Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ газе та ______ ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 20 января 2006 г., № 10-11 (22638-22639) Областная программа «Развитие образования Липецкой области (2006-2008 годы)» (Продолжение. Начало на 13-й стр .) вентарем, начато их обеспечение учебно-наглядными пособи ями, лабораторным и кухонно-технологическим оборудованием. Приобретено 34 школьных автобуса. Освоение капиталовложений под строительство объектов общего образования за 2004 год составило 147,5 млн. руб. В 2004 и 2005 годах введены в эксплуатацию школы в с. Студеные Выселки Липецкого района, с. Захаровка Воловского района, с. Сотниково Краснинского района, г. Данкове и пристройка к шко ле № 2 с. Доброе. Вместе с тем 2% школьников все еще обучаются в ветхих и аварийных зданиях. В нетиповых и приспособленных помещени ях осуществляют образовательную деятельность 292 школы, 190 школ не имеют спортивных залов. Серьезную социальную и экономическую проблему представ ляет сегодня сельская школа. Количество малочисленных и ма локомплектных школ увеличивается. Доля сельских образователь ных учреждений составляет 77% от общего количества школ, в них обучаются 36% всех школьников. Стоимость обучения одного ученика городской школы составляет 6,6 тыс. руб., сельской школы — от 7,8 до 15,4 тыс. руб. Налицо весьма существенная разница в стоимости обучения при том, что повышенные затраты не ком пенсируются качеством полученного образования. Перюход на нормативное финансирование с особой остротой высветил эту проблему. Затратность обучения сельского школь ника обусловлена необходимостью обеспечения фонда заработ ной платы избыточного количества педагогов и содержания школьных помещений. Происходит процесс перенасыщения сель ских школ педагогическими кадрами. Сегодня на одного сельс кого педагога области приходится 5, а в некоторых школах ос новного общего образования — 3 ученика (в целом по области — 9, по России — 17). Решение проблем сельской школы видится в оптимизации сети школ, организации подвоза детей, создании ресурсных центров, повышении эффективности целевой подготовки педа гогических кадров. Приоритетным в развитии сельской школы остаётся созда ние максимально возможных условий для получения сельскими детьми качественного образования, что особенно актуально в ус ловиях перехода системы общего образования к профильному обучению. Реализация идей профильного о^чения в практике работы общеобразовательных учреждений области рассматри вается как стратегическое направление обновления структуры и содержания общего образования. Внедрение информационных технологий в образовательную деятельность предполагает совершенствование использования возможностей компьютерной техники и коммуникационных сетей. В образовательных учреждениях 1 компьютер приходится на 20 обучаемых, к 1 сентября 2005 года к сети Интернет подключено более 400 школ. Особое внимание в деятельности учреждений образования уделяется сохранению и укреплению здоровья детей. Лишь каж дый десятый выпускник школы может считаться абсолютно здо ровым. Работа по сохранению и укреплению здоровья детей при обретает особую актуальность и предполагает как развитие уч реждений физкультурно-спортивной направленности, так и бо лее интенсивную работу по обеспечению здоровьесберегающих форм и технологий педагогического процесса. В большинстве общеобразовательных учреждений области введен третий дополнительный час физической культуры, основ ной смысловой нагрузкой которого является усиление ее воспи тательного значения. Реализуются мероприятия по развитию сети доступных детско-юношеских спортивных секций и популярных видов спорта. Для развития детского спорта и туризма за 2004- 2005 годы приобретено спортивного оборудования и инвентаря на общую сумму в 11,5 миллиона рублей. Организация полноценного питания детей — один из суще ственных элементов деятельности образования по охране здоро вья подрастающего поколения. 86% школьников и все учащиеся профессиональных училищ получают горячее питание. Система образования использует и такой ресурс охраны здо ровья детей, как организация их отдыха. Всеми видами отдыха и занятости детей в 2005 году было охвачено около 110 тыс.уча- щихся (86%). В лагерях дневного пребывания отдохнуло 49% школьников 5-11 классов, в загородных — 18%. Каждый третий школьник был занят общественно-полезным трудом. Санаторно- курсютное лечение прошли около 9000 детей (7%). Сохранение здоровья детей путем введения новых здоро вьесберегающих об[эазовательных технологий и активного раз вития физической культуры и спорта предусматривает оборудо вание спортивных площадок и обновление спортивного инвента ря в учреждениях образования. Восстановление воспитательных функций образования рассматривается как одна из главных за дач профессионального вклада педагогов в оздоровление обще ства. Текущее состояние системы профессионального образова ния области можно охарактеризовать как динамичный процесс ее качественных и количественных изменений, затрагивающих учреждения всех уровней образования — начального, среднего и высшего. Одним из примеров этой динамики служит значитель ный рост студенчества: в 2000 году на 10000 жителей области приходилось 21,2 студента, в 2004 году — 27 студентов. Система начального профессионального офазования обла сти в наибольшей степени испытывает сложности, характерные для всей отрасли. За последнее время произошло старение ос новных фондов, оснащённость техникой и оборудованием не со ответствует требованиям времени, происходит старение кадро вого потенциала, не ликвидирован отрыв от потребностей рынка труда. Многолетнее недофинансирование привело к проблеме нехватки средств не только на развитие системы начального про фессионального образования, но и на его функционирование. С 1 января 2005 года в связи с разграничением полномочий в ведение области были переданы 24 учреждения начального профессионального образования, на федеральном бюджете ос талось всего 3 учреждения. Контингент обучающихся составляет 14088 человек. В профессиональных училищах и лицеях области реализуются все уровни образовательных программ, предусмот ренные в Государственном стандарте начального профессиональ ного образования и Законе Российской Федерации «Об образо вании». Ежегодный объем подготовки квалифицированных рабочих кадров составляет 7,7 тыс. человек. Анализ потребности рынка труда области показывает, что наибольшее количество вакансий (8/,7%) составляют рабочие профессии. Начиная с 2006 года, на основании распоряжения администрации области от 29 июля 2005 г. № 560-р «О Порядке определения объёмов и профилей ежегодного приёма учащихся в образовательные учреждения начального профессионального образования Липецкого облас ти» численность приема учащихся и перечень профессий в уч реждениях начального профессионального образования области устанавливается на основе обобщения по объемам и профилям территориальных заявок на подготовку кадров. Таким образом, будет формироврться система государственного (областного) заказа на рабочие профессии. В области функционируют 25 учебных заведений, реализую щих образовательные программы среднего профессионального образования. Численность студентов составляет 22 тыс. человек. Прием на обучение в 2004 году составил 6,8 тыс. человек, выпуск специалистов со средним профессиональным образованием — 5,8 тыс. человек. В области насчитывается 3 государственных высших учеб ных заведения и 8 филиалов государственных вузов. Помимо этого работают 3 негосударственных высших учебных заведения и 7 Ф илиалов вузов г.г. Москвы, Воронежа, Нижнего Новгорода и рла. Число студентов учреждений высшего профессионального образования составляет 37,4 тыс. человек. В учреждениях выс шего профессионального образования области работают 1,9 тыс. преподавателей, 60% из которых имеют ученую степень и зва ние. Липецкая область, в частности Елецкий государственный уни верситет им. И.А. Бунина, одной из первых в России начала ра боту по интеграции профессионального образования. Созданы образовательные комплексы на базе Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина, Липецкого государственного пе дагогического университета и Липецкого государственного .тех нического университета. Опыт их работы показывает, что в рамках новых образова тельных структур достигается не только значительная экономия финансовых ресурсов, но и повышение качества образования за счет лучшего соотношения теоретической и практической подго товки, совершенствования кадрового потенциала. В области сформирован значительный научный потенциал. Более 1000 докторов и кандидатов наук заняты в различных сфе рах социально-экономического комплекса, из них 80% трудится в системе высшего профессионального образования. В их числе действительные члены, члены-корреспонденты российских, меж- дунмодных и зарубежных академий. Ежегодно растёт число докторов и кандидатов наук в учреж дениях высшего профессионального образования. В 2004 году защищено 63 диссертации на соискание учёной степени доктора и кандидата наук. Учёные и научные коллективы области участвуют в междуна родных, федеральных и межрегиональных научных программах, конкурсах грантов различных уровней, занимаются фундамен тальными и прикладными исследованиями, успешно ведут рабо ты на хоздоговорной основе с предприятиями области. За истек ший год ^ёными области выполнено для предприятий и органи заций области и других регионов научно-исследовательских ра бот на сумму свыше 24 млн. рублей, получено 52 патента на изоб ретения. В интересах сохранения и развития научного потенциа ла области, способствующего совершенствованию качества под готовки специалистов в вузах, областной Совет депутатов утвер дил Порядок оказания целевой финансовой поддержки научных исследований и разработок ученых Липецкой области и Положе ние об областной стипендии докторам и кандидатам наук, рабо тающим в государственных образовательных учреждениях выс шего и дополнительного профессионального образования, рас положенных на территории области. В условиях повышения требований к качеству образователь ных услуг, предоставляемых профессиональными образователь ными учреждениями, наиболее актуальными становятся: — укрепление их материально-технической базы, для чего не обходимо приобретение учебного оборудования, компьютерной техники, спортивного оборудования, мебели, учебной литерату ры; — усиление кадрового потенциала путем заключения догово ров с учреждениями высшего профессионального образования на целевую подготовку специалистов; — более тесная связь с потребностями рынка труда и ориен тация на мехедународные стандарты обучения, чему будут спо собствовать оптимизация и реструктуризация системы началь ного и среднего профессионального образования области, со здание ресурсных центров в системе начального профессиональ ного образования; — создание условий для привлечения в учреждения высшего профессионального образования области перспективных науч ных кадров и формирования научного потенциала в интересах развития социально-экономического комплекса области, чему должно способствовать участие учёных области в семинарах и конкурсах научных исследований. Важнейшей составляющей формирования духовно и интел лектуально развитой личности выступает система дополнитель ного образования и воспитания детей. В области работают 72 учреждения дополнительного образования детей по различным направлениям и профилям: спортивное, эколого-биологическое, техническое, туристическо-краеведческое и др. Их посещают бо лее 53 тыс. учащихся (40% всех школьников). Очевидна высокая востребованность программ дополнитель ного образования и воспитания. В городах области у детей име ется больше возможностей получать дополнительное образова ние по различным направлениям подготовки. Вместе с тем в сель ской местности ситуация значительно сложнее. В 18 сельских районах расположено лишь 24 учреждения дополнительного об разования детей. Только 19 тысяч детей (44%), живущих в сель ской местности, посещают секции, кружки, клубы соответствен но своим склонностям и интересам. Остаётся нерешенным вопрос привлечения в учреждения дополнительного образования подростков 12-15 лет, в том числе по причине недостаточного оснащения техническими средства ми и спортивным инвентарём кружков и клубов соответствую щей направленности. Улучшение материально-технической базы, расширение спек тра и объема услуг дополнительного образования области будет способствовать интеграции системы общего образования с до полнительным в условиях усиления воспитательной составляю щей образовательного процесса. Это позволит в большей степе ни обеспечить доступность услуг дополнительного образования. Государственные меры по социальной поддержке детей, ока завшихся в трудных жизненных ситуациях, осуществляются пу тем развития института, замещающего семью, и обеспечения функционирования учреждений государственной поддержки дет ства. В области существует нормативно-правовая база для мате риальной поддержки приемных и опекунских семей. В настоя щее время 2935 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживают в семьях усыновителей, опекунов и попе чителей. Созданы 86 приемных семей, в которые переданы на воспитание 134 ребенка. За последние четыре года из учрежде ний государственной поддержки детства на воспитание в новые семьи переданы 265 детей-сирот и детей, оставшихся без попе чения родителей. В настоящий момент актуальной является про паганда и распространение опыта семейного устройства детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для этого регулярно проводятся слеты опекунских и приемных семей, при емы у главы администрации области. Образовательные учреждения для детей-сирот и детей, ос тавшихся без попечения родителей, последовательно развива ют адаптационную и образовательною среду для воспитанников, которая обеспечивает необходимый уровень самостоятельности при решении жизненно важных проблем. В области работает 31 учреждение государственной поддер жки детства, в которых обучаются и воспитываются 3413 детей, в том числе 1556 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Создается единое образовательное пространство, включающее в себя сеть специализированных образовательных учреждений, осуществляющих образовательную, профессиональ ную и социальную реабилитацию детей, в том числе с ограни ченными возможностями здоровья. Развивается сеть учрежде ний, оказывающих психолого-педагогическую и медико-соци альную помощь детям. Одним из способов создания оптимальных условий для обес печения полноценного физического, нравственного, психическо го развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является создание кадетских классов. Особое внимание необходимо уделять вопросу трудоустрой ства детей-сирот, совершенствованию форм защиты личных имущественных прав несовершеннолетних, а также обеспечению жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попе чения родителей. Следует улучшить деятельность уполномочен ных служб по работе с семьей и предупреждению социального сиротства. Для 1709 детей с нарушениями интеллекта и недостатками физического развития организовано обучение в школах (31,7%), школах-интернатах (51,9%), специальных (коррекционных) шко лах-интернатах (16,4%). Такие дети требуют повышенного вни мания. Необходимо создание условии для: — получения ими специального дополнительного образова ния; разработки специализированных образовательных программ дополнительного образования и воспитания; — функционирования комплексных воспитательных систем в учреждениях государственной поддержки детства; — разработки педагогических средств, коррекционных и ре абилитационных технологий, методик дистанционного обучения для работы с больными детьми и инвалидами; — решения вопросов, связанных с профориентационной ра ботой и последующим трудоустройством детей с особыми про блемами в развитии. В конечном итоге вся деятельность в сфере образования на правлена на ребенка. Негативные явления в детской и молодеж ной среде, связанные с недостатками воспитания, ростом асо циального поведения, обязывают направлять силы на сохране ние и развитие духовного здоровья подрастающего поколения. Образовательные учреждения играют ведущую роль в духовном формировании и развитии подростков. Образование рассмат ривается как действенная воспитательная система, которая по могает ребенку в формировании его богатого внутреннего мира и самоопределении. 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Основной целью Программы является создание оптималь ных условий и дополнительных механизмов для обеспечения до ступного, качественного и конкурентоспособного образования для всех слоев населения области вне зависимости от места житель ства и доходов. Для достижения цели Программы необходимо решение сле дующих задач: — удовлетворение различных образовательных потребностей детей и молодежи в рамках дошкольного, школьного (включая коррекционное), дополнительного и профессионального образо вания; — укрепление статуса системы образования как фактора со циально-культурного и экономического развития области; — укреЛление материально-технической базы и ресурсного обеспечения системы образования; — сохранение и укрепление здоровья обучающихся на осно ве совершенствования образовательного процесса; — усиление воспитательных функций образования; — создание условий для повышения качества образования и воспитания в образовательных учреждениях; — повышение эффективности экономической и управленчес кой деятельности в сфере образования; — совершенствование системы кадрового обеспечения от расли; — усиление ориентации деятельности учреждений профес сионального образования на потребности рынка труда области. Реализация Программы рассчитана на период с 2006 по 2008 годы. 3 . СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ И СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Программа носит межведомственный характер, ее реализа ция во многом опирается на создание системы целевой поддер жки развития образовательных учреждений. Программа является основанием для принятия областных нормативных правовых актов, обеспечивающих необходимые ус ловия для развития системы образования. Программа предусматривает реализацию комплекса мер по приоритетным направлениям развития образования области. Это дает возможность концентрации ресурсов, точного определения стратегии и тактики решения практических задач, привлечения федеральных и других источников финансирования. Система программных мероприятий включает следующие разделы. Раздел 1. Ресурсное обеспечение качества и доступности образования В данный раздел входят мероприятия, финансируемые как напрямую из областного бюджета и адресованные областным образовательным учреждениям всех типов и видов, так и через выделение субсидий органам местного самоуправления. Пере чень мероприятий включает в себя: обновление компьютерной техники, программное обеспечение информатизации образова тельного процесса, обновление спортивного инвентаря, обору дование спортивных площадок, закупку современного медицинс кого оборудования, обновление кухонно-технологического обору дования, приобретение учебной мебели, оборудования и музы кальных инструментов, обновление парка автотранспорта, осна щение образовательного процесса игровым материалом. Пре дусмотрены мероприятия по обеспечению работы оздоровитель ного лагеря «Березка» для учащихся и студентов областных уч реждений начального и среднего профессионального образова ния. Мероприятия по повышению эффективности кадрового обес печения призваны укрепить кадровый потенциал учреждений образования. Для этого предусмотрена разработка научно-обо снованной методики расчета прогноза потребности области в педагогических кадрах, кадровое обеспечение инновационной деятельности ресурсных центров общего образования, проведе ние конкурсов профессионального мастерства, проведение при емов и церемоний награждения работников отрасли наградами, организация областного праздника «День учителя». Важную роль в этом направлении должно сыграть создание музея «История образования Липецкой области». В плане научно-методического обеспечения предусмотрено осуществление мероприятий по подготовке и изданию региональ ных учебных пособий, создание при образовательных учрежде ниях Медиатек, внедрение образовательных инноваций, обеспе чение учебниками учащихся льготных категорий. Раздел 2. Совершенствование структуры и содержания общего образования Область продолжит участие в экспериментах по введению Единого государственного экзамена и совершенствованию об щего образования. Предусматривается содействие муниципаль- (Окончание на 15-й стр .)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz