Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ г а з е т а ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 24 января 2007 г., № 12 (22890) ЗАКОН ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года Статья 1 Утвердить Стратегию социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года (прилагается). Статья 2 Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Глава администрации Липецкой области г. Липецк, 25.12.2006 г., № 10-03 . О. КОРОЛЕВ Постановление третьей сессии Липецкого областного Совета депутатов четвертого созыва № 60 -пс от 19.12.2006 о проекте закона Липецкой области «Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на периоддо 2020 года» Рассмотрев принятый областным Советом депутатов в первом чтении проект закона Липецкой области «Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года», руководствуясь статьей 30 Устава Липецкой области Российской Федерации и учитывая решения комитетов, областной Совет депутатов постановляет: 1. Принять Закон Липецкой области «Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года», 2. Направить данный Закон Липецкой области в соответствии с пунктом 3 статьи 32 Устава Липецкой области Российской Федерации главе администрации области для под писания и официального опубликования. 3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель областного Совета депутатов П. ПУТИЛИН Приложение к Закону Липецкой области «Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период д о 2020 года» ВВЕДЕНИЕ Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года (далее - Стратегия) основывается на следующих положениях: — социальная ориентация, полагающая главной целью Стратегии повышение уровня и качества жизни населения Липецкой области; — устойчивое развитие Липецкой области как необходимая система динамики соци ально-экономических процессов, их сбалансированность и экологичность (в широком смысле этого понятия); — межрегиональное и международное сотрудничество как создание условий для сочетания региональных, межрегиональных, общероссийских и международных интересов при решении стратегических проблем экономического, социального, экологического и тер риториального развития. Стратегия основывается на положениях разработанных Правительством Российской Федерации программных документов; Основных направлений социально-экономического развития России на долгосрочную перспективу. Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы), Концеп ции Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации. В Стратегии учтено решение задач, поставленных Президентом Российской Федера ции в ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, реализация приоритетных национальных проектов. Стратегия направлена, прежде всего, на обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения, сокращение разрыва в уровне социально-экономического раз вития между муниципальными образованиями области. Достижение целей стратегии возможно только путем последовательного формирования в регионе рыночной и социально ориентированной экономики с четким и стабильным зако нодательством. Экономическое развитие должно основываться на максимальном использо вании имеющегося в регионе потенциала, высвобождении частной инициативы с парал лельным усилением роли органов власти в обеспечении благоприятных условий хозяйство вания. Необходимо существенное повышение эффективности производства, ускорение струк турных реформ. Достигнутые областью в последние годы отдельные положительные ре зультаты могут рассматриваться как формирование условий для дальнейших позитивных изменений. На схеме показаны документы, определяющие развитие Липецкой области. Стратегия разработана под руководством главы администрации Липецкой области О.П. Королева. • Обобщение материалов Стратегии выполнено управлением экономики администрации Липецкой области совместно с экспертами ЗАО «Международный Центр развития -регио нов». 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 1.1 . Общее географическое описание Липецкая область расположена в центре Европейской части России, на пересечении важнейших транспортных магистралей, связывающих столицу Российской Федерации с Югом России, а западные районы России — с Поволжьем. Площадь территории области — 24,1 тыс. км^, что составляет 0,14% от территории Рос сийской Федерации. Протяженность с севера на юг — 200 км, с запада на восток — 250 км. Население области составляет 1,18 млн. человек, из них 65% — городские жители. Область делится на 331 муниципальное образование: 2 городских округа и 18 муници пальных районов (рис. 1.1), 6 городских и 305 сельских поселений, имеет 1585 населенных пунктов. Наиболее крупные города: Липецк (с населением 503,1 тыс. человек). Елец (114,5 тыс. человек). Грязи (46,9 тыс. человек), Данков (22,6 тыс. человек), Лебедянь (22 тыс. человек). Климат области умеренно-континентальный. Административный и культурный центр области — город Липецк, расположен на берегах реки Воронеж. Выгодное географическое положение Липецкой области и наличие значительного при родно-ресурсного потенциала являются определяющими факторами ее социально-эконо мического развития. Рязанская обл. Тульская обл. Орловская обл. Тамбовская обл. Курская обл. Воронежская обл. □ - Воловскии - Грязинскии - Данковскии - Добринскии - Доброве кии - Долгоруковский - Елецкий - Запонскии - Липецкии CZI Краснинский - Лебедянский - Лев-Толстовский ■Измалковский ■Становлянский - Тербунский - Усманский - Хлевснский - Чаплыгинский 1. 2. Оценка социально-экономической ситуации Экономика Липецкой области, несмотря на сложность и противоречивость процессов, происходящих в российском обществе, характеризуется динамичным поступательным раз витием. К моменту образования области (1954 год) территория располагала благоприятными возможностями для развития промышленного и сельскохозяйственного производства, дру гих отраслей экономики. В 1954 году население области составляло 1 млн. 85 тыс. человек, в сельской местности его проживало в 3 раза больше, чем в городской. Промышленное производство было, в основном, сосредоточено в г. Липецке. Здесь работали Новолипецкий металлургический завод, «Свободный Сокол», тракторный завод. Посевные площади сельскохозяйственных культур составляли 1 млн. 300 тыс. гектаров и около 100 тыс. гектаров — пастбища. Валовой сбор основных культур был очень низок: зерновых — 512 тыс. т, сахарной свеклы — 232 тыс. т, овощей —65 тыс.т. В хозяйствах всех категорий имелось около 152 тыс. коров, 225 тыс. голов свиней и производилось 63 тыс. т мяса, 242 тыс. т молока, 112 млн. штук яиц. Урожайность зерновых составляла 5,4 ц с гектара, низкой была и продуктивность животноводства. В этот период были определены первоочередные задачи социально-экономического развития области. Росло и развивалось транспортное хозяйство, строились жилые дома, дороги, трамвайные линии, вводились новые автобусные маршруты. В результате повышения эффективности производства и роста производительности труда экономика области, уверенно набирая темпы, успешно продвигалась вперед, К началу 60-х годов численность работающих в отраслях экономики увеличилась на 47% и составила 328 тыс. чел. Объем промышленного производства возрос в 1,8 раза, инвести ций в основной капитал — в 4,8 раза, объем перевозок всеми видами транспорта — в 2,4 раза. Производство сельскохозяйственной продукции возросло в 1,5-2 раза, В 80-е годы Липецкая область превратилась в крупный индустриально-аграрный реги он. Одной из ведущих и динамично развивающихся отраслей была и остается черная ме таллургия, основное предприятие — ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат», С пуском в 1969 году стана «2000» комбинат стал ежегодно выпускать 6 млн. т стального листа. В 1980 году на НЛМК началось производство автолиста для автомобильной промыш ленности. В 1981 году была выплавлена 100-миллионная тонна чугуна, а в 1983 — 100- миллионная тонна стали. Рост производства продукции сельского хозяйства был достигнут за счет технического перевооружения и внедрения современных технологий. Были построены 60 крупных живот новодческих комплексов и свиноферм, 10 птицефабрик, 11 специализированных хозяйств занимались садоводством. Были возведены 4 сахарных завода, в т.ч, в Добринском районе — крупнейший в Европе. Интенсивно велось строительство объектов социальной сферы. Наряду с крупномасш табными производственными объектами ежегодно сдавалось более 500 тыс.кв. м жилья, около 6 тыс. ученических мест в школах, 2 тыс. мест в детских дошкольных учреждениях, до 300 больничных коек, возводились поликлиники, кинотеатры, клубы и дома культуры. В начале 90-х годов в России, как известно, начался глубокий системный кризис, кото рый негативно сказался и на социально-экономическом развитии области. Однако спад производства в отраслях экономики региона оказался менее глубоким, чем в среднем по стране. В 1995 году промышленное производство в области составило 66 % от уровня 1990 года (в РФ — 49%), сельскохозяйственное - 67% (в РФ — 66%), капитальные вложения — 39% (в РФ — 30 %) . В конце 90-х годов удалось переломить ситуацию и добиться устойчивых темпов роста. При этом в отраслях экономики региона сложились значительно более высокие темпы рос та, чем в Российской Федерации в целом. За последние пять лет валовой региональный продукт увеличился в 4,5 раза. Среднего довые темы роста составили в промышленности — 105%, сельском хозяйстве — 108%, розничном обороте — 110%, инвестиций в основной капитал — 120%. Реальные располага емые доходы населения увеличиваются ежегодно в среднем на 10%. Доля бедного населе ния сократилась более чем на 40% и составила 15,7%. По основным социально-экономическим показателям область занимает достойное мес то в Российской Федерации и в ЦФО, в т.ч. по объему промышленной продукции на душу населения соответственно 3 и 1 места, по инвестиционному риску — второе в России. По объему привлечения инвестиций в основной капитал в расчете на одного жителя — третье, по иностранным инвестициям — седьмое в ЦФО. Область имеет мощный природно-ресурсный, трудовой, инвестиционный, инфраструк турный и экономический потенциал, который определяет перспективы ее развития. Практически впервые в России в области создана и успешно реализуется модель кон курентоспособного территориального кластера, конкурентной сети близко локализованных предприятий, производящих одну и ту же или смежную продукцию и совместно обеспечи вающих хорошие рыночные позиции для отрасли, самих предприятий, региона и страны в целом. Подводя итоги краткого анализа динамики уровня социально-экономического развития, можно сделать вывод, что Липецкая область обладает значительными возможностями и потенциалом экономического роста и социального развития, а по целому ряду направлений рыночных преобразований, реструктуризации экономики, социального реформирования в интересах населения является одним из лидеров в России. Вместе с тем по мере решения первоочередных задач выявились более глубокие огра ничения экономического роста и повышения конкурентоспособности экономики региона, что требует смещения акцентов в проводимой политике при сохранении общего направле ния преобразований, В целях ответа на новые вызовы, соответствия новым тенденциям, скорейше го решения новых и старых проблем разработана данная Стратегия. 2. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЛАСТИ В социально-экономическом развитии области можно выделить 5 групп основных про блем: экономические структурные, социальные, экологические, инфраструктурные и про блемы. связанные с непостаточной эффективностью управления региональным развитием. 2 .1 . Экономические структурные проблемы В числе экономических структурных проблем главная — моноотраслевая структура эко номики, зависимость бюджета от одного крупного налогоплательщика, наличие серьезных рисков, в т.ч. для социальной сферы при изменении экономических условий. В 2005 году на долю предприятий черной металлургии приходилось 62% от общего объема промышленной продукции, 95% — экспорта, свыше 50% — налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Ухудшение мировой конъюнктуры рынка черных металлов, снижение деловой активнос ти основных потребителей металлопродукции на внутреннем рынке оказало влияние на снижение внешнеторгового оборота области по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 24%, произошло снижение объемов экспорта на 29%, сократилось произ водство стали на 7%, чугуна — на 11%, проката — на 7%. В структуре промышленного производства остается значительной доля продукции с низкой добавленной стоимостью. Несмотря на то, что промышленность формирует около 60% ВРП (внутреннего регио нального продукта), всего 10% предприятий производят 90% общего объема выпускаемой продукции. Инновационно активными являются около 6% промышленных предприятий. Физический и моральный износ основных фондов составляет более 50%. Использова ние производственных мощностей в ряде случаев составляет от 30% до 50%. Сохраняется высокой доля убыточных предприятий (40%). Снижена конкурентоспособность ряда отраслей экономики. Внедрение международных стандартов управления качеством идет крайне медленно. Системы управления качеством сертифицированы только на 30 предприятиях. В этих условиях предприятия окажутся не подготовленными к вхождению в ВТО (Всемирную Торговую Организацию ) и неспособны ми конкурировать даже на внутреннем рынке. Целый ряд проблем связан с неэффективной пространственной организацией, сниже нием конкурентоспособности и экономического потенциала территорий. Усугубляется территориальная асимметрия социально-экономического развития, из 20 муниципальных образований у 12 — темпы роста объемов промышленного производства ниже среднеобластных показателей. В общем объеме промышленного производства доля 3-х территорий составляет 95%. Более четко прослеживается монофункциональный харак тер экономики большинства муниципальных образований. 2 .2 . Социальные проблемы Несмотря на некоторое улучшение демографической ситуации (снижение смертности, увеличение числа родившихся, рост средней продолжительности жизни до 67 лет), продол жается сокращение численности населения вследствие естественной убыли — 8,5 на 1000 человек населения. Миграционные процессы не оказывают существенного влияния на улучшение демогра фической ситуации и лишь частично компенсируют естественные потери населения. На демографической ситуации региона продолжают сказываться последствия систем ных кризисов, которые переживает как Россия в целом, так и Липецкая область. На уровне рождаемости отражается влияние рыночной экономики, а также нового типа репродуктив ного поведения, при котором главным определяющим фактором стало внутрисемейное ре гулирование деторождения. Коэффициент рождаемости соответственно 1,2 рождений на одну женщину. При пессимистическом варианте прогноза численность населения к 2020 году снизится на 150 тыс. человек, или на 13%. Среднегодовой темп составит 0,8%. Практически необратимым стало старение населения. Доля населения в возрасте 65 лет и старше в 2004 г. составила 15,8% (по России — 13,4%, по Центральному федеральному округу — 15,7%). Прогнозируется дальнейшее сокращение численности населения трудоспособного воз раста. Область остается одним из регионов РФ с низким уровнем официально зарегистриро ванной безработицы - 0,8% от экономически активного населения. Вместе с тем снижается трудовой потенциал, остро ощущается дефицит квалифицированных кадров, особенно ра бочих профессий. Усугубляется дифференциация населения по уровню доходов. Соотношение доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения увеличилось с 10,5 в 2000 году до 12,2 раза в 2005 году. Сохраняется деформированная структура распределения доходов. В 2005 году на долю 10% наиболее обеспеченных граждан приходилось 27,5% общего объема денежных доходов, а на долю 10% наименее обеспеченного населения — 2,4%. Превышение доходов первой группы населения над второй составило 11,8 раза (в 2003 году этот показатель составлял 11,6 раза, в 2000 году — 10,5 раза). 2 .3 . Экологические проблемы Липецкая область вследствие большой техногенной нагрузки относится к регионам с высокой экологической напряжённостью. По загрязнению сточными водами поверхност ных водных объектов занимает 8 место в ЦФО и 39 — в РФ; атмосферного воздуха — 1 место в ЦФО и 13 — в РФ. Это обусловлено высоким уровнем промышленного и сельскохо зяйственного производства. Антропогенное воздействие на окружающую среду год от года увеличивается. Наиболь шую нагрузку испытывают города Липецк, Данков, Елец. Динамика общей заболеваемости населения области значительно превышает средне российские показатели. В связи с этим ключевой задачей по охране окружающей среды является стабилизация и улучшение экологической обстановки. 2 .4 . Инфраструктурные проблемы Сложившаяся на территории области медико-демографическая ситуация диктует необ ходимость в повышении структурной эффективности здравоохранения, приведении органи зационной структуры, мощностей и имущества лечебно-профилактических учреждений в соответствие с потребностями населения в доступной и качественной медицинской помощи с учетом меняющегося спроса на медицинские услуги, развития клинической практики и технологий при одновременной оптимизации системы управления финансами. Региональный рынок труда испытывает потребность в специалистах рабочих профес сий, при этом потенциальные возможности системы образования области вследствие сла бой материально-технической базы явно недостаточны. Укомплектованность учебным, на учным оборудованием, информационными ресурсами составляет от 30 до 50%. Остро стоит вопрос обеспеченности дошкольными учреждениями — потребность со ставляет более 10 тыс. мест. В общеобразовательных школах почти четверть детей обуча ются в 2-3-сменных режимах, что не соответствует санитарным нормам и уровню безопас ности. Необходим капитальный ремонт существующего аэродромного комплекса, требуется модернизация транспортной инфраструктуры и инженерных систем тепло- водоснабжения и канализации. 2 .5 . Проблемы управления региональным развитием Липецкая область относится к числу регионов-доноров, полностью обеспечивающих расходные полномочия за счет собственных источников. Реализация федеральных законов («Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О минимальном размере оплаты труда») в 2005 году увеличила расходные обязательства бюд жета на 2,5 млрд, руб., из которых на повышение зарплаты работникам бюджетных учреж дений в сроки и размерах, установленных для федеральных служащих, направлено 1,Щ млрд. руб. Ч Наряду с потерями бюджета, обусловленными экономической ситуацией в черной ме таллургии, объем нагрузки на бюджет области в 2006 году увеличился на 7,8 млрд, руб., или на 37% к уровню 2005 года. Однако данные особенности не учитываются при распределении средств финансовой помощи из федерального бюджета и область не попала в число трансфертных территорий и в 2006 году. В 2005 году область была единственной из субъектов ЦФО, где в связи с ситуацией в металлургическом комплексе произошло снижение доходов бюджета. Доминирующая в области внутренняя производственно-территориальная организация большинства муниципальных территорий не обеспечивает их самодостаточность. Из 331 муниципального образования не получают дотаций 2 городских округа, 5 муниципальных районов и 3 сельских поселения. Все остальные муниципальные образования являются дотационными, при этом доля средств, поступающих в порядке межбюджетного регулиро вания из областного бюджета, в отдельных местных бюджетах достигает 80%. В условиях действия Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ это приводит к возникновению целого комплекса новых экономических, социгшьных и политико-правовых проблем, непос редственно отражающихся на устойчивости социально-экономической ситуации, как в от дельных поселениях, так и на развитии региона в целом. В числе основных проблем управления региональным развитием можно назвать и дру гие, связанные с вопросами проведения административной реформы и ряда институцио нальных преобразований. 3. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Для разработки стратегии развития Липецкой области с целью выявления проблем был осуществлен стратегический анализ по методике SWOT. Результаты анализа приводятся ниже. 3 .1 . Стратегический (SWOT) анализ развития промышленности Липецкой области Сильные (S), слабые (W) стороны, возможности (О) и угрозы (Т) Таблица 3.1.1 С ильны е ст о ро ны (S ) 1. Ежегодный рост объема производства (105%). 2. Рост инвестиций в основной капитал (на 30% в 2005 г. к 2004 г.). 3. Рост производства импортозамещающих ком плектующих изделий для белой техники. 4. Наращивание объемов производства белой техники и гарантируемый выход на планируемую мощность. 5. Крупномасщтабное техническое перевооруже ние на ряде предприятий области. 6 .Строительство новыхобъектов ипроизводств. В о зм ож н о ст и (OJ 1. На большинстве предприятии имеются конку рентоспособные мощности. 2. Наличие незанятого в экономике трудоспособ ного населения и возможность его вовлечения в промышленное производство.-,, .п i-' 3. Создание и развитие особой' экономической зоныпромышленно-производственного типа. 4. Тиражирование проектов особой экономиче ской зонывне ее территории. 5. Наличие перспективного ппана развития ОАО «НЛМК». С ла бы е ст о ро ны (W ) 1. Моноотраслевая структура промышленности. 2. 90 % экспорта приходится на черную метал лургию. 3. Износ основныхфондов > 60 %. 4. Неполная загрузка производственных мощно стей. 5. Высокий удельный вес убыточных предпри ятий. 6 . Высокий удельный вес продукции с низкой допей добавочной стоимости. 7. Снижение эффективности легкой и химиче ской промышленности. 8 . Низкий удельный вес инновационной продук ции вобщем объеме производства. У грозы (Т) 1. Вступление России вВТО. 2. Высокая изношенность основных фондов, что приведет к неконкурентоспособности продукции. 3. Изменение конъюнктуры мирового рынка чер- ных металлов. nniioiv * < Таблица 3.1.2 Выбор стратегий социально-экономического развития Липецкой области на базе анализа соотношений сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами «Сила» (S) SO 1. Дополнение вертикальной интеграции бизне са ОАО «НЛМК» горизонтальнойдиверсифика цией с распространением на вновьсоздавае мые бизнесы высокоэффективных принципов корпоративного управления ОАО «НЛМК». 2. Реализация проектов по созданиюособых экономических зон промышленно- производственного типа какфедерального, так ирегионального уровня. 3. Наличие конкурентоспособного территори ального кластера, конкурентной сети близко локализованных предприятий по производству холодильников истиральных машин марки «ИНДЕЗИТ», пять предприятий, работающих по кооперации с ним, и крупнейший вЕвропе Центр логистикидля складирования идистри буции бытовой техники с единовременным хранением около 2 0 0 тыс, единиц продукции. ST Прогнозируемый вдолгосрочном периоде рост объемов потребления продукции черной метал лургии на внутреннем рынке в некоторой сте пени компенсирует риски создания и развития новых производств вобласти. «Слабость» (W) WO Дефицит высококвалифицированных специали стов. WT Резкое ипродолжительное изменение конъюнк турырынка черных металлов ставит подугрозу бюджетнуюподдержку большинства социаль ных программ. В результате выделяются стратегические цели и задачи: ЦЕЛИ: 1. Диверсификация промышленности области, в том числе за счет создания и развития особой экономической зоны промышленно-производственного типа. 2. Создание предприятий, производящих продукцию с более высоким уровнем добав ленной стоимости, 3. Создание предприятий, производящих импортозамещающую продукцию, как на об ластном, так и на российском рынке. 4. Создание условий для ускоренного развития промышленности области на основе внедрения и коммерциализации наукоемких технологий. 5. Вовлечение в производственную деятельность формально не занятого в экономике области населения. 6. Совершенствование работы с отходами предприятий с целью улучшения экологичес кой ситуации. ЗАДАЧИ: 1. Продление действия областной программы реформирования и финансового оздо ровления промышленных предприятий. 2. Корректировка областной программы развития промышленности в соответствии со Стратегией. 3. Создание и развитие особых экономических зон промышленно-производственного типа федерального и регионального уровня. 4. Создание и развитие региональной инновационной системы в промышленности обла сти. 5. Создание и развитие крупных инфраструктурных субъектов производственно-техно логической поддержки инновационной деятельности. 6. Внедрение современных принципов корпоративного управления на предприятиях об ласти. 3 .2 . Стратегический (SWOT) анализ развития пищевой и перерабатывающей промышленности Липецкой области Таблица 3.2.1 Сильные (S), слабые (W) стороны, возможности (О) и угрозы (Т) С ил ьны е ст о ро ны (S ) 1. Пищевая иперерабатывающая промышлен ность имеет устойчивый темп роста: 2 0 0 0 г. - 108%, 2001 г. - 128%, 2002 г. - 134%, 2003 г. - 119%, 2004 г. - 113%. 2005 г. -119% 2. Наличие конкурентоспособных пред-приятий, выпускающих качественную продукцию, соответ ствующуюевропейским и мировым стандартам, и имеющих стабильный спрос на товарном рынке. (ОАО «Липецкмопоко», ОАО «ЭКЗ «Лебедян ский», ОАО «Липецкий хладокомбинат», ОАО «Липецкхлебмакаронпром» идр.). 3. Обеспеченность квалифицированными кадра ми. С ла бы е ст о ро ны (W ) 1. Дефицит сырьядля мясной имолочной отрас лей, что приводит к недоиспользованиюмощно стей, увеличениюсебестоимости продукции. 2. Слабая организация службымаркетинга на ряде предприятий и. как следствие, потери рын ков сбыта. 3. Недостаток оборотных средств. 4 Невысокая рентабельность, убыточность ряда предприятий, 5. Невысокая инвестиционная привлекатель ность ряда предприятий. В о зм ож н о ст и (О ) 1 Принятие областных Программ, предусматри вающих существенное увеличение выработки продукции животноводства ирастениеводства с ее последующей переработкой. 2. Улучшение качества и конкуренто-способности продукции всвязи с модернизацией и техниче ским перевооружением производства. 3 Развитие производства солода. 4 Развитие производства рапсового масла (био дизель). 5, Увеличение производства сахара. У грозы (Т) 1. Резкое падение конкурентоспособности про дукции предприятий перерабатывающей про мышленности при вступлении России вВТО из-за субсидирования прод^ции встранах-членах ВТО (особенно мясной, молочной). 2. Неконкурентоспособность предприятий пере рабатывающей промышленности вслучав увели чения цен на энергоносителидо уровня мировых (доля этих затрат всебестоимости продукции возрастает в 1,5-2 раза). .1. Наполнение рынка генномодифицированной, более дешевой продукцией. (Продолжение на 5-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz