Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ газе та ______ ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 20 января 2006 г., № 10-11 (22638-22639) Областная программа «Развитие образования Липецкой области (2006-2008 годы)» (Продолжение. Начало на 13-й стр .) вентарем, начато их обеспечение учебно-наглядными пособи­ ями, лабораторным и кухонно-технологическим оборудованием. Приобретено 34 школьных автобуса. Освоение капиталовложений под строительство объектов общего образования за 2004 год составило 147,5 млн. руб. В 2004 и 2005 годах введены в эксплуатацию школы в с. Студеные Выселки Липецкого района, с. Захаровка Воловского района, с. Сотниково Краснинского района, г. Данкове и пристройка к шко­ ле № 2 с. Доброе. Вместе с тем 2% школьников все еще обучаются в ветхих и аварийных зданиях. В нетиповых и приспособленных помещени­ ях осуществляют образовательную деятельность 292 школы, 190 школ не имеют спортивных залов. Серьезную социальную и экономическую проблему представ­ ляет сегодня сельская школа. Количество малочисленных и ма­ локомплектных школ увеличивается. Доля сельских образователь­ ных учреждений составляет 77% от общего количества школ, в них обучаются 36% всех школьников. Стоимость обучения одного ученика городской школы составляет 6,6 тыс. руб., сельской школы — от 7,8 до 15,4 тыс. руб. Налицо весьма существенная разница в стоимости обучения при том, что повышенные затраты не ком­ пенсируются качеством полученного образования. Перюход на нормативное финансирование с особой остротой высветил эту проблему. Затратность обучения сельского школь­ ника обусловлена необходимостью обеспечения фонда заработ­ ной платы избыточного количества педагогов и содержания школьных помещений. Происходит процесс перенасыщения сель­ ских школ педагогическими кадрами. Сегодня на одного сельс­ кого педагога области приходится 5, а в некоторых школах ос­ новного общего образования — 3 ученика (в целом по области — 9, по России — 17). Решение проблем сельской школы видится в оптимизации сети школ, организации подвоза детей, создании ресурсных центров, повышении эффективности целевой подготовки педа­ гогических кадров. Приоритетным в развитии сельской школы остаётся созда­ ние максимально возможных условий для получения сельскими детьми качественного образования, что особенно актуально в ус­ ловиях перехода системы общего образования к профильному обучению. Реализация идей профильного о^чения в практике работы общеобразовательных учреждений области рассматри­ вается как стратегическое направление обновления структуры и содержания общего образования. Внедрение информационных технологий в образовательную деятельность предполагает совершенствование использования возможностей компьютерной техники и коммуникационных сетей. В образовательных учреждениях 1 компьютер приходится на 20 обучаемых, к 1 сентября 2005 года к сети Интернет подключено более 400 школ. Особое внимание в деятельности учреждений образования уделяется сохранению и укреплению здоровья детей. Лишь каж­ дый десятый выпускник школы может считаться абсолютно здо­ ровым. Работа по сохранению и укреплению здоровья детей при­ обретает особую актуальность и предполагает как развитие уч­ реждений физкультурно-спортивной направленности, так и бо­ лее интенсивную работу по обеспечению здоровьесберегающих форм и технологий педагогического процесса. В большинстве общеобразовательных учреждений области введен третий дополнительный час физической культуры, основ­ ной смысловой нагрузкой которого является усиление ее воспи­ тательного значения. Реализуются мероприятия по развитию сети доступных детско-юношеских спортивных секций и популярных видов спорта. Для развития детского спорта и туризма за 2004- 2005 годы приобретено спортивного оборудования и инвентаря на общую сумму в 11,5 миллиона рублей. Организация полноценного питания детей — один из суще­ ственных элементов деятельности образования по охране здоро­ вья подрастающего поколения. 86% школьников и все учащиеся профессиональных училищ получают горячее питание. Система образования использует и такой ресурс охраны здо­ ровья детей, как организация их отдыха. Всеми видами отдыха и занятости детей в 2005 году было охвачено около 110 тыс.уча- щихся (86%). В лагерях дневного пребывания отдохнуло 49% школьников 5-11 классов, в загородных — 18%. Каждый третий школьник был занят общественно-полезным трудом. Санаторно- курсютное лечение прошли около 9000 детей (7%). Сохранение здоровья детей путем введения новых здоро­ вьесберегающих об[эазовательных технологий и активного раз­ вития физической культуры и спорта предусматривает оборудо­ вание спортивных площадок и обновление спортивного инвента­ ря в учреждениях образования. Восстановление воспитательных функций образования рассматривается как одна из главных за­ дач профессионального вклада педагогов в оздоровление обще­ ства. Текущее состояние системы профессионального образова­ ния области можно охарактеризовать как динамичный процесс ее качественных и количественных изменений, затрагивающих учреждения всех уровней образования — начального, среднего и высшего. Одним из примеров этой динамики служит значитель­ ный рост студенчества: в 2000 году на 10000 жителей области приходилось 21,2 студента, в 2004 году — 27 студентов. Система начального профессионального офазования обла­ сти в наибольшей степени испытывает сложности, характерные для всей отрасли. За последнее время произошло старение ос­ новных фондов, оснащённость техникой и оборудованием не со­ ответствует требованиям времени, происходит старение кадро­ вого потенциала, не ликвидирован отрыв от потребностей рынка труда. Многолетнее недофинансирование привело к проблеме нехватки средств не только на развитие системы начального про­ фессионального образования, но и на его функционирование. С 1 января 2005 года в связи с разграничением полномочий в ведение области были переданы 24 учреждения начального профессионального образования, на федеральном бюджете ос­ талось всего 3 учреждения. Контингент обучающихся составляет 14088 человек. В профессиональных училищах и лицеях области реализуются все уровни образовательных программ, предусмот­ ренные в Государственном стандарте начального профессиональ­ ного образования и Законе Российской Федерации «Об образо­ вании». Ежегодный объем подготовки квалифицированных рабочих кадров составляет 7,7 тыс. человек. Анализ потребности рынка труда области показывает, что наибольшее количество вакансий (8/,7%) составляют рабочие профессии. Начиная с 2006 года, на основании распоряжения администрации области от 29 июля 2005 г. № 560-р «О Порядке определения объёмов и профилей ежегодного приёма учащихся в образовательные учреждения начального профессионального образования Липецкого облас­ ти» численность приема учащихся и перечень профессий в уч­ реждениях начального профессионального образования области устанавливается на основе обобщения по объемам и профилям территориальных заявок на подготовку кадров. Таким образом, будет формироврться система государственного (областного) заказа на рабочие профессии. В области функционируют 25 учебных заведений, реализую­ щих образовательные программы среднего профессионального образования. Численность студентов составляет 22 тыс. человек. Прием на обучение в 2004 году составил 6,8 тыс. человек, выпуск специалистов со средним профессиональным образованием — 5,8 тыс. человек. В области насчитывается 3 государственных высших учеб­ ных заведения и 8 филиалов государственных вузов. Помимо этого работают 3 негосударственных высших учебных заведения и 7 Ф илиалов вузов г.г. Москвы, Воронежа, Нижнего Новгорода и рла. Число студентов учреждений высшего профессионального образования составляет 37,4 тыс. человек. В учреждениях выс­ шего профессионального образования области работают 1,9 тыс. преподавателей, 60% из которых имеют ученую степень и зва­ ние. Липецкая область, в частности Елецкий государственный уни­ верситет им. И.А. Бунина, одной из первых в России начала ра­ боту по интеграции профессионального образования. Созданы образовательные комплексы на базе Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина, Липецкого государственного пе­ дагогического университета и Липецкого государственного .тех­ нического университета. Опыт их работы показывает, что в рамках новых образова­ тельных структур достигается не только значительная экономия финансовых ресурсов, но и повышение качества образования за счет лучшего соотношения теоретической и практической подго­ товки, совершенствования кадрового потенциала. В области сформирован значительный научный потенциал. Более 1000 докторов и кандидатов наук заняты в различных сфе­ рах социально-экономического комплекса, из них 80% трудится в системе высшего профессионального образования. В их числе действительные члены, члены-корреспонденты российских, меж- дунмодных и зарубежных академий. Ежегодно растёт число докторов и кандидатов наук в учреж­ дениях высшего профессионального образования. В 2004 году защищено 63 диссертации на соискание учёной степени доктора и кандидата наук. Учёные и научные коллективы области участвуют в междуна­ родных, федеральных и межрегиональных научных программах, конкурсах грантов различных уровней, занимаются фундамен­ тальными и прикладными исследованиями, успешно ведут рабо­ ты на хоздоговорной основе с предприятиями области. За истек­ ший год ^ёными области выполнено для предприятий и органи­ заций области и других регионов научно-исследовательских ра­ бот на сумму свыше 24 млн. рублей, получено 52 патента на изоб­ ретения. В интересах сохранения и развития научного потенциа­ ла области, способствующего совершенствованию качества под­ готовки специалистов в вузах, областной Совет депутатов утвер­ дил Порядок оказания целевой финансовой поддержки научных исследований и разработок ученых Липецкой области и Положе­ ние об областной стипендии докторам и кандидатам наук, рабо­ тающим в государственных образовательных учреждениях выс­ шего и дополнительного профессионального образования, рас­ положенных на территории области. В условиях повышения требований к качеству образователь­ ных услуг, предоставляемых профессиональными образователь­ ными учреждениями, наиболее актуальными становятся: — укрепление их материально-технической базы, для чего не­ обходимо приобретение учебного оборудования, компьютерной техники, спортивного оборудования, мебели, учебной литерату­ ры; — усиление кадрового потенциала путем заключения догово­ ров с учреждениями высшего профессионального образования на целевую подготовку специалистов; — более тесная связь с потребностями рынка труда и ориен­ тация на мехедународные стандарты обучения, чему будут спо­ собствовать оптимизация и реструктуризация системы началь­ ного и среднего профессионального образования области, со­ здание ресурсных центров в системе начального профессиональ­ ного образования; — создание условий для привлечения в учреждения высшего профессионального образования области перспективных науч­ ных кадров и формирования научного потенциала в интересах развития социально-экономического комплекса области, чему должно способствовать участие учёных области в семинарах и конкурсах научных исследований. Важнейшей составляющей формирования духовно и интел­ лектуально развитой личности выступает система дополнитель­ ного образования и воспитания детей. В области работают 72 учреждения дополнительного образования детей по различным направлениям и профилям: спортивное, эколого-биологическое, техническое, туристическо-краеведческое и др. Их посещают бо­ лее 53 тыс. учащихся (40% всех школьников). Очевидна высокая востребованность программ дополнитель­ ного образования и воспитания. В городах области у детей име­ ется больше возможностей получать дополнительное образова­ ние по различным направлениям подготовки. Вместе с тем в сель­ ской местности ситуация значительно сложнее. В 18 сельских районах расположено лишь 24 учреждения дополнительного об­ разования детей. Только 19 тысяч детей (44%), живущих в сель­ ской местности, посещают секции, кружки, клубы соответствен­ но своим склонностям и интересам. Остаётся нерешенным вопрос привлечения в учреждения дополнительного образования подростков 12-15 лет, в том числе по причине недостаточного оснащения техническими средства­ ми и спортивным инвентарём кружков и клубов соответствую­ щей направленности. Улучшение материально-технической базы, расширение спек­ тра и объема услуг дополнительного образования области будет способствовать интеграции системы общего образования с до ­ полнительным в условиях усиления воспитательной составляю­ щей образовательного процесса. Это позволит в большей степе­ ни обеспечить доступность услуг дополнительного образования. Государственные меры по социальной поддержке детей, ока­ завшихся в трудных жизненных ситуациях, осуществляются пу­ тем развития института, замещающего семью, и обеспечения функционирования учреждений государственной поддержки дет­ ства. В области существует нормативно-правовая база для мате­ риальной поддержки приемных и опекунских семей. В настоя­ щее время 2935 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживают в семьях усыновителей, опекунов и попе­ чителей. Созданы 86 приемных семей, в которые переданы на воспитание 134 ребенка. За последние четыре года из учрежде­ ний государственной поддержки детства на воспитание в новые семьи переданы 265 детей-сирот и детей, оставшихся без попе­ чения родителей. В настоящий момент актуальной является про­ паганда и распространение опыта семейного устройства детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для этого регулярно проводятся слеты опекунских и приемных семей, при­ емы у главы администрации области. Образовательные учреждения для детей-сирот и детей, ос­ тавшихся без попечения родителей, последовательно развива­ ют адаптационную и образовательною среду для воспитанников, которая обеспечивает необходимый уровень самостоятельности при решении жизненно важных проблем. В области работает 31 учреждение государственной поддер­ жки детства, в которых обучаются и воспитываются 3413 детей, в том числе 1556 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Создается единое образовательное пространство, включающее в себя сеть специализированных образовательных учреждений, осуществляющих образовательную, профессиональ­ ную и социальную реабилитацию детей, в том числе с ограни­ ченными возможностями здоровья. Развивается сеть учрежде­ ний, оказывающих психолого-педагогическую и медико-соци­ альную помощь детям. Одним из способов создания оптимальных условий для обес­ печения полноценного физического, нравственного, психическо­ го развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является создание кадетских классов. Особое внимание необходимо уделять вопросу трудоустрой­ ства детей-сирот, совершенствованию форм защиты личных имущественных прав несовершеннолетних, а также обеспечению жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попе­ чения родителей. Следует улучшить деятельность уполномочен­ ных служб по работе с семьей и предупреждению социального сиротства. Для 1709 детей с нарушениями интеллекта и недостатками физического развития организовано обучение в школах (31,7%), школах-интернатах (51,9%), специальных (коррекционных) шко­ лах-интернатах (16,4%). Такие дети требуют повышенного вни­ мания. Необходимо создание условии для: — получения ими специального дополнительного образова­ ния; разработки специализированных образовательных программ дополнительного образования и воспитания; — функционирования комплексных воспитательных систем в учреждениях государственной поддержки детства; — разработки педагогических средств, коррекционных и ре­ абилитационных технологий, методик дистанционного обучения для работы с больными детьми и инвалидами; — решения вопросов, связанных с профориентационной ра­ ботой и последующим трудоустройством детей с особыми про­ блемами в развитии. В конечном итоге вся деятельность в сфере образования на­ правлена на ребенка. Негативные явления в детской и молодеж­ ной среде, связанные с недостатками воспитания, ростом асо­ циального поведения, обязывают направлять силы на сохране­ ние и развитие духовного здоровья подрастающего поколения. Образовательные учреждения играют ведущую роль в духовном формировании и развитии подростков. Образование рассмат­ ривается как действенная воспитательная система, которая по­ могает ребенку в формировании его богатого внутреннего мира и самоопределении. 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Основной целью Программы является создание оптималь­ ных условий и дополнительных механизмов для обеспечения до ­ ступного, качественного и конкурентоспособного образования для всех слоев населения области вне зависимости от места житель­ ства и доходов. Для достижения цели Программы необходимо решение сле­ дующих задач: — удовлетворение различных образовательных потребностей детей и молодежи в рамках дошкольного, школьного (включая коррекционное), дополнительного и профессионального образо­ вания; — укрепление статуса системы образования как фактора со­ циально-культурного и экономического развития области; — укреЛление материально-технической базы и ресурсного обеспечения системы образования; — сохранение и укрепление здоровья обучающихся на осно­ ве совершенствования образовательного процесса; — усиление воспитательных функций образования; — создание условий для повышения качества образования и воспитания в образовательных учреждениях; — повышение эффективности экономической и управленчес­ кой деятельности в сфере образования; — совершенствование системы кадрового обеспечения от­ расли; — усиление ориентации деятельности учреждений профес­ сионального образования на потребности рынка труда области. Реализация Программы рассчитана на период с 2006 по 2008 годы. 3 . СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ И СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Программа носит межведомственный характер, ее реализа­ ция во многом опирается на создание системы целевой поддер­ жки развития образовательных учреждений. Программа является основанием для принятия областных нормативных правовых актов, обеспечивающих необходимые ус­ ловия для развития системы образования. Программа предусматривает реализацию комплекса мер по приоритетным направлениям развития образования области. Это дает возможность концентрации ресурсов, точного определения стратегии и тактики решения практических задач, привлечения федеральных и других источников финансирования. Система программных мероприятий включает следующие разделы. Раздел 1. Ресурсное обеспечение качества и доступности образования В данный раздел входят мероприятия, финансируемые как напрямую из областного бюджета и адресованные областным образовательным учреждениям всех типов и видов, так и через выделение субсидий органам местного самоуправления. Пере­ чень мероприятий включает в себя: обновление компьютерной техники, программное обеспечение информатизации образова­ тельного процесса, обновление спортивного инвентаря, обору­ дование спортивных площадок, закупку современного медицинс­ кого оборудования, обновление кухонно-технологического обору­ дования, приобретение учебной мебели, оборудования и музы­ кальных инструментов, обновление парка автотранспорта, осна­ щение образовательного процесса игровым материалом. Пре­ дусмотрены мероприятия по обеспечению работы оздоровитель­ ного лагеря «Березка» для учащихся и студентов областных уч­ реждений начального и среднего профессионального образова­ ния. Мероприятия по повышению эффективности кадрового обес­ печения призваны укрепить кадровый потенциал учреждений образования. Для этого предусмотрена разработка научно-обо­ снованной методики расчета прогноза потребности области в педагогических кадрах, кадровое обеспечение инновационной деятельности ресурсных центров общего образования, проведе­ ние конкурсов профессионального мастерства, проведение при­ емов и церемоний награждения работников отрасли наградами, организация областного праздника «День учителя». Важную роль в этом направлении должно сыграть создание музея «История образования Липецкой области». В плане научно-методического обеспечения предусмотрено осуществление мероприятий по подготовке и изданию региональ­ ных учебных пособий, создание при образовательных учрежде­ ниях Медиатек, внедрение образовательных инноваций, обеспе­ чение учебниками учащихся льготных категорий. Раздел 2. Совершенствование структуры и содержания общего образования Область продолжит участие в экспериментах по введению Единого государственного экзамена и совершенствованию об­ щего образования. Предусматривается содействие муниципаль- (Окончание на 15-й стр .)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz