Липецкая газета. 2007 г. (г. Липецк)
2 3 я н в а р я 2 0 0 7 г . , № 11 ( 2 2 8 8 9 ) ЛИПЕЦКАЯ га з е т а ^ К о н к у р с Ученики экзаменуют учителей Это самая неожиданная «изюминка» в традиционном соревновании педагогов — Ну, кто скажет, какова взаимосвязь между витаминами и обменом веществ? В классе наступает тишина. Сидящий рядом со мной мальчик уже шепчет ответ и, похоже, едва сдерживает себя, чтобы не поднять руку. Но блеснуть своими знаниями Саше Экерту, девятикласснику гимназии № 19, здесь, на уроке в 8 А школы № 33, не удастся. Роль у него на сей раз другая. Он член детского жюри липецкого городского конкурса «Учитель года-2007». Участие учеников в оценке конкурсантов —одна из новинок в этом уже традиционном состязании. К необычным своим обя- К анностям ребята подходят тветственно и серьезно, хотя по секрету и признались кор респонденту «ЛГ», что на блюдать за уроком со сторо ны непросто: так и тянет от ветить на вопрос или встать вместе с другими в начале урока, здороваясь с педаго гом. — Мне кажется, проиг равших в этом конкурсе во обще не может быть. Эти люди каждый день работают с детьми, что само по себе достойно уважения, — счи тает десятиклассник гимна зии № 64 Денис Гузеев. Мнение юных коллег пол ностью разделяют и члены взрослого жюри. — Я прекрасно понимаю коллег, их волнение. И всем хочется поставить самый высокий балл. Тем более, что нам самим еще учиться и учиться, — сказал коррес понденту «ЛГ» преподава тель истории, обществозна- ния и права лицея № 44, член жюри Вадим Панов. Но, несмотря на столь ^ благожелательное отноше ние, напряжение конкурсан тов не исчезает. Ведь урок- то приходится вести в незна комом классе (это условие второго этапа конкурса), а компьютер почему-то медлит показать очередной слайд и в теме занятия, предусмотри тельно распечатанной зара нее на больших листах, об наруживается досадная опе чатка. Кстати, активное ис пользование техники многи ми соискателями на звание лучшего учителя Липецка приводит к мысли, что, по- видимому, скоро мел вообще исчезнет из школьной жиз ни. — Я постоянно использую компьютер, мультимедийные пособия на уроках, — гово рит учитель истории и обще- ствознания школы № 49 Виктория Гузнаева. — Это обогащает занятия, помога ет детям лучше усвоить ма териал, а учителю — сэконо мить время и работать более творчески. О том же говорит и пре подаватель биологии и химии лицея № 44 Анна Бутова. — Наша школа выиграла президентский грант в рам ках национального проекта «Образование* и смогла, кро ме прочего, приобрести но вые компьютеры. Это дает возможность совершенство вать процесс обучения. Те участники конкурса, с кем мне довелось пообщать ся, начали свою педагогичес кую деятельность в девянос тые годы. Не самое легкое для российского образования время. Так почему же они все же выбрали трудную, не су лившую высоких доходов С Аллой Фефеловой заниматься легко и интересно; ответ уже готов... ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ профессию именно тогда, когда многие уходили из школы в поисках лучшей доли? — В класс меня потяну ла потребность в творчестве. Я пробовала себя и в других сферах, но по сравнению с пе дагогикой все оказалось скучным. А здесь испытыва ешь настоящее вдохновение. Для меня это стало главным, — признается Анна Бутова. Неравнодушие, не буд ничный взгляд чувствуется во всем, что делает Анна. Даже свою педагогическую концепцию она смогла выра зить через весьма необычный образ — модель ДНК. — Биохимией я увлечена с института, и молекула ДНК всегда вызывала у меня ог ромный интерес. Взаимодей ствие между цепочками ДНК напоминает мне те отноше ния, которые возникают между учителем и учеником. Педагог, подобно смысловой цепочке молекулы, направ ляет и дополняет деятель ность ребенка. Но полноцен ный результат может возник нуть только при совместной работе двух цепочек, — объясняет Анна. Не случайно первую за видную оценку конкурсант- ке дали восьмиклассники — она вела открытое занятие: — Прикольно, у нас та ких уроков еще не было. А вот шестикласснице Ане Белкиной больше всего понравилась физкультурная пятиминутка, когда они всем классом изображали гнущи еся под ветром деревья. Во- Юность странника Несколько дней назад исполнилось 180 лет со дня рождения Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского. Но поскольку он не был эстрадной «звездой» или ведущим популярного ток-шоу, этот юбилей прошел не слишком-то заметно для большинства населения России. Даже в нашей области, на родине ученого, его скромно отметили в своем кругу краеведы, специалисты, да еще библиотекари попытались напомнить школьникам о выдающемся земляке, в честь которого назван ряд географических объектов в Средней и Центральной Азии, на Кавказе, Аляске, Шпицбергене... Вместе с сотрудником областного краеведческого музея Анжеликой Юнченко «ЛГ» тоже хочет внести свою лепту в не слишком полную юбилейную копилку и предлагает несколько коротких рассказов о жизни Петра Петровича. Первые испытания Деревня Рязанка Рязанс кой губернии (недалеко от нынешнего села Урусове Чаплыгинского района) на берегу м£ 1 ленькой тихой реч ки Рановы. Здесь стояла усадьба дворян Семеновых из древнего и славного рода, чьи предки были ближайшими сподвижниками князя Оле га Рязанского. Здесь и родил ся младший сын боевого офи цера Петра Николаевича Се менова, участника Отече ственной войны 1812 года, в том числе легендарного Бо родинского сражения, и его супруги Александры Петров ны Бланк. Это случилось в январе 1827 года. Мальчика назвали Петром. Жизнь его началась в уютном доме, окруженном роскошным садом, среди пре красной природы и добрых, милых людей. На закате дней Петр Петрович писал: «Б се мейную жизнь отец мой вно сил столько активной любви, а мать столько сдержаннос ти и разумного спокойствия, что наше довольно многочис ленное и сложное семейство можно было считать идеалом семейного счастья». Ничто, казалось, не мог ло нарушить этой гармонии. Но когда Пете было пять лет, он лишился отца, который, поехав в дальнюю деревню, заразился тифом и умер. Александра Петровна, потря сенная этим, заболела, «с ней сделалась горячка», за кото рой последовало тяжелое психическое расстройство. Дружная семья распалась. Бабушка и дедушка перееха ли в Рязань, вторая бабушка перебралась в Москву. Два года старший Коля и Петя Семеновы прожили у нее, а затем вместе с матерью и се строй Наталией переселились в Петербург. Александра Петровна определила стар ших детей учиться: Николая — в Царскосельский лицей, Наташу — в Екатерининский институт. А сама ради эко номии средств вернулась с Петей в Рязанку, где маль чика ждали тяжелые недет ские испытания... Когда недуг матери обо стрялся, прислуга отказыва лась ухаживать за ней, и Петр делал это сам. Он спал. не раздеваясь, чтобы в любой момент прийти на помощь больной. Жизнь имения тек ла своим чередом. Если воз никали хозяйственные воп росы, крестьяне шли к «ба рину», которому было... де сять лет. Тогда он впервые ощутил острое одиночество, даже посоветоваться было не с кем — все родственники и соседи перестали их посе щать. Единственным развлече нием для него стали прогул ки по окрестностям усадьбы. Мальчик увлекся наблюдени ями за растениями, опреде лял по книге названия цве тов и деревьев. Кроме того, Петя много читал, любил стихи А.С. Пушкина, двенад цатитомную «Историю госу дарства Российского» Карам зина, на французском прочи тал Расина, Мольера, Лафон тена, Вольтера и даже изу чил курс географии. А еще он самостоятельно овладел немецким и английским. Когда Пете исполнилось 14, дядя пригласил к нему учи теля и воспитателя Даниила Ивановича Крейме. Учитель и ученик любили природу, увлекались ботаникой и бы стро сдружились. Но вот настал день, когда старший брат Николай заб рал Петю с собой в Петер бург... Выбор пути Хотя Петра и не привле кала армейская карьера, он решил поступить в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Этот выбор объяснялся дву мя причинами: во-первых, семейной традицией, во-вто рых, в эту школу его могли принять на казенный счет. Он успешно сдал экзамены, кста ти, быстро освоив математи ку, которую прежде не знал. Самым близким для Пети человеком в столице был старший брат Николай, ко торый к тому времени окон чил Царскосельский лицей, поступил на службу и сни мал квартиру на Васильевс ком острове вместе со своим другом Николаем Данилевс ким. Впоследствии Николаю Яковлевичу Данилевскому суждено было стать извест ным русским публицистом, социологом и естествоиспы тателем. Но в те далекие годы он еще только поступил вольнослушателем в Петер бургский университет. По воскресеньям Петя гостил у брата и слушал рассказы Да нилевского об университетс ких занятиях. Это повлияло на его дальнейший выбор. Он блестяще закончил школу гвардейских подпра порщиков. Его имя было за несено на школьную мрамор ную доску как отличного уче ника. Семенов заранее згшвил начальству, что не собирает ся быть военным. Его опре делили к «статским делам» с чином коллежского секрета ря. Но Петра не интересова ла и чиновничья служба. По совету Данилевского он стал студентом физико-математи ческого факультета Петербур гского университета. В то вре мя в университете было око ло 400 студентов, а на стар шем курсе физико-математи ческого факультета — восемь. У Петра Семеновича устано вились прекрасные отноше ния со многими из препода вателей. Вместо четырех лет он затратил на обучение три года и твердо намеревался посвятить жизнь науке. Это стремление объединяло его с Николаем Данилевским. Бла годаря другу Семенов позна комился с М.Е. Салтыковым- Щедриным, Д.В. Григорови чем, А.Н. Плещеевым, А.Н. и В.Н. Майковыми, Ф.М. До стоевским. Когда Петру исполнилось двадцать, умерла его мать. Вместе с сестрой Наталией он перевез гроб в Урусово и по хоронил ее в фамильном склепе... ...Самым первым его странствием стало путеше ствие из Петербурга в Моск ву. Он совершил его вместе с Данилевским. Друзья всю дорогу прошли пешком, на блюдали за жизнью кресть ян, собирали образцы геоло гических пород, гербарий, изучали почвы и раститель ность всех местностей, лежа щих на пути. Эти двадцать дней принесли немало новых впечатлений. На берегах Вол хова молодых людей окружи ла толпа крестьян, заподоз ривших, что неизвестные от равляют воду в реке, отчего в деревне свирепствует холе ра. Разгневанная толпа кипе ла, дело могло кончиться са мосудом, если бы не наход чивость Петра. «Шапки до лой, слушайте царское пове ление!» — крикнул он, вых- обще учитель географии шко лы № 43 Алла Фефелова под готовила для ребят немало сюрпризов: и настоящий на учный эксперимент, и весе лые стихи о коварных повад ках смерча. — Мы и не думали, что про ветер может быть так интересно. И учительница понравилась. Она такая, та кая... — пытается найти под ходящее слово Аня. — С ней так легко, что мы даже по чти и не волновались. — Ну можно ли не лю бить детей! Вот сейчас после урока ребята подходят, спра шивают, когда можно ко мне в школу приехать, с моими учениками встретиться. Это для меня уже награда. Даже если я не выйду в финал, — говорит Алла Евгеньевна. — Ученики — наши глав ные судьи. Хорошо, что те перь в составе жюри есть и дети, — считает и Виктория Гузнаева. Итак, второй этап кон курса «Учитель года-2007» позади. А впереди — защита педагогической концепции и системы работы. После чего жюри решит, кто будет про должать борьбу за звание лучшего среди лучших в фи нале. Да сопутствует успех всем соискателям, а особен но самым молодым — студен там Липецкого педагогичес кого университета, впервые участвующим в подобном со ревновании. О них наша га зета постарается рассказать в ближайших номерах. Софья ВОБЛИКОВА. Картинки из жизни географа ватил из кармана петербург скую газету и громко прочи тал заметку о разгроме апте ки в Петербурге. В конце ста тьи говорилось, что за все своевольные действия каж дый будет строго наказан. Семенов потребовал отвести их к начальству. Генерал, руководивший в этих местах строительством железной дороги, рассеял подозрения крестьян... Второе путешествие было предпринято на следующий год. Теперь друзья постави ли перед собой задачу: изу чить почвы и растительность Черноземья. Они работали в Рязанской, Тульской губер ниях, перебрались в Орловс кую. И тут на берегу Краси вой Мечи случилось неожи данное: Данилевского аресто вал жандармский полков ник. Дело в том, что Нико лай Яковлевич читал рефера ты о социализме на заседа ниях кружка Петрашевско- го. Сам он революционером не был, нелегальную литера туру не хранил. И тем не менее за участие в кружке его выслали в Вологодскую гу бернию. Петр Петрович продол жил экспедицию в одиноче стве, он исследовал Тамбовс кую и Воронежскую губернии и по земле войска Донского доехал до Манычской степи. Для обработки собранного богатого материала молодой ученый уединился в имении своего дяди Михаила Нико лаевича в Подосинках. А ле том 1850 года в соседней «Гре- мячке» поселилась помещи ца Кареева с дочерьми и пле мянницей. Она пригласила соседа в гости. Этот светский визит стал для Петра Петро вича судьбоносным. Любовь и смерть Владелица «Гремячки» познакомила Семенова со сво ей 17-летней племянницей Верой Александровной Чул- ковой. Девушка произвела на 23-летиего ученого «чарую щее впечатление как своими правильными чертами лица венецианского типа, так и своей идеальной скромностью и душевной чистотой». Но даже любовь не могла отвлечь его от научных заня тий. В это время Семенов пи сал диссертацию «Придонс- Памятник великому ученому в городе (Киргизия) на берегу озера Иссык-Куль. кая флора в ее соотношениях с географическим распределе нием растений в Европейской России». Когда эта большая работа была завершена, Петр Петрович отправился в Петер бург, «унося в своей душе об раз той, которая первая вы вела меня на путь к доселе неведомому мною в жизни счастью». Защита диссерта ции прошла успешно. В По досинки он вернулся магист ром ботаники. С Верой они обвенчались глубокой осенью 1851 года. Целый год Петр Петрович на слаждался семейным счасть ем и трудился, выполняя от ветственное задание Русского Географического общества, над переводом многотомного труда «Землеведение Азии» немецкого ученого Карла Рит тера. Работа его увлекла. Тем более что текст нуждался в дополнениях новыми геогра фическими и прочими сведе ниями. Уже в Петербурге, куда переехали Петр и Вера Семе новы, он написал свое знаме нитое предисловие к «Земле ведению Азии», где замеча тельно охарактеризовал предназначение науки и уче ных: «...Стремление каждо го y’lenoro, если он не жела ет остаться холодным космо политом, а хочет жить одной жизнью со своими соотече ственниками, должно быть, кроме старания подвинуть абсолютно вперед человечес кое значение, еще и желание Балыкчи нести его сокровища в жизнь народную...» Этот закон не укоснительно исполнял сам автор всю жизнь. Что касается семейных радостей, то они длились не долго. Судьба не скупилась на испытания для Петра Семено ва. Его юная жена заболевает чахоткой. Потрясенный при говором врачей, муж сам сва ливается с тяжелейшим вос палением мозговых оболочек. Чудо, что он выжил. Вера из последних сил ухаживала за ним. Он встал на ноги — она угасла. Похоронив любимую, 26-летний вдовец утратил интерес к жизни... Но жизнь продолжалась. Ему хватило сил преодолеть кризис. Впереди ему предстояли путешествие на Тянь-Шань, где он совершил ряд крупных открытий, участие в подго товке крестьянской реформы 1861 года, проведение масш табных статистических ис следований, первой в России переписи населения, созда ние схемы экономических районов Европейской России, организация экспедиций в Центральную Азию и на Но вую Гвинею, издание замеча тельных многотомных тру дов «Живописная Россия» и «Россия*. Детство, отроче ство, юность стали для него хоть и суровой, по хорошей школой, подготовившей Пет ра Петровича к особой мис сии учепого-пернопроходца. Анжелика ЮНЧЕНКО. ^Фестиваль Припасть к истокам... Вчера в области завершился Второй фестиваль хоровой музыки имени А.Н. Голицына. При аншлагах в залах Липецка, Ельца, Лебедяни, Станового прошли выступления коллективов из Москвы, Саратова, Тамбова, Тулы, Нижнего Новгорода, хозяев праздника. Его главным украшением, безусловно, стала Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова. Предлагаем читателям «ЛГ» интервью с ее руководителем заслуженным деятелем искусств РФ Г. ДМИТРЯКОМ. — Сначала, по горячим следам, о программе, нспблнен- ной капеллой на фестивале. Понятно, второе отделение, «Му зы ка русской зимы», — очень к месту и ко времени. А вот почему в первом отделении прозвучали именно «Литургичес кие бдения» Рахманинова вместо, допустим, разных произве дений, свидетельствующих о широте вашего репертуара? — Цикл Рахманинова — воплощение гениальности вели кого русского композитора, сочинение очень сложное, кото рое под силу далеко не каждому хоровому коллективу. И мы считаем для себя почти непременным петь «Бдения», масш табное, впечатляющее музыкальное полотно, везде и всегда. В отличие от произведений разных эпох и стилей, опусы боль шой формы придают программе цельность, благодаря им в ней появляется особая драматургия, последовательность. И слушателей такой наш подход впечатляет... Через месяц в Большом зале Московской консерватории состоится концерт, приуроченный к сорокалетию первого в СССР «светского» исполнения нашей капеллой духовной музыки. Естествен но, мы посвятим его памяти Александра Александровича Юрлова, моего учителя, — ему я обязан бесконечно многим. И как раз мемориальная составляющая должна скрепить отдельные фрагменты вечера в единое целое. Еще будучи сту дентом Гнесинского училища, я попал на тот концерт и до сих пор помню его удивительную атмосферу, которую хочет ся восстановит, передать. — К апеллу имени Ю рлова вы во зглавили около трех лет назад . Н аверн як а вам пришлось столкнуться с какими - то проблемами ... — Да уж, без них не обошлось, хотя к тому моменту я имел немалый опыт — работал оперным дирижером, создал капеллу «Московский Кремль» — ей скоро исполняется пят надцать лет. Приглашение руководить прославленным юр ловским коллективом я принял, не задумываясь. Для меня он — альма-матер, им я дирижировал, заканчивая аспиран туру. Теперь же капелла, куда я вернулся в новом качестве, стала смыслом моей жизни. Понимаете, юрловская капелла занимает особое место в хоровом мире. Когда говорят о ней, сразу возникает мысль об эпическом, истинно русском сти ле. Александр Александрович рано, в 46 лет, ушедший из жизни, успел заложить солидный творческий фундамент. И коллектив его был мощный. Он состоял из восьмидесяти человек (теперь у нас вокалистов в полтора раза меньше). Поэтому необходимо возродить капеллу, возвратить ее в «зо лотую эпоху» времен Юрлова и шире припасть к истокам, продолжить традиции русского хорового пения, являющего ся основой нашей музыкальной культуры. Ведь оно возник ло на Руси практически вместе с приходом Православия. Юрлов когда-то писал: «Что такое русский хор? Это — со борность, та одухотворенность, то единение, которые дости гают в нем полного выражения». К счастью, в последние годы лучшим хоровым коллективам стали уделять заметно больше внимания, справедливо считая их одними из симво лов родной культуры, русской духовности. — К стати , относительно перспектив и планов . Есть ли у вас оригинальны е , неожиданные, способные удивить про екты ? — Буквально перед приездом в Липецк капелла предста вила премьеру — «Реквием», на мой взгляд, замечательного современного российского композитора Алемдара Карамано- ва. Успех премьеры воодушевил наших артистов, и на его волне они сегодня выступили с огромным подъемом. Впере ди сотрудничество с оркестром Юрия Башмета, обращение к творчеству. Россини. Планов много. Но требуется масса уси лий, чтобы они осуществились. п Ваши вп ечатл ения о 'Голиц ьш ском 'ф естивал е? — Признаться, раньше я не знал о нем. Но искренне рад и даже горд, что наша капелла приняла в нем участие. Про вести в пределах отдельно взятой российской области столь серьезное, на высоком, академическом уровне мероприятие — большое и знаковое событие. Моя самая теплая благодар ность и вашим властям, и вашей филармонии в год ее 50- летнего юбилея за праздник, который они подарили артис там и зрителям. ^ Д ж а з Ритм энд блюз с контрабасом Это был первый, и не только в рамках абонемента Липецкой государственной филармонии, концерт трио в составе Даниила Крамера (фортепьяно), Олега Бутмана (ударные), Рича Гудса (контрабас). Поэтому когда у Рича в одной из композиций было коротенькое соло, а импульсивный Даниил продолжил притоптывать в такт, Олег сделал товарищу знак: мол, остановись, не мешай. Если бы музыканты ранее уже выступали вместе, подобного бы не случилось. Но это, конечно, малозаметная накладка. А вообще публи ке, до отказа заполнившей зал областного колледжа искусств имени К.Н. Игумнова, и в голову не приходило, что она — свидетель дебюта новоиспеченного анс£ 1 мбля. Своей моменталь ной сыгранностью музыканты яв ргли образец высочайшего клас са, подлинно джазовой свободы, вариативности, мастерства. Правда, давние партнеры Олег и Рич (едва ли не лучшая нью- йоркская ритм-секция) были на сцене намного спокойнее, чем российский пигшист. Но тут дело, пожалуй, в свойствах темпе рамента. Крамер сказал журналистам, что он никогда специ ально не «работает на публику», любое его движение — есте ственное, спонтанное. Но каждый участник интересен именно строгой, спокойной концертной, не тусовочно-клубной мане рой. Это и делает их группу настоящим трио. И становится особенно ясно: исполнители представили не кий «всеобъемлющий» джаз — авторский, оригинальный, ас социативный. Они весьма вольно— и мастерски, и виртуозно — обращались с произведениями, ставшими основой програм мы. К примеру, Крамер говорит о веселеньком диксиленде, со чиненном девяносто лет назад. А звучала мелодия минорная, меланхолическая, вполне в духе «рефлексирующего сознания» начала нашего нового века. Медленные вещи стабильно чере дуются с быстрыми. Сугубо джазовые интонации (Чарли Пар кер, Джордж Гершвин, Чик Корин) как само собой разумею щееся перемежаются с классикой (в частности Моцартом), танце вальными ритмами, песенно-эстрадными мелодиями. Ассоциации возникают почти непрерывно. Вот мотив, вполне пригодный для Патриции Каас. Вот (встреча Нового года, что ли, еще свежа в памяти) полускрытый мимолетный намек на елочку, родившуюся в лесу. Особо ждешь, чем удивит тебя «специальный гость» Рич Гуде. И он удивляет. Так, Рич пред ложил собственный чисто сольный номер, следуя, по-моему, ритм-энд-блюзовым традициям — и, разумеется, сорвал шквал аплодисментов. ... Три вопроса к Олегу Бутману я просто не мог не за дать, и музыкант охотно ответил на них за кулисами. Изве стному саксофонисту Игорю Бутману он приходится родным братом. Собственно, и в США Олег приехал в семнадцать лет по приглашению жившего там уже три года старшего брата. Приехал к родным— и на родину джаза, чтобы лучше про никнуться им, научиться его играть. Через пять лет Игорь вернулся в Россию. А Олег — остался. Он давно уже «свой» среди нью-йоркских джазменов, нашел в лице Рича Гудса творческого единомышленника и партнера. И Олег, и Рич стремятся расширить круг своих музыкальных интересов, реализуют самостоятельные проекты. Рич успешно пробует силы в качестве композитора, продюсирует молодых вока листов. Олег каждые три месяца появляется в Москве, как правило — с талантливыми американскими певицами, пред ставляет их столичным меломанам. Кто знает, может, Олег выберет время и устроит в Липецке американо-российское джазовое вокально-инструментальное шоу... Константин КЛЮТКИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz