Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)
4 23 ЯНВАРЯ 2007 ГОДА ДЛЕОВОЙ )ВТОРНИК| РАЗГОВОР НАЧИСТОТУ = ВСЕ НАЧАЛОСЬ с «ПОСЛЕДНЕГОПОКЛОНА» НАШ ОБОЗРЕВАТЕЛЬ БЕСЕДУЕТ С СИБИРСКИМ ИЗДАТЕЛЕМ ГЕННАДИЕМ САПРОНОВЫМ Виктор Астафьев и Геннадий Сапронов {начало 90-х годов). К то вырос с книгой , кто с д е т а - ва почи тае т кни гу как м удро го со беседника и верного д р у га , то т с горь ким н ед о ум ен и ем у х о д и т с нынеш них книжных ярмарок . По н ачалу гл аза радую тся : какой раз м ах , какие краски , какая бум а га , сколько и зощ ренного ум ения по золотить кни гу , р азодеть ее в б ар хат , кожу и сафьян! Но ко гда глаза у с тан у т о т это го п и р ш е а в а и з а х о чется у н е а и отсюда что -то для д у ши , то вдруг откры вается если не пустыня , то очень скудная кар ти на. Обнаруживается, что в России отыщется лишь несколько изда- тельав, для которых подготовка каждой книги - это поручение свыше, это кропотливый труд и высокое искусство. Совсем не много оаалось издателей, кото рыми движет любовь, а не биз нес-план. Один из таких редких издате лей - Геннадий Конаантинович Сапронов. Мы варетились с ним на 8-й Международной ярмарке интеллектуальной литературы «Non fiction», которая прошла в конце прошлого года в Москве. Здесь иркутское издательство предаавляло свои новые книги - прозу Виктора Астафьева, Евге ния Носова и Леонида Бородина, до 1 «ментальное исследование о Сиб^ири Валентина Распутина, пе реписку Александра Борщагов ского и Валентина Курбатова, эн циклопедию авторской песни, написанную Львом Аннинским... - Когда вы впервые поняли, что книга - это чудо? - Когда в четырнадцать лет мне попал в руки «Последний по клон» Астафьева. В той книге не было ничего особенного с точки зрения оформления, ничего тако го внешнего броского, что могло бы потрясти. Но оторваться от чтения было невозможно. Мне было так жалко всех этих дере венских людей, жалко Витьку, его ба^шку, всю их родню. Так по- люб^илась мне эта деревня и все ее жители, таежная природа! Для меня, городского мальчишки, это было потрясение. Я впервые по чувствовал, что в глубине души я скорее всего человек деревен ский. Бабушка моя была сельской учительницей, преподавала по деревням Черемховского района и даже мден Ленина за это име ла. Но бабушка умерла еще до моего рождения, и первый раз в деревню я попал в двадцать три года, когда женился. Мои заме чательные тесть и теща учили ме ня косить, стоговать, метать за роды, доить коров, многим дру гим деревенским «премудро стям». И оказалось, что все это мне так близко и дорого. С тех пор я просто рвусь в отпуск в де ревню, чтобы успеть на сенокос. - Каким, получается, долгим был ваш путь к варече с Астафь евым... - Да, ничего случайного не бы вает... В январе 1985 года я прие хал на юбилей красноярской мо лодежной газеты, а Виктор Петро вич был туда приглашен как по четный гость. На вечернем банке те мы оказались друг против дру га за столом. Он говорил замеча тельные тосты, был весел, потря сающе обаятелен и прост в обще нии. Я тут же напросился к нему на интервью. «Да завтра же и приходи», - запросто ответил он. Пришел, мы с ним просидели, по беседовали о войне, я все запи сал на диктофон. А с Петровичем странное всегда ощущение было: беседа с ним непринужденна, много шуток, разных историй, и за этой внешней простотой раз говора часто забывалось, что ты пришел по заданию редакции, что несколько вечеров готовился к беседе, рассчитывал получить на свои «очень умные» вопросы философские ответы, в которых бы писатель глубоко и мудро раз мышлял о жизни... А уходил от не го всегда с ощущением грандиоз ного провала - протрепались пол тора часа, и что я теперь из всего этого сделаю для газеты? Но начи наешь расшифровывать беседу и убеждаешься: там все есть, все на своих местах... - Мне тоже посчастливилось с ним беседовать, и помню, как он дотошно вычитывал текст интер вью, кое-что заново переписы вал... - Правка, вставки, переделка текста - с этим он любил работать до изнеможения. Он даже не так радовался выходу журнала с его повестью или рассказами, или новой книге, как тексту с машин ки. «Пастух и пастушка» перепи сывалась и перепечатывалась не счетное число раз. Восемнадцать раз он садился за капитальную правку «Царь-рыбы». - А читаешь «Последний по клон», и кажется, что это на од ном дыхании написано... - Это написано на дыхании всей жизни. Он же писал эту кни гу до конца своих дней. Издать «Последний поклон» в подароч ном, красочно иллюстрирован ном варианте - наша мечта с мо им постоянным художником ил люстратором Сергеем Элояном. - Сергей - талантливейший ху дожник, ни на кого не похожий. Вместе вы сделали уже десятки книг. Как у вас с Сергеем рожда ется образ книги? - В самом начале работы нам с Сережей всегда важно понять, каким будет сквозное воспри ятие книги. Когда мы находим его, я уже не влезаю в чисто ху дожественные вопросы и Сере же полностью доверяю. - Как вы предаавляете себе читателя тех книг, которые вы вы пускаете? - Да никак не представляю. Я даже иногда думаю: а есть он, этот «мой» читатель, или нет?.. Я просто люблю автора, хочу из дать его книгу и поставить ее себе на полку, вот и все. А что будет дальше - меня не интересует. Я делаю книгу, для меня это тоже художественная задача, и когда получается - в этом и радость. - Но в издательском деле су ществует и своя коммерческая составляющая. - Конечно, вкладывая деньги в издательский бизнес, необходи мо их вернуть, и желательно с прибылью. И во всех моих проек тах, кроме первого, это пока уда валось. Наверное, и удавалось потому, что делалось с радостью. - А что случилось с вашим первым проектом? - Это был двухтомник Астафь ева, весь тираж которого в 1993 году, на заре первоначального накопления капитала, один уш лый книготорговец попросту ук рал. У меня тогда на какое-то время исчезло всякое желание издавать книги. Ничего себе, ду маю, порядки на этих грядках. Не за себя было обидно, а за Викто ра Петровича. - В советское время книги по цене были почти такжедоступны, как хлеб. Сегодня из книги чаао делают пирожное, чуть ли не предмет роскоши... - Есть и другая крайность - из давать книги «для убогих и си рых», сверху глянцевая обложка, а внутри серая газетная бумага и текст мелким шрифтом. Мне сколько раз предлагали: а не хо тите ли издать такую книжку, чтобы она стоила двадцать руб лей и все могли бы ее купить? Но до этого тоже нельзя опускаться. Это же книга! Она должна быть доступной для читателя, но при этом она всегда должна оставать ся и произведением издатель ского искусства. - В ваших с Сергеем книгах - редкое сочетание простоты и изя щества. Их хочется подержать в руках подольше. Но в нынешних книжных магазинах разглядеть такие книги очень трудно. Вокруг столько яркого, пеарого, маня щего... - На мой взгляд, в большинст ве своем в нашей книготорговле совершенно утрачена всякая культура работы с книгой. Нет да же понятия о том, что есть книги, которые продадутся и без всяких на то торговых усилий, потому как, «отпиаренные» в средствах массовой информации, они про сто «прыгают» на тебя с полок книжных магазинов. Стоит тебе только туда войти, как они нагло хватают тебя за рукав: «Купи ме ня, купи!» А есть книги скромные, внешне не такие броские, но зато более опрятные, они ни к кому не пристают, а спокойно и с досто инством ждут своего читателя. К ним надо подойти, с ними надо поговорить, немножко полистать - вот с такими книгами и надо ра ботать книготорговцам, помогать читателю найти именно свою книгу. Это историческая литера тура, это поэзия, это книги наших сегодняшних классиков - иногда еле сводящих концы с концами... Раньше все-таки в книжных мага зинах работали замечательные женщины, они могли посовето вать, с ними можно было погово рить о литературе. - Что вы мечтаете издать, но пока не удается? - Ну, кроме мечтаний, есть еще долги. Это эпистолярное соб рание Астафьева. После двух из даний переписки Астафьева и Валентина Яковлевича Курбатова люди стали присылать мне пись ма Виктора Петровича. Когда стал их читать, понял, что эти письма - по сути, дневник Ас тафьева. Виктор Петрович никогда не вел обычных дневников, он в них не нуждался - у него была изуми тельная память. Он держал в ней все - цифры, даты, имена, цвета и запахи таежных цветов... все было в этой памяти. И даже когда он пережил инсульт, это с ним осталось. Я сам в этом убеждал ся, когда навещал его. Так вот эти письма я хочу рас положить в книге не по адреса там, а хронологически, год за го дом, как дневник. В них-вся его судьба, все беды, горести, пере живания за внуков-сирот, кото рых надо было ему поднимать. В них то, что происходило с нами и страной - он ничего не мог от ринуть безучастно. Многие письма я уже собрал и в ближайшие месяцы буду рабо тать над составлением книги, а сколько их еще рассеяно по стра не! Я помню, как в иной день он писал по пять и более писем - и академику, и сельской учитель нице, и собрату по перу, и одно полчанину... Пользуясь возмож ностью, прошу всех читателей «Делового вторника», у которых сохранились весточки от Виктора Петровича, послать мне их копии по адресу: 664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса - 22, офис 47. Д м и т р и й Ш Е В А Р О В . ЛЮДИ и ЗВЕРИ ЧТОБЫ НЕ ПЛОДИЛИСЬ в Самаре озаботились без домными животными и прове ли даже городское совещание. Проблема назрела давно - от укусов собак ежедневно стра дают до 30 человек. Было ре шено привлечь к работе вете ринарные клиники, которые будут стерилизовать животных. Решено также разработать проект питомника для бездом ных животных и гостиницы временного содержания. Средства, полученные от плат ной гостиницы, планируется направлять на содержание жи вотных в питомнике. В и к т о р П Е Т РО В . САМАРА. ЛЕГАВЫМ ЗДЕСЬ НЕ МЕСТО Перепел, дупель и гаршнеп, занесенные недавно по иници ативе орнитологов Тверского госуниверситета в Красную кни гу Тверской области, стали при чиной скандала. Дело в том, что эти птицы являются самой вос требованной добычей для лега- шатников (охотников с легавы ми собаками), и теперь этого удовольствия их лишили. Лега- шатники потребовали вмеша тельства чиновников охотнад- зора, мотивируя это тем, что тверские орнитологи «тихой са пой» протащили в региональ ную Красную книгу три вида ди чи без всяких на то оснований. Но сотрудники отдела охотнад- зора управления Россельхоз- надзора по Тверской области опротестовывать их решение о занесении этих птиц в Красную книгу не собираются. А заезжим столичным легашатникам было предложено подыскать для охоты другой регион. С в е т л а н а А В Д Е Е В А . ТВЕРЬ. Л А З У Р И Т АНДРЕЯ РУБЛЕВА СЕГОДНЯ ПИСАТЬ СВЯТЫЕ ИКОНЫ ОЧЕНЬ ПОМОГАЮТ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ Наместник мужского монасты ря Коренная пустынь ар хим анд рит Иоанн зав ерш ил р а сск а з о возрождении этой обители , и мо лодой человек в рясе священника позавидовал : «Вам щедро помо га е т государство , а я вот на по ж ертвования лю д ские привел в божеский вид храм , а иконостас не м о гу з а к а з а т ь - нужны большие сред ства , а их нет». - А поезжайте в Курск, в Свя то-Троицкий храм. Там уже не сколько лет выпускают иконоста сы - и трехъярусные, и пяти - в компьютерной версии. Репро дукции красивые, долговечные и очень дешевые. В отличие от об разов на досках. Компьютер - иконопис ец? Впервые слышу о таких способ ностях электронной вычисли тельной техники. Журналистское любопытство и привело меня в древний Свято-Троицкий храм. Его настоятель отец Александр ведет меня в мастерскую, распо ложенную в здании рядом с цер ковью. Рассказывает: - В нашей артели тридцать живописцев. Все - выпускники иконописной школы, основан ной в 1992 году при Курской ду ховной семинарии. Наши масте ра строго следуют традициям древнерусского иконного пись ма XIV-XVII веков, используют не фабричные краски, а, как и преподобный Андрей, природные. Входим в просто рную мастерскую. Вдоль стен - мольберты (за ними в основном девушки), а прямо у входа, сле ва, - ряд компьютеров. Только за одним из них сидит худож ник. Я хотел увидеть, как рожда ется лик святого, однако протои ерей остановил меня: «Во-пер вых, сие есть таинство, а во-вто рых, возбраняется демонстри ровать незавершенный образ. Мы покажем вам готовый ико- МАСТЕРА--- ностас, пятиярусный». И мастер начал переворачивать большие плотные листы репродукций - более пятидесяти изображений. Все поразительно яркие, соч ные, красочные. Особая бумага пропитана водоотталкивающим раствором. - Иконостас компьютерной версии будет десятилетиями ра довать взоры прихожан. Сегодня в России открывается много за брошенных было храмов, и на ши репродукции пользуются ве ликим спросом, - слышу рассказ отца Александра. Рисовать образ святого ху дожник начинает на доске, а уж потом дописывает на компьюте ре. Так что творец должен в со вершенстве владеть и мастерст вом живописца, и секретами компьютерной техники. - Все иконы - уникальные. На писаны по оригинальному мето ду курской иконографии, - гор дится собеседник, - Вы больше нигде не увидите такого Спаси теля. Обычно он предстает в ка толическом исполнении. У нас - в каноническом: нет излишней экзальтации, чувственности, ка пель крови и всего того, что счи тается земным, а не духовным. Список иконы Архангела Ми хаила сделан в кремлевском храме, где находится оригинал. Только иконописцам Троице- Сергиевой лавры да курским волшебникам кисти дозволено было это. По-особому выразите лен образ урожденного куряни на святого Серафима Саровско го. На иконостасе голубым пла менем сияет «Троица» Андрея Рублева. Этот список иконы - плод соборного труда живопис цев. И все же главную лепту внес Виктор Трускалов. Не раз ездил в Москву, в Третьяковскую гале рею, чтобы постоять перед ми- Виктор Трускалов, прежде чем стать иконописцем, писал батальные сцены. ровым шедевром, почувствовать глубокую человечность и возвы шенную одухотворенность обра зов. Посетил Троице-Сергиеву лавру, чтобы понаблюдать, как делают список «Троицы» сестры пятого курса здешней иконопис ной школы, - Мы использовали при соз дании списка «Троицы» люби мый пигмент Рублева - лазурит. Есть ведь в иконописи даже тер мин: рублевский голубец - чис тый небесный цвет, - говорит Ви ктор. Он потомственный художник. Жил в Крыму. Окончил художе ственную школу. Писал пейзажи, портреты, батальные картины, А потом потянуло к иконописи. Ро дители посоветовали ему ехать на учебу в Курск: курская школа иконографии уже завоевала из вестность в православном мире. Недаром президент России, пре мьер правительства, министры, главы палат парламента, отправ ляясь за рубеж, принимая гос тей, исповедующих христианст во, дарят им образы, исполнен ные в мастерской при Свято-Тро ицком храме. Виктор дописывает образы и на компьютере. Но мне показа лось, все же больше любит кисть с природными красками - голу бенью, киноварью, глауконитом и охрой. Мастер возразил: - Иконописец - боговдохно венный живописец, созидает красоту на основе дара мудро сти, и потому у нас одинаково трепетное отношение к образу - дописываем ли его на электрон ной машине, творим ли собст венноручно приготовленными пигментами. Ю р и й М А Х Р И Н . КУРСК. Фото автора. НЕИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ СПЕЦМИССИЯ В ПРОШЛОЕ КАК Я ПИСАЛ «ВОСПОМИНАНИЯ» ЛЕОНИДА ИЛЬИЧА БРЕЖНЕВА Очень часто писателю и журналисту приходится оправдываться за ошибки, ко торые он не совершал. Не избежал этой участи и я... Оговорюсь сразу: почти за полвека ра боты научным журналистом погрешностей (грубее говорить не хочется!) было множе ство. За некоторые удалось покаяться, за иные нет, но все-таки в общем краснеть за написанное приходилось довольно редко... Но один случай тяжелым камнем лежит на душе. Я имею в виду «Воспоминания» Л.И. Брежнева и ту их часть, что была названа мною «Космический Октябрь». Постепенно стали известны те журнали сты и писатели, которые работали над «Воспоминаниями» Генерального секрета ря ЦК КПСС. Называлась и моя фамилия, а потому от очень разных людей - от акаде миков до коллег - я услышал упреки: мол, почему в главу о космосе закрались ошиб ки, а подчас и совершеннейшие нелепицы, которые недопустимы в подобного рода книгах. Я полностью согласен с критиками: дей ствительно, лгать в мемуарах руководите лей страны недопустимо, так как это прямо или косвенно принижает роль истинных героев и возвышает тех, кто такого недос тоин. И ссылки на субъективизм уже не оп равдывают искажение истины. Я работал научным обозревателем «Правды», когда получил специальное за дание, Во время встречи в ЦК партии мне предложили написать «космическую часть» мемуаров. Но в отличие от других коллег - Анатолия Аграновского, Аркадия Сахнина, Александра Мурзина и Виталия Панюшкина, которые писали «Малую зем лю», «Целину» и другие главы «Воспоми наний», меня отправили в «самостоятель ное плавание». То есть я должен добывать информацию, не пользуясь ни архивами ЦК и Совета Министров и не упоминая о том, что работаю над мемуарами. «Прав да» была прекрасным прикрытием, тем бо лее что у меня появилась возможность публиковать интереснейшие материалы, которые скрывались под грифом «совер шенно секретно». Цензура относилась ко мне лояльно, очевидно, получив соответ ствующее указание «сверху», В общем, «Правда» рассказывала о нашей славной истории ракетной техники и космонавтики, а одновременно я собирал материалы для мемуаров Брежнева, К сожалению, сам он уже не мог ничего рассказывать... Так рож дался «Космический Октябрь». Работал над этой главой я с большим удовольствием. Дело в том, что я понял: появилась реальная возможность расска зать о нашей космонавтике и о людях, ра ботающих в этой области, правдиво и от крыто. Я был уверен, что слишком многое в стране секретилось не во имя дела, а ради интересов отдельных чиновников и ве домств. Именно они пытались приукрасить действительность, скрывать тех ученых и конструкторов, которыми по праву должна гордиться вся страна. Я думал, что цензура не станет вмешиваться в текст, над кото рым стоит грозное и всесильное «Л.И. Брежнев». На первом этапе так и происходило... Я попытался ответить на главный воп рос: почему мы вырвались в космос пер выми? Конечно, личности главных конст рукторов, входивших в Совет главных, во Леонид Ильич любил фотографироваться, а с космонавтами особенно. главе которого постепенно стал С.П. Коро лев, играли важную роль, однако, на мой взгляд, не это было решающим. Особен ность заключалась в том, что нашей стране ее оборона и выход в космос осуществля лись вместе - военными и гражданскими специалистами. Причем на первом этапе (впрочем, и позже!) оборонная тематика была решающей. Кстати, в «Воспоминани ях» была отражена роль атомщиков и И.В. Курчатова, благодаря которому, в частно сти, и произошло единение атомного ору жия и ракетной техники. «Семерка» - наша космическая лошадка - получилась у Коро лева столь мощной из-за того, что ей пред назначалось доставлять ядерную голову до «потенциального противника», то есть до Америки. В общем, у нас не было противоречий между военными и гражданскими, а пото му и развивался ракетно-ядерный щит стремительно, В США два ведомства работали парал лельно, конкурируя друг с другом. А пото му, затрачивая средств раз в десять боль ше, чем мы, Америка запустила свой «апельсин» позже, чем мы - первый искус ственный спутник Земли, да и Алан Шеп пард совершил свой 15-минутный прыжок в космос позже триумфального полета Юрия Гагарина. Естественно, рассказывая о первых ша гах в космос. Л, 14, Дежнев не мог не оце нивать развитие оборонной промышлен ности, тем более что одно время он рабо тал Секретарем ЦК по оборонной темати ке. В «Космическом Октябре» давалась оценка не только С.П. Королеву и М.К. Ян гелю, которые ко времени написания вос поминаний уже ушли из жизни, но и дейст вующим конструкторам и ученым - акаде микам Келдышу, Глушко, Пилюгину, Бар мину, Челомею, Макееву, Рязанскому и другим. Подчас всего лишь несколько слов говорилось об их работе, но даже простое упоминание фамилий открывало впослед ствии путь для журналистов. Большое внимание уделялось в «Воспо минаниях» нашему лунному проекту. В ча стности, поддерживалась та точка зрения, что страна уже не была способна осущест вить этот проект из-за высокой его стоимо сти, да и политическая составляющая ото шла на второй план - американцы уже со вершили несколько экспедиций на Луну. Подробно рассказывалось и об аварийных пусках Н-1. В частности, и о том случае, ко гда ракета взорвалась на стартовом комп лексе, что, по мнению Брежнева, и послу жило поводом для закрытия проекта. Кстати, этот эпизод сохранился в «Кос мическом Октябре», но из-за механиче ского сокращения он связан с «гагарин ским стартом», что, конечно же, неверно. Впрочем, о сокращениях чуть позже... Два эпизода, на мой взгляд, обязатель но должны были быть в «Воспоминаниях» Брежнева. Одна из них - трагическая стра ница в истории космонавтики. Это взрыв ракеты М.К. Янгеля на старте 24 октября 1960 года, когда погибли маршал М.И. Не делин, многие ученые, конструктора, спе циалисты космодрома - всего 125 человек. Председателем Правительственной комис сии был назначен Л.14. Брежнев. Уже на следующий день он был на полигоне и собственными глазами видел все проис шедшее. Он был потрясен. Его слова о том, что «продолжайте работать, товарищи, мы искать виновных не будем», до сих пор по мнят ветераны ракетной техники. Это было мудрое и верное решение, которое позво лило вскоре поставить Р-16 на вооружение. Эта ракета помогла добиться ядерного па ритета с США, она сделала далекую Аме рику уязвимой, а значит, ядерную войну бессмысленной... Второй эпизод - это совещание в Кры му, а затем его продолжение в Кремле. Ре шалась судьба ракетной техники в СССР. Оппонентами выступали академик В.Н. Че- ломей и сначала академик М.К. Янгель, а затем его преемник В.Ф. Уткин. Академик Челомей предлагал созда вать «простые» ракеты, но выпускать их в большом количестве. КБ «Южное», возглавляемое академи ком М.К. Янгелем, настаивало на создании мощных ракетных комплексов, способных противостоять даже ядерным взрывам. Мнения разделились и у военных, и у гражданских. Вольно или невольно глав ным судьей в споре конструкторов и уче ных выступал Генеральный секретарь ЦК КПСС. Именнотогда Л.14. Брежнев поддер жал КБ «Южное», что позволило создать серию ракетных комплексов, которые до нынешнего дня стоят на защите страны. До появления идеи «звездных войн» было еще более десяти лет, но уже тогда на со вещании в Крыму стало ясно, что они бес смысленны, так как появится СС-18 - «Са тана» - ракета, равной которой нет и сего дня. В «Воспоминаниях» рассказывалось о том, как и почему было принято столь принципиальное решение. И если оцени вать деятельность Л.И. Брежнева на посту Генерального секретаря, то именно оно, безусловно, определило роль СССР в мире на грядущие четверть века. Да и сегодня оно не менее актуально. Моя работа была завершена, и она бы ла отправлена в ЦК партии. Механизмов «прохождения» рукописи я не знаю. Мне известно, что читали ее Д.Ф. Устинов, К.У. Черненко, помощник Генерального секре таря. Мне сообщили, что с полным вариан том этой главы «Воспоминаний» познако мился и сам Леонид Ильич. Впрочем, в этом я сомневаюсь, так как какие-то прав ки он должен был внести... Но этого не слу чилось. Планировалось, что «Космический Октябрь» выйдет в декабрьской книжке «Нового мира» ко дню рождения Л.И. Брежнева. Однако в ноябре Л.И. Брежнев умирает. Верстку «Нового мира» срочно требуют в ЦК партии, и оттуда «Космический Ок тябрь» возвращается в сильно урезанном виде. Все, что было связано с обороной стра ны, с действующими конструкторами и учеными, а также все, о чем не писалось ранее, было убрано. Генеральный секре тарь ЦК КПСС в полной мере ощутил власть цензуры. Мне кажется, из его мему аров убрали даже больше, чем это случа лось с нашими материалами. Кто это сде лал, я не знаюдо сих пор... Сокращения бы ли сделаны механически, с какой-то даже злостью - по крайней мере так мне показа лось. Из-за этого вмешательства и про изошло смешение времени и событий, ро дилось множество неточностей и даже ошибок. К сожалению, этот вариант мне не пока зали, потому что со смертью Брежнева ис тинные творцы его мемуаров были мгно венно забыты - ведь награды и премии по лучали совсем другие... До сих пор мне жаль, что «Космический Октябрь» не появился при жизни Брежнева - в этом случае многие страницы истории нашей космонавтики были бы открыты на четверть века раньше. В л а д и м и р Г У Б А Р Е В . ДЕЛОВОЙ )ВТ0РНИ|К Учредитель и издатель: Информационно-аналитическое агентство «Деловой вторник». Издание эарео 1 арировано Миниаеровом РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Per. ПИ №77-7161. Распроараняется в качеаве приложений к газетам: Генеральный директор Шеф-редактор Редакционная коллегия; Ф.СИЗЫЙ (vtornik@dvtornik.ru) Л .Арих (la@dvtornik,ru) К.Барыкин, В.Богданов, А.Бушев, П.Вощанов, Ю.Махрин, А.Панов, Н.Петраков, Д.Севрюков, Д.Шеваров. А д р е с р едакции : 127137, М о скв а , а / я № 34 . Т е л еф о н /ф а к с : ( 4 9 5 ) 2 5 7 -3 7 -8 3 , 257-59-17 . E-m a il: vto rn ik@ dv to rn ik .ru . w w w .d v to rn ik .ru Ном ер п од пи сан в 15 .00 . По гр аф и к у в 15 .00 . О бщ ий ти р аж 2 .0 6 2 .6 3 0 эк з . Цена - бе спл а тно . «Деловой вторник». Перепечатка без согласования с редакцией не допускается. Приобретение прав на перепечатку и использование материалов тел./факс (495) 257-59-17,257-37-83. •Труд», «Рабочая газета» (Украина), «Архангельск» (Архангельск), «Комсомолец Каспия» (Астрахань), «Волга» (Аарахань), «Белгородская правда* (Белгород), «Брянский рабочий» (Брянск), Северная Осетия» (Владикавказ), «Волгоградская правда» (Волгоград), «На смену'» (Екатеринбург), «Панорама» (Зеленогорск), «Калининградская правда» (Калининград), «Кубань сегодня» (Краснодар), «Курская правда» (Курск), «Красноярский рабочий» (Красноярск), «Кузбасс» (Кемерово), «Липецкая газета» (Липецк), «Новая Адыгея» (Майкоп), «Торговая газета» (Минск). «Правда Севера» (Новый Уренгой). «Новодвинский рабочий» (Новодвинск), «Нижегородские новоаи» (Нижний Новгород), «Новая газета» (Новосибирск), «Советская Сибирь» (Новосибирск), «Поколение» (Орел), «Вестник-Наша Пенза» (Пенза), «Вечерняя Пермь» (Пермь), «Курьер Карелии» (Петрозаводск), «Наше время» (Роаов-на-Дону), «Волжская коммуна» (Самара). «Земское обозрение» (Саратов). «Северный рабочий» (Северодвинск), «Ставропольская правда» (Ставрополь), «Тамбовская жизнь» (Тамбов), «Труд» (Ташкент), «Тюменская правда» (Тюмень), «Республика Башкортостан» (Уфа). «Челябинский рабочий» (Челябинск), «Забайкальский рабочий» (Чита), «(Зярнуский Экспресс» (Эстония). «Советский Сахалин» (Южно-Сахалинск). «Вторник» (Якутск),
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz