такой оценки имеется достаточно оснований. Выборы стимулировали рост активности партий. Окрепли позиции Общественной палаты области. В минувшем году она осущес- твила немало удачных акций, в числе которых публичное обсуждение стратегии экономического развитияЛипецкой области. Вопросыреализации национальных проектов Президента РФ в Липецкой области обсудил на своем ставшем уже тра- диционном заседании Гражданскийфорум.Многие его идеи получили развитие на переговорных площадках Молодежного форума, в подготовке которого активное участие принял Молодежный парламент области. Все эти начинания, по мнениюУполномоченного по правам человека, сделали более открытой общественнуюжизнь, повысили ответственность власти за состо- яние дел в регионе. Лейтмотивом этих и многих других публичных мероприятий, проводившихся в минувшем году, была простая по форме и емкая по содержа- нию мысль, высказанная Президентом РФ Владимиром Путиным в ежегодном послании Федеральному собранию: «Убежден, что ни одну из актуальных задач, стоящих перед нашей страной, мы не сможем решить без обеспечения прав и свобод граждан, без эффективной организации самого государства, без развития демократиии гражданского общества». Соответственно этой установке развивался и институт Уполномоченного в Липецкой области. РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА Отличительная особенность этой сравнительно молодой структуры состоит в том, что она действует в области, которая в числе первых в России создает осо- бую экономическую зону промышленно-производственного типа, где быстрыми темпами развивается международное сотрудничество, где в 2006 году достигнут небывалый рост инвестиций. В сельскохозяйственное производство, например, инвесторы вложили в минувшем году свыше 6,6 млрд. руб., что без малого в два раза больше, чем в 2005 году. Издесь, принимая во вниманиещепетильность инвесторов, особенно западных, во всем, что касается социального, правового климата в регионе, прозрачности межбюджетных отношений, состояния диалога власти и общества, следует само- критично признать, что Уполномоченный по правам человека пока недостаточно использует предоставленные областным закономиКонституциейРФвозможности для активизации работыв сфере международного сотрудничества. В свой активмы можем занести лишь участие в четвёртойМеждународной конференции омбудсме- нов (уполномоченных по правам человека), проходившей в мае 2006 г. в г. Баку. В работе этого форума приняли участие Уполномоченный по правам человека в РФ В.П.Лукин, омбудсмен Азербайджанской Республики Э.Сулейменова, Комиссар Совета Европы по правам человека Т.Хаммерсберг, уполномоченные по правам человека в субъектах РФ и сотрудники аппаратов Уполномоченных, работники ряда министерств РФ и Азербайджана. По приглашению Московской школы политических исследований сотрудник аппарата Уполномоченного участвовал в работе семинара «Шведское общество: опыт, традиции и взгляд в будущее», прошедшего в ноябре 2006 г. в Швеции, на родине государственного правозащитного института омбудсмана. Участники семинара познакомились с работой государственных органов королевства, посе- тили ряд предприятий и организаций, участвовали в дискуссиях со шведскими политиками. В своем отчете о посещении зарубежных предприятий наш коллега обратил внимание на высокую активность профсоюзов в борьбе за права человека. В этой связи следует отметить, что в Липецкой области социальное партнерство развито значительно слабее. Трехстороннее Соглашение, которое ежегодно подписы- вают представители областной администрации, работодателей и общественных институтов, носит достаточно общий характер. В нем, например, незаслуженно мало внимания уделяется такой важной теме, как качество жизни в городе и на селе. Между областным центром и окраинами региона никогда не существовало равенства. Однако в последнее время опасный водораздел стал особенно глубо- ким. Уполномоченный по правам человека в Липецкой области посвятил острой проблеме специальный доклад, получивший название «Качество жизни в городе и на селе: не допустить углубления диспаритета». Исследование подготовлено не только по материалам писем и обращений граждан. Мы провели в минувшем году 4 экспедиции в самые отдаленные точ- ки области: в Воловский, Добринский, Измалковский и Данковский районы. В поездках участвовали представители ведущих управлений обладминистрации, областного Совета депутатов, Общественной палаты, Молодежного парламента области. Информация об этомнаправлялась в адрес заместителей главыадминист- рации области. Причем в поле зрения участников экспедиции попадали не только негативные примеры. ВВоловскомрайоне, например, отметили неплохо развитую систему торгового икультурного обслуживания. ВДобринском—благоустройство центральных усадеб некоторых хозяйств. ВИзмалковском—бережное отношение к храмам, работу по реализации прав верующих и т. д. Однако в целом картина, по мнению участников экспедиции, выглядит удручающе. Особенно беспокоят дороги. Пешеходы, как и много лет назад, утопают в грязи. Овраги засыпаны всяким хламом. Ежегодно на благоустройство населенных пунктов в районах расходуется примерно треть бюджетных средств. Однако внутрипоселковые трас- сы не становятся лучше. Практически отсутствуют отсыпные дороги. Затруднен проезд к детским учебнымучреждениям. Из-за отсутствия дорог множатся другие проблемы бытоустройства липецких сел. Спецдоклад обсуждался на заседании комитета по социальным вопросам об- ластного Совета. В его заключительной части отмечалось, что для преодоления разрыва между городом и селом, развития сельских населённых пунктов необ- ходимо на государственном и региональном уровне предпринять, в частности, следующее шаги: В области социальной политики: • осуществить комплекс мер по сокращениюбезработицына селе и увеличению числа лиц, занятых в несельскохозяйственных видах деятельности; • принять решительные меры к сокращению долгов по зарплате; • разработать адресную социальную поддержку и социальную защиту мало- обеспеченным слоям сельского населения; • предоставлять сельским детям льготные возможности для получения про- фильного образования; • укреплять институт сельской семьи как основу трудового и нравственного воспитания; • оказывать систематическуюпомощь в развитии культурно-духовной сферы, самодеятельности и творчества в сельской местности, возрождать крестьянские традиции и обычаи; • создать условия для трудоустройства и налаживания быта вынужденных переселенцев; • завершить программу строительства в районных центрах области плаватель- ных бассейнов, превратив их в центры здорового образа жизни, центры досуга молодежи и людей других поколений в соответствии с традициями села; • усилить контроль за реализацией системымер, направленных на пресечение антисоциальных явлений (преступности, наркомании, алкоголизма и т. д.). В области экономической политики:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz