Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
II___ с о Ю 3 Беларусь—Россия 15ИЮНЯ 2006 ЧЕТВЕРГ № 22 (266) Атом транзитом Россия ИБеларусь рассматривают возможность совместного строительства объектов атомной энергетики актуально Владимир Бибиков МИНСК_______________________________ в ПРЕДЫДУЩЕМ выпуске «СО- ЮЗа» в интервью с председате лем президиума Национальной академии наук Беларуси Михаи лом Мясниковичем была затрону та очень актуальная для обеспе чения энергетической безопасно сти проблема перспектив исполь зования атомной энергии. Сегод ня мы продолжаем разговор на эту тему. Еще недавно само слово «атом» вызывало в Беларуси, ес ли так можно выразиться, обще ственную аллергию. И это вполне понятно, если учесть те колос сальные потери, которые страна понесла в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Миллио ны гектаров выведенных из обо рота земель, сотни тысяч людей, вынужденных переселяться с на сиженных мест в чистые районы, многие миллиарды долларов ма териального ущерба, всплеск за болеваемости... Так что вполне понятно, почему в свое время бе лорусская общественность вы ступила категорически против продолжения строительства под Минском атомной станции тепло снабжения, которую перепрофи лировали в обычную ТЭЦ. На воз ведение новых ядерных объектов было наложено табу. Тем не менее сегодня, спустя 20 лет после чернобыльской тра гедии, отношение к атомной энер гетике в Беларуси постепенно ме няется. Причин тому несколько. С одной стороны, за прошедшие го ды в мире сделан качественно важный шаг к тому, чтобы полно стью обезопасить атомные энер гетические объекты. Директор республиканского предприятия «Энергетическая стратегия» Олег Мартыненко считает, например, что сегодня атомные реакторы полностью исключают возмож ность возникновения тяжелых ядерных, тепловых и взрывных реакций. «Повторение в мире та ких происшествий, как катастро фа на Чернобыльской АЭС или авария на американской АЭС «Тримайл-Айленд», сегодня прак тически невозможно«, — утвер ждает он. Так что неудивительно, что в Беларуси ведутся соответствую щие исследования. Возможное строительство АЭС здесь преду смотрено национальной концеп цией развития энергетической си стемы, рассчитанной до 2020 го да. По словам академика Олега Мартыненко, оптимальной для страны является станция мощно стью две тысячи мегаватт. Стои мость объекта может составлять 2,2 — 2,6 миллиарда долларов (в эту сумму входит и пятилетний за пас ядерного топлива), а на его со оружение потребуется около де сяти лет. Сейчас специалисты рассматривают возможные места строительства АЭС — в Гомель ской. Могилевской областях, не исключаются и западные районы Беларуси. Ученые расположенного под Минском Объединенного институ та энергетических и ядерных ис следований «Сосны», обобщив прогнозы развития белорусской промышленности и роста цен на электроэнергию, а также планы по увеличению доли местных энергетических ресурсов в топ ливном бгшансе, считают опти мальным ввести в строй такую электростанцию в 2015 году. Это значит, что обоснование соответ ствующего инвестиционного про екта должно быть сделано в бли жайшие два года. Около пяти лет, как свидетельствует мировая пра ктика, уйдет на общестроитель ные работы, монтаж и наладку оборудования. За образец взят водо-водяной тип реактора, кото рый признан наиболее безопас ным и полностью исключает воз можность катастрофических пос ледствий, сообщил заместитель генерального директора объеди ненного института «Сосны» Алек сандр Якушев. При этом в ходе подготовки обоснования строи тельства АЭС будут учитываться и возможные экологические пос ледствия как во время ее строи тельства, так и эксплуатации. Речь идет об уникальном объе кте, фактически — о создании но вой высокотехнологичной отрас ли, которой придется столкнуться с рядом серьезных проблем. Одна из них — хранение и утилизация отработанного атомного топлива. То, что этим займется, как предпо лагается, его поставщик, также По одному вариантов прогноза, к середйнднынешнего столетия строительство в Беларуси АЭС позволит сделать атомную энергетику доминирующей, и ее доля достигнет 80 процентов в топливно-энергетическом балансе страны. с другой стороны, становится все очевиднее, что газу, нефти, уг лю требуется более дешевая, предсказуемая и в ряде случаев экологически более чистая аль тернатива. Поскольку ископаемые источники энергии постоянно до рожают, а наиболее ценные из них вскоре могут истощиться. Специа листы все это прекрасно понима ют и видят возможность мощной энергетической «подпитки» тра диционных источников энергии в «мирном» атоме. При этом Мини стерство энергетики Беларуси по стоянно изучает общественное от ношение к идее строительства АЭС, проводит соответствующие социологические исследования. В ходе последнего из них, рассказал в беседе с журналистами началь никотдела стратегического разви тия Минэнерго Владимир Бобров, каждый третий опрошенный одоб рил проект строительства в Бела руси атомной электростанции. Еще 14 процентов заявили, что в силу различных причин поддержи вают эту инициативу. Таким обра зом, она нашла определенную поддержку почти половины насе ления страны. «Сейчас удельный вес тех, кто эту идею поддержива ет, несоизмеримо больше, чем число ее противников», — отме тил Владимир Бобров. Белорусские специалисты все предыдущие годы прорабатыва ли самые разные планы увеличе ния доли атомной энергии в топ ливно-энергетическом балансе страны. Беларусь в различных количествах уже получала ее со Смоленской, Чернобыльской, Иг- налинской АЭС, расположенных, соответственно, в России, Украи не иЛитве. Теперь стоит вопрос о переходе от косвенного к прямо му участию в развитии атомной энергетики. По одному из вари антов прогноза, уже через 15 лет ее доля превысит 20 процентов, в то время как доля природного га за сократится с нынешних 75 — 80 процентов до 50 — 55. А к се редине нынешнего столетия строительство в Беларуси АЭС позволит сделать атомную энер гетику доминирующей, и ее доля достигнет 80 процентов в топлив но-энергетическом балансе стра ны. Все это вполне соответствует мировым тенденциям. Даже в России, сверхбогатой ископае мыми энергоресурсами, долю ядерной энергетики в ближай шие десятилетия предполагается удвоить и довести примерно до трети общего потребления. Во Франции и ряде других стран этот показатель уже сейчас значи тельно выше. потребует затрат. Понадобится создать вокруг АЭС разветвлен ную и достаточно дорогостоящую инфраструктуру, подготовить сот ни высококвалифицированных специалистов. На этом фоне оп ределенные преимущества имеет другой вариант подключения Бе ларуси к клубу стран, владеющих атомной энергией. Поступило предложение о строительстве «белорусского» блока на базе Смоленской АЭС, сообщил Вла димир Бобров. «Это предложение ценно в том плане, что там уже имеются вся инфрастуктура, спе циалисты, часть необходимого оборудования», — отметил он. Не исключено, чтотакой вариант поз волит удешевить реализацию на циональной атомной программы. Беларусь в свою очередь обра тилась в Агентство по атомной энергетике России и к руководя щим структурам ЕврАзЭС с ини циативой создания союзной энер гетической программы и програм мы развития атомной энергетики. Основа для такого развития собы тий есть. Ведь Беларусь и Россия совместно реализуют десятки программ в области науки, техни ки, производства. Белорусским специалистам и в этом случае есть что предложить. Еще с советских времен вАкадемии наук Беларуси и в вузах страны идут глубокие ис следования в области ядерной энергетики. Причем они осущест влялись совместно с российскими коллегами, и эти связи развивают ся. Огромный опыт накоплен в хо де ликвидации последствий ката строфы на ЧАЭС. Так что у Влади мира Боброва были все основания заявить, что в создаваемой союз ной программе следует учесть опьгг Беларуси как в научной сфе ре, так и в сфере обеспечения без опасности функционирования объектов атомной энергетики и минимизации последствий воз можных аварий на них. Сейчас белорусская сторона детализирует свою инициативу и формирует перечень проектов, которые могли бы быть включе ны в предполагаемую програм му. Тем более что она направле на на развитие не только атомной энергетики, но и энергетической отрасли в целом. Пока трудно предсказать дальнейшие собы тия. Ведь в Беларуси еще не при нято решение о строительстве АЭС. Но ясно, что в любом случае развитие в стране наукоемкой энергетической отрасли может стать мощным стимулом инте грации Беларуси и России в осно вополагающих сферах науки и экономики. Попасть в десятку Подходят к концу выпускные экзамены в школах, но абитуриентов ждет новая порция испытаний вузь! сою за Мария Агранович М О С К ВА _____________________________ НАКАНУНЕ вступительной кам пании корреспондент «СОЮЗа» беседует с первым вице-прези дентом Института международ ного права и экономики (ИМПЭ) им. Грибоедова Петром Осипо вым. — Петр Павлович, сейчас в России более трех тысяч вузов и филиалов, среди которых чуть ли но половина — негосударственные, то есть плат ные. Как считаете, такое деление — положительная тенденция? — Не совсем верно говорить о делении на государственные и негосударственные. Нужно гово рить об аккредитованных и неак кредитованных вузах, то есть имеющих право выдавать ди плом государственного образца и тех, кто этого делать не может. Пройти аккредитацию очень сложно, и не всякому филиалу госвуза это удается. Более того, сейчас и в некоторых государст венных учебных заведениях ко личество платных и бесплатных мест практически одинаковое. И не секрет, что, поступая на бюд жет, студенту зачастую прихо дится уже в ходе учебы оплачи вать пересдачи, дополнительные занятия. В негосударственном вузе, в частности у нас, абитури ент заключает договор и вносит четко определенную плату. И больше в течение учебы ни ко пейки не тратит. В этом случае можно очень точно рассчитать, во что обойдется семье образо вание. — В разгаре вступительная кампа ния. Сколько первокурсников вы ждете в зтом году? — ИМПЭ им. Грибоедова — вуз, который дает практически индивидуальное образование. У нас очень маленькие группы, по 8— 1 о человек. Мы принимаем на каждый факультет от 30 до 40 студентов. И пока даже не плани руем расширять число приема на очном отделении. А в абитуриентах мы не испы тываем недостатка. На сегодня уже почти на каждом факультете курсы полностью сформирова ны. Самые популярные факуль теты — журналистика и юриди ческий. — Могут ли поступать к вам абиту риенты из Республики Беларусь? — Да, конечно. Мы принима ем их, причем на тех же услови ях, что и россиян. — В вашем вузе четыре факульте та: журналистики, лингвистики, юриспруденции и зкономики. Как относитесь к разговорам о том, что юристов и зкономистов у нас пере избыток? — Эту проблему неправильно трактуют. Переизбыток, навер ное, есть и среди юристов, и сре ди зкономистов. Но каких? Пос редственных и плохих. Потому что когда вуз, который всю жизнь готовил, скажем, агроно мов, открывает юрфак, то о ка ком качестве подготовки можно говорить? Если хочется открыть платное отделение, можно это сделать в рамках своего профи ля. Естественно, на все юрфаки квалифицированных препода вателей не найдешь. Наши пре подаватели в составе провероч ных комиссий министерства час то бывают в разных вузах и фи лиалах. Рассказывают парадок сальные случаи: в одном из та ких вузов римское право — сложнейший предмет — читал отставной милиционер. Не хва тает хороших специалистов. На до ужесточать требования, отби рать лицензии и аккредитации у Встречное движение Сотрудничество Беларуси иАлтайского края набирает обороты экономике Владимир Бибиков МИНСК ПЕРСПЕКТИВЫ экономическо го взаимодействия обсужда лись во время визита в Бела русь делегации Алтайского края во главе с губернатором Алек сандром Карпиным. База для развития сотрудничества созда на солидная: в прошлом году то варооборот увеличился на 30 процентов. Основу белорусско го экспорта составляют грузо вые автомобили, тракторы, син тетические нити, сахар, элект рические бытовые машины. В обратном направлении идут ча сти для двигателей внутреннего сгорания, железнодорожных ло комотивов. Общий баланс вза имной торговли достиг в 2005 году 57,7 миллиона долларов. Предприятия все более коо перируются в ключевых отрас лях экономики. В первую оче редь это касается машиностро ения. В прошлом году Беларусь завезла из Алтайского края про дукции, преимущественно дета лей двигателей внутреннего сгорания, на сумму 2,5 раза большую, чем вывезла. «Это уже не сырьевая экономика, и мы сегодня говорим о равных условиях для субъектов хозяй ствования», — сказал премьер- министр Беларуси Сергей Си- дорский. Именно на этой основе гото вится очередной шаг в развитии сотрудничества. Глава белорус ского правительства отметил, в частности, сборку в Барнауле тракторов МТЗ, которые будут реализовываться на рынках третьих стран. Там же с расче том на экспорт планируется со бирать и белорусскую кормо уборочную технику. Естествен но, подобные проекты требуют долговременной и тесной инте грации финансовых, производ ственных, маркетинговых уси лий двух сторон, что невозмож но без взаимной выгоды. И не случайно А. Карлин, в свою оче редь, подчеркнул, что сотрудни чество с Беларусью — следст вие нормальной экономики, ко торая видит смысл в таком сот рудничестве. «Мы можем зара ботать только на взаимодейст вии с машиностроительной от раслью Беларуси, что поможет восстановить потенциал Алтай ского края», — отметил губер натор. Активно развивается также интеграция и в аграрной отрас ли. В ходе нынешней поездки в Беларусь участники алтайской делегации не только посетили министерство сельского хозяй ства и продовольствия, но и уви дели, как строятся агрогородки, осваиваются интенсивные зем ледельческие технологии. Про ектов для совместного приложе ния сил в этой сфере немало. Алтайцы предложили свое уча стие в строительстве в Белару си завода по изготовлению био дизельного топлива из рапса, поскольку у них уже есть опыт организации подобных произ водств. Готовы поставлять пше ницу высококачественных твер дых сортов. В свою очередь гос ти заинтересовались новыми белорусскими сортами озимых зерновых культур, а также пле менным молодняком сельскохо зяйственных животных. тех вузов, качество подготовки выпускников которых ниже вся кого уровня. Не говоря уже о просто криминальных случаях продажи дипломов. Когда я чи таю объявление: «за 200 долла ров в год подготовим такого-то специалиста», волосы на голове шевелятся. Хочу предостеречь всех: не ходите туда, это жулики. Невозможно сегодня за эти деньги подготовить нормально го специалиста. Минимальный порог себестоимости обучения — 25—30 тысяч рублей. Препо давателям нужно платить зар плату, закупать компьютеры, учебники. — Насколько востребованы ваши выпускники? Известно, что круп ные фирмы всо-таки предпочита ют брать на работу специалистов из ведущих государственных ву зов. — Могу с уверенностью ска зать — наши ребята востребо ваны. Практически все работа ют по специальности. Подавля ющее большинство трудится в хороших местах, где есть воз можность карьерного роста. У нас есть специальная програм ма подготовки, которая ориен тирована на потребности рын ка. Нам легче подстраиваться под эти требования, так как гос- вуз — структура менее подвиж ная, ограниченная многими сог ласованиями. Мы же, придер живаясь государственного об разовательного стандарта, мо жем учитывать пожелания фирм, с которыми сотруднича ем, и вводить спецкурсы и до полнительные программы. У нас есть принцип: студент дол жен по окончании вуза уже знать, где будет работать и сколько получать. Более того, получать столько, чтобы за три, максимум четыре года смог бы окупить вложенные в образова ние средства. ■ П. Осипов. — Негосударственное образование — зто всегда немалые деньги, ко торые студент платит за учебу. Все ли ответственно относятсн к «отра ботке» вложенных средств? — Конечно, покривил бы ду шой, ответив «да». Кто наши сту денты? В основном это предста вители так называемого средне го класса. У нас очень жесткие требования — промежуточная аттестация по каждой дисципли не раз в месяц, очень жесткие сессии, и если студент не сдал и не пересдал ее, его отчисляют, независимо от того, исправно он платит или нет. Вообще же отсев по разным причинам у нас— око ло пяти процентов в год. Как пра вило, на первом—втором курсе уже становится ясно, кто и как будет учиться, а кто вылетит. — Как изменились студенты негс- сударственных вузов за 15 лет? — В самом начале некоторые шли в частные вузы от отчаяния. Мальчики — чтобы «откосить» от армии, не поступив в госвуз, де вочки — после того как перепро бовали все государственные ин ституты и не прошли по конкур су. Последние 5— 6 лет наблюда ется четкая тенденция: в негосу дарственный вуз поступают осознанно. Это ребята, многие из которых закончили частные школы и убедились в определен ных преимуществах частного об разования. — До ИМПЗ вы работали в сфере зкономики здравоохранения, а те перь занимаетесь зкономикой обра зования. Сходство есть? — Главное сходство в том, что не может быть качественного здравоохранения и качественно го образования без серьезной государственной поддержки. И раз в неделю авиарейс Окончание. Начало на стр. I Мы намерены в этом году до вести товарооборот до 100 млн. долларов. И это не предел». Куряне готовы и дальше раз вивать сотрудничество с брат ской республикой в области ма шиностроения, сельского хозяй ства, сфере культуры, образова ния и туризма. Это стремление отражено в новом протоколе сог лашения между правительством Республики Беларусь и админи страцией Курской области на 2006 — 2008 годы, подписанном Александром Михайловым и пре мьер-министром страны Серге ем Сидорским. Документ вклю чил в себя 38 различных пунктов, предусматривающих экспортно импортные операции с участием конкретных хозяйствующих субъ ектов, установление контактов на уровне государственных стру ктур по новым направлениям культурного и спортивного сот рудничества, обмен опытом в различных отраслях экономики, науки и социальной сферы. Уже с конца июня продукция ведущих белорусских предприя тий, где успели побывать члены делегации, будет демонстриро ваться на шестой ежегодной Кур ской Корейской ярмарке в мес течке Свобода. Возможно, в ско ром времени Курск и столица Бе ларуси станут ближе друг к другу благодаря открытию круглого дичного еженедельного авиарей са по маршруту Курск—Минск— Калининград—Минск—Курск. Хлебосолье в Орловском полесье В седьмой раз с успехом прошел Международный праздник «Троицкие хороводы» творчество Николай Киреев О Р Л О В С К А Я О БЛ АС Т Ь В с е д ь м о й раз в поселок Жуд- ре Хотынецкого района съеха лись гости и творческие коллек тивы из разных регионов России, а также из Беларуси, Украины, Словакии. Знаменитые тургеневские ме ста, сохранившаяся первоздан- ность природы привлекают сюда поклонников песенного народно го творчества. Каждый район Ор ловщины представлял свое ори- гинсшьное подворье с хлебосоль ным застольем, улицы мастеров всевозможных промыслов. На открытой сцене состоялся боль шой концерт. Его участники пели на русском, украинском и бело русском языках. Особенно тепло встретили собравшиеся зажига тельные номера танцевального ансамбля «Добры вечар» из Го меля и ансамбля народной песни из города Несвиж Минской обла сти «Зараница». Наша задача — устранять двойные стандарты Окончание. Начало на стр. I Поэтому, рассматривая в ряду приоритетов укрепление нацио нальных средств защиты прав че ловека, развитие образования в правозащитной сфере, защиту прав национальных меньшинств, мы постепенно выходим и на бо лее широкие темы: защита лич ности от современных вызовов, совершенствование доступа к со циальным правам, внедрение эф фективных методов управления, укрепление толерантности между людьми путем развития контак тов, расширение сотрудничества в сфере культуры, образования, науки, спорта, молодежных обме нов. Таким образом, мы дополня ем традиционную повестку дня Совета Европы и стремимся по казать, что в ней, как и в меняю щемся мире, должны появиться новые темы. Россия сегодня могла бы пред ложить Европе и свой опыт. На пример, в области национальной политики: ведь мы действительно нашли уникальные формулы бес конфликтного существования различных народов, этнических и конфессиональных групп. А нам всякий раз предлагают единые европейские стандарты. Но на де ле оказывается, что они далеко не едины, поскольку там, где страны не могут между собой до говориться, они эти темы остав ляют в стороне. — Как совмещается российский пост председателя с политикой двойных стандартов, которую Совет Европы проводит в отношении России? — В этом вопросе я был бы очень аккуратен в оценках. У нас, на мой взгляд, повышенная чув ствительность к критике из-за ру бежа. Великая нация — это на ция, которая сделала своих граж дан защищенными, процветаю щими. Если мы этого добьемся, то и докажем свое величие. Но точно так же неверно, когда нам кажется, что у нас самих все заве домо получается хуже, чем у дру гих, и что нам постоянно надо сле дить за тем, что эти другие о нас скажут. — Мы сами комплексуем или же нам вдалбливают эти комплексы? — Ито, идругое. Работая в ПА СЕ, я вижу, что мы, россияне, дей ствительно даем поводы для об суждения. Но ведь ПАСЕ обсуж дает далеко не одну Россию. А вот другие государства либо на это просто не обращают внимания, поскольку рекомендации ПАСЕ не более чем рекомендации, кото рые не имеют никакой юридиче ской силы, либо они на критику реагируют, но заинтересованно: мол, нам показали, что у нас что- то не так, может, и стоит в этом ра зобраться. Свежий пример — не давние парламентские выборы в Италии. Накануне этих выборов свобода итальянских СМИ обсуж далась в ПАСЕ столь же нелице приятно, как и свобода печати в России. Но я не слышал ни одного обиженного итальянского ком ментария в этой связи. К России внимание, безуслов но, преувеличенное. Россия — уг роза или нет? Эта тема присутст вует в умах всех европейцев про сто потому, что мы — большие и как страна для них не совсем про зрачны. И в этом ничего унизи тельного для России нет. На са мом деле у большинства крити ков России есть искреннее жела ние нам что-то подсказать, поде литься опытом. Но я картину ни в коем случае не приукрашиваю. Есть и меньшинство — люди, стремящиеся утвердить в Европе антироссийскую моду. Они и спо собствуют тому, что негативные суждения о России подхватыва ются, принимаются на веру и вы ливаются в необъективные, не корректные оценки. — Может ли Россия воспользовать ся постом председателя, чтобы ос лабить давление, которое на нее ока зывается? — Для ослабления нападок на Россию злоупотреблять функция ми председателя было бы некор ректно. Наша основная задача — идти по пути устранения двойных стандартов. В частности, наше председательство будет посвя щено продвижению вперед так называемой Европейской кон венции о единых стандартах про ведения выборов. Сейчас таких стандартов нет. Мы хотим пред ложить Европе единую шкалу: ка кого размера должны быть урны, сколько требуется наблюдателей, какое время предоставлять пар тиям на ТВ. Выборы должны оце ниваться по объективным крите риям, а не по тому, кто в них участ вовал и кто победил. По моему убеждению, боль шая часть критики ПАСЕ в адрес России вызвана не столько жела нием в чем-то ее ущемить, сколь ко отсутствием информации. В этом смысле очень важны те ме роприятия, которые Россия как председатель проводит у себя. Во время состоявшейся 29 мая в Мо скве мини-сессии ПАСЕ я видел у многих своих коллег готовность обращаться к первоисточнику и не принимать информацию на ве ру. Важным вкладом в подъем российского авторитета станет осеннее заседание в Москве так ■ к. Косачев. называемого Форума за демо кратию — постоянно действую щего института Совета Европы. Оно будет посвящено роли поли тических партий в современном демократическом движении. А его беспрецедентность выразит ся в том, что мы пригласим по представителю от каждой партии, работающей в национальном парламенте. До сих пор в Европе проходят съезды лишь отдельных партий. — На московской мини-сессии евро- парламентарии не преминули под нять дежурный вопрос о ситуации в якобы «изолировавшей себя Белару си». Председателю Госдумы РФ Бо рису Грызлову пришлось выступить против надуманных обвинений Мин ска в том, что он-де «несет угрозу стабильности и безопасности в реги оне». Но ведь проблема в том и со стоит, что именно сама Европа изо лирует Беларусь, раздражается сближением Москвы и Минска и тем самым отнюдь не способствует соб ственной стабильности и безопасно сти. Не так ли? — Именно так. Необходимо, чтобы Беларусь была вовлечена в процесс международного сот рудничества, а не изолирована от него. Россия стремится всячески способствовать' налаживанию прямых контактов белорусских парламентариев с их европейски ми коллегами. Так, на январской сессии ПАСЕ состоялось выступ ление председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Владимира Коноплева. К сожале нию, в сознании европарламента риев, как и в массовом сознании европейцев, довлеет представле ние о Беларуси как о некоем «мальчике для битья». Преодо леть такое грубое искажение, на ладить открытый диалог Белару си с Европой и в конечном итоге вовлечь ее в международное сот рудничество должен помочь, в ча стности, информационный офис Совета Европы, открыть который предлагается в Минске. — Как вы оцениваете итоги десяти летнего существования Сеюзного го сударства? — Хотелось бы, чтобы Союз ное государство развивалось бо лее быстрыми темпами. Очевид но, что 10 лет — срок растянув шийся. С другой стороны, это вре мя пусть медленного, но поступа тельного движения вперед. Глав ное, что идея не отторгнута и есть взаимное желание сторон искать развязки для оптимальных реше ний. — 10 лет исполнилось и членству России в Совете Европы. Каковы его результаты? — Они со знаком «плюс». Мно гое в России изменилось именно благодаря членству в этой орга низации. У нас появился институт Уполномоченного по правам че ловека. Безусловный шаг вперед — создание судов присяжных. Членство в СЕ способствовало полной реорганизации самой сис темы судебных органов — разде лению функций между судами, прокуратурами, органами внут ренних дел. Конституция Чечни прошла экспертизу СЕ и являет ся, таким образом, признанным в Европе документом. Наконец, впервые для рядовых российских граждан появилась возможность обжаловать решение государст венных органов в международной судебной инстанции — Европей ском суде по правам человека. — В Европе понимают, что председа тельство России, как и ее членство в Соввте, — благо для нее? — Многим очевидно, что Со вет Европы пока находится в по исках своего места. Многие стра ны, входящие в Евросоюз, сейчас на распутье: в ЕС создается соб ственное агентство по правам че ловека, то есть традиционный правозащитный блок уходит из единоличного ведомства СЕ. В связи с этим в Совете возникает раздвоенность, А Россия, лишен ная каких-либо обязательств пе ред Евросоюзом, в состоянии действовать в интересах всего континента. Для многих это очень интересный шанс — создание с помощью России такой модели Европы, где найдется место ЕС, ОБСЕ, НАТО, другим европей ским организациям, но где Совет Европы будет некоей универсаль ной панъевропейской структурой.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz